Продолжение…
Мученица Ирина Коринфская, дева
Пострадала в Коринфе в 258 году в день Святой Пасхи, примерно в то же время, что и мученик Леонид. Она жила вместе с другими христианами в пещере и проводила время в постоянных молитвах. По доносу язычников святая Ирина была схвачена воинами правителя и заключена в темницу. За безбоязненное исповедание Христа Истинным Богом святая Ирина приняла жестокие мучения. Ей отрезали язык, выбили зубы и, наконец, отсекли мечом голову.
Святой Фруктуоз Брагский
Сын испанского полководца, всю жизнь мечтавший о жизни отшельника. Часть состояния, унаследованного от отца, Фруктуоз раздал беднякам, поместье отдал под монастырь, а сам поселился в лесу отшельником. Однако, к нему постоянно приходили люди, желающие стать монахами, именно к нему, скрывавшемуся от людей, а не к тем, кто целенаправленно посвящал себя развитию монашества; бывают вещи, которые по определению не делаются “планово”. Правда, и Фруктуоз действовал необычно: он не только организовал два “обычных” монастыря, мужской (Комплут) и женский (Нона), но и монастырь для семей. Целые семьи принимали монашество, жили в одной обители, только отдельно селили отцов с сыновьями, отдельно жен с дочерьми, а когда дети вырастали, их отправляли в соответствующий мужской или женский монастырь. Разумеется, дело не просто в том, что семьи тогда были какие-то невероятно благочестивые, но и в том, что в монастырях искали убежища от невероятных невзгод своей эпохи. Фруктуоз был по воле короля сделан сперва епископом Думия, а в 656 г. архиепископом Браги.
Умирая, он попросил отнести себя в храм, где его положили на специально выложенный из костей крест, и так епископ и скончался.
(часовня св. Фруктуоза в Браге (9 .в.), Португалия)
Является автором свода монашеских правил. Мощи святого почивают в приходском храме, возведенном возле часовни, построенной для хранения мощей. в 12 веке мощи были похищены епископом Сантяго-де-Компостела, возвращены в 1966 году. Его влияние на развитие монашеской жизни на территории современной Португалии велико.
Преподобная Феодора Нижегородская, в миру Анастасия Ивановна, в иночестве Васса, княгиня, схимонахиня
Память 16 апреля и в Соборах Владимирских, Нижегородских святых
В миру Анастасия, дочь тверского боярина Иоанна и его супруги Анны, родилась в 1331 году. В 12 лет ее выдали замуж за нижегородского князя благоверного Андрея Константиновича. После 12 лет бездетной супружеской жизни, князь скончался, приняв монашество в 1365 году.
Святая княгиня прожила в миру еще 4 года, а затем даровала свободу всем слугам, раздала имущество и поступила в Нижегородский Зачатьевский монастырь, построенный ею еще при жизни супруга, на берегу р. Волги, при подошве Нижегородского кремля. Ее постригал святой Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский (+ 1385).
В иночестве святая часто пребывала без пищи день, два, а иногда и пять; ночи проводила в слезных молитвах, на теле носила власяницу. Она стяжала дар смирения и любви и все оскорбления переносила незлобиво. Пример строгой жизни преподобной Феодоры увлекал и других: в ее общежительной обители постригались княгини и боярыни, всего было около 100 сестер. Скончалась преподобная Феодора в 1378 году.
Мощи и почитание
Память благоверного князя Андрея и его супруги, без указания дня, отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов.
В XIX веке могила преподобной Феодоры находилась рядом с могилой ее мужа, в южном приделе храма-усыпальницы Нижегородских князей, в подземной частни построенного заново Нижегородского Преображенского собора. Здесь ежедневно совершались службы. В 1929 году собор был разрушен.
Мученик Михаил Вурлиот, Смирнский
Восемнадцатилетний юноша Михаил, простолюдин (медник по ремеслу), может служить блистательным примером искренности, глубины и действительности покаяния.
Встретившись с одним магометанином, он по неопытности поддался его влиянию и был доведен до того, что отрекся от христианства. Это случилось в начале Великого поста, и в первое время после своего отречения, находясь в услужении своего совратителя, стало быть, продолжая быть под его влиянием, несчастный юноша не сознавал всей бездны своего падения, не сознавал своей неизмеримой утраты...
Но вот наступила светлая Пасха Господня, великий христианский праздник, — и любовь ко Христу проснулась в сердце воспитавшегося в христианской вере... Привычным стремлением повлекло его в родной храм.
"Христос Воскрес! Христос Воскрес!" — встретили и окружили его там родные, заветные возгласы! Все ликовали... все приветствовали друг друга, сливаясь сердцем в братском, радостном целовании... Михаил, отступник от Бога, один оставался как бы чуждым всем... Он променял свой крест на чалму Магомета... С ним не делились христиане Божественною радостью... Ему ли место между славящими Воскресение Христа?
Но душа его также ликует и прославляет Господа и горит пламенною любовью... Он — не чужой, он — Христов, он чувствует, что не перестал быть Христовым... "Я — Твой! я — Твой вместе с Твоими!" — взывает вся душа его к Богу своего детства, — "и я пою и славлю: Христос Воскрес! и ничто не оторвет меня от Воскресшего Христа! И не умолкнет мой вопль к Нему до конца моей жизни... О, громко воспою я славу Отца моего в слух неверных! И ничем, кроме смерти, не принудят к молчанию уста мои, поющие Воскресшего Христа... Но смерти нет! Ее победил Воскресший... Он воскресил и мою умершую душу... Я снова живу.., люблю и исповедую Христа — Единого Бога!"
Спасение погибшего совершилось. С неизмеримым горем сознав свою вину, он воспылал неизмеримым порывом отрешиться от нее. Раскаяние охватило его душу и сожгло в ней грех...
— Не следует однако же потурчившемуся петь с нами: Христос Воскрес! — заметили иные христиане Михаилу, видя, что он принимает участие в праздновании Того, от Которого отрекся...
— Завтра же вы увидите, кто я такой! — сказал Михаил. И на следующее утро он отправляется к судье и говорит ему: "скажи, судья, не безрассуден ли и не смешон ли тот, кто променял золото на свинец? Не глуп ли такой поступок? Но если эта мена сделана по незнанию или обману, то рассуди: законна ли она, и можно ли обманутому взять назад свое золото и возвратить свинец?" — "И можно и законно", — отвечал судья.
— Если так, — сказал Михаил, — то разреши мне отдать обратно свинец, который мне дали за мое золото; разреши мне отступиться от ложной веры и возвратить себе золото — веру отцов моих...
И затем, в присутствии всех и во всеуслышание, Михаил исповедал Христа — Единым истинным Богом и Судьей всех.
Поражены были дерзостью юноши мусселим и все присутствующие Турки. Желая удержать в числе своих привлеченного к их вере христианского юношу, они употребили все меры, чтобы убедить его, но видя, что ни лестные обещания, ни угрозы, ни заключение в темнице не в состоянии поколебать его твердости в исповедании имени Христова — осудили его на смерть.
Радостно принял Михаил весть о своем смертном приговоре... Спокойно шел он на казнь, словами и знаками испрашивая прощения у всех собравшихся проводить его христиан, и, бестрепетно преклонив голову под меч, искупил свое отступление мученическою кончиною...
Три дня лежало без погребения его тело и потом было выброшено в море. Это было в Смирне, в 1772 году.
Волны принесли останки мученика Михаила к дальнему берегу и были найдены христианами, которые с честью предали их погребению в храме св. Фотинии.
Святой мученик Аврамий Болгарский, Владимирский чудотворец, память перенесения мощей из Болгар в город Владимир в 1229-м, 1230-м или 1231-м году
Память 1 апреля, 6 марта, в Неделю о расслабленном, в Соборе Владимирских святых
Этот богатый и знатный купец жил в Волжской Булгарии в конце XII-начале XIII вв. Жизнь этого человека сильно отличалась от жизни многих его земляков и соплеменников. Был он человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим, тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, - Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения). По Крещении святой евангельским словом, а - главное - христианским образом жизни несет апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31). Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии - Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.
В изумление пришли болгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Его соотечественники не только не изъявили сочувствия к проповеди святого мужа, но даже раздражились на проповедника, особенно когда увидали его непреклонность после многократных увещаний и советов оставить христианскую веру. Они стали Авраамия первоначально, как любимого всеми, уговаривать, чтоб оставил Христову веру. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника Христова имени, ему стали угрожать отнятием имения. На эти угрозы блаженный отвечал, что за Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места «яко не бытии на нем места цела и неуязвленна» (из акафиста мученику). Пытались заставить его замолчать, отречься от Христа, но было тщетно. Тогда болгары, рассвирепев, как звери, на исповедника много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, но укрепляемый благодатию Божиею, еще больше утвердился в святой любви к Искупителю мира. Тогда, видя его непреклонность в вере, злобные изуверы отвели за город и у колодца, недалеко от берега Волги отсекли ему сперва руки, потом ноги и главу. Так 1 апреля 1229 года с исповеданием истинной веры на устах отошел к своему Небесному Отцу этот милосердный и искренний человек Божий. Муромские купцы, бывшие тому свидетелями, погребли мученика на особом кладбище, «где погребались все христиане». Господь вскоре наказал жителей Великих Булгар за кровь Своего угодника страшным пожаром «... вскоре выгорел оный град Великий со многим и неисчисленным богатством!»
При гробе очень скоро начались знамения, послужившие поводом к почитанию святого, слух о которых распространился по всей Православной Руси. В 1230 году к благоверному владимирскому князю Георгию Всеволодовичу явились послы от волжских булгар просить мира (после шестилетней войны с Русью).
Князь Георгий согласился на их желание и, едва заключен был мир, послал в Булгары посольство для перенесения мощей мученика Христова. 9 марта 1230 года его мощи были перенесены во Владимир, в Княгинин монастырь (где и поныне хранится уцелевшая частица).
(Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире)
Незадолго до революции в с.Болгары были переданы древний образ святого с частицей его мощей и старая деревянная рака. Эти святыни были утеряны в период безбожного лихолетья. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, в безбожное время сберегавшаяся с благоговением жителями города по домам, ныне же находящаяся в Свято-Авраамиевском храме г. Болгара. Господь прославил Своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях, сохранились записи об исцелении больных. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.
Тропарь мученика Авраамия Болгарского
глас 4
Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.
Кондак мученика Авраамия Болгарского
глас 8
Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.
Ин кондак мученика Авраамия Болгарского
глас 3
Укрепився, славне, любовию Господнею/ и Того честный Крест на рамо взем, иго Господне,/ посрамил еси диаволя коварствия/ и пострадал еси даже до смерти,/ и сего ради, досточудне, явися страдалец велик, Авраамие,/ и оружником храбротаинник/ и участник Божия благодати.
Священномученик Константин Дмитриевич Жданов,местночтимый святой Полоцкой епархии
Память 16 апреля (Полоцк.) и в Соборе Белорусских святых
Родился 22 марта 1875 года в местечке Шарковщина Дисненского уезда Виленской губернии в семье священника Димитрия Владимировича Жданова. Мать Константина, София, занималась воспитанием детей и пела в церковном хоре. В семье Ждановых родилось девять детей. У Константина было четыре брата: Владимир (род. 1873), Иван (род. 1878), Ювеналий (род. 1886), Александр (умер во младенчестве) и четыре сестры: Надежда (род. 1876), Вера (род. 1881), Любовь (род. 1888) и Мария (род. 1890).
В 1892 году поступил в Виленскую духовную семинарию.
Спустя два года в связи со смертью матери он вынужден был оставить учебу. В 1895 году Константин устроился работать на Полесскую железную дорогу, чтобы помогать отцу содержать многочисленную семью. Тогда младшей сестре Марии не было еще и пяти лет, а старшая Надежда только окончила гимназию.
С сентября 1898 по апрель 1900 года Константин состоял на службе в Полтавском отделении государственного банка. Находясь вдали от родительского дома, он не раз приезжал навещать своего отца, братьев и сестер, о которых всегда проявлял самую нежную заботу.
В 1900 году Константин Дмитриевич женился на Анне Степановне, дочери служащего.
Вскоре, успешно сдав экзамены по богословским наукам при Литовской духовной консистории, Константин Жданов был возведен в сан диакона и определен к церкви деревни Юдищено Дисненского уезда. Однако его служение в Юдищено оказалось непродолжительным. Получив скорбное известие о смерти отца, диакон Константин подал прошение о перемещении на Старо-Шарковщинский Успенский приход, чтобы иметь возможность заботиться о своих младших, еще несовершеннолетних, братьях и сестрах. 1 апреля 1900 года прошение было удовлетворено резолюцией архиепископа Литовского Ювеналия (Половцева).
30 апреля 1900 года был рукоположен во священника епископом Ковенским Михаилом, викарием Литовской епархии, в Ковенском Петро-Павловском соборе, и был назначен настоятелем Успенского храма в местечке Шарковщина.
Матушка Анна во всем была опорой для своего супруга. С любовью и нежностью она относилась к младшим братьям и сестрам отца Константина, словно они были ее детьми. Пела в церковном хоре, принимала участие в жизни прихода.
В 1901 году отец Константин и старошарковщинские прихожане обратились с письменным прошением к архиепископу Литовскому и Виленскому Ювеналию о выделении денег на постройку нового храма на месте старого, пришедшего в ветхость (действовавшего с 1639 года), но строительство отложили.
В 1901–1902 годах стараниями отца Константина на собранные им средства были выстроены два причтовых дома (один – для священника, другой – для псаломщика и приходских нужд), сохранившиеся до настоящего времени.
В 1902 году у отца Константина родился сын Георгий.
В 1904 году отец Константин был назначен законоучителем Ждановского народного училища.
В том же году матушка Анна умерла в возрасте двадцати семи лет. На руках отца Константина остались, кроме осиротевшего двухлетнего сына Георгия, ещё не достигшие совершеннолетия родные брат Ювеналий и сёстры Любовь и Мария.
После смерти матушки Анны за хозяйством стала смотреть их прежняя домоправительница Шабловская Мария Леонтьевна, которая проживала в их семье ещё при отце Димитрии Жданове. По её словам, Ждановы были скромными, красивыми душой и лицом людьми. Отец Константин Жданов был талантливым проповедником и прихожане, стараясь не пропустить ни одного слова, с большим вниманием слушали его поучения. Он очень любил детей, и особое внимание проявлял к сиротам, помогал всем обездоленным и убогим, и за исполнение треб не только не брал с них никакой платы, но и сам старался снабдить их всем необходимым. Отец Константин никогда не отказывал просящим у него и при первой возможности помогал нуждающимся. Имеются документальные свидетельства, что для детей сирот отец Константин устроил два приюта.
Вопрос о финансировании строительства нового храма оставался открытым в течение нескольких лет. Только в 1906 году было получено архиерейское благословение от архиепископа Никандра на формирование строительного комитета под председательством иерея Константина. В 1907 году последовало разрешение императора Николая II и Литовской духовной консистории на возведение нового храма.
В марте 1908 года старошарковщинские прихожане смогли приступить к разборке обветшалой церкви, на месте которой предполагалось начать строительство. 3 июля 1908 года была совершена закладка нового храма Дисненским благочинным священником Николаем Рафаловичем.
После разборки старой церкви (с апреля 1908 года) и до времени освящения новой (13 ноября 1912 года) богослужения совершались в доме священника. Отец Константин собирал пожертвования на постройку церкви и среди своих знакомых заводских рабочих и прихожан, которые находились на заработках в городе. Для сбора средств на иконостас священник специально выезжал в Москву, где посещал дома купцов и других состоятельных людей. Собранных таким образом средств оказалось достаточно, чтобы устроить великолепный с золочёной отделкой иконостас, который находится в храме и поныне. Помимо денежных средств, необходимых для возведения нового храма, из Москвы отец Константин привёз много разных вещей из церковной утвари и ризницы. Пожертвованы были московскими купцами несколько икон, а также в Москве изготовили кипарисный престол и жертвенник на деньги благотворителей.
В 1908 году о. Константин назначен законоучителем Сосновского и Григоровщинского народных училищ.
13 ноября 1912 года состоялось освящение новопостроенной Свято-Успенской церкви, храм освятил Дисненский благочинный священник Николай Рафалович в сослужении отца Константина Жданова. В память о завершении строительства и о трудах, понесенных настоятелем иереем Константином, в храме и до настоящего времени хранится икона равноапостольного царя Константина. Она имеет особую дарственную надпись следующего содержания: «Сия икона сооружена нами, прихожанами Старо-Шарковщинской церкви, в благодарное и молитвенное воспоминание нам и нашим потомкам о нашем настоятеле – священнике отце Константине Дмитриевиче Жданове, соорудившим нам сей храм своими заботами и трудами на пожертвования благотворителей, главным образом Московских. Сооружена икона в 1912 году ко дню освящения храма».
В мае 1919 году о. Константин был арестован большевиками, когда возвращался домой после совершения требы. Узнав об аресте своего пастыря, прихожане пытались спасти его: просили отпустить, предлагали выкуп. Однако их усилия оказались тщетными. Власти решили расстрелять священника, но, опасаясь народного возмущения, отправили его в Дисну (50 км. от Шарковщины). Вместе с отцом Константином под арестом содержался и священник Язненской церкви Михаил Синявский, который впоследствии чудом остался в живых. Он свидетельствует:
"Ночью, поиздевавшись над заключёнными, их предали смерти. Среди обречённых на казнь был и отец Константин Жданов. Женщин, которые были вместе с ними, конвоиры расстреляли около Дисны, а священников повели дальше, кустами. Все трое конвоиров были пьяными: Фома Ботвиненок, Александр Липский и Михаил Ваштай. Я предложил отцу Константину бежать, но он на это предложение ответил: «Я никому ничего плохого не сделал. Что Бог пошлёт, то и буду терпеть»".
После этого священник Михаил Синявский спрятался в кустах, а отца Константина конвоиры заставили выкопать себе могилу и затем бросили его туда. Священник, встав на ноги, из могилы начал уговаривать конвоиров не совершать грех смертоубийства. В ответ на уговоры священника конвоиры стали бить его лопатой по голове, по рукам, отсекли ухо, рвали на голове волосы. Потом убийцы спросили, имеет ли он последнее желание перед смертью. Отец Константин попросил разрешения помолиться. Ему позволили. После молитвы конвоиры оглушили отца Константина и упавшего на дно ямы священника забросали землёй. Прихожане не сразу узнали о смерти священника и все еще собирали подписи под новой петицией в его защиту. Мария Шабловская, которая была домохозяйкой у отца Константина, вскоре повезла прошение в г.Дисну и там узнала о случившейся трагедии. Тогда трое верующих – Мария, Иван (отец нынешнего казначея церкви в г. Дисне Любови Атрахимович) и Григорий Вишневский (отец дисненского прихожанина Геннадия Вишневского) извлекли из могилы тело священника. Оказалось, что отец Константин сразу не умер: когда его ранили, оглушили и забросали землёй, то он пришел в сознание и пытался выбраться из могилы - это было видно по положению тела. До поверхности оставалось совсем мало, однако не хватило сил и воздуха.
Отец Константин был убит 29 апреля 1919 года неподалеку от города Дисны.
15 июня 1919 года на общем собрании коммунистов Литвы и Белоруссии, созванного по инициативе Виленского губвоенкома выяснилось, что
"… во время подхода к Дисне [польских] легионеров местной организацией были мобилизованы коммунисты и создан отряд, который перешел в распоряжение военных властей … потом этот отряд отзывают гражданские власти … дисненские «коммунисты» выносят постановление, чтобы отозвать с фронта коммунистов, а красноармейцев оставить. … После ареста членов исполкома выяснилось много делишек: без всяких приговоров расстреливали многих … только по личным счетам. Расстреливали попов, контрреволюционеров … с заложников брали взятки и освобождали их … Взяли человека и ведут расстреливать, он дает 15 000 рублей и его освобождают … В Дисне ответственные работники не на высоте. У них нашли и самогонку, и мануфактуру, и все, чем старались запастись и обеспечить себя … Любимые слова: «бандиты» и «стрельнуть» с языка диктатора [уезда] не сходили … Не все расстрелы санкционировались [партией] … Довели население до отчаяния".
24 июня 1919 года состоялось общее собрание членов Дисненской организации коммунистической партии Литвы и Белоруссии, на котором обсуждался вопрос о вскрытии могилы семи человек, расстрелянных бывшим Дисненским исполкомом. Следственная комиссия выдала тела погибших их родственникам без разрешения парткома и ревкома. Было решено:
«Категорически протестуя против необдуманной выдачи тел расстрелянных без предварительного обсуждения этого вопроса в Партии и Ревкоме, предлагается, во избежание возможности вредной агитации среди населения, принять самые энергичные меры к тому, чтобы при погребении выданных следственной комиссией тел не наблюдались никакие демонстрации, процессии и т.д. Следить за тем, чтобы не было никаких эксцессов».
Отец Константин был погребен с почестями 25 июня 1919 года в склепе под алтарем Дисненской кладбищенской Одигитриевской церкви. В память о своём настоятеле прихожане поместили на стене Свято-Успенского храма м.Шарковщина его портрет, выполненный на основе сохранившейся фотографии.
Мощи и почитание
На протяжении всего этого времени православные Шарковщины и Дисны, знавшие о праведной жизни и мученической кончине отца Константина, почитали его как священномученика. Верующие неоднократно ходатайствовали перед епархиальными архиереями о его церковном прославлении. В течение многих лет собирались необходимые материалы.
20 августа 2008 года, по благословению архиепископа Полоцкого Феодосия, нетленные мощи священномученика Константина были извлечены из-под спуда и перенесены в Воскресенский храм города Дисны.
В 2009 году на Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви было принято решение о церковном прославлении иерея Константина Жданова.
(Прославление сщмч. Константина Жданова)
В связи с готовящейся канонизацией иерея Константина его честные останки в декабре 2010 года были доставлены в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, где совершалось их переоблачение и освидетельствование. В Полоцкой обители мощи священномученика пребывали до дня его церковного прославления.
4 июня 2011 года в древнем храме Воскресения Христова города Дисны Витебской области состоялась божественная литургия и чин канонизации священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского, в лике местночтимых святых Полоцкой епархии, которую возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев).
О прославлении священномученика Константина Жданова и посмотреть фотографии об этом радостном событии можно тут:
http://spas-monastery.by/events/archive/846/
(Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, Полоцк, Беларусь, здесь в настоящее время в раке покоятся мощи сщмч. Константина Жданова)
Тропарь
глас 8
Верою и благочестием измлада воспитан,/добрый пастырь явися порученному стаду,/ во иереех мученик Твой, Господи, Константин,/ храм и приход непорочны в руце Твоей положи:/ ихже спасай всегда в мире,// молитвами Богородицы, Eдине Человеколюбче.
Кондак
глас 6
Блажен путь, имже шествовал еси, отче Константине,/ званию своему достойно служение совершая,/ от безбожных поругание и смерть приял еси,/ мученическим венцем украсився/ и цельбо носными мощами освятив землю Полотскую,/ за град и люди ходатай верен пребываеши;/ молися Богу о всех почитающих тя.
Величание
Величаем тя,/ святый священномучениче Константине,/ и чтим честная страдания твоя,// яже за Христа претерпел еси.