filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

10 (23) апреля 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…



Священномученик Мисаил Шацкий, архиепископ Рязанский и Муромский, чудотворец

Священномученик Мисаил Шацкий, архиепископ Рязанский и Муромский

Память 9 апреля (Рязан., Липецк.), 10 апреля (Рязанск., Тамбовск.), в Соборах Липецких, Рязанских и Тамбовских святых


Родился в селе Грузине, Новгородской епархии.
Монашескую жизнь начал в Новгородском Деревяницком монастыре. Отличался благочестивой жизнью. Братией монастыря был избран во игумена. Своим благочестием и опытностью в духовной жизни он обратил внимание Новгородского митрополита Никона, будущего патриарха, который указал на Мисаила, как на достойного преемника почившему владыке Рязанскому.

13 апреля 1651 года был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в достоинство архиепископа.
Вступив в управление Рязанской епархией, архипастырь нашел упущения в монастырях и среди белого духовенства. Ревнуя о славе Божией, святитель Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой преподал ей отеческие увещания. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы. Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нем как об архипастыре умном, высоко нравственном. Сильный духом и ревностью к вере, Мисаил боролся главным образом против повального народного пьянства и против религиозного безразличия, проявлявшегося в крайней и массовой холодности к Церкви.
С первого же года своего архипастырства архиепископ Мисаил обнаружил неутомимую деятельность. Он отечески вникал в частную жизнь подчиненного ему духовенства и во все праздники звал свою братию к своему столу. С силою восстал против корчемников и их досмотрщиков, которые систематически спаивали народ, и изгнал их из епархии. Всех вдовых священников, подававших повод к соблазну силой постригал в монашество и отсылал в монастыри.
Святитель очень любил совершать богослужения, причем совершал их всегда торжественно и пышно. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всем, он во время церковной службы одевался в дорогие одежды, желая и внешним видом прославить Церковь. Владыка Мисаил был усердным почитателем Рязанского первосвятителя Василия.

Основная же заслуга святителя Мисаила состоит в том, что он взял на себя подвиг апостольского служения по просвещению инородцев Рязанского края. В первые годы святительства он возложил это дело на монаха Артемия, так как сам много занимался приведением в порядок епархиальных дел, затем был вызван патриархом Никоном в Москву на Собор по исправлению богослужебных книг. В 1654 году владыка Мисаил испросил у патриарха благословения на проповедь среди мордвы и татар. Получив патриаршую и царскую грамоты, самоотверженный архипастырь с несколькими священниками сам отправился в мордовские селения. Он переезжал из одного селения в другое, проповедуя слово Божие. Проповедь святителя имела успех. Более 300 язычников приняли святое крещение.
Затем он вторично предпринял поездку и более года провел в апостольских трудах, окрестив при этом 4200 человек мордвы и татар в Шацком и Тамбовском уездах. В Касимове крещены им два царевича; к Православию присоединялись иногда целые селения. Однако, его проповедь на этот раз встретила упорное противодействие со стороны магометан и язычников. Для успешного продвижения дела ему пришлось опереться на гражданскую власть.

В феврале следующего года святитель снова отправился на проповедь в Шацкий уезд. Опасность для владыки всё росла. Многие мордовцы упорно сопротивлялись распространению христианства, поэтому были враждебно настроены по отношению к архипастырю. Но святителя ничто не останавливало, он шел в самые отдаленные места. Последнее путешествие окончилось для архипастыря трагически. Язычники, видя успех проповеди святителя, решили убить его. Собравшись в количестве 500 человек, они в деревне Ямбирно с оружием в руках ожидали неутомимого проповедника. Когда архиепископ приблизился в этой деревне, мордовцы вышли из своей засады и пустили в святителя тучу стрел, одна из которых пронзила левую руку и грудь святителя.

Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово, где после 11 дней страданий, он мирно отошел ко Господу 9 или 10 апреля 1655 или 1656 года, в четверг на Светлой седмице. По желанию святителя он был погребен близ Чернеева монастыря у церкви святого Мины, в лесу.
В следующем же году по воле патриарха Никона и царя Алексея Михайловича тело его было перенесено в Рязанский Архангельский собор. Святитель Мисаил стал первым мучеником Тамбовской земли.

В 1987 году был прославлен как местночтимый святой Рязанской епархии, в 1988 - Тамбовской, а в 2011 году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Тропарь

глас 5
Богому́дре святи́телю,/ архиере́ев сла́ва и си́рых защи́тниче,/ ре́вностный пропове́дниче Христо́ва Ева́нгелия:/ Утверди́л еси́ ве́рою сердца́ неутвержде́нная:/ свяще́нную оде́жду омочи́в в кро́ви,/ я́ко му́ченик и па́стырь просла́вился еси́,/ священному́чениче Мисаи́ле,/ моли́ся приле́жно Влады́це Христу́ о все́х нас',/ почита́ющих святу́ю па́мять твою́,/ да вы́шняго Прича́стия сподо́бимся// и Све́та невече́рняго.

Кондак
глас тот же
Бо́г просла́ви ны́не уго́дника Своего́,/ обре́тением честны́х моще́й,/ и́бо неистощи́ма е́сть си́ла Бо́жия чудоде́йствующая./ Священному́чениче Мисаи́ле,/ уго́ден бы́л еси́ Бо́гови,/ получи́в посе́щение во избра́нных Его́,/ простри́ на́м ру́ку по́мощи хода́тайством твои́м// и испра́ви пу́ть на́ш ко спасе́нию.


Мученик Дим (Димитрий) Смирнский, рыбак

Мученик Дим (Димитрий) Смирнский, рыбак


Родился в окрестностях Адрианополя в 1738 году. Служил рыбаком у одного турка, которому принадлежал рыбный садок недалеко от Смирны. Условия работы были тяжелыми, и между хозяином и работником случился конфликт. Раздосадованный турок оклеветал святого Дима, заявив, будто тот выражал желание принять ислам. Святой Дим ответил, что это ложь, и исповедал себя христианином. Приведенный на суд, он перенес бичевание, но остался тверд в вере. За это его заковали в ножные кандалы, в которые для усиления боли были забиты кирпичи и другие острые предметы, и бросили в темницу. Один человек с острова Лесбос по имени Николай посетил святого Дима в заточении, чтобы поддержать его и укрепить в решимости.

Трижды вызываемый из темницы на допрос, Дим остался непоколебим. Он был обезглавлен 10 апреля 1763 года. После казни мученика христиане выкупили его честные останки и с честью погребли в храме святого Георгия. Его могила вскоре сделалась местом паломничества и источником исцелений для смирнских христиан.


179 преподобномучеников Дау-Пенделийских

179 преподобномучеников Дау-Пенделийских

Память 10 апреля (Греч.) и во вторник Светлой Седмицы (Греч.)

Преподобномученики Пантократорской обители в Дау-Пендели пострадали день Святой Пасхи 1680 года. В то время монастырь был оплотом Православия и греческого самосознания в Аттике, здесь собралась многочисленная и ревностная братия, совершавшая непрерывное - "неусыпаемое" - богослужение.
Среди рабочих трудившихся в монастыре нашелся ненавистник, который на Пасху провел в монастырь тайным ходом алжирских пиратов-грабителей. В то время все отцы стояли на богослужении с зажженными свечами и пели пасхальные песнопения. Разбойники вероломно напали на монахов и не оставили в живых никого, порубив саблями 179 человек. После этой бойни весь монастырь был залит кровью. Пираты же, ограбив обитель, покинули её.
Из всей братии только один иеромонах, отлучившийся в монастырское подворье в Героцакули (Γεροτσακούλι), остался в живых. Он нашёл изрубленные на куски тела своих собратий, вернувшись в обитель на следующий день, и похоронил их по-христиански.

Но на протяжении веков место погребения 179 преподобномучеников оставалось неизвестным, вплоть до сентября 1965 года, когда во время реставрации обители были найдены их захоронения. Пролежавшие в земле почти 300 лет мощи источали небесное благоухание. 14 августа 1992 года решением Священного Синода Константинопольского Патриархата 179 преподобномучеников обители были причислены к лику святых, а их мощи поставлены для поклонения верующих. От этой великой святыни изливаются благословения чудотворений, о чем свидетельствуют и сестры возрожденного монастыря - теперь он стал женским - и множество паломников.


Преподобномученик Хрисанф Ксенофонтский (греч. Ξενοφωντινός), Афонский


Монах Афонского Ксенофонтского монастыря.
Мученически пострадал в Константинополе в день Пасхи, 10 апреля 1821 года, был обезглавлен турками.


Святитель Мильтиад (Мельхиад), папа Римский


свт. Мильтиад (Мельхиад) папа римский


Уроженец Африки, потому известен также под именем Мельхиада Африканского. Взошёл на Римский папский престол 2 июля 311 года, став последним римским епископом эпохи гонений. Уже в начале его первосвятительства стало возможно обращаться к префекту города с прошением о восстановлении ранее конфискованной церковной собственности, на что папа уполномочил римских диаконов Стратона и Кассиана. Затем знаком кардинального поворота жизни Церкви в Римской империи стал дар, полученный папой от императора Константина Великого - Латеранский дворец, который с тех пор сделался папской резиденцией.

Время его понтификата совпало с внутрицерковными разногласиями, связанными с донатистскими спорами, для разрешения которых в 313 году был созван Латеранский Собор, проходивший под председательством папы. На Соборе Мильтиад поддержал Кекилиана, благодаря чему ересь донатистов была осуждена, а сам Донат - анафематствован.

По воле епископа Мильтиада честные останки его предшественника, святого Евсевия, были перенесены в Рим и положены в катакобмах Каллиста.

Скончался 10 или 11 декабря 314 года.

Память


По кончине папа Мильтиад был погребён в катакомбах Каллиста и почитался святым. В IV веке, согласно "Иеронимову мартирологу", Римская Церковь отмечала его память 10 января.

"Liber Pontificalis" - вероятно ошибочно - приписывает ему введение запрета поститься по четвергам и воскресеньям, а также правила распределять освящённый папой Святые Дары по всем церквам Рима. Одно время в "Римском мартирологе" указывалось, что святой Мильтиад был умучен при императоре Максимине, что, однако, противоречит известной дате кончины папы. Именно эта версия, будучи внесена в греческие синаксари, стала причиной изображения святого Мильтиада как мученика на греческих иконах.
На начало XXI века "Британская энциклопедия" писала, что "Мильтиад считается мучеником за страдания, понесенные ранее при римском императоре Максимиане"; Римо-католическая церковь в официальных материалах о его мученичестве не упоминала. В новой редакции римо-католического "Римского мартиролога" память его значилась под 10 декабря.


Мученики Терентий, Помпий, Африкан, Максим, Зинон, Александр и Феодор

мчч_Терентий_и_дружина_Помпий_Африкан_Максим_Зинон_Александр_Феодор


Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249 - 251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.
Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями - Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.

Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: "Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей". Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.

После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.


Тропарь мученикам
Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.

Кондак мученикам Африкану, Публию и Терентию
глас 2
Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и дружины его./ Темже убо стецемся, да приимем исцеления,/ сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго// исцеляти недуги душ наших.


Преподобномученица Анастасия Угличская, игумения Угличского Богоявленского монастыря и иже с нею


Образ святых блаженных убиенных игумении Анастасии, двух иереов, двух чтецов, тридесяти пяти инокинь, двухсот дев, шестидесяти жен
(Образ святых блаженных убиенных игумении Анастасии, двух иереов, двух чтецов, тридесяти пяти инокинь, двухсот дев, шестидесяти жен)

Память 19 марта (вероятно, день убиения), 10 апреля и 22 декабря (дни тезоименитства), в Соборе Ростово-Ярославских святых, в субботу мясопустную и 14 мая
(общая панихидная память убиенных в Угличе в годы польско-литовской интервенции)


Сведения о ней содержатся в «Угличском летописце» (XVIII в.). В Смутное время при разорении Углича польско-литовские отряды разграбили и сожгли Угличский Богоявленский монастырь, а его насельницы - 35 инокинь и с ними 2 иерея, 2 чтеца, 200 дев и 60 жен - были замучены, их останки были погребены на Благовещенском погосте.

До начала XIX в. могила «убиенныя игумении с дружиною» находилась на Благовещенской улице, вблизи Благовещенской и Флоровской церквей. В 1870-х гг. могила прмц. Анастасии оказалась во дворе одного из домов. Могила была обнесена палисадником, на ней стоял памятник из белого камня и крест, в который была вставлена икона Божией Матери «Страстная». Жители поддерживали горение лампады и обращались к игумении за помощью, существовала рукописная молитва преподобномученице Анастасии.

В настоящее время на территории Угличского кремля, где находился прежде Богоявленский монастырь, установлен памятный крест.


Пророчица Олдама (или Олдана)


Жила в первой половине VII в. до н.э., была женой Шаллума, хранителя одежд, современница пророков Иеремии и Софонии, может быть в начале их пророческого служения.

Когда священник Хелкия нашел список с книги Закона, чтение которого встревожило царя Иосию, то пророчица Олдама, к которой по повелению царя обратились за разъяснением за царя, за народ и за всю Иудею о словах найденной книги, произнесла замечательное пророчество о судьбе Израильтян (4 Цар. 22:14-20, 2 Пар. 34:14-28).

«сé, áзъ наведý злáя на мѣ́сто сié и на обитáющихъ въ нéмъ вся́ словесá, я́же пи́сана сýть въ кни́зѣ прочтéннѣй предъ царéмъ Иýдинымъ,
занé остáвиша мя́ и кадя́ху богóмъ чужди́мъ, да прогнѣ́ваютъ мя́ во всѣ́хъ дѣ́лѣхъ рýкъ свои́хъ: и разгорѣ́ся я́рость моя́ на мѣ́сто сié и не угаси́тся
» (2Пар. 34: 24-25).

Пользуясь высоким уважением при жизни, она и по смерти была почтена особою честью, так как, по преданию раввинов, была похоронена в стенах самого Иерусалима.

Преподобномученики Беокка (Beocca) игумен, Этор (Hethor, Ethor) иеромонах и с ними 90 монахов

Насельники монастыря Чертси графства Суррей приняли мученическую кончину от рук язычников-данов (датчан).
К руинам Чертсийского монастыря до сих пор совершаются паломничества. Преподобномученикам Чертсийским составлена православная служба.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
O venerable martyrs of the Lord,/ mindful of the Sacred Scriptures,/ ye did not resist the rage of the heathen,/ but gave place unto their wrath;/ and blessing those who cursed you,/ ye bowed your necks beneath their swords,/ surrendering your souls into the hands of your Lord,// Who alone is good and loveth mankind.
Кондак, глас 2
Having fled from the din of this tumultuous world to the calm and quiet haven of the Abbey of Chertsey, ye strove tirelessly in ascetic stillness and bravely shed your lives' blood for Christ, O venerable martyrs; wherefore, ye dwell now with the saints and angels on high.


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments