Священномученик Павел Войнарский, иерей и иже с ним мученики Павел и Алексий

На карте Российской империи Бердянск появился попечением генерал-губернатора князя М.С. Воронцова. В 1824 году он поручил адмиралу А. Грейгу снарядить экспедицию во главе с капитаном второго ранга Крицким и геодезистом Манганари, чтобы отыскать удобное место для пристани в северном Приазовье. В своем рапорте капитан писал: «Бердянская коса превосходит неимоверно достоинством своим Обиточную, и на ней Вы можете завести пристань и порт, который разве Севастополю уступит».
3 ноября 1827 года князь Воронцов оформил акт об отмежевании земли для причала и города, и в том же году была сооружена пристань. Город стал развиваться на морской отмели возле большой бухты, у подножья береговой подошвы неподалеку от лиманов, образованных речкой Бердою, в честь которой город и получил свое татарское название. Следуя из Мариуполя в Крым в октябре 1828 года, государь Николай I сам убедился в правильности принятого решения. Великая держава заложила еще один город на малолюдных просторах у Азовского моря.
В 1842 году Бердянск стал уездным городом, но до его включения 1898 году в сеть железных дорог был почти изолирован от всей страны и жил обособленной жизнью, сосредоточивая интересы на торговле своей замечательной пшеницей с Европой через греческие и итальянские посреднические конторы.

(Бердянск, вид на город с парахода, нач. XX века)
Неторопливое благополучие, неуклонно набиравшее силу в начале XX века, казалось бы, осветило страну надеждой прогресса. Но, как вскоре выяснилось и стало для многих очевидным, прогресс бывает разным.
Уже в 1916 году во время кровопролитной войны, утратившие живую связь с Отечеством, рабочие Азово-Черноморского завода командировали в Петроград слесаря-подпольщика А. Могильного (Прим.Впоследствии он стал секретарем В. Молотова, был арестован и отдан под суд. Не выдержав испытаний, он в 1936 году выбросился с четвертого этажа.) за нелегальной литературой. В то время все заводы города работали на оборону. От постоянно распространявшихся листовок настроение в среде рабочих становилось взрывоопасным, и для поддержания порядка сторожевая охрана завода была заменена более надежной полицией, которая обыскивала рабочих при входе и выходе.
После февральской революции рабочие 18 апреля устроили митинг, на котором потребовали освободить из тюрем всех политических заключенных.
В конце сентября 1917 года в помещении мужской гимназии большевики провели выборы в Первый революционный совет, который расположился в доме купца Езрубильского. Вскоре была организована Красная гвардия. Рабочие, разбитые на десятки, обучались военному делу и на работу ходили вооруженные. Начались революционные грабежи. Участник событий вспоминал: «Нас, полтора десятка красногвардейцев, послали на Садовую улицу к помещику Бессонову. Дом окружило восемь человек, вовнутрь прошло шесть. Там обнаружили двух офицеров, которые были арестованы и отправлены в тюрьму. Изъяты были одна винтовка, два револьвера и две сабли. Хозяину дома предъявили ордер на изъятие золота, которое нашли в специальных железных ящиках, около двадцати килограммов <...>. В другой раз изъяли золото у Фомы Сопина, крупного землевладельца, проживавшего в собственном доме по улице Вознесенской. Отряд был в прежнем составе. Запомнилась подробность: когда Сопину предъявили ордер на изъятие золота, он долго смотрел на вошедших, а его жена сидела на длинном и низком сундуке, потом он ей сказал: «Встань и открой сундук!» и вынул оттуда кожаный мешочек с золотом килограммов на пять и со словами: «Мне этого добра не жалко», отдал участнику операции Козлову».
Вскоре произошла Октябрьская революция…
К 18 апреля 1918 года горожане насытились властью многословных большевиков и во главе с полковником Абольянцем и прапорщиком Панасенко оказали им сопротивление. Испуганный Первый революционный совет попросил военную помощь из Севастополя. Между тем приближались немцы. Недалеко от города находились дроздовцы. Запаниковавшие революционеры стали поспешно грузить на корабли материальные ценности, но им помешали офицеры. Стычки закончились арестом членов Совета. 20 апреля прибыли севастопольские корабли и, оставаясь на рейде предъявили ультиматум: немедленно освободить всех арестованных (26 человек), сдать оружие и передать всю власть в руки Советов. «В случае неисполнения нашего ультиматума будем бомбить город и возьмем его силой», — заявили севастопольцы. Чтобы затянуть время, парламентарии дважды поднимались на корабль «Садко». В качестве заложника матросы оставили Панасенко и, когда поняли, что их ультиматум игнорируется, демонстративно расстреляли его на палубе.
Попытка краснофлотцев высадить десант не увенчалась успехом - помешал шквальный огонь, открытый с берега. Перед отходом 22 апреля корабли обстреляли город, оставив на многих домах печальные следы своего пребывания. Вскоре Бердянск был оккупирован немцами, а после них снова большевиками.
Прибывшего в город 28 марта Н.И. Махно большевики встретили торжественно и разместили его штаб в гостинице «Бристоль». С его помощью они надеялись укрепить свою власть, но их надежды не оправдались.
Махновцы взорвали городскую тюрьму и освободили всех заключенных; расстреляли не успевших сесть на корабли белых офицеров. В тот же день они провели митинг в театре, на котором выступил сам Нестор Иванович и рассказал горожанам, какая жизнь будет при анархизме.
На следующий день на домах и заборах красовался приказ штаба Махно: «Всем больницам, аптекам и обывателям города все имеющееся наличие спирта немедленно сдать в штаб Махно. За невыполнение будет наказание». И подпись: «Командир первой советской красной бригады - батько Махно». Очевидец событий писал: «По городу пошли грабежи и побоища, всюду пошла пьянка, на роялях раскладывали костры. Из материалов, содранных с диванов, шили себе брюки и разные кафтаны. В последующие дни пьянка и мародерство махновцев увеличились».

(Нестор Махно)
Крестьян бесцеремонно грабили, и они перестали привозить в город продукты. Большевики создали продармейские бригады, которые наряду с махновцами, разъезжая по селам, отбирали у крестьян последнее, из-за чего между ними постоянно происходили кровавые стычки.
Между тем другая часть махновцев в городе, имевшем огромные запасы вина, продолжала повальное пьянство. Не дожидаясь, пока его выпьют, люди стали выливать вино в канавы, но это махновцев не остановило. Утром они лежали пьяные возле канав, немало было и захлебнувшихся. Тогда вино стали выливать в море. Но энтузиасты находили вожделенный напиток в подвалах частных домов. И только в начале июля махновцы оставили измученный город.
На Рождество Христово 7 января 1919 года по приказу председателя Всеукраинского Революционного комитета Г.И. Петровского в Бердянск прибыл латышский полк под командованием Балицкого и разместился в старой царской казарме, а штаб занял дом дворянского собрания. Балицкий создал ревком и провел несколько митингов. Чтобы хоть как-то успокоить людей, по всему городу были расклеены воззвания, призывавшие к соблюдению порядка и спокойствия. С этого момента стали съезжаться коммунисты и занимать вакантные руководящие должности. Но теснимые врангелевскими войсками, они под прикрытием конного отряда И. Поднебесного четыре раза отступали на Мариуполь и возвращались обратно.
В том же году большевики совершили еще одно злодеяние, пролив невинную кровь протоиерея Павла Войнарского. О нем известно немного. Родился в 1867 году. По окончании Таврической духовной семинарии был законоучителем в земской школе. В 1894 году рукоположен в дьякона, а через некоторое время во иерея. До 1904 года служил в храме Архистратига Михаила в селе Новотроицком, а после - в селе Юрьевке. В 1906 году труды протоиерея Павла были отмечены архиерейской грамотой. После революции священника трижды арестовывали за то, что его сын был офицером, но по требованию крестьян всякий раз выпускали. Протоиерей Михаил Польский пишет: «25 марта 1919 года при выходе из церкви он был снова арестован. Он этого ожидал, но не хотел оставить прихожан. Матушка его была укрыта крестьянами.
Отца Павла и двух крестьян — Павла и Алексея Кирьян увезли в село Новоспасское Екатеринославской губернии, ярко большевистского настроения и до революции считавшееся Разбойничьим селом. Здесь 29 марта отец Павел был убит: 11 пулевых ран и несколько штыковых. Братья Кирьян были также расстреляны, но, видимо, их били перед смертью, так как трупы были покрыты синяками».
Это было начало. Холодный ужас, рожденный новой властью, неотвратимо входил в кровь и сознание людей, однозначно давая понять каждому история может быть иной, чем ее представляют.
В первых числах декабря 1920 года стало известно, что на Бердянск готовится налет махновцев со стороны села Новоспасского. На партийном совещании было решено принять бой за чертой города. Ожидали, что махновцы начнут наступать с восточной стороны, но тем не менее установили посты и дозоры вокруг всего города. В течение 10 дней волонтеры новой власти дежурили днем и ночью. Жители города, еще не привыкнув к большевикам, со страхом ожидали махновцев. В ночь на 12 декабря погода была тихая, прошел небольшой снег. Земля побелела, и стало видно намного дальше. Около 5 часов утра заговорил пулемет. Махновцы под руководством Трифона Вдовиченко двигались к восточной части города. Вскоре, чтобы избежать полного окружения, красноармейцы, отстреливаясь, попытались отойти по направлению к Петропавловской церкви. Первый рукопашный бой с махновцами приняла 30-я дивизия, которая находилась на Базарной улице. Сразу же было убито 10-11 человек. Стрелять было нечем. Гарцуя на лошадях, махновцы стали рубить направо и налево; стоны, крик, ругань, отдельные выстрелы, ржание лошадей - все смешалось. Под их напором большевики побежали к морю, и конные махновцы не решились преследовать их по тонкому льду, что многих спасло от неминуемой гибели.
После боя налетчики бросились грабить мирных жителей и к трем часам дня покинули город. В тот день большевики потеряли 86 человек, но горожан было убито еще больше. Местные жители хоронили своих погибших отдельно.
Разбитые и опрокинутые, но не утратившие революционного оптимизма, большевики к вечеру собрались у здания своего штаба и провели митинг. Создали похоронную комиссию и приступили к изготовлению гробов. Через три дня состоялись грандиозные похороны, посмотреть на которые вышли все жители города. Еще непривычная в таких случаях музыка, сопровождавшая процессию, рождала дурные предчувствия.
В 1921 году голод в Бердянске достиг ужасающих размеров, появилось людоедство, и вскоре население города сократилось почти втрое - с тридцати тысяч до двенадцати.
(по материалам: Протоиерей Николай Доненко. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2001. Полностью книгу можно почитать тут: http://www.zaistinu.ru/articles?aid=594).