Светлая седмица – сплошная. Среда Светлой седмицы.
Собор преподобных отец, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся (переходящее празднование в среду Светлой седмицы).
Сщмчч. Марка, епископа Арефусийского, Кирилла, диакона, и иных многих (ок. 364); блж. Диадоха, еп. Фотикийского (ок. 486; Греч.).
Прп. Иоанна Египетского, пустынника (IV); свт. Евстафия, исп., епископа Кийского (Вифинского) (IX); прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских; Прп. Никиты Рославльского (1793; Смоленск.).
Сщмч. Павла (Войнарского), протоиерея, и с ним мчч. Павла и Алексия (Кирьянов) (1919; РПЦЗ).
Сщисп. Михаила Викторова, пресвитера (1933).
Иконы Божией Матери: Касперовская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся
В среду Светлой Седмицы совершается память всех святых, подвизавшихся на Богошественной горе Синай. В этот день поминаются святой пророк Моисей, получивший на Синае скрижали Завета, и его брат пророк и первосвященник Аарон, основатель монастыря св. Екатерины на Синае, святой Император Иустиниан, преподобные отцы, подвизавшиеся в обителях горы Божественного Откровения, в числе которых духовные писатели св. Иоанн, писатель "Лествицы", св. Нил Синайский, св. Григорий Синаит, великие подвижники св. Акакий, св. Иосиф Раифский, святители, начинавшие свои иноческие подвиги на Синае, как Антиохийский патриарх Анастасий, и многие мученики, пострадавшие от язычников и мусульман.
Аарон, 1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея Боговидца: †XVI до Р. Х.; Ил. 20 || Св. отец; Св. праотец
Адам Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Акакий Синайский, прп. ("Лествица" 4, 110): †1-я пол. VI; Ил. 7; Н. 29 || Всех прп.
Александр Синайский, прп.: †?; Ап. 21
Анастасий I Синаит, Антиохийский, патриарх: †599; Ап. 20
Анастасий Синайский, игумен: †695; Ап. 20
Андрей Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Вениамин Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Галактион Емесский (Финикийский), мч.: †253; Н. 5
Геласий Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Георгий Арселаит, Синайский, игумен, брат прп. Иоанна Лествичника: †нач. VII; Мр. 10
Георгий Синаит, игумен: †VI; Мр. 11
Григорий Синаит, прп.: †1310 (1346); Ав. 8 || Афон.
Домн Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Дула Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Евсевий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Екатерина Александрийская, дева, вмц.: †305-313; 24 Н.
Елена равноапостольная, Константинопольская, царица, мать св. Константина Великого: †326-330; Мр. 6; М. 21
Елисей пророк, ученик и преемник прор. Илии: †IХ в. до Р. Х.; Ин. 14
Епистимия (Епистима) Емесская (Финикийская), мц., супруга мч. Галактиона Емесского: †253; Н. 5
Зинон Скитский, прп., чудотворец, ученик прп. Сильвана Скитского: †IV; Ин. 19 || Всех прп.
Зосима Синайский, прп.: †?; Ян. 24
Иеремия Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Иисус Навин, праотец, преемник Моисея Боговидца: †XVI до Р. Х.; С. 1 || Св. отец; Св. праотец
Илия Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Илия Фесвитянин, Пророк: †IX до Р. Х.; Ил. 20 || Св. отец; Св. праотец
Иоанн Лествичник, Синайский, игумен: †606 (649); Мр. 30; 4-я Неделя Великого поста
Иоанн Раифский, прп.: †VI; || Всех прп.
Иоанн Синайский, еп., сщмч.: †1091; Ф. 12
Иосиф Аналитин, Раифский, прп.: †до 312; Ян. 14
Ипатий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Исаак Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Исаия Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Иулиан Персиянин, пустынник: †после 362; Окт. 18
Иустиниан I Управда, Византийский, император: †565; Н. 14
Макарий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Мариам, сестра пророка Моисея: †XVI до Р. Х.; || Св. отец; Св. праотец
Марк Синайский, Египетский, Подвижник, Постник, ученик прп. Сильвана Скитского, писатель жизни пустынников: †IV; Окт. 7 || Всех прп.
Марк Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Матой (Далматой) Келлийский (Раифский), иером.: †1-я пол. VI; || Всех прп.
Мегефий Раифский, прп.: †V; Ян. 14
Мина Синайский, прп.: †VI; Ян. 5
Моисей Боговидец, пророк: †1531 до Р. Х.; С. 4 || Св. отец; Св. праотец
Моисей Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Моисей Синайский, прмч. (другой), ученик прмч. Моисея Синайского: †ок. 312; Ян. 14
Никон Синайский, прп.: †нач. VI; || Всех прп.
Нил Постник, Синайский, отшельник, пресвитер, ученик свт. Иоанна Златоуста: †450-456; Ян. 14; Н. 12 || Всех прп.
Нисферой, прп., ученик прп. Антония Великого: †IV; || Всех прп.
Орион Синайский, прп.: †VI; Ян. 14
Павел Синайский, игумен, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Петр Пионитский, Раифский, прп.: †V; Ян. 14
Прокл Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Савва Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Сергий Синайский, отрок, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Феодул Синайский, иером., прмч.: †V; Ян. 14
Феодул Синайский, иером., сын прп. Нила Постника: †V; Ян. 14 || Всех прп.
Священномученики Марк, епископ Арефусийский, Кирилл, диакон и иные многие
Святитель Марк был рукоположен в епископа сирийского города Арефусии в правление святого Константина Великого. Движимый ревностью о Боге, он прославился тогда борьбой с идолопоклонством и собственными руками разрушил языческое капище, построив на его месте христианскую церковь.
Во время смуты, последовавшей за Никейским Собором, он оказался в рядах полуарианских епископов, которые, не отрицая Божественности Слова, не принимали добавления в Символ веры термина «единосущный». Святой Марк принимал участие в Соборах в городах Сардике (343) и Сирмии (351) и даже составил вероопределение, которое должно было примирить противоположные партии, чтобы восстановить единство Церкви (359). Но вскоре епископ осознал свою ошибку и явным образом, без двусмысленностей, присоединился к Православию.
Вскоре после этого власть перешла к Юлиану Отступнику, который начал политику насильственного восстановления язычества (361).
(император Юлиан Отступник)
Когда язычники Арефусии, таившие упорную неприязнь по отношению к епископу, узнали о том, что положение дел изменилось, они попытались схватить его. Юлиан, забыв о признательности к Марку, который некогда спас ему жизнь во время убиения его родителей, выказал язычникам благосклонность в этом деле и позволил им разыскивать епископа по всей провинции. Святитель Марк, дабы не подвергаться без нужды преследованию, бежал, но узнав, что вместо него арестовали других христиан и подвергают их мучениям, предался в руки язычников.
Идолослужители немедля набросились на старца, как звери, не принимая во внимание его седины, и, сорвав с него одежду, принялись осыпать ударами. Затем посадили епископа в смрадную сточную канаву и предали на забаву детям, которые протыкали его тело палочками для письма. Потом тело Марка намазали рассолом и медом и заключили его в корзину, которую подвесили на открытом воздухе, предоставив старца солнечному зною и жалу ос и пчел.
Несмотря на эти мучения, святой оставался неколебим в исповедании веры и отвергал любые компромиссы с язычниками, желавшими по меньшей мере вырвать у него обещание самому восстановить храм, разрушенный им же. Святой отказывался обещать что бы то ни было, сказав, что в этом случае мелкая монета стала бы равносильна полному отречению от веры. Он насмехался над их подлостью и земными заботами, хотя и находился поднятым на воздух во время тех пыток, которым они его подвергали. Потерпев поражение, язычники в конце концов отпустили его, а некоторые из них, впечатленные стойкостью и речами епископа, обратились в христианство. Святой Марк мирно скончался в 364 г., получив награду исповедников Христовых.
В ту же эпоху Кирилл, диакон в Илиополе Финикийском, который также разрушил немало идолов во времена св. Константина, был схвачен язычниками. Они разрезали ему живот, разбросали внутренности по земле и съели его печень сырой. Виновные в этом бесчестии подверглись впоследствии отмщению Божию: одни потеряли все зубы, языки других подверглись гниению, а третьи лишились зрения.
В палестинских городах Аскалоне и Газе, где было сильно язычество, идолопоклонники схватили священнослужителей и женщин, посвященных Богу. Они вырвали у них внутренности и отдали их в пищу свиньям, а животы мучеников наполнили овсом.
В Севастии они открыли раку с мощами св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и бросили их в огонь, а затем развеяли пепел по ветру.
Несмотря на все эти злодеяния, язычникам не удалось восстановить почитание идолов. Народ, в подавляющем большинстве, до такой степени остался равнодушным к их усилиям, что, когда Юлиан захотел организовать в Антиохии большое празднество в честь Аполлона, он с удивлением обнаружил себя и своих придворных одних в пустом храме, в то время как в городе над ним насмехались.
Тропарь мученикам
Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.
Преподобные Марк, Иона и Васса
Преподобные Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря.
Точно неизвестно, когда поселились первые монахи-отшельники при ручье Каменце в самородных пещерах горы, которую местные жители называли "святой горой". Монастырская летопись передает рассказ очевидцев, звероловов из Изборска по прозвищу Селиши: "Раз случайно пришли мы с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама".
Из первых старцев Псково-Печерской обители по имени известен лишь один Марк. О нем свидетельствуется: "В начале прежде некий старец живяше на потоце Каменце при пещере, егоже неции ловцы видяху у триех камений, лежащих над церковию Пресвятой Богородицы пещерною; но о сем известно не могохом обрести, каков бяше старец, и коего рода, или како и откуду в сие место прииде, и колико время поживе, и како скончася". Второй игумен Печерской обители внес имя старца Марка в монастырский синодик. Преподобный игумен Корнилий (память 20 февраля) усомнился в верности этой записи и велел изгладить его имя из синодика. Внезапно он тяжело заболел и получил откровение, что наказан за то, что приказал вычеркнуть имя преподобного Марка из монастырского диптиха. Испросив прощение слезной молитвой у гроба старца Марка, игумен Корнилий восстановил его святое имя. Когда была выкопана пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Дорофей нашел гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми..
В 1472 году крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: "Богом зданная пещера". (Есть предание о том, что некий юродивый монах Варлаам часто приходил к пещере и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесно восстанавливалась.)
На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу "Шестник" - переселенец. Он был родом из "Московския страны" и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в "правоверной церкви, поставленной от пскович" во имя святителя Николая и великомученика Георгия вместе со священником Исидором духовно окормляя живших там русских. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего товарища (память священномученика Исидора 8 января), Иоанн решил удалиться в новоявленную "Богом зданную пещеру", чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия.
Вскоре заболела его жена и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене "Богом зданной пещеры", но ночью ее гроб был "изставлен из земли невидимою Божиею силою". Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось "на верху земли". Тогда стало ясно, что это - знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Ионы и стал подвизаться еще усерднее.
Собственноручно ископав пещерную церковь и две келлии на столбах, он стал просить священников Псковского Троицкого собора освятить ее, но те решились не сразу, "ради необычного места". Тогда преподобный Иона испросил благословения у Новгородского архиепископа Феофила.
15 августа 1473 года пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы - прозрела слепая женщина - "посла Милосердый Бог начало Своих великих даров Пречистою Своею Материю". (Эта икона, которую называют "старой" в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы с житием Ее, написанной около 1521 года псковским иконописцем Алексеем Малым, хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. Икона с житием - храмовая икона пещерной церкви.) День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел ко Господу. По смерти па его теле обнаружили кольчатый панцирь, который был повешен над его гробом как свидетель тайных подвигов преподобного, но при набеге немцев он был похищен.
Мощи преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого карающего огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы.
Тропарь Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских
глас 8
Яко светильницы, явистеся всесветлии/ в вертепе Царицы Богоматери,/ преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ вы бо, крест Христов на рамо вземше,/ усердно тому последовасте/ и, чистотою Богови приближившеся,/ отонудуже силами чудес обогатистеся,/ тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/ о преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских
глас 2
Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте Божественне, вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие, в руках имуще крепко,/ победили есте бесовския ополчения,/ тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ верных удобрение.
Блаженный Диадох Фотикийский, епископ Фотики Древнего Эпира
Память 5 марта (Греч.), 29 марта (Греч.)
Достоверных сведений о житии блаженного Диадоха сохранилось немного. Свт. Фотий Константинопольский (IX век) в своем труде "Библиотека" неоднократно именует его "епископом Фотики в Древнем Эпире". Иногда его отождествляют с мч. Диадохом (греч. память 29 марта).
Родился блаженный Диадох около 400 года. Во время монофизитских споров встал без колебаний на стороне участников IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.). А вскоре после Собора вместе с другими епископами Древнего Эпира подписал послание к императору Льву, в котором подчеркивается достоинство "халкидонитов" и порицается, критикуется монофизитство. Боролся блаженный Диадох и с мессалианами. В конце шестидесятых или начале семидесятых годов V века во время нашествия на Эпир вандалов Блаженный Диадох был пленен и отвезен в Карфаген.
Скончался около 486 года.
Имя блаженного Диадоха с полным правом может быть поставлено рядом с именами вселенских святых отцов и учителей Церкви: Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского. В своих творениях он выступает как свидетель и выразитель отеческого Предания. Его суждения вписываются яркими страницами в святоотеческое богословие. Одновременно в его наставлениях присутствует и авторское творчество.
Богословие Диадоха - православное, глубокое, назидательное. Оно учит правильно верить и спасительно жить, потому и ценно. Его следует изучать, а изучив, применять в своей жизни.
Творения
В переводе на русский язык имеется пять творений, принадлежащих или усваиваемых блаженному Диадоху. Это:
• Слово аскетическое (сто глав).
• Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.
• Слово против ариан.
• Видение святого Диадоха.
• Катехизис.
Первые два творения Фотикийского святителя считаются подлинными, а в отношении трех последних высказываются сомнения. Особенно сомневаются в принадлежности блаженному Диадоху Катехизиса, так как значительная часть манускриптов называют автором его преподобного Симеона Нового Богослова. Впрочем, тематика и ее развитие во всех пяти творениях свойственны аскетическим взглядам блаженного.
Самым значительным по содержанию и самым большим по объему является "Слово аскетическое". Оно сохранилось в многочисленных древних греческих рукописях и помещалось иногда наряду с некоторыми книгами Свящ. Писания. В разных списках оно имеет и иные названия: "Сто аскетических глав", "Главы практические о знании и духовном различении", "Сто глав"... Содержание слова отвечает его названию. На первое место как "непрестанная похвала похвал" ставится страх Божий, а "полнотой закона совершенства" почитается любовь. Новейшие переводы Слова принадлежат преподобному Паисию (Величковскому) и святителю Феофану Затворнику в III томе "Добротолюбия".
Профессор Киевской духовной академии К. Попов посвятил блаженному Диадоху и его сочинениям докторскую диссертацию (1903), в первом томе которой напечатал греческий текст трех его сочинений ("Слово аскетическое", "Слово на Вознесение Господне" и "Против ариан") с примечаниями и переводом, во многом отличающимся от прежних.
Преподобный Иоанн Египетский, пустынник
Жила некогда, вероятно, в Египте, одна богатая, весьма красивая и богобоязненная жена, по имени Иулиания. В молодых годах она потеряла мужа и осталась вдовой с двумя малолетними детьми, Иоанном и Фимистиею. После того как было объявлено повеление предавать смерти христиан, она, взяв с собою Иоанна, пришедшего уже в отроческий возраст, укрывалась с ним в одном нежилом помещении в малой Армении и воспитывала его в христианской жизни, обучая чтению священных книг и молитве. Отрок, оставляя мать, приходил иногда в ближнюю иноческую обитель и, наедине тайно помолившись там, снова возвращался назад, так как в то время все христиане из опасения гонений скрывались.
Когда он по обычаю пришел однажды в обитель, то его встретил тут один благочестивый человек и дал совет ходить для молитвенных подвигов лучше в пустынные места, нежели, совершая их в обители, быть всегда в опасности отдать себя во власть мучителей. Приняв этот совет, отрок попросился у матери сходить навестить некоего благочестивого человека, который якобы его пригласил. Иулиания отпустила своего сына, думая, что он скоро вернется назад. Но Иоанн пошел в Египет к отшельнику Фармуфию (память 11/24 апреля) и, приняв от него молитвенное напутствие, отправился в глубину пустыни. Здесь он нашел пустой колодец, наполненный змеями, скорпионами и гадами, и, помолившись, прыгнул в него. Кладенец был глубоким, но Ангел Господень поддержал Иоанна, и он остался невредим.
Став на дне кладезя, он с крестообразно простертыми руками без сна, пищи и питья провел сорок дней в молитве, – и все гады вышли из студенца. После сего Ангел, всегда приносивший пищу пустыннику Фармуфию, принес ему хлеб и для Иоанна, сказав: “Этот хлеб послал тебе Господь, чтобы ты снес его в студенец авве Иоанну”. Сам же Ангел не понес хлеба, чтобы Иоанн, будучи в юном возрасте, от этого не возгордился. Фармуфий отправился к Иоанну и отдал ему хлеб. Преподобный, приняв хлеб и возблагодарив Бога, стал есть его. С этих пор в течение долгого времени он ежедневно получал пищу от Фармуфия и прославлял за это Господа.
Между тем диавол, не перенося богоугодных подвигов преподобного Иоанна, принял однажды вид одного из бывших слуг его и, придя к Фармуфию, обольстил его, и тот привел его к колодцу, где подвизался преподобный. Но когда бес сказал Иоанну нечто неподобающее, то Иоанн вывел из заблуждения Фармуфия, и посрамив беса, отогнал его от себя. После сего диавол, собрав множество бесов, велел им принять вид матери и сестры Иоанна, родственников и соседей его, его слуг, служанок и знакомых, – и все они пришли к кладезю, со слезами умоляя его показаться им, так как они будто бы желают его видеть. Но преподобный, совершая в это время свою обычную молитву, сказал им: “Отойдите от меня”, – и все бесы стали невидимы.
Прожив в колодце 10 лет, совершив всякие иноческие подвиги и доблестно угодив Господу, преподобный Иоанн пустынник отошел в вечные обители. Для его погребения по наставлению Ангела пришел некий инок по имени Хрисихий, в течение 30 лет подвизавшийся в пустыне. Три дня он просил преподобного выйти из студенца и заклинал его ничего не утаить из жития своего, ибо так угодно Богу. И совершилось дивное чудо, приводящее в изумление всякий слух и взор: земля на дне кладезя сама собою поднялась на двадцать локтей и преподобные сошлись вместе. Иоанн ничего не скрыл, но все поведал о себе, и Хрисихий благодарил его за это братским целованием. После этого преподобный Иоанн сам приготовил себя к погребению и снова отошел ко Господу. Тогда Хрисихий покрыл тело его своей мантией, так что она легла концами своими на края колодца. После погребения он посадил на этом месте финик. Немедленно же финик дал корни, вырос до высоты большого дуба, расцвел и покрылся множеством плодов. Видя это, инок Хрисихий вознес благодарение Богу.
И в то время, когда он молился, Ангел восхитил его и отнес на место, где он раньше пребывал. После сего, призвав одного благочестивого мужа, Хрисихий попросил его записать все, что видел и слышал. Происходило это в IV веке.
Святитель Евстафий Кийский (Вифинский), епископ
Святитель Евстафий исповедник, епископ Вифинийский, уже в начале подвига был ревностным иноком, кротким и мудрым, исполненным великой веры и любви к ближним. За свою добродетельную жизнь он был поставлен епископом города Вифинии (римская провинция на северо-западе Малой Азии) и много лет управлял своей паствой, показывая пример добродетельной жизни и совершенства. Во время иконоборческой ереси святой Евстафий смело выступил против еретиков, защищая почитание святых икон. Враги-иконоборцы донесли на него императору, и святителю пришлось претерпеть заключение в темницу и жестокие побои. Наконец святого епископа Евстафия лишили кафедры и сослали в заточение. Скончался святой исповедник в IX веке в ссылке, в течение трех лет перенося оскорбления, лишения, голод и нищету.
Священноисповедник протоиерей Михаил
(Викторов Михаил Иванович, 11.04.1933)
Михаил Иванович Викторов родился в 1871 году в селе Болошнево Рязанского уезда Рязанской губернии в семье протоиерея Иоанна Викторова. Образование будущий священноисповедник получил в Рязанской Духовной семинарии, после окончания которой он был рукоположен к церкви села Болошнева. Эта церковь была построена при деятельном участии прежнего ее настоятеля протоиерея Иоанна Викторова, поэтому не удивительно, что священник Михаил призывается продолжить дело своего отца и назначается настоятелем в этот приход.
В Болошневской церкви отец Михаил прослужил до своего ареста, который состоялся 17 января 1930 года. Тройка при ОГПУ осудила священника на 3 года лагерей в Северном крае. Отца Михаила отправили в Соловецкий лагерь особого назначения, в котором он и умер ровно через три года, 11 апреля 1933 года, придя за справкой об освобождении.
2 июня 1957 года был реабилитирован Рязанским областным судом по 1930 году репрессий.
Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.