filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

О покаянии, об информационных войнах, о грехе братьев... - вспоминая старое...

Христос посреди нас!

Наткнулся на свою статью четырехлетней давности... Она о нескольких вопросах. И если некоторые вопросы не имеют срока давности в своей актуальности, то другие могли бы уже быть нами разрешены. Но увы, и сегодня они не то чтобы отошли в прошлое, но напротив, все более и более восстают перед нами всеми - членами Церкви Христовой.

А самый главный вопрос статьи как никогда важен сегодня, в канун Великого Четверга. Потому я дерзнул повторить сам себя и еще раз опубликовать старую статью и напомнить тем, кто был столь беспечен и все еще не приступил Великим Постом к спасительным таинствам а вопию к ним словами святителя Иоанна Златоустого:

- Торопитесь!...как бы ни пришел первым твой обличитель и не украл у тебя исповедь!

***

Продолжая изучать бессмертные и нетленные творения святителя Иоанна Златоустого приступил к такой его работе, как Слова против иудеев. Недавно я уже делился некоторыми рассуждениями по этому поводу (см. тут.:http://filin-dimitry.livejournal.com/54174.html и тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/59209.html).

Сегодня несколько мыслей по поводу Слова восьмого.

Вот, что вкратце сказано в аннотации к этой проповеди святителя:

«Недостаточно только предостерегать своих собратьев прежде, чем они согрешили; нужно еще заботиться о них и после того, как они подпали греху. - Так Бог действовал по отношению к Адаму и Каину, ап. Павел по отношению к блуднику, самарянин к израненному разбойниками. - Мы не должны разглашать о проступках наших братьев, а должны стараться о том, чтобы излечить согрешающих и удержать их от иудействования, внушая им особенно, как нелепо прибегать к демонам для поправления здоровья. - Христианин должен скорее страдать, чем грешить, по примеру Иова, расслабленного и Лазаря. - Эти страдания посылаются от Бога для исправления нас, и сын не должен жаловаться на отца, когда он исправляет его. - Кроме того, терпение в страдании приносит добрые плоды; на земле оно приобретает похвалу и преклоняет Бога к исцелению переносимых болезней, а на небе оно подготовляет получение венца мученического.»

Первые же строки заставили в очередной раз восторгаться тому, как глубоко святитель проникает за фасад внешне простых стихов Писания.

Все мы с той или иной степенью рассуждения читали Послания блаженного Павла и помним его обращение к Ефесянам:

«не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18).

И столь простое увещевание по нашей видимости и не требует никаких больших объяснений и рассуждений. Не упиваться вином – и все этим сказано, все мы разумели и постигли уже если не самые, то достаточные глубины апостольских слов. Так мы полагаем… и как котята барахтаемся на поверхности воды, не смея погрузиться на глубину.

Но вот какие рассуждения предлагает нам святитель Иоанн:

«ПРОШЕЛ пост иудейский, а вернее сказать - пьянство иудейское. Можно ведь и без вина упиваться, можно и в трезвом состоянии быть пьяным и неистовствовать от упоения. Если бы нельзя было упиваться без вина, то пророк не сказал бы: "они пьяны, но не от вина" (Иса. 29:9). Если бы нельзя было упиваться без вина, Павел не сказал бы: "не упивайтесь вином" (Еф. 5:18). Так как можно упиваться и иным чем-то, поэтому он и сказал: не упивайтесь "вином". Можно, действительно можно упиваться и гневом, и нечистой похотью, и сребролюбием, и тщеславием, и бесчисленным множеством других страстей. Ибо упоение есть не иное что, как потеря здравых понятий, умоисступление, расстройство душевного здоровья. Итак, не только о том, кто выпил много вина, но и о том, кто питает в душе другую страсть, можно сказать, что он сильно опьянел.»

Вот как просто святитель нам показал, что любое слово, даже как нам видится естественно дополняющее другое в Священном Писании исполнено особого смысла и не незначительно.

Сказал бы апостол «не упивайтесь», опустив уточнение: «вином» и смысл сказанного был иным. Это особенно важно почувствовать тем, кто дерзает самостоятельно толковать Писание. И, что говорю – толковать – это была бы еще меньшая дерзость и не столь отчаянное падение. Но еще и дерзают поправлять святых отцов, не соглашаться с ними, ставить себя выше и предлагать новые толкования, отвергающие прежние. Вот вершина безумства, вот глубина падения!
Да и это даже еще не вся глубина. Некоторые при этом еще пытаются увлечь на свою сторону некоторых православных, оторвать их от спасительного святоотеческого наследия и привить их к мертвой ветви ереси или раскола. Тут уже падение их достигает самого дна…

Читая это послание (не стоит полагать, что в остальных проповедях святителя подобное отсутствует) я одновременно как бы окунулся и в век четвертый, когда свежи еще были в памяти христиан страшные гонения, продолжавшиеся почти до середины века, и сильны склонности к иудейской ереси и жили пагубные ереси аномеев, и в наши современные дни, как будто Иоанн Златоустый выглядывал в окошко и разглядывал улицу одновременно со мной.

1. О Покаянии и об Исповеди…

крест_Евангелие

Как часто мы, христиане, не торопимся исповедовать свой грех.
Вы выжидаем, медлим, откладываем… в непонятной надежде на упование непонятно на что. Мы от чего-то полагаем, что грех только что совершенный делает нас такими, что идти и исповедовать его «как-то не то… потом схожу, а то стыдно пока еще…». И даем этому греху прорости и укорениться в нас и покорить нас так, что рано или поздно нас начинают в этом грехе обличать. И тогда, когда это произойдет, и мы, наконец, как от дурного тлетворного сна проснувшиеся, вяло и нерешительно идем на исповедь и даже исповедуем этот грех, то грех нас не оставляет. И тут уже для его выкорчевывания требуется много приложить усилий и понести страданий, чтобы при Божьей Помощи в том, получить исцеление от греха. Да и при таком счастливом исходе последствия будут нами переживаться очень и очень долго, если не до самого окончания нашей земной жизни.

«…мне пришло на мысль предложить вопрос: почему Каин, хотя исповедал свой грех, осудил свой поступок, и сказал о себе, что согрешил непростительно и совершенно не заслуживает извинения, однако же, не мог очиститься от греха (тогда как пророк говорит: "скажи ты беззакония твои прежде, да оправдаешься" (Ис. 43:26), напротив - еще осужден? Потому что не сказал, как повелел пророк. Пророк сказал не просто: "скажи ты беззакония твои", но как? "скажи ты беззакония твои прежде".

Главное вот в чем: не просто сказать, но сказать первому, не выжидать обличителя и обвинителя. А Каин не сказал первый, но выждал обличения от Бога, да и тогда, как Бог обличал его, отрицался.

Наконец, и сознался в грехе уже тогда, когда дело решительно обнаружилось, а это уже не исповедь. Так и ты, возлюбленный, когда согрешишь, не выжидай обличения от другого, но прежде, нежели будешь обличен и обвинен, сам осуждай свои поступки; потому что, если уже обличит тебя другой, твоя исповедь будет не твоим делом, но плодом стороннего обличения. Вот почему и другой некто говорит: "праведный себя самого обвиняет в первых словах" (Притч. 18:17).

Значит, главное дело не в том, чтобы обвинять себя, но в том, чтобы обвинять себя первому, а не выжидать обличения от других
».

Какое мудрое назидание! «Торопись, - говорит святитель,- как бы ни пришел первым твой обличитель и не украл у тебя исповедь!» Ведь тогда ты не разделишь участи с праведниками, которые первыми спешат себя обвинить, пока еще не подоспел обличитель.

Святые отцы наши нам постоянно напоминают, что бы мы не укоренялись в грехе, поскольку укорененный грех превращается в страсть и подвергает всего человека своей власти. И только устремленность немедленно первому исповедовать свой грех позволяет человеку не дать развиться корню греха, а выдернуть его в самом зачатке. И тут даже если и будет грех, пользуясь нашей естественной слабостью, пытаться пустить новые ростки, их не столь уж и тяжко будет выдернуть.

2. Об информационных войнах…

В наши дни войны в основном идут в информационном пространстве. В угоду чьих то интересов либо со скоростью расщепления ядра атома распространяется ложь, либо малое превращается в лавину. Тем самым увлекаются многие неокрепшие в пучину этого водоворота и там пропадают, превратив бесценные дни своей земной жизни в бесконечные споры, повторения лжи, распространение слухов и вообще во всяческую суету.
А что еще нужно лукавому, как не отвлечь человека от мирного состояния духа?

Во времена Иоанна Златоустого не было ни интернета, ни телевидения, ни радио. Я даже не знаю (уж простите мою необразованность), были ли газеты или их подобие. Но необходимость противостоять информационным войнам святитель понимал и увещевал об этом:

«Итак, не вознерадим о братьях, и не будем, хотя везде, говорить о том, сколь многие постились (речь идет о беззаконном иудейском посте), сколь многие обольщены; но лучше позаботимся о них. Хотя бы многие и постились, ты, возлюбленный, не разглашай и не выставляй на показ это несчастье церкви, но постарайся исправить его. И, если кто скажет, что постились многие, загради ему уста, чтобы этот слух не распространился; и скажи ему: я же никого не знаю; ты, друг, обманулся и говоришь неправду; увидел ты двух или трех обольстившихся, и говоришь, что их много. Так и разглашателю загради уста, да и обольщенных не оставь без внимания, чтобы церкви была великая польза и от того, что не распространяется этот слух, и от того, что и сами увлеченные (в синагоги) опять приходят к священному стаду…

Не станем возвышать дела врагов и унижать наши; не будем выказывать врагов сильными, а свои дела слабыми: но поступим совершенно наоборот. Молва часто и подавляет и возбуждает душу; внушает ревность, которой дотоле не было, и погашает ту, которая была. Поэтому убеждаю распространять ту молву, которая возвышает наши дела и придает им важность, а не ту, которая покрывает бесславием общество братьев. Таким образом, если услышим что доброе, сообщим о нем всем; а если что худое и дурное, скроем это у себя и всячески постараемся искоренить. И теперь вот обойдем везде, разведаем, посмотрим, кто пал; и, хотя бы надобно было войти в дом, не поленимся. Если же падший будет тебе незнакомый и совсем чужой человек, разведай и разузнай, кто ему друг и приятель, кому он больше всего доверяет, и, взяв этого человека, войди в дом; не стыдись, не красней. Если бы ты пришел просить денег и получить от него какой-нибудь подарок, тогда следовало бы стыдиться; но если ты идешь для его спасения, эта причина твоего прихода освобождает тебя от всех нареканий…
»

Можно предположить, что это пособие было написано сегодня. И правда, чтобы спасти многих надо и самому не распространять слухов о силе врагов и в тоже время иметь попечение о том, чтобы не сокрывать что-то доброе. Разумеется, тут не идет речи о том добром, что по Милости Божьей тебе самому удалось совершить – такое необходимо скрыть и не разглашать.

3. О том, что не следует распространять слухи о грехах наших братьев.

слухи_сплетни

Как тут не вспомнить протодиакона Андрея Кураева с развязанной им войной против Церкви – Матери. Вот, что было, по словам святителя Иоанна Златоустого настоящей войной и совершенно недопустимым действием для того, кто является членом Церкви:

«Я не для того потратил столько слов, чтобы ты поносил многих, но чтобы многих-то сделал немногими или даже и этих самых немногих спас.

Итак, не разглашай о грехах, но врачуй их. Разглашающие, и только этим одним занятые, делают то, что, хоть согрешивших и немного, однако же считается много: напротив, возбраняющие и заграждающие уста разглашателям, и притом пекущиеся о падших, хотя бы этих было и много, легко исправляют и их самих, и никому другому не дают потерпеть вред от молвы об их падении.

Не слышал ли ты, что говорил Давид, оплакивая Саула? "как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных" (2 Цар. 1:19-20). Если же Давид не хотел, чтобы разглашалось дело явное, дабы не радовались неприятели; тем более не должно доводить об этом (грехе христиан) до слуха не только чужих, но даже и наших, чтобы и враги, слыша о том, не радовались, и свои, узнавая, не падали; напротив, должно возбранять и всячески удерживать (от разглашения).

Не говори мне: я сказал лишь такому-то; удержи слово у себя, потому что как ты не вытерпел смолчать, так и он не сдержит себя
».

Не правда ли, настоящее руководство к действию для каждого христианина?

Чтобы видеть грех брата надо прежде уверовать во Христа, пребывать в Собрании, в Общей молитве, не медлить с исповедованием своего греха, приступать к Таинствам. Это то, о чем говорил и преподобный Серафим Саровский словами: «Спасись сам!»

Увидев брата падшим надо не пройти мимо, как священник или левит, полагая, что тебя это не касается, а уподобиться доброму самарянину и постараться оторвать ближнего от греха увещевая его и призывая в Собрание, в Церковь, где пастыри смогут удобнее тебя довершить его исцеление.

Услышав слухи о якобы пользе собраний еретиков, раскольников, язычников, магов, колдунов, экстрасенсов и прочих губителей человеческих душ, заградить уста такие слухи распространяющему и напротив, рассказать правду об этих хищных волках, лишь для виду облачившихся в овечии шкуры.

Не распространять слухов о грехе брата твоего и других остановить от этой пагубы. Имеешь обличить- обличай сам или с другим братом. Если пойдет в Церковь, то предоставь это Церкви. Но за ограду её грех не выноси, а выносящего вразуми, дабы оставил он войну против Церкви, частью которой и он сам является. А мы помним «всякое царство разделившееся само в себе, опустеет» (Мф. 12: 35).

И, наконец, то доброе, что мы получаем по благодати Божьей, ту помощь, что получили от Господа мы не должны прятать в тайниках сердца (только свои дела нам следует сокрыть, дабы не получить награду прежде времени), а делиться этим добром со всеми, чтобы все, по возможности и язычники удивились могуществу Господа и отбросив своих ложных богов вместе с нами поклонились Господу нашему Иисусу Христу, Ему же Слава со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иоанн_Златоуст

С любовью,
рБ Дмитрий

Tags: Иоанн Златоуст, Православие, Размышления, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments