filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

18 марта (01 апреля) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…



Преподобномученица Анастасия Угличская, игумения Угличского Богоявленского монастыря и иже с нею


Образ святых блаженных убиенных игумении Анастасии, двух иереов, двух чтецов, тридесяти пяти инокинь, двухсот дев, шестидесяти жен
(Образ святых блаженных убиенных игумении Анастасии, двух иереов, двух чтецов, тридесяти пяти инокинь, двухсот дев, шестидесяти жен)

Память 19 марта (вероятно, день убиения), 10 апреля и 22 декабря (дни тезоименитства), в Соборе Ростово-Ярославских святых, в субботу мясопустную и 14 мая
(общая панихидная память убиенных в Угличе в годы польско-литовской интервенции)


Сведения о ней содержатся в «Угличском летописце» (XVIII в.). В Смутное время при разорении Углича польско-литовские отряды разграбили и сожгли Угличский Богоявленский монастырь, а его насельницы - 35 инокинь и с ними 2 иерея, 2 чтеца, 200 дев и 60 жен - были замучены, их останки были погребены на Благовещенском погосте.

До начала XIX в. могила «убиенныя игумении с дружиною» находилась на Благовещенской улице, вблизи Благовещенской и Флоровской церквей. В 1870-х гг. могила прмц. Анастасии оказалась во дворе одного из домов. Могила была обнесена палисадником, на ней стоял памятник из белого камня и крест, в который была вставлена икона Божией Матери «Страстная». Жители поддерживали горение лампады и обращались к игумении за помощью, существовала рукописная молитва преподобномученице Анастасии.

В настоящее время на территории Угличского кремля, где находился прежде Богоявленский монастырь, установлен памятный крест.



Святая благоверная Мария Шварновна, в иночестве Мария, схиме Марфа, великая княгиня Владимирская


св. МАРИЯ ШВАРНОВНА

Память 19 марта в день кончины (местн., Владимир.), в Соборе Владимирских святых

Дочь чешского князя Шварна и была крещена в Православной вере. С детства отличалась христианским благочестием. Сделалась женой Владимиро-Суздальского князя благоверного Всеволода Большое Гнездо. Мария сумела родить и вырастить восьмерых сыновей и четырех дочерей Владимирского князя. Четверо из ее сыновей почитаются в лике святых - благоверные князья Юрий (Георгий); Ярослав; Димитрий; Святослав (Гавриил).
Незадолго до рождения последнего сына великая княгиня Мария тяжко занедужила и лежала на одре болезни до самой своей кончины около семи лет. По свидетельству современников, она "посещением Божиим была в великой скорби," но по-христиански претерпевала страдания: "И пришла к ней рана искушения, и лежала в немощи семь лет, и никакого слова хульнаго не произнесла, но благодарно терпя, часто молясь и поминая праведного Иова, сказавшего: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим (Иов. 2, 10)".

Вероятно, предчувствуя приближающуюся кончину, великая княгиня Мария вместе с супругом решила создать новый женский монастырь во Владимире, задуманный как усыпальница княгинь из Владимирского рода. По благословлению епископа Иоанна это в 1200 году была построена каменная Успенская церковь и обустроена обитель. Готовясь расстаться с детьми, княгиня преподала им последнее наставление:

"...Сыновья мои, хочу отойти от света сего. Имейте между собою любовь, Бога бойтесь всею душею своею, епископам, и иереям, и диаконам, и всякому чину священническому не стыдитесь подклонять главы, потому что они пастыри словесных овец и предстатели Тайной Трапезе Его. И в монастырях поусердствуйте взыскать домы святых и молитвы, и благословения от них принимайте. Особенно же всякого монаха не минуйте без поклона. Больных посещайте, алчущих и жаждущих накормите и напоите, нагих оденьте. Имейте чистоту в себе, пост и молитву любите, более же всего милостыню, ибо она поставит вас пред Богом. И преклоняйте главу пред всяким старейшим среди вас, не давайте сильным обижать меньших, судите сироте и оправдайте вдовицу. Трезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов с неба свела... "

За 19 дней до своей кончины княгиня покинула с согласия мужа семью и удалилась в основанный ей монастырь. Провожали ее до монастыря всем городом - сам великий князь, сын Георгий, дочь Всеслава Ростиславова, епископ Иоанн, ее духовник игумен Симон, иные игумены и монахи, бояре и боярыни, и горожане, "все проводили ее со слезами многими до монастыря, потому что была она ко всем безмерно добра".

2 марта приняла монашеский постриг с именем Марии, а потом и схиму с именем Марфа. Скончалась 19 марта 1206 года и была захоронена в основанной ей обители, где ее мощи покоятся и ныне, в Успенском храме.


Мученик Николай Караман или Кассети, Смирнский (греч. Νικόλαος Καραμάνος ἢ Κασσέτης)

мученик Николай Караманос


Память 19 марта (Греч.), 6 декабря (Греч.)


Благочестивый мирянин Николай жил в XVII столетии в Смирне. Однажды в пылу ссоры он яростно воскликнул, что скорее готов стать турком, нежели уступить. Услышав такие слова, присутствовавшие при этом турки немедленно повели его к судье, требуя выполнения обещания. Однако Николай, придя в себя, твердо заявил:
"Не приведи Бог, чтобы когда-нибудь я отрекся от моего Господа Иисуса Христа - истинного Бога, грядущего судить живых и мертвых!" Разгневанный судья велел подвергнуть Николая битью батогами и прочим истязаниям, но мученик стойко продолжал исповедовать веру Христову, невзирая даже на стенания и мольбы матери и жены.

После тридцати шести дней пыток мученик Николай был повешен 19 марта 1657 года в 9 часов утра. До самого конца мужественный раб Христов укреплял единоверцев - христиан Смирны - в отеческой вере, вызывая восхищение своей стойкостью даже у находившихся в то время в городе иностранцев-латинян. Некие мореплаватели из их числа выловили тело мученика, брошенное в море, и перевезли его в Европу.

Память мученика Николая почитается в Греческой Церкви дважды - в день его кончины и в день тезоименитства. В Месяцеслов Русской Православной Церкви память св. Николая не включена.


Святой принц Алкмунд Нортумбрийский


АЛКМУНД НОРТУМБРИЙСКИЙ


Св. Алькмунд из Дерби или из Лилльшаля, также известный как Элхмунд, или Алхмунд, был сыном Альхреда Нортумбрийского и его жены королевы Осгиты (Осгифу ,Osgifu), дочери Эдберта Этинга (Eating).

В 774 году, когда Св. Алькмунд был ещё совсем молод, его отца свергли с престола, и тот был вынужден вместе со своей семьёй бежать из Нортумбрии в страну пиктов, спасаясь от восставших подданных. Когда Св. Алькмунд стал старше, он стал наставлять приютивший его народ в вере Христовой, так как к VIII веку по – видимому христианское просвещение у пиктов находилось в упадке.

В 789 году погиб в бою король Нортумбрии Элвальд, и брат Св. Алькмунда Осред вернул своей династии престол, продержавшись у власти около года (789 - 790), после чего был низвергнут. В то время Нортумбрийское королевство погрузилось в пучину междоусобной борьбы за престол, и сторонники Алькмунда упросили его встать во главе армии и идти на родину добывать корону отца и брата. Вернувшись в Нортумбрию, юный принц во главе верной дружины одержал несколько побед над своими врагами, но затем погиб. В подробностях мученической смерти Алькмунда хронисты и агиографы несколько расходятся друг с другом. Скорее всего, он был захвачен в плен сторонниками действующего монарха Эрдульфа (правил в 795 – 806 годах) и предательски убит 19 марта 800 года.

Первоначально Св. Алькмунд был погребён в селении Лиллешаль (Lilleshall) (ныне графство Шропшир), где в его честь была возведена церковь. Спустя некоторое время, из-за угрозы датских нападений его святые мощи были перенесены в город Дерби (Derby), где его гробница в церкви его имени превратилась в объект паломничества верующих до времён Реформации и Роспуска монастырей при короле Генрихе VIII.


Исповедник Иоанн
(Блинов Иван Михайлович, +1.04.1932)

Собор Святых новомучеников  и Исповедников, в земле Казахстанской просиявших
(Собор Святых новомучеников и Исповедников, в земле Казахстанской просиявших)


Исповедник Иоанн родился в 1874 году в селе Красное Шуйского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Михаила Блинова. В 1886 году Иван окончил школу в селе Красном, а затем вместе с отцом занимался крестьянским хозяйством. После смерти в 1889 году отца он в летнее время крестьянствовал, а зимой вместе с братом уходил на заработки в Оренбургскую губернию. С 1915 года Иван Михайлович стал заниматься исключительно крестьянством и уже никуда не выезжал из села. В 1920 году он поступил псаломщиком в Знаменскую церковь в селе Красном.
10 февраля 1930 года сотрудники ОГПУ арестовали священников, служивших в храмах сел Красного и Палеха, и псаломщика Иоанна, обвинив их в антисоветской деятельности, в том, что они противодействовали организации колхозов, используя для этого религиозные чувства верующих, и заключили их в шуйскую тюрьму. Обвинения строились на показаниях коммунистов и комсомольцев Палеха и Красного, а также председателей колхозов и сельсоветов, которые сводили счеты со всеми, к кому они недоброжелательно тогда относились. Все они о псаломщике Иване Блинове показали, что он был глубоко верующим человеком и часто вслух заявлял: «Сдохну с голода, но душу бесам не отдам, пострадаю за веру Христову».

На допросе Иван Михайлович сказал: «Мне действительно с крестьянами нашего села приходилось разговаривать на политические темы. В этих разговорах я высказывал недовольство советской властью, что велики налоги, плохо снабжают крестьян товарами и хлебом, нигде ничего нет, что при царе жилось лучше, но кому я это говорил, я уже забыл. Виновным себя не признаю».
После ареста Ивана Михайловича крестьяне села Красного направили властям прошение об освобождении псаломщика, о котором они готовы свидетельствовать, что он никакой антисоветской агитации не вел. Под прошением поставили свои подписи более пятидесяти жителей села.
После окончания следствия сотрудники ОГПУ потребовали для части обвиняемых, в том числе и для Ивана Михайловича, три года заключения в концлагере. Но затем предложили некоторым обвиняемым стать осведомителями, и кто дал согласие, того освободили. Сделано было такое предложение и Ивану Михайловичу, он дал на это согласие и вернулся домой. С этого дня его обязали регулярно являться в ОГПУ и давать нужные сведения. Иван Михайлович являлся, но сведений не давал, а когда возвращался домой и односельчане его спрашивали, где он был, то Иван Михайлович откровенно заявлял, что был в ОГПУ, и сотрудники ОГПУ в конце концов решили его арестовать.

Были допрошены свидетели, которые показали, что Иван Михайлович является активным религиозным человеком и ведет среди крестьян агитацию за укрепление Христовой веры: ходит по деревням и в беседах с крестьянами рассказывает о чудесах, призывает крестьян стойко держаться за веру и не позволять советской власти издеваться над ней.
Другой свидетель показал, что как-то возвращался вместе с псаломщиком с сенокоса и тот сказал: «Вот смотрите, мы потрудились, теперь Богу помолимся, и на нашу молитву Бог пошлет нам за наши труды Свой дар. А что делается у этих проклятых коммунистов? Сколько бы они ни работали, а все равно у них толку никакого не будет – будут зиму с голоду издыхать. А все потому, что Бога забыли».

21 января 1931 года Иван Михайлович был арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. 2 февраля следователь допросил псаломщика. Отвечая на его вопросы, Иван Михайлович сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. В отношении разговоров с населением о религии и о насилии над духовенством со стороны советской власти – что дождались, что заберут и последних священнослужителей, – то я их с верующими крестьянами имел, говоря им, что советская власть таким путем заберет всех священников и служить будет некому. Также имел разговор, что советская власть обкладывает как духовенство, так и самих крестьян непосильными налогами. Агитации же против советской власти я не вел».

3 июля 1931 года тройка ОГПУ приговорила псаломщика к трем годам ссылки в Казахстан, и он был сослан в Семипалатинскую область. Псаломщик Иван Михайлович Блинов скончался в ссылке 1 апреля 1933 года и был погребен в безвестной могиле.

Был реабилитирован по закону Республики Казахстан от 14.04.1993 (по 1931 году репрессий).
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 2001 года.


Преподобномученица монахиня Матрона
(Алексеева/…/Яковлевна, +01.04.1938)


Преподобномученица Матрона родилась в 1862 году в деревне Замятино Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Иакова Алексеева. Поступив в Новодевичий монастырь в Москве, она прожила в нем до его закрытия при советской власти. Но и когда монастырь был закрыт, она осталась жить в одной из келий, превращенных к тому времени в коммунальные квартиры. В конце тридцатых годов безбожные власти стали арестовывать последних монахинь, и 21 марта 1938 года монахиня Матрона была арестована и заключена в тюрьму. Почти сразу же после ареста она тяжело заболела и была помещена в больницу при Бутырской тюрьме, но здесь она пробыла недолго. Монахиня Матрона (Алексеева) скончалась 1 апреля 1938 года в тюремной больнице и была погребена в безвестной могиле.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 октября 2004 года.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments