filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

18 марта (01 апреля) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Неделя пальмовых ветвей (Вербное воскресенье).


Мчч. Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона; св. Алкмунда, принца Нортумбрийского, страстотерпца (ок. 800; Кельт. и Брит.); прав. Софии, княгини Слуцкой (1612); прп. Симеона (Желнина) Псково-Печерского (1960) (прославление 2003).

Блгв. Марии, в схиме Марфы, вел. кн. Владимирской (1206) (Владимир.); прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521); прмц. Анастасии, игум. Угличской и с нею 34 монахинь (1609); мч. Панхария Римского (ок. 302); прп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473); новомученика Димитрия Торнара (1564), прп. Симеона Дайбабского (1941) (Серб.); мч. Николая Карамана, Смирнского (1657; Греч.).

Исп. Иоанна Блинова (1933); прмц. Матроны (Алексеевой), монахини (1938).

Икона Божией Матери: «Умиление» Смоленская (1103)


Святые дня, молите Бога о нас!



Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим

Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.


Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):
«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.


Красуйся и радуйся Церкве Божия:
се бо Царь твой прииде в правде,
на жребяти седя, от детей воспеваемый:
осанна в вышних!


Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.


Тропарь Входу Господню в Иерусалим

Общее воскресение /
прежде Твоея страсти уверяя /
из мертвых воздвйгл еси Лазаря, Христе Боже. /
Темже и мы, яко бтроцы победы знамения носяще, /
Тебе Победителю смерти вопием: /
осанна в вышних, /
благословен Грядый во имя Господне.


Величание Входу Господню в Иерусалим

Величаем Тя, /
Живодавче Христе, /
Осанна в вышних /
и мы Тебе вопием /
Благословен Грядый во Имя Господне.


В отличие от других двунадесятых праздников, Вход Господень в Иерусалим формально не имеет предпразднства (хотя предшествующая ему шестая седмица Великого Поста называется Седмицей Ваий, т.е. может рассматриваться как предпразднство) и совсем не имеет попразднства, так как после этого дня наступает сразу Страстная Седмица).



Преподобный Симеон (Желнин) Псково-Печерский


прп_иеросхимонах_Симеон_Желнин


Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от родителей Иоанна и Наталии. Вскоре он был крещен в погосте Вехново и во святом крещении назван Василием.

Родители его были глубоко верующими богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле.
В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого монастыря (ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских). Иногда тот оставался ночевать в их доме, и всегда ложась спать с отроком Василием, часто говорил ему: “Будешь ты монахом, будешь старец великий”. Иногда брал отрока с собою по сбору для монастыря и при этом говорил: “Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь – подадут нам”. Так всегда и бывало.
В десять лет Василий, помогая родителям, пас своих лошадей. В этот же год он услышал от людей рассказы о жизни старца Серафима, Саровского чудотворца, и, желая подражать великому подвижнику, нашел в поле большой камень и стал на нем молиться. В 12 лет вместе с родителями ходил в Псково-Печерский монастырь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. В обители отроку Василию так понравилось, что он задумал остаться здесь навсегда, и эта мысль не оставляла его, пока не исполнилось его желание.

В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но отец и слушать об этом не хотел и заявил юноше: “Женить тебя надо, а не в монахи”. Но юноша стоял на своем, твердо заявив отцу, что не будет жениться никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьезности намерения сына стать монахом. Тогда он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25-летнего возраста.
Но через пять лет Бог чудесным образом изводит Василия из родительского дома. В то время в их селе жил некий старец Симеон, которого деревенские жители почитали за блаженного. Этот старец любил приходить в дом к родителям Василия, а иногда оставался ночевать. Василий как-то спросил у блаженного совета и благословения идти в монастырь, но ответа не получил. Но однажды блаженный явился в их дом и заявил отцу, что “пришел сюда умирать”. И тогда Василий при всех стал просить блаженного: “Батюшка, благословите меня в монастырь”. А тот неожиданно взял веревку, свернул ее жгутом и давай бить просителя и гнать из дома во двор, со двора на улицу,– и гнал вдоль улицы за деревню, а потом вернулся в дом, лег на лавку – и умер. Все, видевшие это, поняли, что блаженный выгонял Василия из дома в монастырь. Но даже и после этого случая отец не хотел отпускать сына, но потом смирился и с миром отпустил Василия в Печерскую обитель.

В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий (Холмский, † 1906), бывший тогда наместником монастыря, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, Василий ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 часов утра и до позднего вечера.В редкие свободные часы, когда молодые послушники и иноки собирались отдыхать на свежем воздухе на Святой горке, в саду, он всегда отговаривался от такого праздного общения и под видом послушания, данного от наместника, шел в столярку и, будучи опытным столяром-краснодеревщиком, вытачивал там разные полезные вещи.
В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен во иеродиакона и получил отдельную келью для жительства.
В 1903 году отец Вассиан был посвящен в сан иеромонаха и вскоре назначен в Снетогорский монастырь во Псков экономом для восстановления монастырского хозяйства, а через 4 года вернулся в Печоры. Вскоре его вновь направляют из обители для укрепления монастырского хозяйства на сей раз в имение Мустищево в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии.

– Было очень много трудностей,– вспоминал потом старец,– из лаптей не вылезал. Надо было восстанавливать почти вновь все хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю.

На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет.
Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин, † 1941) хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму, так как чувствовал “внутренне внушение принять схиму”. Так, 3 февраля 1927 года он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привел его в убогую, сырую, темную келью, по сути дела пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: “Вот тебе келья, здесь и умрешь”. Так и вышло потом.

Таким образом, начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келье. Не оставлял старец и телесные труды – большей частью в столярной мастерской. Немало искушений претерпел старец в своей келье от бесов. В первую же ночь, как он поселился в ней, явились ему зримым образом злые духи и наполнили келью. Страшные, каких ему раньше не приходилось и видеть. Испугался поначалу старец и не знал, что делать. А они начали на него кричать, дергать и гнать: “Зачем ты пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить”,– и многое другое. “Думал я,– рассказывал старец,– что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: “Господи, прими дух мой”.

Такие страхи продолжались много раз, но потом не были уже так страшны, как впервые, и он научился с помощью Божией отражать их силою креста и молитвы.
За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.
По своему смирению старец Симеон всячески старался скрыть дар своей необыкновенной прозорливости. “Да совсем я не прозорливец,– с легким смущением и мягкой досадой в голосе говорил он одному из пытливых посетителей монастыря,– великий дар прозрения дает Господь избранным его, а тут просто долголетие мне помогает,– зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони... Случилось с человеком несчастье, вот он и точность душевных очей теряет, впадает либо в уныние, либо в дерзость и ожесточение. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую, и сам Господней силой огражден от бед и соблазнов, и как же мне в меру малых сил моих не поддержать брата моего, спутника на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я...

Труден путь монашеский,– записал старец Симеон в своей биографии,– но труднее подвиг схимнический, если идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При посещении Его Всесвятаго Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном”.

Шестьдесят четыре года такого монашеского подвига соделали иеросхимонаха Симеона сосудом благодати Божией, которой лучились его глаза и весь облик старца.
Всяческой малостью, суетой, неведением, слепотою люди омрачают чудо,– говорил старец одному посетителю.–Дивный дар Господень – человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду бесценную!.. Радость, радость, великая радость!..
Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: “На Матерь Божию”. И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.

прп_иеросхимонах_Симеон_Желнин_1


Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу.
По откровению от Господа он ждал смерти 15/2 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов, † 1975), навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. “Хорошо,– ответил ему смиренный старец,– ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему.” Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.
Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло много духовных его чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и сорок священнослужителей. А после отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в Богом зданных пещерах монастыря на месте, указанным им еще при жизни.

Память о старце схииеромонахе Симеоне свято чтут в Псково-Печерской обители, где он 64 года подвигом добрым подвизался.
1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
Cвоим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон подает и ныне свою чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.

Тропарь преподобному Симеону Псково-Печерскому
глас 1
Любовию Христовою сердце твое уязвивый, евангельски Тому последовал еси: яко древний подвижник преподобием украсивыйся, славный насельник обители Богоматери у пещер Богом зданных явился еси, и, благодать духовную свыше приемый, подаеши верным исцеления, Симеоне богоблаженне, не престай молитися о чтущих тя.

Кондак преподобному Симеону Псково-Печерскому
глас 4
Яко Божия любве зерцало, во обители Печерстей благодатно просветился еси, образ иноческаго жития показуя, трудолюбием и послушанием на высоту добродетелей востекл еси, темже, дары Духа Святаго от Господа почтенный, чудеса многа щедро источаеши, преподобне отче наш Симеоне, помози спастися душам нашим.


Преподобная Васса Псково-Печерская

прп_Васса_Псково_Печерская


Преподобные Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря.
Точно неизвестно, когда поселились первые монахи-отшельники при ручье Каменце в самородных пещерах горы, которую местные жители называли "святой горой". Монастырская летопись передает рассказ очевидцев, звероловов из Изборска по прозвищу Селиши: "Раз случайно пришли мы с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама".
Из первых старцев Псково-Печерской обители по имени известен лишь один Марк. О нем свидетельствуется: "В начале прежде некий старец живяше на потоце Каменце при пещере, егоже неции ловцы видяху у триех камений, лежащих над церковию Пресвятой Богородицы пещерною; но о сем известно не могохом обрести, каков бяше старец, и коего рода, или како и откуду в сие место прииде, и колико время поживе, и како скончася".

Второй игумен Печерской обители внес имя старца Марка в монастырский синодик. Преподобный игумен Корнилий (память 20 февраля) усомнился в верности этой записи и велел изгладить его имя из синодика. Внезапно он тяжело заболел и получил откровение, что наказан за то, что приказал вычеркнуть имя преподобного Марка из монастырского диптиха. Испросив прощение слезной молитвой у гроба старца Марка, игумен Корнилий восстановил его святое имя. Когда была выкопана пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Дорофей нашел гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми..

В 1472 году крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: "Богом зданная пещера". (Есть предание о том, что некий юродивый монах Варлаам часто приходил к пещере и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесно восстанавливалась.)
На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу "Шестник" - переселенец. Он был родом из "Московския страны" и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в "правоверной церкви, поставленной от пскович" во имя святителя Николая и великомученика Георгия, вместе со священником Исидором духовно окормляя живших там русских. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего товарища (память священномученика Исидора 8 января), Иоанн решил удалиться в новоявленную "Богом зданную пещеру", чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия.

Вскоре заболела его жена и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене "Богом зданной пещеры", но ночью ее гроб был "изставлен из земли невидимою Божиею силою". Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось "на верху земли". Тогда стало ясно, что это - знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Ионы и стал подвизаться еще усерднее.

Собственноручно ископав пещерную церковь и две келлии на столбах, он стал просить священников Псковского Троицкого собора освятить ее, но те решились не сразу, "ради необычного места". Тогда преподобный Иона испросил благословения у Новгородского архиепископа Феофила.

15 августа 1473 года пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы - прозрела слепая женщина - "посла Милосердый Бог начало Своих великих даров Пречистою Своею Материю". (Эта икона, которую называют "старой" в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы с житием Ее, написанной около 1521 года псковским иконописцем Алексеем Малым, хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. Икона с житием - храмовая икона пещерной церкви.) День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел ко Господу. По смерти па его теле обнаружили кольчатый панцирь, который был повешен над его гробом как свидетель тайных подвигов преподобного, но при набеге немцев он был похищен.

Мощи преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого карающего огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы.

Тропарь преподобной Вассы Псково-Печерской
глас 4
Днесь, вернии, преславно ликовствуем, память преподобныя Вассы совершающе, и раце мощей ея умильно покланяющеся, со слезами и любовию вопием ей: буди ходатаица наша пред Богом, огради молитвами твоими обитель и град наш, в скорбех и печалех нам буди утешительница, ты бо еси крепость верным, и обители Псково-Печерския украшение.

Кондак преподобной Вассы Псково-Печерской
глас 4
Память преподобныя Вассы днесь светло совершающе, благодарственне воспоминаем многотрудныя подвиги, естество бо женское отвергши, со супружником твоим устремися к монашескому житию, да нетленными венцы венчает тя Христос.



Преподобный Симеон Дайбабский

прп_Симеон_Дайбайский


Преподобный Симеон Дайбабский, в миру Савва Попович, родился в бывшей черногорской столице Цетинье 19 декабря 1854 года. Рано осиротел, после чего воспитывался своим дедушкой Миланом и его братом, приходским священником Лазо Поповичем, который и крестил маленького Савву, и позаботился о его православном воспитании, определив учиться в монастырскую школу Цетинье.

Когда Савва подрос, встал вопрос о выборе жизненного пути. Дедушка Милан хотел, чтобы он женился и взял на себя попечение об их большом имении. Сам же юноша хотел продолжить обучение светским и духовным наукам. Разрешить дилемму помог старец Михаил, который убедил Милана отпустить внука в Россию.
По благословению и при поддержке Черногорского митрополита Илариона, Савва Попович стал стипендиатом Русской Православной Церкви, проходя обучение в Киевской духовной семинарии и академии. Духовником его оказался иеросхимонах Николай из Киево-Печерской лавры.
После окончания академии молодой Савва некоторое время посвятил знакомству со светскими науками, изучая в Париже, в Сорбонне, философию, а в Женеве слушая лекции в одной протестантской семинарии, как он сам писал позднее, «ради знакомства с тогдашним западным миром. Но ни его мода, ни слава мирского человека не была мне по духу. Поэтому я опять вернулся в Россию и принял в честной Киево-Печерской лавре монашеский чин в 1887 году».

Так Савва стал отцом Симеоном. Вскоре после пострига он был рукоположен в священный сан. Иеросхимонах Николай благословил его на монашество, и перед отъездом в Черногорию подарил из своей библиотеки много книг, которые и ныне хранятся в Успенском монастыре Дайбабе.
После рукоположения преподобный Симеон еще некоторое время путешествовал по царской России, был в Москве и в Санкт-Петербурге, наконец в 1888 году вернулся в Черногорию. Сначала его определили в монастырь Враньина на Скадарском озере, где святой прожил год, пока не заболел малярией, после чего был переведен в знаменитый монастырь Острог, о чем он мечтал еще в детстве.
Здесь, под монастырем, митрополит Черногорский Митрофан открыл монашескую школу, и отец Симеон стал одним из преподавателей в ней. В это время святой Симеон дважды отправлялся в паломничество к великим христианским святыням на Афон и в Иерусалим.

Однажды в монастырь Острог пришел Петко Ивезич, бедный крестьянин из села Дайбабе. Он рассказал отцу Симеону о видении, которое было ему не во сне, а наяву, в 1890 году. В безлюдном месте Петко увидел человека, одетого в расшитое золотом облачение и с шапкой, на которой был изображен крест. Этот человек сказал: «Я не злой дух, как ты думаешь. Я святой, но меня здесь закопали от турок. Я был владыкой этого края и учеником великого святого… Хочу, чтобы ты построил мне монастырь». На это Петко, который был сиротой, ответил: «Я беден, отче». – «Богатый и не нужен. Нашлось бы желание. Построй сначала маленькую церковку».

Отец Симеон понял, что речь идет об ученике святителя Саввы Сербского, чьи мощи монахи спрятали от турок, чтобы те не осквернили святыню, как, увы, бывало в сербской истории времен османского ига, однако сам Петко, рассказывая о видении, не знал об этой истории, ибо она была известна только образованным людям.
Преподобный Симеон решил помочь юноше в исполнении воли святого. Этот замысел благословил митрополит и одобрил черногорский король Николай I.
Возле села Дайбабе они построили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, которая была освящена 22 декабря 1897 года.
Храм по-своему уникален. Снаружи он выглядит как обычная церковь, но у нее есть только фасад, пристроенный к скале, и две колокольни по бокам. Войдя же внутрь, человек оказывается в пещерах, со стен которых на него смотрят лики просто, но очень по-доброму написанных святых. Росписи делал также сам преподобный Симеон.

Насколько нам известно, это единственный пещерный храм в Черногории, и, конечно, при его устройстве преподобный старец не мог не вспоминать святых пещер Киево-Печерской обители, где он принимал постриг и которые, по его признанию, произвели на подвижника неизгладимое впечатление. Можно даже назвать Дайбабский монастырь в определенном смысле подражанием Киево-Печерской лавре, так сказать архитектурной аллюзией на древнейшую из русских обителей.
А что же стало с Петко Ивезичем? Он решил поступить в послушники к старцу Симеону, принял монашество с именем Платон и до глубокой старости служил в монастыре Дайбабе как иеромонах, окончив здесь свои дни уже в 90-летнем возрасте.
И сам преподобный Симеон в этом уединенном месте предавался духовным подвигам всю оставшуюся жизнь, почти полвека. Он сподобился от Господа дара прозорливости, так что видел, что скрывается в душах людей, и с помощью этого приводил их к жизни по святому Христову Евангелию. Также он исцелял молитвой больных и избавлял от тяжких искушений.

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14), так и праведник, сияющий добродетелями. Поэтому со временем за советом и духовной беседой к старцу стали приезжать многие, в том числе даже иностранцы.
Русский князь Дмитрий Голицын-Муравлин оставил такую запись после встречи с преподобным: «От личности отца Симеона веет безграничной духовной чистотой и евангельским смирением, как от нашего отца Иоанна Кронштадтского… он проникнут светом и тихой благостью, которая умиляет и радует». Другой путешественник, француз Ниселе, говорил о старце как о «поистине ангельском явлении, вокруг которого веет дух небесного блаженства».

Народ очень любил и почитал старца Симеона, так же относились к нему и знаменитые сербские подвижники того времени. Например, святитель Николай (Велимирович) называл старца Симеона «святым монахом», а преподобный Иустин (Попович) в 1937 году, когда первый раз посетил Дайбабе, написал, что «удостоился сладостного лицезрения великого сербского аввы – отца Симеона».
Возле преподобного Симеона собралось несколько учеников, самым выдающимся из которых стал его преемник игумен Феофил (Попович). Когда от возраста телесная немощь ограничила возможности физического служения и подвига, старец восполнил это усилением молитвенного делания. Он предсказывал большую братоубийственную войну, но Господь прибрал его раньше, чем предсказание исполнилось: преподобный Симеон Дайбабский тихо преставился 1 апреля 1941 года.
В 1996 году состоялось торжественное обретение честных мощей преподобного Симеона, и теперь они покоятся в раке, поставленной в глубине пещер, доступные для поклонения паломников.

Открытие мощей преподобного Симеона, их последующий перенос в новый кивот и переоблачение.

прп_Симеон_Дайбайский_рака


Предварительно горячо помолившись Богу, чтобы свершилась святая воля Его по поводу 55-й годовщины упокоения старца, его Высокопреосвященство Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий решает со священством и монашеством перенести его святые мощи. Это было совершено в Боге в 1996 году 28 марта ровно в 15 часов.
После Митрополита больше всего потрудились тогдашний настоятель, ныне покойный игумен Феодосии и (к настоящему времени также упокоившийся. — настоятель монастыря Станьевича игумен Димитрий (Благоевич), как и прот Подгорицы Драган Митрович.
С большими усилиями был преодолен бетон, которым была залита надгробная плита, а потом еще более было пролито пота трудолюбивых священников и монахов, когда сдвигалась сама плита. После этого нужно было очистить и освободить гробницу от множества набросанного камня, о котором нельзя с уверенностью утверждать, упал ли он с каменного обложения гроба или набросан намеренно.

Лишь когда все камни и осколки были терпеливо и тщательно удалены, появились доски гроба, а потом, когда все было как следует очищено и снята верхняя доска, то показались и голова, и тело, и облачение старца, частично не тронутое тлением. Митрополит достал святой череп старца, затем его не тронутую тлением бороду и потом, с помощью одежды, остальные его святые кости и все это положил на приготовленный заранее стол. Окадив мощи ладаном и прочитав краткое поминание, пропев в конце тропарь и кондак преподобному, Митрополит и священство с любовью омыли его мощи вином, смешанным с розовым маслом, уподобясь в этом мироносицам, помазавшим Самого Господа нашего Иисуса Христа.
Омытые мощи были тогда облачены в новую священническую одежду, и каждая кость была положена на свое место. Затем, когда все это было сделано, мощи положили в новый кивот, скромно вырезанный, который был впоследствии заменен на другой — искусной работы, украшенный резными крестами и другими христианскими символами; святые же мощи были переоблачены в новые, более красивые облачения, созданные в монастырской мастерской монахинями монастыря Челие Жупске.

Как тогда, так и теперь, с Божией помощью, служится в монастыре Дайбабе в навечерие дня памяти святого Симеона (1 апреля) всенощное бдение в честь его и во славу Божию, а утром Божественная литургия с резанием славского колача.
Если же 1 апреля выпадает на будний день, а день памяти святого всегда происходит во время Великого поста, то прославление и литургия переносятся на субботу или воскресенье, ближайшие к этому дню, чтобы можно было служить литургию Иоанна Златоустого и трапеза любви могла быть освящена.

Тропарь преподобному Симеону Дайбабскому
глас 8
Православия наставниче, учителю благочестия и чистоты, вселенной светильниче, богодухновенное монахов украшение, премудрый Симеоне, своим учением просветил еси нас, свиреле духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Симеону Дайбабскому
глас 2
Постом, бдением и усердными молитвами искушения демонския победил еси и целомудренне поживе, сосуд избранный Святаго Духа явился еси, благодати исцелений сподобившись, дар прозрения небесный от Господа приимши, отче преблаженный Симеоне, светильниче Церкви Божия, сего ради моли Христа Бога за нас, с верою и любовию к тебе притекающих и славящих святую память твою.
Tags: Православие, Праздник, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments