filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

16 (29) марта 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий).

Мч. Сави́на Ермопольского (Египетского) (287); мч. Папы Ларандского (305–311).

Свт. Серапиона, архиепископа Новгородского (1516); апостола от 70-ти Аристовула, епископа Вританийского (Британского) (I); сщмч. Александра I, папы Римского (119); мч. Иулиана Тарсийского, Аназарвского (305–311); сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300); прп. Аббана Килаббанского (650; Кельт. и Брит.); прп. Христодула Патмосского чудотворца (1093 или 1111); прпп. Пимена юродивого и Антония Месхи (XIII; Груз.); исп. Амвросия, католикос-патриарха всея Грузии (1927; Груз.).

Прп. Евтропии Херсонской (1968; Херсон.).


Святые дня, молите Бога о нас!


Апостол от 70-ти Аристовул

апостол_70_Аристовул


Аристовул (I в. по Р. Х.), ап. от 70, упомянутый в Послании ап. Павла к Римлянам, где он приветствует христиан «из дома Аристовулова» (16. 10). В греч. Минеях об Аристовуле сообщается, что он был братом ап. Варнавы, постоянным спутником ап. Павла, проповедовал Евангелие в разных местах, поставлен им в епископы Британии, где претерпел мн. истязания от населявших тогда Британию язычников. Стойкое терпение Аристовула побудило многих из них обратиться и уверовать во Христа. Ап. Аристовул устраивал там церкви, рукополагал диаконов и пресвитеров и мирно скончался (Mhna‹on. M£rtioj. S. 117). Сохранились сообщения о том, что дочь Аристовула, по имени Мария, была женой св. ап. Петра (Собор св. 70 апостолов. С. 95). В слав. Минеях к этому добавляется, что ап. Аристовул был родом с о-ва Кипр. Согласно рим. мартирологу, ап. Аристовул принял мученическую кончину в Британии, однако это не подтверждается др. источниками.

Память ап. Аристовула совершается трижды в году: 31 окт.- с апостолами от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Наркиссом и Апеллием; 4 янв.- в Соборе 70 апостолов (см. Апостолы, разд. «Гимнография»); 16 марта. Последняя память под 15 или 16 марта отмечена в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 248), Минологии Василия II и др. памятниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 75-76). В совр. богослужебной практике правосл. Церквей отдельное последование ап. Аристовулу, известное по одной греч. рукописной Минее и состоящее из анонимного канона 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, и седальна 1-го гласа «Апостол Христов явился еси, Триблаженне», в этот день не поется (Crypt. D. a. XVII. F. 50-53 - AHG. Т. 7. Р. 187-194, 384-385). В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 15 марта, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной Синаксарь ап. Аристовулу. (Mhna‹on. M£rtioj. S. 117). Общее последование ап. Стахия, А. и пр. поется 31 окт.


Тропарь апостолов
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов
глас 8
Яко священная сокровища Всесвятаго Духа/ и Солнца Славы сияния,/ по долгу воспоим мудрыя апостолы,/ Апеллия, Урвана же и Аристовула,/ Амплия, Наркисса и Стахия,// яже благодать собра Бога нашего.


Священномученик Александр, папа Римский

сщмч_Александр_папа_Римский


По происхождению грек. Священномученик Александр занимал папский престол около 10 лет. Он был сожжён 3 мая 115 (116) года по повелению императора Адриана (117 — 138). Сообщение о усекновении его главы при императоре Траяне или Адриане не поддерживают Ириней Лионский и Евсевий Кесарийский, оно вероятно связано с отождествлением папы с мучеником Александром Римским.
Liber Pontificalis сообщает, что Александр I ввёл в канон мессы анамнесис «Qui pridie» (Накануне Своих страданий), а другие источники сообщают, что это была молитва «Unde et memores» (Итак, Господи, вспоминая). По преданию, именно Александр I ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой.


Мученик Савин

мч_Савин


Святой мученик Савин был правителем египетского города Гермополя. Во время гонений на христиан при императоре Диоклитиане (284 - 305) святой Савин вместе со своими единомышленниками скрылся в отдаленной деревне. Но его местопребывание открыл за две золотые монеты один неблагодарный нищий, которому святой постоянно помогал деньгами и кормил. Вместе с шестью другими христианами Савин был схвачен, и после истязаний их всех утопили в Ниле (+ 287).

Кондак мученика Савина
глас 2
Божественная прозябения,/ цвет неувядающий,/ розга многоплодная, богоносе Савине,/ иже верою чтущих память твою/ веселия твоего исполни// и молися непрестанно о всех нас.


Священномученик Иулиан Тарсийский, Аназарвский

мч_Иулиан_Аназаврский


Священномученик Иулиан Аназаврский пострадал за Христа в Антиохии Сирийской при императоре Максимиане Галерии (305 - 311). Мощи его при святителе Иоанне Златоусте (+ 407) прославились чудесами. Святитель Иоанн Златоуст говорит о мученике в 47-й беседе.


Мученик Папа Ларандский

Мученик Папа Ларандский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим
(Мученик Папа Ларандский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим)


Святой мученик Папа жил в городе Ларанде (Малая Азия) в царствование Максимиана (305 - 311). Его судили и пытали за веру во Христа, затем в сапогах со вбитыми внутрь острием гвоздями вели для повторного суда в город Диокесарию и далее в Селевкию Исаврийскую. Святой Папа скончался привязанным к бесплодному дереву, которое стало плодоносить.


Святитель Серапион Новгородский, архиепископ

святитель_Серапион_Новгородский


Родился в подмосковном селе Пехорке и с юных лет стремился к иночеству. По воле родителей вступил в брак, принял сан священства, но через год овдовел и принял пострижение в Дубенском Успенском монастыре. За добродетельную жизнь был избран игуменом обители и так много потрудился для нее, что впоследствии она стала называться его именем — Серапионовой пустынью.
Желая предаться более строгим подвигам, святой слагает с себя настоятельство и переходит в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495 г. становится игуменом. Святой пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича, и известно, что по его ходатайству он помиловал троих осужденных на смертную казнь боярынь.
Присутствуя на Соборе (1504 г.), святитель горячо отстаивал церковные и монастырские имения, как средство благотворительности.

В 1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского. Во время большого пожара в Новгороде, в 1508 г., святитель своими слезными молитвами умолил Господа о его прекращении.
Много бед перенес святитель Серапион: в 1509 г. он был лишен кафедры и сослан в Московский Андроников монастырь. В 1511 г. св. Серапион переселяется в Троице-Сергиеву лавру, где в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы проводит последние годы жизни, сподобившись от Господа дара прозорливости и чудотворения.
Приняв схиму, святитель мирно скончался 16 марта 1516 г. Нетленные мощи его были обретены 7 апреля 1517 г. и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате, у Троицкого собора, в Троице-Сергиевой лавре.

Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры
(Серапионова палата Троице-Сергиевой Лавры)


Господь прославил воего угодника даром чудотворения как при жизни, так и по смерти: однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого, который много лет ползал на ногах и руках, опираясь на деревяшки.
В 1608 г., во время осады лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, пришедшего в храм помолиться о своей обители.


Тропарь святителя Серапиона, архиепископа Новгородского
глас 8
Твердый адамант воистину, отче, показался еси, во всем подобяся владыце своему святителю, неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси: темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Темже и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, любовию вопием ти: моли о нас, пречестный архиерею Серапионе, отче наш!

Кондак святителя Серапиона, архиепископа Новгородского
глас 3
Яко венцем, пресветлым украсися днесь великий Нов град, и ликует в память пастыря своего и учителя, яко диадиму царскую возложши, великая же она лавра светло радуется, идеже прослави Бог Своего угодника, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Серапионе, и Церкви Божия веселитися созывающи на славословие, велегласно вопиющи: радуйся, граду твоему и обители похвала и всея Русския земли пресветлый светильниче!


Молитва святителю Серапиону

О великий святителю Божий отче Серапионе! Вонми моей слабой молитве, и предстани за мя, грешнаго и убогаго, пред Господем, и испроси твоими усердными молитвами множеству грехов моих прощение, да, получив помощь твою, поживу во исправление жития моего. Ты, яко исполненный живою струею от Приснотекущаго Источника воды живота вечнаго - Христа Иисуса, ороси сердце мое и возбуди желание любви моей ко Господу, да путь маловременнаго жития поживу в поучении заповедей Его и в покаянии сердечней. И, охраняемь твоими теплыми за мя молитвами, улучу от благосердаго Спаса Господа нашего Иисуса Христа благовременную в нуждах помощь и непостыдный христианский конец живота моего, прославляя Его со всеми, от века благоугодившими Ему, во веки веков. Аминь.


Мученики Трофим и Фал

Мученики Трофим и Фал


В городе Лаодикии (не в том, что находится в Сирии, но в находящемся в Карии), между малоазийскими реками: Ликосом и Меандром) было два священника,—брата по плоти, —Трофим и Фал.
Родом они были из Карии. из города Стратоника. Тот и другой были твердыми в вере мужами и проповедниками слова вожия. Желая обратить на путь спасения души заблуждших, они спорили с еллинами и неустанно укоряли их нечестие.
Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 - 305) и его соправителе Максимиане (284 - 305) братья были взяты под стражу и предстали перед правителем Асклипиодотом. Он велел побить святых братьев камнями, но камни, которые бросали в святых, летели назад и поражали тех, кто их бросал. После вторичного допроса святые братья были приговорены к распятию. Идя на казнь, они прославляли Бога за то, что сподобились, как и Спаситель, крестной смерти.

Дивные свидетели Божий и вися на кресте продолжали свою проповедь, а их мужественная мать стояла у подножья крестов. Одна иудеянка, поклонившись святым, воскликнула: "Блаженны матери, родившие таких сыновей". Когда мученики предали свой дух Богу, тюремный страж рассказал, что видел души святых братьев, возносившиеся на небо в сопровождении трех Ангелов. Народ всю ночь не отходил от тел святых мучеников. Утром на место казни пришла жена мучителя Асклипиодота с благовониями и драгоценным покровом. Она рассказала народу, что ночью видела во сне святых мучеников и Ангелов, посланных для наказания ее мужа.

Мать мучеников и два христианина, по имени Зосима и Артемий, похоронили святых братьев в их родном городе Стратонике. Мучитель же Асклипиодот вскоре заболел и умер ужасной смертью.

Полностью о подвиге и мучении священномучеников Трофима и Фала вы можете прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/69568.html


Преподобный Христодул Патмосский, чудотворец


Преподобный Христодул Патмосский, чудотворец

Память 16 марта (в день кончины), 21 октября (в день перенесения мощей с острова Эвбея на остров Патмос)

Святой Христодул, в крещении Иоанн, родился в первой четверти XI века (вероятно, около 1020 года) недалеко от Никеи Вифинской. Прославился как аскет и талантливый врач по всей Византийской империи. Свою жизнь он посвятил путешествиям по святым местам, связанным с жизнью Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых апостолов.

В 1043 принял монашество на горе Олимп, где под руководством старцев получил широкое по тем временам образование. После смерти своего духовного отца, в 1045 г. он совершил паломничество по святым местам. Он побывал в Риме и в Палестине, жил в Палестинской пустыне, в Малой Азии и на некоторых греческих островах, где им были основаны несколько монастырей.
После вторжения сарацин в Палестину, Христодул покинул Святую землю и в 1070 году поселился на горе Латр в ставропигиальном Богородице-Cтолпном монастыре в Карии. Вскоре он был избран настоятелем этого монастыря.

В 1076 году патриарх Константинопольский Косма I Иерусалимит поставил его архимандритом над всеми латрийскими монастырями.
В 1076-1079 годах усилиями Христодула была проведена большая работа по обустройству монашеской жизни, наполнению монастырской библиотеки, начались строительные и фортификационные работы. Тогда же возникли разногласия с Патриархией относительно подчиненности лавры. В 1079 г. латрийские обители подверглись разорению со стороны турок-сельджуков. Христодул с небольшой общиной укрылся в городе Стровил на побережье Эгейского моря, где отшельник Арсений Скинури предоставил ему руководство своим монастырем. Вскоре Христодул переселился на близлежащий остров Кос, наименее страдающий от мусульман, где у Арсения было несколько имений, и, на горе Пелион, по предложению последнего, в 1080 году основал монастырь в честь Пресвятой Богородицы Кастрианской. В 1087 году преподобный основал монастырь на соседнем острове Лерос. Кроме того, во время своего пребывания на о. Кос Христодул организовал экспедицию на гору Латр, одной из целей которой являлось спасение книг покинутой им обители.

Стремясь к большему уединению и аскезе, Христодул обратил свое внимание на остров Патмос. Здесь он был настолько поражен аскетическим духом этих мест, что решил основать на острове монастырь. В 1089 году преподобный упросил императора Алексея I Комнина для его новой обители Патмос взамен земель на острове Косе и на берегу Карий. Преподобный устроил монастырь на горе близ пещеры, в которой, по преданию, святой апостол Иоанн Богослов получил Божественное откровение и написал в 68-69 годах свою пророческую книгу. Обитель была заложена на скалистом выступе, почти в самом центре острова и сразу, в течение первых трех лет, приобрела вид крепости.

Однако в последние годы жизни из-за набегов морских разбойников преподобный был вынужден бежать с Патмоса вместе с учениками на остров Эвбею, где он и скончался 16 марта 1093 года. Незадолго до смерти он завещал похоронить его на острове Патмос в основанном им монастыре, что его ученики и исполнили.
Святые мощи преподобного Христодула и по сей день хранятся на острове Патмос в монастыре святого Иоанна Богослова. Святой почитается покровителем острова.

монастырь_Иоанна_Богослова_Патмос
(монастырь Иоанна Богослова, Патмос)


Тропарь

В тебе отче известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи везсмертней: темже и со ангелы срадуется, преподобне Христодуле, дух твой.


Преподобные Пимен юродивый и сподвижник его Антоний Месхи

Преподобные Пимен юродивый и сподвижник его Антоний Месхи


Святой Пимен юродивый и Антоний Месхи жили в XIII веке. Это был период нашествия монголов на Грузию. Тяжкое бремя монгольского ига со всей страной разделила и Православная Церковь. Растерзанное население Грузии очередной раз на своём историческом пути стояло перед страшным выбором между физическим сохранением жизни и духовным спасением и, по Воле Божией, большинство грузин не поддавалось соблазну врага и принимало мученическую смерть за Христа.

В этот период в Давид-Гареджской обители находились преподобный Пимен юродивый, беспощадно обличавший вероотступников и преследовавший безнравственность, насаждаемую захватчиками среди населения. Его преданным соратником был преподобный Антоний Месхи, его ученик и духовный сын. Озарённые Благодатью Божией отцы, полностью сознавая, что народ следует за своим правителем, борьбу за духовное спасение народа начали с обличения царя.
Вместе с подвигами юродства и обличения царя, преподобные подвизались в проповеди христианства среди дагестанцев.

За великие заслуги в борьбе за соблюдение нравственной чистоты и сохранение верности грузин Господу, проповеди Учения Христа среди дагестанцев, Грузинская Церковь причислила Пимена юродивого и Антония Месхи к лику святых.


Исповедник Амвросий (Хелая), католикос-патриарх всея Грузии


Исповедник Амвросий (Хелая), католикос-патриарх всея Грузии


В миру Виссарион Хелая Засимович, родился в 7 октября 1861 года в селе Мартвили Зугдидского уезда Кутаисской губернии. Начальное образование он получил в духовной школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тифлисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника. В 1887 году был определен священником в Сочи, а в 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В течение восьми лет священства он также преподавая грузинский язык в школах и руководил деятельностью различных благотворительных обществ.

В 1896 году он овдовел, а в 1897 году поступил в Казанскую духовную академию. Учась в Казани, отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях. Его работа под названием «Борьба между христианством и исламом в Грузии» вызвала такой интерес у одного из профессоров, что тот предложил отцу Виссариону, развив тему, выдвинуть ее на соискание магистрской степени.
11 февраля 1900 года, будучи студентом академии, пострижен в монашество с именем Амвросий. В 1901 году отец Виссарион закончил обучение в Казанской духовной академии и вернулся в Грузию. В 1902 году был определен настоятелем Челишского монастыря с возведением в сан архимандрита. Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, и к тому времени его школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению.
Много сил и энергии приложил он для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание на то, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя о том, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня – Челишское Евангелие – рукопись IX–X века.

Архимандрит Амвросий активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии. В связи с этой деятельностью с 1904 года был переведен смотрителем Усть-Медведицкого духовного училища Донской епархии. Вскоре он вернулся в Грузию и в 1906 году стал членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии.

Весной 1908 в Тифлисе Грузинский экзарх Никон (Софийский) был смертельно ранен шестью выстрелами в упор сделанными неизвестными в рясах священников. Хотя Амвросий и был сторонником обособления Грузинской Церкви, узнав о гибели архиепископа Никона он был так потрясён, что произнёс:

"Потеряны христианские начала, сдерживавшие страсти человеческие; упала в людях вера и сказалась натура зверская – жажда крови своего ближнего. Вот пред нами жертва этого ужасного времени, нами переживаемого. Беспримерна такая жертва в истории христианской Церкви".

Однако, в поднявшейся волне негодования обвинения в убийстве легли на ревнителей автокефалии Грузинской Церкви, среди которых архимандрит Амвросий был одним из первых. В 1908 году он был обвинен в причастности, лишен права служения, и в 1909 году сослан в Рязанский Троицкий монастырь, где находился под строгим надзором более года.
В 1910 году отец Амвросий был оправдан и разрешен в служении и был назначен настоятелем Старорусского монастыря Новгородской епархии где оставался до 1917 года.
В 1917 году архимандрит Амвросий вернулся в Грузию и продолжил усилия по предоставлению автокефалии Грузинской Православной Церкви. Через несколько месяцев автокефалия была провозглашена. 15 октября того же года отец Амвросий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Чкондидского, а в 1919 году был переведен на Сухумскую кафедру.

7 сентября 1921 года Грузинским Церковным Собором митрополит Амвросий был избран католикосом-патриархом всей Грузии, с присвоением титула архиепископа Мцхетского и Тифлисского. 14 октября того же года состоялось его настолование в Мцхетском соборе Светицховели.
Вскоре после его избрания в Грузии установилась советская власть и правительство начало гонения на Церковь: сотнями разрушались и разорялись церкви, множество клириков было арестовано, сослано, многие потом были расстреляны. 22 февраля 1922 года католикос-патриарх Амвросий, как верховный пастырь и духовный отец нации, обратился с меморандумом к участникам Генуэзской конференции, в котором он защищал права Грузинской Церкви и грузинского народа. Каждое слово его послания было проникнуто беспокойством за судьбу не только его отечества, но и всего человечества. Он убеждал своих адресатов, что нация и правительство, оторванные от христианских ценностей, не имеют будущего, и обращался за помощью. Выступление с таким меморандумом при большевистском режиме было беспрецедентным и католикос Амвросий был арестован. Вместе с ним 12 июня 1922 года арестовали и 9 членов патриаршего Совета.

Несмотря ни на что, католикос продолжал критиковать власти за попустительство актам святотатства, несправедливости и преступлениям. На одном из допросов святитель отвечал:

«Исповедание веры – это духовная потребность любой нации, преследования лишь усиливают эту потребность. Будучи притесняемой, вера углубляется, усиливается и распространяется с новой энергией. Грузия не является исключением из этого универсального закона».

10 марта 1924 года в клубе имени Плеханова в Тбилиси состоялся суд над католикосом Амвросием и 9 членами патриаршего Совета. Подсудимым вынесли 4 обвинения:

1) Отправка меморандума Генуйской конференции; 2) Скрытие церковных ценностей, которые большевики изымали для помощи голодающих; 3) Безотчетное ведение книг церковного имущества; 4) Не явление представителя Церкви во время передачи военного храма комсомолу и во время разрушения трапезной. Патриарху Амвросию вынесли дополнительное обвинение: сношения с иностранными государствами, и подстрекательво их на интервенцию. Ни один подсудимый не признал себя виновным. Патриарх Амвросий своё последнее слово закончил словами: "Дух мой принадлежит Богу, сердце - родине, а тело уступаю вам. Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23, 28)". 19 марта был вынесен приговор: "Католикос Амвросий (он же Висарион Хелаиа), приговорён к лишению свободы на 7 лет, 9 месяцев и 23 дня в строгой изоляции, с конфискацией всего имущества".

Но в конце того же года патриарх был амнистирован, также как и члены Синодального Совета, и ему дали право служить в Тбилисском Кашуетском соборе.
Перенесенный тяжелый опыт оставил неизгладимый след. По некоторым данным католикос так и не вернулся к управлению Церкви, или же вскоре был вновь устранен от него. 29 марта 1927 года в Тбилиси католикос-исповедник Амвросий скончался и был похоронен в Тбилисском Сионском соборе.

В 1995 году житие католикоса-патриарха всей Грузии Амвросия (Хелая) было рассмотрено на расширенном заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви. За выдающиеся труды на благо Церкви и грузинского народа он был канонизирован в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви как святой Амвросий Исповедник.

Исповедник Амвросий (Хелая), католикос-патриарх всея Грузии 1


Труды


Помимо отдельных статей, помещенных в грузинских и русских периодических изданиях за 1887-1917 годы иногда под псевдонимами "Самурзаканели", "Коренбедиели" и "Амбери", им напечатаны:

Челишский вариант обращения Грузии в христианство, 1911 (по-грузински).
Путешествие по Раче в Лечхуму, 1915-1917 (по-грузински).

Перу Амвросия принадлежит ряд полемических статей в Петербургских Ведомостях за 1912-1917 годы (с 1914 года переименованных в Петроградские Ведомости); в Сухумском Сотруднике Закавказской Миссии за 1912-1913 годы; в Тбилисской газете Закавказье в 1913 году и в Вестнике Грузинского Экзархата. В последнем он напечатал объемистую статью под названием: "По поводу статьи "Голос из Сухуми", вышедшую и отдельным оттиском в Тбилиси в 1906 году.
Из напечатанных его трудов интересен Дневник на 1909 г., который он вел в Рязани.



Преподобная Евтропия (Исаенкова), Херсонская, монахиня, местночтимая святая Херсонской епархии

Преподобная Евтропия (Исаенкова), Херсонская

Память 16 марта (преставление), 30 октября (обретение мощей) (Херсон.) и в Соборе Херсонских святых (Укр.)

В миру Екатерина Леонтьевна Исаенкова, родилась 24 ноября 1863 года в селении Белая Криница Херсонской губернии в семье Леонтия и Агафии.
В 12 лет была взята на воспитание женской монашеской общиной в Алешковской Слободе Таврической губернии. В общине сестер Екатерина постигала грамоту и рукоделие, одновременно научаясь молитве и чтению Слова Божия.
Вскоре община получила статус Успенского общежительного монастыря, Екатерина приняла монашеский постриг с именем в честь св. мученицы Евтропии Александрийской. Ее монашеским послушанием было чтение и пение на клиросе.
Матушка Евтропия стала свидетельницей расцвета Алешковского монастыря. Строились великолепные храмы и монастырские корпуса, в обители была создана школа для сирот.
После революции монастырь упразднили, храмы закрыли, монахинь разогнали.

Монахиня Евтропия, как и многие другие насельницы обители, уехала в Херсон, где поселилась в районе Киндийских хуторов (ныне п. Киндийка), недалеко от храма Рождества Богородицы. Это место было выбрано неслучайно. За Днепром находились любимые матушкой Алешки, к тому времени переименованные в Цюрупинск.
Матушка зарабатывала тем, что шила одеяла. Постоянно ходила в храм, где молились и другие монахини Алешковского монастыря. В 1938 году храм закрыли, после чего монахини собирались в частном доме. Сестры заботились друг о друге и поддерживали друг друга чем могли.

Во время войны в Херсоне стали открывать ранее закрытые храмы. В 1941 году открыли и Киндийскую церковь. Несколько лет матушка жила в помещении, находящемся в ограде храма. Но, желая большего уединения, она вскоре перебирается в небольшой домик, расположенный недалеко от Киндийской церкви. Пока были силы, она пела и читала на клиросе. Когда стала немощной, сидела на скамеечке возле хора и молилась. Она никогда не пропускала богослужения.
Жила она в небольшой времянке. Жилище было простое, мазаная хатка – одна комната и коридорчик. К матушке приходило много людей, прослышавших о ее прозорливости и уповающих на силу ее молитвы, двор всегда был полон людьми. Матушка принимала всех у себя в комнате, сидя на маленькой скамеечке возле своей кровати. Но никто никогда не видел, чтобы матушка лежала на кровати, даже если была больна. По словам очевидцев, возле нее всегда лежала чурочка. Когда матушка уставала, она клала чурочку на кровать, и сидя на скамейке, ложила голову на чурочку. Многочисленные посетители везли ей гостинцы. Но она привыкла довольствоваться просфорами и святой водой. Поэтому приношения она раздавала бедным, неимущим, или же людям, которые дали ей кров.

Духовные чада свидетельствовали, что на ногах матушка носила вериги. В ее руках всегда было Евангелие, которое она постоянно читала.
Матушка часто общалась с блаженной Домникой. Бывало, ее спрашивали: «Часто ли Вы видитесь с матушкой Домникой?». На что она отвечала: «Не так часто мы видимся, но часто духовно общаемся». Они молились друг за друга.

Иногда она направляла своих чад к отцу Иосифу (прп. Амфилохию Почаевскому), с которым также общалась. Находившийся на покое в Херсоне исповедник веры архиепископ Иоанн (Лавриненко) также общался с матушкой Евтропией.
Матушка Евтропия часто причащалась Святых Христовых Таин. Причащал ее живший по соседству настоятель Рождества-Богородичного храма в Киндийке протоиерей Иоанн Гасюк.
Она предсказала свою кончину, прощаясь с теми, кого знала.

Скончалась 29 марта 1968 года, в возрасте 105 лет. Отпевали матушку в Киндийской церкви Рождества Пресвятой Богородицы при огромном стечении молящихся. Погребли матушку на Киндийском кладбище. На ее могилке многие получали для себя благодатную помощь и исцеления.

12 ноября 2009 года были обретены мощи монахини Евтропии, которые были перенесены в Свято-Духовский кафедральный собор города Херсона, где они находятся и поныне.

Преподобная Евтропия (Исаенкова), Херсонская, обретение мощей
(12 ноября 2009 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира были обретены святые мощи подвижницы благочестия Херсонского края монахини Евтропии (Исаенковой).)

Преподобная Евтропия (Исаенкова), Херсонская, обретение мощей 2


Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2010 года монахиня Евтропия причислена к лику местночтимых святых Херсонской епархии. 9 августа 2011 года в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона состоялась канонизация преподобной Евтропии Херсонской.

Тропарь
глас 4
Добродетельми богатая,/ кротостию и благочестием украшенная,/ возсияла еси чистотою жития твоего:/ и ныне в Небеснем чертозе/ с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, мати Евтропие,/ почитающих память твою.

Кондак
глас 3
Монашеское житие от юности возлюбивши,/ и во след Христа усердно потекши,/ постническими подвиги, бдением и молитвами/ страсти греховныя укротила еси,/ и наставница многим к житию благочестному в земли Херсонстей явилася еси./ Темже всечестную твою память совершающе,/ благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ Радуйся, мати наша, Евтропие преподобная.

Молитва

О преподобная мати Евтропие, великая подвижнице и всехвальная угоднице Христова! Приими моление нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих, и испроси у Великодаровитаго Христа Бога нашего земли Херсонстей и людем ея мир и благоустроение; на ниве Божией подвизающимся исходатайствуй у Господа нашего, да выну пребывают тщанием не лениви, духом горяще, Ему неленостно работающе и в молитвах неусыпающе; в мире благочестно живущим испроси в вере твердость и во благочестии постоянство; и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея помощи и заступления просящим, подавай присно недугов исцеление, в скорбех утешение, во всем житии благопоспешение; наипаче же Господа умоли в мире и покаянии земное житие нам преити, мытарств горьких и мук вечных избавитися, и Царство Небесное наследовати, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да выну славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь.


Преподобный Аббан Килабанский, игумен

АББАН КИЛАББАНСКИЙ

Святой Аббан (Abban) из Келл Аббан, иначе Аббан из Маг Арнайде (Magheranoidhe), или Махайре Арнайде, был сыном Лагнеха из рода Уа Кормак и племянником св. Ибара (англ.) (память 23 апреля). Он основал монастырь Келл Аббан (Kill-Abban), что в Лейнстере (Leinster), и монастырь для св. Гобнеты (англ.) (память 11 февраля) в Балливорни (англ.) (Ballyvourney).

В ирландских святцах упоминается о путешествии св. Аббана в Британию.


Tags: Православие, Святые дня, УПЦ МП
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments