Праведный Петр Томский, отрок

(Свв. Феодор, Петр и Домна Томские)
"Усердно приноси Христу труды юности твоей", - наставляет верующих великий учитель духовной жизни Преподобный Иоанн Лествичник. Удивительным примером служения Господу является жизнь юного подвижника Томской земли - праведного Петра.
Он родился около г. Кузнецы, Сарчумысского форпоста Томской губернии, во второй половине XVIII в. в благочестивой дворянской семье Мичуриных. С детских лет он полюбил и молитву, предпочитая их детским забавам. В юношеские годы он был отдан родителями на военную службу, но сердце его принадлежало только Богу. Вскоре юноша оставил мир и удалился в таежную пустыню, где вверил себя духовному руководству опытного наставника старца Василиска. Вступив на путь борьбы с грехом, Петр проводил жизнь в строгом посте, иногда по нескольку дней не вкушая никакой пищи. Избегая лишнего сна, юный подвижник со временем даже отучился спать лежа. Отсекая свою, человеческую, волю, Петр во всем являл послушание своему старцу - преподобному Василиску. Руководствуясь его советами, угодник Божий достиг духовной опытности и высоты в творении Иисусовой молитвы. Имя Христово призывалось им непрестанно. "Никогда не перестаю молиться, - говорил святой Петр старцу. - Не бываю без молитвы даже и тогда, когда память забудется: когда дремлю или сплю. И тогда молитва сама творится, и, пробудясь, чувствую ее в моем сердце".
Сердце праведного Петра было преисполнено пламенной любовью к Богу и ближнему. Это укрепляло его в телесных и духовных подвигах.
Святые отцы учат: "Золото очищается огнем, человеческая душа - скорбями". Посетило искушение и Петра. Однажды, занимаясь рубкой дров, он нанес себе тяжелую рану на ноге, но безропотно переносил свою болезнь. Перед его блаженной кончиной недуг оставил праведника. Как земледелец убирает в житницу спелую пшеницу, так и Господь, видя духовную зрелость и высоту жизни праведного Петра, призвал его в Вечность возрасте 20 лет 4 марта (17 марта нового стиля). Бог даровал святому Петру Томскому благодать и после своей кончины помогать людям в стяжании дара молитвы и в борьбе с искушениями плоти.
Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский

Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед - Юрий Долгорукий, дед - великий князь Всеволод III Большое Гнездо (+ 1212), брат святого Андрея Боголюбского (+ 1174, память 4 июля), наследник и продолжатель его дела. Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей древнего Ростово-Суздальского княжества, Всеволод самовластно вершил дела всей великой Руси. "Слово о полку Игореве" говорит о нем, что он может "Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать".
Святой Василько - старший из птенцов "Большого гнезда". Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, Василько (Василий) родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжил отец. Там прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было восемь лет) как удел для самостоятельного княжения.
Воинская доблесть, священный долг служения Родине, справедливость и послушание старшим - традиционные черты русского князя, защитника земли, были присущи Васильку. После смерти отца (великий князь Константин умер 2 февраля 1218 года, Васильку не было еще десяти лет) наставником молодого Ростовского князя был дядя - великий князь Владимирский, святой Юрий (+ 1238, память 4 февраля). Двадцать лет правил князь Юрий Владимирской землей, и все эти годы Василько был его ближайшим другом и соратником. Летописцы отмечают цветущую красоту Василька, его светлый и величественный взор, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, глубокую книжность, кротость и добродушие в обращении с боярами: "Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя". В 1219 году Василько участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Болгарию, в 1221 году - в походе к устью Оки, где святым Юрием был заложен в тот год Нижний Новгород.
В 1223 году впервые в южных степях появились татары, "народ неведомый", вышедший из глубины Азии. Первой их жертвой стали союзные с Русью половцы. Русские князья, совместно с половецкими ханами, многие из которых приняли святое Крещение, решили дать отпор степным хищникам раньше, чем они дойдут до Русской Земли. Святой Василько возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в общерусском степном походе. Враг оказался сильнее, чем думали. Сказалось и вековое разделение удельных властителей, неспособных к дружным совместным действиям в масштабах большой войны.
Отряд Василька не поспел к решающей битве, у Чернигова пришла к нему печальная весть о разгроме русского войска на реке Калке 16 июня 1223 года. Это было дурное предзнаменование: с востока надвигалась гроза. Василько со своей дружиной вернулся в Ростов.
В 1227 году (по другим данным, 1228) Василько Константинович женился, взяв в жены Марию - дочь святого Михаила Черниговского (+ 1246, память 20 сентября). На сестре князя Михаила уже ранее был женат дядя Василька - святой Юрий. В 1231 году у Василька родился старший сын Борис.
Над Русью сгущались тучи. 3 мая 1230 г. писал летописец, "тряслась земля в самую обедню", были тем летом на Руси голод и мор. В 1232 году татары зимовали, едва не дойдя до столицы Волжской Болгарии. Жизнь шла своим чередом, князь Юрий в 1236 году женил своих сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года - татары уже взяли Болгарскую землю.
В 1237 году татарский смерч обрушился на Русь. В декабре под ударами Батыя пала Рязань. Князь Юрий не решился бросить свои войска ей на помощь, предстояла трудная оборона Владимирской земли. Татары предлагали ему мир, и святой князь готов был к переговорам. Но условия мира - дань и вассальная зависимость от хана, были неприемлемы. "Славная брань, - решил князь, - лучше постыдного мира". Первый бой с татарами был принят у Коломны, командовал дружиной Всеволод Юрьевич, но был разбит. Враги устремились к Москве, взяли и сожгли ее. Другой сын Юрия, Владимир, возглавлявший оборону Москвы, попал в плен.
Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василько были преисполнены решимости биться "за православную веру христианскую" с "безбожными погаными татарами". Организовав оборону и оставив во Владимире сыновей, Всеволода и Мстислава, князь Юрий отошел за Волгу собирать новые войска взамен уничтоженных Батыем.
С ним были племянники - святой Василько Ростовский со своей дружиной, его братья - Всеволод и Владимир Константиновичи. Великий князь ждал подхода братьев - Ярослава и Святослава с их войском.
В мясопустную субботу, 3 февраля 1238 года, быстро и беспрепятственно пройдя по зимним дорогам, татарская армия подошла к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была предрешена. Епископ Митрофан для духовного укрепления постриг в ангельский образвсех остававшихся в городе князей и княгинь. 7 февраля город пал. Последним оплотом владимирцев стал Успенский собор, хранивший главную святыню Русской Земли - чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Татары обложили собор дровами и хворостом и превратили в огромный пылающий костер. В огне и в дыму, вместе с тысячами беззащитных женщин и детей, погибли епископ Митрофан и вся семья святого князя Юрия: супруга Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина, внук-младенец Димитрий. Сыновья Всеволод, Мстислав и плененный ранее Владимир были подвергнуты истязаниям и зарезаны "пред очами хана". (В некоторых старинных месяцесловах все они записаны как святые.)

(диорама штурма Золотых ворот ордами Батыя в начале февраля 1238 года)
Святой Юрий стоял с войсками под Ярославлем. Узнав о гибели столицы и о смерти близких, князь, по словам летописи, "возопи гласом великим со слезами, плача по правоверной вере христианской и Церкви". "Лучше бы мне умереть, нежели жить на свете, - говорил он, - чего ради остался я один". Святой Василько, подоспевший с ростовской дружиной, укреплял его на ратный подвиг.
4 марта 1238 года произошла решающая битва на реке Сити. Татарам удалось неожиданным маневром окружить русскую армию. Началась сеча. Мало кто из русских воинов ушел живым из этого страшного боя, но дорогой ценой заплатили враги за победу. Святой Юрий был изрублен в отчаянной схватке. Василька, израненного, привели в ставку Батыя.
Татары принуждали его "следовать обычаю ногайскому, быть в их воле и воевать за них". С гневом отверг святой князь мысль об измене Родине и Православию. "Никак не отведете меня от христианской веры", - говорил святой князь, вспоминая древних христиан исповедников. "И много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском". Так предал душу Богу святой князь Василько Ростовский, уподобившись в кончине своей святому страстотерпцу Борису, первому из князей Ростовских, которому он подражал в жизни. Как и святому Борису, Васильку не было еще тридцати лет.
Епископ Ростовский Кирилл, придя на поле сражения, предал погребению погибших православных воинов, отыскал тело святого князя Юрия (только отрубленной его головы не сумели сыскать в грудах поверженных тел), перенес честные останки в Ростов - в Успенский собор. Тело святого Василька было найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов. Там супруга князя, дети, епископ Кирилл и весь народ Ростовский встретили с горьким плачем тело любимого князя и погребли его под сводами соборной церкви.
Описывая погребение князя Василька, летописец так характеризовал его: "Рыдало народа множество православного, зряще отходящим отца и кормителя сирым, печальным утешение велико, омраченным - звезду светоносную зашедшую. На весь бо церковный чин отверз ему Бог очи сердечные, и всем людям церковным. и нищим, и печальным яко возлюбленный был отец... Кровью мученической омыл прегрешения свои с братьями".
Знак особой Божией милости народ видел в том, что князья-соратники похоронены были рядом в ростовском кафедральном соборе: "Се бо и чудно бысть, ибо и по смерти совокупи Бог телеса их." (Позже мощи святого князя Юрия были перенесены в восстановленный Владимирский Успенский собор.)
Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев-подвижников, героических защитников Русской Земли. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками. Наиболее подробный рассказ о жизни и подвигах святых князей Василька и Юрия сохранила Лаврентьевская летопись, писанная иноком Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, в 1377 году - за три года до Куликовской битвы.
Святитель Григорий Кипрский, епископ
Святой Григорий, епископ города Констанции, что на острове Кипре, скончался в мире, год кончины неизвестен.
Святитель Григорий, епископ Асский
Память 4 марта, Перенесение мощей 10 июля (Греч.) и первое воскресенье после 10 ноября (Греч.)
В миру Георгий, родился в селении Акорна на острове Лесбос в благочестивой семье Георгия и Марии. Получил хорошее образование, которое продолжил в Константинополе. Оттуда, сопровождая назначенного игуменом преподобного Агафона, удалился в один монастырь в Анатолии, где и оставался на протяжении трех лет. После этого совершил паломничество в Иерусалим и в одной обители на реке Иордан принял монашество с именем Григорий и был рукоположен во пресвитера.
По рекомендации святого Агафона был избран епископом города Асс.
На горе Приант на Лесбосе основал монастырь, в котором и скончался мирно.
Священномученик Александр Лихарев, пресвитер

(Священномученик Александр Лихарев, пресвитер (на фото еще диакон))
Священномученик Александр родился 22 января 1876 года в селе Синьково Софьинской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Петра Лихарева. В 1896 году Александр окончил Московскую Духовную семинарию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Иславском Звенигородского уезда Московской губернии. 5 мая 1899 года он был рукоположен во диакона к Тихвинской на Бережках церкви в Москве, а 26 июня 1920 года – к той же церкви священником. 24 августа 1928 года отец Александр был назначен настоятелем этой церкви. 22 июля 1930 года он был переведен в Богоявленский собор в Дорогомилове (по некоторым данным 25 марта 1932 года он был возведен в сан протоиерея). 23 ноября того же года отец Александр был назначен священником в Богородице-Владимировскую церковь в город Мытищи, а 22 октября 1935 года переведен в Николаевскую церковь в поселке Подсолнечное Солнечногорского района.
27 ноября 1937 года иерей Александр был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и допрошен.
– Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели контрреволюционную деятельность, – заявил следователь.
– В контрреволюционной деятельности я себя виновным не признаю, – ответил священник.
Следователь допросил свидетелей; один из них, священник, показал, что отец Александр говорил ему, что советская власть выпустила сталинскую конституцию и, казалось бы, должна быть полная свобода, но получается наоборот, и в особенности это касается религии. Священников гоняют из района в район, нигде их не прописывают, одного батюшку послали в пятнадцатое место, – и получается большевистское пустословие, а не конституция.

(Церковь Николая Чудотворца - Солнечногорск - Солнечногорский район)
3 декабря 1937 года следствие было завершено, и 5 декабря тройка НКВД приговорила отца Александра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
11 декабря всем подследственным, многие из которых ожидали после столь краткого следствия освобождения или по крайней мере ссылки, было объявлено, что они приговорены к десяти годам каторжного труда; после этого их погрузили в вагоны и отправили в Красноярский край. 9 января 1938 года они прибыли на станцию Суслово Красноярского края, и часть священников, в том числе и отец Александр Лихарев, были направлены на работу на свиноферму Бамлага НКВД.
Еще дорогой отец Александр заболел – поначалу болезнь казалась простой простудой, но впоследствии, когда этап прибыл на конечный пункт, священник оказался в условиях жизни настолько суровых, что ослабевший во время этапа организм уже не смог справиться с болезнью. Всех заключенных поместили во временных землянках. Стояли сибирские морозы, было холодно, а дров недоставало даже на то, чтобы вскипятить воду. Вскоре в лагере началась эпидемия дизентерии. В больнице не хватало мест, и многие больные умирали в землянках.
Отец Александр также заболел дизентерией, и жившие с ним в одной землянке заключенные священники стали хлопотать о помещении его в больницу. Иерей Александр Лихарев скончался в лагерной больнице 17 марта 1938 года. Находившийся вместе с ним заключенный священник написал его детям: «Похоронен он... в братской могиле, близ мельницы... ушел родитель ваш в другой мир, но никого не оскорбил он ни на службе ранее, ни в заключении...»
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 25 марта 2004 года для общецерковного почитания.
Священномученик Вячеслав Леонтьев, иерей

Родился в 1900 году. Рано остался без отца. Мать, Лидия, воспитывала детей в духе православного благочестия.
Женился - матушку его звали Зоя. Как и родной брат, Леонид, стал священником. Первым местом его служения было село Вершинино Нижегородской губернии, где до самой кончины служил его тесть, отец Рафаил.
Несколько раз арестовывался. Отбыв заключение, возвращался служить.
В 1927 году прихожане села Майданы Нижегородской губернии пригласили его в свой храм, так как прежний священник, которому было тогда далеко за семьдесят лет, становился немощным. Крестьяне помогли купить дом и обзавестись хозяйством. В том же году власти отобрали дом. Лишившись пристанища, отец Вячеслав и матушка Зоя скитались, переходя из дома в дом. Через полгода получили приют в сторожке, где в одной комнате помещались сторожа, а в другой - священник с женой.
Служил в храме, в котором был чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери - редкий для этих мест образ, выполненный скульптурно из дерева, с Богоматерью и Богомладенцем в натуральную величину. Исцелял от беснования чтением заклинательных молитв; никому не отказывал в просьбе помолиться или отслужить молебен; посещал дома прихожан, в каждом доме говоря проповедь. Власти запрещали проповедывать, налагали непосильные налоги, затем пытались убить его, но крестьяне всякий раз спасали своего священника.
В 1933 году вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в ИТЛ. Через три года вернулся домой и прослужил год.
Осенью 1937 года был снова арестован. Узнав об этом, у сельсовета собрались прихожане спросить своего пастыря, как им жить, и получить благословение:
- По Богу живите, - в последний раз напутствовал их священник. - Теперь всё. Храмы закроют. А вы сидите за трубой и молитесь. Я от вас ухожу навсегда, а вас всех благословляю.
Был отвезен в город Сергач, куда свозили тогда арестованных православных. Власти требовали отречения. Как-то отец Вячеслав пилил дрова в тюремном дворе, и сквозь щель в заборе его увидела прихожанка Елизавета Опарина:
- Батюшка, мы все молимся, чтобы вас отпустили, - сказала она.
- Не молитесь об этом, - серьезно произнес исповедник. - Молитесь о том, чтобы Господь дал мне терпения. Вчера один получил свободу за то, что отрекся от Бога. По-другому отсюда не выходят. Мы через дощатую перегородку все слышали.
После ареста священника храм был закрыт, колокола сброшены и уничтожены, сам храм осквернен.
В 1937 году отец Вячеслав был расстрелян в тюрьме.