filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

25 февраля (10 марта) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 3-я Великого поста. Поминовение усопших.

Свт. Тарасия, архиепископа Константинопольского (806); св. Этельберта, короля Кентского (616; Кельт. и Брит.); прп. Вальбурги, игумении Хайденхаймской (779; Кельт. и Брит.); сщмч. Ригина Левадийского, еп. Скопелского (362); прп. Пафнутия Кефаласа (IV в.).

Сщмч. Александра Виноградова, пресвитера; прмц. Мстиславы (Фокиной), монахини (1938); сщмч. Николая Троицкого, пресвитера (1945).


Святые дня, молите Бога о нас!


Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский

святитель_Тарасий_Константинопольский


Память 25 февраля, в Субботу сырную.

Сын богатых и знаменитых родителей Георгия, судьи и патрикия, и Евкратии. Св. Тарасий - брат св. Сергия исповедника и дядя свт. Фотия Константинопольского.
Родители воспитали св. Тарасия в страхе Божием и дали ему хорошее образование. Еще в молодых летах был возведен на важную гражданскую должность протасекрита, начальника императорской канцелярии.

После сошествия с престола патриарха Павла правившая при своем малолетнем сыне Константине VI царица Ирина Афинянка хотела видеть предстоятелем Церкви человека благочестивого, с богословским образованием и навыками управления. Поэтому был выбран из мирян Тарасий и хиротонисан в патриархи 25 декабря 784 года. По ревности к Православию не иначе согласился на избрание, как с тем, чтобы для утешения иконоборной смуты был созван Вселенский Собор. Однако могущественная оппозиционная партия, имевшая сторонников среди войск и столичного населения, долго тормозила дело, так что Собор созван был в Никее только в 787 году. На Соборе иконопочитание было восстановлено и богословски обосновано.

В период своего предстоятельста наладил отношения с Западной Церковью и папой Адрианом. В противоположность студитам, занимал примиренческую позицию в разногласиях, вызванных в Церкви расторжением брака императора Константина VI.

Преставился мирно в Среду первой седмицы Великого Поста в 806 году, правив Церковию 22 года и 4 месяца. Был похоронен в основанном им монастыре на берегу пролива Боспор.

Император Михаил Рангави в марте 813 года в знак особого уважения памяти святого повелел отделать его гробницу серебром. Житие Тарасия, имеющее важное историческое значение, написано Игнатием, константинопольским диаконом, впоследствии митрополитом Никейским, лично знавшим патриарха (изд. J. Heikel, Acta Societatis scientiaram Fennicae, 17, Гельсингфорс, 1889, с примечаниями и указателем). Почитание патриарха в лике святых выразилось в составлении ему службы, написании икон (пишется согласно описанию: "бяше по всему телу и подобию подобен св. Григорию Богослову, но не бяше сей вельми сед").

Известные сочинения святителя Тарасия включают 6 писем, гомилию и полемику против иконоборцев. Речь его при избрании в патриархи сохранилась у Феофана.

Тропарь святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому
глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина, сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче Тарасие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому
глас 3
Православными догматы Церковь уяснив, и Христову, блаженне, честную икону почитати и покланятися всех научив, обличил еси иконоборцев безбожное веление. Сего ради вопием ти: о, отче, радуйся, мудре Тарасие.


Священномученик Ригин Левадийский, епископ Скопельский

Священномученик Ригин Левадийский, епископ Скопельский


Родился в Левадии в Беотии в конце III или начале IV века в семье благочестивых и добродетельных родителей, которые помогли получить ему как светское, так и духовное образование.
Следил за работой I Вселенского Собора, в котором принимал участие его дядя епископ Ларисский Ахиллий. Взрастил в себе дары Святого Духа и стал знаменит не только на Кикладском архипелаге, но и по всей Греции.

После смерти императора Константина Великого в империи воцарились его сыновья - в Константинополе - арианин Константий, а в Риме - православный Констант, что сохраняло напряженность между сторонниками и противниками I Вселенского Собора. Будучи поборником православия, по указанию Ахиллия прибыл на остров Скопел с целью духовного укрепления тамошних жителей, которые упросили его стать их епископом.
Обеспокоенные возможностью раскола в церкви, Констатий и Констант дали согласие созвать в 343 году Поместный Собор в Сардике (ныне София), в котором принимал участие и святитель Ригин, выступавший с осуждением арианской ереси.

После Собора вернулся на Скопел, но вскоре новый император Юлиан Отступник воздвиг гонения на христиан, желая восстановить поклонение языческим богам. По приказу императора на Скопел прибыл эпарх Эллады и Спорад, который немедленно вызвал к себе святителя и потребовал принести жертву идолам. Святой отверг предложение правителя, проявив доблесть и благочестие.

25 февраля 362 года его в последний раз привели к эпарху, на требования которого отречься от Христа святой ответил молчанием. Тогда святого привели на стадион - место публичых казней - где подвергли пыткам и ужасным мучениям, затем привели в место под названием "Старый мост," где палач отрубил ему голову.

Почитание

Ночью христиане забрали тело святого и похоронили в роще на холме там, где впоследствии была устроена его гробница.
В дальнейшем мощи святого были перенесены на Кипр. Только в XIX веке скопельским верующим удалось обрести некоторые их частицы, которые вернул на остров капитан Хаджи Константин. Сначал они хранились в храме Иоанна Предтечи, а затем были перенесены в собороный храм Рождества Христова близ порта.
В месте, где скопелиты в свое время похоронили тело святого, был выстроен монастырь во имя святителя. На начало XXI века тысячи христиан с близлежащих островов ежегодно съезжались туда поклониться святому 25 февраля.


Преподобный Пафнутий Кефалас (греч. Παφνούτιος ο Κεφαλάς)


Он не известен греческой и латинской агиографии, но упоминается в александрийских и эфиопских Синаксарях, а также в немногочисленных славянских Минологиях. Святой жил на рубеже III-IV веков, был современником преподобного Антония Великого, высоко ценившего его.

Преподобный Пафнутий прожил в пустыне 80 лет, нося одно-единственное одеяние. Обладая великой мудростью и даром учительства, святой Пафнутий никогда не осуждал грешников, но умел говорить разумно, принося слушателям духовную пользу. Преподобный учил, что всё происходящее с нами - либо по воле Бога, либо по Его попущению. Деяния и события, совершающиеся во славу Божию, происходят по Его воле. Происшествия же и горести попускаются Им для нашего наставления и покаяния, особенно когда мы слишком много значения придаём самим себе и не видим в Боге причину наших благих дел. Святой Пафнутий добавлял: "Никому не дано пасть без попущения Божия и до того, как Ангел Хранитель оставит его". Он говорил также своим ученикам: "Предпочитайте скорбь отдохновению, смирение - славе, более любите давать, чем брать".

Однажды к авве Антонию пришли монахи из одного монастыря с жалобой на одного из своих братьев, впавшего, как они утверждали, в блуд; брат же тот отрицал это. По случаю свидетелем этого разговора оказался авва Пафнутий, рассказавший следующую притчу: "Я видел, как на берегу реки некий муж увяз в грязи по колено, и другие пришли помочь ему выбраться. Однако подавая ему руку, чтобы вытащить его, сами увязли в грязи по шею". Услышав притчу, авва Антоний сказал присутствовавшим об авве Пафнутии: "Вот истинный подвижник, умеющий врачевать и спасать души". А монахи-жалобщики просили у оклеветанного брата прощения.


Святой Этельберт I Кентский, первый христианский король Кентский


Святой Этельберт I Кентский, первый христианский король Кентский, витраж в Оксфорде
(Святой Этельберт I Кентский, первый христианский король Кентский, витраж в Оксфорде)

Король Кентский Этельберт (Ethelbert, Albert, Æthelbert, Aethelberht, что означает “благородный свет”), сын Эорменрика (Eormenric), родился в 552 или 560 году.

Во время его правления (ок. 580-590 - ок. 616) королевство Кент приняло веру Христову с легкостью, удивительной для деятельности латинских миссионеров. Король Этельберт был правителем, благосклонным к христианству, а его супруга, Берта Кентская, дочь короля франков Хариберта I, открыто исповедовала христианскую веру и прибыла на Британские острова со своим духовником Лиудгардом (Liudhard).
Приблизительно в 597 году Этельберт принял и охотно выслушал проповедника Августина, будущего архиепископа Кенерберийского, посланного на Британские острова папой римским Григорием Великим и, приняв святое крещение на Троицу 597 года, разрешил ему проповедовать в своем королевстве.
Король Этельберт не навязывал Христианство своим поданным, но тысячи последовали его примеру. Уже через несколько месяцев после своего прибытия, в праздник Рождества Христова, Августин крестил около десяти тысяч англов.

Святой Этельберт I Кентский, первый христианский король Кентский

Он восстановил древний храм, посвященный святому Мартину Турскому, в нем молилась королева Берта.
При нём принят свод законов, именуемый "Правда Этельберта".

Скончался 24 февраля 616 года.
Из трех его детей только один, Эдбальд (Eadbald), жил и умер язычником.



Преподобная Вальбурга Хайденхаймская (Walburga, Bugga, Gaudurge, Vaubourg, Walpurga, Walpurgis), игумения


Преподобная Вальбурга Хайденхаймская


Родилась около 710 года в Девоншире, что в Уэссексе (Англия), в семье святого Ричарда, короля западных саксов.
Воспитывалась в смешанном монастыре Уимборн (Wimborne), где решила посвятить свою жизнь Богу, став монахиней.

Сестра святых Виллибальда и Виннибальда, племянница святителя Вонифатия Майнцкого, она последовала на материк вслед за своими родичами-миссионерами, будучи призвана ими чтобы способствовать проповеди Евангелия среди германцев. Два года проповедовала в Бишофсхайме (Bischofsheim), производя большое впечатление на язычников своим врачебным искусством.
В 752 году Виннибальд с Виллибальдом основали в Хайденхайме смешанный монастырь, игуменьей женской части которого была поставлена святая Вальбурга. Сам Виннибальд управлял мужской общиной. По кончине Виннибальда епископ Айхштетский назначил Вальбургу на его место, поручив ей окормлять обе половины обители. Это служение святая игумения проходила до конца своей земной жизни. Преподобная Вальбурга преставилась 25 февраля 777 или 779 года.

Мощи и почитание


Была погребена Хайденхаймском монастыре. На могиле святой совершались чудеса, туда стекались паломники. В 870 или 871 году её мощи были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Айхштет (Eichstätt), где были помещены рядом с мощами её брата святителя Виннибальда, в прославлении которого и перенесении мощей в 776 году святая сама принимала участие. В 893 году при вскрытии гробницы обнаружилось, что мощи святой Вальбурги источают миро. Чудеса от мира, истекающего из скалы в том месте, где находилась её могила, происходят до сих пор. В Айхштете имеется большое собрание склянок, изготовленных в XVI-XX веках для раздачи этого мира.

После 893 года частицы мощей Вальбурги переданы в Рейнские земли, Баварию, Фландрию, Францию, Швецию и Финляндию, откуда её почитание распространилось и в другие страны. Одним из таких важных центров был Аттиньи (Attigny), где король Карл Простоватый положил частицу мощей в часовне своего дворца и провозгласил святую Вальбургу покровительницей своего королевства.

Преподобная Вальбурга Хайденхаймская 1


Святая Вальбурга обычно изображается как царственная игуменья с маленьким сосудом масла на книге. Также на ее изображениях она может иметь три колоса или зерна в руке, поскольку, по преданию, ей было даровано от Господа защищать зерновые. Ангелы держат над ней корону. Святую изображают в генеалогическом дереве королей Англии, а также вместе с ее святыми братьями; изображают также чудо истечения масла из ее могилы. Вальбургу часто писали художники XI-XIX веков. Особенно примечателен цикл гобеленов XV столетия, посвященных ее жизни.

В православной славянской книжности обращение к Вальбурге с просьбой о заступничестве содержится (в форме "Валъпурга") в "Молитве на диявола", авторство которой предположительно приписывается равноапостольному Мефодию, архиепископу Моравскому, а также (в искажённом виде "Каръпрогия") в "Молитве потребной всем святым и на всяк день".

Ночь на 1 мая - день канонизации святой, ранее содержавшийся в западных месяцесловах - стала известна как Вальпургиева ночь. Тогда же, 1 мая, у германцев издавна происходил языческий фестиваль начала лета и пирушка ведьм. Из-за этого, хотя языческие традиции "Вальпургиевой ночи" не имеют никакого отношения к святой, её имя у нецерковных людей стало ассоциироваться с колдовством и другими суевериями (ср. "Фауст" Гёте Вальпургиева ночь в горах Гарца).


Священномученик иерей Александр
(Виноградов Александр Федорович, +10.03.1938)

сщмч_иерей_Александр_Виноградов

Память 25 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

Священномученик Александр родился 30 августа 1883 года в деревне Станинская Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Федора Виноградова. Александр окончил церковноприходскую школу и до 1910 года работал ткачом на фабрике Князева в городе Егорьевске и по близости города к родной деревне занимался крестьянством. В 1910 году он поступил псаломщиком в храм и до 1918 года служил псаломщиком в Казанской церкви в Егорьевске. В 1920 году он стал служить псаломщиком в Сергиевской церкви в селе Ивановское.
24 декабря 1929 года Александр Федорович был рукоположен во диакона к Знаменской церкви в селе Алешино, а 18 мая 1930 года – во священника ко храму Рождества Христова в селе Юрьево Егорьевского района, где он прослужил до своего ареста. Во время служения в Юрьеве ему пришлось претерпеть те же гонения и преследования, которые переносили тогда священнослужители Русской Православной Церкви и которые до некоторой степени описали впоследствии свидетели.

Секретарь Юрьевского сельсовета так охарактеризовал священника в своей справке, составленной в 1938 году для НКВД. Он написал, что отец Александр «сумел сагитировать отсталых колхозников, говоря, что жить стало плохо, питаться стало нечем, ему колхозники стали носить кто молоко, кто творог, кто яйца». Священник, когда от него потребовали уплаты налога, сумел перед сельским исполнительным комитетом настоять, чтобы налог с него сняли, как с престарелого. Но сельсовет проявил бдительность и сообщил в исполнительный комитет, что священнику нет еще и шестидесяти, и потребовал, чтобы он сдал в качестве налога шестьдесят килограммов мяса. Но священник в день Рождества Христова, 7 января, когда в храме присутствовало более трехсот человек, обратился к присутствующим со словами: «Православные, помогите, меня задушили налогами, стало невозможно жить, если я не уплачу в срок, меня посадят, а церковь закроют». После этих слов он пошел с тарелкой по церкви, набрав рублей пятьсот или более. Когда ему сообщили, что ему снова надо платить налог, священник, по словам секретаря сельсовета, «набрался нахальства, пришел в сельсовет, говоря, что вы неверно сделали это, – по новой конституции я имею одинаковое право, как и все, я считаю себя семьей красноармейца, так как сын у меня в армии на Дальнем Востоке». «Каким способом он пробрался в армию, это еще надо проверить», – заключил свою характеристику председатель сельсовета.

Одна из свидетельниц показала, что, когда ломали один из храмов, отец Александр говорил: «за сломку этой церкви Бог вас накажет», и отсталые колхозники стали возмущаться, восприняв эти слова так, что советская власть пытается закрыть церковь.
27 февраля 1938 года отец Александр был арестован и допрошен.

– Ваше отношение к советской власти? – спросил его следователь.
– У меня к советской власти и ее политике хорошее отношение. Я доволен советской властью.
– Говорили ли вы во время службы в церкви 7 января верующим: «Православные, помогите, нас обложили большими налогами, а заплатить у нас средств нет; советская власть нас жмет, чтобы мы отказались от религии»?
– 7 января во время службы я обратился к верующим за разрешением пройти с тарелкой на нужды, мне верующие разрешили, и я произвел денежный сбор. Но я не говорил, что меня обложили большим налогом, чтобы я отказался от религии.
– Во время сломки старой церкви говорили вы, что «за сломку этой церкви Бог вас накажет»?
– Во время сломки старой церкви я этих слов никому не говорил.
– В предъявленном вам обвинении в активной контрреволюционной антисоветской деятельности виновными себя признаете?
– Виновным себя не признаю. Я антисоветской агитацией не занимался.


На этом допросы прекратились, и 24 февраля следствие было закончено. 2 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Виноградов был расстрелян 10 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 1 октября 2004 года для общецерковного почитания.


Преподобномученица монахиня Мстислава
(Фокина Мария Семеновна, +10.03.1938)

мч_Мстислава_Фокина


Преподобномученица Мстислава родилась в 1895 году в деревне Малое Уварово Коломенского уезда Московской губернии в семье рабочего коломенского завода Семена Фокина и в крещении была наречена Марией. В деревне Малое Уварово у Семена был земельный надел, но поскольку сам он крестьянством не занимался, то сдавал этот надел в аренду. Мария окончила сельскую школу и с 1908 года работала на шелкокрутильной фабрике в Коломне.
В 1913 году ей пришлось оставить работу, так как в это время тяжело заболела ее мать, и она стала ухаживать за ней. После смерти родителей Мария сначала осталась жить с братьями, но поскольку они были членами коммунистической партии и людьми неверующими, она, желая всецело послужить Господу, в 1921 году ушла от них и поселилась в Коломне при храме, который принадлежал Коломенскому мужскому монастырю. Здесь она прожила до 1930 года.

15 апреля 1930 года в храме в городе Ижевске Мария была пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив свое послушание при храме. Узнав от паломников, что в Богословском монастыре под Рязанью продолжают жить монахи и что там еще монашеская жизнь не нарушена, она в декабре 1930 года отправилась в Богословский монастырь и поселилась рядом с обителью в селе Пощупово и, несмотря на гонения, была вполне счастлива, что нашла место, где можно было жить молитвенной монашеской жизнью.
Безбожные власти в то время с беспощадной последовательностью преследовали свою цель – уничтожение в России всех начатков церковной христианской жизни; 31 мая 1931 года были арестованы монахи Богословского монастыря, монахини и миряне, собравшиеся вокруг обители; всего было арестовано сорок человек и среди них монахиня Мстислава. Все они были заключены в тюрьму в городе Рязани.

На допросе монахиня Мстислава сказала: «Я смело заявляю – власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот – монастыри и церкви закрывают».
Следователь спросил монахиню, кто ее постриг в монашество, но она, не желая называть священника, сказала, что не знает его фамилии, а относительно того, почему она это сделала, ответила, что ушла в монастырь для спасения души, чтобы, «отказавшись от мира сего, отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога».
3 сентября 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Мстиславу к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с этапом в распоряжение Управления Соловецких исправительно-трудовых лагерей ОГПУ на станцию Свирь Мурманской железной дороги.

Отбыв полностью весь срок заключения на каторжных работах в Свирьлаге, монахиня Мстислава в 1934 году вернулась в Коломну. Как вернувшейся из заключения, ей было запрещено здесь проживать, и ее никто по лагерной справке не брал на работу, так что она заново получила паспорт, как якобы потерявшая документы, и после этого стала жить в городе, прислуживая при Покровской церкви. Храмы повсеместно закрывались, и в 1936 году она вынуждена была поступить кладовщицей на патефонный завод в Коломне.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Коломна
(Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Коломна)

Во второй половине 1937 года власти приступили к аресту оставшихся на свободе священников и монахов, и 24 февраля 1938 года монахиня Мстислава была арестована и заключена в коломенскую тюрьму.

– Следствием установлено, что вы, Фокина, имея враждебное отношение к ВКП(б) и советской власти, в период проживания в Коломне проводили контрреволюционную агитацию, несмотря на прошлую судимость. Следствие требует от вас признания.
– О том, что я судима за контрреволюционную деятельность в 1931 году, я не отрицаю. Во время проживания в Коломне я никакой контрреволюционной агитации среди граждан, проживающих рядом со мной, не проводила.
– Ваша враждебность к ВКП(б) и советской власти и контрреволюционная агитация подтверждена свидетельскими показаниями допрошенных по вашему делу. Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей.


И следователь зачитал выдержки из показаний свидетелей, которые монахиня отвергла все одно за другим. 2 марта 1938 года тройка НКВД приговорила ее к расстрелу, и она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Монахиня Мстислава (Фокина) была расстреляна 10 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода 24 декабря 2004 года для общецерковного почитания.


Священномученик Николай (Троицкий) (1945)

сщмч_протоиерей_Николай_Троицкий


Священномученик Николай родился в 1895 году в селе Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкого района Чувашии) в семье диакона Димитрия Троицкого. Окончив Симбирскую Духовную Семинарию в 1918 году по первому разряду, Николай некоторое время служил учителем сельской школы. В 1920 году был рукоположен во священника к селу Сабаево (ныне Мордовия). За безупречное служение Господу был награжден в 1920 набедренником, в 1922 году за усердную пастырскую деятельность - скуфьей, в 1924 – камилавкой, в 1928 – наперсным крестом.

Служа в селе Сабаево в январе 1929 года священник был осужден по статье 61 за неуплату налогов и некоторое время отбывал срок наказания. После освобождения - с 1930 года отец Николай перешел служить в село Семеновское Порецкого района Чувашской АССР, а в 1933 в село Малое Чурашево Ядринского района. В 1935 году отец Николай был возведен в протоиерея. Тогда же власти хотели привлечь его к общественным работам, на что священник писал заявление в сельсовет. «Прошу разъяснить в силе или изменено распоряжение ВЦИК № 247 (от 1930 года) – что отправка служителей культа на лесозаготовки, дорожное строительство или иные общественные работы не допускается. В прошлом году на основании данной справки председателем сельсовета я был освобожден».

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (подворье Свято-Троицкого мужского монастыря) - Малое Чурашево - Ядринский район - Республика Чувашия
(Церковь Владимирской иконы Божией Матери (подворье Свято-Троицкого мужского монастыря) - Малое Чурашево - Ядринский район - Республика Чувашия)

По просьбе церковного совета был отменен наложенный ранее запрет на колокольный звон. Часто отец Николай просил разрешение у сельсовета на хождение по селу со святой водой в праздник Крещения и в другие праздники. 29 ноября 1937 года протоиерей Николай Троицкий был подвергнут обыску и аресту. Содержась в тюрьме города Ядрин ЧАССР допрошен 30 ноября, 13 декабря 1937 года и 14 января 1938 года. На всех допросах обвиняемый священник виновным себя не признал. На допросе, состоявшемся 13 декабря следователь спрашивал:

- Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении по статье 58-10 части 1 Уголовного Кодекса РСФСР в том, что вы имея недовольство существующим строем среди населения ведете контрреволюционную агитацию?
- В предъявленном мне обвинении по статье 58 пункта 10 части 1 виновным себя не признаю и поясняю, что я среди населения никогда и ни с кем контрреволюционной агитации не вел.
- Следствием достаточно установлено, что вы среди населения ведете контрреволюционную агитацию против соввласти, поэтому следствие требует от вас чистосердечного признания.
- Повторяю, что я среди населения никогда со дня революции против соввласти агитацию не вел, это показываю чистосердечно. Это если следствием установлено свидетельскими показаниями, то прошу произвести очные ставки.


На другом допросе, произведенном 14 января следователь спрашивал:

- Следствию известно, что вы находясь на свободе имели тесную связь с попом из села Нижние Мочары Даниловым Ефимом Даниловичем и с последним вели совместную борьбу с соввластью. Следствие по этому вопросу требует от вас правдивого показания.
- Попа Данилова Ефима Даниловича я, конечно, знаю, он сам Данилов происходит из села Нижние Мочары до самого закрытия Никольской церкви в Красночетайском районе он служил священником этой церкви, с 1935 года, то есть с момента закрытия этой церкви Данилов проживает в Нижних Мочарах не имея никакой определенной занятости. Я не скрываю, что Данилов, после закрытия Никольской церкви изредка посещал Мало- Чурашевскую церковь, где я сам служил. Как и все верующие, Данилов приходил, молился и уходил, я с ним даже ни в какие разговоры не вступал. Имеющиеся Ваше сведение о том, что я с Даниловым имею связь контрреволюционных целях я не подтверждаю, я с Даниловым никакой связи не имею.


Были найдены лжесвидетели из числа колхозников соседней деревни. Один из них показывал:

Вопрос следователя: не ведет ли Троицкий среди населения контрреволюционную агитацию против проводимых мероприятий?
- Поп Троицкий среди населения в особенности среди единоличников ведет агитацию против колхозного строительства, каковая очень влияет на колхозников. Осенью сего года, месяц и число не помню, поп Троицкий был у нас в деревне, с которым я встретился на улице и задал ему вопрос: «Где и у кого он был?» на это он мне ничего не сказал, потом я задал другой вопрос, как он проживает и посещают ли его церковь верующие и есть ли доходы, на это он иронически мне ответил: «Да, немного посещают, доходы конечно небольшие, но все же можно жить, в большинстве посещают только единоличники, а колхозников мало, их видимо не пускают правления колхозов, если бы не колхоз, то бы все посещали, но придет время, все равно все пойдут за нами, так как без религии трудно будет населению жить, ибо она создана веками и святая церковь должна существовать».

12 и 13 января состоялись очные ставки с двумя лжесвидетелями, на которых отец Николай на заданный следователем вопрос подтверждает ли обвиняемый показания свидетелей отвечал:

- Нет, не подтверждаю, и считаю показания ложными, я никогда среди населения агитацию не вел. Повторяю, что такого случая с моей стороны никогда не было. Я такие слова никогда и ни перед кем не говорил. Это чистая ложь со стороны свидетелей.

18 января следствие было окончено и 1 февраля было предъявлено обвинительное заключение. 13 февраля исполняющий обязанности заместителя прокурора по Спецделам ЧАССР ознакомившись с делом нашел, «что дело расследовано с достаточной полнотой, преступление доказано и квалифицировано правильно, обвинительное заключение составлено в соответствии с обстоятельством дела и все процессуальные требования соблюдены и потому постановил обвинительное заключение утвердить и дело направить в Спецколлегию Верховного Суда ЧАССР для судебного рассмотрения».

Только 5 мая 1938 года состоялось закрытое судебное заседание Спецколлегии Верховного Суда Чувашской АССР в городе Ядрин, но за отсутствием свидетелей было отложено. 6 мая судебное заседание было продолжено, которое вынесло приговор подсудимому Троицкому по статье 58 пункта 10 части 1 - 10 лет лишения свободы. Поданную кассационную жалобу о пересмотре приговора Спецколлегия Верховного Суда РСФСР оставила без удовлетворения. Протоиерей Николай был направлен этапом в Алатырскую исправительно-трудовую колонию, в которой в те годы находилось более 4 тысяч заключенных. Хотя колония не входила в систему ГУЛАГа, но в ней, как и в лагерях заключенные умирали от постоянного недоедания и болезней, поскольку не было лекарств. Среди них много священников и православных верующих – священномученик Димитрий (Воскресенский) - умер 22 мая 1938 года, преподобномученик Игнатий (Лебедев) - умер 11 сентября 1938 года, преподобномученица Тамара (Сатси) - умерла 1 мая 1941 года, священномученик Михаил (Самсонов) – умер 28 января 1942 года. Верующие заключенные причащались Святыми Дарами, которые присылались в посылках или привозились близкими, исповедывались, молились.

Пробыв почти 3 года в Алатырской колонии, в марте 1941 года отец Николай был этапирован по наряду ГУЛАГа в Байкало-Амурский лагерь. Отбывая срок наказания в Свободненском отделении БАМЛАГа протоиерей Николай скончался 10 марта 1945 года и был погребен в безвестной могиле.

Примерно в 1947-48 годах из лагеря вернулась женщина, которая рассказала о последних днях отца Николая Троицкого. В лагере они встретились и узнали, что оба из Чувашии. Тогда договорились, кто первей освободится навестит родных другого. Отца Николая уже освободили, но он сильно заболел горлом, так что не смог выйти из лагеря и через неделю умер. «Вы не переживайте - добавила женщина - похоронила его, как положено, в гробу – по-христиански».

Канонизирован 15 апреля 2008 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments