filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

20 февраля (05 марта) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)


Продолжение…



34 прмчч. Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578)

Валаамские преподобномученики

Память 20 февраля, в Соборе Санкт-Петербургских святых


В течении своей многовековой истории Валаамский монастырь, находившийся близ границы владений Великого Новгорода со Швецией, неоднократно разорялась шведами. При короле Густаве Ваза (1523-1560) в Швеции была проведена Реформация. Во времена правления его сына Иоанна III, военный отряд из новообращённых лютеран — которые, по словам святого Игнатия (Брянчанинова), «пылали ещё фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере» — преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь. 20 февраля 1578 года 18 достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твёрдость в православной вере. Их имена с пометой «побиты от Немец на Валааме старцев и слуг» были внесены в синодик, оказавшийся впоследствии в Васильевском монастыре: священноинок Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Сергий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушники Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн. Нападения шведов продолжались. На Валааме нет камня, который не был запечатлён кровью подвижническою.

В XIX веке один из валаамских иноков близ пустыни игумена Назария сподобился видения неведомых черноризцев: «они шествовали в два ряда из залитой солнечным светом зелёной рощи и пели древним знаменным распевом погребальные молитвословия. Шли они сложив руки на груди, образом же были пресветлы и очи имели кротости несказанной. Только когда шествие приблизилось к монаху, он увидел, что все черноризцы обрызганы кровью и покрыты ранами. Там, где прошли они, трава оказалась не помятой. Они исчезли так же, как и явились, в зелёной чаще, причём тихие отголоски погребального напева долго носились в воздухе».

С благословения игумена Дамаскина в день мученичества 34 иноков, 20 февраля в Валаамской обители ежегодно совершалась Божественная Литургия «о вечном покое их», с которой пелась и соборная панихида.

Причислены к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.


Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

прп_Корнилий_Псковско_Печерский

Память 20 февраля, в Соборах Псковских, Псково-Печерских и Эстонских святых.

Родился в 1501 года во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать иноком.
Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин взял с собой Корнилия в затерянный среди лесов Псково-Печерский монастырь, которая тогда была беднее любого псковского погоста. Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители. В 1529 году, в возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.

Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать у круглых ям умерших.

Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение.
В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город.
В 1570 году на созданную в Юрьеве Ливонском (ныне Тарту) кафедру был назначен епископом Юрьевским и Вельянским (то есть Феллинским) некий игумен Корнилий. Некоторые отождествляли его с преподобным Корнилием, но это не соответствует действительности.

Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг - в монастыре была собрана солидная библиотека. В 1531 году вышел его труд под названием "Повесть о начале Печерского монастыря". В середине XVI века Псково-Печерский монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год. Кроме того, игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести "Кормовую книгу" с 1558 года, составил "Описание монастыря" и "Описание чудес Печерской иконы Богоматери".

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
(Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь)


Преподобный Корнилий расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1559 году построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.
В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь во имя святителя Николая. В храме был поставлен деревянный скульптурный образ "Николы Ратного".

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 1
(Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь)


О мученической кончине преподобного Корнилия в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано:

"Сей достоблаженный игумен Корнилий... на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению... во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570, февраля в 20-й день, на 69 году от рождения своего".

В древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя, разгневанный ложным наветом Иоанн Грозный своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа "Кровавым путем". Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь кровавая дорога
(Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь Кровавая дорога (Кровавый путь))

Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене "Богом зданной пещеры", где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году митрополитом Псковским и Изборским Маркеллом мощи были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.
17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия с прежним гробом были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году - в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году.


Тропарь преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
глас 6
Псково-Печерская обитель,/ издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/ многия иноки Богови воспита,/ тамо и преподобный Корнилий/ подвигом добрым подвизася,/ чудную Богоматерь славя,/ иноверныя просвещая,/ иноки и многия люди спасая,/ обитель же свою дивно украшая и ограждая./ Тамо и мученичества венец/ по многих летех пастырства своего доблестне прият./ Темже воспоим, людие,/ Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/ яко даров а нам преподобномученика славна/ и молитвенника о душах наших достоблаженна.

Кондак преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
глас 4
Светлый светильник Православия/ и сугубая/ Псковския земли защита был еси,/ многобожие искореняя и люди к Богу наставляя./ Дом Богоматери тобою укрепися и прославися,/ добродетельми же украшен, венец мученика приял еси,/ поминай нас, чад твоих, и у Господа, преподобномучениче Корнилие.



Святитель Елевферий Турнейский (Eleutherius), епископ


Родился в Турнэ (Tournai) в христианской семье. В 486 г. стал первым епископом города. Жил при дворе в маленьком королевстве, бывшем в тех краях, вместе со св. Медардом Нуайонским, который предсказал Елевферию, что тот станет графом и епископом.
Имеется житие св. Елевферия, составленное Генрихом Турнайским (1141).

Согласно ему святой родился при Хильдерихе, отце Хлодвига, в семье, принявшей христианство ещё от св. Пиате (Piatus). Его отца звали Терен (Terenus), а мать - Бланда (Blanda). Преследования со стороны племён Шельды (Scheldt) вынудило христиан бежать и просить убежища в селении Бландиния (Blandinium). По крещению Хлодвига христианская община смогла выстроить там церковь в часть св. Петра.
Первым епископом Турнэ стал Феодор, а Елевферий стал его преемником. По совету папы Гормизда Елевферием был созван собор по искоренению ереси. Именно за это он, по мнению автора, и был безжалостно бит и скончался спустя пять недель. На смертном одре (529) он передал свою паству св. Медарду, другу всей его жизни.
Католическая энциклопедия выражает сомнение в достоверности этого жития. Считают, что такое сочинение было составлено, дабы опираясь на древность епархии Турнэ, вывести её из-под зависимости от епархии Нуайона.

Имеется запись об обретении его мощей времён епископа Эдило (Hedilo) от 897 или 898 года, а также запись об их перенесении епископом Бодуэном (Baudoin) в 1064 или 1065 году, а также об ином перенесении в 1247 года. Св. мощи храняться в монастыре св. Мартина в Турнэ, а также в соборе в Брюгге. Имя святого присутствует в римо-католических мартирологах на 20 или 21 июля, но обычно празднуется в первую из этих дат. Также католики поминают перенесение мощей 25 августа.


Святитель Евхерий (лат. Eucherius), епископ Аврелианский


Родился в Аврелиане (ныне Орлеан) и принадлежал к знатному роду. Его дядя Суаварих был епископом города. Младенца крестил Ансберт, еп. Августодуна (ныне Отён).
Получив образование, Евхерий удалился в монастырь Геметик (см. Жюмьеж) в Нижней Нормандии, где около 714 года принял монашество.
После смерти еп. Суавариха жители Аврелиана обратились к правителю Карлу Мартеллу (мажордому Франкского государства Меровингов в 715-741) с просьбой назначить на кафедру Евхерия. Против воли святитель был рукоположен и вступил в управление епархией.
В 721 году он был хиротонисан против своей воли во епископа Аврелианского.

О епископском служении Евхерия, длившемся, согласно Житию, 16 лет, известно мало. За сопротивление политике конфискации церковных земель, которая проводилась Карлом Мартеллом в 724-732 гг., святитель был смещен с кафедры. В Житии земельные конфискации связываются с победой Карла над арабами в битве 10 октября 732 года при Туронах (ныне Тур), после которой правитель решил вознаградить воинов за счет церковного имущества. Проезжая через Аврелиан, Карл велел свт. Евхерию следовать за ним, а потом отправил его в изгнание в г. Колония (ныне Кёльн). Святителя встретили там с почестями.
Узнав об этом, правитель послал Евхерия в распоряжение Хродоберта, наместника (dux) Хасбании (историческая обл. Эсбе (Хаспенгау), Бельгия). Святитель попросил поселить его в монастыре св. Трудона (на месте совр. г. Синт-Трёйден).

Скончался в изгнании в 738 или 743 году. Был похоронен в монастырской церкви. У его могилы совершались чудесные исцеления.
Вскоре после кончины святителя было написано его Житие.

В 880 году по повелению Льежского еп. Франкона мощи прп. Трудона и свт. Евхерия были открыты, но из-за угрозы нападения норманнов вновь скрыты в особой крипте. В первой половине XI века, при аббате Гунтрамне, мощи были вновь обретены. Около 1100 г. аббат Теодорих составил проповедь о перенесении мощей прп. Трудона и свт. Евхерия. После закрытия аббатства в конце XVIII века святыни были спасены. В настоящее время рака с мощами Евхерия хранится в ризнице церкви Богоматери в г. Синт-Трёйден.

О св. Евхерии упоминает в своих трудах Монтескьё:

Святой Евхерий, епископ Орлеанский, имел видение, поразившее князей. Необходимо упомянуть здесь о письме, написанном собравшимися в Реймсе епископами Людовику Немецкому, который вступил во владения Карла Лысого, письмо это дает нам ясное представление о положении вещей и настроении умов в то время. В нем говорится, что "святой Евхерий, перенесенный на небо, видел, как Карл Мартелл мучится в преисподней по велению святых, которые должны присутствовать с Иисусом Христом на страшном суде, что он был приговорен к этому наказанию еще при жизни за то, что отобрал у церквей их имущество и тем самым принял на себя грехи тех, от кого имущество это перешло к церкви, что король Пипин созвал по этому случаю собор и приказал возвратить церквам все, что он только мог взять обратно из церковных имуществ, а так как вследствие его раздоров с Вайфаром, герцогом Аквитанским, могла быть получена обратно только часть отобранного у церквей имущества, то он приказал на недостающую часть его составить в пользу церквей грамоты на временное пользование доходами и вместе с тем установил, чтобы миряне платили десятину с церковных име-ний, которыми они владели, и по 12 динариев с каждого дома, что Карл Великий не раздавал церковных имуществ — напро¬тив, он издал капитулярий, в котором обязался за себя и за своих наследников никогда не раздавать церковных имуществ, что все ими утверждаемое доказывается письменными свидетельствами и что многие из них сами слышали, как все это рассказывалось Людовику Благочестивому, отцу обоих королей".


Священномученик Николай Петроградский (Розов), пресвитер


Священномученик Николай Петроградский (Розов), пресвитер


Память 20 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских


Родился 27 ноября 1877 года в селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинский район Нижегородской области) в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них были диаконами – известный патриарший архидиакон Константин Розов и диакон Михаил Розов, принявший сан в тридцатых годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме.
Первоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году окончил Симбирскую духовную семинарию и женился на дочери священника девице Ольге, выпускнице епархиального училища в Симбирске.

В 1898 году был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненково Симбирского уезда и назначен заведующим двух церковноприходских школ и преподавателем Закона Божия в земской школе.
В 1900 году был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда.
14 декабря 1904 года был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда; здесь он был законоучителем и заведующим двух церковноприходских школ – в селах Барышская Слобода и Ольховка.
В 1906 году переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию, которую окончил в 1910 году со званием кандидата богословия. Преподавал Закон Божий в Еленинском институте.

Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства, близким он говорил, что это оттого, что он глубоко переживает пристрастие к вину отца и старшего брата. Ни дома, когда приходили к священнику гости, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали вина. Живя в Санкт-Петербурге, он был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости.
В 1908 году Общество выпустило направленную против пьянства брошюру, написанную отцом Николаем, в которой он, в частности, писал:

«Кроме казенных винных лавок теперь в каждом селении торгует несколько частных шинков, и могучие волны водки прокатываются по обширной равнине России, нигде не встречая преград своему разрушительному действию. Катятся волны, захлестывают города, села и деревни; гибнет, захлебываясь в море водки, русский народ. Ужели мы будем еще и еще добровольно нести гнет этого злого гения нашей Родины? Ужели мы будем продолжать пить, похмеляться и безобразить, а в промежутках между похмельем и пьянством, когда тело устанет от обильных угощений на пьяном пиру горе-богатыря, мы будем спать тяжелым, кошмарным, пьяным сном?..»

С 1918 по 1922 год служил в храме в селе Григорове неподалеку от Алатыря.
В 1922 году переехал в село Коноклейки в Мордовию. В те годы в глухих деревнях еще сохранялось благочестие, а нечестие, если и проявлялось среди простого народа, то было еще беззлобным. Однажды отец Николай шел с сыном по селу. Стоящая на улице группа молодежи, увидев священника, стала громко скандировать: «У попа-то рукава-то – батюшки!» На что отец Николай тут же ответил: «У ворот-то дураков-то – матушки!» Услышав ответ священника, молодежь одобрительно загудела.

С 1925 по 1931 год служил в небольшом деревянном храме в селе Купчино недалеко от Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея.
В 1932 году староста греческой, что на Лиговском проспекте, церкви Колхитис пригласил отца Николая стать в ней настоятелем, и тот дал согласие. Прихожан-греков в то время оставалось всего несколько семей, но церковь считалась посольской: иногда сюда приезжал посол Греции и по национальным праздникам вывешивался греческий флаг. Большое внимание в храме уделялось пению. Здесь был профессиональный хор под управлением А.П. Рождественского, в нем пели многие оперные певцы, и характер пения был скорее светский, нежели церковный. Один из алтарей был в честь святителя Николая чудотворца, это место в храме протоиерей Николай называл «русским уголком», но вскоре этот алтарь староста упразднил без согласия на то настоятеля. Отец Николай хотел богослужение в храме сделать более уставным, но и здесь потерпел неудачу и в 1932 году вынужден был перейти в Никольский храм на Охтенском кладбище.

Церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище - Красногвардейский район - Санкт-Петербург
(Церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище - Красногвардейский район - Санкт-Петербург)

19 марта 1935 года он был арестован. На допросе на следующий день следователь спросил его:

– Что вас заставило устраиваться на службу в греческую церковь?
– Я пошел туда по письменному приглашению старосты церкви Колхитиса, который знал меня заочно через диакона этой церкви.
– Кого вы знаете из греческого консульства?
– Не знаю никого.
– Какова причина ухода из греческой церкви?
– Уволили за то, что не ужился с администрацией. Хотел наладить порядки подобно таким, какие в нашей церкви.
– Кого вы знаете из прихожан греческой церкви?
– Никого не знаю.
– За что были высланы ваши сослуживцы?
– Не знаю. Они об этом мне не говорили. Я же их жалею – как людей, не заслуживших высылки.


На этом допросы были закончены, а также закончено и следствие; в обвинительном заключении следователь написал:

«Розов является исключительно антисоветским типом, открыто проявляет свое враждебное отношение к советской власти, группирует монашеский элемент и ведет антисоветскую агитацию. На допросе же это отрицает, хотя и показывает, что за антисоветскую деятельность был выслан целый ряд его сослуживцев. Считает высылку своих сослуживцев незаслуженной и очень о них сожалеет»

28 марта 1935 года Особое Совещание НКВД постановило выслать отца Николая как социально опасный элемент на пять лет в Уфу, а вместе с ним и его жену.
После высылки священников настоятелем Никольского храма на Охтенском кладбище был назначен священник Феодор Боголюбов, он регулярно стал отделять часть церковных доходов высланным членам причта храма и их семьям. Эта помощь передавалась через Александра Николаевича Розова, сына о.Николая, который регулярно ездил в отпуск к отцу в ссылку. В Уфе отец Николай освоил ремесло переплетчика и переплетал в различных учреждениях архивные документы, а посылаемые ему из храма деньги целиком отдавал своим детям.

О.Николай и матушка Ольга Александровна жили в пригороде, в Старой Уфе, близ маленькой церкви прп.Сергия Радонежского. В эту церковь ходили многие ссыльные, особенно ссыльные священники и диаконы, а также члены их семей. О.Николай являлся священником сергиевского церковного течения, являлся противником автокефального церковного течения и обновленчества.
9 декабря 1937 года была выписана справка на арест протоиерея Николая; в ней говорилось, что будто бы он «проводит контрреволюционную фашистскую пропаганду. Распространяет провокационные слухи о войне и поражении Советского Союза. За активную контрреволюционную агитацию Розов подлежит аресту с содержанием под стражей на время следствия в уфимской тюрьме по первой категории». 12 декабря священник был арестован и заключен в тюрьму. В тот же день он был допрошен.

– Дайте показания о ваших связях в Уфе и других городах, – потребовал следователь.
– В Уфе я знаю всего лишь несколько человек. Дмитрия Владимировича Разумова, он священник из Ленинграда, был выслан вместе со мной. Мы бывали друг у друга, делились новостями и вели беседы на разные политические темы и больше всего интересовались вопросом об освобождении из ссылки. Эти наши встречи и беседы мы называли «производственным совещанием». Знал Федора Ивановича Красильникова, у которого учился переплетному делу. С ним также были беседы политического характера об освобождении из ссылки. Священника Павла Цветаева, ссыльного из Ленинграда, который был у меня один раз в 1937 году. С ним также говорили об освобождении из ссылки. Ивана Петровича Овечкина, диакона, высланного из Ленинграда, он также иногда бывал у меня в 1937 году. С ним велись беседы на политические темы об освобождении. Кроме указанных лиц, в Уфе, а также и в других городах никого не знаю, – ответил священник.
– Расскажите сущность ваших бесед с Разумовым, Красильниковым, Цветаевым и Овечкиным.
– Сущность этих бесед сводилась к тому, что мы говорили об освобождении нас из ссылки и в связи с этим касались вопросов международного положения и других политических вопросов.
– Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Признаете ли вы себя виновным в этом?
– Виновным себя не признаю, контрреволюционной деятельностью я не занимался.
– Вы лжете, следствие располагает данными, что вы систематически среди населения вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи. Предлагаем вам давать откровенные показания о своей контрреволюционной деятельности.
– После того как я был выслан из Ленинграда, я говорил: «Меня выслали без причины, не было никакого основания для того, чтобы выслать меня. Кроме того, еще и обманули, говоря, что в Уфе вы будете жить совершенно вольно, а здесь обязали явкой через каждые десять дней в НКВД». Высылку меня из Ленинграда я считал и считаю неправильной, и по этому вопросу я высказывал свое недовольство.
– Расскажите о содержании вашей беседы с епископом Григорием Козловым.
– Сущность беседы сводилась к тому, что я интересовался новостями об освобождении ссыльных, на что он мне ничего конкретного не сказал.


Его сын вспоминал:

"И больше [после ареста] мы его не видели: мать носила ему несколько передач в Уфимскую тюрьму, получала от него краткие записки (в одной из них он жаловался, что у него отобрали очки). Однако вскоре перестали принимать передачи и сказали, что все арестованные "высланы в дальние лагеря без права переписки"

Допросы продолжались в течение месяца.

– Следствие располагает данными, что вы систематически среди населения распространяли провокационные слухи о том, что советская власть подвергает репрессиям совершенно невинных людей и делает из них врагов. Подтверждаете ли вы это?
– Провокационных слухов среди населения я никогда не распространял.
– Известно, что вы систематически вели среди населения контрреволюционную фашистскую агитацию и восхваляли Гитлера. Признаете ли вы себя виновным в этом?
– Виновным себя не признаю, агитацию я не вел и Гитлера не восхвалял.
– Следствию также известно, что вы систематически распространяли среди населения контрреволюционные слухи о том, что якобы советская власть репрессирует невинных служителей религиозного культа и тем самым старается разрушить Церковь. Признаете ли себя виновным в этом?
– Нет, виновным себя не признаю. Клеветнических слухов среди населения я не распространял.
– Следствию известно, что вы вели агитацию среди населения города Уфы за усиление сергиевского церковного течения как самого контрреволюционного течения. Признаете ли вы себя виновным в этом?
– Агитацию за усиление сергиевского церковного течения среди населения не вел, но, возможно, иногда высказывался за усиление сергиевского течения, так как считал и считаю его самым правильным течением по сравнению с другими церковными течениями (автокефальным и обновленческим).
– Известно, что вы являетесь активным участником контрреволюционно-повстанческой организации в Башкирии. Дайте показания по этому вопросу.
– Участником контрреволюционно-повстанческой организации я не являюсь, и дать показания по этому вопросу я не могу.
– Вы говорите неправду. Следствию известно, что вы являетесь активным участником контрреволюционно-повстанческой организации в Башкирии, которая возглавлялась епископом Козловым, и, бывая у него на квартире, вы получали от него указания контрреволюционного характера. Требуем от вас правдивых показаний по этому вопросу.
– Повторяю. Участником контрреволюционно-повстанческой организации в Башкирии я не являюсь, и никаких указаний контрреволюционного характера от епископа Козлова я не получал, но на квартире у него был один раз, и говорили мы об освобождении ссыльных из ссылки.


Священномученик Николай Петроградский (Розов), пресвитер 1


13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.
Расстрелян 5 марта 1938 года в Уфе и погребен в безвестной общей могиле.

Реабилитирован 13 декабря 1957 года "за отсутствием состава преступления". Родственники до реабилитации ничего не знали о судьбе о.Николая. Сын о.Николая Александр Николаевич несколько раз пытался выяснить судьбу отца и перед войной - приемной НКВД в Москве, на Кузнецком мосту; каждый раз ему говорили: "Выслан в дальние лагеря без права переписки". Он безуспешно подавал ходатайство в приемную М.И.Калинина, бывшего тогда главой правительства, приложив туда материалы предотвращения о.Николаем крушения поезда в Купчине, но ответа он не получил, и названные материалы ему не вернули. Только после реабилитации сын получил справку из ЗАГСа Уфы с датой смерти 19 сентября 1939 г. "от паралича сердца" с пустой графой "место смерти".

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода РПЦ от 12 марта 2002 г.


Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments