filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

18 февраля (03 марта) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:



Седмица 2-я Великого поста. Поминовение усопших.

Свт. Льва I, папы Римского (461); мчч. Льва и Паригория Патарских (ок. 258-260; Греч.); мчч. Сильвания, Рутула Классика, Секундина, Фруктула и Максима (Афр.); прп. Власия Афонского, Аморийского (IX; Греч.); прп. Космы Яхромского (1492); свт. Агапита, епископа Синадского (Фригийского) (IV); свт. Флавиана Константинопольского, патриарха (449–450); свт. Колмана, еп. Линдисфарнского (676; Кельт. и Брит.); свт. Николая, католикоса Грузинского (1591; Груз.).

Прп. Владимира (Терентьева), игумена (1933), мч. Анны (Четвериковой) (1940).

Святые дня, молите Бога о нас!


Святитель Лев I Великий, папа Римский

святитель_Лев_папа_Римскийjpg


Святитель Лев I Великий, папа Римский (440 - 461), получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432 - 440), а после его смерти был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями. Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория. Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408 - 450) и Маркиану (450 - 457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов.

На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447 - 449), пострадавшему за Православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви. Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силою своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови.

Считается, что Лев дважды спасал Рим от разорения: от Аттилы, предводителя гуннов, в 452 г., и от Гензериха, короля вандалов, в 455 г.

Император Валентиниан, страшась Атиллы, хотел бежать из Рима, но просил папу о помощи. Лев, в сопровождении двух сенаторов, безбоязненно явился в лагерь к Атилле, подступившему к Риму, и при «помощи Божией» пленил его своим красноречием.

"Ты победил почти всю Вселенную,- говорил Лев Атилле, - теперь просим тебя, победи самого себя - милостию к другим. Ты достиг высшей степени человеческого величия; теперь не остается тебе ничего, как уподобиться Богу, который милует смиренных и покорных". То же милосердие Лев внушил и жестокому завоевателю Гензериху.
"Когда Левъ говорил со мною, я видел, два светлые мужа держали предо мною обнаженные мечи, грозя мне смертию, если я не послушаю архиерея Божия",- говорил Аттила, когда удивлялись тому, что он пощадил Рим.
То говорил Аттила или иное, но Рим гунны пощадили.

Рафаэль, фреска в Ваткане. Встреча Льва Великого и Аттилы. 1514 год
(Рафаэль, фреска в Ваткане. Встреча Льва Великого и Аттилы. 1514 год)


Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность.
Он умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе. Его литературное и Богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое - к святителю Флавиану.
Текст Томоса свт. Папы Льва свт. Флавиану можно почитать тут:
http://predanie.ru/lev-velikiy-svyatitel/book/67920-lev-velikiy-tvoreniya/#toc12


Тропарь святителю Льву, папе Римскому
глас 8
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, / Льве премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. // Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Льва
глас 3

На престоле, славне, священства сед/ и львов уста словесных заградив,/ догматы богодухновенными Честныя Троицы/ озарил еси свет богоразумия твоему стаду./ Сего ради прославился еси// яко Божественный таинник Божия благодати.


Мученики Лев и Паригорий Патарские

Мученик Паригорий Патарский пострадал в Патаре, Ликия.

Мученик Лев пострадал вслед за Паригорием. Когда Лев стал возражать язычникам, устроившим празднество рядом с могилой Паригория, они умучили и его.



Святитель Агапит исповедник, епископ Синадский

Святитель Агапит Синадский (Фригийский)


Святитель Агапит исповедник, епископ Синадский, родился в Каппадокии в правление императоров Диоклитиана (284 - 305) и Максимиана (284 - 305). Родители его были христиане. С молодых лет он стремился к иноческой жизни и поступил в монастырь, где подвизался в посте, молитвах и служении всем братьям обители.
Господь сподобил святого Агапита дара чудотворений. Императору Ликинию (307 - 324) стало известно, что инок Агапит обладает большой физической силой, и он распорядился вопреки желанию святого определить его на военную службу.

Во время гонения на христиан, воздвигнутого Ликинием, святой Агапит присоединился к святым мученикам Виктору, Дорофею, Феодуле и Агриппе, был ранен копьем, но остался жив. После смерти императора Ликиния он получил возможность освободиться от военной службы. Святому равноапостольному царю Константину Великому (306 - 337) стало известно, что по молитве святого Агапита совершаются исцеления. Он послал к нему своего больного слугу, который получил исцеление. Император хотел щедро наградить Агапита, но тот просил только одного, чтобы ему было разрешено оставить военную службу и вернуться в свой монастырь. Разрешение было получено, и он с радостью вернулся в обитель.

Вскоре после этого Синадский епископ призвал к себе святого Агапита и рукоположил в сан пресвитера. После смерти епископа духовенством и всем народом святой Агапит был единодушно избран на кафедру епископа Синадского. Новый святитель мудро управлял своей паствой, наставляя ее в Православной вере и добродетельной жизни. По молитвам его совершались многочисленные чудеса. Скончался святитель мирно.


Мученики Сильваний, Рутул Классик, Секундин, Фруктул и Максим

Время и подробности их подвига неизвестны. Африканские мученики, возможно пострадали от ариан.
Имена их отмечены Иеронимовым мартирологом.


Святитель Флавиан исповедник, Патриарх Цареградский

святитель_Флавиан_патриарх_Царьградский


Свт. Флавиан (Flavianus) занимал кафедру при святом Константинопольском царе Феодосии Младшем (408 - 450) и его сестре благоверной царице Пульхерии (+ 453). Сначала он был пресвитером и сосудохранителем в Соборной церкви.
На патриарший престол он был возведен после смерти святого Патриарха Прокла (+ 447).

Евнух Хризафий, бывший сторонником Евтихия, старался восстановить против Флавиана императора Феодосия II. Противником Флавиана был также епископ александрийский Диоскор. Под их влиянием была императрица Евдоксия, стремившаяся отстранить от двора сестру императора Пульхерию, сильно влиявшую на брата и защищавшую Флавиана. Сделавшись епископом, Флавиан собрал в 448 году Поместный собор в Константинополе из сорока епископов, низложил Евтихия и отлучил его от церкви. Противники Флавиана собрали в свою очередь собор и обвинили Флавиана в подделке актов собора, низложившего Евтихия. По их настоянию Феодосий II созвал в 449 году большой собор в Ефесе под председательством Диоскора. Этот собор, получивший название разбойничьего (ή ληστρική), восстановил Евтихия в его сане, низложил Флавиана и осудил его на изгнание; при этом Диоскор так жестоко избил Флавиана, что тот через 3 дня умер. Это насилие произвело переворот в царе Феодосии II, и он снова подпал под влияние Пульхерии.

Тело Флавиана было торжественно похоронено в храме Святых Апостолов в Константинополе, а Халкидонский собор в 451 году канонизировал его как мученика.


Преподобный Власий Афонский, Аморийский

Память (греч. 20 дек.), 18 февр., 31 марта

Родился в мест. Аплатианаида, недалеко от г. Аморий (М. Азия), в знатной и богатой семье. Отца Власия звали Ираклис, возможно, это было родовое имя. Старший брат получил хорошее образование и стал священником в храме Св. Софии в Константинополе.

Власий, названный при Крещении Василием, вскоре после 847 г. был рукоположен во иподиакона Евстратием, митр. Пессинунтским, учеником свт. Игнатия, Патриарха Константинопольского (Аморий, разрушенный арабами в 838, тогда еще не был восстановлен). Затем Власий отправился к брату в Константинополь и был рукоположен свт. Игнатием во диакона храма Св. Софии. Однако через некоторое время покинул столицу, вероятно, в связи с низложением Игнатия и переходом патриаршего престола к свт. Фотию (858) и отправился в Рим через Болгарию. Там недобросовестный спутник продал Власия в рабство, из которого тот освободился, по-видимому, через несколько лет благодаря сочувствию своего хозяина и др. новообращенных в христианство знатных болгар.

Покинув Болгарию, Власий отправился в Рим по Дунаю, но был схвачен пиратами, ограблен и оставлен в безлюдном месте. По молитве святого ангел вывел его обратно в пределы Болгарии, где он познакомился с неким епископом, представившим его Борису-Михаилу, первому христианскому правителю Болгарии (852-889). Вместе с этим епископом Власий прибыл в Рим, где принял монашеский постриг от Евстратия (грека из Кизика), игум. монастыря св. Кесария. В этом монастыре Власий в течение более чем 18 лет исполнял должности канонарха, экклесиарха и переписчика книг. Там же он был рукоположен во иерея. В Риме Власий совершил несколько исцелений, а у «первого из римлян» (πρῶτος τῶν ῾Ρωμαίων, возможно, имеется в виду должностное лицо) по его молитве родился наследник, восприемником которого стал Власий.

Затем Власий под предлогом путешествия в Путеолы для поправки здоровья покинул Рим вместе с учениками Лукой, Симеоном и Иосифом и отплыл в Константинополь. Здесь он был радушно принят игум. Студийского монастыряря Анатолием, который представил его Патриарху Константинопольскому свт. Антонию II Кавлею (893-901) и имп. Льву VI Мудрому (886-912). Житие так описывает встречу Власия с императором: оставленный стражниками ожидать аудиенции в специальном помещении дворца, Власий заглянул в единственную открытую дверь и, увидев императора, занятого переписыванием книг, принял его за простого писца. Власий спросил его, где же обитает император. Тот, восхищенный простосердечием святого, усадил его рядом с собой на подставку для ног и стал с ним беседовать. Когда же Власий догадался, кто перед ним, Лев рассказал, что Христос за 3 года до того показал ему во сне облик старца.
После 4-летнего пребывания в Студийском монастырере Власий испросил у игум. Анатолия позволение отплыть вместе с учениками на Афон. Там Власий был сначала враждебно встречен местными жителями, однако затем сумел расположить их к себе. Он пробыл на Святой Горе 12 лет, основав там монастырь, название которого неизвестно. Однако из-за возникших разногласий относительно права на владение этими местами, доставлявших братии немалое беспокойство, Власию пришлось вновь отправиться в Константинополь, где ему удалось получить от имп. Льва хрисовул с земельными пожалованиями. В столице Власий заболел и вскоре умер, за 3 дня узнав о предстоящей кончине. Власий был похоронен в алтарной части Георгиевской церкви Студийского монастыря, находившейся по левую сторону от главного монастырского храма во имя Иоанна Предтечи.

Житие Власия (BHG, N 278) было написано еще при жизни игум. Анатолия одним из пострижеников последнего по заказу и, возможно, со слов Луки, ученика Власия, которрый стал его преемником в качестве игумена на Афоне. Вероятно, упоминаемая в сохранившемся фрагменте хрисовула Льва VI афонским монастырям «обитель Луки» есть не что иное, как монастырь, основанный Власием. В силу близости к описываемым событиям житие Власия является ценнейшим источником по истории начала монашеской жизни на Афоне. Оно также проливает свет на связи первых святогорских обителей со Студийским монастырем. В состав жития входит повесть о прп. Евфросине Поваре (пам. 11 сент., BHG, N 628). По-гречески житие сохранилось в одной рукописи (Paris. gr. 1491. X в.), однако оно оказалось в составе Четий Миней, переведенных на церковнославянский язык во 2-й пол. XII в. Впоследствии этот же перевод был включен в ВМЧ. На основе славянского перевода уже на русский была составлена проложная статья, изобилующая ошибками: Власий частично спутан с Евфросином, монастырь св. Кесария с г. Кесарией и т. д. Эта статья вошла в рус. Пролог 2-й редакции.
(http://www.pravenc.ru/text/155011.html)



Преподобный Косма Яхромский

прп_Косма_Яхромский


Преподобный Косма Яхромский был слугой одного боярина и во время продолжительной болезни своего господина утешал его чтением книг. Как-то, переезжая из города в город, они остановились на реке Яхроме. Здесь преподобному Косме явилась на дереве икона Успения Пресвятой Богородицы, от которой он слышал голос, повелевавший быть ему иноком и устроить монастырь. Его больной господин тогда же получил от иконы исцеление, а преподобный Косма отправился в Киев и в Печерском монастыре принял постриг.

Потом с явленной иконой Богоматери он, по внушению свыше, снова отправился на Яхрому и в 40 верстах от г. Владимира, при пособии добрых христиан, построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. К преподобному стала собираться братия, и образовался монастырь. Преподобный Косма был избран игуменом. Слава о иноческих подвигах святого доходила в те времена даже до великого князя.

Свято-Успенский Косьмин мужской монастырь - Небылое - Юрьев-Польский район
(Свято-Успенский Косьмин мужской монастырь - Небылое - Юрьев-Польский район)

Преподобный Косма скончался в глубокой старости 18 февраля 1492 г. и был погребен в основанной им обители. Память ему также творилась 14 октября, в день празднования Божией Матери ради Ее иконы Яхромской.


Тропарь преподобного Космы Яхромского
глас 4
Горняго желая премирнаго жития,/ дольняя возненавидел еси,/ и, взем крест свой, последовал еси Христу,/ и в пустыню вселился еси, досточудне,/ в ней подвизася в пениих, в бдениих и пощениих./ Темже в тя вселися Пресвятый Дух,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ испроси людем православным здравие и спасение/ и не забуди посещая чад своих,/ совершающих священную память твою,/ Космо, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Космы Яхромского
глас 8
Душевныя страсти из корене исторгая,/ в пустыню вселился еси, преподобне,/ и неболезненную жизнь в болезнех восприял еси,/ болезнем же лютым уставлявши озлобления просящим у тебе с верою./ Темже разреши болезни наша душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Космо Богомудре.


Святитель Колман Линдисфарнский (Colmán) , епископ


Святитель Колман Линдисфарнский (Colmán) , епископ


Кельт, родился в Ирландии. Был монахом из монастыря Иона до того, как наследовал святому Финану в 661 году епископство и игуменство в Линдисфарнском монастыре. Здесь он стал третьим и последним игуменом-епископом из кельтов - его епископство пришлось на поворотный этап в истории христианской церкви в Англии.
Хотя Нортумбрия была большей частью крещена кельтскими миссионерами, к 662 г. там сложилась влиятельная партия последователей Рима, особенно по вопросу определения даты Пасхи. Колман возглавил кельтскую партию на судьбоносном Соборе в Уитби 664 года, назначенный церковью Нортумбрии решить, принять кельтскую или римскую традицию.

Собор в Уитби принял решение в пользу римской традиции. Колман возражал решениям собора, поскольку считал, что они приведут английскую Церковь к слишком близким контактам с континентом. Он отказался от своей епархии и вместе со всеми ирландскими и 30 английскими монахами Линдисфарна уехал на остров Иона. Между 665 и 667 годами он основал несколько церквей в Шотландии, а затем отплыл в Ирландию вместе со своими последователями. Он поселился на острове Инишбофин (Inishbofin), где в 668 г. основал монастырь. Позднее он основал особый монастырь в Мэйо (Mayo) для английских монахов и до смерти оставался настоятелем в обеих обителях.

Скончался 8 августа 676 года на острове Инишбофин.


Святитель Николай VIII (Багратиони), католикос-патриарх всея Грузии


Святитель Николай VIII (Багратиони), католикос-патриарх всея Грузии


Был сыном кахетинского царя Левана I. Юный царевич избрал путь иноческой жизни и стойко встал на помощь старшего брата - царя Александра I.

Согласно летописи "Жизнь Карли" ("Картли Цховреба") настолование святого Николая католикосом Грузинской Церкви совершилось в субботу 28 февраля 1584 года. Святой Николай с христоподобной пастырской самоотверженностью и верностью, характерной для царской фамилии, заботился о сохранении святости и укреплении Церкви и активно участвовал в политической жизни страны, был истинным пастырем своего народа. Он заботился о водворении христианской любви между единоверными странами. Известно, что он переписывался с патриархом Всероссийским Иовом и послал ему в дар коня. Святой католикос Николай пожертвовал Метехскому Богородицкому храму Евангелие 1049 года в богатом переплёте.

Епископ Тимофей (Габашвили), рассказывая об Афонском Иверском монастыре в своём сочинении "Мимосвлани" ("Путешествия"), отмечает, что святитель скончался в трапезной монастыря, построенной Ашотаном Мухран-Батони. В другой трапезной епископ Тимофей видел икону святого католикоса Николая.

Сошел с предстоятельского престола в 1589 году. Преставился в 1591 году.


Преподобноисповедник игумен Владимир
(Терентьев Василий Терентьевич, +03.03.1933)

Преподобноисповедник Владимир (Терентьев)


Преподобноисповедник Владимир родился в 1872 году в деревне Шибаново Псковского уезда Псковской губернии в семье крестьянина Терентия Терентьева и в крещении наречен был Василием. 15 августа 1898 года Василий поступил в пустынь Святого Параклита в Александровском уезде Владимирской губернии. 25 мая 1901 года он перешел в Смоленскую Зосимову пустынь и проходил здесь послушание кровельщика и маляра. 28 марта 1907 года Василий был пострижен в монашество с именем Владимир. 31 мая 1912 года он был переведен в Царицынский Свято-Духов монастырь Саратовской епархии и проходил здесь послушание помощника казначея. 30 июля 1912 года он был рукоположен во иеродиакона, и 5 августа того же года – во иеромонаха. 8 августа 1912 года иеромонах Владимир был назначен временно управляющим Царицынским Свято-Духовым монастырем. C 14 апреля 1917 года он снова стал подвизаться в Смоленской Зосимовой пустыни. В 1923 году иеромонах Владимир был возведен в сан игумена. В этом же году пустынь была безбожниками закрыта и преобразована в сельскохозяйственную артель; отец Владимир прожил в ней до ее упразднения большевиками в 1927 году, после чего поселился в Сергиевом Посаде, подрабатывая у частных людей в качестве кровельщика.

В конце 1929-го – начале 1930 года советская власть возобновила широкомасштабные гонения на Русскую Православную Церковь. Все монастыри к этому времени были закрыты, монахи и монахини изгнаны и расселились по городам и весям Руси. Но и вне монастырских стен они вели монашеский образ жизни, как бывало и в древности, зарабатывая на жизнь рукоделием и служа в оставшихся незакрытыми храмах. Большинство из них вели замкнутый образ жизни, мало сообщаясь с крестьянами, чтобы не быть обвиненными при проходящей повсюду коллективизации в антисоветской деятельности.

В апреле–мае 1931 года сотрудники ОГПУ Московской области арестовали монахов и монахинь, обосновавшихся после закрытия обителей в селах и городах области. Их обвинили в том, что они будто бы объединились в церковно-монархическую организацию, созданную под флагом защиты православной веры от преследующей ее советской власти для проведения антисоветской работы. Всего по этому делу было арестовано шестьдесят человек.

Царицынский Свято-Духов монастырь, фото начала XX века
(Царицынский Свято-Духов монастырь, фото начала XX века)

Игумен Владимир (Терентьев) был арестован 5 апреля 1931 года и после краткого допроса в Загорске заключен в Бутырскую тюрьму в Москве; туда же перевезли всех обвиняемых, объединенных сотрудниками ОГПУ по одному делу.
1 мая 1931 года следователь зачитал отцу Владимиру постановление о предъявлении обвинения и задал несколько вопросов. Выслушав их, игумен Владимир сказал: «Мне приходилось говорить с верующими об антихристе, но эти разговоры могли быть только шуточными, так как срок появления антихриста никому неизвестен и никакого знамения на этот счет еще не было. Появление советской власти я таким знамением не считаю, так как эта власть попущена Богом для наказания русского народа за грехи и для вразумления. Поскольку советская власть не признает никакого Бога, поэтому она и проводит политику гонений... Как долго будут продолжаться гонения – не знаю, все это зависит от воли Божией... Виновным себя в предъявленном мне обвинении... не признаю, так как в антисоветской организации я не состоял... в разговорах об антихристе ничего противного советской власти с моей стороны допущено не было».

6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Владимира к пяти годам ссылки. Игумен Владимир (Терентьев) скончался в ссылке в Казахстане 3 марта 1933 года и был погребен в безвестной могиле.

По представлению Московской епархии определением Священного Синода от 27 декабря 2005 г. игумен Владимир (Терентьев) был канонизирован в лике преподобномученика.


Мученица Анна
(Четверикова Анна, +02.03.1940)

Анна Четверикова родилась в 1873 году. Мученическую кончину она приняла 2 марта 1940 года, когда ей было 67 лет. 6 октября 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви она была причислена к лику святых мучениц. Документы на прославление были представлены от Московской епархии.

Tags: Афон, Византия, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments