Авксивий Кипрский (Αὐξίβιος), епископ Солийский
Святитель Авксивий родился в Риме в богатой семье. Воспитывался он вместе со своим братом Темпстагором. С раннего возраста его отличали незаурядные способности. В школах Рима он легко изучил светские науки. Родители хотели женить сына. Узнав об этом, юноша тайно покинул Рим и отправился на Восток. Достигнув острова Кипр, он поселился в местечке Лимнитис, недалеко от города Солона. Промыслом Божиим он встретился со святым апостолом и евангелистом Марком (память 27 сентября, 30 октября, 4 января, 25 апреля), проповедовавшим Слово Божие на Кипре. Апостол Марк поставил Авксивия епископом в городе Солоне, а сам отправился для благовестия в Александрию. Святитель Авксивий пришел к западным воротам города и поселился около языческого храма Зевса. Постепенно он обратил в христианство местного жреца и других идолопоклонников. Однажды к святителю Авксивию пришел святой Ираклид, ранее поставленный апостолом Марком епископом Кипра, и посоветовал открыто проповедовать Евангелие Христово. В один из дней святитель Авксивий пришел на торговую площадь и стал проповедовать народу о Христе. Многие, видя чудеса и знамения, совершаемые святителем, уверовали во Христа. Среди обращенных было много народа из окрестных сел. Один человек, по имени Авксиний, остался у святителя Авксивия и помогал ему в служении до конца жизни.
Через некоторое время из Рима прибыл брат святителя Авксивия, Темпстагор. Вместе с женой он крестился, принял пресвитерский сан и служил в одном из храмов. Святитель Авксивий управлял епископией 50 лет и мирно преставился в 102 году, оставив на кафедре своего ученика Авксиния.
Святитель Финан Линдисфарнский (Finan), епископ
Святой Финан был ирландцем, который стал монахом в монастыре святого Колумбы в Ионе и прославился святой жизнью и дисциплиной. Когда умер епископ Айдан и монахи Линдисфарна (Lindisfarne) послали в его старый монастырь за кем-нибудь, кто бы мог его заменить, выбор пал на Финана, как на достойного преемника.
Его десять лет в качестве епископа Нортумбрии был более мирным правлением, чем времена Айдана. Король Освиу осознал свой грех в убийстве Освина, короля Дейры, чьё королевство он захватил, и Финан поощрял его к основанию монастырей и церквей как знаков раскаяния. Наиболее известный из них был в Стриншелче (Streaneshalch), на мысе, возвышавшемся над гаванью. Теперь он известен как Уитби (Whitby), которому предстояло стать великим христианским центром.
Он крестил двух следующих королей Саксонской Гептархии, Зигберта (Sigbert), короля Восточных саксов, и Пенду (Penda), короля Мерсии, и послал проповедников в их королевства, чтобы установить там Святую Веру. Он освободил святого Седа (Cedd) от его трудов в Мидлендсе и хиротонисал его во епископа Уэссекского. Во епископа Мерсийского был хиротонисан Диума (Diuma), ирландский монах.
В дополнение к окормлению обширной Нортумбрийской епархии, которая простиралась до южной Шотландии, Финан поощрял строительные работы в Линдисфарнском монастыре. Он построил просторный собор кельтского образца, выполненный из дерева и покрытый грубой морской травой, называемой полевица (bent grass), которая в изобилии растёт на острове, закрепляя песок своими корнями. В этот собор он перенёс тело своего предшественника, святого Айдана. Когда святой Финан преставился в 661 году, его тело было положено рядом с телом первого епископа.
Мученик Михаил Мавроиди, Адрианопольский (греч. Μιχαήλ ο Μαυροειδής από την Αδριανούπολη)
Богатый и уважаемый житель города Адрианополя Михаили Мавроиди был ложно обвинен турками в оскорблении Магомета. Турецкий судья, хорошо знавший Михаила, не поверил клеветникам. Тогда фанатики нажаловались самому султану, и судья, испугавшись, приказал заточить святого в темницу, ожидая решения султана. Султан решил спор обычным для турков образом: христиан принуждали под страхом смерти отречься от Христа. Несмотря на обещания и угрозы, Михаил оставался непоколебим в своей вере, за что был обезглавлен в 1490 г.
Мученика Михаила Мавроиди нередко путают с мучеником Михаилом Солунским, Аграфским (память 10 марта, 21 марта), которого иногда ошибочно именуют Михаилом Маврудисом.
Мученик Феодор Византийский
Память 17 февраля (Греч.), 30 апреля перенесение мощей (Греч.)
Родился в селении Неохори близ Константинополя в семье Хаджи-Анастасия и Смарагды, его братьями были Антоний и Георгий, будущий митрополит Адрианопольский (1830-1840).
Стал художником и работал во дворце султана, поэтому турки вынудили его принять магометанство. Но затем он раскаялся в содеянном и бежал на остров Хиос, где близко сошелся с преподобным Макарием (Нотарой). Там он ежедневно изучал жития святых мучеников и иные душеполезные книги готовя себя к подвигу мученичества.
Наконец, прибыв в Митилену, он открыто исповедал перед турками Христианскую веру и смело отверг магометанство. Обозленные турки схватили Феодора и бросили в темницу, где подвегали его порке и другим различным мучениям. Так, его за ноги привязали к дереву, повесили на шею тяжелую цепь, обмотали голову веревкой, подложив у висков куски кирпича, и палкой начали скручивать веревку, сдавливая голову, до тех пор, пока его глаза не вывалились из глазниц. Однако, воин Христов твердил лишь одно: "Я христианин, христианин, христианин!"
В субботу утром святой через одного христианина получил от епископа Святое Причастие, после чего с готовностью пошел к месту казни и был повешен. Случилось это в 1795 году.
Через три дня христиане забрали тело святого и похоронили в южной части храма Богородицы Хрисомаллусы (Златовласой). В 1798 году мощи его были перенесены в кафедральный собор Митилены.
Преподобный Феодосий Тырновский
Память 17 февраля (Болг.), 27 ноября (Болг.) и в Соборе Болгарских святых.
Преподобный Феодосий Тырновский является одной из самых эмблематических личностей Болгарии в ХIV веке. Его роль в распространении исихазма и возрождении духовной жизни болгарской земли исключительна. Подобно своему учителю св. Григорию Синаиту, преподобный Феодосий не просто усвоил исихастскую духовную практику и философию, но и передал наследство исихазма своим ученикам.
Житие преподобного Феодосия начинает со слов: “Коего народа и из которого преходного родного места происходил оный муж божественный, нелегко сказать в настоящее время, когда уже он сделал так, чтобы никто этого не знал”.
Исследователи считают, что преподобный родился в конце ХIII или начале ХIV века, в районе Бдина (нынешнего города Северо-Западной Болгарии Видин). Вполне возможно, что “святой является потомком бдинских Шишмановичей и близким родственником царской семьи”.
Следуя буквально божественные слова Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16, 24), благочестивый Феодосий покинул свой дом и отправился в Арчарский монастырь Свт. Николая, где принимает монашескую схиму.
Прибытие преподобного Феодосия в Парорию относится ко времени второго поселения святого Григория Синаита в эту пустыню, т. е. к началу правления царя Ивана Александра. С первых же дней Феодосий стал одним из самых ревностных учеников Синайского безмолвника. Богатый духовный опыт и проницательность святого Григория помогли ему сразу ощутить, что “ту благодать, что живет в Феодосии”, поэтому скоро он удостоил его своим специальным вниманием. Наблюдая с каким усердием болгарский инок выполняет свои монашеские обязанности и какое у него желание усвоить принципы созерцательной жизни, святой Григорий не пропускал случая наставлять его. Между ними была сильная духовная связь, которую житиеписец показывает следующим образом: “С тех пор, прочее, и днем, и ночью ему напутствовал оным на учительных словах к чистой и неоскверненной вере, к божественным и другим заповедям, которые уподобляют человека Богу и возвышают до степени, равной божественному духу. Таким образом, шел он за своим учителем и насыщен был духовным питием, как телец, напитанный матерью и который всегда получал от нее кормления. Тем же образом и этот был напитан той божественной душой <…> Видя его божественное рвение к божественной жизни, великий ничего не упускал из виду, наставлял ему хорошо и очень искусно. Он видимо познакомил его не только с вступительной и обычной (монашеской) жизнью, но и с деянием и созерцанием, при котором бесы нападают слева и справа”.
Святой Григорий преподал преподобному Феодосию правила умной молитвы и духовной брани. Под его руководством Феодосий прошел все степени монашеской жизни, достигая высот Божественного созерцания. Ученик постепенно возрастал в добродетели и учитель безмолвия разрешил только ему безмолвствовать в полном уединении, “чтобы пережить бесовское искушение, как это бывает с теми, кто подвизается и всегда устремляется к Богу”.
Следует специально отметить, что святой Григорий не всем ученикам разрешал жить в полном уединении. “Оберегая своих подопечных от поругания бесов, он поручал каждому из них лишь то, что соответствовало его духовному состоянию”. Руководствуясь Лествицей преподобного Иоанна Синайского, святой Григорий учил, что монах может приступить к полному безмолвию только после того, как полностью очистился от страстей путем деятельного подвижничества (πράξις).
Предчувствуя свою кончину, преподобный Феодосий собрал своих учеников и дал им свое последнее отеческое напутствие, в котором он им наказывал: “соблюдать строго и непоколебимо благочестивую веру соборной и апостольской Церкви и ее православные догматы; избегать, как и подобает, богомильскую, т. е. мессалианскую ересь, а также и варлаамитскую, акиндиновскую… ереси; <…> также соблюдать святые Божественные заповеди, потому что кто бережно соблюдает эти два (положения), он действительно и назовется христианином”. Как подлинный исихаст, он не пропустил случая напомнить им все то, что научил от святого Григория Синаита: “любить отречение от воли своей, жизнь бескорыстную и скромную, пост и воздержание, привыкнуть усыпать страсти, укрощать гнев, обуздывать плотские побуждения и прогонять душевный мрак – одним словом, осушить всю мокроту и плотское наслаждение <…>, никогда не преставать созерцать наяву Бога и не покидать умное делание, потому что это и есть оружие крепкое и недосягаемое никакой вражьей силой”. Закончив свое наставление, преподобный попросил своих учеников, чтобы они ему помогли сесть в постели, и сидя произнес Символ веры, проклял все ереси, которые Церковь предала анафеме, “а прежде всего злославную ересь нечестивых Акиндина и Варлаама”. После этого причастился святыми Христовыми тайнами и тихо предал дух свой в руки Божьи 27 ноября 1363 г. в день памяти своего учителя святого Григория Синаита.
Патриарх Каллист, вместе со всем клиром Константинополя, торжественно похоронил тырновского исихаста в патриаршем монастыре святого Маманта. За свою святую жизнь и на основании чудесных прижизненных и посмертных знамений, преподобного Феодосия вскоре причислили к лику святых.
В истории духовного просвещения болгар святой Феодосии известен также в качестве примерного переводчика святоотеческих творений с греческого языка на болгарский.
Ему принадлежит, в частности, перевод отдельных творений своего учителя святого Григория Синаита (под заглавием “Главы, зело полезные”) и его жития.
Очень подробное житие святого Феодосия можно почитать тут:
http://www.bogoslov.ru/text/1589371.html
Тропарь
глас 3 (Подобен: Божественныя веры:)
В блаже́ннем безмо́лвии пусты́ннем/ и на собо́рех, любо́вию к Бо́гу горя́,/ посрами́л еси́ лука́вых бесо́в и ерети́к злочести́вых./ На моли́тве же стоя́, огня́ све́тлостию просия́л еси/ и преставле́нием твои́м А́нгелов пою́щих обвесели́л еси́,/ Феодо́сие, о́тче на́ш,/ сего́ ра́ди мо́лим тя́:// моли́ся о душа́х на́ших.
Кондак
глас 8 (Подобен: Взбранной воеводе:)
Проповедник велегла́сный Боже́ственных догма́т/ на собо́рех святы́х бы́л еси́, о́тче му́дре,/ цари́ умудря́я и в ве́ре утвержда́я;/ благода́тию же Боже́ственною осиява́ем,/ загради́л еси́ уста́ злосла́вных, Феодо́сие./ Сего́ ра́ди вопие́м ти́:/ ра́дуйся, Бо́лгарская похвало́// и Правосла́вия све́тлое ра́дование.
Преподобный Роман Тырновский, игумен, ученик прп. Феодосия Тырновского
Память 17 февраля (Болг., Греч.) и в Соборе Болгарских святых
Происходил из знатного рода. Приняв монашество, он скорбел что не имел истинного наставника на пути к Богу. Встретив преподобного Феодосия из Парории он проникся к нему сердечной преданностью. Когда Феодосий во второй раз прибыл в Тырново с поручением от преподобного Григория Синаита к царю Иоанну-Александру, чернец Роман пал ему в ноги, припомнил их давнишнюю дружбу, и сказал:
"Если оставишь меня так, то узнаешь, что я или сам себя убил или сбросил себя с высоких Тырновских скал в пропасть! Ибо как лань стремится к водным источникам, так и моя душа желает наслаждаться твоими молитвами и всегда пребывать вместе с тобой!"
Феодосий согласил взять его с собой и привести к своему игумену, Григорию Синаиту, который сердечно принял Романа и причислил к своему братству. В Парорийской обители Роман прожил немалое время, покорно изполняя возложенные на него послушания. Однажды игумен отправил его по монастырским делам в дальний путь - видимо, к Болгарскому царю. Пока Роман был в странствии, святой игумен Григорий скончался, после чего святой Феодосий покинул Парорийскую пустынь и ушёл к Роману, на Сливенскую гору.
Вместе они посетили Святую Гору Афон, затем странствовали с место на место по неспокойным Балканским землям. Наконец они избрали своим местожительством Кефаларево (ныне Килифарево), так как, находясь близ столицы, эта земля пользовалась хорошей защитой от нашествий разбойников и турок. Здесь они построили монастырь, в котором святой Феодосий стал настоятелем, а святой Роман - его ближайшим сподвижником.
В 1359 году преподобные Феодосий и Роман отправились к царю Иоанну-Александру и убедили его созвать церковный собор для защиты чистоты Православия от еретической проповеди.
Осенью 1363 года, незадолго до своей кончины, преподобный Феодосий ушёл в Константинополь с четырьмя своими учениками, а святого Романа оставил вместо себя игуменом нового монастыря в Устие, еще ближе к Тырнову в направлении Дебельца.
Приняв руководство монастырской братией, святой усердно поучал братию и всячески старался подражать своему учителю. Люди со всей округи часто приходили к нему за молитвами и духовным наставлением. Сам он жил строгой постнической жизнью, принимая раз в день лишь немного пищи и мало вина для облегчения мучитавших его приступов сильного кашля. При этом он не оставлял всегдашних бдений, оставаясь всякую ночь без сна, и лишь под рассвет немного засыпая. Тяготясь разлукой со своим любимым наставником, он желал скорее покинуть тленное тело и воссоединиться со святым Феодосием в горнем мире, почему только усиливал свои подвиги. Хотя внешне он казался моложавым, тяжелый кашель изнурил и иссушил его тело. Презрев недуг, подвижник не ослаблял усилий, утешал братию и побуджал их духовным подвигам.
Когда ему стало известно приближение своей кончины, он собрал братию, утвердил их в страхе Божием и распорядился о благоустройстве обители. Затем он причастился Святых таин, благословил всех и предал дух в руки Божии 17 февраля, вероятно около 1370 года. Братия отпела и погребла своего духовного наставника.
Сведения о святом Романе были записаны в греческом житии его наставника, преподобного Феодосия Тыроновского, и дополнены младшим современником и сподвижником преподобного Романа, святым патриархом Евфимием, который писал что преподобный:
"Был он человеком добродетельным и знаменитым, ревнителем о духовной жизни, во всем подобным блаженному Феодосию, истинный пустынножитель и постник, изполнитель всех Господних заповедей...храбрец".
Праведный Николай Планас, иерей Афинский
Святой Николай Планас родился на острове Наксос в 1851 году. У его родителей Иоанна и Августины был свой сад, а в саду – маленький храм во имя святителя Николая, куда он часто уходил молиться. Николай с детства отличался набожностью, благочестием и простотой в обращении. Дед же его был священником.
Отец Николая Планаса умер молодым, когда сыну было 14 лет; мать взяла Николая с сестрой, и они переехали в Афины. Их жизнь была тяжелой. Мать работала уборщицей, она всегда брала детей с собой, потому что боялась Афин.
Николай женился, но его супруга умерла вскоре после рождения сына. Николая Планаса рукоположили во диакона к храму Преображения в афинском районе Плака 28 июля 1879 года. После своей дьяконской хиротонии он поделил наследство со своей сестрой, а свое имение предложил в залог за дом разорившегося соседа. Как пишет составительница его жития инокиня Марфа: «И вот, освободившись от мирских и имущественных попечений, он всецело и беспрепятственно посвятил себя аскетическому образу жизни великих подвижников-пустынников, только посреди многолюдного града Афин». Через пять лет в 1884 году он был рукоположен во священника к храму пророка Елисея. Потом он получил назначение в храм великомученика Пантелеимона в афинском районе Неос Козмос. Это был небольшой храм, его приход состоял из 13 семей.
Затем о. Николая Планаса перевели в храм святого Иоанна Предтечи на улице Вульягмени. Приход этого храма насчитывал всего 8 семей. А на жалование священнику положен был кусочек мяса с масленицы или Рождества.
О. Николай был человеком простым, скромным и малообразованным, однако вскоре он стал любимым священником в Афинах. На протяжении более чем 50 лет о. Николай ежедневно служил с 8 утра до 3 дня, и в жару, и в снег, и в народные восстания, и даже во время англо-французской оккупации 1917 года. Он служил в открытых солнцу тесных храмах рядом с Акрополем, это в два часа дня, в июле. Литургию он поставил в центр своего пастырского служения. Его богослужения совершались в полном согласии с уставом, как в монастырях, и в то же время привлекали множество верующих из самых разных слоев общества, опровергая распространенные мнения о необходимости сокращения и упрощения богослужений.
По великим праздникам он каждый день, до отдания праздника, служил праздничные молебны О. Николай ходил служить в другие храмы, например, в церковь пророка Елисея на улице Ареса. Отсюда вышли многие монахи и монахини, здесь пел на клиросе знаменитый греческий писатель Александр Пападиамандис (который описал о. Николая Планаса в своем произведении «Песни Божии»). Когда о. Николая спрашивали, не устал ли он и когда он отдохнет, он отвечал: «Пою Богу моему, дондеже есмь». Служил он и в деревенских церквах, зачастую полуразрушенных.
Молитва и богослужение занимали центральное место в жизни о. Николая Планаса. Он постоянно пребывал в молитве. Никогда не произнося пышных и длительных проповедей, он своим примером учил молитве и окружающих его людей.
От других о. Николай не требовал строгих постов, но к себе был очень строг. Он ел только вечером. Был у него свой «Крестовоздвиженский пост» с 1 по 14 сентября и «Архангельский» с 1 по 8 ноября.
О. Николая Планаса отличали удивительная скромность и простота, подлинное смирение. «Он был исключительно прост, словно малое дитя, но и в то же время разумен в своих ответах на различные вопросы» - пишет составительница его жития монахиня Марфа.
Часто люди не понимали смысла такого поведения священника, многим казалось, что он был слишком «обыкновенным», им пренебрегали. О. Николай все это терпел. Он говорил своей духовной дочери: «Я, детка, терпением преодолел очень много встречавшихся мне искушений». Он показывал своим духовным детям пример незлобивости и смирения, уклонялся от различных конфликтов.
О. Николая Планаса отличала совершенная нестяжательность. Когда он стал знаменитым священником, многие благотворители охотно жертвовали ему деньги, но они у него никогда не задерживались – сразу же расходились на милостыню. Известен такой случай: один прихожанин передал о. Николаю значительную сумму в запечатанном конверте, батюшка, даже не посмотрев, сколько там денег, сразу отдал их стоящей у входа нищей. У одной бедной женщины, которая продавала конфеты, не взял и пары карамелек, сказав: «Да чтобы не ввести тебя в расходы»
О. Николай оказывал помощь 11 семьям вдов и сирот, особенно помогал молодым вдовам. Он говорил, что «нищета толкает их к пороку». Он жертвовал деньги и на церковные нужды, так он смог восстановить свой храм. Также он снабжал деньгами девочек-сирот и оплачивал учебу бедным студентам.
Его прихожанами стали люди из разных слоев общества, круг знающих и уважающих о. Николая Планаса людей был очень широк. А он сам, «будучи изрядным знатоком людей, он не обращал внимания на общественное положение человека», как пишет монахиня Марфа. О. Николай смотрел прежде всего на внутреннее состояние человека, заботился о душе, «которая дороже всего мира».
О. Николай Планас скончался 2 марта 1932 года. Люди нескончаемым потоком в течение трех дней шли проститься с ним, причем очень многие приезжали не только из Афин.
Святой Николай Планас был прославлен в лике святых Константинопольским патриархатом в 1992 году.
Мощи находятся в Греции, в Афинах в храме св. Иоанна Предтечи Вульягмени.