filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

12 (25) мая 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...

Мученица Евдокия
(Мартишкина Евдокия Петровна, +25.05.1938)

мч_Евдокия_Мартишкина_Гиблицкая

Родилась 1 марта 1880 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Муж Евдокии Петровны был расстрелян представителями советской власти в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде Рязанской губернии. Крестьянка, церковная активистка.

Арестована сотрудниками НКВД 6 ноября 1937 года в составе группы крестьян из 27 человек. Первоначально содержалась в тюрьме города Касимов Рязанской области, затем была этапирована в Рязанскую тюрьму.

Проходила по групповому «Делу контрреволюционной повстанческой организации церковников. Рязанская область, Бельковский (Касимовский) район, 1937 год».

На допросах отвергла все предъявленные ей обвинения.

6 декабря 1937 года Тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области была обвинена в том, что являлись «активной участницей контрреволюционной повстанческо-террористической организации, вела среди населения пораженческую агитацию и высказывала террористические настроения». Мартишкина Евдокия Петровна была приговорена к 10 годам лишения свободы.

Скончалась в заключении в Ташкенте.

Канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года по представлению Рязанской епархии РПЦ.

День памяти мученицы Евдокии отмечается в день казни ее соузников - касимовских священномучеников протоиереев Александра Туберовского, Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова, свящ. Николая Карасева и др.

Священномученик иерей Петр
(Попов Петр Алексеевич, +25.05.1937)

Священномученик Петр родился в 1895 году в селе Никольское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье священника Алексея Михайловича Попова. Первоначальное образование Петр получил в Ярославском духовном училище; в 1918 году он окончил Ярославскую Духовную семинарию и в течение трех лет преподавал в школе, пока не уяснил окончательно, что советская школа бесповоротно захвачена богоборцами и распространять в своих стенах будет только безбожие, заражая и отравляя им души детей. Учительство же совершенное и идеальное возможно лишь пастырское, при условии, если христианские идеалы и жизнь пастыря составляют одно целое. И в 1921 году он был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Помогалово Романово‐Борисоглебского уезда Ярославской губернии на место своего отца.

Выбрав пастырское поприще вполне сознательно, он уже не приспосабливался к гонителям, не старался угодить власть имущим, не устрашался угроз сынов мира сего и во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1931 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.
В мае 1934 года отец Петр возвратился из ссылки и поступил священником в храм в селе Вознесенье Романово‐Борисоглебского уезда, переименованного к тому времени в Тутаевский район.

Вернувшись к служению у престола Божия, отец Петр оставался все таким же ревностным проповедником и служителем Христовым, каким был, выбирая исповеднический путь во времена начинающихся на Церковь гонений. Сохранилось несколько проповедей, сказанных им незадолго перед арестом, некоторые из которых были предъявлены ему как обвинительный материал, – гонители в данном случае и не желали скрывать, что преследуют его за веру Христову.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! – проповедовал отец Петр в Неделю Всех святых. – “Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10, 32–33).
Эти слова ныне читанного Евангелия научают нас, что если кто в настоящей жизни признает Иисуса Христа пред людьми своим Господом и Искупителем, то Он в будущей жизни пред Отцом Небесным признает того Своим учеником, и напротив, если кто в настоящей жизни пред людьми не признает Его своим Господом и Искупителем, то Он в будущей жизни пред Отцом Небесным не признает того Своим учеником, отречется от него. Кто же это те, которые не признают Господа Иисуса Христа своим Господом и Искупителем, которые пред людьми отрекаются от Него?
Есть вольнодумцы, есть закоснелые и нераскаянные грешники, которые, хотя и называются христианами, но и мыслят не по‐христиански, и беседуют не по‐христиански, и живут не по‐христиански. По их рассуждениям и по их жизни видно, что они и словом и делом не исповедуют Христа своим Господом и Искупителем, видимым образом отрекаются от Него, отрекаются от следования Его Божественному учению. Кто отрекается от Христа и Его учения ради любви или угождения своим родным, тот не достоин именоваться учеником Христовым.
Кто любит отца или мать... сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня[Мф. 10, 37]. Итак, Господь требует от истинных христиан, чтобы они твердо исповедовали Христа и Его учение исполняли, хотя бы пришлось для этого отказаться от последования самым близким и родным, если они отводят от Христа и ведут к погибели души. Скажешь, тяжело нести иго Христово? Да, нелегко оно – но для тех, кто не прибегает за помощью ко Христу и не укрепляет себя благодатными Таинствами Святой Церкви. Да, для тех не только тяжело, но и невозможно нести иго Христово, потому Господь и говорит:кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня[Мф. 10, 38]. Не тот хорошим считается кормчий, который в тихую погоду благополучно к намеченной пристани ведет свое судно, но тот, кто умеет им править в бурю и непогоду. Так и христианин: когда на него ополчается сатана через мир, во зле лежащий, устремляет свои умные очи на Христа и Его учение и следует в мыслях, словах и делах указанию Евангелия, укрепляет дух свой в молитве и Таинствах Святой Церкви, тогда он сам на опыте увидит, как сила Божия и в немощи совершается и иго Христово становится благом и бременем легким. Это иго Христово с верою и любовью и несли все святые, которые были подобные нам люди, которые были в этом мире, есть и будут и на суде Христовом станут судьями и обличителями тех, которые отреклись от Христа и Его учения.Разве не знаете, – спрашивает апостол, – что святые будут судить мир?[1 Кор. 6, 2]. Тогда уже будет нечем отговариваться, что я не мог, – близкие и дальние, сатана увели меня от Христа».

Все церковные традиции, когда в большие праздники было принято до революции священникам ходить по приходу, посещать прихожан и служить в их домах молебны, призывая на них благословение Божие, – отец Петр сохранил и во времена наступивших гонений.
Безбожников, считавших это нарушением закона об отделении Церкви от государства, позиция отца Петра раздражала, и 31 июля 1936 года сотрудники НКВД арестовали его, поместив в камеру предварительного заключения в Тутаеве.

– Почему вы совершали хождение по деревням в Рождество, Пасху, Вознесение и так далее без разрешения сельсовета? – спросил священника следователь.
– Один раз я поручил церковному старосте Федору Галактионовичу Покичеву взять разрешение сельсовета на право хождения по деревням, но в сельсовете ему сказали, что на хождение с крестом разрешения не требуется, после чего мы никакого разрешения не спрашивали.
– Известна ли вам инструкция Комиссии ЦИК по делам культа, обязывающая всякий раз для хождения по деревням брать разрешение сельсовета?..
– Такой инструкции я не читал, но знаю, что разрешение брать надо.
– Зная, что разрешение брать надо, почему же вы нарушили закон?
– Мне сказал Покичев, что... разрешения на хождения с крестом и Евангелием не требуется.
– Покичев инвалид, неграмотный человек, он мог не понять, что ему сказали в сельсовете, и ваша ответственность совершать такое хождение по деревням только больше, когда у вас на руках не имеется разрешения. Почему вы этого не делали?
– По простоте своей я ему доверился и разрешений не брал, а хождение по деревням совершал.
– Нарушение советских законов следствие объясняет как ваше непризнание советской власти. Признаете вы это?
– У меня нет бюллетеня Комиссии по делам культа при ЦИК СССР; я даже не знаю, существует ли такая Комиссия, так как советских газет не читаю совершенно...
– Когда у вас сложилось такое убеждение, что «культурная, зажиточная жизнь без религии является делом тьмы, развратным»?
– Такие убеждения у меня сложились давно, то есть с тех пор, как я познал христианское учение, как окончил духовное училище и семинарию. И до советской... жизни я был противник этого, и сейчас, после коллективизации... так как она является безрелигиозной.
– Вы показываете неправду. До советского периода в деревне не было ни культурной, ни зажиточной жизни, кроме эксплуатации. Значит, вы против культурной и зажиточной жизни, которая наступила только в советский период, в период после коллективизации?
– Коллективизацию, которая строится не на христианских началах, я не признаю, о чем и проповедовал среди населения.
– В какой форме вы призывали колхозников не признавать «такой культурной и зажиточной жизни, которая отходит от религии»?
– В форме проповедей с церковной кафедры. Личных бесед с колхозниками не вел.
– Как воспринималась колхозниками такая ваша проповедь?
– Судя по тому, что посещение церкви не увеличивалось, очевидно, моя проповедь слабо воспринималась, и моей обязанностью было еще ревностней исполнять свою обязанность проповедника.


9 декабря 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Петра к трем годам заключения в исправительно‐трудовой лагерь, и он был отправлен в Мариинские лагеря Кемеровской области.

Священник Петр Попов скончался 25 мая 1937 года в Орлово‐Розовском лагерном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.
Tags: Касимов, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments