Преподобный Иоанникий (Аверкиев), иеромонах
Память 10 февраля (Воронеж.) и в Соборах Воронежских и Святогорских святых (Укр.)
В миру Аверкиев Трофим Никитич, родился в 1823 году в Ливенском уезде Орловской губернии в семье государственных крестьян.
В 1839 году тайно ушёл в Толшевский Спасо-Преображенский мужской монастырь Воронежской губернии, но через три месяца был возвращён отцом. После смерти родителя, мать благословила его на монашеский путь.
10 октября 1845 года прибыл в Святогорскую пустынь. Служил келейником братского духовника иеромонаха Феодосия.
24 марта 1850 года пострижен в рясофор с именем Тимон и назначен на послушание пещерника. Обязанностью его было прислуживать прп. Иоанну Затворнику в его пещерном затворе.
2 апреля 1854 года пострижен в мантию с именем Иоанникий.
16 августа 1857 года рукоположен в сан иеродиакона. Вскоре был назначен в скит Арсения Великого на Святом месте.
Здесь он так изнурял себя подвигами поста и молитвы, что начал ослабевать в здоровье: у него открылось кровотечение гортанью, он похудел и, наконец, окончательно слег. Едва живой, отец Иоанникий был привезен в больницу монастырскую, где на одре пролежал около полугода. Однажды, когда ему было очень плохо и окружавшие уже ождали его скорой кончины, услышал он голос Спасителя: "Восстань, будь полуздрав и служи на пользу душевную ближних твоих". С тех пор он начал поправляться и стал, действительно, полуздрав: тощ, хил и слаб, подвержен частым горловым кровотечениям.
14 августа 1864 года рукоположен во иеромонаха и назначен духовником богомольцев.
Все свободное свое время старец посвящал молитве и чтению.
"Трудно подчас бывает, но Бог помогает, что днем не успею, ночью свершу; причем сноровку я взял с народом обращаться так, чтобы послушание проходить и правило вместе творить. Опять же и за службами церковными, не переставая однако следить за ними, удобно Иисусову молитву творить: тут мне помехи нет никакой, смотри - в течение утрени сотенок пять или шесть одолеешь. Лишь бы охота была да усердие, а Бог в помощи не закоснит и сам всему научит желающего неленостно молиться Ему по сему правилу. Вот я, калека, поклонов много творить не могу, сейчас кровь горлом хлынет: чем мне восполнить это мое лишение подвига молитвенного, телесного, как не подвигом душевным? По крайней мере, не даром четки ношу, ответа за них Богу не дам, что для вида лишь их носил, нет, многим я им одолжен".
Всегда он советовал как можно чаще готовиться и приступать к причащению Святых Христовых Таин. "Кто часто готовится, - говорил он, - тот невольно делается лучшим по внутреннему человеку".
При конце жизни отца Иоанникия к общей болезненности его присоединились и различные несчастные случаи, пагубно отозвавшиеся на его здоровье. Однажды во время путешествия по железной дороге поспешил он сесть в вагон и, оступившись, упал под колеса, где благодаря только крайней худобе своей избежал смерти, попав в пространство между вагонами и платформой; весь поезд прошел над ним, слегка лишь черкая колесами об его бок. После этого он долгое время себя плохо чувствовал, бок его как бы одеревенел и покрылся синевой.
Скончался 10 февраля 1882 года. Похоронен у подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских.
8 мая 2008 года прославлен в лике преподобных отцов во святых горах на Донце подвизавшихся.
Преподобный Рафаил (Мокренский), архимандрит Святогорский
Память преподобного Рафаила, архимандрита Святогорского, совершается 10/23 февраля.
Рафаил Мокренский, префект и с 1753 года ректор Харьковского коллегиума. Волей Божией образованный и благочестивый отец Рафаил в июне 1758 года в сане архимандрита стал настоятелем пустынного Святогорского монастыря. Народная память чтит архимандрита Рафаила как строгого подвижника благочестия и ко времени его относит цветущее состояние обители по жизни духовной. Кроме того, архимандрит Рафаил известен как строитель.
На правой стороне Северского Донца, в 3 километрах от монастыря, в уединенной местности, окруженной с трех сторон скалистыми горами, находился в древности скит Святогорской пустыни, называемый Святым местом. В одно время хотели даже перенести туда весь монастырь, вероятно, из-за татарских разорений. Для удобства обороны между горами был протянут оборонительный вал и площадка устроена в виде батареи, следы которой заметны до сих пор.
Святогорская обитель, обустроенная еще в предшествовавшие годы, при архимандрите Рафаиле была довольно богатой, — сам же настоятель, напротив, мог похвалиться своей христоподражательной нищетой, которая стала особенно явна для всех после его смерти. «1765 года февраля 10 дня, — писал в Изюмскую полковую канцелярию наместник обители иеромонах Иоанн, — Святогорского Успенского монастыря архимандрит Рафаил Мокренский волею Божиею от сея временныя жизни преставился и … по себе… ничего с имущества своего не оставил, все при жизни своей беднякам и неимущим раздал».
Блаженнопочивший архимандрит Рафаил положен был в Петропавловском храме, незадолго до этого им же построенном и освященном святителем Иоасафом Белгородским. Интересное свидетельство имеется в историческом описании Святогорской пустыни, сделанном Григорием Кулжинским: «В недалеком расстоянии от подошвы Святогорской скалы, к западной стороне от монастырской ограды, есть другая усыпальница, древнейшая: она занимает ровное пространство длиной в 50 и шириной в 25 сажень. Посреди этой усыпальницы стоит каплица (часовня) на месте престола бывшей здесь некогда Петропавловской церкви. Между могилами на этой усыпальнице находится могила строгого подвижника, архимандрита Рафаила Мокренского. Уже в позднейшее время на этой усыпальнице сделался провал в одном склепе, и люди видели покоющихся трех лиц в митрах», одним из которых был отец Рафаил.
По свидетельству архимандрита Арсения (Митрофанова), над местом, где было это древнее кладбище, хранившее кости святых подвижников, в ночное время проходившие мимо видели иногда тусклые огоньки.
К сожалению, Петропавловское кладбище было полностью срыто в безбожные годы советской власти. В настоящее время на этом месте установлен памятный деревянный крест.
8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, которые «иже во святых горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал № 38): «Благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобных архимандрита Рафаила (Мокренского)».
12 июля 2008 г. Украинской Православной Церковью преподобный Рафаил (Мокренский) прославлен в лике местночтимых подвижников благочестия, «иже во Святых Горах на Донце» подвизавшихся. Память Собора Святогорских святых совершается 11 (ст. ст.) / 24 сентября (н. ст.).
Святитель Анастастий II, патриарх Иерусалимский
В некоторых списках деяний Трулльского Собора (691-692) имеется подпись: "Анастасий Иерусалимский". Вероятно, он вступил на престол вскоре после VI Вселенского Собора (680). Многие исследователи, впрочем, отрицают подлинность подписи и сам факт существования этого Патриарха.
В некоторых древних греческих синаксарях, а также в "Синаксаристе" Никодима Святогорца приводится память "Анастасия, Патриарха Константинопольского" (10 февр.); поскольку это имя носил только один предстоятель Константинопольской кафедры, иконоборец Анастасий, налицо явная несообразность, т. к. невозможно церковное почитание еретика. Исследовавший этот вопрос Констанций I, Патриарх Константинопольский (1830-1834), отнёс эту память к Анастастию II Иерусалимскому.
Святитель Трумвин (Trumwin), епископ Аберкорнский
Около 681 года хиротонисан во епископа Аберкорнского святым Феодором, архиепископом Кентерберийским. Он стал епископом пиктских земель, незадолго до этого завоёванных королём Нортумбрии Эгфридом. Его резиденцией стал монастырь в поселении Аберкорн.
Подробности пастырской деятельности святителя неизвестны. Известно только, что в 684 или в 685 году св. Трумвин принимал участие в церковном соборе в поселении Адтвифирди, а ещё вместе с королём Эгфридом просил св. Кутберта принять епископский сан.
После сокрушительного поражения в 685 армии нортумбрийского короля Эгфрида от пиктов в битве при Нехтансмере, пикты устроили резню англов, не щадя никого, даже духовных лиц.
По словам Беды Достопочтенного:
«многие англы погибли от меча, были пленены или спаслись бегством из страны пиктов, среди последних был преподобнейший слуга Божий Трумвин, поставленный над ними епископом. Он со своими людьми бежал из монастыря Абберкурниг, который хоть и находился в стране англов, но стоял рядом с заливом, разделявшим англов и пиктов. Свою братию он расселил в знакомых монастырях, а сам поселился в столь часто упомянутой обители слуг и служительниц Божьих, называемой Стренескальк. Там с немногими из своих спутников он прожил много лет в воздержании не только к пользе своей, но и многих других. После он умер и был похоронен в храме
блаженного апостола Петра с почестями, подобающими его жизни и сану».
(Руины монастыря в Уитби)
Скончался около 705 года.
В XII веке состоялось обретение мощей святителя Трумвина. Они были объектом поклонения в аббатстве Уитби.
Преподобная Анна Новгородская, в крещении Ирина, в миру Ингигерда, благоверная княгиня
(Блгв. княгиня Анна Новгородская. Икона 1970-х гг., монахиня Иулиания (Соколова), Сергиев Посад)
Анна Новгородская, в крещении Ирина, в миру Ингигерда (+ 1056), благоверная княгиня, преподобная, супруга благоверного великого князя Ярослава Мудрого и мать благоверного князя Новгородского Владимира Ярославича
Память 10 февраля в день кончины, 4 октября вместе с памятью блгв. Владимира Ярославича, в Соборе Новгородских святых
Старшая дочь шведского короля святого Олафа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного "всехристианнейшим королем". В 1008 году король, его семья и дружина приняли святое крещение. Получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.
В 1018 году по воле отца вышла замуж за того, "кто был достоин его дружбы" - князя Новгородского благоверного Ярослава Мудрого. В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (ныне село Старая Ладога).
Став с 1019 года великой княгиней Киевской, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутараканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык - и уступил брату.
Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.
Ирина оказала большое влияние на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда Железнобокого, Эдмунда и Эдуарда, а также норвежского принца Магнуса. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки - и в этом была немалая заслуга великой княгини.
Уже при жизни прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион Киевский в своем знаменитом "Слове о законе и благодати" пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру - крестителю Руси: "Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!"
Стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский.
Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере "книжности". Летописец сообщает, что Ярослав "насеях книжными словесы" сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна - французской, Мария - венгерской, Елизавета - норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы - великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им.
В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 февраля 1056 года.
Мощи и почитание
Мощи святой Анны были погребены в Новгородском Софийском соборе. Вскоре рядом с ними упокоилось и тело ее сына - благоверного Новгородского князя Владимира.
4 октября 1439 года святителю Новгородскому Евфимию было чудесное явление, после чего в этот день было установлено совершение сугубой панихиды погребенным в Софийском соборе русским князьям и архиепископам Новгородским и всем православным христианам - начало празднования памяти святых Анны, её сына Владимира Ярославича, и Собора Новгородских святителей. На древних иконах святой, которые на начало XX века хранились в Новгородском архиерейском доме, было изображено имя Анны под 5 сентября и 4 октября. Неизвестно в какое время было также установлено празднование святой в день её преставления - 10 февраля.
На начало XX века мощи благоверной княгини открыто почивали в Новгородском Софийском соборе. В то время упоминалось о совершении её памяти 10 февраля и 4 октября.
После революции мощи святой были отняты у верующих. В 1991 году городской музей возвратил их Церкви вместе с другой величайшей святыней - чудотворной Знаменской иконой Божией Матери. Ныне мощи преподобной Анны Новгородской открыто пребывают в Новгородском храме святого апостола Филиппа.
(Церковь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца - Великий Новгород)
Тропарь
От запада возсиявши, яко звезда небосветлая, / прияти Православную веру сподобилася еси, / в нейже плод благославный Русской земле принесши, / святая благоверная княгине Анно, / Христа всем сердцем возлюбила еси, / Того оправдания и законы хранящи; / темже днесь всесвятую твою память празднующе, / грехов оставление молитвами твоими приемлем.
Собор Новгородских святителей
(Новгородские святители. Мастерская Анны Иоановны Строгановой, шитьё, пелена. Сольвычегодск. сер. XVII в)
Празднуется 10 февраля совместно с памятью блгв. кн. Анны Новгородской, 4 октября совместно с памятью блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице с Собором Новгородских святых
В Великом Новгороде был благой обычай избирать на свою кафедру владык из наиболее прославленных подвижнической жизнью настоятелей монастырей и многие из них просияли святостью. Святителей погребали на Мартириевой ("Златой") паперти Новгородского Софийского собора. 4 октября 1439 года святителю Евфимию, тогда правящему Новгородскому архиерею, явился святитель Иоанн и повелел установить сугубую панихиду погребенным в Софийском соборе русским князьям и архиепископам Новгородским и всем православным христианам на день памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского. Тогда же были обретены нетленные мощи святителя Иоанна. Впоследствии, по мере прославления Новгородских святителей, им был установлен на этот же день Собор.
Празднование "Собора святителей Новгородских, почивающих на Мартириевой паперти в соборе святой Софии" было установлено в период от Московского Собора 1549 года до учреждения Святейшего Синода. Также в Соборе стали почитаться и Новгородские святители Герман, Геннадий и Пимен, мощи которых не погребены или не перенесены в Новгородский Софийский собор, почему в некоторых источниках и не названы их имена в числе Собора.
К собору Новгородских святителей принадлежат:
• Свт. Иоаким Корсунянин, еп. (+ 1030)
• Свт. Лука Жидята, еп. (+ 1059, память 4 ноября (Новг.))
• Свт. Герман, еп. (+ 1096)
• Свт. Аркадий, еп. (+ 1162, память 18 сентября)
• Свт. Григорий, архиеп. (+ 1193, память 24 мая)
• Свт. Мартирий, архиеп. (+ 1199, память 4 июня (Новг.), 24 августа)
• Свт. Антоний, архиеп. (+ 1231-1238, память во 2-ю Неделю по Пятидесятнице)
• Свт. Василий Калика, архиеп. (+ 1352, память 3 июля)
• Свт. Симеон, архиеп. (+ 1421, память 15 июня)
• Свт. Геннадий (Гонзов), архиеп. (+ 1504, память 4 декабря)
• Свт. Пимен (Черный), архиеп. (+ 1571)
• Свт. Аффоний, митр. (+ 1653, память 6 апреля)
В некоторых списках к этому собору также присоединяются:
• Свт. Илия, в схиме Иоанн, архиеп. (+ 1186, память 7 сентября, 1 декабря)
• Свт. Серапион I, архиеп. (+ 1516, память 16 марта)
Преподобный Иоанн Чимчимели , переводчик и философ
Сведения о преподобном Иоанне Чимчимели крайне скудны. Известно лишь, что он жил на рубеже XII-XIII в.в. и был великим церковным деятелем, переводчиком и философом.
Образование преподобный Иоанн получил в литературной школе знаменитого грузинского монастыря Петрицони (ныне Бачково), находящемся в Болгарии. Он перёвел несколько произведений экзегетического характера: "Толкования книги Екклесиаста" - Митрофана Смирнского, "Толкования книги Екклесиаста" - Олимпиадора Александрийского, "Толкования Евангелия от Марка" - Феофилакта Болгарского, "Толкования Евангелия от Луки" - Феофилакта Болгарского.
Переводы Иоанна Чимчимели имели большое значение для грузинской духовной литературы.
Известный церковный деятель XVIII века епископ Тимофей (Габашвили) в своем сочинении "Мимосвлани" (Путешествия), описывает фрески Иерусалимского Крестового монастыря и в числе святых отцов и мучеников называет и преподобного Иоанна Чимчимели.
Известный историк второй половины XIX века Мосе Джанашвили в "Истории Грузинской Церкви" отмечает, что Иоанн Чимчимели руководил литературной школой в Греми, где он преподавал философию, богословие, греческий, ассирийский и арабский языки.
Икона Богородицы «Огневидная»
На этой иконе нет изображения Христа. Самое примечательное на иконе - цвет. Одежда на Пресвятой Деве - густо-красная. Благодаря этому цвету, икона и получила название "Огневидная". Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество.