filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

04 (17) февраля 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


3-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица Сырная – сплошная.

Прп. Исидора Пелусиота (ок. 436–440); сщмч. Филея, еп. Тмуитского и мч. Филорома трибуна (307); блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238); прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1532); мч. Иосифа Алеппского (1686) (Греч.).

Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV); мч. Иадора (III); сщмч. Авраамия, епископа Арвильского (ок. 344–347); сщмч. Алдэйта, еп. Глостерского (VI) (Кельт. и Брит.); прписп. Николая, игумена Студийского (868); прп. Евагрия Шио-Мгвимского (VI).

Сщмч. Мефодия (Красноперова), епископа Петропавловского (1921); сщмчч. Евстафия Сокольского, Иоанна Артоболевского, Александра Минервина, Сергия Соловьева, Иоанна Алешковского, Александра Соколова, Николая Кандаурова, Алексия Княжеского, Николая Голышева, Алексия Шарова, Александра Покровского, Аркадия Лобцова, Бориса Назарова, Михаила Рыбина, Николая Поспелова, Алексия Лебедева, Андрея Беднова, Димитрия Кедроливанского, Иоанна Тихомирова, Петра Соколова, пресвитеров, прмчч. Серафима (Вавилова), архидиакона, Феодора (Феодосия) (Бобкова), иеромонаха, прмцц. Рафаилы (Вишняковой), схимонахини, Анны Ефремовой, Марии Виноградовой, Екатерины Декалиной, послушниц, мчч. Иоанна Шувалова, Василия Иванова, Димитрия Ильинского, Феодора Пальшкова, Димитрия Казамацкого (1938).

Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы).


Святые дня, молите Бога о нас!


Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших

Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших


Сырная седмица — преддверие Великого поста. Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия». Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.
В эту последнюю перед Великим Постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов.

Сырная суббота — это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех монашествующих. И естественно, что их память совершается незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» — это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство — все подражают этой монашеской добродетели. Поэтому последняя предпостная суббота — праздник, когда Церковь предлагает особенно, конечно, монахам поучиться у тех, кто прошел этим жизненным путем так, что попал в Царствие Небесное, а также и всем вообще христианам поучиться у монашества тому, в чем состоит монашество главным образом.


Тропарь отцов

глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак отцов
глас 8
Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели/ богоносных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия./ В мире совершенном тех молитвами,/ Тебе славящия и величающия сохрани, поющия ти, Господи:// Аллилуия.


Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец

икона_прп_кирилл_новоезерский


Родился преподобный Кирилл от благочестивых родителей в городе Галиче. Уже будучи отроком, он стремился к иноческой жизни. Оставив тайно родительский дом, он отправился в обитель преподобного Корнилия (в Вологодском Комельском лесу), о которой ему часто рассказывали родители. На пути к этой обители Кириллу встретился некий старец, который, осведомившись о цели его путешествия, благословил его намерение идти к св. Корнилию и затем стал невидим.

Преподобный Корнилий весьма благосклонно принял Кирилла и постриг его в иноки. Молодой инок ревностно стал проходить иноческое житие.
Между тем родители Кирилла уже потеряли было всякую надежду найти его и даже стали считать его умершим, но вот они от одного комельского инока узнали об местопребывании своего сына. Тогда отец Кирилла отправился в обитель св. Корнилия, но здесь в строгом постнике он не узнал своего сына, а когда затем признал в нем Кирилла, то и сам постригся в иноки под именем Варсонофия. Мать Кирилла перед смертью также восприяла иноческий чин.

По смерти отца Кирилл, раздав нищим оставшееся после него имение, отправился на север, в глушь лесов, чтобы здесь вести вполне единенную жизнь. Сурово протекала жизнь преподобного в этих пустынях, где пищей ему могли служить только трава да кора деревьев. Отсюда приходил он иногда на поклонение святым местам в новгородские и псковские пределы. Так как тело его стало постепенно ослабевать в подвигах, то он молил Господа, чтобы Он указал ему место постоянного пребывания. Горячая молитва подвижника была услышана, и, повинуясь небесному указанию, св. Кирилл отправился к Белоозеру. Здесь с одной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Явившийся подвижнику во сне ангел дал ему указание, что здесь Бог избирает ему место пребывания. Пробудившись от сна, Кирилл твердо решил основать на Красном острове Божью обитель, для каковой цели и приобрел вскоре от местных крестьян указанный остров; затем соорудил здесь келью и две церкви. Тогда же он был поставлен в сан священника.

Кирилл ревностно подвизался на новом месте в молитве и посте, претерпевая многие скорби от бесов и злых людей. Особенно же досаждали подвижнику местные рыболовы. Беспокоили его обитель также и грабители, во множестве бродившие тогда по лесам и дорогам Руси. Но и на этих отверженных мира сего действовала нравственная высота св. подвижника. Однажды, когда они приплыли к Красному острову, преподобный обратился к ним с грозным обличением. Хищники, устрашенные этим, молили святого простить их. В другой раз воры сняли колокол с церкви и хотели уже переправиться на другой берег, но заблудились. Встретивший их Кирилл обличил жадность их и указал, что даже и «заработанный ломоть лучше украденнаго каравая», что «вор не бывает богат, а бывает горбат». Затем, накормив их, отпустил с миром. Это так подействовало на злодеев, что они более совершенно не нарушали покоя новой обители.

Жизнь св. Кирилла в обители была во всем примером и образцом для других братий. Он отказывал себе во всех благах жизни, ходил босой, иногда даже в самые жестокие морозы, сам рубил дрова и копал землю. За такую свою праведную жизнь Кирилл был сподоблен от Бога особенной благодати св. Духа и дара исцелений. Однажды ученик преподобного Дионисий видел, что с ним служит литургию диакон, который затем вдруг исчез. Преподобный запретил ему рассказывать об этом чудесном явлении. Около того же времени во молитвам его исцелился от тяжкой болезни один князь, который в благодарность за это велел выдавать для обители преподобного каждый год 40 мер ржи, а также в достаточном количестве масла и соли. Пред кончиной своею преп. Кирилл с великой прозорливостью предрек те бедствия, которые предстояло испытать Российской земле. «Будут, — говорил он, — на земле беды великия и мятеж между людьми; но, — прибавил он, —царство наше будет умирено и устроено Богом». Преставился св. подвижник в мире 4 февраля 1532 года.

Кирилло-Новоезерский монастырь. 1823 г. А.Г.Ухтомский
(Кирилло-Новоезерский монастырь. 1823 г. А.Г.Ухтомский)


Вскоре затем открылись знамения особенной близости его ко Господу. Так, когда один инок, по имени Кириак, заболел, то преп. Кирилл в сонном видении явился ему и, осенив его крестным знамением, исцелил от болезни. Затем он исцелил другого инока, по имени Макария. Это исцеление особенно поразительно и заслуживает чрезвычайного внимания всех верующих. Макарий был наказан Богом за свой своенравный дурной характер тем, что не мог ни есть, ни спать. Когда его привели к гробу преподобного, то он в корчах упал на землю. Тогда приведшие его иноки положили его на самый гроб преподобного — и больной тотчас же пробудился совершенно здоровым. Много и других исцелений произошло по молитвам к преп. Кириллу, неустанному молитвеннику нашему пред Богом.

Мощи сего праведника были обретены нетленными 7 ноября 1649 г. при закладке в его обители нового храма, который по обету строился боярином Морозовым, получившим по молитвам к св. подвижнику спасение от многих бед.

Закрытый в годы безожной власти, Кирилло-Новоезерский монастырь и в наши дни представляет собой унылое зрелище поруганной святыни. За его стенами находится тюрьма для особо опасных рецидивистов, кому смертная казнь за злодеяния заменена пожизненным заключением. Монастырская стена опутана колючей проволокой под высоким напряжением. Архитектурных признаков каменных храмов снаружи не видно, нет ни глав, ни крестов. К скорбному острову нельзя приблизиться без особых документов.

Кирилло-Новоезерский монастырь - Огненный, о. - Белозерский район - Вологодская область, не действует
(Кирилло-Новоезерский монастырь - Огненный, о. - Белозерский район - Вологодская область, не действует)


Тропарь преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца
глас 8
Божиим Духом подвизаемь,/ слез твоих тучами изсохшее напоил еси,/ и безплотное в пустыни житие показал еси,/ и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом/ благодеяния труды уплодоносил еси,/ и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих,/ отче наш Кирилле./ Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца
глас 8
Взбранному и крепкому адаманту,/ прогонителю бесов, новому чудотворцу/ победительная, страстей злых свободившеся,/ благодарственная восписуем ти, отче наш Кирилле./ Но яко имея дерзновение у престола Христова,/ верою чтущих тя, град же и люди, молитвою твоею сохраняй,/ ты бо еси стаду твоему похвала и утверждение.


Преподобный Исидор Пелусиот

икона_исидор_полусиот_афанасий_афонский


Преподобный Исидор Пелусиот жил в IV - V веках. Родом из Александрии. Вырос в среде благочестивых христиан. Он состоял в родстве с Феофилом, архиепископом Александрийским, и его преемником святым Кириллом. Еще юношей он покинул мир и удалился в Египет на Пелусиотскую гору, которая стала местом его иноческих подвигов.

Духовная мудрость и строгий аскетизм преподобного Исидора в соединении с широкой просвещенностью и природным знанием человеческой души позволили ему в короткое время снискать уважение и любовь иноков. Они избрали его своим настоятелем и возвели в сан пресвитера. Следуя примеру святителя Иоанна Златоуста, которого ему довелось видеть и слышать во время путешествия в Константинополь, преподобный Исидор посвятил себя преимущественно христианской проповеди, той "практической философии", которая, по его собственным словам, является "основанием здания и самим зданием", в то время как логика "есть его украшение", а "созерцание - венец".

Он был учителем и безотказным подателем советов для всех, кто обращался к нему за духовной поддержкой - будь то простой человек, вельможа, епископ, патриарх Александрийский или сам император. После него осталось около 10000 писем, из которых до нас дошло 2090. Большая часть этих писем содержит глубокие по Богословской мысли и вместе нравственно назидательные толкования Священного Писания. Здесь преподобный Исидор выступает как лучший ученик святителя Иоанна Златоуста. Любовь и преданность преподобного Исидора к святому Иоанну Златоусту проявились в решительных действиях в защиту святого Иоанна во время гонения на него императрицы Евдоксии и архиепископа Феофила. После смерти святителя, преподобный Исидор убедил преемника Феофила, святого Кирилла Александрийского, вписать имя святого Иоанна Златоуста в церковные диптихи как исповедника. По инициативе преподобного Исидора был созван III Вселенский Собор в Ефесе (431), на котором было осуждено лжеучение Нестория о Лице Иисуса Христа.

Преподобный Исидор достиг глубокой старости и скончался около 436 года. Церковный историк Евагрий (VI век) о преподобном Исидоре пишет, что "жизнь его казалась всем жизнью ангельской на земле". Другой историк, Никифор Каллист (XI в.), так восхваляет преподобного Исидора: "Он был живым и одушевленным столпом иноческих уставов и Божественного видения и как бы самым высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного".


Тропарь преподобного Исидора Пелусиотского
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо/ прилежати же о души, вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобне Исидоре, дух твой.

Кондак преподобного Исидора Пелусиотского
глас 4
Денницу другую тя Церковь обретши, преславне,/ твоих словес молниями освещаема,/ взывает ти:/ радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре.


Святой благоверный князь Георгий Всеволодович

икона_князь_Григорий_всеволодович


Георгий (Юрий) Всеволодович (1187/1189 — 1238), великий князь Владимирский, святой благоверный. Память 4 февраля (17 февраля), 4 марта (17 марта), в Соборах Владимирских, Нижегородских и Тверских святых.
Святой благоверный князь Георгий был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшого брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью.
Им был основан Нижний Новгород. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву.

Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын — Владимир — был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками — сыновьями Константина — на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами.

Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли — Владимир — пал и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью — ему была отсечена голова.

Через некоторое время после битвы возвращался с Белоозера к своей пастве Ростовский епископ Кирилл II. Его путь лежал через поле брани. Среди павших воинов он по одеждам узнал обезглавленное тело великого князя. С благоговением он взял его и перенес в Ростов.
Там, при великом плаче всего народа, похоронил его в соборном, храме. Через некоторое время была найдена и честная глава великого князя, которая была приложена к телу. Через два года гроб с телом благоверного князя Георгия с большой торжественностью был перенесен во Владимирский Успенский собор.

В 1645 году тело святого князя было обретено нетленным, и состоялось церковное прославление святого. Мощи князя Георгия были переложены в серебряную раку, устроенную Святейшим Патриархом Иосифом.

Тропарь благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского
глас 8
На высоте великаго княжения седя,/ явился еси, благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце;/ по Святей Троице ревностию разжегся/ и за веру крепко пострадав, кровь твою пролиял еси./ Тем и отсеченая твоя за Христа глава свидетельствует яве о тебе,/ прилепшая по смерти к телеси твоему,/ с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя,/ от нихже источаеши исцеления душам и телесем нашим./ Но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие,/ непрестанно моли державу твою и сродник твоих/ безвредну сохранити молитвами твоими.

Кондак благоверного великого князя Георгия
глас 8
Христове смерти подобяся/ и Того испити чашу возжелев, яко Живота,/ за Негоже мужески подвизался еси, презрев земное царство,/ от безбожных варвар пострадав до смерти,/ Георгие Богомудре./ Тем моли, спастися верным людем молитвами твоими.


Преподобный Николай исповедник, игумен Студийский

прп_николай_студийский


Преподобный Николай исповедник, игумен Студийский, жил в IX веке. Он родился на острове Крите в селении Кедонии в христианской семье. В возрасте 10 лет родители отправили его в Константинополь к дяде, блаженному Феофану, который был иноком Студийского монастыря. По распоряжению настоятеля Студийской обители преподобного Феодора мальчик был определен в монастырское училище. По окончании училища он, 16-ти лет, был пострижен в монахи, а через несколько лет удостоен и священного сана.

Во время жестокого гонения, воздвигнутого византийским императором Львом Армянином (813 - 820) на почитающих святые иконы, преподобный Николай разделил участь преподобного Феодора Студита: их неоднократно заключали в темницы, всячески истязали и глумились над ними. Однако они ревностно продолжали распространять православие среди христиан. С воцарением блаженной царицы Феодоры (+ 867), управлявшей государством во время малолетства своего сына Михаила, иконопочитание было восстановлено и настало время относительного покоя. Преподобный Николай возвратился в Студийский монастырь и был избран его настоятелем. Однако затишье продолжалось недолго. Царица Феодора была устранена от управления, а к власти пришел дядя царя, Варда, человек, запятнавший себя открытым сожительством с женой своего сына. Попытки Святейшего Патриарха Игнатия проявить свою духовную власть, и тем обуздать нечестивого Варду, оказались безуспешными. Напротив, он был лишен патриаршего престола и отправлен в ссылку.

Не желая быть свидетелем торжествующего беззакония, преподобный Николай оставил Константинополь. 7 лет он провел в скитаниях. Затем как пленник он был водворен в Студийский монастырь, в котором два года провел в заключении, вплоть до смерти царей Михаила (855 - 867) и Варды. С восшествием на престол императора Василия I Македонянина (867 - 886) преподобный Николай был освобожден и по повелению царя снова принял настоятельство. За свою исповедническую и подвижническую жизнь он получил от Бога дар исцелений, который не иссяк и после его преставления в 868 году.


Священномученик Мефодий, епископ Петропавловский
(Красноперов Михаил Платонович, +17.02.1921)

фото_сщмч_мефодий_епископ_петропавловский


Священномученик Мефодий родился 30 июля 1868 года в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Платона Красноперова и в крещении был наречен Михаилом. Семья жила очень скудно в материальном отношении, и Михаил с детства узнал бедность и связанные с нею лишения. Но одновременно с этим он познал и великую силу веры, – здесь его первым наставником стал отец, учивший сына во всем полагаться на волю Божию, познавать близость к человеку Бога и видеть, что в мире ничего не совершается без Его благого Промысла, пусть и не сразу людьми понимаемого. Михаил окончил Сарапульское духовное училище и Вятскую Духовную семинарию и в 1890 году был определен на должность надзирателя Сарапульского духовного училища.
22 октября 1891 года епископ Сарапульский Афанасий (Пархомович) рукоположил Михаила во священника к Тихвино-Богородицкой церкви в селе Паздеры Сарапульского уезда. 19 февраля 1896 года он был назначен сверхштатным священником к Вознесенскому собору в Сарапуле и заведующим и законоучителем Никольской церковно-приходской школы. Во время своего служения священником отец Михаил овдовел и принял решение целиком отдать себя на служение Церкви, а для этого он, прежде всего, счел необходимым завершить духовное образование.

В 1898 году отец Михаил поступил в Казанскую Духовную академию. В это время ректором академии был епископ Антоний (Храповицкий); общение с этим выдающимся архипастырем, беседы его о монашестве склонили отца Михаила к решению принять иноческий постриг. 11 февраля 1900 года, когда иерей Михаил учился на третьем курсе академии, епископ Антоний постриг его в мантию и нарек ему имя Мефодий, назначив благочинным учащегося в академии духовенства. В 1902 году иеромонах Мефодий окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Тема его кандидатской работы была "Пастырь Церкви по учению святого апостола Павла".

16 августа 1902 года иеромонах Мефодий был назначен помощником смотрителя Уфимского духовного училища, а через год – инспектором Александровской миссионерской семинарии в городе Ардоне в Осетии и членом Ардонского отделения Епархиального училищного совета. В 1904 году иеромонах Мефодий был награжден наперсным крестом, а в 1905 году назначен исполняющим обязанности ректора семинарии. 20 ноября 1906 года отец Мефодий был назначен ректором Уфимской Духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. В 1907 году архимандрит Мефодий был избран постоянным членом Уфимского епархиального комитета православного миссионерского общества, в 1908 году назначен редактором неофициальной части "Уфимских епархиальных новостей" и в том же году – старшим членом Просветительского отдела уфимского епархиального Братства Воскресения Христова со званием помощника председателя Братства.

В напутственном слове к семинаристам, сказанном в начале 1908-1909 учебного года, отец Мефодий ярко обрисовал обстановку в Церкви и обществе. "То, что совершается в последние времена в мире и нашем православном Отечестве, – сказал он – ясно говорит, что делатели виноградника Божия начинают уподобляться богоборным иудеям: отвергают слова посланников Божиих и избранников, сосудов благодати Божией, оскорбляют их и "поносят... и рекут всяк зол глагол" на них, начинают вторично распинать Сына Божия, отвергая Его святое Евангелие, попирая Его заповеди и отрицая в корне самое дело христианства. Масонство вместе с сектантством – эта страшная боговраждебная сила – быстро распространяется в мире христианском; в массе печатных изданий своих оно откровенно и цинично обещает в недалеком будущем "развеять по ветру пепел современного христианства" и отпраздновать над ним печальную тризну. С неменьшим успехом воинствует против Церкви Христовой религиозный рационализм и материализм. Вместо Евангелия Христова, начинают зачитываться сочинением богохульника Ренана или "Капиталом" Маркса. С фанатизмом и уверенностью проповедуют наступление "небесного-духовного царства вечной жизни" на земле. Многие совращаются в еврейство, в магометанство и даже язычество, тысячи душ, уклоняясь от православия, остаются без всякой религии. Отбросивши Евангелие Христово как книгу несбыточных идеалов, современные, именуемые христианами учители стараются в практической жизни уничтожить влияние Евангелия, снять с человека всякую нравственную ответственность за его личное жизнеповедение. <…>. Ныне особенно требуются люди, твердые духом, глубоко верующие в Бога и преданные сыны Церкви Христовой, убежденные проповедники и исповедники христианства".

Архимандрит Мефодий был активным деятелем Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского общества и во время отсутствия епархиального архиерея возглавлял все заседания комитета. 26 января 1913 года в Омской епархии с миссионерской целью была учреждена вторая викарная епископская кафедра, которую с 10 февраля того же года стал возглавлять архимандрит Мефодий, нареченный во епископа Акмолинского, второго викария Омской епархии.
В 1914 году место пребывания епископа Акмолинского было перенесено из Омска в Петропавловск, а второй викарий Омской епархии был переименован во епископа Петропавловского с предоставлением ему значительных полномочий в самостоятельном управлении приходами Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов.

25 марта Совет рабочих и солдатских депутатов постановил произвести обыск в архиерейском доме и в женском монастыре. В этот же день в 11 часов вечера к епископу Мефодию явились человек двадцать вооруженных солдат и рабочих. Владыке предъявили документ, что они уполномочены Советом солдатских и рабочих депутатов и городским исполкомом произвести обыск. Искали иоаннитскую литературу, сахар и махорку, но ничего не нашли. Во время обыска дом и монастырь были окружены ротой солдат. Из квартиры епископа вооруженный отряд отправился в монастырь. Затем вооруженные солдаты вошли в церковь, прошли в алтарь и по приказанию унтер-офицера стали обыскивать престол.

Утром 26 марта, в Вербное воскресенье, епископ Мефодий собирался идти в собор служить литургию, когда к нему пришли из монастырской церкви сказать, что вооруженные солдаты были в церкви и в алтаре и прикасались ко святому престолу. Епископ благословил освятить алтарь и служить. После литургии в соборе епископ вышел благословить народ и в это время кратко изложил все то, что произошло в монастырском храме, сказав, что считает своим долгом предупредить православных, дабы они не приняли вести о происшедшем ночью в храме в искаженном молвой виде. Епископ призвал не беспокоиться до расследования всех обстоятельств дела.
26 марта в три часа дня к епископу пришел председатель исполкома и обвинил владыку в произнесении проповеди, угрожающей общественному спокойствию. Епископ Мефодий возразил, что подобного рода проповеди не говорил, а после литургии небольшому числу богомольцев рассказал о происшедшем ночью обыске; сделал он это ради успокоения народа и предупреждения нелепых слухов, которые могли появиться в городе.

27 марта Совет рабочих и солдатских депутатов постановил послать телеграммы министру Керенскому и обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой об удалении епископа Мефодия из Петропавловска за реакционную деятельность, угрожающую общественному спокойствию. На другой день в местной газете появилось сообщение Совета рабочих и солдатских депутатов, где говорилось, что в монастырской церкви солдатами ничего святотатственного допущено не было, что они вели себя корректно, как и подобает в святом храме; между тем архиерей якобы стал распространять клевету, обратившись к тысячной толпе с проповедью во время литургии.
1 мая 1917 года епископ Мефодий направил в Святейший Синод обстоятельный доклад о происшедших событиях с обращением к Святейшему Синоду защитить его "от капризного произвола Совета рабочих и солдатских депутатов города Петропавловска". Просьбу большевиков удалить епископа из города Святейший Синод оставил без внимания.

После захвата власти большевиками в России началась Гражданская война, которая в иных местах переросла в крестьянские восстания. Крестьянское восстание, вспыхнувшее в Западной Сибири в 1921 году, стало одним из крупнейших очагов сопротивления безжалостному режиму. Крестьяне захватили Петропавловск, Ишим, Тобольск, везде беспощадно расправляясь с коммунистами и их семьями. Повстанцами было образовано Северное Сибирское правительство. На восстание против антинародного большевистского режима большевики ответили с удвоенной жестокостью. Карательные большевистские отряды сотнями, без разбора расстреливали жителей захваченных сел и городов, сжигали дотла захваченные поселения.

17 февраля 1921 года красные заняли город Петропавловск. В тот день владыка служил Божественную литургию в Никольской церкви в Петропавловске. После молебна он вышел со словом примирения на площадь к собравшемуся перед храмом народу – и здесь, перед храмом, был заколот штыками; уже убитому епископу красноармейцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест.

Священномученик Мефодий, епископ Петропавловский


…За двенадцать лет перед мученической кончиной, еще будучи архимандритом, проповедуя в уфимском кафедральном соборе при архиерейском богослужении в Неделю Крестопоклонную, отец Мефодий говорил: "Нам надо глубоко запечатлеть в мыслях и сердце, что если мы хотим жить разумно, осмысленно, истинной духовной жизнью, следовать за Христом, то нам придется постоянно бороться за идеалы духовной жизни, постоянно испытывать в этой борьбе скорби и страдания. Но зато эта борьба, эти скорби и страдания очищают нас от греха, возвышают дух и ведут к победе, к славе, к нетлению, к бессмертию. Позади своего креста или в конце своего крестного пути мы увидим светлый Лик Господа, Его святую десницу, которая поддержит прикосновением благодати... Никакие блага этого мира, никакая мудрость мирская не могут так скоро привести нас к цели, к искомому нами и всеми людьми счастью, радости, блаженству, как тесный, узкий евангельский путь, или путь креста".

Это был иерарх с мягкой душой, простой, внимательный и ласковый. Куда бы он ни являлся, он всегда приносил с собой мир. Он не замыкался в узкий круг прямых своих обязанностей, но принимал живейшее участие в общественной деятельности. Будучи еще иеромонахом, он посещал "бывших людей", не гнушаясь со словом Божиим входить к ним в ночлежку, и среди этих несчастных, в душном и спертом воздухе, он проводил целые часы, поучая их и молился с ними, совершая всенощные бдения и читал акафисты и Великим постом исповедовал пред причастием. В неурожайный год он своим воззванием собрал для голодающих более двадцати тысяч рублей.

Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.


Священномученик иерей Евстафий
(Сокольский Евстафий Петрович, +17.02.1938)

Священник Евстафий Сокольский. Москва. Бутырская тюрьма. 1927 год
(Священник Евстафий Сокольский. Москва. Бутырская тюрьма. 1927 год)


Священномученик Евстафий родился 20 февраля 1874 года в селе Рождество Медынского уезда Калужской губернии в семье диакона Петра Сокольского. В 1895 году Евстафий Петрович окончил Духовную семинарию и в течение года служил сельским учителем. В 1896 году он был рукоположен в сан священника к Никольской церкви села Каменское, относящегося ныне к Наро-Фоминскому району Московской области. Это одна из древних церквей Московской епархии, которая была построена во второй половине ХIV века. Село Каменское входило в состав вотчин московского Архангельского собора.

Прихожане любили священника за ревностное служение, за то, что ему в трудных условиях удалось организовать церковный хор: пели антифонно на два клироса, в каждом было по восемь человек. За требы он никогда не просил денег, а если и предлагали, то он, видя, что семья бедная, всегда отказывался, говоря, что им самим нужно.
1 декабря 1927 года власти арестовали священника, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Отцу Евстафию предъявили обвинение «в произнесении антисоветских проповедей и распространении среди крестьян воззвания монархического содержания». Однако, несмотря на все усилия следователей доказать виновность священника, это им не удалось, и 29 февраля 1928 года он был освобожден.

Вторично отец Евстафий был арестован 27 января 1938 года во время массовых арестов духовенства. Произошло это следующим образом. В Наро-Фоминское управление НКВД позвонил один из начальников Московского управления, который спросил сотрудников в Наро-Фоминске, сколько человек они наметили к аресту. Была названа цифра, и начальство в Москве предложило ее «исполнить». Для ареста сотрудники НКВД выбрали тех, на кого уже имелись доносы, а также и тех, кому по происхождению или роду занятий не было места в новом социальном устройстве и кто был чужд безбожной идеологии, а это были в первую очередь священно-церковнослужители. Сотрудниками НКВД в то время составлялись протоколы, которые затем подписывались дежурными «свидетелями»; после этого вызывался на допрос обвиняемый и ему предлагали подписать протокол допроса, где он признавал себя виновным. Если обвиняемый не соглашался себя оговаривать, его жестоко избивали. В условиях подобного следствия оказался и отец Евстафий, но он не признал себя виновным и не согласился подписать протокол, где его обвиняли в контрреволюционной деятельности.

фото_сщмч_евстафий_сокольский
(Священник Евстафий Сокольский. Москва. Таганская тюрьма. 1938 год)


Во все время предварительного следствия отца Евстафия содержали в селе в холодном сарае. Несмотря на то, что была зима, и в сарае не топилось, его лишили верхней одежды и не давали есть. От холода и голода священник заболел, и когда его вывели, чтобы везти в Таганскую тюрьму в Москве, он был едва живой. Когда его выводили, то проводить его собралось все село.

11 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Евстафий Сокольский был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
В честь сщмч. Евстафия при Никольской церкви в с. Каменском построен храм-часовня.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments