filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

03 (16) февраля 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...


Святой пророк Азария

пророк Азария сын Одеда


Святой Азария, сын Одеда, пророчествовал во дни Асы, царя иудейского1. По случаю славной победы Асы над Зараем, царем эфиопским, Азария, объятый Духом Божиим, убеждал царя и народ оставить идолослужение и верно служить Богу Истинному. Возбуженные пророчеством Азарии, царь и народ отвергли идолов из всей земли Иудиной и Вениаминовой. Многие и из израильтян обратились тогда к Истинному Богу, и, собравшись в Иерусалиме, вступили в завет с Богом, дав клятвенное обещание никогда не удаляться от Него. И Бог благословил их продолжительным миром2.

__________________________
Примечания:
1
В X веке до Рождества Христова.

2
Повествование о пророке Азарии находится 2Пар.15:1-19.


Мученики Папий, Диодор и Клавдиан

Святые мученики Папий, Диодор и Клавдиан пострадали в царствование императора Декия1 в Памфилийском городе Атталии2.
Они пасли стада скота в стране своей и, будучи христианами, распространяли среди язычников веру во Христа. Вследствие этого на них сделан был донос, и по повелению начальника области Павлина их схватили и привели к нему на суд.

На допросе они безбоязненно исповедали Христа истинным Богом и, твердо веруя в Него, сказали, что Он есть Творец неба и земли и всего, что находится на них, и что, кроме Него, нет другого Бога.
Услышав это, правитель области пришел в ярость и приказал подвергнуть святых различным мучениям. Но так как он не мог этим принудить их к отречению от веры во Христа, то повелел отсечь им головы мечом.
Так скончались за Христа святые мученики и приняли от Него мученические венцы.
Христиане с честью похоронили тела их во славу Христа, Бога нашего.

________________________
Примечание:
1
Император Декий был одним из самых жестоких гонителей христиан, имевший целью со вершенное уничтожение христианства в римской империи. Он царствовал два года, с 249 по 251 г.

2 Памфилия находилась в южной части Малой Азии на берегу Средиземного моря. На севере она граничила с Писидией, на западе - с Ликией, а на востоке - с Киликией. Город Атталия, ныне Адалия, был приморским городом области и резиденцией областеначальника.


Святитель Лаврентий Кентерберийский, архиепископ


Святитель Лаврентий Кентерберийский, архиепископ


В 597 году папа Римский святитель Григорий I Великий назначил Лаврентия в первую англосаксонскую миссию под началом св. Августина для обращения Англии. Вскоре Лаврентий был послан в Рим с донесением об успехе миссии и возвратился с новыми миссионерами в 601 году. В 604 [2] году он стал преемником святого Августина на архиепископской кафедре. План папы Григория включал создание двух архиепископий — Лондонской и Йоркской. Лаврентий попытался утвердиться в Лондоне, но был изгнан непримиримыми противниками и бежал в Кентербери, где возродил провинциальную епархию.
Подобно своему предшественнику Августину, Лаврентий терпел гонения и враждебность от бриттов при бесплодных попытках убедить кельтских христиан принять римскую традицию.

После смерти короля Этельберта его сын Эдбальд вернулся к язычеству и даже женился на вдове отца. Около 617 года Эдбальд начал процесс по рассмотрению депортации Лаврентия во Францию, вслед за свв. епископами Мелитом и Иустом. Но накануне назначенного дня отъезда Лаврентию было видение апостола Петра, который упрекнул епископа, что тот покидает людей, ради которых Христос отдал жизнь. Петр даже ударил Лаврентия так, что, когда епископ проснулся, налицо были шрамы. Это так поразило Эдбальда, что он вернулся к христианству. Вскоре после этого, 2 февраля 619 года, святитель Лаврентий преставился в Кентербери.


Преподобная Вербурга Честерская (Werburga), игумения

Преподобная Вербурга Честерская (Werburga), игумения


Дочь Вульфера, короля Мерсийского и св. Эрменильды, Вербурга родилась в Стаффордшире. Она решительно отказалась от замужества, настаивая на том, чтобы стать монахиней в Элийской обители. После обучения у св. Этельдреды, она покинула монастырь Эли в 675 году и стала помогать своему дяде Этельреду, бывшему в ту пору королём. По его просьбе она взяла на себя попечение о монастырях королевства с тем, чтобы там строго соблюдался устав. Преподобная игумения организовала общины в Хэнбери (Hanbury), Трнтэме (Trentham) и Ведоне (Wedon), что в Нортхэмптоншире. Вербурга ещё при жизни была известна своим даром чудотворения, ей были явлены мысли других.

Впоследствии её мощи были перенесены из Трентэма в Честер, где её стали почитать как покровительницу города. Житие её написано было четыре века спустя после ее кончины.


Святитель Ансгарий Гамбургский, епископ, "апостол Севера"


Икона святителя Ансгария кисти иконописца Александра Столярова. Из церкви во имя св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге
(Икона святителя Ансгария кисти иконописца Александра Столярова. Из церкви во имя св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге)


Родился в Амьене 8 сентября 801 г. Его мать рано скончалась, и он отправился в монастыри. Начальный период жизни св. Ансгария (801-827) связан с двумя Корвейскими монастырями. В Старом Корвейском монастыре, располагавшемся в Пикардии, недалеко от Амьена, и основанном еще в 627 г. вдовой Хлодвига II Батильдой, Ансгарий получил блестящее образование и принял монашеский постриг. В Новом Корвейском монастыре, основанном в Вестфалии Людовиком Благочестивым при участии святого, Ансгарий до 826 или 827 г., т.е. совсем молодым человеком, занимал должность преподавателя.

После окончания проповеди в Саксонии Ансгарий отправляется с проповедью сначала в Данию (827-828 гг. или 829 г.), потом - в Швецию (829-830 гг.). Обе миссии были успешны: св. Ансгарию удается основать христианские миссии в этих - дотоле языческих - странах. Время покажет непрочность этих миссий, однако уже в 831 г. создается новое Гамбургское архиепископство, во главе которого ставится св. Ангарий.
Сам он едет в Рим, где папа Григорий IV (827-844) назначает его вместе с Эбоном Реймсским своим легатом в странах Севера.
В 847 Ансгария поставляют епископом Бремена. Впоследствии он становится владыкой в объединённой епархии Гамбурга и Бремена.

Вторая поездка в Швецию, состоявшаяся в 852 или 853 г. описывается его биографом, еп. Римбертом, его преемником на епископской кафедре, как важнейшее деяние святого. По свидетельству биографа, св. Ансгарием во время этой поездки были явлены многочисленные чудеса.

Как-то раз он присутствовал на одном собрании, происходившем на лугу, в месте, отведенном для беседы. И когда среди других речей они, [свеоны], стали хвалить своих богов, вследствие благосклонности которых были даны им многие удачи, и разными словами упрекать его в том, что он один уклоняется от соучастия во всеобщей лживой вере, он, воспылав душой, говорят, ответил им: "Коли столь велико сомнение относительно божественного величия, что это сомнение нужно наконец искоренить, испытаем чудесами, кто окажется сильнее - ваши ли многочисленные боги или мой один всемогущий Господь Иисус Христос. Вот: настало время дождя (ибо тогда близился дождь). Призовите вы имена богов ваших, дабы не омочил вас дождь, я же призову Господа моего Иисуса Христа, чтобы ни одна капля дождя не коснулась меня. И кто услышит призывающих его, тот есть Бог". И вот, так между собой договорившись, сели они, [свеоны], все с одной стороны, он же вместе с каким-то мальчиком - с другой, и каждый из них, [свеонов], начал призывать своего бога, а он призвал Господа Иисуса Христа. И сошел сильнейший дождь с неба и так омочил всех их водою, что казалось, будто их в одежде бросили в реку, и даже листва с ветвей, из которых был сделан навес, свалившись на них великим падением, обнаружила, что сие постигло их по воле Божьей. На него же и мальчика, который был с ним, не попала ни одна капля дождя. После этого при общем удивлении и замешательстве он сказал: "Теперь вы видите, кто есть Бог. Не побуждайте меня, несчастные, отказаться от Его почитания, а лучше отвратитесь от заблуждений ваших и узнайте путь истины". (Житие святого Ансгария, написанное Римбертом и еще одним учеником Ансгария)

Скончался 3 февраля 865 года в Бремене.


Святой благоверный Святослав, в крещении Гавриил, Всеволодович, великий князь Владимирский, Юрьевский

Святослав, в крещении Гавриил, Всеволодович

Память 3 февраля и в Соборе Владимирских святых

Сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, и благоверной Марии Шварновны, в схиме Марфы, родился во Владимире-на-Клязьме 26 марта 1196 года. Четырехлетним ребенком был назначен на княжение в Новгороде, а затем был сменён старшим братом, Константином, в 1206 году и снова возвращен в Новгород в 1208 году.
В 1212 году, по смерти отца, получил в удел город Юрьев-Польский.

Был женат на Евдокии, дочери святых Муромских князей Петра и Февронии. От брака у них был единственный сын Димитрий, признаваемый по старинным святцам святым. Из летописи известно, что жена Святослава, Евдокия, еще при жизни мужа пожелала уйти в монастырь и приняла постриг в Муроме.
В 1247 году получил великокняжеский престол во Владимире, но, изгнанный своим племянником Михаилом Ярославичем Храборитом в 1248 году и замещенный на великокняжеском престоле другим племянником, Андреем Ярославичем, ездил в 1250 году в Орду, где не имел успеха в возвращении великокняжеского престола.
Скончался в Юрьеве-Польском, был погребен в Георгиевском соборе, который сам и построил.

Память князя и его сына благоговейно почиталась издревле, и на поклонение к нему сходились в Георгиевский собор. В древних русских летописных святцах именуется святым.


Святитель Игнатий (Гозадини), Мариупольский, митрополит Готфейский и Кефайский

Святитель Игнатий (Гозадини)


«Моисей Мариупольских греков» родился в 1715 году в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадини. Воспитываясь с юных лет на Афоне, где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашество с именем Игнатий.

Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский патриарх отметил его доброе служение тем, что поставил в архиепископском сане на должность члена Патриаршего Синклита.

Современники характеризуют его как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточною деловитостью и опытностью в ведении церковных дел» и отличавшегося богатыми природными способностями.

В 1769 году назначен на Готфейско-Кефайскую кафедру в Тавриде в сане митрополита. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя, неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция Крымских ханов.
Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством которые увенчались принятием в русское подданство крымских христиан. После Литургии, совершенной 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита (Бахчисарайский Успенский монастырь), он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.
Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – владыка Игнатий. Около двадцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина II наградила святителя высокой наградой – бриллиантовой панагией.

По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы и трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь. Здесь владыка и основал свою кафедру перейдя под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Славянской и Херсонской епархии с сохранением титула митрополита Готфейско-Кефайского и с попечением о греческой общине края. Город назван в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.
Первейшей заботой Мариупольского митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, - всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.

Это тяжелейшее испытание молитвой и кротостью превозмог святитель. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии.
Скончался 3 февраля 1786 года после двухнедельной болезни. Был похоронен в первом мариупольском храме – в соборе святого Харалампия.
Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.

В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский собор разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же, часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Мариупольский Николо-Преображенский портовый храм.

Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании от 11 июня 1997 года благословил причисление к лику местночтимых святых святителя Игнатия, а 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя митрополит Владимир (Сабодан) в сослужении других архиереев Украинской Православной Церкви возглавил Божественную литургию и чин прославления святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кефайского.


Молитва

О, великий Святителю и молитвенниче всея земли Приазовския и града Мариуполя основателю, отче наш Игнатие!
Прими сие моление наше с любовию тебе приносимое. Ты бо имел еси попечение о еже спасати паству свою от погибели, и яко вторый Моисей извел еси люди греческия из рабства агарянскаго, из земли Крымския в землю сию.. Иведи молитвами твоими, святителю Божий, и наши души из темницы греховныя, да не погибнем люте со беззаконьми нашими.

От юности Христа возлюбил еси, и Тому Единому до скончания жизни твоея с любовию послужил еси, и явился еси яко отец чадолюбивый, полагаяй душу свою за други своя. Милостивно призри на нас многогрешных, и молитвами твоими избави нас от соблазнов мира сего и козней диавольских. Вемы бо и усты исповедуем, яко воистину ты являешися теплый за нас ходатай и заступник пред Господем во спасение нас грешных.

Испроси нам от Господа, святыми твоими молитвами, вся яже на пользу душам и телесем нашим, дар коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, грехов наших истребление, мира умирение, от глада и пагубы избавление. Помози нам, святителю отче Игнатие, хранити веру православную в чистоте сердец наших и во исполнении заповедей Господних.. Архиереем и пастырем нашим подаждь премудрость, чистоту и праведное житие, якоже и сам сими украшен был еси. Юным даждь воспитание благое, болящим здравие и скорбящим утешение, сущим в трудех помощь и укрепление, богатым смиренномудрие и ко ближним милосердие молитвами твоими даруй. Всех же нас укрепи иго Христово понести во благодушии, терпении и радости духовней, да сподобимся и мы с тобою вкупе наследниками Царствия Небеснаго быти и тамо со всеми святыми воспевати единаго в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь.



Священномученик протоиерей Василий

(Залесский Василий Даниилович, +15.02.1938)

фото_залесский_василий_сщмч

Священномученик Василий родился 4 февраля 1887 года в селе Федоровка Астраханского уезда Астраханской губернии в семье псаломщика Даниила Залесского. В 1908 году Василий окончил Астраханскую Духовную семинарию и 29 августа того же года был рукоположен во диакона ко храму Рождества Христова в городе Астрахани, а 5 октября 1916 года – во священника ко храму во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при Александринском приюте. После прихода к власти безбожников в первую очередь были закрыты домовые храмы и среди них Алексеевский, и 20 марта 1920 года отец Василий был снова назначен служить в храм Рождества Христова.

Летом 1922 года организованные безбожными властями обновленцы попытались захватить власть в Церкви, используя человеческое малодушие и беспринципность. В июле 1922 года епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии Анатолий (Соколов) объявил о своем признании обновленческого ВЦУ и призвал к тому же астраханское духовенство. Через полмесяца, однако, когда в подробностях стала известна программа церковных реформ, которые предполагало осуществить ВЦУ, когда обнажилась для всех разрушительная антихристианская суть обновленчества, многие астраханские священники направили епископу Анатолию заявления с выражением протеста против действий ВЦУ и отвергли его законность. Среди них был и священник Василий Залесский.

В сентябре 1922 года из Астрахани в Москву выехала делегация с целью ознакомления с церковной ситуацией в столице. В состав этой делегации вошел и отец Василий. Делегация вполне ознакомилась с программой и действиями живоцерковников, побывала у епископа Антонина (Грановского) и вернулась в Астрахань с еще большей убежденностью в опасности для православия всех начинаний церковных реформаторов. По возвращении в Астрахань отец Василий выступил в православных храмах со специальными докладами, в которых раскрыл суть обновленчества и призвал верующих крепко держаться православия.

В 1923 году обновленцы усилили давление на православных и при поддержке ОГПУ стали захватывать православные храмы. После захвата обновленцами храма Рождества Христова отец Василий перешел служить в Покровскую церковь.
Отец Василий, как священник, все время служивший в Астрахани, и как ревнитель благочестия, был почитателем подвига мученического, которым прославился архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный вместе со своим викарием в 1919 году, и в течение многих лет вместе с прихожанами ходил на могилу расстрелянных и служил панихиды.

В 1927 году ОГПУ решило прекратить все видимые проявления почитания священномучеников, и 13 июля 1927 года уполномоченный Астраханского ОГПУ вынес постановление, в котором писал, «что священник Залесский в последних числах апреля 1927 года без ведома соответствующих органов местной астраханской власти и церковного совета, совместно с верующей массой общины Покровской церкви организовал шествие на могилы расстрелянных за контрреволюционные действия астраханских епископа Леонтия и архиепископа Митрофана, где публично служил панихиду по расстрелянным... данное шествие, организованное Залесским, является не чем иным, как явной политической демонстрацией против рабоче-крестьянской власти...»

15 июля отец Василий был арестован и на следующий день допрошен. Отвечая на вопросы следователя, священник сказал: «Я, Залесский, действительно служил панихиду на могилах епископа Леонтия и архиепископа Митрофана; это было вскоре после Пасхи, в мае месяце, а какого именно числа, не помню... Панихида... на могилах... была отслужена по просьбе верующих нашего Покровской и Рождественской церкви прихода. Такие панихиды... служились по просьбе прихожан и по личному желанию из года в год».

Следователь поинтересовался, знает ли священник, что архиереи были расстреляны за контрреволюционную деятельность, на что отец Василий ответил: «Знаю о том, что в 1919 году в июне месяце... епископ Леонтий и архиепископ Митрофан были расстреляны, а за что именно они были расстреляны, для меня неизвестно и до настоящего времени, но все же предполагаю, что они расстреляны за какие-либо государственные преступления. Запрещается ли служить панихиды на могилах расстрелянных епископа Леонтия и архиепископа Митрофана, я... о таких запрещениях не знаю».

28 июля следователь предъявил отцу Василию обвинение. Выслушав его, священник написал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю».

Следствие было продолжено, и в сентябре допросы возобновились.

– Скажите, Залесский, считаете ли вы служения на могилах расстрелянных епископа Леонтия и архиепископа Митрофана с провозглашением их имен и званий политической демонстрацией? – спросил следователь.
– Служение панихиды на могилах расстрелянных политической демонстрацией не считаю, а считаю это как исполнение своего служебного долга как священника, – ответил отец Василий.
– Скажите, считаете ли вы себя инициатором и организатором служения панихиды на могиле расстрелянных Леонтия и Митрофана?
– Нет. Инициатором и организатором этой панихиды я себя не считаю.
– Признаете ли вы себя виновным в организации нелегального служения панихиды по расстрелянным как явно политической демонстрации против советской власти?
– Виновным себя совершенно не признаю, так как я всегда готов подчиниться всяким распоряжениям советской власти и подчиняюсь им. Если служение панихиды противоречит распоряжениям власти, то я со своей стороны подтверждаю, что такие служения были плодом непонимания инструкции к декрету об отделении Церкви от государства.


12 сентября 1927 года отец Василий был освобожден из тюрьмы под подписку о невыезде из Астрахани. 19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения в концлагерь, но в связи с постановлением об амнистии от 6 ноября 1927 года срок заключения был сокращен на одну четверть. 26 февраля 1928 года священник прибыл в пересыльный лагерь в Кеми, где он и был оставлен. С 14 марта 1929 года он стал работать помощником заведующего складом при универмаге УСЛОН.

В первых числах января 1930 года против руководства магазина и продавцов было возбуждено уголовное дело по обвинению в хищениях. 3 января у отца Василия был произведен обыск. При обыске были найдены квитанция на получение пяти рублей денег, двадцать рублей наличными, крест с серебряной цепью и новые ботинки фабрики «Скороход» 42 размера. Отец Василий встретил сотрудников военизированной охраны спокойно и на вопрос, откуда ботинки, ответил, что ботинки купил. Поскольку священнику было объявлено, что он арестован, то были взяты на хранение и все его вещи, которых было немного: сундук фанерный, кошма в мешочном чехле, одеяло, тюфяк, две подушки, одна из них маленькая, тряпка и мешок.

3 января следователь допросил священника; отвечая на вопрос, откуда ботинки, отец Василий сказал, что купил их в обувном отделе, уплатив деньги в кассу, а деньги получил от жены. 6 февраля следователь снова допросил священника. Объяснив существо своей работы и то, что со склада невозможны были хищения, отец Василий виновным себя не признал.

20 июня 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила священника к восьми годам заключения, считая срок с момента вынесения первого приговора, то есть с 19 декабря 1927 года. Отец Василий был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. Первое время он был на общих работах, а затем, пройдя семимесячные курсы счетоводов, работал в лагере счетоводом.

В 1934 году священник был освобожден и вернулся в Астрахань. Первое время он подрабатывал счетной работой и, живя дома, в храме не служил, так как для этого нужно было разрешение местных властей, но верующие, узнав, что отец Василий вернулся, стали приходить к нему, чтобы поисповедоваться и посоветоваться. Без службы в храме нелегко было пастырю, и в конце концов, по всей вероятности по договоренности с архиепископом Астраханским Андреем (Комаровым), 6 августа 1936 года отцу Василию было дано разрешение на служение в Князе-Владимирской церкви, – «ввиду Вашего словесного заявления, что гражданским регистрирующим органом Вы зарегистрированы при Князе-Владимирской церкви», – писал в указе епископ Андрей.

астраханский храм Святого князя Владимира
(астраханский храм Святого князя Владимира)


В 1936 году обновленцы предприняли активные действия, чтобы захватить Князе-Владимирский храм. Они получили у властей разрешение на передачу им одного из приделов, а затем стали выступать с провокационными выходками: то назначая время богослужения одновременно с православными, то, приходя раньше православных, захватывали церковные сосуды и таким образом лишали православных возможности служить в этот день литургию. Всеми этими действиями они провоцировали верующих на ответные действия, чтобы затем призвать власти и применить репрессивные меры. В 1937 году православные вынуждены были покинуть храм, и вслед за этим храм был закрыт.
20 января 1938 года отец Василий был арестован и заключен в астраханскую тюрьму. Вызванные для допроса дежурные свидетели дали соответствующие показания и подписали все, что от них требовал следователь. 25 января был допрошен священник.

– Вы арестованы за то, что, проживая в городе Астрахани, вели активную антисоветскую деятельность. Признаете себя в этом виновным? – спросил его следователь.
– Я антисоветской деятельностью не занимался и виновным себя не признаю, – ответил отец Василий.
– Следствием точно установлено, что вы, будучи враждебно настроены по отношению к ВКП(б) и советской власти, проводили активную антисоветскую деятельность, пропагандировали контрреволюционные взгляды. Почему скрываете это от следствия? Требую дать правдивые показания!
– Я показал правду. Я антисоветской деятельности не вел и контрреволюционные взгляды не пропагандировал.


Следователь зачитал одно за другим показания лжесвидетелей, но и их все священник отверг, сказав, что не подтверждает их.
2 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Залесский был расстрелян 15 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Канонизирован 20 апреля 2005 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.



Мученик Михаил
(Агаев Михаил Евграфович, +15.02.1938)

Мученик Михаил родился 13 октября 1875 года в поселке Дрезна Орехово-Зуевского уезда Московской губернии в благочестивой семье Евграфа Агаева. Евграф Агаев был владельцем чайной в Дрезне и прихожанином храма великомученицы Параскевы Пятницы; будучи человеком состоятельным, он содержал церковный хор. После смерти отца Михаил стал хозяином чайной и продолжал содержать церковный хор, в котором был регентом.

В 1918 году советская власть национализировала чайную, и она была превращена сначала в столовую, а затем снова в чайную. Михаил Евграфович был оставлен при ней заведующим. Но при начале новых гонений против крестьян и всех бывших собственников он поступил работать сторожем на фабрику в Дрезне. Он был председателем ревизионной комиссии при храме и во время богослужений пел в хоре. Настоятелем храма был в то время священник Сергий Скворцов, с которым Михаил Евграфович дружил.
Когда в 1937 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь, Михаил Евграфович 29 сентября был арестован. 3 октября следователь допросил его.

– Обвиняемый Агаев, вы руководите в настоящее время церковным хором и являетесь членом церковного совета? – спросил его следователь.
– Да, в дрезнинской церкви я активно работаю в церковной ревизионной комиссии, хором в данное время не руковожу.
– Обвиняемый Агаев, вы среди рабочих высказываете недовольство и сожаление о старом времени, что вам, церковникам, не помогают, везде и всюду преследуют?

– Да, раньше было лучше <…>.
– Обвиняемый Агаев, следствие располагает материалами, что вы среди рабочих возводили клевету на положение трудящихся при советской власти,
– заявил следователь.
– Клевету о положении трудящихся Советского Союза я не возводил и ни с кем об этом не говорил.

14 октября следователь НКВД допросил секретаря Дрезнинского сельсовета и тот показал, что давно знает Михаила Агаева, который раньше держал чайную, и в прошлом, и настоящем является активным церковником и поддерживает отношения со священнослужителями. Для обвинения было недостаточно такого рода характеристики, и следователь написал обычные в этих случаях показания, будто обвиняемый ругал коммунистов. Секретарь сельсовета, однако, никогда не слышал ничего подобного из уст Михаила Евграфовича и отказался подписывать протокол допроса. Следователь стал его уверять, что ему опасаться нечего, так как Агаев будет изолирован и не сможет принести свидетелю никакого вреда; поддавшись уговорам следователя, тот смалодушничал и поставил свою подпись под лжесвидетельствами.

Церковь Троицы Живоначальной - Горбачиха - Орехово-Зуевский район, восстанавливается
(Церковь Троицы Живоначальной (с пределом вмч. Параскевы Пятницы) - Горбачиха - Орехово-Зуевский район, восстанавливается)

В тот же день следователь составил обвинительное заключение и Михаил Евграфович был отправлен в Таганскую тюрьму в Москву, где 15 ноября уже другой следователь допросил его.

– Кем вы работали до момента ареста в церковном совете?
– До ареста я был председателем ревизионной комиссии церковного совета.
– Вы обвиняетесь в том, что вели контрреволюционную агитацию. Подтверждаете ли это?
– Никакой контрреволюционной агитации я не вел. Виновным себя не признаю.


17 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Михаила Евграфовича к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Тайшетлаг. Михаил Евграфович Агаев умер в Тайшетлаге 15 февраля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Канонизирован 20 апреля 2005 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.


Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», иначе именуемая «Симеоново проречение»

Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»

Празднование 3 февраля, в Неделю Всех святых

Икона символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.
Образ происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась.

Один из списков чудотворной иконы отмечен особым почитанием в Италии. Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику — католическому капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна»). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы СССР. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.

Существует два образа очень близких по написанию к иконе «Умягчение злых сердец» которые, однако, имеют отдельную историю и празднование. икона Божией Матери «Семистрельная» отличается тем, что на ней мечи пишутся иначе — три с правой стороны Пречистой и четыре с левой. Икона из города Жиздра, известная как «И Тебе самой душу пройдет оружие» или «Страстная» показывает Пречистую в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.



Тропарь

глас 4
Умягчи наша злая сердца, Богородице,/ и напасти ненавидящих нас угаси,/ и всякую тесноту души нашея разреши,/ на Твой бо святый образ взирающе,/ Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся/ и раны Твоя лобызаем,/ стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся./ Не даждь нам, Мати Благосердая,/ в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути,/ Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Кондак
глас 2
Благодатию Твоею, Владычице,/ умягчи сердца злодеев,/ низпосли благодетелей,/ соблюдающи их от всякаго зла,/ благомолящимся Ти усердно/ пред честными иконами Твоими.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Умягчение злых серде
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment