filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

29 января (11 февраля) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Неделя мясопустная. О Страшном суде.

Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (107).


Сщисп. Варсимея, еп. Едесского (114); мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297); мчч. Папия и Мавра (ок. 284-305; Греч.); мчч. Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312); свт. Валерия, еп. Трирского (2-я пол. III в./ок. 320; Герм.); прп. Гильды Премудрого (ок. 570; Галл., Кельт. и Брит.); блгв. Ашота Куропалата, царя Тао-Кларджетского (829; Груз.); свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского (1194);свт. Игнатия, еп. Смоленского (1210); свтт. Герасима (ок. 1441-1467), Питирима (1455) и Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских; мч. Димитрия Хиосского (1802; Греч.).

Сщмчч. Иоанна и Леонтия пресвитеров, Константина диакона и с ними 5 мучеников (1920).
Собор Екатеринбургских святых, Собор Коми святых.


Святые дня, молите Бога о нас!



Неделя о Страшном Суде

Страшный Суд, Лавра прп.Афанасия, Афон
(Страшный Суд, Лавра прп.Афанасия, Афон)


По-другому она называется мясопустной, так как с этой недели прекращается вкушение мяса. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю, в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища — происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения. Название этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения. В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя о Страшном Суде:


« Егдá же прiи́детъ Сы́нъ человѣ́ческiй въ слáвѣ сво¬éй и вси́ святíи áнгели съ ни́мъ, тогдá ся́детъ на престóлѣ слáвы своея́,
и соберýтся предъ ни́мъ вси́ язы́цы: и разлучи́тъ и́хъ дрýгъ от дрýга, я́коже пáстырь разлучáетъ óвцы от кóзлищъ:
и постáвитъ óвцы одеснýю себé, а кóзлища ошýюю.
Тогдá речéтъ Цáрь сýщымъ одеснýю егó: прiиди́те, благословéннiи Отцá моегó, наслѣ́дуйте уготóванное вáмъ цáрствiе от сложéнiя мíра:
взалкáхся бо, и дáсте ми́ я́сти: возжадáхся, и напои́сте мя́: стрáненъ бѣ́хъ, и введóсте менé:
нáгъ, и одѣ́ясте мя́: бóленъ, и посѣти́сте менé: въ темни́цѣ бѣ́хъ, и прiидóсте ко мнѣ́.
Тогдá отвѣщáютъ емý прáведницы, глагóлюще: Гóсподи, когдá тя́ ви́дѣхомъ áлчуща, и напитáхомъ? или́ жáждуща, и напои́хомъ?
когдá же тя́ ви́дѣхомъ стрáнна, и введóхомъ? или́ нáга, и одѣ́яхомъ?
когдá же тя́ ви́дѣхомъ боля́ща, или́ въ темни́цѣ, и прiидóхомъ къ тебѣ́?
И отвѣщáвъ Цáрь речéтъ и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ, понéже сотвори́сте еди́ному си́хъ брáтiй мои́хъ мéншихъ, мнѣ́ сотвори́сте.
Тогдá речéтъ и сýщымъ ошýюю [егó]: иди́те от менé, прокля́тiи, во óгнь вѣ́чный, уготóванный дiáволу и áггеломъ егó:
взалкáхся бо, и не дáсте ми́ я́сти: возжадáхся, и не напои́сте менé:
стрáненъ бѣ́хъ, и не введóсте менé: нáгъ, и не одѣ́ясте менé: бóленъ и въ темни́цѣ, и не посѣти́сте менé.
Тогдá отвѣщáютъ емý и тíи, глагóлюще: Гóсподи, когдá тя́ ви́дѣхомъ áлчуща, или́ жáждуща, или́ стрáнна, или́ нáга, или́ бóльна, или́ въ темни́цѣ, и не послужи́хомъ тебѣ́?
Тогдá отвѣщáетъ и́мъ, глагóля: ами́нь глагóлю вáмъ, понéже не сотвори́сте еди́ному си́хъ мéншихъ, ни мнѣ́ сотвори́сте.
И и́дутъ сíи въ мýку вѣ́чную, прáведницы же въ живóтъ вѣ́чный
» (Мф. 31-46).

Не случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий.
Перед воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.

Мясопустная неделя или неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.
Нельзя не увидеть в этом заботу Святой Церкви о человеке: не сразу, не в один день начинается пост, нет! Постепенно, неделя за неделей…
Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней — масленица.
К сожалению, до сих пор это время в большинстве случаев связывают с безудержным весельем, гуляньями, изобильными яствами. А ведь масленица – это преддверие поста! Она должна настроить нас на достойное вступление в великопостные дни. Поэтому нужно проводить ее не в безудержном развлечении, а в воздержании!
К сожалению, некоторые нехристианские пословицы и поговорки, как например: “Масленица – объедуха, деньгам приберуха”, формируют неправильное отношение к таким важным дням в жизни каждого христианина.

Архангел Михаил на весах правосудия взвешивает души умерших. Страшный суд. Северный рукав, северная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в
(Архангел Михаил на весах правосудия взвешивает души умерших. Страшный суд. Северный рукав, северная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.)


Будем помнить, дорогие братья и сестры, что время масленицы дается нам не для веселья и развлечения, а для того, чтобы мало-помалу мы привыкли к подвигу поста!

Вот почему в дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое такое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в период масленицы уже отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи.

Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

С коленопреклонениями.


Наружная роспись церкви Святого Георгия в Воронец, Сучава, Румыния, 1547 год
(Страшный Суд. Наружная роспись церкви Святого Георгия в Воронец, Сучава, Румыния, 1547 год)


Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Слово в неделю Мясопустную (О Страшном Суде):

«Если в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Если и во сне человек увидит пламя страшного пожара, то не проснется ли от ужаса? Церковь же живописует в уме людей Страшный Суд и пламя геенны всеми чертами, способными возбудить от духовного сна, но люди никакими описаниями не трогаются и беспечно продолжают оставаться в духовном сне часто до самого конца жизни.
Почему же так человек нерадит о гибнущей душе своей? Очевидно, оттого что не верит всему, что святая Церковь устами Самого Христа и апостолов возвещает о Страшном Суде и геенне. Человеку думается, что будет как- нибудь иначе и ужасы геенские минуют его: ведь живут все так, как и он, и не проникнуты особыми страхами. Подлинно, ничем в данном своем рассуждении не отличается человек от глупой овцы стада, которая следует за всем стадом, идет туда, куда все, и почувствует ужас, когда сама увидит воочию приблизившуюся гибель. Человеку кажется, что ужасы геенны как-нибудь минуют его. Почему же? Не укажет ли он только на бессмысленное «авось», которым всегда и в житейских делах хочет оправдать свою беспечность, нерадение и леность? Беспечность — плод неверия в вечные муки. Если бы жива была вера в муки вечные, если бы человек знал, что муки неизбежны, как неизбежно сгореть человеку, не отходящему от близкого огня, то неужели не стал бы он остерегаться? «Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь» — на нем сбывались бы эти слова Премудрого».
(более подробно читайте тут (подготовил протоиерей Анатолий Зыгарь http://kazanskii-hram.church.ua/2016/03/06/nedelya-o-strashnom-sude-velikij-post/).



Собор Екатеринбургских святых.


икона_собор_екатеринбургских_святых

Празднование нового памятного дня Святейшим Патриархом Кириллом благословлено в день образования Екатеринбургской епархии — 11 февраля.
В состав собора включены имена 63 святых XVII-XX веков, подвижническая и мученическая жизнь которых непосредственно связана с Екатеринбургской епархией.
Возможно, что в их честь в ближайшее время будет освящен и один из новых храмов Екатеринбургской епархии.

Собор Екатеринбургских святых
• страстотерпцы царь Николай, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (4/17 июля 1918);
• преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (5/18 июля 1918);

икона_царственные_страстотерпцы

• праведный Симеон Верхотурский (†1694; прославление — 18/31 декабря, перенесение мощей из Меркушино в Верхотурье — 12/25 сентября, второе обретение святых мощей —12/25 мая);
• преподобный Василиск Сибирский (29 декабря/11 января 1824);
• преподобный Зосима (Верховский) (24 октября/6 ноября 1833);
• преподобный Илия (Чеботарев) (30 ноября/13 декабря 1900);
• преподобный Арефа (Катаргин) (15/28 мая 1903);
• блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (10/23 июня);
• блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (10/23 июня).

Святые, прославленные в Соборе новомучеников и исповедников Российских (по уездам, в которых они совершали свое служение на момент кончины):

• священномученик Аркадий (Ершов), епископ Екатеринбургский (21 октября/ 3 ноября 1937).
Екатеринбургский уезд:
• священномученик Иосиф Фомич Сиков, священник Знаменской церкви Верхне-Тагильского завода Екатеринбургского уезда (14/27 июня 1918);
• священномученик Петр Симеонович Смородинцев, священник Иоанно-Предтеченской церкви с. Кочневского Екатеринбургского уезда (23 июня/6 июля 1918);
• священномученик Павел Иванович Чернышев, священник Успенской церкви Ново-Уткинского завода Екатеринбургского уезда (7/20 июля 1918);
• священномученик Иоанн Степанович Плотников, диакон Сретенской церкви Пышминского завода Екатеринбургского уезда (30 июля/12 августа 1918);
• священномученик Владимир Павлович Холодковский, священник Николаевской церкви села Тупицынского Камышловского уезда (после революции — Пышминского района) (31 июля/13 августа 1937);
• священномученик Вячеслав Георгиевич Луканин, диакон Преображенского собора Невьянского завода Екатеринбургского уезда (3/16 августа 1918);
• священномученик Петр Иванович Иевлев, священник Спасо-Преображенского собора Невьянского завода Екатеринбургского уезда (26 августа/ 8 сентября 1918);
• священномученик Иоанн Всеволодович Вишневский, священник церкви во имя святого Прокопия Устюжского села Федьковка Екатеринбургского уезда (19 ноября/2 декабря 1920).

Верхотурский уезд:

• преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) (14/27 января 1961);
• священномученик Сергий Александрович Увицкий, священник Выйско-Николаевской церкви поселка Нижнее-Тагильский завод Верхотурского уезда (27 февраля/12 марта 1932);
• священномученик Константин Стефанович Богоявленский, священник Михаило-Архангельской церкви села Меркушинского Верхотурского уезда (14/27 июля 1918);
• священномученик Николай Александрович Удинцев, священник Вознесенской церкви села Коптеловского Верхотурского уезда (25 июля/7 августа 1918);
• священномученики Иоанн Иоаннович Шишев и Иоасаф Степанович Панов, священники Георгиевской церкви села Мироновского Верхотурского уезда (13/26 августа 1918);
• священномученик Павел Иванович Фокин, священник Сретенской церкви села Мурзинского Верхотурского уезда (27 августа/ 9 сентября 1918);
• преподобномученик Аполлинарий (Мосалитинов), иеромонах Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (30 августа/12 сентября 1918);
• священномученики Петр Федорович Дьяконов и Алексий Николаевич Кузнецов, священники Иоанно-Богословской церкви Верхнесалдинского завода Верхотурского уезда (18 сентября/1 октября 1918);
• преподобномученики Иакинф (Питателев) и Каллист (Опарин), монахи Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (17/30 октября 1918);
• преподобномученик Вениамин (Зыков), архидиакон Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (19 ноября/2 декабря 1937).

Ирбитский уезд:

• священномученик Алексий Петрович Кротенков, священник Николаевской церкви села Ницинского Ирбитского уезда (5/18 апреля 1930);
• священномученик Константин Виссарионович Словцов, священник Пророко-Ильинской церкви села Егоршинского Ирбитского уезда (20 июля/2 августа 1918);
• священномученик Платон Горгониевич Горных, священник Покровской церкви села Покровского Ирбитского уезда (27 июля/9 августа 1918);
• священномученик Стефан Григорьевич Хитров, священник Богоявленской церкви села Краснослободского Ирбитского уезда (3/16 августа 1920);
• священномученик Константин Иванович Попов, священник Вознесенской церкви села Лягушинского (Клепининского) Ирбитского уезда (13/26 августа 1918);
• священномученик Александр Нилович Медведев, диакон Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда (28 августа/ 10 сентября 1918);
• священномученик Петр Андреевич Снежницкий, священник Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда (7/20 сентября 1918);
• священномученик Николай Петрович Пономарев, диакон Николаевской церкви села Шогрышского Ирбитского уезда († 1918).

Камышловский уезд:

• священномученик Василий Владимирович Победоносцев, протоиерей Свято-Троицкого собора Каменского завода Камышловского уезда (10/23 июня 1918);
• священномученик Петр Иоаннович Корелин, священник Свято-Троицкого собора Каменского завода Камышловского уезда (16/29 июня 1918);
• священномученик Василий Степанович Милицын, священник Спасо-Преображенской церкви села Алексеевского Камышловского уезда (25 июня/8 июля 1918);
• священномученик Аркадий Николаевич Гаряев, священник Николаевской церкви села Боровского Камышловского уезда (1/14 июля 1918);
• священномученик Александр Иванович Попов, священник Введенской церкви села Травянского Камышловского уезда (8/21 июля 1918);
• священномученик Константин Николаевич Лебедев, священник Спасской церкви села Уецкого Камышловского уезда (9/22 июля 1918);
• священномученики Стефан Васильевич Луканин, священник Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда, Георгий Платонович Бегма и Нестор Иоилевич Гудзовский, диаконы той же церкви (10/23 июля 1918);
• священномученик Василий Иванович Инфантьев, священник церкви во имя святителя Димитрия Солунского в селе Таушканском Камышловского уезда (12/25 августа 1918);
• священномученик Николай Васильевич Бирюков, священник Спасо-Преображенского женского монастыря Каменского завода Камышловского уезда (20 августа/2 сентября 1919);
• священномученик Алексий Степанович Меркурьев, священник Вознесенской церкви села Корюковского Камышловского уезда († 1918);
• священномученик Константин Николаевич Алексеев, священник Свято-Троицкой церкви села Троицкого Камышловского уезда († 1918).

Новомученики и преподобные, подвизавшиеся на территориях других епархий, которые ныне относятся к Екатеринбургской епархии:

• священномученик Феодор Иванович Распопов, священник Михаило-Архангельской церкви села Туринская Слобода Туринского уезда Тобольской губернии (8/21 июля 1918; с 1923 года — Екатеринбургская епархия);
• священномученик Лев Евфимиевич Ершов, священник Свято-Троицкого собора города Красноуфимска Пермской губернии (20 августа/2 сентября 1918; в 1919-1923 и с 1943 года — Екатеринбургская епархия);
• священномученик Александр Иванович Малиновский, священник Введенской церкви села Верх-Суксунского Красноуфимского уезда Пермской губернии (20 августа/2 сентября 1918; в 1919-1923 и с 1943 года — Екатеринбургская епархия);
• священномученик Алексий Иванович Будрин, протоиерей Свято-Троицкого собора города Красноуфимска Пермской губернии (28 августа/10 сентября 1918; в 1919-1923 и с 1943 года — Екатеринбургская епархия).


Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца


икона_свмч_игнатий_богоносец


Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. В своих семи письмах он запечатлел для нас апостольскую эпоху.

Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.

Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67-107 гг..) В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее.

По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».

После того как святой священномученик Игнатий, по повелению императора Траяна (98 - 117), был в Риме брошен на растерзание зверям и скончался в 107 году, христиане собрали его кости и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение - в самый город Антиохию - совершено было в 438 году. После взятия города Антиохии персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году). Священномученик Игнатий ввел в церковное Богослужение антифонное пение. Он оставил семь архипастырских посланий, в которых наставлял в вере, любви и добрых делах, призывал хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещал повиноваться епископам и чтить их, "смотря на епископа как на Самого Христа".

"Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам... Крещение пусть остается с вами, как щит; вера - как шлем; любовь - как копье; терпение - как полное вооружение".


Тропарь священномученика Игнатия Богоносца
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Игнатие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Игнатия Богоносца
глас 3
Светлых подвиг твоих светоносный день/ предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго:/ Сего бо жаждая от любве насладитися,/ потщался еси от зверей снеден быти,/ сего ради и Богоносец нареклся еси,// Игнатие всемудре.



Святые мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий


Святые мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий пострадали в 297 году, в период гонения Диоклитиана (284 - 305), в городе Самосаты (в Сирии, на реке Евфрате). Они бесстрашно обличали безумие идольского служения и были схвачены и преданы разным тяжким мучениям - их тела строгали железом, подвесив им на шеи тяжелые железные оковы; их заключили в темницу и, наконец, повесив, пригвоздили головы их ко кресту.


Святые мученики Сильван епископ, Лука диакон и Мокий чтец

Мученики Сильван, епископ, Лука, диакон и Мокий, чтец


В царствование римского императора Нумериана было великое гонение на христиан; к правителю города Эмезы поступил тогда донос на местного епископа, святого Сильвана; святитель вместе с диаконом Лукою и чтецом Мокием, связанные, предстали пред судьей. Убедившись, что они исповедают Христа Бога истинного, идолов же не почитают и поносят.

Правитель пришел в ярость, не в силах будучи склонить исповедников Христовых к идолопоклонству льстивыми речами, судья подверг бичеванию, после чего заключил в темницу; долго томились там святые, пока правитель не потребовал их к себе вторично. Он приказал томить страстотерпцев голодом и жаждою, после чего приговорил отдать их на растерзание зверям.

Когда святые мученики приведены были на место казни, и на них выпущены были разные звери, воины Христовы помолились, чтобы здесь Господь послал им кончину. Молитва их была услышана, и Господь приял святые их души; к честным их останкам приблизились звери, но не коснулись их; христиане же ночью тайно взяли мощи святых мучеников и предали их погребению, вознося благодарение Богу.


Преподобный Лаврентий, затворник Печерский

икона_лаврентий_печерский_затворник


После искушения, постигшего преподобных затворников Печерских Исаакия и Никиту, приобрел известность подвизавшийся в том же святом Печерском монастыре блаженный Лаврентий, который также возымел дерзновение, как добрый воин Христов, одними собственными силами вести борьбу с противоборствующим душе губителем-дьяволом, врагом подвижников. Он пожелал посвятить себя молитве в строгом затворе, утвердившись в той мысли, что именно о затворническом житии Господь говорит в словах: "когда ты молишься, войди в дом свой, затвори за собою дверь и помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:6). Но преподобные отцы решительно не советовали ему делать это в святом Печерском монастыре, где дьявол наиболее строил козни спасающимся отцам. Они вспоминали, как здесь враг одолел Исаакия и Никиту, боровшихся с ним наедине, в затворе; их обоих, едва лишь после многих молитв, привели в чувство. Тогда Лаврентий, простившись с братией, отошел в монастырь святого великомученика Димитрия, построенный князем Изяславом, и там подвизался в затворе. Он начал вести самую строгую жизнь и проявлять величайшую ревность о своем спасении, предпринимая с каждым днем все большие труды, умерщвляя все страстные вожделения воздержанием и голодом, искореняя их мечом духовным, то есть - силою молитвы, и угашая разожженные стрелы врага водою своих слез. Так, по благодати Божьей, он не только сам избежал бесовских стрел, но и получил от всещедрого Господа дар чудесно исцелять различные язвы и недуги людей, а равно изгонять бесов.

Раз к преподобному Лаврентию, среди многих других, был приведен из Киева для исцеления один человек, одержимый бесом, настолько свирепым и сильным, что то дерево, которое с трудом могли понести десять человек, он один брал легко и отбрасывал вдаль. Блаженный затворник, желая прославления благодатью своему духовному отечеству, святому Печерскому монастырю, повелел отвести этого человека туда. Тогда бесноватый начал вопить:

- К кому ты посылаешь меня? Я не смею даже приблизиться к пещере, так как в ней почивает много святых. В самом же монастыре есть тридцать святых черноризцев, которых я боюсь, - а с прочими я веду борьбу.

Когда бесноватый поведал это о благодати, почивающей на святом Печерском монастыре, блаженный снова повелел отвести его туда насильно, чтобы лучше удостовериться во всем, сказанном им. Ведшие бесноватого, зная, что он никогда не бывал в Печерском монастыре и никого не знает там, спрашивали его:

- Кто эти подвижники, которых ты боишься?

В это время всех братий в Печерском монастыре было сто восемнадцать.
Бесноватый перечислил по именам тридцать из них и сказал:

- Все они одним словом могут изгнать меня.

Тогда ведшие его сказали ему снова:

- Мы хотим заключить тебя в пещере.

Он на это ответил им:

- Какая мне польза вести борьбу с мертвыми? ибо они имеют гораздо большее дерзновение молиться Богу о своих черноризцах и о всех приходящих к ним. Если же вы хотите видеть мою способность вести борьбу, то ведите меня в монастырь: кроме указанных тридцати мужей, я могу бороться со всеми остальными.

Затем он начал показывать свои способности, произнося речи по-еврейски, по-римски, по-гречески, словом - на всех языках, которых он никогда и не слышал. Провожавшие его устрашились и много дивились изменению его речи и способности говорить на разных языках. После этого, прежде чем они вошли в монастырь, нечистый дух оставил бесноватого; исцелившийся начал со смыслом рассуждать, и бывшие с ним пришли в радость. Затем, все вместе, они вошли в святую чудотворную Печерскую церковь воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен пришел со всею братией в церковь. Исцеленный не знал ни игумена, ни кого-либо из тех тридцати мужей, именами которых называл во время беснования. Тогда стали спрашивать его:

- Кто исцелил тебя?

Он, взирая на чудотворную икону Пресвятые Богородицы, ответил:

- С нею встретили нас святые мужи, числом тридцать, и я исцелился.

При этом имена всех их он помнил, а в лицо не знал ни одного.
Тогда они все вместе воздали хвалу Богу. Его Пречистой Матери и святым угодникам его.
Так прославилось святое место Печерской обители по благо устроению Божьему, возвещенному блаженным затворником Лаврентием, который, по прошествии некоторого времени оставил Печерскую обитель и был возведен на Туровскую кафедру. По блаженной кончине святого Лаврентия, тело его было перенесено в Киево-Печерский монастырь и с честью положено в пещерах, в которых и доселе его чудотворные мощи пребывают нетленными, в честь видящего втайне, но воздающего затворникам явно, прославляемого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь.

Тропарь святителя Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах
глас 8
Всеблаженне Лаврентие, / затворивый себе Господа ради в месте тесне / и в нем многа лета трудолюбне поживый, / молися о нас ко Господу, / яко да и мы от всякаго греха чувства затворше, / получим отверзение дверей милости Господни в День судный.

Кондак святителя Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах
глас 6
Усердие Лавре Печерстей желая от чудес прославления,/ себе же самаго смиряя,/ отреклся еси онаго,/ бедне диаволом мучима, исцелити,/ отслав его ко пещере,/ идеже он исцелившися,/ блаженне Лаврентие,/ прослави с тобою Господа,/ прославляющаго святых Своих.


Святители Герасим, Питирим, Иона, епископы Великопермские, Устьвымские

икона_сятители_герасим_питирим_иона_уствымские


Святители Герасим, Питирим, Иона были епископами Велико-пермскими и Устьвымскими. Святой Герасим - третий епископ зырянского народа, достойный последователь святителя Стефана, просветителя Пермского. На Пермскую кафедру возведен после 1416 года, когда только часть зырян была обращена в христианство. С великой ревностью он заботился о своей пастве, страдавшей от непрестанных набегов новгородцев и язычников-вогулов. Он безбоязненно входил в станы вогулов, убеждая их прекратить грабить беззащитных пермяков-христиан. Во время одной из таких поездок скончался мученической смертью - был убит (по преданию - задушен омофором) своим слугой-вогулом в 1441 году. Погребен был в Благовещенской церкви села Усть-Вымь, недалеко от города Яренска, на реке Вычегде (память 24 января). Преемником святителя Герасима был ученый архимандрит Питирим. И в его время вогулы не переставали нападать на мирных зырян, населявших Пермскую страну. Епископ Питирим, так же как и его предшественники, стал заступником своих пасомых. В 1447 году он в Москве лично просил великого князя об оказании помощи зырянам. Святитель часто посещал свою паству, рассеянную на огромной территории, наставляя ее Словом Божиим и приходя на помощь в ее бедствиях. Для просвещения язычников-вогулов он предпринимал далекие путешествия, во время которых жизнь его нередко подвергалась опасностям, так как ему приходилось терпеть всевозможные лишения. Но святитель не жалел своих сил, просвещая людей и поучая в домах, храмах, на открытых местах.

Своей проповедью он обратил в христианство многих вогулов, живших по притокам реки Печоры. Этим он возбудил страшный гнев предводителя вогулов - Асыки, который убил святителя на поле во время совершения им молебствия. Произошло это недалеко от Усть-Выми 19 августа 1455 года. Святитель Питирим составил житие святителя Алексия и канон на обретение мощей его.

После святителя Питирима на Пермскую кафедру вступил епископ Иона. Он обратил в христианство остальную часть Великой Перми, то есть языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме, Чусовой и другим. Его стараниями были истреблены идолы и на их местах сооружены храмы, при которых святитель открывал училища. К новообращенным из Усть-Выми были переведены опытные пастыри, которые проповедовали и преподавали в этих училищах.

Преставился святитель Иона 6 июня 1470 года. Мощи его почивают вместе с мощами святителей Герасима и Питирима в Благовещенском храме в Усть-Выми (в Вологодской области).
Общая память святителей является признанием их апостольской деятельности в восточных пределах России.

Тропарь святителей Герасима, Питирима и Ионы
глас 8
Равноапостольному святителю Стефану наследовавшии/ и Православия светом страну Зырянскую озарившии,/ святителие Христовы Герасиме, Питириме и Ионо,/ Престолу Пресвятыя Троицы ныне предстояще,/ молитеся пастве вашей от врагов ненаветованней быти/ и всем православным людем в мире спастися.

Ин тропарь святителей Герасима, Питирима и Ионы
глас 4
Первопрестольницы Пермстии/ и истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии,/ благочестия учителие, Пермстии наставницы,/ Герасиме, Питириме и Ионо,/ Владыку всех молите мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Ин тропарь святителей Герасима, Питирима и Ионы
глас 8
Православия наставницы,/ благочестия учителие и милости сокровища,/ архиереом украшение,/ души своя за паству свою положивший,/ Герасиме, Питириме и Ионо,/ святителие Церкве Пермския,/ со равноапостольным Стефаном молите Христа Бога/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Герасима, Питирима и Ионы
глас 4
Во святителех благочестно поживше/ и Пермския люди к Богоразумию наставивше,/ добре Богу угодисте./ Сего ради Устьвымь и земля Зырянская хвалятся,/ имеюще мощи ваша/ яко источник исцелений/ всем, с верою притекающим к вам,/ вы бо чудесы прославистеся,/ яко ученицы Божия благодати.


Собор Коми святых

Дата празднования Собора – 11 февраля (29 января). Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 23 марта 2015 года.

В Собор вошли четыре просветителя: свтт. Стефан Пермский, Герасим, Питирим и Иона, Устьвымские чудотворцы, 17 новомучеников и исповедников российских, в земле Коми просиявших – священнослужители, причисленные к лицу святых после гонений на православную церковь в советские времена.

Tags: Великий Пост, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments