предыдущая часть тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/1164.html
Литургия…
Если Литургия начинается в 6-30, то выезжать надо за полчаса, как раз минут за 10 до начала приедем. Это в наш храм стоит приходить хотя бы за минут двадцать до начала службы (а то и за полчаса, если как в нашем храме св. Георгия Победоносца народу много), чтобы не торопясь подать записки, купить свечи и пройти, возжечь их и приложиться к иконам. А тут одно место для свечей и, похоже будет свободно - успеем.
Утром, без пяти минут шесть, рыбацкий поселок Бенитос был разбужен ревом нашего квадротрактора. Ну и звук у него! Как будто одномоторный самолет выруливает на взлет. Простите, граждане греки, но пешком нам до Керкиры никак не добраться.… Придется потерпеть…
Когда началась служба стало понятно, что это еще не Литургия, а вечерняя и утренняя службы (так часто бывает в наших сельских храмах, когда накануне вечером не служили, то утром вначале служатся вечерняя и утренняя, а затем часы и Литургия). Параллельный перевод греческой литургии русскими буквами у меня был, а вот других служб не было, по этому понятно было мне не много, к сожалению,… но вот, уже явно, что читают часы, а я жду появления дьякона, возглашающего:
- Эвлогисон, деспота! (Благослови, Владыко), - это и будет началом Литургии.
И вот служба началась. Жаль, что нам не было известно заранее, что будут сослужить двое наших русских батюшек, можно было бы подготовиться к причастию,… а сейчас мы только наблюдали, как из алтаря вышел русский священник и стал исповедовать тех, кто готовился к Причастию. Ну что ж… не в этот раз. И так, Слава Богу, что вообще сюда попали, а то сидеть бы нам сейчас в Неаполе на оставшемся чемодане и куковать.
Видно, что наши священники не редко сослужат в храме святителя Спиридона. Не только некоторые возгласы священники возглашали на русском, но и хор (с двух сторон пел в местах, предусмотренных для клироса мужской хор ) почти без акцента пропел трисвятое на русском:
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, Помилуй нас!
Сразу не мог понять – что именно не совсем так, как у нас, в наших храмах. И когда вышел батюшка и читал Евангелие лицом к молящимся, а не лицом к алтарю, я понял- Царские врата всегда распахнуты, как у нас, во время празднования Воскресения Господня. Может, это потому что был воскресный день, а воскресение у нас, православных это всегда малая Пасха, а может так всегда в Греции, но Царские врата накрылись только после окончания Литургии. Во время Литургии верных запел еще третий хор, расположенный на втором этаже, над головами в конце храма. Это был уже смешанный мужской и женский хор. Тогда же стал подыгрывать и орган. Тихонько так, как будто кто-то слабым-слабым, но чистым голоском подпевает наверху. Не мешал Литургии орган. Необычно, это да, но так, что б это воспринималось неестественно - этого не было.
Причастие было из одной чаши. Причащающихся было много, в основном русские. После причастия я еще одно заметил отличие- вышел батюшка с крестом и несколько человек приложилось к кресту (в это время другой батюшка пошел открывать раку с мощами и молящиеся уже выстроились в большую очередь), а потом… потом батюшка с крестом ушел и Царские врата закрылись. Ну что поделать… греки. У нас, конечно, ни один бы не ушел после службы, не приложившись к кресту и не поцеловав иерейскую руку. Да и священник не покинул амвона, пока последний из прихожан не подошел бы к нему. Но мы не в России, а потому - мы также выстроились в очередь за благословением к святителю Спиридону.
По выходу из храма мы узнаем, что мощи будут открывать часов в пять, как и накануне, а, значит, можно прогуляться, пообедать, покупаться (мы, дабы не возвращаться в место нашего пребывания, взяли с собой в багажник квадрогиганта купальные снасти и полотенце), купить иконы, а затем их приложить к мощам святителя Спиридона. Но вначале надо позавтракать- служба шла четыре часа с лишком, можно было бы и подкрепиться. Подкрепимшись яичницей с беконом (последний день, когда можно смело вкушать мясо - завтра начинается пост) мы двинулись дальше.
Город Керкира..
Еще вчера в одной из иконных лавочек русскоязычная девушка – продавец рекомендовала нам посетить музей византийской иконы (списки с икон этого музея в частности продавались в этой лавке), куда мы и отправились вначале.

Скажу, что музей нам очень понравился. Действительно, множество необычных, непривычных для нас икон XV-XVII веков, некоторые из которых уже не напишут, т.к. в наше время не благословляется изображать Бога Отца седым старцем (как на иконе Пресвятой Троицы того времени, где Бог Отец и Бог Сын изображены сидящими друг рядом с другом на тронах, а над ними Дух Святой, в виде парящего голубя). Икона «Тайная Вечеря» в английском переводе звучала как «The Last Supper» (последний ужин). Подивившись таковому вольному обращению с трактованием Тайной Вечери, мы пожалели бедных англичан за то, что им, читая название иконы сей, никогда не понять того, что произошло без малого две тысячи лет тому назад в Великий Четверг, когда Иисус преломлял пред апостолами своими хлебы и благословлял Чашу с вином. То, что теперь есть самое главное содержание жизни православного, что дает ему единственную надежду на жизнь вечную после смерти тела - Таинство Евхаристии, для несчастных англичан звучит так посредственно неверно и искаженно.
Расставшись с музеем и искупавшись в теплых водах Ионического моря, мы попробовали сходить и заплатить за билеты на паром (я уже писал, что в Италии сделать этого не удалось). Дело в том, что еще вчера мы долго искали греческую контору, которая любезно забронировала для нас еще в марте билеты, вчера доставила нас на остров и уже выдала обратные билеты в Бари… а денег с нас не получила пока. Но, найдя вчера вечером месторасположение этой конторы мы, поняли, что понятие «сиеста» интернациональное и распространяется за пределами Италии: «откроется в 18-00» - гласила надпись.
Сегодня уже лучше - мы уже в конторе и грек согласился принять оплату в любом удобном для нас виде. Нам было удобно пользоваться картой.
- Мы еще вчера пытались к Вам попасть, но у Вас было закрыто…
- Ноу проблем,- грек расплывается в улыбке.
- А как это Вы выдаете билеты и даже обратные, а денег не берете сразу? – поинтересовались мы,- не бывает ли такого, что люди не приходят?
- Иногда бывает, - отвечает грек, - но это ноу проблем! Это наши издержки!
Заплатив в итоге на 102 евро меньше, чем планировалось по брони (билеты оказались дешевле, чем предполагалось), мы со спокойной совестью двинулись дальше. Вернее - обратно, т.к. отчего-то тянуло обратно на улочку Агиос Спиридон…Походив по иконным лавкам и накупив икон в подарки и себе, любимым, мы зашли в самую ближнюю к храму иконную лавку .
- Здрасте, добраго Вам дня! – продавщица говорила без акцента. Вернее, без иностранного акцента, потому что малороссейский говор явно присутствовал в её речи:
- У меня смотрите- самые дешевые иконы из серебра. И не только они. Вот этот Спиридон за 25, а этот 27 евро.
На ценнике соответственно было 35 и 40:
- ?
- А Вы на ценник не смотрите, у меня спрашивайте!
Без икон мы из этой лавки не вышли, разумеется
А, кроме того, узнали, что наша хохлушка говорит на четырех языках, что она уже больше двадцати лет живет в Греции, что (не трудно догадаться) её муж грек, что её духовник- отец Артемий, грек, который сегодня дежурит в храме и что все иконы можно приложить к мощам, надо только его об этом попросить. Что это очень хороший батюшка, который не работает, а служит Богу, что у него пять детей и жена, больная раком и что если наш духовник соберется приехать на Корфу и захочет сослужить в храме, то надо позвонить её и она расскажет, какие бумаги и где в России их надо оформить.
- А мощи ведь в пять откроют только ?
А Вы отца Артемия попросите, скажите, что от Виктории.
- Спасибо!
- Да шо Вы, заходите еще!
И вот мы вновь в Храме. Пока я пошел возжигать свечу, любимая решила написать записки. Но, т.к. утром были русские батюшки, то на сей раз она не стала мучиться с написанием по-гречески, а начала писать на русском. Из - за спины выглянул батюшка:
- Пишите, пожалуйста, на латинице, тогда я смогу их прочесть…
Жена стала переписывать записки…Батюшка стоял сзади и ждал.
- Батюшка, а когда мощи откроют? Нам бы иконочки приложить…
Хотелось еще передать, что от Виктории, то не пришлось:
- Вот, Вы допишете, и я открою…
Жена стала торопиться писать быстрее…
- Не торопитесь, пишите всех, я подожду.
Мда…нет, что сказать. Мне в жизни с батюшками везло (и в этой поездке повезет еще не раз, но об этом позднее). Мне гораздо чаше попадались священники, которые именно служат Богу, а не работают у Него, как эдакие «требоисполнители». Но одно дело я с моим везением, а другое… представить себе, как, например, в особо почитаемом месте, где покоятся мощи великого нашего святого- такого же, как для греков Святитель Спиридон (ну, например, в Дивеево или в Троице-Сергиевой Лавре) батюшка стал со смирением дожидаться, когда прихожане напишут свои письмена.… Впрочем, если бы у греков было бы столько же народу у мощей, как у нас! Мы бы еще посмотрели, как этот батюшка стал бы так спокойно ждать!
А, может и стал бы… Я еще вчера видел его и даже брал у него благословение, только тогда я не знал ,что это отец Артемий.
Иерей Артемий…
Глаза!
Когда человек жаждет узнать, как на самом деле обстоят дела, он смотрит в глаза собеседнику. Когда вечером мы уже были в отеле, жена мне сказала:
- Знаешь, я так волновалась, когда понимала, что заставляю батюшку себя ждать,… что он стоит и только меня ожидает, пока я напишу записки,… а потом я повернулась и встретилась с ним глазами и увидела в них только Любовь. Знаешь, это очень хороший батюшка!
-Знаю.
А еще я знаю, что от меня любимая не всегда может такого взгляда дождаться. Очень редко. Прости, солнышко, что не одариваю, что не умею… я очень тебя люблю, очень…
Бывает, что люди толком ни разу в жизни не общались, что встреча их была мимолетной, незаметной, тишайшей, как полет бабочки. Но остается на всю земную жизнь. И, хочется верить, что не только на земную.
- Ты знаешь, я думаю, что нам надо за отца Артемия молиться и писать его в записочках!
- Конечно, я знаю, любимая.
И с этой минуты в нашем помяннике «О Здравии» появилось еще одно имя. Кто знает, может мы и свидимся еще когда. А, возможно, произойдет это уже в другой жизни. Хорошо бы еще, что б по словам протоиерея Андрея Ткачева: «Встреча эта была бы радостной для обоих». А, может, и о нас, грешных, отец Артемий помолится…
Надежда наша сбылась уже через десять минут. Жена дописала записки, мы достали из рюкзака многочисленные пакеты с иконами, а батюшка с записками пошел открывать раку с мощами. Каждую иконку батюшка освятил на мощах не торопясь. И пока он освящал наши иконы, так получилось, он читал наши записки с нашими именами. Так скор оказался святитель Спиридон на наше тайное прошение о молитвах священника. Потом, уже отойдя от мощей, жена вспомнила, что еще остался пакетик с иконками, и опять подошла к раке.…И хоть батюшка успел уже закрыть раку, но, увидев жену, он вновь, помолясь, открыл мощи и освятил оставшиеся иконки. Господи, дай здоровья ему и его болящей жене и чадам его! Выходя из храма, мы вновь встретились с отцом Артемием:
- Евлогите!
- Бог Благословит!
Узнав у Виктории, что наш добрый батюшка будет еще завтра, а послезавтра дежурит другой священник, мы немного огорчились. Завтра мы собирались поехать в Палеокастрицу, а, значит, батюшку мы больше не увидим,… а мы хотели подарить ему икону святых Царственных страстотерпцев, написать записочки…
- Какие проблемы? Передадите мне, я отдам отцу Артемию!
- Спасибо, Виктория!
- И Вам не хворать!
Завтра, даст Бог, будет новый день, а на сегодня мы получили уже впечатлений предостаточно, пора ехать к нам в таверну, вкусить свежей рыбы, взять «ван кило» домашнего розового вина и еще раз пережить все сегодняшние впечатления.
Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/1679.html