filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

25 января (07 февраля) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Преподобный Григорий Голутвинский, епископ Коломенский

Преподобный Григорий Голутвинский, епископ Коломенский

Память 25 января, в Соборах Московских и Радонежских святых

В 1370-х - нач. 1380-х гг. Григорий был иеромонахом Троице-Сергиева монастыря.
По просьбе вел. кн. Димитрия Иоанновича, ктитора Старо-Голутвина монастыря, прп. Сергий Радонежский дал обители настоятеля из числа своих учеников, выбор святого пал на Григория, «мужа добродетелна... плодоносию строителя верна». До 1920-х годов в Старо-Голутвином монастыре хранился простой деревянный посох, по преданию принадлежавший прп. Сергию. Возможно, троицкий настоятель вручил его Григорию как игуменский посох. Впервые посох зафиксирован в описи 1701 г., по известию 1778 г., он был «из простого дерева, с деревянною же прямою клюкою, и притом весь черной». В XIX в. посох стоял в серебряном окладе у царских врат Богоявленского собора.

Вскоре в Голутвином монастыре собралось много монахов. Возможно, Григорий, ориентируясь на Троицкую обитель, решил по совету с братией ввести в Голутвином монастыре киновию (общежительный устав), хотя прямо об этом в Житии прп. Сергия не говорится. В 1390-х годах - нач. XV века на великокняжеские средства в обители был построен белокаменный Богоявленский собор, что было еще большой редкостью на Руси (в Троицком монастыре каменный собор был возведен в 1420-х гг.).

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь (г.Коломна)
(Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь (г.Коломна))


По косвенным данным можно полагать, что через несколько лет после основания Старо-Голутвина монастыря Григорий стал выборным коломенским архимандритом, в ведении которого (подобно совр. благочинному) находились 4 коломенских монастыря.
Судя по записи в утраченной Троицкой летописи 1-й четв. XV в. (в блоке «коломенских известий»), отразившей раннее летописание Московского княжества, в 1392 г. архим. Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского. Есть основания считать этого Григория настоятелем Голутвина монастыря, другой архим. Григорий в 1380-1390-х гг. по источникам неизвестен. Если в летописи действительно говорится о Григории, то он стал третьим из учеников прп. Сергия, возведенным на епископскую кафедру, причем хиротония его состоялась в год кончины учителя.
В 1396 г. Коломенский еп. Григорий присутствовал на хиротонии Ростовского еп. св. Григория.
В 1401 г. он участвовал в Соборе в Москве, сведения о котором (противоречивого характера) сообщает только Никоновская летопись. Известие о кончине еп. Григория с полной датой было обозначено в Троицкой летописи.

Скончался 13 февраля 1405 года, похоронен в южной части алтаря Богоявленского собора Старо-Голутвина монастыря, его захоронение отмечено при раскопках в 1969-1970 гг. Это не противоречит возможности его епископства, поскольку известны случаи, когда архиереи завещали погребать себя в тех монастырях, с которыми они были связаны. Первоначальная гробница св. Григория сохранилась в подклете Богоявленского собора, внутри алтарного выступа фундамента, датируемого рубежом XIV и XV вв. Она представляет собой выложенный из белого камня на известняковом растворе гроб-ложе. Погребение совершалось в уже построенном храме. Раскопки 1969-1970 гг. выявили, что гробница Григория пуста, но были обнаружены кусочки подошвы от кожаной обуви. В стенке гробницы найдена вмурованная в тот же раствор часть косточки (предположительно мужчины), ныне почитаемая в монастыре как частица мощей прп. Григория. Вероятно, мощи преподобного были перезахоронены в XIX в., во время устройства каменных полов в новом соборе, в пространстве внутри подклета.

В подклете Богоявленского собора - могила первого игумена монастыря св. прп. Григория Голутвинского
(В подклете Богоявленского собора - могила первого игумена монастыря св. прп. Григория Голутвинского)

подклет Богоявленского собора и могила прп. Григория Голутвинского, фото священника Константина Баранова. декабрь 2006 года
(подклет Богоявленского собора и могила прп. Григория Голутвинского, фото священника Константина Баранова (http://o-k-baranov.livejournal.com/),декабрь 2006 года)


Основным источником сведений о прп. Григории Голутвинском является Житие прп. Сергия Радонежского, написанное в 1-й четв. XV в. Епифанием Премудрым, наиболее ранние из дошедших переработок Жития принадлежат Пахомию Логофету (1440-1450-е гг.).


Почитание и канонизация

Почитание Григория Голутвинского началось в Троице-Сергиевом монастыре в сонме св. учеников прп. Сергия. В XVII в. его имя было внесено в рукописные святцы, в т. ч. без указания дня памяти в Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина). «Преподобный отец Григорий, игумен Голутвина монастыря Богоявленского и ученик… святаго Сергия чудотворца» назван в «Описании о российских святых». (кон. XVII-XVIII в.). В то же время в Троицком патерике 1896 г. архим. Никона (Рождественского) память прп. Григория не обозначена, хотя он и включен последним в число преподобных учеников Сергия Радонежского. Свидетельств значительного местного почитания в Коломне до кон. XX в. нет. Так, в рукописном лицевом синодике Голутвина монастыря 1708 г. Григорий поминается не как преподобный, а в качестве первого игумена. Есть, однако, сведения, что в XVIII в. в монастыре хранилась его икона.

Канонизация прп. Григория Голутвинского подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по благословению патриарха Пимена (Извекова). Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина монастыря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.).


Святитель Вассиан Санин , архиепископ Ростовский

свт. ВАССИАН (САНИН)


Родной брат преподобного Иосифа Волоцкого. Монах Пафнутиева Боровского монастыря. С 1502 года — архимандрит Симонова монастыря. 15 января 1506 года хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан архиепископа. Скончался 18 августа 1515 года. Он принимал активное участие в тяжбе преподобного Иосифа Волоцкого с Новгородским архиепископом Серапионом и поддерживал сторону брата.

Вассиан написал житие своего учителя Пафнутия Боровского , ошибочно приписанное Вассиану Рыло. В рукописях Волоколамского монастыря находится полемическое послание Вассиана к папскому послу Николаю Шомберу.


Священномученик Петр (Зверев), архиепископ

сщмч_Петр_Зверев_архиепископ


Священномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея Константина Зверева. При крещении был наречен Василием. После обучения на Историко-Филологическом факультете Московского Императорского Университета, Василий поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1900 году, за два года до окончания обучения, принял монашеский постриг с именем Петр. Вскоре он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха.

По окончании Академии иеромонаха Петр назначили преподавателем Орловской Духовной семинарии, а затем епархиальным миссионером при Московском епархиальном доме.
В 1907 году он получил назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белев Тульской епархии, в сане архимандрита. В это время будущий священномученик часто посещал расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Архимандрита Петра очень любили прихожане, поскольку он отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Иоанновну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение. Во время Первой Мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Отец Петр в 1916 году служил священником в действующей армии.

После февральского переворота благочестивого воина Христова назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту.

15 февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии Владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда епископ Петр привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе.
В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Однако вскоре Владыка был переведен в Канавино, за Оку, где в мае 1921 года его арестовали. Верующие, работавшие в местных заводах по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву.

С декабря он находился в заточении в Московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. «Я хотел бы открыть им и показать свое сердце, как страдания очищают душу».
С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда - в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели.

В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Здесь владыка Петр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. В декабре Владыка был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре он вновь был арестован за выпущенное им обращение к Тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета Высшего церковного управления не подчиняется. В марте 1923 года Святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в ссылку в поселок Кызыл-Орду. Жил он в тяжёлых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.

Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву.

30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.
В июле 1925 года владыку направили в Воронеж в помощь престарелому и больному митрополиту Владимиру (Шимкевичу). После его кончины отец Петр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где Владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными.

При владыке Петре началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние. Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения Святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV-й партконференции.

Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих ГПУ. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы.
Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать Святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа, судили и приговорили к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти».

Поздней осенью священномученик оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавлял тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у архиепископа Петра. Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамеиием. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущённого начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. Зимой 1928 года священномученик был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому.

В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

7 февраля 1929 года священномученик Петр, архиепископ Воронежский скончался. Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а Владыка лежал... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный».

После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был Владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего.

крест_на_могиле_сщмч_Петра_Зверева_архиепископа
(Крест на могиле священномученика Петра Зверева)


17 июня 1999 года святые мощи священномученика Петра были обретены и сейчас пребывают в Соловецком монастыре.

сщмч_Петр_Зверев_архиепископ_мощи


Канонизован, как местночтимый святой Воронежской епархии в 1999-м году.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Мощи священномученика Петра были перенесены в Соловецкий монастырь. На месте обретения мощей, на склоне Голгофы, поставлена деревянная часовня.
9 августа 2009 года состоялось перенесение мощей сщмч. Петра в Алексеево-Акатов монастырь города Воронежа. Честная глава святителя Петра по благословению патриарха Кирилла осталась в Соловецком монастыре, в храме святителя Филиппа.

сщмч_Петр_Зверев_архиепископ_1


Тропарь священномученику Петру (Звереву)
глас 1
Святое житие твое/ украсив венцем мучения,/ возшел еси, радуяся,Ї к небесным обителем./ И ныне, предстоя Святей Троице,/ священномучениче Василие,/ моли за град Твой,/ и вся люди, совершающия память Твою.

Кондак священномученику Петру (Звереву)
глас 4
Елеем милости Христовой всяку душу уврачевав,/ и растерзав яко паучину козни велиаровы,/ копием Слова Божия диавола умертвил еси, святе,/ и прославился еси в Царствии Небеснем,/ отче священнейший.


Священномученик Василий (Зеленцов), епископ

Священномученик Василий (Зеленцов), епископ


Священномученик Василий, епископ Прилукский (в миру Зеленцов Василий Иванович) родился в 1870 году в деревне Замораево Ранненбургского уезда Рязанской губернии в семье протоиерея. Окончил юридический факультет Университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Преподавал в Екатерино-славской Духовной Семинарии, затем был назначен Екатерино-славским епархиальным миссионером. В 1917-1918 году он — член Поместного Собора Российской Православной Церкви. В 1919 году отец Василий принял монашеский постриг от епископа Полтавского Феофана (Быстрова, память 6 февраля), с которым был особенно близок. В 1920 году отец Василий служит на приходе в Полтаве.

Его служение и проповеди привлекают множество народа, даже сектанты ходили слушать его. Батюшка учил паству молиться так, чтобы никого и ничего не замечать во время молитвы, он вводил общенародное пение во время служб, проводил духовные беседы по воскресным дням. Отец Василий, помогая бедным, имел на своём иждивении четырёх детей-сирот. Он проводил открытые диспуты с сектантами, приводя их к Православию. В начале 20-х годов отец Василий организовал Покровское Христианское общество молодёжи, в противовес «комсомолу». После выступления против ограбления храмов, был арестован в 1922 году, приговорён к расстрелу, который заменили благодаря защите паствы на пять лет лагерей. В 1925 году батюшка был освобождён по амнистии. Из тюрьмы он забрал с собой ребенка умершей заключённой и воспитывал его вместе с другими четырьмя детьми. В том же году, 25 августа архиепископом Григорием и епископом Дамаскиным отец Василий был хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавской епархии.

В сентябре 1926 года в Харькове Владыка был арестован вновь. В Полтаве власти опасались это сделать, боясь возмущении преданного ему народа, в основном из рабочих. После мучительных допросов в застенках ГПУ он был выслан на Соловки. Там Владыка выступил с серьёзными замечаниями (т.н. «необходимыми каноническими поправками») в адрес «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) и его нового церковного курса, несмотря на то, что он был особенно близок ему в первые годы его заместительства. Святитель Василий считал, что попытка митрополита Сергия достигнуть мира с гонителями Церкви «движется вперёд не по каноническим рельсам, следовательно не по пути Церковной правды», поскольку под миром следует понимать мир Христов, «а не земное благополучие и безопасность». Святитель считал оправданным предание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Соборному Суду. По почину Владыки Соловецкие епископы в сентябре составляют свой отзыв на «Декларацию», призывая открыто заявить большевицкому правительству, что «Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто Церковных отношений государства, враждебного религии».

Из Соловков в 1928 году Владыка был переведён для продолжения ссылки в Иркутскую область (деревня Пьяново Братского района). Там его позиция по отношению к политике митрополита Сергия стала ещё более непримиримой. Он отправляет своей духовной дочери большую рукопись, требуя передать её митрополиту Сергию. В этой рукописи, помимо прочего, говорилось даже о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами вплоть до вооружённых возстаний. В 1929 году духовная дочь после длительных колебаний передала рукопись митрополиту Сергию. А вскоре, 9 декабря, Владыка был арестован и перевезён в Москву в Лубянскую тюрьму. В 1930 году 22 января (3 февраля н. ст.) после истязаний ему вынесли приговор о расстреле и через три дня 25 января (7 февраля н. ст.) бесстрашный Святитель был расстрелян.

Священномученик Василий (Зеленцов), епископ 1

Погребены честные останки священномученика на Ваганьковском кладбище. Канонизован Украинской Православной Церковью как местночтимый святой в 1997 году. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Священномученик Стефан Грачев, пресвитер

Священномученик Стефан Грачев, пресвитер

Память 25 января, в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Родился 30 декабря 1886 года в деревне Тростная Севского уезда Орловской губернии (ныне Комаричский район Брянской области) в благочестивой крестьянской семье. Родители его Федор Иванович и Елизавета Прохоровна Грачевы имели четырех сыновей и четырех дочерей. Федор Иванович с 14 лет прислуживал в алтаре, а потом до самой смерти служил ктитором Михаило-Архангельского храма в соседнем селе Бобрик. Троих детей Грачевы отдали на воспитание в монастыри: дочь Елена была послушницей Брянского Петро-Павловского девичьего монастыря, дочь Пелагия - в Севском Троицком девичьем монастыре, а сын Степан в десятилетнем возрасте поступил в Площанскую пустынь.

При достижении совершеннолетия в 1904 году Степан был зачислен в послушником в пустыни.
В 1914 году был призван в армию, участвовал в боях под Вильно и Гродно. Получил младший офицерский чин, и был удостоен двух Георгиевских крестов.
После демобилизации из армии в 1918 году вновь поступил в родной монастырь, и нес там послушание вплоть до закрытия обители в 1921 году. Через некоторое время он женился на Анастасии Сергеевне Кириленковой, родом из деревни Гаврилова Гута, которая ухаживала в пустыни за скотом.
С 1924 года служил псаломщиком.

В марте 1929 года был рукоположен во диакона ко храму великомученика Никиты села Аркино Комаричского района. 23 марта 1930 года рукоположен во священника еп. Брянским Матфием (Храмцевым) к Благовещенскому храму села Крапивна Навлинского района Брянского округа.
2 июня 1930 года был переведен в храм Макария Великого села Холмецкий хутор Брасовского района.
В ноябре 1935 года стало известно, что с храма, в котором служил о. Стефан, собираются снять колокола. Его вызвали в правление колхоза, где объявили постановление правительства о снятии колоколов с храмов. Предложили дать подписку об ответственности за возможные волнения в церковном приходе. Отец Стефан ответил, что лучше ему быть арестованным, чем призывать прихожан снять колокола по приказу власти. На требование отдать ключи от храма он сказал, что ключи не у него, а у председателя ревизионной комиссии, который вскоре пришел в храм, но отдать ключи отказался. Тогда представители власти взломали замок в храме и вывезли колокола.

В 1936 году была засуха, прихожане не раз просили отца Стефана совершить молебен о ниспослании дождя. Затем они просили совершить молебен на полях. Согласно давнему местному обычаю, чтимому в округе со времени постройки храма в селе Холмецкий хутор, летом совершался крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери для избавления от стихийных бедствий, падежа скота и неурожая, с обязательным хождением по домам прихожан. Отец Стефан предложил председателю церковного совета храма сходить в сельский совет и добиться разрешения на проведение молебна. Председатель сельсовета сначала согласился, но на следующий день отменил свое распоряжение, и молебен провести не удалось.

2б августа 1936 года священник Стефан был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму города Брянск. Через три месяца допросов обвиняемый отец Стефан Грачев был освобожден за недоказанностью обвинения. По воспоминаниям его племянницы, Пелагии Егоровны, в тюрьме священника принуждали отречься от веры, но он ответил, что будет нести свой Крест до конца. Родные предлагали ему оставить приход и уехать к брату Егору в Брянск, но отец Стефан отказался.

Ночью 5 сентября 1937 года он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и помещен в брянскую тюрьму. Виновным себя не признал.
По воспоминаниям близких, сотрудники НКВД забрали из дома абсолютно все, оставив семью без средств к существованию. Семью отца Стефана выселили из церковной сторожки, а храм закрыли окончательно. Приют родным священника на хуторе Холмецком дал один военный, которого перевели служить в Белоруссию. Семья Грачевых жила в этом доме до лета 1943 года.

29-30 ноября 1937 года постановлением Особой тройки при Управлении НКВД по Орловской области священник Стефан Грачёв был приговорен к расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего ему имущества.
Расстрелян 7 февраля 1938 года в Брянске.
4 августа 1989 года реабилитирован прокуратурой Брянской области.
17 июля 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви иерей Стефан Грачев причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.


Мученик Борис Заварин

Память 25 января, в Соборе Ростово-Ярославских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 23 апреля 1910 года в селе Копыри Ростовского уезда Ярославской губернии (ныне Ивановская область) в семье священника Сергия Заварина.
Окончил семилетнюю школу. Продолжил обучение в сельскохозяйственном техникуме в г.Любиме.
Женился. Супруга – Мария Павловна.
Был определен на должность псаломщика в храм с. Копыри.
В 1937 году поселился на Расловском-Воскресенском погосте (Грязовецкий район Вологодской области) и служил псаломщиком в Воскресенской церкви.

Колокольня церкви Воскресения Христова - Воскресенский погост - Калязинский район - Тверская область
(В годы лихолетия храм был разрушен. Колокольня церкви Воскресения Христова - Воскресенский погост - Калязинский район - Тверская область - современный вид)

16 января 1938 года был арестован.
В тот же день были допрошены дежурные свидетели: почтальон и учитель школы. Они показали, будто Борис Заварин
«агитировал, что нам терпеть насилие со стороны безбожной власти нельзя, надо действовать, при этом высказывал террористическое настроение по адресу партии ВКП(б)... агитировал колхозников, чтобы они не подчинялись установленной трудовой дисциплине и чтобы не выходили на работу, говоря им, что хотя вы и работаете, но ничего не получаете, сидите голодные, разутые, раздетые, нужно уходить из колхозов. Заварин ходил с попом со славой по деревням колхоза, где также агитировал против колхозов, говоря, что они не рентабельны и скоро развалятся».

17 января Борис Сергеевич вместе с тремя священниками, служившими в соседних селах и тоже арестованными, был доставлен в тюрьму в городе Вологде и в тот же день допрошен. Священники оговорили себя, признав себя виновными.

– Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Дайте исчерпывающие показания следствию по данному вопросу, – потребовал следователь от Бориса Сергеевича.
– Контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным в этом себя не считаю, – ответил псаломщик.

Колокольня церкви Воскресения Христова - Воскресенский погост - Калязинский район - Тверская область 1
(Колокольня церкви Воскресения Христова - Воскресенский погост - Калязинский район - Тверская область, вид изнутри)

18 января следствие по делу арестованных священников и псаломщика было завершено; в материалах, приготовленных для заседания тройки, начальник Грязовецкого отделения НКВД рекомендовал осудить псаломщика «по 1-й категории» (т.е. к расстрелу).
21 января тройкой УНКВД по Вологодской области был осужден как «активный участник к-р подпольной организации духовенства» и приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 7 февраля 1938 года в Вологодской тюрьме. Погребен в общей безвестной могиле.
Реабилитирован 14 апреля 1989 года прокуратурой Вологодской области.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.


Святой Эоход Галлоуэйский (Святой Эоход (Eochod) — апостол пиктов в Галлоуэе, Шотландия

Был одним из двенадцати товарищей св. Колумбы (Columba, память 9 июня).
Св. Колумба избрал его для проповеди христианства в северной Англии. Его именуют Апостолом Пиктов из Галлоуэя.

Тропарь св Эоходу
глас 6
The Picts of Galloway honoured thee as their Apostle,/ O righteous Hierarch Eochod,/ for at the behest of Father Columba/ thou didst open to them the Gospel of Salvation./ Wherefore, O Saint, cease not in thy pious labours,/ praying that our souls may be saved.


Мученик Cигеберт Английский, король Восточной Англии

Cигеберт Английский


Принадлежал к королевскому дому Восточной Англии. Во времена правления Редвальда (Redwald), который попытался совместить поклонение Христу и языческим германским богам в одной церкви, находился в изгнании. Согласно сообщению преподобного Беды Достопочтенного, принял крещение во Франции.
В 630 году возвратился домой как король, став первым королём-христианином Восточной Англии. Вместе с ним прибыли святитель Феликс Данвичский и преподобный Фурсей Ирландский, которые обратили к вере его королевство при содействии святителя Гонория Кентерберийского. Король обеспечил Фурсея и Феликса землей и деньгами для основания монастыря в Бург-Касле (Burgh Castle) и для устроения школ.

Когда Пенда Мерсийский (Penda of Mercia) напал на королевство, Сигеберт был насильственно взят из монастыря английскими воинами, которые надеялись, что он будет вдохновлять войско, но он отказался носить оружие. Вооруженный только посохом, король был убит в сражении против язычника Пенды. Его подданные стали почитать его как мученика.


Священномученик Прежект Клермонский (Praejectus), епископ

Прежект Клермонский


Родился в Оверни (Auvergne), что во Франции. Учился у епископа Генесия и был хиротонисан им во епископа Клермонского (Clermont) в 666 году. Известен своим молитвенным усердием и знаниям, а также развитием монашества, строительством церквей и больниц, помощью бедным. Был убит в Вольвике (Volvic), что около Клермона, вместе со св. Амарином (Amarinus), игуменом монастыря в Вогезах, группой солдат, которые думали, что он принял участие в казни их лидера Гектора, обвинённого в организации заговора против короля Австразии Хильдерика.

Мощи святого в 760 году были перенесены в монастырь Флавиньи (Flavigny). В 1278 их часть была перенесена в город Сен-При (Saint-Prix), носящий имя святого.


Преподобный Димитрий Скевофилакс

Память св. Димитрия, названного скевофилаксом, т. е. ризничим, содержится в византийских стишных синаксарях, и впоследствии была включена в греческие печатные Минеи (Венеция, 1595).

Исследователи отождествляют прп. Димитрия Скевофилакса с Димитрием, «богохранимейшим», «боголюбезнейшим» и «почтеннейшим» диаконом и скевофилаксом собора Св. Софии в Константинополе, зачитывавшим на VII Вселенском Соборе отрывки из творений св. отцов об иконах.


Преподобный Марк, архиепископ Преславский

МАРК ПРЕСЛАВСКИЙ

О жизни святого Марка Преславского мало что известно.

Список болгарских святых, представленных в "Истории словяноболгарской" Преподобного Паисия Хилендарского под номером 23 гласит:

"Святой Марк, Преслав. Перенесены мощи нашей Преподобной Матерью Параскевой из Эпивата в Тырново. Он был великолепен своей святой жизнью и учением, и умер на своем престоле в Преславе".

Полностью житие святого на болгарском языке можно почитать тут:
http://www.pravoslavieto.com/life/sv_Marko_Preslavski.htm

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments