filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

21 января (03 февраля) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Преподобный Тимон (Федоров), Надеевский, иеромонах


Преподобный Тимон (Федоров), Надеевский, иеромонах

Память 21 января (Костром., Греч.) и в Соборе Костромских святых

В миру Тихон Федоров, родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона Феодора и его супруги Анисии. С детства, по свидетельству близких, Тихон отличался любовью к уединению, его часто замечали молящимся. Под руководством отца Тихон рано освоил грамоту и нотное пение. В семилетнем возрасте он был принят в Нижегородское духовное училище, и после шести лет учебы в числе лучших учеников определен в духовную семинарию. Тихон прекрасно учился, отличался благонравным поведением и твердостью характера, его любимым предметом было Священное Писание.
Во время каникул Тихон совершал паломнические поездки по монастырям. В одном из них он услышал однажды пророческие слова старца-иеромонаха, который сказал ему: «Видно, брат, ты будешь в монастыре и удостоишься звания монашеского».

По окончании семинарии, несмотря на стремление к монашеской жизни, Тихон, послушный воле родителей, остается в их доме и ухаживает за больным отцом. Вскоре он вступает в брак с дочерью священнослужителя одного из балахнинских храмов Евдокией, рукополагается в сан диакона и определяется на родительское место.
Спустя два года умирает его молодая жена. Ища утешения, отец Тихон отправляется в паломничество по святым местам, едет в Киев и Москву. Вскоре он снова оказывается в Саровской пустыни, которую посещал еще в юные годы и со старцами которой состоял в переписке. Во время этой поездки в Саров отец Тихон встречается с преподобным Серафимом. Святой принял его, долго беседовал с ним и воспламенил его сердце, утвердив в решимости принять монашеский постриг.
Около 1800 года диакон Тихон был принят в число братии Вознесенского Печерского монастыря близ Нижнего Новгорода и пострижен в рясофор с именем в честь святого мученика Троадия Неокесарийского.
Три года занимал должность эконома при архиерейской резиденции и, показав себя с самой лучшей стороны, был назначен строителем Богородице-Феодоровского монастыря в селе Городец.

В 1804 году был пострижен в мантию с именем Тимон — в честь святого апостола от семидесяти Тимона, одного из семи диаконов (Деян. 6, 5).
Во время своего управления обителью отец Тимон старался быть образцом для братии в молитве, воздержании и смирении, заботился о благоустроении монастыря и порядке в монастырском хозяйстве. Пытаясь отстоять интересы монастыря и через суд вернуть захваченные местными крестьянами владения, отец Тимон навлек на себя злостные и клеветнические нападки недоброжелателей.
В 1806 году по решению епархиальных властей он был отстранен от должности строителя обители. Однако в 1811 году, с приходом на нижегородскую кафедру епископа Моисея (Близнецова-Платонова) он был снова назначен на это послушание.
В 1814 году рукоположен во иеромонаха.
В 1818 году освобожден от должности строителя Богородице-Феодоровского монастыря по болезни.
В 1820 году был переведен в Высокогорский Вознесенский монастырь.
Жизнь преподобного Тимона в этом монастыре проходила в почти полном уединении, в занятиях богомыслием и молитве, трудах по изучению и переписыванию святоотеческих творений. Духовным другом и собеседником преподобного Тимона, советы которого подвижник высоко ценил, стал преподобный Антоний Радонежский (1792—1877).

Впервые в Никольской Надеевской пустыни Костромской епархии — месте своих будущих иноческих трудов — преподобный Тимон появился на пути своего паломничества в Соловки, которое он предпринял для приуготовления к подвигу отшельничества. Преподобный всей душой полюбил это место, твердо решив по возвращении из паломничества переселиться сюда для уединенного жительства. В этой решимости его укрепило чудесное явление святителя Николая Чудотворца, который, по свидетельству самого преподобного Тимона, сказал ему: «Иди в мою древнюю Надееву пустынь, там ты обрящешь себе вечное спасение, и по смерти многотрудное тело твое там получит упокоение».
Весной 1825 года он поселился в Надеевской пустыни по благословению преподобного Серафима. Саровский подвижник обратился к нему со словами: "Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей на пути, сей и в тернии; все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро".

По прибытии в Надеевскую пустынь иеромонах Тимон избрал себе место для уединенного подвижничества — в десяти верстах от обители, в землянке, которую он сам себе выкопал. Дни и ночи проводил преподобный в посте, молитве и богомыслии.
По прошествии семи лет пустынного безмолвия Господь через Свое чудесное явление призвал преподобного к новому подвигу — воссозданию монашеской жизни в Надеевской пустыни, находившейся в то время в сильном запустении.

Святой колодчик расположен в лесном массиве близ деревни Паново Словинской сельской администрации Антроповского района
(Святой колодчик расположен в лесном массиве близ деревни Паново Словинской сельской администрации Антроповского района. О целительной силе древнего, неиссякаемого родника в народе давно ходят легенды. Ранее здесь располагалась Николо-Надеевская пустынь, в которую, в 1825 году, переселился преподобный Тимон, ученик преподобного Серафима Саровского. Он и ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. По сей день молитвами преподобного Тимона, старца Надеевского и Николая Угодника на источнике совершаются исцеления больных.)


Приступая к трудам, преподобный Тимон не мог не испросить благословения своего духовного отца, преподобного Серафима. В апреле 1832 году убеленный сединами подвижник пешком, преодолев немалые дорожные трудности, пришел в Саров. После беседы, которая длилась между подвижниками всю ночь, преподобный Серафим, провожая своего ученика из келии, сказал: "Господь да благословит тебя и твой путь, дорогой мой отец Тимон. Прости! Я несомненно верую, что мы с тобой увидимся в вечности. Ради Бога, будь тверд в вере, не ослабевай в трудах своих и храни устав по правилам святых отец".

Вскоре молитвой и трудами старца Тимона Надеевская обитель была возрождена. В обители был возведен каменный Успенский храм, а сам преподобный стал образцом подвижнической жизни не только для монастырской братии, но и для множества паломников. Господь наделил его благодатными дарами прозорливости, чудотворений и исцелений. Записи о многих чудесах, происшедших по молитвам преподобного, были сделаны современниками и дошли до наших дней. Духовная беседа старца, по свидетельству его жизнеописателя начала XX века, "согревала сердце, снимала завесу с глаз, озаряла ум духовным разумением, приводила к раскаянию, рождала желание исправиться, стать лучшим и более совершенным, возбуждала надежду, что исправление совершится; она была как ясный луч солнца, разгоняющий темноту".

Скончался 21 января 1840 года в возрасте 74-х лет.

Предсмертные слова преподобного Тимона, с которыми он обратился к братии своего монастыря, являются духовным завещанием святого всем христианам:

"При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно — пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна".

Память старца Тимона на протяжении более полутора веков и до сего времени благоговейно почитается верующими Костромского края. Ископанный им близ Надеевской пустыни источник до наших дней служит местом многих чудотворений и исцелений.

По рассмотрении исторических и современных документальных свидетельств о добродетельной и святой жизни иеромонаха Тимона, непрекращающемся народном почитании Надеевского подвижника, чудотворениях, совершавшихся как при жизни преподобного Тимона, так и после его смерти, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и согласно заключению синодальной Комиссии по канонизации святых было принято решение о канонизации святого в лике местночтимых святых Костромской епархии.

25 декабря 2003 года за Божественной литургией в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы канонизация была совершена.

Незадолго до канонизации были обретены мощи преподобного Тимона, которые после проведения необходимой экспертизы были с благоговением положены в раку, которую жителям костромской земли преподнесли в дар Новгородская епархия и Варлаамо-Хутынский женский монастырь.


Тропарь
глас 4
Я́ко светоза́рная звезда́/ возсия́л еси́ в преде́лех земли́ Костромски́я,/ преподо́бне о́тче на́ш Ти́моне,/ после́дуя заве́ту преподо́бнаго Серафи́ма Саро́вскаго,/ в Наде́евской пу́стыни по́двигом бде́ния, поще́ния и моли́твы подвиза́лся еси́,/ мно́гия и́ноки и в миру́ су́щия ко Христу́ приве́л еси́,/ ны́не со святы́ми у Престо́ла Бо́жия пребыва́еши./ Моли́ся Христу́ Жизнода́вцу// о все́х, с ве́рою и́мя твое́ призыва́ющих.

Кондак
глас 3
Преподо́бне о́тче Ти́моне,/ земли́ Костромски́я похвало́ и украше́ние,/ от ю́ности Христа́ Бо́га возлюби́л еси́,/ Ева́нгельски ше́ствовав путе́м земны́м,/ Небе́снаго Оте́чества сподо́бился еси́./ Ны́не же моли́ Всеми́лостиваго Го́спода// спасти́ся душа́м на́шим.


Священномученик Фруктуоз (лат. Fructuosus), епископ Таррагонский

Епископ Фруктуоз (лат. Fructuosus; умер ок. 259 года) — епископ Таррагонский, священномученик

Св. Фруктуоз - первый известный епископ города Таррагоны, в Испании.

В царствование императора Валериана, в консульство Эмилиана и Басса, 16 января в день солнца (в воскресенье) 259 года взяты были епископ Фруктуоз и диаконы Авгурий и Евлогий. Епископ покоился уже в своей спальне, когда шесть бенефициариев (соответствующие современной полиции, из заслуженных солдат) вошли в дом и сказали ему: «иди с нами; презус (praeses) велел представить тебя и твоих диаконов». Фруктуоз ответил: «мы пойдем, только позвольте надеть мне башмаки». - Когда они были приведены, то немедленно отправлены в темницу. Тут их посещали христиане, прислуживали им и просили молитв о себе. На другой день епископ в тюрьме крестил некоего Рогациана, дотоле бывшего оглашенным (готовившимся ко крещению).

Чрез шесть дней, именно 21 января, они выведены были на суд.

- Слышал ли повеление императоров? - спросил святителя Фруктуоза презус Эмилиан.
- Я не знаю, что повелели они; но я христианин - отвечал епископ.
- Они повелели чтить богов.
- Я почитаю единого Бога, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них.
- Признаешь ли, что есть боги?
- Не признаю.
- Скоро ты уверишься в существовании их.


Епископ обратил взоры ко Господу и начал тихо молиться.

- Кто не молится богам, не уважает лика императора, к кому еще может молиться в надежде быть услышану? - объявил Эмилиан и обратился к диакону Авгурию, - не слушай болтовни Фруктуоза.
- Я молюсь Богу всемогущему
- отвечал Авгурий.
- Не молишься ли ты Фруктуозу? - спросил Эмилиан диакона Евлогия.
- Не Фруктуозу я молюсь, а Тому, Кого умоляет Фруктуоз - ответил Евлогий.

Эмилиан осудил всех трех исповедников на сожжение живыми.

Когда Фруктуоз с диаконами приведен был в амфитеатр, то весь народ выказывал ему сострадание, потому что даже и у язычников пользовался он любовью. Но когда некоторые предложили ему вина для подкрепления, то Фруктуоз сказал: «еще не наступило время разрешать пост». Тогда был четвертый час дня, а древние христиане в среду и пяток постились до девятого часа. Утешив сопровождавших и преподав им благословение, блаженный епископ с диаконами бестрепетно принял мученическую смерть.

В память об их мученической кончине рядом с амфитеатром во времена вестготов была построена базилика, а в XII веке появилась романо-готическая церковь Santa Maria del Miracle, от которой к XXI веку сохранились лишь руины.


Мученик Неофит Никейский


мученик Неофит Никейский, Византия; XI в.
(мученик Неофит Никейский, Византия; XI в.)


Родился в городе Никея, был воспитан своими родителями в строгом христианском благочестии. За доброту, воздержание и постоянную молитву Богу угодно было еще в отрочестве прославить святого Неофита даром чудотворений. Подобно Моисею, святой отрок извлекал воду из камней городской стены ударом руки и поил этой водой страдавших жаждой. По молитве матери святого Неофита, просившей открыть ей Промысел Божий о сыне, произошло чудесное явление белого голубя, возвестившего об ожидающем его спасительном пути. Явлением того же голубя святой выведен был из родительского дома и приведен в горную пещеру, служившую убежищем льву. Там прожил отрок до пятнадцати лет, выйдя из нее лишь раз для того, чтобы похоронить родителей и раздать имущество нищим.

Во время гонений Диоклетиана (284 - 305) Неофит добровольно явился в Никею и смело начал обличать нечестие языческой веры. Пришедшие в ярость гонители повесили святого на дереве, били его воловьими жилами и строгали тело железом. Затем бросили его в раскаленную печь, но святой мученик остался невредимым, пробыв в ней 3 дня и 3 ночи. Мучители, не зная, что сделать еще с Неофитом, решили убить его. Один из язычников вонзил копье в грудь святого, и страдалец отошел ко Господу на 16-м году своей жизни, около 303 - 305 года, в Никее.


Исповедник Ву́сирис Анкирский

Претерпел мучения в гонение имп. Юлиана Отступника в Анкире Галатийской (совр. Анкара, Турция). Вусирис, принадлежавший к ереси энкратитов, пылко обличал язычников, за что был схвачен местным правителем. Его подвергли различным пыткам, которые он мужественно перенес, а затем бросили в тюрьму.
Вусирис был отпущен после известия о смерти имп. Юлиана, он возвратился в лоно Церкви и дожил до правления Феодосия I Великого.


Святитель Вимин, епископ, отшельник Голливудский (Холивудский)

Святой Вимин (Vimin), или Вивиан (Vivian), или Виннин (Wynnin), или Гвиннин (Gwynnin) был епископом в Шотландии. История его жизни довольно запутана. По преданию, он был основателем монастыря в Голливуде, что в Нитсдейле (Holywood at Nithsdale). Это соотносится с тем, что он был настоятелем в Файфшире, где его поставили во епископы. Он активно проповедовал в тех краях.

Дабы избежать греха гордыни святой удалился в пустынное место, где основал «Святой лес» (Holywood, «Sacrumboscum»), который впоследствии стал известен тем, что оттуда вышли многие святые и учёные люди. Род Вемсе (Wemse) в Файфшире, по преданию, тот же самый, что и род св. Вимина.


Священномученик Публий (Пуплий) (греч. Πούπλιος), епископ Афинский

Сщмч. Публий. Фреска в катакомбах св. Агафии, Мальта
(Сщмч. Публий. Фреска в катакомбах св. Агафии, Мальта)

Память 13 марта (Греч.), 21 января (Албан.)

Был епископом Афинским во II столетии, о чём упоминается в одном из посланий святителя Дионисия Коринфского. По преданию, он был преемником священномученика Дионисия Ареопагита.

Западная традиция отождествляет его с "начальником острова Мальта", принимавшим в своём поместье апостола Павла (Деян. 28, 7-8). После этого Публий стал первым епископом Мальтийским, а впоследствии епископом в Афинах, где и принял мученическую смерть. Согласно западным источникам, это произошло при императоре Траяне, согласно греческим - при императоре Марке Аврелии.


Священномученик Илия Березовский, пресвитер

Священномученик Илия Березовский, пресвитер

Память 21 января и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Родился 20 июля 1890 года в деревне Гляденской Томского уезда Томской губернии (ныне д. Глядень Мошковского района Новосибирской области).
Служил священником в селе Мошкове Новосибирской области.
В 1933 году был арестован Мошковским ОГПУ и выслан в Казахстан, в село Чемолгaн (ныне Ушконыр) Кaскеленского района Алма-Атинской области.
14 декабря 1937 года снова был арестован Каскеленским отделом НКВД. В уголовном деле значится кaк "священник православной церкви, нa момент ареста безрaботный, без определенного местa жительства". Обвинялся в "систематической a/с пропaгaнде, террористических нaстроениях против руководителей ВКП(б), советского правительствa и коммунистов, среди нaселения с.Чемолгaн вел aгитaцию зa создaние церковной общины и открытия церкви". Виновным себя в предъявленном обвинении не признал.

1 февраля 1938 года тройкой при УНКВД по Aлмa-Aтинской области приговорен к расстрелу.
Был расстрелян 3 февраля 1938 года. Погребен в общей безвестной могиле.
11 апреля 1989 года был реабилитирован генеральным прокурором Республики Казахстан по 1938 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments