filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

17 (30) января 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Преподобный Герман (Гомзин) схиигумен, Зосимовский

Преподобный Герман (Гомзин) схиигумен, Зосимовский

Память совершается 1/14 сентября и 17/30 января.

Преподобный схиигумен Герман, в миру Гавриил Гомзин, родился в 1844 году, 20 марта, в Страстной Понедельник. В Великую Пятницу младенца крестили и нарекли Гавриилом, а на Светлое Христово Воскресение пришлись в том году его первые именины — Собор Архангела Гавриила.
Господь судил Своему верному рабу явиться на свет в тихом подмосковном городке Звенигороде, овеянном древними преданиями русской старины и осененном именем ученика преподобного Сергия Радонежского — преподобного Саввы Сторожевского, чья святая обитель расположена в полутора верстах от городской черты, на горе Стороже.

С первых дней жизни Гавриила, а по-домашнему Ганю, окружала атмосфера патриархальной русской семьи, проникнутая духом благочестия, доброделания, ежедневного труда и праздничного отдохновения. Родители Гани — Симеон Матвеевич и Марфа Федотовна — любили храм Божий, были людьми простыми и сердечными, старались в обыденных житейских делах следовать заповедям Божиим, творить милостыню и помогать ближним. Отец владел ремеслом стекольщика. С тяжелым ящиком на плече обходил он городские улочки, выполнял заказы горожан и часто возвращался домой с пустой сумой и без денег. С тех, кто не мог заплатить, Симеон денег не требовал, хотя семья у стекольщика была большая: жена, три дочери да пятеро сыновей, с ними жила и бабушка. Всех он должен был содержать. И все как-то устраивалось с Божией помощью. Заботы о хлебе насущном Симеон Гомзин оставлял, когда, преступив порог храма Божия, вставал на клирос и приятным басом воспевал Господу песнь хвалы и благодарения. Он вообще любил петь: пел дома, пел, возвращаясь с работы.

Четырех лет от роду Ганя лишился матери. Марфа Федотовна скончалась при родах дочери Анастасии в день Казанской Божией Матери 1848 года в возрасте тридцати семи лет. Гавриила взяла на воспитание тетка, Матрена Матвеевна Бабкина, — родная сестра отца. Живя у тетки, которая была его крестной матерью, Ганя ходил в школу. Особенно нравились мальчику уроки Закона Божия, да и другими предметами он занимался охотно и учиться любил. После окончания начальной школы хотел поступать в уездное училище. Для этого нужны были деньги: пять рублей на покупку новых учебников. Отец денег не дал, решил, что это слишком большая сумма, а тетка сказала: «Много людей без этого живут. Поучился, и довольно».

Как только явилась возможность, его забрал к себе в Москву брат Алексей, живший между Протопоповским переулком и Грохольской улицей.

Древняя столица России с ее святынями, многочисленными монастырями и храмами произвела большое впечатление на благочестивого отрока. В праздничные и воскресные дни посещал он кремлевские соборы и иноческие обители, особенно любил молиться в храмах Чудова, Сретенского, Богоявленского и Новодевичьего монастырей, с величайшим благоговением вступал он под своды кремлевского Успенского собора. Именно этот, московский, период в душе будущего подвижника заложил основы духовной жизни, появился навык молитвенного делания, зародилось и окрепло желание оставить мир и посвятить себя служению Богу. Впоследствии старец о. Герман с чувством глубокой благодарности вспоминал священника церкви при Набилковской богадельне о. Иоанна — своего первого духовника, которому однажды на исповеди сказал о желании принять монашество. Набилковская богадельня — целый комплекс благотворительных учреждений — находилась в районе Мещанских улиц, и Гавриил, живший неподалеку, часто молился в богаделенной церкви. И батюшка, и прихожане хорошо знали мальчика, приходившего в храм в испачканном красками халатике и с жаром молившегося в продолжение всего богослужения. Священник привечал юного богомольца, давал ему книги духовного содержания, исповедовал и наставлял.

Среди духовных писателей юный Гавриил особенно выделял святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. С их трудами он познакомился в отрочестве и до конца дней глубоко чтил этих светильников Православия.

В двенадцать лет Гавриил Гомзин окончательно решил, что будет монахом, но желанию этому суждено было осуществиться нескоро…
В сентябре 1859 года, когда Гавриилу было пятнадцать лет, отец опасно заболел и был привезен из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры в Москву для лечения. Вечером в воскресенье 19 сентября у постели умирающего в Мариинской больнице Симеона Матвеевича собрались сыновья: Алексей, Василий и младший, Гавриил. Отец уже был так слаб, что не мог поднять руки, чтобы благословить детей. Гавриил, возложив себе на голову отцовскую десницу, мысленно произнес: «Батюшка, благословите меня вместо себя в монастырь пойти».

Сказать об этом вслух он боялся. Рядом были старшие братья, приложившие немало усилий, чтобы устроить младшенького в жизни, помочь ему заработать свой кусок хлеба и теплый угол. Тем более что сыновья бывшего звенигородского мещанина изрядно преуспели в житейских делах: владели трактирами и питейными заведениями в Москве и Петербурге. Им хотелось, чтобы и брат их жил зажиточно и благополучно, приумножая капиталы и расширяя дело.

Со времени кончины отца прошло два года. Гавриил перебрался по настоянию одного из братьев в Санкт-Петербург. Родные убеждали его оставить малодоходное занятие живописью и предлагали участие в торговых предприятиях. Братья выкупили Гавриила из рекрутов, заплатив пятьдесят рублей, сумму по тем временам значительную. Это еще больше усилило моральную зависимость Гавриила от них. Помнил юноша и наставления опытных духовников, не советовавших поступать в монастырь до достижения 25-летнего возраста. Но столица с ее соблазнами, образ жизни, который вели родственники, шумные компании, поездки в театр и, наконец, намерение братьев поскорее женить Гавриила — все это укрепило юношу в решимости открыть свое давнее желание. Он рассказал брату о «родительском благословении», на что тот ответил:

— Если отец благословил, значит, на то Божья воля.

Вскоре Гавриил посетил Гефсиманский скит с твердым намерением остаться там навсегда.

20 февраля 1868 года, на второй неделе Великого поста, Гавриил Гомзин поступил в Гефсиманский скит, начало которому было положено в 1844 году благословением святителя Филарета, митрополита Московского (†1867), и трудами его духовника архимандрита Антония (Медведева, †1877), наместника Лавры.

Ко времени начала подвижничества о. Гавриила (пострижен в рясофор 25 июня 1870 года) в скиту пребывали два старца: иеромонах Тихон (†1873) и иеросхимонах Александр (†1878). Так было угодно Господу, чтобы новоначальный инок последовательно проходил науку монашеского жития сначала у одного, потом у другого.
Отец Тихон — ученик оптинского иеросхимонаха Феодота (†1875), некоторое время подвизавшегося в скиту Параклита близ Лавры, отличался простотой, глубочайшим смирением, удивительным умением говорить с каждым, кто обращался к нему. Любовь и сострадание старца к людям были так велики, что он нередко плакал, принимая исповедь, и ласковым задушевным словом утешал кающихся грешников. Именно к нему, начальнику и братскому духовнику скитских пещер, и поступил в послушание Гавриил.

Почти четыре года пробыл отец Гавриил в послушании у отца Тихона, пока не призвал его другой гефсиманский подвижник -иеросхимонах Александр. Этот дивный старец, проведший сорок лет жизни в иночестве и из них десять лет в затворе, был в учениках у знаменитого оптинского старца отца Леонида (в схиме Льва, Наголкина, (†1841) вместе с преподобным Амвросием Оптинским (†1891), который впоследствии присылал своих духовных чад на исповедь к отцу Александру. С двенадцати летнего возраста будущий подвижник приобрел навык Иисусовой молитвы. В Гефсиманию он поступил в 1851 году по благословению святителя Филарета Московского, а в 1871 году в первый день августа месяца он по благословению архимандрита Антония (Медведева), наместника Троице-Сергиевой Лавры, — ушел в затвор. С этого-то памятного дня и стал келейничать у отца Александра будущий схиигумен Герман.

Перед тем как удалиться в затвор, отец Александр попросил как-то отца Гавриила прибраться у себя в келий, затем стал все чаще приглашать его к себе за каким-нибудь делом и, наконец, переговорив предварительно с настоятелем, сказал отцу Тихону:

— Я у тебя ученика хочу отнять.
— Ну что же? Бери, пожалуйста, пусть он тебе послужит,
— благодушно ответил старец.

«Так меня из полы в полу передали», — вспоминал об этом случае отец Герман, всегда с любовью чтивший память обоих старцев, а особенно отца Александра, от которого он, по его собственным словам, получил великую душевную пользу.

29 ноября 1877 года Гавриила Гомзина постригли в мантию и нарекли Германом. Монашеское имя он получил в честь святителя Германа, архиепископа Казанского. Восприемником был его старец отец Александр.
После кончины любимого старца отец Герман в продолжение девяти лет искал себе духовного руководства. Он вступил в переписку с валаамскими старцами и святителем Феофаном Затворником (†1894). По свидетельству самого отца Германа, святой епископ «добре устроил» его.


святитель_Феофан_Затворник
(святитель Феофан Вышинский, Затворник)


Впоследствии переписка двух подвижников была издана в виде брошюры под названием «Ответы епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве». На суд святителя отдал отец Герман и свои записки о почившем старце отце Александре. Сначала он отправил воспоминания преподобному Амвросию Оптинскому и затем, получив его одобрение, — святителю Феофану, который, исправив кое-что, в письме к отцу Герману посоветовал издать записи, прибавив, что «держать их под спудом было бы не совсем безгрешно». Ученые иеромонахи из духовных детей отца Германа еще раз просмотрели и отредактировали рукопись, которую затем и издали.

5 июля 1880 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков, †1882) рукоположил в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры инока Германа во иеродиаконы. В 1885 году, 17 августа, в день скитского праздника «Вознесения Божией Матери» иеродиакон Герман был рукоположен во иеромонахи. Чин иерейской хиротонии над ним совершил митрополит Иоанникий (Руднев, 1826-1900).
Вскоре после этого многие из скитской братии, а также некоторые иноки Лавры и студенты Московской Духовной Академии стали обращаться к отцу Герману за духовными наставлениями.
Это смущало подвижника, и он обратился за разрешением недоумения к Вышенскому Затворнику. Святитель Феофан благословил иеромонаху Герману принимать приходящих и даже дал ему заповедь: никому не отказывать и всех принимать с любовью. Через некоторое время (13 марта 1892 года) отец Герман был утвержден в должность братского духовника Гефсиманского скита, а в 1893 году он был назначен также духовником больницы и богаделенного скита.
В этот период жизни отец Герман был уже известен многим иерархам Церкви, инокам, взыскующим подлинной духовной жизни; его имя было окружено глубочайшим уважением в Московской Духовной Академии. К числу духовных чад старца относились ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий, †1936), впоследствии митрополит; архимандрит Чудова монастыря Арсений (Жадановский, †1937), впоследствии архиепископ Серпуховский; игумения Иоанна — настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря, этой, как ее называли, «женской Оптиной пустыни», и многие, многие другие выдающиеся личности. А с 1897 года в жизни подвижника начался новый этап, связанный с настоятельством в Зосимовой пустыни…Удалившись из Гефсиманского скита с несколькими учениками, отец Герман, напутствуемый молитвами и благословениями своего сподвижника отца Варнавы Гефсиманского (†1906), известного на всю Россию старца, принялся за устроение Зосимовой пустыни, устроение внешнее и внутреннее.

Митрополит Серафим (Чичагов), (в то время отец Серафим) писал в своем очерке о Зосимовой времен настоятельства отца Германа:

«Около отца Германа собрались монашествующие, как простосердечные дети около любимого отца. Не скроются эти подвижники и боголюбивые труженики от взора народа, ищущего правды духовной, их скоро найдут скорбящие, недужные, страждущие, и просветится обитель блаженного схимонаха Зосимы! Тогда мир устремится искать себе отрады, облегчения, утешения в эту самую пустынь, которую злоба мира хотела уничтожить до основания.
Не увидит здесь мир ли довольства, ни покоя, а будет свидетелем бедности, недостатков, трудов и древнего монастырского порядка, длинных служб по церковному уставу. Стройное, старинное пение, так называемое столповое, произведет совершенно иное впечатление, чем обычное светское пение в городах. Увидит мир, как совершается ежедневно к вечеру монашеское правило по Саровскому уставу со многочисленными поклонами, с умною молитвою, со слезными прошениями и воздыханиями за благотворителей, попечителей, жертвователей обители, а также и за обидящих, осуждающих по неведению. Братия живет по примеру святых отцов под руководством своих старцев, открывая им ежедневно свои помышления. Живущие здесь монахи — истинные труженики: летом работают на огородах, косят сено, чистят лес. Это занятие для свободного времени, для отдыха. Не прекращается работа в мастерских, келиях…
».

В период настоятельства отца Германа 24 октября 1898 года в Зосимову пустынь поступил бывший священник Большого Успенского собора Московского Кремля отец Феодор Соловьев, а 30 ноября того же года он принял постриг от руки отца Германа и был наречен Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Так начал свой путь в иночестве знаменитый старец Алексий Зосимовский (†1928) — ученик и сотаинник схиигумена Германа, великий молитвенник и знаток человеческой души.
Официальный титул, который носил настоятель Смоленской пустыни – Строитель, распространенный в те годы таким же саном, например, обладал Зосимовский иеромонах Корнилий, после назначения настоятелем Махрищского монастыря.
И игумен Герман был им во истину. При нем Зосимова обитель обрела свой величественный вид: три храма, братские корпуса, часовни, склады и хозяйственные постройки – были обнесены высокой кирпичной стеной, над которой парила высокая, трехъярусная колокольня с установленными в 1912 году курантами.
Но главным строительством преподобного Германа было то незримое возрождение школы Зосимовского старчества, которая привлекала в пустынь тысячи паломников со всей России. Северной Оптиной нарекли ее православные.

Монастырская колокольня.Дореволюционное фото
(Свято-Смоленская Зосимова пустынь. Монастырская колокольня.Дореволюционное фото)


В основу своей деятельности положил отец Герман такое правило: внешнее созидание монастыря направить так, чтобы оно способствовало внутреннему устроению братии. Исходя из этого, он покупает вокруг участки земли, дабы предупредить появление вблизи обители дач и поселков, с той же целью не проводит шоссе к станции, отводит вдаль проезжую дорогу, спасая иноков от шума и столкновения с мирскими людьми; делает в разных местах загородки, ворота, преграждая, с одной стороны, выход братии из обители, а с другой, вход в нее посторонним лицам; устраивает корпуса со множеством помещений, давая возможность каждому брату жить в отдельной келлии и удобно подвизаться. Вводит физическую работу для всех насельников, не исключая и старших, не ради прибытка и корысти, а для того, чтобы облегчить борьбу с плотью; ибо он хорошо знал, что труд, соединенный с молитвой, угашает пламень страстей. Обеспечивает братию пищей, одеждой, топливом и всем необходимым, дабы материальные лишения не повергали их в скорби и не нарушали бы духовного равновесия. Благоукрашает храмы, равно как и всю обитель, и тем возвышает дух ее насельников, укрепляет любовь, привязанность их к своему монастырю.

Употреблял отец Герман и чисто духовные средства к тому же воспитанию иноков. Так, прежде всего потребовал он неопустительного посещения церковных служб и особенно полунощницы и утрени. О последней старец обыкновенно говорил словами святых отцов: «Утреня есть жертва наша Богу, тогда как Божественная литургия— жертва Господа за нас». Ввел авва и строго уставное богослужение с умилительным пустынным напевом, организованным одним из учеников его, иеромонахом Нафанаилом. Зосимовский «Блажен муж», «Хвалите имя Господне», ектений и др. глубоко ложатся на сердце и никогда не забываются потом.

Установил далее дисциплину и порядок везде и во всем: в церкви, на клиросе, в трапезе, на послуша¬ниях и в домашнем быту; искоренил такие пороки, как своеволие, пристрастие к вину, к табаку и шатанию по миру, а, главное, насадил духовное окормление братии. Сам—ученик славного отец Александра—отец Герман видел в старчестве великую силу для нравственного созидания инока.
Отец игумен вырастил целую плеяду иеромонахов, получивших широкую известность у богомольцев и вступивших, впоследствии, на путь гонений и страданий.
Преподобный Макарий (Моржов, † 1931), преподобный Игнатий (Лебедев, †1938), преподобный Герасим (Мочалов, †1938), преподобный игумен Владимир (Терентьев. † еще не установлено), благочинный пустыни отец Мелхиседек (Лихачев, †1931), казначей Митрофан (Тихонов, †не ранее 1943), иеромонах Досифей (Шонин, † еще не установлено), иеромонах Феодорит (†1937), иеромонах Никодим (Монин, †1937), иеромонах Иннокентий (Орешкин, †1949),– это те, кто несет на себе крест духовничества наряду с аввой Германом и старцем Алексеем.

К преподобному Герману поступают будущие подвижники: архимандрит Зосима (Нилов †1939), иеромонах Софроний (Петров †1937), игумен Платон ( Климов †1966), архимандрит Никита (Курочкин-Степанов †1937) и другие братия пострадавшие за веру Христову в годы лихолетья.
Со всех сторон потянулись сюда мирские люди, ища молитвы, покояния, совета и утешения.

В эти годы в монастыре получали духовное окормление святая мученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна (†1918) и сестры Марфо-Мариинской обители, члены Императорского Дома, высшие сановники государства, иерархи Церкви. В Зосимову стекались сотни и тысячи богомольцев со всей необъятной России. Пустынь стала одним из духовных центров русского Православия того времени. Офицеры и чиновники, священники и монахи, крестьяне и ремесленники, промышленники и торговцы все они, мужчины и женщины, старики и молодежь, молодые супруги и юные девы, обновлялись духом, принимая наставления старцев Зосимовой пустыни, уносили с собой в мир ее особенный свет — отблеск Света Невечернего
Но на пути своего служения отец Герман, как и подобает для истинного подвижника, будь он монах или мирянин, встречал далеко не одни только утешения. Бывали и скорби. По временам — тяжкие. Бывали и искушения. Один из учеников, иеромонах Иона, пришедший вместе с отцом Германом из Гефсиманского скита в Зосимову, восстал на своего авву и немало навредил ему. В обители подняли ропот среди братии, и дело закончилось переводом игумена Германа в Махрищский монастырь Владимирской епархии.. В этот же монастырь от подобного ропота братии удалился некогда и преподобный Сергий Радонежский!

В «ссылку» отец Герман прибыл 14 сентября, когда Святая Церковь вспоминает изгнание святого Иоанна Златоуста из Константинополя. Его краткое пребывание в Махре ознаменовалось двумя пожарами в обители. А уже 4 ноября отец Герман получил повеление вернуться обратно. Через десять дней он был в Зосимовой. За старца хлопотала великая княгиня Елисавета Феодоровна и усердно молилась за него, вычитывая еженощно акафист Божией Матери «Всех скорбящих Радости»…
Вечером 28 июля 1916 года в своей келье игумен Герман принял пострижение в великую схиму от руки епископа Арсения (Жадановского). С этого момента помыслы старца всецело направлялись на достойное приготовление к блаженной вечности.
В последние дни схиигумен Герман тяжело переживал разлучение с храмовым богослужением и с нетерпением ожидал момента причащения Святых Тайн, которые принимал ежедневно.

Вечером 17 января 1923 года схиигумен Герман окончил свой земной путь и преставился ко Господу, сопровождаемый молитвами и скорбными слезами братии, а также всех, кто почитал его при жизни. Последними словами батюшки были:

— Нам нужно всем готовиться в небесные обители!

Первую панихиду над усопшим совершил старец Алексей, он же прочел канон на исход души. Три дня тело покойного пробыло в келье, где почти непрерывно над ним совершались панихиды. Когда выносили тело старца, отец Алексий, оставив свое уединение, вышел дать последнее целование умершему наставнику.
По окончании отпевания гроб обнесли внутри собора и при пении опустили в могилу, приготовленную у правой стены Зосимовского придела.
Старец предсказывал, что, пока он жив, обитель его не закроют, и действительно, Зосимова пустынь была окончательно закрыта вскоре после погребения отца Германа.

Арсаки, Смоленская Зосимова пустынь, Владимирская область
(Арсаки, Смоленская Зосимова пустынь, Владимирская область)


В настоящее время мощи прославленного в 2000 году преподобного схиигумена Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца, хранятся в раке Смоленского собора пустыни.

Полное Житие прп. Германа Зосимовского вы можете прочитать тут:
http://zosymova-pustin.ru/pages/monastyirskie_hramyi.html


Тропарь преподобному Герману схиигумену Зосимовскому, Владимирскому чудотворцу
Глас 2
Божественныя молитвы ревнителю, преподобнаго Зосимы образ явивый устроителю знаменитыя пустыни, богомыслие и старчество в ней насадивый, добродетельми щедро украшенный, постническое и равноангельское жите показавый.
Преподобне отче Германе, наставниче и пустынножителю, поминай нас у престола Вседержителя, чтущих любовию честную память твою.

Кондак преподобному Герману схиигумену Зосимовскому, Владимирскому чудотворцу
Глас 6
В преподобстве и правде пожив, отче Германе преславне, многим путь явился еси ко спасению. Та же молитву божественную насадив во иноцех твоих, стезю твою к Богу праву содела.

Преподобный Герман (Гомзин) схиигумен, Зосимовский 1


Молитва

О, блаженне отче Германе! Земли Владимирския преславная похвало, дивный и чудный угодниче Христов, иноков украшение! Зря обитель Зосимову, зрак свой обновившую, также и святые мощи твоя в той обретенныя, радуемся ея восходу новому, стопами многих подвижников освященною.
И ныне, по ряду достойно воспоим тя, отче Германе, яко строителя обители мудраго, наставника монахов неусыпнаго, ревностнаго общего жития насадителя, непрестанныя молитвы учителя, изографа святых икон искуснаго, весь путь твой многотрудной жизни восхваляя, о времени буйном, яко горниле огненном, в последняя твоя лета воздыхал еси, пастырски о нем болезнуя.

Преподобне авва Германе! Благодатию свыше одеянный и обогащенный, молися о всех нас, грешных людях, в скорбях и болезнях угнетаемых, в страстях и многих грехах одолеваемых, да озарит свет покаяния и исправления прежней жизни ко спасению душ наших, ко умирению во вражде сущего мира, яко и во дни жития твоего в сем добром деле много пособствовал еси, новаго человека во Христе созданнаго проповедуя.

О, святый отче! Велие дерзновение имея пред Всемилостивым Спасом и Его Пречистой Материю, не забуди нас, меньших и недостойных чад твоих, в молении твоем, предстательствуй о всех нас, с любовию чтущих светлую память твою, в Церкви нашей дивно прославленней, яко новое светило в хвалу и вечное благодарение Благодетеля и Питателя жизни нашея, в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Преподобный Антоний Новый, Верийский, чудотворец

Преподобный Антоний Новый, Верийский, чудотворец


Время рождения преподобного Антония[1] точно не известно[2]. Он происходил из благочестивой и богатой семьи, жившей в македонском городе Верии. Воспылав стремлением к подвижнической жизни, он еще в ранней юности оставил бесплодные удовольствия этого мира и стал монахом в Пиерийском монастыре, который в то время процветал[3]. Вскоре преподобный Антоний стал примером для братий во всех монашеских добродетелях.

Желая вести отшельническую жизнь, он получил благословение настоятеля удалиться в труднодоступную пещеру у берегов реки Алиакмон. Там он прожил пятьдесят лет в полной безвестности, питаясь только росшими вокруг травами. О подвижнике знал лишь один священник, который время от времени приносил ему Святое Причастие. Подобно своему славному святому покровителю, мужественному преподобному Антонию Великому, Антоний Новый в течение многих лет отражал диавольские нападения. Бесы являлись ему в весьма страшных обличьях, а иногда, желая вынудить святого покинуть жилище и прервать непрестанную молитву, внушали, будто река начинает разливаться и вот-вот затопит пещеру. Так преподобный прожил до девяноста лет и мирно отошел ко Господу в своей пещере.

Через некоторое время мимо этого места проходили охотники. Их собаки стали лаять, и охотники увидели за листвой, там, где была пещера, человеческую руку, делавшую им знаки. Они пошли туда, раскопали вход в пещеру и внутри обрели нетленные мощи подвижника. Об этом дали знать епископу Верии, который немедленно явился почтить святого в сопровождении многочисленных верующих.

Тем временем жители Пиерии и Верии стали спорить, кому из них достанется честь взять святые мощи. Чтобы решить спор, епископ велел положить тело святого на телегу, запряженную двумя быками, как некогда Ковчег Завета (ср.: 1 Цар. 6), и предоставить быкам идти туда, куда приведет их Божественное Провидение. Упряжка без колебаний направилась к Верии и остановилась перед родным домом святого. Впоследствии на этом месте построили большую церковь в его честь.

___________________________
Примечания:
[1]
Прп. Антоний почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[2] Последние археологические находки показывают, что прп. Антоний Новый жил до XII в., а не в XIV–XV вв., как думали раньше.
[3] Монастырь Святого Иоанна Предтечи был главным в целой группе монастырей, которые впоследствии стали называться Верийским скитом. Здесь просияли свт. Григорий Палама, прп. Афанасий Метеорский, прп. Никанор и прп. Дионисий Олимпийский.


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments