filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

11 (24) мая 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Равноапостольный Ростислав Великоморавский

равноап_Ростислав_Великоморавский

Ростислав Великоморавский (+870), князь, святой равноапостольный.
Память 11 мая. В Чехословацкой Церкви 28 октября.

Способствовал распространению христианства среди славян св. Кириллом и Мефодием. Св. Ростислав первый среди своего народа оказал им высокую честь и глубокое сочувствие к их святому делу.
Святой князь Ростислав унаследовал престол Великоморавского княжества в 846 году, по смерти своего дяди Моймира I. Его наследию способствовал Восточно-франкский король Людовик II Немецкий, надеявшийся на то что Ростислав будет послушным его воле, но святой воспротивился немецкому влиянию. Людовик вторгся в Великоморавское княжество в 855 году, но не смог подчинить славянское государство.

К этому времени на территории Велокоморавской державы уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии. От кого-то из этих миссионеров святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что проповедь христианства может быть успешной только в том случае, если миссионеры будут обращаться к народу на родном языке. Он также опасался политических связей немецких миссионеров, за которыми стояли германские государства желавшие подчинить славян.

Святой Ростислав сначала обратился к папе Римскому с просьбой прислать миссионеров, которые бы знали славянский язык и могли бы противостоять политически окрашенной немецкой миссии. Но находившийся тогда на Римском престоле папа Николай I был союзником немецкого короля Людовика и потому не удовлетворил просьбу князя. Тогда Ростислав в 862 году отправил посольство к Византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал:
Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит.
В ответ на эту просьбу Михаил III по совету святителя патриарха Фотия направил в Моравию святых братьев Константина (в монашестве - Кирилла) и Мефодия. Святые братья пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и начали успешную проповедь христианской веры на славянском языке, переводя на него книги Священного Писания и богослужебные тексты, открыты первые в Моравии христианские школы. Святой князь всячески способствовал их великому делу. Вероятнее всего, святые Кирилл и Мефодий пребывали в это время в резиденции святого Ростислава в Микульчицах, где было тогда возведено немало храмов.

Латинские миссионеры стали в жесткую оппозицию деятельности святых братьев, понимая что дело святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемое князем Ростиславом, утверждает независимость и величие Великоморавской державы. Последовали обвинения святых братьев в ереси, а король Людовик вновь вторгся в Великую Моравию в 864 году, на этот раз добившись у Ростислава признания главенства Восточно-франкского государства над своим. Но борьба продолжалась и к концу 869 года был заключен мирный договор, по которому Моравия получала полную независимость от немцев. В том же 869 году из Рима в Моравию пришли новопоставленные священники, которые стали совершать здесь славянское богослужение.

Однако мир оказался недолгим. Племянник князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной из моравских областей, неожиданно предал дядю и стал союзником немецкого князя Карломанна, сына короля Людовика. Ростислав был захвачен в плен и передан немцам, которые его ослепили и заключили в темницу, а Моравия оказалась во власти Карломанна. Хотя этот период немецкого владычества продлился недолго, и утвердившись на престоле, Святополк снова стал покровительствовать славянскому богослужению, святому Ростиславу не суждено было увидеть освобождения своей державы. Он скончался в немецком заточении в 870 году.

костел_в_Копчанах_единственный_уцелевший_памятник_Великой_Моравии
(Костел в Копчанах - единственный уцелевший памятник Великой Моравии)

Прославление

Быстрая гибель Великоморавского государства и утверждение немецкого и римо-католического влияния на родине святого князя на долгие столетия отсрочили прославление его святых трудов. Оно совершилось лишь с после того как в XX веке Православная Церковь воспряла в Чешских и Словацких землях. Решение о канонизации святого Ростислава было принято на Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в декабре 1992 года, однако сама канонизация состоялась в 1994 году. Торжества по этому случаю проходили 29 октября 1994 года в Прешове и 30 октября того же года в Брно. День памяти святому установлен в Чехословацкой Церкви 28 октября.

Тропарь
глас 7
Первый в князех народа твоего, Богом вдохновенный, возжелал еси уклонитися от идолослужения, в правой вере познати Бога живаго, Промышлающа о людех Своих. На торжество веры призвах мудрыя учители, иже открыша многоценную жемчужину вечныя жизни, Моравский княже Ростиславе, благословен был еси святыми Кириллом и Мефодием, иже великую любовь к народу явиша, научивше его истинному богопочитанию. На сем камне веры благочестных житием украсился еси. И ныне в обителех Отца Небеснаго молися о нас, да спасет Господь души наша.

Кондак
глас 4
Всем своим сердцем и душею Бога возлюбив, трудился еси со своим народом послужити ему в преподобии и правде во всем житии своем, проводя духовный подвиг. И призвал еси мудрыя учители из Богоспасаемого Константинова Града, иже люди твоя закону Божию и святым писанием научиша, Богу содействующу. Из эллинских словес на словенския совершенно преложиша, писмены их научиша. В них же и мы утвердившеся Богу благодарение возносим, яко не быти на в невежествии, но разумети, яже Богу угодна суть, и како спасати души наша, жизнь бесконечную, яже на небесех, получити молитвами твоими, княже Ростиславе, и в Церкви православно светлую память твою восхвалим.

Священномученик Мокий Амфипольский

сщмч_Мокий_Амфипольский

Святой Мокий был пресвитером в Македонии, в городе Амфиполе. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святой Мокий убеждал язычников, собравшихся для празднования языческому божеству Дионису (Бахусу), оставить беззаконные и скверные обычаи, сопровождавшие это торжество, покаяться, обратиться к Господу Иисусу Христу и очиститься во святом крещении. Святой был приведен на суд к правителю Лаодикию, исповедал перед ним истинную веру, а на угрозы отвечал: "Смерть за Христа - великое приобретение для меня".

Святого Мокия подвергли истязаниям, которые он переносил с дивным терпением, не переставая обличать нечестие идолопоклонников. Приведенный в капище Диониса, святой Именем Иисуса Христа сокрушил идола, после чего был ввергнут в раскаленную печь, где остался невредимым, а пламенем, вышедшим из печи, был сожжен правитель. Вновь назначенный начальник подверг святого Мокия жестоким истязаниям, которые он при помощи Божией стойко перенес; отданный на растерзание диким зверям, он остался невредимым - львы ложились у ног святого. Народ, вразумившись такими чудесами, стал требовать, чтобы мученика отпустили на свободу. Правитель распорядился отослать святого в город Перинф, а оттуда в Византию, где святой Мокий был казнен. Перед смертью он в молитве благодарил Господа, давшего ему силу до конца пройти мученический подвиг. "Господи, приими в мире дух мой", - были его последние слова, после чего ему отсекли голову. Святой Мокий скончался около 295 года. Впоследствии император Константин построил в честь священномученика Мокия храм и перенес в него святые мощи страстотерпца.

Преподобный Софроний Печерский

прп_Софроний_затворник_Печерский_справа_от_иеромонаха
(прп. Софроний справа от св. иеромонаха)

Преподобный Софроний, затворник, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пеще¬рах Киево-Печерского монастыря в XIII в. Преподобный Софроний, затворивши себя в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтырь и всегда носил на себе власяницу и тяжелый пояс железный. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Он и ныне «в небе наслаждается вечной радости, со Христом царствующи». Память святого Софрония совершается вместе с другими святыми отцами Дальних пещер 28 августа/10 сентября, особо 11/24 марта и обретение его нетленных мощей — 11/24 мая.
Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments