filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Моя Греция. Уикенд в ноябре. Афины, Лутраки, Эвбея...(ч.4)

Начало рассказов о первом путешествии (Корфу, Бари)тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/556.html
Начало рассказов о втором путешествии (Корфу, Метеоры) тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/3006.html

Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/110200.html


Монастырь преподобного Герасима…
Продолжение…

29.05.2014 - апгрейт. Теперь с текстом :-)

лутраки_герасима_храм

Святая обитель встретила нас безмолвием… Везде практически можно было перемещаться беспрепятственно, однако главных храм – Собор святого великомученика Пантелеимона был закрыт, закрыта была и маленькая церковь Богородицы Элевферотрии. Мы попробовали подергать дверь в иконную лавку, но и та не поддалась. Ну, что же, не посчитав необходимым тревожить монахинь и колотиться в двери, мы посчитали за радость просто побродить по монастырю, тем более, что посмотреть и при закрытых дверях там много есть на что.

лутраки_герасима_крест

Если обойти справа собор, то сразу виден величественный тринадцатиметровый Крест, установленный на возвышенности. По преданию этот Крест был установлен на том самом месте, где одному простому благочестивому священнику явился сам преподобный Герасим, с крестом в руках, от которого исходило сияние. Перед Крестом миниатюрная часовня с иконой преподобного и лампадой. Мы поклонились подножию Креста и с наслаждением изучали открывающиеся с монастыря виды на залив.

лутраки_герасима_вид_море

А вот вид с площади перед Крестом на сам Собор:

лутраки_герасима_вид_со_стороны_креста

Рядом с маленькой церковью красивая небольшая звонница:

лутраки_герасима_звонница

Очень хотелось позвонить в колокола, но мы, разумеется удержали это желание при себе. Обойдя звонницу мы увидели неприметную лестницу, ведущую вниз.

лутраки_герасима_лестница_к_некрополю

Никаких признаков того, что проход посетителям нежелателен мы не обнаружили и решили спуститься…

Внизу оказался небольшой, но весьма монументальный некрополь:

лутраки_герасима_некрополь

Вернулись «этажом» выше и обошли собор.

лутраки_герасима_храм_1

Перед нами предстала массивная дверь, которая могла бы вести в нижний храм собора (в некоторых наших храмах встречается подобная планировка). Однако и эта дверь была плотно закрыта на замок. Справа от двери с иконы на нас смотрел сам хозяин монастыря преподобный Герасим:

Лутраки Герасима икона Герасима

Это было большим утешением, поскольку мы не могли поклониться его святым мощам, что покоятся в храме.
Вслед на преподобным за посетителями со стены следил какой-то явно менее дружелюбный доблестный воин:

лутраки_герасима_воин

Увы, на настоящее время я не смог выяснить кто этот грек, удостоившийся быть изображенным рядом со святым. Можно предположить, что это один из организаторов или предводителей освободительного восстания за освобождение от власти турок и независимость 1821 – 1829 годов.

Чуть в глубине мы увидели большие, в метр - полтора, не менее, иконы апостолов евангелистов, изображенных со своими символами. Вот евангелист Марк, который символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа:

лутраки_герасима_Марк

А рядом с ним апостол Иоанн:

лутраки_герасима_Иоанн_Богослов

Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

Монастырь утопает в зелени, а сейчас она еще подкрашена в цвета осени. Я слышал, что весной тут море цветов и невозможно оторвать глаза от подобной красоты. А если учесть открывающиеся с обители виды, то понятно, почему и при закрытых храмах невозможно быстро покинуть это святое место. Однако, нас ждет преподобный Потапий, поэтому мы еще раз поклонившись невидимым монахиням поехали дальше.

Монастырь преподобного Потапия…

Этот монастырь находится выше всех остальных монастырей Лутраки на высоте более 700 метров над морем. Мы оставили машину внизу, где стоянка и где местные жители продают мед и травяные чаи и поднялись по ступенькам (144 каменных ступеньки).
На входе меня за локоть легонько тронула старенькая монахиня:

- Не холодно?

Напомню, что заканчивался ноябрь, а я был в рубашке с короткими рукавами. Но что нам, русским их, греческий ноябрь! По нашим меркам просто жара (градусов 18, не меньше).

- Нет, не холодно…Солнце светит!
- Молодой, у тебя кровь быстро бегает! А вот у меня уже медленно, я мерзну…Идите к Потапию, там
(она указала рукой).
- Спасибо!
- С Богом!

Монастырь не выглядит молодым, хотя построен только в 1952 году. Однако, это сам монастырь, а пещера тут была (в которой находится церковь с наскальными фресками Святого Терпения (Агия Ипомони)) давным давно.
Вот она, эта пещера, где чудесным образом были обретены мощи блаженого Потапия:

лутраки_потапия_вход_пещера

Несколько ступенек и мы внутри…
Не часто посещает нас подобное состояние. Последний раз это было на Корфу, в храме святителя Спиридона Тримифунтского. И вот нынче…Скудные наши слова не в состоянии описать того, что в такие мгновения переживаешь. Это совершенно реальное ощущение присутствия святого. Нет, ты не видишь его, не слышишь, не осязаешь… но ты точно знаешь - он тут с тобой! И нет желания ни ходить, ни фотографировать, ни разговаривать… Только помолчать и помолиться тихо и… не спугнуть. Не лишиться ощущения, не прогнать своей суетой, нетерпением, торопливостью, поверхностностью…

Преподобный Потапий родом из Египта, из города Фивы. Сын властителя – его отец был правителем целой области, также он был философом и врачом.
Родители будущего святого были очень благочестивы. Наверное по этой причине Потапий поучившись математике, философии, риторике и прочим наукам у лучших учителей Александрии быстро осознал, насколько все в этом мире непрочно и преходяще и возревновал к подвижнической жизни, поэтому часто еще будучи отроком он уходил и города в пустыню, где жило много подвижников (и юный Потапий и они были современниками таких прославленных отцов, как Антоний Великий (356 г.) и святитель Афанасий (373 г.)), и у них он научился вникать во внутреннюю жизнь и постигать движения души.

После смерти отца юному Потапию было предложено занять должность управляющего всеми финансами большой области (которой при жизни руководил его отец). Это так обеспокоило и огорчило молодого человека, что Потапий бросился к ногам матери и стал умолять её отпустить в пустыню, где он мог бы начать вести подвижническую жизнь с другими братиями и это благословение получил, после чего без промедления отправился в монастырь Тавенниси, где посвятил себя молитве, посту и бдениям. Десять лет он подвизался там, изучая Священное Писание и жития святых, и скоро стал известен всему Египту как ученый муж и чудотворец.
Слух о его учености и подвигах распространился по всему Египту и даже далее, поэтому вскорости из Фив прибыла делегация, предложившая Потапию стать епископом их Церкви. Однако, Потапий не согласился и удалился из монастыря в дальнюю пустыню.

«Пока Патапий был в пустыне, город Фивы поразила страшная эпидемия чумы, во время которой погибло много жителей. Оставшиеся были в ужасе и, зная о благодатной силе молитв Патапия, просили его спасти их от этого бедствия. Однако Патапий не хотел идти в город, где его славили бы как знаменитого чудотворца, и ответил твердым отказом. Ночью же он тайно явился в город, босиком, одетый в латанную накидку, какую носили тогда анахореты. Он входил, никем не узнанный, в дома, где были заболевшие, и тихо молился вместе с ними, исцеляя многих. Когда чума отступила, люди стали искать посланного им от Бога врача, но его нигде не было: он покинул город так же тихо, как пришел. Тогда жители города поняли, что это был сын их родной земли, монах Патапий…» (Из жития).


В 428 году Преподобный, оставив братию, отправился в Константинополь, поскольку в пустыни он был уже лишен того, к чему имел стремление –уединения, - известность была его столь велика, что к нему постоянно приходили люди, а рядом было воздвигнуто множество келий тех, кто хотел подвизаться рядом с Потапием. По дороге в столицу святой на целых семь лет задержался в Коринфе, где часто забирался на Геранийские горы и особенно полюбил одну пещерку, где по преданию однажды останавливался апостол Андрей, скрываясь от преследовавших его воинов.

«… во времена преподобного Патапия в пещерке был только небольшой скит с семью монахами. Патапий по их просьбе присоединился к ним и учил их аскетической жизни и молитве, чему сам научился в монастырях Египта.

Однако же преподобный Патапий все еще стремился найти уединенное место, где можно было бы в молчании сердца предаваться умной молитве. Забравшись выше по склону Геранийских гор, он обнаружил еще одну пещеру, служившую первым христианам убежищем, в котором они укрывались от своих гонителей. Преподобный Патапий поселился в этой пещере, недалеко от своих учеников. Он так полюбил новое тихое место, что однажды сказал братии: «Отцы мои, после моей кончины, где бы я ни умер, перевезите меня сюда и похороните в моей любимой пещере в Геранийских Горах». По неисповедимому Промыслу Божию, это желание святого исполнилось через много столетий…
…На восемьдесят третьем году жизни преподобного Патапия, когда пришло его время оставить землю и переселиться в небесные обители, у одра святого собрались ученики, скорбя о том, что его уже не будет с ними в этой жизни и некому будет укреплять и поддерживать их. «Отче, для чего ты оставляешь чад своих сиротами? Почему должен ты отойти в свое Небесное Отечество? Кто теперь излечит нашу боль и исцелит раны душ наших?» Преподобный же, умирая, не имел ни страха, ни даже привязанности к земной жизни. «Чада мои, - сказал он, - не печальтесь, не проливайте слез, расставаясь со мной, ведь этим вы вредите и себе, и мне. Лучше молитесь о моей душе, совершайте службы, поминая меня. Это принесет вам пользу». Так он прервал их стенания и направил их ум к помышлению о вечности. Потом он начал молиться за них и, молясь, предал дух свой Богу. Это случилось в 463 году. Ученики похоронили его в константинопольском храме снятого Иоанна Предтечи…
…После захвата Константинополя турками нетленные мощи Преподобного были перенесены в его пещерный скит в горах над Коринфом, как он сам просил почти за тысячу лет до того. Местные монахи знали о существовании этой пещеры. Из нее сделали часовню с небольшим иконостасом, на котором были изображены святые Патапий, Никон, Ипатий и св. Ипомона. Мощи святого Патапия укрыли за западной стеной пещеры, обратив их лицом к иконостасу.

Житие Преподобного и местонахождение пещерной часовни люди помнили и во времена турецкого ига. Местные христиане, видя на иконостасе икону с его изображением, называли ее «пещерой святого Патапия». Никто не знал о том, что здесь покоятся его мощи: вероятно, христиане, перенесшие их сюда, намеренно сохранили это в тайне, чтобы уберечь святыню от осквернения. В любом случае, память об их присутствии в этом месте не сохранилась.
В начале двадцатого века местный священник, отец Константин Сосанис, часто приходил сюда, взбираясь по крутым скалам, чтобы послужить в этой скромной часовенке. Отец Константин был довольно высокого роста, и потолок часовни оказался для него слишком низок. Ему, вполне естественно, пришло в голову увеличить и восстановить часовню, в особенности алтарь, который был тесным. В 1904 году он решил начать реконструкцию и нанял работников из числа местных жителей, чтобы снести древнюю стену в западной части пещеры. Однако накануне того дня, когда они должны были начать работу, отцу Константину явился во сне некий монах и сказал: «Будь осторожен, снося стену, потому что с обратной ее стороны нахожусь я. Я - святой Патапий Египетский». На следующий день при выполнении работ за стеной были обнаружены его нетленные мощи, покрытые листьями и издающие неземное благоухание. Листья, хотя они и были сорваны с деревьев за четыреста лет до того, оказались абсолютно свежими, будто только что сорванные. На груди святого лежал большой деревянный крест, в руке находился древний свиток, в котором говорилось, что эти мощи принадлежат преподобному Патапию Египетскому.

Впоследствии в Константинополе (нынешнем Стамбуле) были найдены древние бумаги с описанием мощей преподобного Патапия, полностью совпадающим с тем, как выглядели мощи, обнаруженные отцом Константином Сосанисом
» (Из жития).

лутраки_потапия_мощи

Мы положили земные поклоны преподобному и приложились к его нетленным мощам.

- Преподобный отче Потапий, моли Бога о нас!

Как это часто случается в подобных местах мы с любимой не то, чтобы потерялись, а потеряли друг друга из виду. Когда я выходил из пещерки она сидела у входа (там выше она сидит на стульчике) и писала записочки. Я решил тоже написать преподобному имена сродников и близких, испрашивая его святых молитв, но прежде заглянул в лавку, чтобы заодно и иконочки приложить к святым мощам.
Для тех, кто найдет время побывать у преподобного Потапия я скажу, что выбор икон тут очень хороший и цены весьма доступные, если не сказать больше. Через двадцать минут я выходил из лавки с двумя большими пакетами, в которых лежали иконы для дома и в благословение нашим друзьям. Увидев большую восковую свечу (грамм на двести, наверное, если не больше) я поинтересовался у монахини в лавке:

- Сколько стоит кэрья (свеча по гречески)?
- Эта? Большая?
- Да, она.
- Это Вам в подарок!
- Спаси, Господи!


Заполучив таким образом и свечу я отправился обратно в пещеру за благословением блаженного Потапия. По дороге встретил любимую тоже с пакетом. Пока меня не было она успела сделать несколько фотографий монастыря. До сих пор не могу понять, как ей удалось улучить момент таким образом, что на фотографиях практически нет посетителей. Не скажу, что монастырь кишел паломниками, то люди были и их было не мало.

лутраки_потапия_площадь

лутраки_потапия_звонница


Вернувшись к пещерке я тоже написал записки и зашел вовнутрь. Возле раки с мощами преподобного стоял человек и о чем то усиленно просил святого не обращая ни на кого внимания. Не желая ему мешать, я становился подождать, однако он не прерывал своей молитвы. Шло время, а человек все еще стоял у раки… в конце концов, поскольку за мной уже выстроилась небольшая очередь, монахиня знаком показала нам, чтобы мы проходили к раке (места было достаточно, чтобы тоже приложиться, не мешая особенно тому молящемуся), что мы и сделали.
Поскольку монастырь святого Потапия расположен на самом верху, то с него открываются удивительные по красоте виды на море, город Лутраки и на нижележащий монастырь пророка Илии.

лутраки_потапия_вид_со_стороны_звонницы_монастырь_пантелеимона

Вон там, где на фотографии идет дым и расположена эта обитель. Но пугаться не следует, горит не сам монастырь, что мы выяснили, когда до него добрались.

Возвращаясь к стоянке мы встретили обязательного насельника всех греческих монастырей – местного кота весьма независимого вида. Он видимо с недоумением размышлял в себе – как можно отсюда уехать!?
И мы готовы были бы с ним согласиться, однако, пора было уже продолжить движение к следующей нашей остановке – Ильинскому монастырю. Мы в последний раз поклонились преподобному и стали спускаться вниз…

Продолжение следует…
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/145204.html


Tags: Греция, Лутраки, Православие, путешествия, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments