filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

О кондаке Рождества Христова прп. Романа Сладкопевца - интересный рассказ...

Лучшее высказывние о Рождестве - кондак прп. Романа Сладкопевца

Кондак праздника написал, как известно, прп. Роман. Чтобы понять глубину таинства и вообще необычность Кондака, необходимо сделать небольшой экскурс в историю, вернуться в Византийскую Империю и вообще окунуться в лексику древнегреческого языка.

прп Роман Сладкопевец
(икона Покрова Пресвятой Богородицы. В центре - прп. Роман Сладкопецец в Софийском храме)


Надо отдать должное тому, что греки восприняли от своих предков - древних греков, философов - особенную живость ума. Если вернуться в историю, вспомнить Византийскую Империю и изучить язык той эпохи, то нас ждут удивительные открытия.

В языке греков происходила необычная эволюция. В античную эпоху язык философов был полон афоризмов. Считалось очень изысканным сказать мудро. Мудрость и была синонимом красоты. В первые века Христианства, такое отношение сохранялось.

С расцветом Византии менялось и сознание греков, трансформировалось их понимание красоты языка. Красивым язык стал считаться у того, кто допускал много эллипсисов. И чем больше умолчаний было в языке автора, тем он считался более утонченным.

Мы судим, конечно, по рукописям, например, свт. Григория Богослова или свт. Василия Великого. Поэтому их так трудно переводить, - язык полон умолчаний. А если в эллипсисе находилось подлежащее, то это вообще считалось верхом изящества.

Для современного русского языка отсутствие подлежащего - это верх безграмотности. Если человек один раз так написал или сказал, то он навсегда потеряет уважение. В Византии все было наоборот!

Наконец, в эпоху прп. Романа Сладокопевца, расцвет церковной гимнографии был связан с новым явлением: изысканным стало соединять в одной фразе несоединимые вещи или, лучше сказать, противоречивые и взаимоисключающие понятия. Надо признать, что это действительно нелегко. В любом случае, в этом заключается большое искусство.

Итак, этот метод, который в наше время иногда называется антитетическим параллелизмом, стал основным в гимнографии того времени.

И вот, создание кондака прп. Романом, стало поистине явлением в жизни Церкви.

Дело в том, что в Софии Константинопольской на праздничном богослужении многие гимнографы исполняли свои тексты впервые. Певец выходил на середину храма, пел свой тропарь - аполитикон, тогда, правда, короткие песнопения чаще всего назывались кондаками. Затем получал сразу же в руку золотую монету и возвращался на свое место.

Наступило Рождество. Шло императорское богослужение в Святой Софии. Подошла очередь исполнять свое сочинение диакона прп. Романа. Он исполнял его первый раз. И вот, он вышел на середину храма, зашел на подиум (этот момент изображен на иконе) и запел Кондак:


- Дева днесь - предсущественного (иперусион - сверх любого естества) рождает!

Весь храм всколыхнулся... Ведь изысканным было соединять в одной фразе несоединимые вещи. А тут совершенно неожиданное соединение: сегодня, днесь - и предсущественный, то есть тот, кто выше времени.

Весь храм замер от удивления... Роман запел дальше:

- И земля вертеп - неприступному приносит!

Опять соединение абсолютно несхожих вещей: вертеп, пещера и - неприступный Бог!

По храму прокатилась волна восхищения... А Роман уже пел дальше:

- Ангелы с пастырьми славословят!

Опять соединение абсолютно недопустимое и неожиданное: ангелы с пастухами обычно не проводят время...

- Волхви же со звездою путешествуют! - продолжал Роман.

И волхвы - и звезда, все эти вещи никогда не сочетаются в жизни! Это реальности, существующие в разных мирах. Вся Святая София замерла...

- Нас бо ради родися отроча младо - Превечный Бог!

Последняя фраза всех просто потрясла. Это было как своего рода печать на хартии. Ради нас - рождается ребенок. Тоже вещи странные и непонятные... И не просто ребенок, а ребенок - Бог!

Если сказать, что все были потрясены, то мы ничего не скажем. Это было как землетрясение.

- Что это за удивительное песнопение? - спрашивали друг друга люди, - Как он мог так сказать, чтобы в каждой строке чувствовался верх изысканности и все это уместить в несколько строк?!


- Как он мог так написать, чтобы ни одного слова нельзя было убрать - и ни одного не нужно было бы добавлять? - Удивляемся мы сейчас...

Поистине, это было незабываемое Рождество. Все чувствовали, что Бог пришел на землю и открыл Церкви тайну Воплощения. А Кондак Церковь приняла как основное и важнейшее догматическое исповедание таинства Рождества Христа.
(источник: http://www.isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=929)
Tags: Молитва, Православие, Праздник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments