filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

24 декабря (06 янв.) 2017 года. Рождественский сочельник. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 31-я по Пятидесятнице. Суббота перед Рождеством Христовым.

Рождественский пост


На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа, мц. Клавдии (ок. 262); прп. Афродисия, монаха Палестинского (VI); прп. Антиоха, монаха Палестинского (ок. 635); прп. Витимиона Скитского (IV-V);
прп. Николая Славянина (IX), монаха Болгарского; мч. Ахмета (Ахмеда) Краснописца Константинопольского (1682).

Свт. Владимира (Шимковича), исповедника, митр. Воронежского (1926) (РПЦЗ); прмч. Иннокентия (Беды), архимандрита (1928); сщмч. Сергия Мечёва, пресвитера (1942).

Святые дня, молите Бога о нас!


На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)


Рождество Христово 1


Канун Рождества, Коляды, называют Рождественским сочельником. Русская православная церковь, Афон и некоторые другие поместные православные церкови празднует Рождество по юлианскому календарю - 6 января.

Православные христиане употребляли в этот день в пищу сочиво - сушеные зерна, запаренные в воде (кашу).
Сочивом называли не только кашу, но и другую постную пищу. Также сок, масло разных семян: конопляное, маковое, подсолнечное, ореховое, миндальное, горчичное и другие. Этим маслом и соком приправляли каши во время поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.

В сочельник православные варили кутью, католики - бигилию. Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многочисленными обрядами и традициями . В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост. По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Иисуса Христа.
В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками. В Православной церкви в навечерие читаются часы, называемые царскими, потому что издавна на этом богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Николай 2 молится


Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу. Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной церкви называется «пасхою, праздником тридневным». В этот день, по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки»

Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1, 8–25).

В древние времена бдение продолжалось всю ночь. «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче», — говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово. Божественную Литургию в праздник постановлено совершать «порану труда ради бденного». После литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.

Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном. Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: «Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” и прочее». С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно, избегая развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.

Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его» (Ис. II, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе — отрасль от корня Иессеева и цвет он него — произрос Ты от Девы». Украшение ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — источнике жизни, света и радости — может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23).

Тропарь предпразднства Рождества Христова
глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Кондак предпразднства Рождества Христова
глас 3
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.


Преподобномученица Евгения Римская, мученики Прот, Иакинф и мученица Клавдия

Преподобномученица Евгения Римская


Преподобномученица Евгения, родом римлянка, жила в Александрии, куда ее отец, Филипп, был послан императором Коммодом (180 – 192) в качестве наместника Египта. Евгения получила прекрасное образование и отличалась добрым нравом и красотой. Многие знатные юноши добивались ее руки, но вступать в брак она не хотела. Познакомившись с Посланиями апостола Павла, она всей душой устремилась к христианству и тайно от родителей, в сопровождении своих двух рабов, Прота и Иакинфа, переодевшись в мужскую одежду, удалилась в мужской монастырь. Там она со своими рабами и спутниками приняла святое Крещение от епископа Элия, которому было открыто о ней в видении, и он благословил ее подвизаться в монастыре в образе инока Евгения.

Своими подвигами святая Евгения стяжала дар исцеления. Однажды к ней за помощью обратилась богатая молодая вдова Мелания. Увидев юного инока, эта женщина воспылала нечистой страстью, но будучи отвергнута, она измыслила клевету о попытке насилия. Святая Евгения предстала на суд к правителю Египта, т. е. к своему отцу, и была вынуждена открыть свою тайну. Ее родные обрадовались, найдя ту, которую долго оплакивали. Через некоторое время все они приняли святое Крещение. Но Филипп, по доносу язычников, был смещен с поста правителя. Александрийские христиане избрали его своим епископом. Новый правитель, опасаясь народного гнева, не стал открыто казнить Филиппа, а подослал убийц. Во время уединенной молитвы епископа ему были нанесены раны, от которых он через три дня мученически скончался.

Овдовев, Клавдия с дочерью и слугами уехала в свое поместье, находившееся в окрестностях Рима. Там Евгения продолжала иноческую жизнь. Она привела ко Христу многих дев, а Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам. По прошествии нескольких спокойных лет император Галлиен (260 – 268) вновь начал гонение на христиан, и многие из них нашли убежище у святых Клавдии и Евгении. В то время осиротевшая молодая римлянка из царского рода, Василла, услышав о христианах и о святой Евгении, захотела встретиться со святой и написала ей письмо. В ответ святая Евгения прислала своих друзей и сподвижников, Прота и Иакинфа, которые просветили Василлу, и она приняла святое Крещение Служанка Василлы рассказала ее жениху Помпею, что его невеста стала христианкой, и Помпеи пожаловался императору на христиан, проповедующих безбрачие.

Привлеченная к ответу, Василла отказалась вступать с Помпеем в брак, и за это ее закололи мечом. Святых Прота и Иакинфа потащили в идольский храм для принесения жертвы, но едва они вступили туда, идол упал и разбился. Святые мученики Прот и Иакинф были обезглавлены. Святую Евгению тоже насильно привели в храм Дианы, но не успела она еще вступить в него, как всё капище вместе с идолом разрушилось. Святую мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень свалился, и она осталась невредима. Невредимой осталась она и в огне. Тогда ее бросили в ров, где она находилась 10 дней. В это время ей явился Сам Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в день Рождества Христова. Когда в 262 году наступил этот светлый праздник, палач умертвил святую мученицу мечом. Вскоре приняла мученический венец и святая Клавдия. Преподобномученица Евгения предупредила ее о дне смерти.

мученик  Иакинф
(мученик Иакинф)


Тропарь преподобномученицы Евгении Римской
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Евгения/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами, яко милостив, спаси души наша.

Кондак преподобномученицы Евгении Римской
глас 2
Благородия нравом тя честноподобне украсив обоживый Господь,/ в рабий образе от Девы нам соединися,/ Иже тя в лик дев свещеносиц вчини/ и с мученики сочета, Евгение,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.

Молитва святой преподобномученице Евгении

Девственниц похвало и мучениц славо, Евгение преподобная! К тебе во умилении сердец припадаем и заступления твоего у Господа просим! Ты бо, преподобномученице преславная, велие дерзновение ко Владыце всех стяжала еси, яко прославившая Его в чистой душе твоей и телеси твоем страдальчестем, зане, вся прельщения врага и прещения мучителя презревши, вся терпящи, вопияла еси: «Христос есть богатство мое и похвала!» Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое теплое предстательство во веки веков. Аминь.


Преподобный Николай Славянин, монах Болгарский

Николай Славянин Преподобный схимонах


Преподобный Николай монах был военачальником при византийском царе Никифоре I (802 – 811). Он был послан на войну с болгарами. Накануне битвы он подвергся искушению от одной женщины, но мужественно ему воспротивился. В кровопролитной битве погибли все соратники преподобного, а Николай остался жив. Ему было открыто в видении, что жизнь ему дарована за то, что он поборол искушение. После этого блаженный Николай оставил мир, удалился в монастырь, принял схиму и стал непрестанно молиться о воинах, павших в сражениях. Своими великими подвигами он так угодил Господу, что был удостоен дара прозорливости.


Мученик Ахмет (Ахмед) Краснописец

Мученик Ахмет (Ахмед) Краснописец

Память 3 мая, 24 декабря

По происхождению турок-мусульманин, жил в Стамбуле, был человеком знатным и вполне обеспеченным, занимал значительный государственный пост и к моменту обращения был в летах весьма зрелых.
У него была русская наложница рабыня. Видимо, отличавшийся веротерпимостью, Ахмед разрешал ей свободно посещать христианскую церковь. Со временем Ахмед заметил особые благодатные изменения в ней, происходившие каждый раз, как она приходила с богослужения. Заинтересованный этим, он изъявил священнику желание присутствовать на литургии во время службы патриарха, и получил такую возможность. Как знатному гостю ему приготовили особое место.

Во время литургии он вдруг увидел, что когда патриарх благословлял народ, то от трикирия и пальцев его изошли лучи и перешли на головы всех христиан, и лишь его собственная глава осталась обделённой. Изумившись такому чуду, Ахмед изъявил желание немедленно креститься, что и было тайно совершено над ним, вероятно, самим патриархом.
Некоторое время Ахмет оставался тайным христианином. Но однажды, на одном собрании вельможи стали спорить о том, что превыше всего. Когда же очередь дошла до Ахмеда, и спросили его мнения, он неожиданно для всех громко объявил:

- Превыше всего вера христианская.

И исповедовал себя христианином.
За свое исповедание он принял мученическую кончину 3 мая 1682 года.


Преподобный Витимион (Витим, Витимий; греч. Βιτιμίων, Βιτίμιος), Египетский

Память 24 декабря (Греч.) и в Соборе всех преподобных отцов отцов в подвиге просиявших

Упоминается в сборнике «Apophthegmata Patrum», вел аскетическую жизнь в Скиту, современник преподобных Макария Великого, Пимена Великого и Ахиллы Скитского.
В ряде византийских календарей его память указана 23 декабря, в печатную греческую минею внесена под 24 декабря.


Преподобный Афродисий Палестинский

Один брат из Феодосиева монастыря, человек сильный, по имени Афродисий, был послал по делу; в пути рассердился он на лошака, на котором вез пшеницу, и сильно ударил его; лошак от удара упал и издох. За сие Афродисий был изгнан преподобным Феодосием из его обители. Тогда он пришел к преподобному Савве и рассказал ему о своем поступке, прося его совета. Преподобный Савва дал ему келлию и сказал:

- Живи в келлии своей, в другую келлию не переходи, из лавры не выходи, обуздывай свой язык, умеряй требования чрева своего и спасешься.

Афродисий, приняв сию заповедь, ни в чем не преступал ее и в продолжение тридцати лет не выходил из лавры, не имел у себя ничего, даже какого-либо сосуда для пищи и кровати, спал на древесных ветвях, покрываясь рогожей, в пищу брал себе остатки варёной непитательной пищи из овощей. Ночной плач его мешал спать живущим. Наконец он удостоился дара предвидения, ибо за неделю предузнал день своей кончины. После сего он просил Савву отпустить его в обитель блаженного Феодосия. Преподобный послал с ним двух братий и велел сказать Феодосию:

- Вот, общего нашего брата Афродисия, которого я некогда принял от тебя человеком, я посылаю к тебе ныне по благодати Христовой ангелом.

Феодосий с любовью принял его, простил и отпустил с миром; Афродисий же возвратился к святому Савве и, после непродолжительной болезни, почил о Господе.


Преподобный Антиох, монах лавры прп. Саввы Освященного, писатель

Изображение преп. Антиоха в рукописи «Пандектов» из собрания СТСЛ (XIX в.)
(Изображение преп. Антиоха в рукописи «Пандектов» из собрания СТСЛ (XIX в.))

Память 24 декабря и в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших

Родился в селе Медосага (близ Анкиры, Галатия).
Принял постриг в Атталинском монастыре в Анкире, затем перешел в лавру прп. Саввы Освященного близ Иерусалима, где и подвизался до своей кончины.
Как и другой савваитский монах, Антиох Стратигий, преподобный был свидетелем персидского вторжения в Палестину (614), но гипотеза об их тождестве не получила признания.

Около 620 года, по просьбе игумена Атталинского монастыря Евстафия, составил "Пандект Священного Писания" (Πανδέκτης τῆς ἁγίας γραφῆς). Этот справочник был предназначен для монахов, лишившихся в результате нашествия персов возможности пользоваться монастырской библиотекой. Он включает 130 глав, каждая из которых представляет собой тематическую подборку выдержек из Священного Писания, перемежающихся со святоотеческими поучениями и молитвами (например, о Царствии Небесном, о молитве, о посте и т. д.). В составе "Пандекта" до настоящего времени дошли фрагменты утраченных сочинений древних отцов Церкви (Поликарпа Смирнского, Климента Римского).

Об этой книге и саму книгу «Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний» Антиоха Палестинского можно почитать тут:
http://predanie.ru/antioh-palestinskiy-prepodobnyy/book/216464-pandekty/

В X веке этот труд был переведен в Болгарии на старославянский язык. На Руси (в меньшей степени у южных славян) он был весьма популярен. Многие поучения из него попали в состав Пролога, молитва из гл. 19 вошла в чин великого повечерия ("И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души"), молитвы из гл. 84 и 85 - в число молитв, читаемых после кафизм (3-я и 12-я) Псалтири.
На основе "Пандекта" было составлено послание "Некоего отца к духовному сыну" Иакова Черноризца ростовскому князю Димитрию Борисовичу (XIII в.). Глава "О пьянстве" оказала значительное влияние на многочисленные древнерусские поучения.
Антиоху приписывается также вечерняя молитва "Вседержителю, слово Отчее".

Скончался около 635 года.

прп. Антиох Палестинский, Иллюстрация из греческого издания Пандектов 1991 г. с предисловием свт. Нектария Эгинского
(прп. Антиох Палестинский, Иллюстрация из греческого издания Пандектов 1991 г. с предисловием свт. Нектария Эгинского)


В ряде греческих синаксарей под 24 декабря отмечена память Антиоха.
"Пандекты" Антиоха изданы в греческо-латинском тексте в "Patrologia", series graeca, Миня (т. 89).


Сочинения

• PG. 89. Col. 1415-1850;
• Амфилохий (Сергиевский), архим., Срезневский И. И. Выписки из списка «Пандекта» Антиохова XI в. // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1858. Т. 7. Стб. 41-47, 147-155;
• Амфилохий (Сергиевский), архим. Исследование о «Пандекте» Антиоха XI в., находящемся в Воскресенской Новоиерусалимской библиотеке. М., 1880;
• Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / Изд. Археогр. комиссиею. СПб.; М.; Freiburg, 1868-1916, 1997-1998. (Памятники славяно-рус. письменности). Дек. 24. Стб. 1864-2183;
• Пандект монаха Антиоха / Изд. под набл. О. М. Бодянского. М., 1913;
• Popovskij I., Thomson Fr. I., Veder W. R. The Troickij sbornik Nijmgen, 1988. (Полата кънигописьная; № 21-22). S. 64-157;
• Popovskij I. Die Pandekten des Antiochus Monachus. Nijmegen, 1989. (Полата кънигописьная; № 23-24);
• Часослов. М.: Моск. Патриархия, 1980, 1991р. Ц.-слав. шрифт. С. 216-217;
• Псалтирь следованная: [В 2 ч.]. М.: Моск. Патриархия, 1978-1979. Ч. 1. 1978; Ч. 2. 1979. Ц.-слав. шрифт. С. 180-181, 194-195, 425.


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments