Преподобный Виннибальд Хайденхаймский (Winnebald, Wunibald, Wynnebald), игумен
День памяти святому Вунибальду положен 18 декабря по григорианскому календарю (память его отшествия ко Господу). В городе Фульда святого Вунибальда празднуют ещё и 7 июля. В Берлинской и Германской епархии РПЦ МП литургическая память местночтимого преподобного игумена Вунибальда совершается 15 декабря по юлианскому календарю.
Имя в переводе со старонемецкого означает "радостный и смелый".
Основатель и первый настоятель монастыря Хайденхайм в горном массиве Франконский Альб на севере Баварии (Германия).
Вунибальд был одним из 4-х сыновей состоятельного англосакса Ричарда Уэссекского, проживавшего в Южной Англии и почитающегося с XII века святым. Имя матери Вунибальда неизвестно, но она, также как и отец, почитается со Средних веков как святая Вуна Уэссекская. Она рано ушла из жизни, имя мачехи осталось неизвестным. В семье было ещё 5 братьев и 2 сестры, но история сохранила имена только святого брата Виллибальда Айхштеттского (родился в 700 году) и святой сестры Вальбурги Хайденхаймской (родилась в 710 году). Предполагается, что семья была в родственных отношениях со святым Бонифацием. В то время, когда пятилетний Виннибальд был приведен в монастырь, младший Вунибальд оставался дома.
Согласно жития святого Вунибальда, он, отказавшись от прав на наследство, вместе с отцом и Виннибальдом совершает в 720 – 721 годах паломничество в Рим. Во время паломничества умирает отец и его хоронят в Лукке. В 723 году старший брат Виннибальд продолжает паломничество в Святую Землю, а Вунибальд остаётся в Риме, где получает теологическое образование и принимает монашеский постриг.
В 727 году Вунибальд посещает Англию, а в 730 году возвращается в Рим, где остаётся до 738 года.
Миссионерская деятельность в Германии
В 738 году Вунибальд вместе с Виллибальдом призывается святым Бонифацием для миссионерской работы в Германию, где они занимаются просветительской христианской деятельностью в Баварии и Тюрингии. В следующем 739 году Бонифаций посвящает Вунибальда в сан священника и назначает благочинным на 7 приходов с центром в тюрингском Зюльценбрюкене.
В 744 году он переводится на службу при герцоге Одиллоне Баварском. До 747 года святой Вунибальд проводит миссионерскую работу в регионе Верхнего Пфальца, а затем, до 751 года, проповедывает в Майнце.
Настоятель монастыря Хайденхайм
Весной 752 года, по призыву своего старшего брата Виллибальда, ставшего к тому времени епископом Айхштетта, переезжает к нему и на приобретённых церковью землях основывает частный монастырь Хайденхайм, в котором становится его первым настоятелем.
Незадолго до смерти святой Вунибальд, тяжело страдавший ревматизмом, посещает монастыри в Вюрцбурге и Фульде. Он мечтает также побывать в монастыре Монтекассино, но уже не в силах осуществить эту дальнюю поездку в Италию. 18 декабря 761 года святой Вунибальд умирает на руках брата Виллибальда в своём монастыре Хайденхайм. После смерти Вунибальда руководство двойным монастырём (мужским и женским) переходит по франкскому ленному праву его родной сестре Вальбурге, а в 790 году, уже при айхштеттском епископе Герхохе, руководство монастырём переходит к светским (не посвящённым в священнический сан) каноникам и он перестаёт быть монастырём в прямом значении этого слова.
(Монастырь Хайденхайм (нем. Kloster Heidenheim) — бывший бенедиктинский монастырь в епархии Айхштетта (Средней Франконии, Бавария, Германия). История Монастырь был основан в 752 году святым Вунибальдом в сотрудничестве с его братом, святым Виллибальдом, — первым епископом Айхштетта, как опорный пункт христианской миссии в тогда ещё преимущественно языческом Зуалафельде.)
Канонизация и почитание
Благодаря заботам святителю Виллибальда обретение мощей святого Вунибальда произошло в день осеннего равноденствия 24 сентября 777 года. Они были обретены в крипте перестраиваемой монастырской церкви. Ровно через год, 24 сентября 778 года, состоялось торжественное освящение церкви с мощами в ней, что в те времена приравнивалось к местной канонизации святого. В сентябре 879 года мощи Вунибальда вместе мощами святой Вальбурги были перенесены в Айхштетт, но через три дня вновь возвращены на прежнее место. В 889 году король Арнульф дарит айхштеттской церкви территорию, до того времени не имевшего определённого собственника, называвшуюся Зецци (Sezzi) (согласно современным исследованиям, это район Св. Эгидия под Райтенбухом (St. Egidi, Raitenbuch). Такое дарение было возможно, поскольку территория «Sezzi» располагалась в непосредственной близости к Лимесу. Дар осуществлён на том основании, что Зецци посещали и там служили святые Бонифаций, Виллибальд, Зола Фульдский, а также сам святой Вунибальд. Епископ Гундекар II (правил в Айхштетте в 1057 - 1074 годах) установил день памяти св. Вунибальда 18 декабря и указал в своей литургической книге понтификал, получившей в истории название «Понтификал Гендекариан», святого Вунибальда, как одного из 12 святых покровителей епархии. Впоследствии Вунибальд был признан покровителем нескольких церквей айхштеттской епархии, а день его памяти отмечен в церковных календарях других епархий.
В 1152 - 1155 годах в Хайденхайме восстанавливается монастырское богослужение по бенедиктинскому обряду. При епископе Отто, между 1182 - 1196 годами, произошло перенесение мощей св. Вунибальда в новую монастырскую церковь. В 1256 году мощи Вунибальда на короткое время вновь переносятся в Айхштетт. В 1363 году мощи были погребены (заключены под спуд) в новом алтаре хайденхаймской церкви. В 1483 - 1484 годах в алтаре был установлен новый готический престол, но когда в 1969 году его окрыли, там мощей св. Вунибальда не оказалось.
Известно, что в 1606 году глава святого Вунибальда была перенесена в церковь города Шер, где она до сих пор хранится в прекрасно оформленном в виде бюста реликварии. Ежегодно, в первое воскресенье мая, из городской церкви святого Николая, где хранится глава св. Вунибальда, начинается знаменитая майская процессия по городу с мощами святого. Круглогодично в Шер совершаются паломничества, в том числе из соседней Швейцарии.
После того, как в 1529 году был расстрижен и женился последний настоятель монастыря Хайденхайм, после нескольких лет безвремения, с 1533 года вводится протестансткое богослужение, а в 1537 году монастырь официально упраздняется.
Житие святого Вунибальда было написано после 778 года монахиней хайденхаймского монастыря Хугебурк. Житие писалось со слов святых Вальбурги и Виллибальда. После смерти Виллибальда Хугебурк написала также и его житие, объединив с житием Вунибальда.
Преподобный Флор Амийский , епископ
Преподобный Флор, епископ Амийский, сын христиан Флора и Евфимии, которые дали ему хорошее образование. Он поступил на придворную службу к византийскому императору и был возведен в сан патриция; женился и имел детей. После того, как жена и дети его умерли от оспы, оставил мир и удалился в предместье Константинополя, где вел уединенную благочестивую жизнь. Впоследствии был избран епископом Амийским (в Малой Азии). Мудро управлял святитель Флор своей паствой и мирно скончался в начале VII века.
Преподобный Даниил, безмолвник Воронецкий
Во время междоусобной борьбы в молдавской династии Муша-тинов погиб правящий господарь Богдан II, и престол занял его брат Петр. Смертельная опасность грозила чудом спасшемуся сыну Богдана II Стефану. И неизвестно, как бы сложилась его судьба, не обрети он приют в келье святого Даниила безмолвника Воронецкого. Во время их первой встречи подвижником было предсказано, что Стефан будет молдавским правителем. Так и произошло, сын Богдана II стал не только господарем, но и самым выдающимся политическим деятелем за все время существования Молдавского княжества. Он вошел в историю под именем Стефана III Великого.
Возглавив княжество, Стефан III неоднократно посещал преподобного Даниила.
Судя по тому, какое влияние оказывал святой старец на господаря, речь может идти об отношениях духовного отца и его чада. Преподобный побудил молдавского правителя возвести монастырь Путна, который в Румынии называют «Румынским Иерусалимом», а затем благословил и создание Воронеца. В конце 1478 года, после преставления митрополита Молдавского Феоктиста I, святому Даниилу было предложено занять перво-святительский престол. Но смиренный подвижник отказался, как и «игумен земли Русской» преподобный Сергий Радонежский за 100 лет до него. Оба святых, ушедших из бренного мира ради сугубого служения Господу, не хотели даже частичного возвращения назад, что непременно произошло бы в случае занятия ими высокого поста митрополита. Святой Даниил уединился в пустынной местности на реке Воронец. Там он устроил новую келью под скалой Сойму. Сюда, к преподобному, снова потянулись люди. Подвижник собрал вокруг себя много учеников. Наибольшую известность среди них приобрел будущий митрополит Молдавский Григорий Рошка, также оставивший заметный след в истории Воронеца.
После кончины святой Даниил был похоронен в церкви великомученика Георгия обители Воронец, где его мощи почивают до сих пор.
(Монастырь Воронец (Румыния), могила прп. Даниила Воронецкого, пустынника)
Почитание святого распространилось очень быстро. Однако только 20 июля 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о канонизации иеросхимонаха Даниила Пустынника.