Неделя 25-я по Пятидесятнице. Заговенье на Рождественский пост.
Свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407).
Мч. Антиоха Солцийского (Сардинского) (ок. 125; Зап.); мчч. Антонина, Никифора и Германа (ок. 308); мц. Манефы Кесарийской (Палестинской) (ок. 308); свт. Врисия (Бриса), еп. Турского (444; Галл.); прп. Леониана Вьеннского (ок. 510/518; Галл.); свт. Евфрасия, еп. Клермонского (515; Галл.); свт. Квинтиана, еп. Клермонского (525/527; Галл.); прмч. Дамаскина Афонского, Лаврского, Константинопольского (1681; Греч.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ
24 молитвы святителя Иоанна Златоуста, по числу часов дня и ночи
Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи, избави мя от всякаго искушения. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней, и даруй ми конец благий. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
(из вечернего молитвенного правила)
Память 27 января в день перенесения мощей, 30 января в Соборе Вселенских учителей и святителей, 14 сентября в день преставления, 13 ноября - перенесенный день памяти взамен 14 сентября которое приходиться на праздник Воздвижения.
Великий святитель родился в Антиохии (современная Сирия) ок. 347 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, примерная христианка Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний, который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна. В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии.
Возвратившись на родину в Антиохию, Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение в 367 году от святителя Мелетия Антиохийского который наставлял его в вере и через три года поставил во чтеца. В этой должносити Иоанн пробыл три года усиленно изучая Священное Писание.
После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.
Служение в Антиохии
В 381 году святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
В 386 году святой Иоанн был рукоположен наследником святителя Мелетия Флавианом во пресвитера. Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.
На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Благодаря скорописцам, многие из них дошли до нашего времени. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания которым Церковь и по сей день придает высочайший авторитет, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, как поучения на праздники и слова апологетические.
Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.
На Цареградской кафедре и в ссылке
Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна Златоуста. Поэтому, когда после смерти святителя Нектария в 397 году освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть больше 50 лет.
Он начал с главного - с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения, ввел в употребление крестные ходы.
Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой. Он заботился об искоренении остатков арианской ереси; слал письма в Сирию которыми добился возвращения в Церковь маркионитов; посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, славянам и готам; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии; обличал жидовствующих. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму.
(Свт. Иоанн Златоуст. Мозаика Х в., Софийский собор, Константинополь)
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией в 403 году был инициирован так называемый "собор при Дубе" из личных недругов Златоуста, который осудил и его по мелочным и ложным обвинениям, во главе которых стояло оскорбление императрицы.
Святой был осужден на казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, заочно постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в Кукусе в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт (ныне Пицунда, в Абхазии).
Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал: «Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе». На следующий день, 14 сентября 407 года, причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Здесь же, в Команах, и был погребен великий вселенский учитель и иерарх.
(Команский монастырь святителя Иоанна Златоуста, Абхазия)
(Первая гробница Иоанна Златоуст (саркофаг высеченный из камня))
Мощи
Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II в 438 году совершилось перенесение честных мощей святителя в Константинополь. Горячо любившая своего святителя цареградская паства была столь тронута словами ученика святого Иоанна, святителя Прокла Константинопольского, что, не дав ему закончить проповедь о Златоусте, стала умолять его ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святого были перенесены в Константинополь.
Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины. Патриарх открыл гроб: тело святителя Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя была перенесена в церковь святых Апостолов. Народ воскликнул: "Приими престол твой, отче!" Тогда Патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: "Мир всем".
В IX веке на праздник в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста написаны церковные песнопения.
В 1204 году святые мощи Златоуста, вместе со множеством святынь и богатств Констанинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим где и хранились до 27 ноября 2004 года, когда Римский папа Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.
Тропарь святителя Иоанна Златоуста
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна Златоуста
глас 1
Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте.
Ин кондак святителя Иоанна Златоустого
глас 6
От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.
Величание святителя Иоанна Златоуста
Величаем тя, святителю отче Иоанне, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва святителю Иоанну Златоусту
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком - послушания образ, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления мудраго образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды гонимым - терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мученики Антонин, Никифор и Герман, мученица Манефа Кесарийская (Палестинская)
(Мученик Никифор)
Святые Антонин, Никифор и Герман пострадали при императоре Максимиане Галерии. Антонин был старцем, Никифор юношей, а Герман средних лет. Они были схвачены правителем Палестинской области, Фирмилианом, который принуждал их принести жертву идолам. Святые отказывались исполнить это и исповедывали Христа; за это они были отведены в главный город Палестины – Кесарию и там обезглавлены.
Одна девица, по имени Манефа, из Скифской страны, была также схвачена вместе со святыми мучениками. Ее для поругания нагою водили по городу и затем предали различным мучениям, из которых она с помощью Божиею вышла невредимою. Манефа сотворила бесчисленные чудеса, многих отвратила от идольского нечестия, научила истинной вере и привела ко Христу. За это она была осуждена на сожжение огнем. Когда печь была разожжена, она сама вошла в нее, где и предала душу свою в руки Господа, Ему же да будет честь и слава во веки. Аминь.
Мученик Антиох Солцийский (Сардинский) (лат. Antiochus)
Память зап. 13 ноября, 13 декабря, 20 июля (перенесение мощей)
Был врачом; при имп. Адриане (117-138) сослан на остров Сардиния, откуда переселился на небольшой остров Солци (Solci, Sulci; совр. Сант-Антиоко) вблизи берегов Сардинии. Жил в пещере и проповедовал Христианство, за что был арестован и должен был быть препровожден в Кальяри, но неожиданно умер.
Его мощи были обретены в 1615 г. и перенесены сначала в кафедральный собор в г. Иглезиас, а затем в собор в Кальяри.
(Собор святого Антиоха Сардинского бывшей епархии Бизарцио)
Некоторые исследователи отождествляют его с мч. Антиохом Севастийским.
Святитель Врисий Турский, епископ
Был воспитан св. Мартином Турским. Был поначалу тщеславным, чрезмерно честолюбивым клириком, относился с презрением к своему воспитателю. Несмотря на такое отношение, Мартин был к нему терпим, и пришло время, когда Врисий с большим раскаянием испросил у Мартина прощение за свое отношение к нему.
В 397 году был избран епископом Тура после смерти св. Мартина, но, по некоторым сведениям, вновь вернулся к старому образу жизни, пренебрегал своими обязанностями, несколько раз обвинялся в безнравственности. Несмотря на то, что последние обвинения были с него сняты, он был изгнан с кафедры в 430 году. На его место был поставлен Юстиниан (Justinianus), но тот вскоре умер, и на его место поставили Арменция (Armentius).
Св. Врисий отправился искать справедливости в Рим и за семь лет своего изгнания полностью раскаялся и изменил свой образ жизни. Когда его преемник на епископской кафедре в его отсутствие отошёл ко Господу, он был вновь возведён на неё и управлял с таким смирением, святостью что его стали почитать святым ещё при жизни.
Всего он пребывал в епископском сане сорок семь лет, и когда он скончался, ему наследовал святой Евстахий.
Св. Врисий построил на могиле св. Мартина маленькую базилику, где впоследствии был похоронен сам. Сообщают, что он основал церкви в различных селениях, таких как Клиу (Cliou), Брешь (Brèches), Рюан (Ruan), Бридоре (Bridoré), Шинон (Chinon).
Преподобномученик Дамаскин Афонский, Лаврский, Константинопольский
Блаженный Дамаскин пострадал в царство султана Мехмета IV, при Константинопольском патриархе Иакове, уроженце хиосском.
Родился он в Галате константинопольской, в приходе Богородицы Елеусы (милующей), от благочестивых родителей Кириака и Кириакии: имя его в мире было Димандис; в отрочестве остался он сиротою. Без руководства и надзора родительского Диамандис, по ремеслу швец, вел себя безнравственно и, будучи схвачен турецким правительством в преступлении, для избежания наказания отрекся от христианской веры. Достигнув же совершенного возраста, часто воспоминал он об обетованиях Евангелия, о святости и чистоте христианской веры и, чувствуя, в какую пал бездну погибели отрекшись Христа, решился удалиться на святую Афонскую Гору и там оплакивал тяжкий свой грех.
Итак, он прибыл на Святую Гору и поступил в лавру святого Афанасия; двенадцать лет оплакивал свое падение, изнуряя себя разнообразными трудами подвижничества и безусловно следовал советам духовного своего старца, которому по приходе открыл несчастное свое положение и всецело подчинился. Здесь принял он святую схиму с именем Дамаскина. Несмотря, однако же, на то, что своей строгой жизнью превосходил он многих тогдашнего времени иноков, несмотря на все свои труды и слезы, он считал свой грех столь тяжким, что никакие подвиги, казалось ему, не могли удовлетворить за него правде Божией. Одно, на чем успокаивалась мысль его, – пострадать и умереть за Христа, слова Которого он постоянно содержал в памяти: иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже не небесех: а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10, 32. 33). Когда он открыл свое желание – идти на смерть за Христа, – никто не одобрял того из опасения немощи человеческой, чтоб последнее не оказалось горше первого. В то время в лавре находился патриарх Константинопольский Дионисий: ему надлежало отправляться в Константинополь. Дамаскин открыл ему свое желание; патриарх благословил его на подвиг и взял с собой в Константинополь.
– Я возвращусь опять на Святую Гору, – сказал ему патриарх, – а ты вступишь в подвиг мученичества и умрешь за Христа: помолись Ему и о мне, да милостив будет мне в исходе моем.
По прибытии в Константинополь Дамаскин снял с себя иноческое одеяние, чтобы при исповедании имени Христова не навлечь на братий гнева, когда мусульмане услышат от инока хулу на Магомета. Подобный случай гонения на монахов был за несколько лет до того, когда пострадали двое иноков, Киприан и Гавриил. Потом, приобщившись святых Таин Христовых в храме святого Николая, что в Галате, Дамаскин пошел в Софию и там начал молиться, ограждаясь знамением честнаго креста. Проходившие мимо агаряне, видя христианина в Софийской мечети молящимся, изумились. Впрочем, почитая его помешанным, не обращали внимания. Дамаскин, видя, по молитве, что никто из турок не тревожится, вышел из Софии. На пути встретил он имама, читающего книгу, и спросил его:
– Писано ли что-нибудь в книге твоей о Христе?
– Не хочешь ли ты быть мусульманином? – отвечал ученый.
– А что такое мусульманин? – сказал Дамаскин. Между тем, подошли и окружили их агаряне, слушали Дамаскина и насмехались над ним, как над неистовым. Тогда спросил их исповедник:
– Хотите ли слышать слово к пользе вашей?
– Хотим, скажи, – отвечали они.
Мученик говорит:
– Христос есть Бог истинный, Творец всего видимого и невидимого.
– Ты безумец, – возразили они.
– Не я, а вы безумны и несмысленны, если не веруете, что Христос есть истинный Бог.
Не обращая внимания на него как на неистового, турки оставили его. Оттуда переходит святой исповедник в мечеть султана Мехмета и тоже проповедует тамошним имамам, но и они только прогнали его как неистового. Недовольный неисполнением своего желания, Дамаскин удалился к месту, называемому Капани, и там громко среди мусульман воззвал:
– Мусульмане! Одна вера Христова есть истинная, а ваша вера ложная: вас обманул Магомет, и вы за свое заблуждение будете наказаны.
Но как громко ни обличал он турок – и там никто не обратил на него внимания. На другой день утром, придя во дворец визиря, Дамаскин начал говорить:
– Одна вера христианская есть истинная и Христос есть Бог истинный, а ваша вера ложная.
Исступленные турки схватили его, били без милости и наконец как неистового выгнали.
На третий день является исповедник в мечеть, называемую Сейзаки, близ казарм янычарских. Когда турки после обычных своих молитв выходили из мечети, он громко говорил им:
– Несчастные! Кого вы почитаете? На что надеетесь от ложного пророка вашего? Одна есть истинная вера – вера христианская.
Но, как и прежде, принимая исповедника за помешанного, никто не обратил на него внимания. Сильно огорченный тем, что и здесь не достиг желаемого, он нечаянно возвратился в Галату; всю следующую ночь провел в молитве и смиренно вопиял ко Господу: «Не возгнушайся мною, смиренным рабом Твоим, единородный Сыне Божий, удостой меня пролить кровь мою и положить живот мой за Тебя, моего Господа». Наутро, в день воскресный, встав, пошел он в мечеть, что у Топханы, в которой прежде в молодости имел несчастие отречься от Христа и признать Магомета великим пророком. Множество агарян стеклось тогда в мечеть на утреннюю молитву. Исповедник, став посреди турок, возопил:
– Бедные! Зачем вы собираетесь? На кого вы надеетесь? Горе вам, несчастные, вечная мука ждет вас! Христос един есть Бог истинный!
Услышав такое обличение, турки исполнились гнева, устремились на исповедника, били его без милосердия и наконец повлекли к надзирателю галатийской части Константинополя. Здесь исповедник проклял Магомета и гнусное его учение, не вытерпев чего, агарянин отправил его к визирю с описанием досаждения и безчестия, какими оскорблял исповедник Магомета и учение его. Прочитав донесение, визирь спросил Дамаскина:
– Правда ли то, что о тебе здесь пишется?
– Да, все правда, – отвечал тот.
– Прощаю тебя, – кротко сказал визирь исповеднику, – ты наш подданный, твоя обязанность платить подать царю, и сего ради тебе даруется жизнь. Но, как кажется, ты нищий, и потому желаешь смерти.
Мученик возразил:
– Напротив, я богаче тебя, так как имею сокровище веры в моем сердце и вера моя краше солнца. Ты имеешь много мирского богатства, которое собрал, но сегодня владеешь им, а завтра возьмет его другой. Сокровище же веры моей пребывает во веки в Царствии Небесном.
Визирь, видя, что мученик тверд в своем исповедании и не увлекается его словами, повелел отсечь ему голову. Исполнители приговора и казни, связав его, повлекли в Фанари. Там, пред вратами патриаршеского двора, мученик, благодаря Бога за исполнение желания, встал на колена, преклонил выю под меч, и его обезглавили. Кровь брызнула. И священные ее капли пали на дверь стоящей близ того места торговой лавки. Прилучившийся тогда игумен монастыря Мавромала, именем Макарий, купил дверь, принес в монастырь свой для освящения его каплями крови мученической. Между тем, святые мощи по приказанию турок лежали на месте усечения целых три дня на улице пред патриаршеским двором. Наконец христиане подкупили стражей, взяли их оттуда и положили в каик, чтоб перевезти святыню на остров Халки, в монастырь Святой Троицы, но отцы обители Пресвятой Богородицы, находящейся на том же острове Халки, предупредили их, взяли мощи в свою обитель и погребли честно позади святого жертвенника. Молитвами святого преподобномученика Дамаскина да удостоит Спаситель и нас всех Царствия Своего. Аминь.
(Церковь Богоматери Камариотиссы на острове Халка (Хейбелиада), в наше время доступ ограничен, т.к. находится на территории военного училища)
Преподобный Леониан Вьеннский (Leonianus), игумен Вьеннский
Родом из Паннонии. Захваченный бургундцами, он был доставлен в Отон (Autun) где освободился и стал отшельничать. Через несколько лет его ученики стали столь многочисленны, что он основал во Вьенне, в области Дофине (Dauphiné), монастырь. Он оставался настоятелем обители на протяжении более сорока лет.
Сведения о святом Леониане вошли в Римский мартиролог. Его святые мощи почивают в городе Вьенна, в местном археологическом музее, переделанном из старинного храма Петра и Павла.
Святитель Евфрасий, епископ Клермонский
Согласно св. Григорию Турскому:
...святой Евфразий по смерти блаженного Апрункула был двенадцатым епископом в Клермоне. Он прожил после смерти Хлодвига четыре года и скончался на двадцать пятом году епископства.
Святитель Квинтиан,, епископ Клермонский
Святитель Квинтиан родом происходил из Африки и, по известным сведениям, был племянником епископа Фавста, который, как свидетельствуют, воскресил его мать, был одарен святостью, прославленной добродетелями, горящей огнем христианской любви и украшенной цветами целомудрия. Он был избран епископом Родеза и посвящен. В этой епархии добродетели его еще более возросли, и, поскольку он всегда нудился подвизаться в подвигах о Боге, то благословил перенести святые мощи святителя Амантия в храм, построенный и освященный во имя этого Святителя; но деяние сие не было угодно самому Святому. И святитель Амантий явился в сонном видении Квинтиану и сказал: "Поскольку ты совершил эту дерзость и кости мои, покоившиеся в мире, переместил, то знай — я удалю тебя из этого города, и ты будешь изгнанником в чужой стране; но почестей, которыми ныне пользуешься, не лишишься".
И действительно, вскоре после этого между горожанами и епископом разгорелась ссора: у готов, которые тогда были в городе, зародилось подозрение, что епископ хочет перейти под власть франков; посовещавшись, они порешили убить его мечом. Когда святителю стало это известно, он среди ночи поднялся и с самыми верными слугами покинул город и добрался до Клермона в Оверни. Там преемник покойного епископа Апрункула святитель Евфрасий принял его и дал ему дома, поля и виноградники. Сей епископ и епископ Лионский отнеслись к владыке Квинтиану с величайшим уважением. И он, действительно, был почтенный старец и истинный раб Божий.
А когда святитель Евфрасий почил (в 515 году), то верные избрали на его место святителя Квинтиана.
Святитель был неутомим в молитве, и так сильно любил он паству свою, что когда Феодорик пришел с войском осадить город (в 525 году), Святой Божий всю ночь ходил по стенам, пел псалмы и, чтобы призвать Господа на скорую помощь земле сей и ее обитателям, бдел и постился. Когда король Феодорик собрался уже разрушить стены города, по милости Божией и молитвами Его Святителя, которого Король хотел отправить в ссылку, сердце его было умягчено. Ночью, охваченный страхом, он соскочил с кровати своей и пустился один бежать по дороге. Король потерял разум и уже не понимал, что творит. Когда его подданные увидели это, они попытались остановить его и успокоить, и сделали это с большим трудом, умоляя осенить себя в укрепление крестным знамением. Затем Хилпинг, один из его герцогов, приблизился к Королю и сказал: "Послушайте, славный Король, совета моего ничтожества. Посмотрите, стены города очень крепки и пред ними большие укрепления. А чтобы Ваше Величество хорошо знали, мне должно сказать о церквях святых, которые стоят рядом с городскими стенами. И епископ здешний велик пред Господом. Не делайте того, что задумали, не досаждайте епископу и не разрушайте город". Король благосклонно принял этот совет и повелел, чтобы не трогали никого на расстоянии восьми миль от города. И никто не сомневался, что все были обязаны тогда молитвам Святителя.
Святитель очень хорошо знал церковное учение и щедро раздавал милостыню. Когда бы он ни услышал, как взывает о помощи бедняк, говорил обычно: "Прошу вас, помогите этому бедному человеку и дайте ему все необходимое. Ибо вы невнимательны, не знаете, не Тот ли это, Кто в евангелии Своем сказал: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне." (Мф. 25, 40).
Кроме того, он изгонял бесов, творящих зло. Прибыв в монастырь Канбидобринз (в Клермонской епархии), увидел там одержимого, терзаемого ужасными судорогами, и послал священников возложить на него руки. Но когда они не смогли изгнать из него бесов, Святитель Божий приблизился, вложил пальцы свои в рот человека и освободил его. Святой Божий сотворил много и других чудес и по молитвам своим часто получал то, о чем просил Господа.
Пришло время, и Святитель Божий состарился до того, что не было у него уже сил и плюнуть на землю, а он обтирал рот носовым платком. Но и тогда глаза его не померкли, а сердце не забыло пути Господнего. Он никогда не отворачивался от бедных, никогда не боялся могущественных, но всегда был священно свободен и плащ бедного человека принимал с таким же почтением, как и изукрашенную тогу сенатора. Умер он совершенным в святости своей и был похоронен в базилике святого Стефана, слева от алтаря. И по смерти его многие больные малярией получали от мощей его облегчение, и смягчались их страдания.
Святитель Квинтиан умер около 525 года, 13 ноября, в этот день и было установлено его поминовение. Он подписал Деяния Соборов в Эдже (506) и Орлеане (511) в Галлии как епископ Родеза (по латыни — Рутена).
(Сент-Этье́н-дю-Мон (Saint-Étienne-du-Mont, «Святой-Стефан-на-Горе») — католическая церковь на холме св. Женевьевы в Париже)
Церковь святого Стефана, куда поместили мощи свят. Квинтиана, была построена вне стен Клермона в середине пятого века вдовой епископа Наматия Клермонского. В "Истории франков" (II, 17) свят. Григорий описывал, как она украсила эту церковь иконописными фресками. Мощи свят. Квинтиана позднее были перенесены в церковь Сэнт-Симфорьен-э-Сэнт-Жен, где они почивали вплоть до XVIIвека. О них ничего неизвестно со времен Французской революции.
Более полно житие святителя Квинтиана вы можете прочитать тут:
http://idrp.ru/svyatitel-kvintian-lib1404/