filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

12 (25) октября 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Исповедник Иоанн Летников

Исповедник Иоанн Летников


Чем дальше мы от тех тревожных лет гонений, тем величественнее и недостижимей нам кажутся подвиги тех, кто не предав свою веру, не оклеветал священнослужителей, не дал легко разрушить Церковь, понеся страдания и претерпев мучения за веру и свои убеждения. И такие события есть в истории, наверняка, каждой семьи и рассказ о них может жить веками, переходя из рода в род, и каждое новое поколение хочет слышать его, а слыша, становится сильнее духом, потому что узнает, от какого корня ведет свой род. Возможно, мы должны лучше разбираться в истории нашей страны, чтобы в каждом доме могли знать и помнить свое родословное древо.

Коломенский исповедник Иоанн Леонтьевич Летников родился в селе Протопопово в 1860 году. Само название этого села говорит об отношении к священнослужительскому сословию. Иоанн Леонтьевич был родом из небогатой, даже обедневшей семьи. Отец его Леонтий (или Левонтий), по некоторым сведениям, был не местным, а выходцем из-под Орла, именно туда ведут следы.
Поправив свое положение благодаря удачному браку с дочкой богатого лесопромышленника Андрея Салтыкова – Екатериной Андреевной, Иван Леонтьевич сам начинает оказывать помощь нуждающимся односельчанам.
Андрей Павлович Салтыков (1825–1905 гг. - годы его жизни можно увидеть на памятнике в селе Протопопово), несмотря на то, что его зять был небогат, дает согласие на брак. Андрей Салтыков был владельцем нескольких барж и пароходов на Оке. Занимался в основном тем, что сплавлял лес по реке, и уже здесь в Коломне, там, где сейчас находится мебельная фабрика на ул. Льва Толстого, располагался лесопилочный завод. Этот заводик и унаследовал Иван Леонтьевич. Он также занимался сплавлением леса и покупкой ржи, которую затем перемалывали в муку и отвозили в Москву на продажу.

У А. П. Салтыкова было двое детей: дочка Екатерина, ставшая супругой Ивана Леонтьевича, и сын Иван. Иван Андреевич, унаследовав от отца капитал и будучи бездетным, стал заниматься благотворительностью. На его средства в селе Протопопово были построены: школа, пожарный склад, магазин, достроена начатая отцом Троицкая церковь. В Рязани на его же средства был возведен целый госпиталь.
У Ивана Леонтьевича и Екатерины Андреевны было четверо сыновей (Федор, Сергей, Александр и Иван) и две дочери (Александра и Серафима). В последствии в 30-е гг. трое сыновей: Федор, Сергей, Александр были репрессированы и приговорены к заключению в трудовом лагере на севере. Федор и Сергей (последний был учителем), не выдержав тяжестей ссылки пропали, не оставив о себе вестей. А четвёртый сын – Александр Иванович, обвинение которому было предъявлено в связи с владением продуктовой палаткой и занятием торговой деятельностью – нэпман, отбыв срок возвратился. Семейное предание гласит, что Александр рассказал о том, что он находился в соседнем лагере с отцом под Архангельском. Когда Александру сообщили, что умер его отец, лагерное начальство дало возможность попрощаться с ним и тот, взяв тело отца из саней, куда было сложено множество тел ссыльных, договорился, чтобы его отпели, и похоронил отдельно, а не в общей могиле. Из воспоминаний Александра Ивановича известно, что его отца отпевало более 40 священников, находившихся в лагерном заключении.


По воспоминаниям близких, Александр Иванович, вернувшись из ссылки, не озлобился на тех односельчан, которые, очевидно, ожидая благоволения со стороны новой власти, написали на него донос. Вера Христова поистине помогала выжить и перенести все трудности, выпавшие на его долю.
Известно ещё несколько событий из жизни Александра Ивановича Летникова, свидетельствующие о присутствии особого Божьего знамения над этими людьми. Так в 1914 году началась Первая Мировая война и Александр бы отправлен на фронт. Сохранилась фотография, которая была сделана перед самой его мобилизацией. На ней Александр стоит первый слева во 2-м ряду рядом со своим отцом, а внизу сидят (слева направо) его жена и мама с внучкой.

Коломенский исповедник – Иоанн Леонтьевич Летников


В одном из сражений, когда он целился в противника, пуля, которая летела в висок, чудесным образом попала в обручальное кольцо и отрикошетила.

В 1918 году Иван Леонтьевич Летников добровольно передал лесопильный завод государству, а сам занялся крестьянским трудом. Троицкая церковь, что в селе Протопопово, была перестроена Андреем Салтыковым, и достраивалась уже при его сыне, Иване Андреевиче. В 1897 году в церкви были возведены приделы во имя Святогорской иконы Божией Матери и преподобного Андрея Критского. С 1902 по 1929 год Иоанн Леонтьевич был старостой этого храма . Именно в его доме проводились духовные беседы для взрослых сельчан.

1 октября 1929 года приходской совет Троицкого храма решил добиваться освобождения священника Иоанна Калабухова. Трое: псаломщик, председатель церковного совета и церковный староста выступили с этой инициативой. Через несколько дней – 5 октября – все просители, в том числе Иоанн Леонтьевич Летников, были арестованы. Еще задолго до своего заключения церковный староста Летников ярко выступал в защиту храма, не давая его закрывать. Во время допроса он отказался подписать лжесвидетельство на священника. 12 октября следователь зачитал ему постановление о предъявлении обвинения, подписывать которое Иоанн Леонтьевич отказался. 17 октября состоялся дополнительный допрос, и в тот же день ему объявили об окончании предварительного следствия. «Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю» – заявил он следователю. Иоанн Летников был приговорен к ссылке в Северный край на три года.

Церковь Троицы Живоначальной в Протопопове - Коломна, фото 1895 года
(Церковь Троицы Живоначальной в Протопопове - Коломна, фото 1895 года)


Выезжая в ссылку из родного села, Иоанн Леонтьевич, которому в то время минуло 70, был сильно болен и понимал, что этот путь станет для него последним. Он остановился рядом с церковью, встал на колени, поцеловал землю, и, как бы предвидя будущее, сказал: «Больше я сюда не вернусь».
По официальной версии, тяжелые условия этапа и заключения на крайнем севере окончательно подорвали здоровье Иоанна Леонтьевича, и 25 октября 1930 года он скончался в одном из архангельских лагерей.
По другой версии, Иоанн Летников в лагере заступился за священнослужителей и архиереев, которые были приговорены к расстрелу, и пострадал вместе с ними.
После ареста и высылки Иоанна Леонтьевича начались долгие страдания его семьи. Осенью 1931 года по распоряжению сельсовета были произведены опись и изъятие «дома с надворными постройками». Дом использовался сельсоветом под медицинский пункт. Положение жены и близких Иоанна Лаврентьевича было «ужасно, т.к. не имели жилплощади и ночевали по знакомым». К тому же, семья Летниковых была лишена продовольственных карточек.

21 июля 1932 года, на основании постановления Московского Областного Финансового отдела, дом был возвращен Летниковым. Однако во время Великой Отечественной войны часть дома использовалась воинской частью как конюшня. Дом сохранился до наших дней, в нём живут потомки И. Л. Летникова.
Троицкую Церковь в селе Протопопово, которую постепенно разрушали сами жители, разбирая на кирпич для своих дворовых построек, окончательно снесли после войны во второй половине 40-х годов.

Православие – кровеносная система Русской истории, и то, что происходило с нами, не является случайностью. Есть много деревень и сел, где были разрушены церкви. И многие из них к настоящему времени практически вымерли. А село Протопопово, несмотря на совершившееся в нем безбожное преступление, живет и поныне молитвами новомучеников, в том числе и коломенского исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Святый исповедниче Иоанне, моли Бога о нас!
(по материалам: http://hram-kolomna.ru/agencies/799.html)

Церковь Троицы Живоначальной в Протопопове - Коломна, современный вид
(Церковь Троицы Живоначальной в Протопопове - Коломна, современный вид)

Имя Иоанна Летникова включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г.



Преподобномученик Лаврентий (Левченко), иеромонах


Преподобномученик Лаврентий родился 26 апреля 1893 года в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьян Ивана Леонтьевича и Акилины Федоровны Левченко и в крещении был наречен Стефаном. Кроме Стефана в семье были старшие дочери Ксения, Евфросиния и Мария.
Любой земной труд, семейное и хозяйственное послушание должны были в представлении русского православного крестьянина, в конце концов, завершиться сугубым подвигом на поприще спасения души и молитвы за ближних, живых и почивших сродников, должны были завершиться трудом и жизнью, посвященной исключительно Господу Иисусу Христу. А где было наилучшее место спасения, как не в монастыре, и в 1891 году в Шамординский монастырь в Калужской губернии поступила сестра Стефана Ксения, постриженная впоследствии в монашество с именем Евгения, через четыре года в Шамордино поступила сестра Евфросиния, принявшая постриг с именем Анатолия, а в 1909 году – сестра Мария. В 1910 году в монастыри поступили отец и мать Стефана, мать – к дочерям в Шамордино, а отец – в Оптину Пустынь, мать приняла постриг с именем Акилина, а отец принял схиму с именем Иоанн (он почил в 1929 году и был погребен у храма Покрова Божией Матери в Козельске); вместе с отцом пришел в монастырь и семнадцатилетний Стефан.

В Оптиной Стефан был пострижен в монашество с именем Лаврентий, рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона. После закрытия Оптиной Пустыни безбожниками в 1923 году архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец, мать и сестры – все монашествующие, к ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель. Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валенной обуви, которая была устроена в их доме. Валенки, которые они изготовляли, славились добротностью и высоким качеством выделки, и на них всегда был большой спрос.

После того, как в Казанском храме Оптиной прекратились службы, монахи перешли служить в Георгиевский храм в Козельске, где настоятелем стал иеромонах Макарий (Чиликин); здесь и стал служить архидиакон Лаврентий. Служили, хотя и несколько сокращенно, чтобы не утомлять непривычных к длинным службам мирян, но само служение и пение было по-прежнему оптинским, и сюда потянулись православные русские люди, всегда ценившие монастырскую службу, как наиболее молитвенную: кто сам не умел молиться, тот за монашескую молитву ухватывался. По большим праздникам в Георгиевский храм приходил служить настоятель Оптиной архимандрит Исаакий (Бобраков) и иноки, поселившиеся в близлежащих деревнях, и в эти дни пели на два клироса.
Впоследствии прихожане храма села Ивановского, расположенного неподалеку от Козельска, стали просить архиепископа Калужского Сильвестра (Братановского) рукоположить полюбившегося им благочестивого архидиакона во иеромонаха, и архиепископ исполнил их просьбу. В Ивановское к нему переехали монахини-сестры, они помогали по храму и зарабатывали на жизнь рукоделием.

Иеромонах Лаврентий ходил по деревням, общался с крестьянами и, будучи человеком мастеровым, часто был привлекаем к ремонту молотильных машин в колхозе: машины колхозу дали, а мастеров тогда еще не подготовили.

В 1935 году сотрудники НКВД принялись собирать об отце Лаврентии сведения на предмет его ареста. С этой целью осведомителям было дано задание заводить об отце Лаврентии беседы, чтобы получить о нем такого рода сведения, чтобы обвинить его в контрреволюционной деятельности и арестовать. Из беседы осведомителя с некоторыми верующими выяснялось, что иеромонах Лаврентий пользуется большим авторитетом среди православных. Приезжая в Козельск, он «обходит всех монахов и монашек и уговаривает, чтобы мы терпели, как терпел Христос... мы, когда говорим с ним, и не евши сыты бываем от его слов», – поведал некий человек осведомителю. От других же верующих осведомитель узнал, что иеромонах Лаврентий держится очень осторожно, незаметно и старается быть полезным не только для православного общества, но и для новосозданных колхозов, так что когда там ломается что из техники, то идут к нему, а он помогает безотказно. Но большей частью же старается молчать, чтобы не обнаружить своего мнения.

В апреле 1936 года сотрудники Козельского отделения НКВД допросили нескольких жителей из прихода села Ивановское, требуя, чтобы они дали компрометирующие показания о священнике, дабы не раскрывая имен осведомителей, получить материалы для ареста и осуждения священника. Но свидетели дали показания столь путанные, что арест священника был тогда отложен. Но в конце лета 1937 года вышел приказ Сталина о массовых арестах, и тогда протоколы допросов были извлечены как доказательные для обвинения священника.

В первых числах сентября соседка отца Лаврентия сообщила ему, что арестован священник соседнего прихода, и отец Лаврентий стал собирать вместе с сестрой вещи, которые могли бы ему понадобиться в тюрьме. Иеромонах Лаврентий был арестован 6 сентября 1937 года и заключен в камеру предварительного заключения при козельской милиции. В тот же день его допросил начальник козельского районного отделения НКВД.

– Следствие располагает данными, что вы производили церковную службу по колхозам района, брали деньги и продукты от колхозников, собирали подписи среди колхозников – не имея разрешения на это от сельсовета, райисполкома и колхоза. Просим не путать и дать правдивое показание по этому вопросу.
— Действительно производил богослужение в колхозах деревень Лаврово, Ивановское, Староселье, Новоселие, Заречье, Толстое и поселка Алпатовское, за произведенные религиозные требы платили деньгами... хлебом... подписи я среди колхозников не собирал...
— Следствие располагает данными, что вы предлагали колхознице Евфросинии Волковой посещать церковь вместе с детьми и... проводили агитацию против школы.
— Евфросинию Волкову я знаю... она с 1932 года не ходит в церковь; почему она бросила церковную службу я не знаю... против школы я... не агитировал.
— Следствие располагает данными, что вы... на поле среди колхозниц в колхозе Мировой Октябрь проводили контрреволюционную агитацию против советской власти – требуем правдивого показания по данному вопросу.
— В колхозе я бывал, но контрреволюционной агитации я не проводил – виновным себя не признаю.
— В 1937 году вы без ведома сельсовета и колхоза в ночное время обходили дворы колхозников и собирали подписи – просим дать правдивое показание по этому вопросу.
— Без дела я по домам колхозников не ходил, если ходил, то по просьбе колхозников – были случаи, что по вечерам ходил служить «требы» в дома, где имеется необходимость. Подписи не собирал.


22 сентября 1937 года начальник козельского отделения НКВД составил обвинительное заключение и направил его на решение тройки, добавив от себя, чтобы дело иеромонаха Лаврентия было рассмотрено по первой категории, иначе говоря, чтобы он был приговорен к расстрелу.
5–6 октября 1937 года состоялось заседание тройки НКВД и отец Лаврентий был приговорен к расстрелу. Иеромонах Лаврентий (Левченко) был расстрелян 25 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

Предание сохранило память о внешнем образе преподобномученика. Отец Лаврентий был высокого роста, с черными длинными волосами, большой густой черной бородой.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 года.



Преподобный Феосевий Богоносец, Арсинойский


ФЕОСЕВИЙ АРСИНОЙСКИЙ


Святой Феосевий родился в бедной деревне Меландра (Melandra) в области Арсинои в провинции Пафос. Сегодня деревня является кипрско-турецкой, но в те времена она была греко-римской и христианской. Феовсевий был братом по плоти святителя Аркадия (аркадиуса), епископа Арсинои (память 29 августа греч.).


Точная дата его рождения неизвестна. Тем не менее, он родится по всей видимости в конце четвертого века, так как его брат был епископом Арсинои в начале пятого века. Их благочестивые родители, Михаил и Анна, воспитывали братьев и наставляли в Слове Господнем.

Аркадий отправился в Константинополь учиться, а Феовсевий с самого раннего возраста был пастухом овец семьи, что позволило ему иметь достаточно времени, чтобы молиться и размышлять над словом Божьим. Кроме того, с самого раннего возраста, он воздерживался от пищи в постные дни и в течение других дней он ел достаточно только для того, чтобы остаться в живых. Хлеб, который он сохранял от своего поста, раздавал бедным, которых встречал на улице, или делал из него крошку и скармливал птицам. Он молился тайно в пещере, что располагалась в пяти километрах пути от его родной деревни.

Достигнув совершеннолетия, он женился на благочестивой девушке из соседнего села Philousa (ныне Chrysochous), но жили они как брат и сестра, сохраняя девство.

Много лет спустя Феовсевий божественным откровением понял, что приходит к концу его жизнь на этой земле. Тогда он сообщил своей жене и сказал ей, что пойдет в более отдаленное место для того, чтобы пасти своих овец, и наставлял ей сохранить свою душу бдительной и сохранить свою девственность нетронутой до конца своей жизни, чтобы «украситься от Бога короной девственности». Жена пообещала, и он был очень тронут.
Несколько дней спустя, он вошел в свою любимую пещеру, и после того, как молился в течение некоторого времени, он отдал свою душу в руки Бога. Это случилось 12 октября.

Его овчарка осталась верным хранителем его святого тела у входа в пещеру. Через три дня его родители и родители его жены и родственники из деревень Melandra и Philousa обыскали прилегающие районы и горы, и они пришли к пещере после того, как были привлечены лаем собаки. Войдя в нее, они нашли святое тело на земле «благоухающим и свежим, как неувядаемой утренний цветок». Они хотели взять его обратно в деревню, чтобы похоронить, но отложили намерение на утро, потому что было уже темно, и остались в пещере.

В ночи, в то время как отец Феовсевия спал, святой явился во ему во сне и сказал ему: «Не забирайте меня отсюда, но похороните мое тело в этом месте и постройте церковь во имя мое, чтобы поблагодарить Бога». Отец так и сделал.

Святой из деревни Melandra вылечил много слепых и глухих людей. Его имя весьма почитается на Кипре.




Преподобный Моби Гласневинский


Основал монастырь Гласнеден (Glasnaidhen), ныне Гласневин (Glasnevin), неподалёку от Дублина, Ирландия. Этот монастырь простоял многие века.
Скончался 12 октября 545 года.

Упоминается в Мартирологе Энга, Мартирологе О́Гормана и Мартирологе Донегала
Его учеником был святой Колумба Ионский.


Святитель Вильфрид Старший (Wilfrid), епископ Йоркский

Святитель Вильфрид Старший (Wilfrid), епископ Йоркский

Память 12 октября (Кельт. и Брит.), 24 апреля в день перенесения мощей (Кельт. и Брит.)

Вильфрид родился в Нортумбрии, в семье знатного королевского дружинника, в 633 или 634 году. По преданию, его рождение было отмечено особым знамением. Дом его родителей казался охваченным пожаром. Испуганные соседи, прибежав, чтобы справиться с огнем, с восхищением заметили, что огонь возносится к небу, ничего не повреждая.
Ещё совсем молодым Вильфрид решил посвятить себя Господу и в 14-летнем возрасте поступил в Линдисфарнский монастырь. Затем он учился в монастыре в Кентербери, а в 653 году решил посетить могилы святых апостолов и отправился на учёбу в Рим.

После своего паломничества Вильфрид почти три года пробыл в Галлии, в городе Лион, где принял монашеский постриг и, наконец, вернулся на свою родину.
В 661-665 годах был настоятелем монастыря в Рипоне, где вместо традиционного кельтского обряда вводил континентальный устав и римский обряд.
Ему было только тридцать лет, когда набожный король Альфред Йоркский назначил его в 664 году епископом Йоркским. Считая кельтских епископов схизматиками, он отправился в Компьень, где был рукоположен во епископа двенадцатью франкскими епископами. Вильфрид являлся ревностным представителем того направления, которое стремилось утвердить римские обычаи и папское влияние в Английской Церкви. На соборе в Уитби 664 года Вильфрид содействовал принятию решения в пользу Рима.

В 678 году он был отрешен от должности и хотел ехать в Рим, чтобы лично подать на это жалобу, но был послан к во Фрисландию, где проповедовал в течение года, обратив многих в христианство. Затем он продолжал свое путешествие в Рим, был оправдан папой, но по своем возвращении на родину снова изгнан в 680 году и удалился в Сассекс, где не менее ревностно проповедовал до 686 года.
В том году последовало его примирение с архиепископом Кентерберийским святителем Феодором. Вернувшись в Йорк в этом же году, Вильфрид вновь занимал там епископскую кафедру до 691 года, но вел постоянный спор со светской властью. В 692 году еще раз должен был отправиться в ссылку и снова добился в Риме оправдания. В 703 году собор в Остерфилде, собранный Бритвальдом, снова определил Вильфриду оставить епископскую кафедру. Несмотря на решение Рима в его пользу, когда в 705 году он был в третий раз восстановлен в звании епископа Йоркского, Вильфрид в итоге согласился со мнением собора и принял сан епископа Хексхэмского.

При Вильфриде в тех краях приумножились монастыри, возвысились великолепные соборы. Святой епископ сам руководил возведением этих грандиозных зданий.
Вильфрид известен и как чудотворец. Описан случай, когда бедная женщина умолила его воскресить мертвого ребенка.
Последние годы жизни он провёл в Рипоне, где скончался в 709 или 710 году и был похоронен.
В 940 году часть мощей была перенесена в Кентербери.


Икона Богородицы Мохнатинская

Икона Богородицы Мохнатинская

Этот образ Богоматери прославился в 1691 году в селе Мохнатине Черниговского уезда. По изображению он представляет подобие Руденской. Празднование Мохнатинской иконе Богородицы совершается еще в 10 неделю по Пасхе.


Икона Богородицы «Одигитрия» Ярославская

Икона Богородицы «Одигитрия» Ярославская

12 октября 1642 года архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Адриан во сне услышал голос от иконы «ОДИГИТРИЯ» Ярославская, стоящей в его кельи: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь в имя Моё». Вскоре архимандрит проводил Ярославскую икону в названный монастырь, где образ прославился чудотворениями.
Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Мохнатинская, икона Божьей Матери Одигитрия Ярославска
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments