Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/625402.html
Сегодня мы вспоминаем....
Сегодня мы вспоминаем русских воинов, павших при взятии крепости Нотебург (1702). Во время Северной войны 1700-1721 гг. Русские войска во главе с Государем Петром I овладели крепостью Нотебург. Крепость была основана новгородцами в 1323 году на острове Ореховом и получила название Орешек. В 1611 году Орешек был захвачен шведами, переименовавшими крепость в Нотебург. Петр I дал новое название - Шлиссельбург, т.е. Ключ-город. Как крепость он просуществовал до 1810 года, но крепостные казематы еще долгое время служили как политическая тюрьма. В 1944 году Шлиссельбург был переименован в Петрокрепость.
(А. Е. Коцебу. «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года» (1846))
Осада
Утром 26 сентября 1702 года передовой отряд Преображенского полка численностью 400 человек подошел к крепости и начал перестрелку; ещё засветло к ним присоединились 2 гвардейских батальона. 27 сентября вся осадная армия прибыла под Нотебург.
Всего осаждающие имели 12 500 солдат непосредственно у крепости и свыше 20 000 на ближних подступах к ней, 51 осадное орудие, не считая большого количества полевой артиллерии и корабельных пушек с вошедших в Ладожское озеро судов. В команде находились генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев, генерал от инфантерии А. И. Репнин, генерал-майоры И. И. Чамберс, А. А. Гулиц, А. В. Шарф и Я. В. Брюс[4].
Шведский комендант Густав Вильгельм фон Шлиппенбах рассчитывал на помощь со стороны генерал-майора А. Крониорта, однако получил подмогу всего 50 человек.
Русские перетащили волоком 50 судов из Ладожского озера в Неву и взяли укрепление на другой стороне Невы. Попытка шведов отбить его осталась безуспешной. Отбита также была попытка А. Крониорта помочь Нотебургу 2 октября.
1 (12) октября была начата бомбардировка, которая частично повредила стены крепости. 6 (17) октября в крепости из-за артобстрела русскими вспыхнул большой пожар. Однако к 11 (22) октября почти все осадные орудия из-за плохой выучки артиллеристов вышли из строя. По приказу Петра I русские пошли на штурм, так и не пробив полноценных брешей.
Штурм
Кровопролитный штурм 11 (22) октября продолжался с перерывами 13 часов.
В штурме участвовали и другие части русской армии. В частности, от полка Кашпара Гулица выделили 100 фузилеров и 100 гренадер. Гренадерами командовал капитан Мякинин, который так рассказывал о начавшемся штурме: Я был в команде у полковника Якова Гордона и командировано со мною было 100 человек гренадеров да 100 человек фузилеров для подъема и поставки лестниц. И был я на штурме, ставил своею командою лестницу на стену и в то число побито под лестницами 80 человек фузилеров да 20 человек гренадеров и лестницы в дело не пошли. В то же число полковника ранили, майора убили и командовал я не токмо своею командою, но и другими оставшимися и последний как пошли на пролом и был я на проломе ранен.
Первый приступ не удался. На помощь послан был отряд от 10 полков в том числе и от полка Гулица. Повторный приступ также закончился неудачно. В течение 13 часов войска пытались ворваться в крепость, неся большие потери. Пётр хотел уже отступить, но командовавший войсками Голицын приказал продолжить штурм и в половине пятого дня комендант крепости приказал бить сдачу.
Итоги
После взятия крепости Пётр дал шведскому гарнизону самые почётные условия, они свободно могли присоединиться к своим войскам, стоявшим в Нарве. Такая же свобода уйти, куда пожелают, или оставаться была предоставлена всему населению.
В то же время Пётр I строго отнёсся к солдатам, бежавшим с приступа: они были «ошельмованы, а именно: гонены через строй и лица их, заплевав, казнены смертию»; в Семёновском полку повешено 4 человека, в Преображенском — 8.
Штурм был необычайно трудным и кровопролитным. «Правда, что зело жесток сей орех был, аднака, слава богу, счастливо разгрызен. Артиллерия наша зело чюдесно дело свое исправила», — писал Петр А. А. Виниусу. Старый русский город, раньше называвшийся Орешком, вернулся в русские руки и был переименован в Шлиссельбург («ключ-город», открывавший дорогу к овладению устьем Невы).
Губернатором завоёванной крепости оставлен А. Д. Меншиков; в качестве гарнизона ему оставлены 3 полка. Князь М. М. Голицын за заслуги получил чин полковника лейб-гвардии Семёновского полка, майор Карпов — чин подполковника лейб-гвардии Преображенского полка.
В честь такой знаменательной победы Пётр велел отчеканить золотые и серебряные медали с историческим напоминанием — «Был у неприятеля. 90 летъ».
Вот такими медалями были награждены все нижние чины, участвовавшие во взятии Шлиссельбурга. Документы о награждении утрачены, но благодаря выпискам А. С. Пушкина, получившего «позволение» на доступ к Государственным архивам для подготовки материалов к своим произведениям, установлено, что за взятие Шлиссельбурга «Офицерам даны золотые медали, капитанам даны по 300, поручикам 200, прапорщикам 100, сержантам 70, капралам по 30; старые солдаты пожалованы капралами, а молодым дано жалованье против старых. Всем серебряные медали».
(Серебряная медаль в честь взятия Нотебурга)
Пётр I очень дорожил завоеванием Нотебурга. 6 декабря 1702 года по случаю взятия крепости он совершил торжественный въезд в Москву. В продолжение своего царствования, когда позволяло время, 5 раз праздновал он победу 11 октября в самом Шлиссельбурге.
***
В этот день в 1906 г. в Москве состоялся первый общий сход Русского Монархического Собрания – общественной организации, интеллектуального штаба монархистов Первопрестольной.
РМС было создано по образу петербургского Русского Собрания, инициатором его открытия выступил лидер московских монархистов Владимир Андреевич Грингмут. На первых порах в состав Собрания входили практически все видные монархические деятели Москвы: почетными членами РМС были сщмч. митрополит Владимир (Богоявленский), епископ Никон (Рождественский), генерал Е.В.Богданович, Л.А.Тихомиров, А.С.Шмаков и др. Устав организации был утвержден 2 сентября 1906 г. В стенах Собрания обсуждались многие актуальные общественные и политические вопросы, выступали многие видные идеологи монархизма.
После кончины Грингмута Собрание возглавил его заместитель сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов. Русское Монархическое Собрание не обошли стороной расколы в монархическом движении, в 1909-10 гг. группа видных деятелей Собрания выступила против председателя о. Иоанна. После преодоления раскола Собрание снизило свою активность, однако выступало с различными починами. Так, в 1911 г. по инициативе РМС подвал Чудова монастыря, в котором томился и принял мученическую кончины Патриарх Гермоген, был превращен в церковь.
В 1913 г. протоиерей Иоанн Восторгов согласно решения Св.Синода покинул пост председателя РМС, которое возглавил его заместитель публицист Б.В.Назаревский. Собрание продолжало свои заседания и во время Первой мировой войны, однако уже очень редко. Формально РМС прекратило свое существование в 1917 г
***
Сегодня мы также вспоминаем Василия Алексеевича Гречишникова - командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка 10-й авиационной бригады военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, капитана.
Родился 22 ноября (5 декабря) 1912 года в городе Николаев (Украина) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1932 года.
В Военно-Морском Флоте с 1931 года. Окончил Николаевскую и Ейскую школы морских лётчиков. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-40 годов. В Великой Отечественной войне с июня 1941 года.
Командир эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота капитан Гречишников В.А. в ночь на 8 августа 1941 года вместе с другими экипажами, возглавив 2-ю авиагруппу, вслед за флагманской группой командира авиаполка полковника Преображенского Е.Н., вылетел на бомбардировку столицы гитлеровской Германии - города Берлина. Несмотря на то, что полёт проходил в трудных условиях, - высота 7000 метров, температура за бортом до минус 46 градусов, из-за чего стёкла кабин самолётов, и очки шлемофонов авиаторов обмерзали, периодически приходилось пользоваться аварийными кислородными приборами, - задание советского правительства было успешно выполнено. Состоялась первая в истории Великой Отечественной войны атака Берлина советской авиацией.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество капитану Гречишникову Василию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Всего на бомбардировку столицы "третьего рейха" В.А. Гречишников вылетал девять раз.
24 октября 1941 года при бомбёжке механизированных частей врага в районе населённого пункта Грузино Чудского района Новгородской области Герой Советского Союза В.А. Гречишников свой подбитый самолёт направил на вражескую танковую колонну и геройски погиб.
Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалями.
Мемориальные доски в память о Герое установлены на Николаевском судостроительном заводе и улице его имени в городе Николаеве; обелиск - в селе Грузино. Именем Василия Гречишникова был назван траулер Министерства рыбного хозяйства.
***
Сегодня мы также вспоминаем Степана Александровича Ловенецкого - механика-водителя самоходной артиллерийской установки (САУ) 1815-го самоходного артиллерийского полка 4-го гвардейского Кубанского казачьего Краснознамённого орденов Ленина, Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени кавалерийского корпуса 2-го Украинского фронта, сержанта.
Родился 26 октября 1923 в деревне Филатово Круглянского района Могилёвской области Белоруссии в крестьянской семье. Белорус. С 1927 до 1942 года жил в городе Вологде. Окончил семилетнюю школу. Работал на железной дороге.
В Красной Армни с сентября 1942 года. Окончил курсы механиков-водителей. В боях Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Сражался с гитлеровцами на 3-м, 4-м Украинских, 1-м Белорусском, 2-м Украинском фронтах.
Механик-водитель САУ 1815-го самоходного артиллерийского полка (4-й гвардейский кавалерийский корпус, 2-й Украинский фронт) комсорг взвода сержант Степан Ловенецкий особо отличился 24 октября 1944 года в боях за венгерский населённый пункт Надьбайом (Венгрия).
Умело маневрируя САУ, сержант Ловенецкий помог экипажу подбить три неприятельских танка и рассеять батальон пехоты. Отважный механик-водитель самоходки был тяжело ранен, но продолжал сражаться с врагом. Пал смертью храбрых в подожжённой фашистами боевой машине. Похоронен в Венгрии на месте последнего боя.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Ловенецкому Степану Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина, Отечественной войны 2-й степени, медалями.
На родине Степана Ловенецкого установлен памятник. Его именем названы улицы в городе Вологде, городе Талица Свердловской области и в посёлке городского типа Круглое Могилёвской области Белоруссии.
Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/716170.html