filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

04 (17) октября 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...


Священномученик Иерофей Афинский, епископ

Священномученик Иерофей Афинский, епископ


Священномученик Иерофей, епископ Афинский, был членом афинского ареопага и обращен ко Христу апостолом Павлом вместе с Дионисием Ареопагитом (память 3 октября). Святой был посвящен апостолом Павлом в сан епископа. По преданию, епископ Иерофей присутствовал вместе с епископом Дионисием при погребении Пресвятой Богородицы. Скончался святитель Иерофей в 1 веке мученической смертью.


Тропарь священномученика Иерофея
глас 4
Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Иерофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Иерофея
глас 8
Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/ яко таиноучившеся тобою странным и неизреченным:/ явился бо еси Богоприятный песнословец./ Но моли, всеблаженне Иерофее,/ от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/ радуйся, отче Богомудре.


Преподобные Елладий и Онисим Печерские, в Ближних пещерах (XII–XIII); прп. Аммон, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII)

Преподобный Елладий Печерский
(прп. Елладий Печерский)

Святой Елладий Печерский, прп., затворник, постник, подвизался в XII-XIII вв. Мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах. Монах Печерского монастыря. Преподобный. Биографические данные неизвестны. Некоторые источники называют этого подвижника, входящего в Собор святых Ближних пещер, Елладием Преподобномучеником. На самом древнем подробном плане пещер св.Антония (1638) единственно указанный св.Елладий (№36) именуется постником и чудотворцем.

Преподобный Онисим Печерский (ХII-ХIII), подвизаясь в Киево-Печерской лавре, затворился в Ближних пещерах (преподобного Антония). Святые мощи преподобного погребены на месте его подвигов.

Преподобный Аммон, затворник Печерский (XIII в.), именуется трудолюбивым. По благословению игумена, он странствовал во святую Афонскую гору и во Иерусалим, ревнуя житию святых великих отец. По возвращении своем оттуда так жил благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец в иноческой жизни.
Святой Аммон любил нищету и заботился о приобретении нетленных богатств на небе; затворившись в пещере, своими подвигами он попрал все вражьи коварства. Преставившись душою ко Господу, обрел в Нем вечный покой; тело же его святое положено в Дальних пещерах.

Кроме общей памяти преподобным, в Феодосиевой пещере почивающим, — 28 августа, преподобного Аммона память совершается еще 4/17 октября, вероятно, в день его тезоименитства, так как 4/17 октября в Православной Церкви совершается память прп. Аммона Египетского, ученика преподобного — Антония Великого.


Священномученики Гаий, Фавст, диаконы, Евсевий, епископ, Херимон, диакон

Мученики Гаий, Фавст, Евсевий,Херимон, Луций, Петр и Павел.jpg

Мученики Гаий Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр и Павел пострадали во время гонений императора Валериана.
О них упоминается в сохранившихся фрагментах послания свт. Дионисия Великого, патриарха Александрийского (247-265), к еп. Герману, а также в послании к Дометию и Дидиму, которые цитируются в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского.

Во время гонений римского императора Деция Гаий, Фавст, Петр и Павел вынесли свт. Дионисия из г. Тапосириса.
Во время гонений Валериана свт. Дионисий вместе с пресв. Максимом и диаконами Фавстом, Евсевием и Херимоном предстал перед префектом Египта Эмилианом, который приказал им отречься от Христа. Они отказались это сделать и были сосланы в дер. Кефро, где вокруг них образовалась христианское община. Через некоторое время Эмилиан отправил их в район Маредотиды, но, как сообщает свт. Дионисий, его, Гаия, Фавста, Евсевия, Петра и Павла похитили из конвоя и он, Гаий и Петр оказались в Ливийской пустыне близ Паретония. По сведениям Евсевия Кесарийского, Фавст пережил гонения Валериана, но впоследствии был обезглавлен.

Возможно, эти данные послужили источником для создания агиографической традиции, объединившей этих мучеников в одну дружину (состав имен и дни памяти варьируются). В греческих синаксарях упоминаются свт. Дионисий и 8 его спутников. В Константинопольском синаксаре X века под 3 октября перечислены свт. Дионисий, Фавст, Гаий, Петр, Павел, Евсевий и Херимон (в некоторых рукописях Синаксаря упоминается о других мучениках). В рукописи Vat. gr. 1613 память Дионисия, Гаия, Фавста, Херимона и Евсевия отмечена 4 октября.

День памяти этих мучеников, вероятнее всего, восходит ко дню памяти свт. Дионисия (3 октября). Из греческих синаксарей сведения об этих мучениках попали в Римский мартиролог. Там под 3 октября упомянуты Дионисий, Фавст, Гаий, Петр, Павел и еще 4 мученика, имена которых установить невозможно.


Преподобный Иоанна Лампадист

Св. Иоанн Лампадист. Икона XIII века из соборного храма монастыря
(Св. Иоанн Лампадист. Икона XIII века из соборного храма монастыря в честь его имени на Кипре)


Святой Иоанн Лампадист жил на Кипре в конце 10 века, в то время, когда Византийский Император Никифор ΙΙ Фокас (963 — 969) освободил от арабского ига и включил остров его в состав Византийской Империи.

Этот недолгий период был передышкой для многострадального острова, когда при поддержке константинопольского двора начали строиться величественные церкви, и жизнь складывалась спокойно и размеренно. Спустя всего несколько десятилетий на остров высадится новый захватчик. Иоанн был единственным сыном престарелых родителей священника Кириакоса и матушки Анны из деревни Лампаду, родившимся после многолетних молитв и просьб Богу. По этой причине, жизнь Иоанна по обету родителей с детства была посвящена Богу. С ранних лет мальчик проявлял интерес к грамоте и церковным службам. Однажды маленький Иоанн, находясь на винограднике, сорвал гроздь до общего церковного освящения, которое происходит на Преображение, и принес своему отцу. Отец отругал Иоанна за содеянное и огорченный сын отнес гроздь винограда обратно, оставив ее там, где она изначально росла. Произошло чудо — гроздь приросла к лозе. Когда Иоанну исполнилось 18 лет, родители, забыв о том, что они хотели посвятить свое единственное дитя Богу, решили сосватать одаренному многими талантами юноше дочь богатых односельчан. Иоанн был искренен перед девушкой и рассказал ей о своем намерении провести свою жизнь в девстве. Родители и сама девица восприняли слова юноши как оскорбление и решили отомстить Иоанну, отравив его по совету местного знахаря на званом ужине. Яд, который использовали родители девушки, был настолько сильным, что небольшая доза могла ослепить человека, а большая даже убить. Иоанн ослеп. Смирившись с этой скорбью и простив своих обидчиков, он удалился вместе со своим верным помощником в горный район Маратаса, в район деревни Калопанайотис, расположенной близ речки Сетрахос, где по преданию святитель Ираклидий принял таинство Крещения из рук апостолов Павла и Варнавы. Иоаннн поселился в пещере, где проводил все время в молитве и богообщении.

После четырех лет отшельнической жизни св. Иоанну за три дня до смерти вернулось зрение и случилось так, что в небе он увидел трех золотых парящих орлов, которые являли видимый знак Бога Троицы, призывающего своего раба в Вечное Царство. Родители Иоанна вместе с монахами монастыря погребли своего сына у соборного храма св. Ираклидия, к северной стене которого в конце 12 века была пристроена часовня в честь преп. Иоанна Лампадиста.

Точное время основания монастыря неизвестно. Монахи покинули монастырь в конце 18 века. В 19 веке соборная церковь использовалась как приходской храм, а в стенах братского корпуса располагалась школа, где обучались дети из деревни Калопанайотис и близлежащих селений.

Монастырь св. Иоанна Лампадиста, Калопанайотис, Кипр
(Монастырь св. Иоанна Лампадиста, Калопанайотис, Кипр)


Монастырь неоднократно перестраивался, расширялся. Главная церковь представляет собой несколько "сросшихся" помещений с хорошо сохранившимися фресками, восходящими к XIII веку. Собственно его сегодня нельзя назвать действующим монастырём. Насельник в настоящее время – один монах. Сам монастырь находится под охраной ЮНЕСКО.


Священномученик Евдемон I (Диасамидзе) (Евдемоз; груз. ევდემოზ), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский)

Священномученик Евдемон I (Диасамидзе) (Евдемоз; груз. ევდემოზ)


Сведения о нем содержатся в трудах историков XVIII в. Бери Эгнаташвили и Вахушти Багратиони.

Св. Евдемон был возведен на патриарший престол при царе Теймуразе I (в 1606-1648 царь Кахети, в 1625-1632 - Картли-Кахети), с которым кроме общих национальных и политических интересов его связывали также родственные узы: сын Теймураза Давид был женат на племяннице Евдемона. После убийства законного правителя Картли царя Луарсаба II иранским шахом Аббасом I преемник последнего Аббас II изгнал из страны Теймураза I и в 1633 г. назначил правителем Картли мусульманина Ростома (с 1633 царь Картли, в 1648-1656 - Картли-Кахети). Несмотря на то что время его правления отличалось стабильностью, в обществе стали насаждаться мусульманские обычаи и нравы. Святитель Евдемон открыто выступал против политики нового царя: он считал неприемлемым распространение исламских обычаев в православной Грузии и практику воспитания наследников грузинского царского престола при дворе шаха.

Католикос Евдемон был духовным отцом супруги Ростома - царицы Мариам, дочери кн. Мегрелии Манучара Дадиани. Благодаря деятельности Евдемона и содействию царицы в Грузии продолжали возводить храмы, развивалась духовная литература. Вместе с тем католикос-патриарх строил планы по возвращению Теймураза I на царский престол.

В 1642 г. частью грузинской знати был устроен заговор, активное участие в котором принял Евдемон:

«...сговорились [Заал] Эристави, Иотам Амилахвари, Нодар Цицишвили, католикос Евдемоз Диасамидзе, Гочашвили Георгий и еще некие из грузин. Задумали они отступить от царя Ростома, и более всех старался католикос Евдемоз... Послали они человека к князю Теймуразу и вместе с ним послали ему грамоты верности и призвали вернуться в Картли и вновь господствовать».

Евдемон, находившийся в Цхири вместе с царем Ростомом, призывал Теймураза I к противоборству: «Что же ты отступил из-за бегства Нодара, приди и напади на Ростома». Заговор был раскрыт, Теймураз I, прибывший в Метехи, вернулся в Кахети, часть заговорщиков бежала, др. были арестованы.
В тюрьме Евдемон был задушен. Бери Эгнаташвили пишет об этом следующее: «...захватил Ростом католикоса Евдемоза и отослал в городскую крепость и заключил в тюрьму и позже подослал к нему убийцу».

Могила сщмч. Евдемона I в церкви Анчисхати в Тбилиси
(Могила сщмч. Евдемона I в церкви Анчисхати в Тбилиси)


Католикос Евдемон был прославлен Грузинской Православной Церковью как священномученик (вероятно, в XVIII в.). Его мощи покоятся в тбилисской церкви Анчисхати.


Святой Стефан Щилянович

Святой Стефан Щилянович


Родился в благочестивой христианской семье в сербском городе Жупе (южная сторона Захолмья). В то время Сербия часто подвергалась нападениям турок, которые разоряли страну. Святой Стефан защищал свою родину, исполняя воинскую службу в армии сербского правителя. Когда в стране начался голод, милосердный Стефан раздавал голодающим свой хлеб. Патриотическая деятельность святого воина была неразрывно связана с его истинно христианской жизнью. Он "присно подвизался во благих, яже суть: милостыня, чистота, молитва, вера православная и любовь нелицемерная к ближним".
Скончался 4 октября 1515 года.

Через некоторое время над его могилой турки увидели свет. Думая, что здесь спрятан клад, они разрыли могилу и нашли нетленное тело святого Стефана. Сербские монахи выкупили мощи у турецкого паши и перенесли в монастырь Шишатовец на Фруштской горе.

монастырь Шишатовац, Сербия
(монастырь Шишатовац, Сербия)

Прославляя праведного защитника родины, Сербская Церковь молится ему: "Слава во бранех, воине Стефане Щиляновичу, великий целебниче приходящим к тебе с верою".


Тропарь святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербского
глас 4
На земли премудрости славу стяжал еси,/ богатство Господеви своему вручил еси,/ и Той тя с Небесными водворяет,/ тело твое на земли, святе, сохрани невредимо,/ ты бо в целомудрии и чистоте/ житие праведно пожил еси,/ тем с дерзновением моли спастися нам.

Кондак святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербского
глас 2
Вышняго желанием прославляя,/ и Той тя в памяти прославляет, праведне,/ восхождением добродетелей совершил еси душу,/ премудре святе Стефане,/ на земли непорочно житие соверши,/ Зиждителю всех благоугодил еси,/ моли непрестанно о всех нас.



Священномученик Иаков Бобырев, пресвитер


Священномученик Иаков Бобырев, пресвитер


Священномученик Иаков (Яков Иванович Бобырев) родился 25 ноября 1883 года в селе Букреевка Курского уезда Курской губернии в крестьянской семье, в которой оставались крепкими православные традиции и сам дух был подвижнический: его дядя по отцу, Сергий, ушел в Калязинский монастырь Тверской губернии, где принял постриг с именем Алексий. Яков окончил пять классов церковно-приходской школы и двухклассное училище, что позволило ему в 1901 году занять должность учителя церковно-приходской школы в селе Щетино. В 1903 году Яков Иванович поступил псаломщиком в храм села Плаксино Курского уезда, где прослужил до 1915 года, когда был призван в армию. В 1918 году он вернулся в то же село и стал служить здесь псаломщиком, через два года он был рукоположен в сан диакона, но продолжал исполнять обязанности псаломщика

В конце двадцатых годов началось гонение на Православную Церковь, и диакон Иаков был приговорен к трем годам высылки из пределов Курской области за невыполнение хлебозаготовок. Он выехал в село Высокое Нерльского района Тверской области, где неподалеку, в деревне Никулино, жил его дядя, монах Алексий, обосновавшийся здесь после закрытия Калязинского монастыря. Отец Иаков жил как ссыльный, под надзором, и обязан был два раза в месяц являться на отметку в районное управление милиции. В феврале 1930 года он был рукоположен в сан священника ко храму села Высокого. Крестьяне полюбили ссыльного священника за ревностное отношение к службе, и когда 13 декабря 1931 года о. Иаков неожиданно для всех был арестован, церковный совет сразу же обратился с прошением к властям, чтобы те освободили священника.

13 марта 1932 года Тройка ОГПУ вынесла постановление: Отец Иаков Бобырев и еще шестеро осужденных были отправлены в Свирские исправительно-трудовые лагеря вблизи станции Лодейное Поле. В конце 1933 года, по прохождении половины срока, о. Иаков написал ходатайство о пересмотре его дела и об освобождении, так как он не считал себя виновным. ОГПУ отклонило ходатайство. В конце 1936 года о. Иаков вернулся в село Высокое, где пять лет назад был арестован, и снова стал служить в том же храме.

27 сентября 1937 года священник был арестован и заключен в тюрьму в Кашине. В качестве свидетелей были допрошены председатель сельсовета, бригадир колхоза, рядовые колхозники, а из крестьян-единоличников – неверующие (не всегда нежелание идти в колхоз соединялось с православными убеждениями). Самыми характерными показаниями, вобравшими в себя все лжесвидетельства, были показания бригадира колхоза. Он показал: "Яков Бобырев настроен враждебно против советской власти, в результате чего, безусловно, скрыто проводит контрреволюционную деятельность среди колхозников, что и отражается на проводимых сельскохозяйственных работах в колхозе. Особенно в религиозные праздники – народ уходит в церковь, и работа срывается в колхозе, точно указать факты его агитации не могу, так как он очень скрыто проводил контрреволюционную деятельность. Со своей стороны считаю, его бы давно надо было убрать из нашего селения, этим самым дали бы нормально проводить работу в колхозе без всяких срывов".

4 октября следователь допросил священника.

– Вы обвиняетесь в проведении антисоветской деятельности. Расскажите о фактах вашей антисоветской деятельности.
– Я виновным себя в проведении антисоветской деятельности не признаю, и антисоветских фактов агитации с моей стороны за время после прибытия из ссылки не было,
– ответил священник.
– Следствие располагает достаточными данными о вашей антисоветской агитации. Требую правдивых ваших показаний.
– Вторично показываю, что с моей стороны антисоветской агитации не было.
– Следствие располагает данными, что в конце июля месяца 1937 года среди колхозников вы вели агитацию за срыв предвыборной кампании в Верховный Совет, указывая, что "только одни коммунисты будут голосовать и будут только их выбирать". Признаете ли такое антисоветское высказывание?
– Нет, с моей стороны агитации в антисоветском духе о выборах в Верховный Совет не было...
– Следствие имеет данные, что вы в августе 1937 года угрожали колхозникам расправой с контрреволюционным высказыванием о неизбежной перемене существующего строя в СССР. Признаете ли такой факт контрреволюционного высказывания?
– Нет, колхозникам я никому не угрожал, а также контрреволюционного высказывания о перемене существующего строя в СССР я не говорил, такого факта я не признаю.
– Следствие располагает данными, что вы в момент общественно- политической кампании по подписке на заем обороны страны вели антисоветскую агитацию среди колхозников против подписки на заем. Признаете ли это?
– Это я отрицаю, агитации против подписки на заем я не проводил. Это такое мнение создалось у председателя сельсовета. А было это потому, что один раз я остановился поговорить с гражданином села Высокого, но я ему о том, чтобы не подписываться на заем, ничего не говорил.


15 октября Тройка НКВД приговорила о. Иакова к расстрелу. Священник Иаков Бобырев был расстрелян через день, 17 октября 1937 года.

В августе 2000 г. причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.


Священномученик протоиерей Тихон и исповедница Хиония
(Архангельский Тихон Иванович, +17.10.1937; Архангельская Хиония Ивановна)
Протоиерей Тихон и Хиония Ивановна с детьми и внуком
(Протоиерей Тихон и Хиония Ивановна с детьми и внуком)

Священномученик Тихон родился 30 мая 1875 года в селе Больше-Попово Воронежской губернии в семье священника Иоанна Архангельского. Родители умерли рано, и младших детей – Тихона и его сестру – воспитывали их двоюродная сестра Зинаида и ее муж Петр. В свое время они отдали Тихона учиться в Духовную семинарию, по окончании которой он женился на благочестивой девице Хионии. Она родилась 8 апреля 1883 года в селе Новый Копыл Воронежской губернии в семье священника Иоанна Дмитриева. Впоследствии у отца Тихона и Хионии Ивановны родилось восемнадцать детей; первая дочь родилась в 1901 году, а последняя – в 1923-м. Из всех детей выжили девять: шесть дочерей и трое сыновей, остальные умерли во младенчестве. Вскоре после венчания Тихон Иванович был рукоположен в сан священника ко храму в селе Троекурово Воронежской епархии, неподалеку от города Лебедянь.

Отец Тихон был добросовестным и ревностным пастырем, он много молился и часто служил. Приветливый и отзывчивый на людское горе, он всегда мог утешить пришедшего к нему с бедой человека. Отец Тихон был человеком решительным и твердым, и в его присутствии невозможно было выразиться грубо или непотребно – он всегда в этих случаях останавливал и делал замечание.

При всем том он был немногословен и сдержан. За безупречное и ревностное служение священник был возведен в сан протоиерея.

В 1928 году власти закрыли храм в селе Троекурово и решили записать священника в кулаки, чтобы затем раскулачить и отобрать все имущество. Но в сельсовете многие относились к отцу Тихону с большим уважением, и один из служащих сельсовета пришел к нему домой и сообщил, что задумали относительно священника власти.

– Чем мы будем ждать, когда придут и вышвырнут нас из дома, – сказала решительно Хиония Ивановна, – лучше сейчас собрать все необходимое и уехать на первое время в Лебедянь.

Отец Тихон с ней согласился. Они собрали самые необходимые вещи, запрягли лошадь в маленькие крестьянские сани, и тот же член сельсовета, который предупредил о раскулачивании, отвез их в город. Первое время они снимали угол на квартире, а затем маленькую комнату. Епископ Липецкий Уар (Шмарин) направил отца Тихона служить на приход, расположенный в трех километрах от Лебедяни; здесь он прослужил около года, а затем власти и здесь храм закрыли.

Это было время, когда властями по всей стране была развернута кампания по закрытию храмов.
Епископ Уар направил священника в храм в селе Ильинском, но и здесь храм вскоре закрыли, и тогда епископ направил его в храм в селе Патриарши, где священник прослужил около года, а затем и здесь храм был закрыт. В Патриарши к отцу Тихону приехал посланец от прихода храма, расположенного в селе Куймань, и предложил ему пойти служить к ним. Получив благословение епископа Уара, отец Тихон переехал в Куймань. Это было большое село, населенное преимущественно благочестивыми и глубоко верующими крестьянами, так что храм во время служб всегда был полон молящихся.

День 9 августа 1937 года выдался теплым. Вся семья хозяев, священник, матушка и дети находились в доме, но по теплости дня дверь на улицу была распахнута настежь. Вдруг около дома остановилась машина, из нее вышли люди в форме и направились к дому. Войдя, один из них сразу подошел к отцу Тихону и спросил:

– Оружие есть?
– Есть!
– ответил священник. – Крест и молитва!

Сотрудники НКВД разбрелись по дому и стали переворачивать вещи. Один из них забрался за печь, вынул из своей кобуры пистолет и затем, выйдя из-за печи, показал его приехавшим вместе с ним военным и сказал:

– Вот его оружие!

Отца Тихона увели в легком летнем подряснике, не дав одеться и собраться.

4 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Тихона к расстрелу. Приговоренных к расстрелу казнили за окраиной города Липецка. Перед расстрелом сотрудник НКВД спросил отца Тихона:

– Не отречешься?
– Нет, не отрекусь!
– ответил священник.

Протоиерей Тихон Архангельский был расстрелян 17 октября 1937 года и погребен в общей ныне безвестной могиле. Хиония Ивановна не оставляла попыток узнать об участи мужа и не раз ходила к местным властям, требуя от них ответа. Они отмалчивались, и она, как человек решительный и прямой, сделала им за это выговор. А выходя из сельсовета, сказала: «Мужа забрали, ничего от них невозможно добиться, это какое-то безобразие». Один из представителей властей однажды пригрозил:

– Смотрите! Вы слишком много болтаете! Мы и вас заберем!
– Вот и хорошо!
– ответила Хиония Ивановна. – Заберите меня, пожалуйста, я там, может быть, с отцом Тихоном увижусь!

Вскоре после этого разговора Хиония Ивановна уехала в Москву к жившим там сестрам – посоветоваться, как жить и что делать дальше, и как продолжать хлопоты об отце Тихоне. В ее отсутствие в дом пришли представители сельсовета, и один из них спросил ее дочь Ирину:

– Где Хиония Ивановна?
– Ее сейчас здесь нет,
– ответила Ирина. – Она уехала к сестрам в Москву.

Они, однако, стали демонстративно обыскивать дом в поисках хозяйки.
Вскоре после этого приехала Хиония Ивановна, и ей рассказали об обыске.

– Надо собираться, – сказала она. – Я уже чувствую, что возьмут. А я прятаться ведь не буду. И уж раз вызывали, я сама лучше пойду к ним.

Она оделась; приготовившись к аресту, собрала необходимые вещи, и они вместе с дочерью Еленой пошли в сельсовет. Это был вечер 12 декабря 1937 года. Хиония Ивановна поздоровалась, назвала себя, а затем, напомнив, что они уже приходили за ней, спросила:

– В чем дело? Зачем я вам нужна?
– Оставайтесь. Вы тут останетесь,
– сказали они ей.

И Хиония Ивановна попрощалась с дочерью. Всех арестованных отправляли в Трубетчино.
На допросе следователь спросил Хионию Ивановну:

– Вы обвиняетесь в антисоветской деятельности, признаете себя виновной?
– В антисоветской деятельности виновной себя не признаю,
– ответила она.
– Свидетельскими показаниями вы достаточно изобличаетесь в антисоветской деятельности, дайте правдивые показания.
– Свидетельские показания о своей антисоветской деятельности я отрицаю.
– Вы лжете, следствие требует от вас правдивых показаний.
– Я следствию даю только правдивые показания, никакой антисоветской деятельности я не проводила.
– Вам зачитываются показания свидетелей о вашей антисоветскои деятельности, признаете себя виновной?
– Свидетельские показания о моей антисоветской деятельности я отрицаю.

31 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила Хионию Ивановну к восьми годам исправительно-трудовых лагерей.

Заключение она была отправлена отбывать в тюрьму в городе Шацке Рязанской области. 20 мая 1938 года тюремные врачи составили акт о состоянии ее здоровья и предложили освободить ее в соответствии с законом, так как обследование показало, что она не может обходиться без посторонней помощи. Однако уполномоченный НКВД потребовал не рассматривать вопрос о ее досрочном освобождении ввиду ее резких по отношению к советской власти высказываний.

Хиония Ивановна была освобождена в конце 1944 года после того, как стал очевиден смертельный исход болезни.
Доехав до дома, Хиония Ивановна совсем разболелась и теперь почти не вставала с кровати, но, несмотря на это, она взялась подрабатывать шитьем. Давали ей за работу продукты, часть из них она отдавала дочерям, а часть оставляла на свои поминки, – и молилась, и заготавливала все на свою смерть, чтобы по возможности никого не обременить. Последние недели перед смертью она вследствие болезни уже не принимала никакой пищи. Скончалась Хиония Ивановна в декабре. Похоронили ее на местном кладбище 22 декабря 1945 года.


Преподобномученик архимандрит Василий
(Цветков Гавриил Георгиевич, +17.10.1937)

сщмч_архимандрит Василий Цветков


Архимандрит Василий ( в миру Гавриил Георгиевич Цветков) родился 21 марта 1867 года в селе Лесок уезда Рязанской губернии в семье пономаря Егора Тихоновича Цветкова и его жены Варвары Николаевны.
С 1884 да он служил почтальоном в Пронской конторе. После окончания духовного Училища решил посвятить себя полностью служению Богу. В 1893 году он стал послушником в Николо – Радовицком монастыре Егорьевского уезда Рязанской губернии.

С 1431 года этот монастырь именовался Акакиевой пустынью, но когда здесь в XVI веке при игумене Ионе Рогоже явился образ святителя и чудотворца Николая, он стал называться Николо-Радовицким.
28 апреля 1896 года будущий архимандрит Василий был рукоположен во иеродиакона.

14 мая 1899 года молодой подвижник иеродиакон Василий был рукоположен в иеромонаха, перемещен в Рязанский Троицкий монастырь и утвержден в должности ризничего. В 1902 году он стал казначеем и «за примерно-чинное поведение и усердные труды для обители» был награжден набедренником. «За благочестную иноческую жизнь и особые труды по должности казначея» ему было преподано благословение Святейшею Синода с выдачей грамоты.

В 1906 году о. Василий был перемещен в Пронскую пустынь, а в 1407 году вновь вернулся в Троицкий монастырь, где стал членом хозяйственного совета монастыря. В 1910 году он был утвержден в должности казначея монастыря. В это же время его наградили наперсным крестом, выдаваемым из Святейшего Синода, а 26 июля 1911 года он был назначен наместником монастыря. По указу Священного Синода он стал настоятелем Пронской Спасской пустыни, а 16 августа возведен в сан игумена.

В 1912 году он был перемещен из Рязанской епархии в Астраханский Покрово-Волдинский монастырь. За большие труды во славу Божию награжден орденом святой Анны, а 5 июня 1916 года возведен в сан архимандрита.
В этом же году отец Василий был, по прошению, возвращен в Рязанскую епархию и назначен настоятелем Данковского Покровского монастыря, где служил до его закрытия. Документы Государственного архива Рязанской области сохранили свидетельства того, как это было.

В августе 1918 года архимандрит Василий, настоятель Данковского Покровского монастыря, писал архиепископу Рязанскому и Зарайскому Иоанну (Смирнову): «Во вторник первой недели Великого поста, во время богослужения, явились в монастырь двое уполномоченных от совета крестьянских депутатов с телеграммой от Рязанскою губернского контролера Назарова, в коей совету предписывается произвести опись всего монастырского имущества и капиталов и принять таковое под свой контроль, и затем поместить в монастырь инвалидов и детей сирот убитых и раненых воинов. Депутатами описаны все прц. бумаги, помещения с количеством всех комнат-келий, домашний инвентарь, скот, экипажи, сбруя и весь продовольственный запас. В субботу 10 марта по предписанию Совета Советов К. и Р. деп. отобрана в монастыре пишущая машина, собственность настоятеля, и передана в землеустроительную управу...» Архимандрит Василий испрашивал совета, как себя вести в случае закрытия монастыря. Высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Рязанский и Зарайский, написал резолюцию: «Принять к сведению и подшить к делу об отобрании церковного имущества».

С 1919 по 1930 г. архимандрит Василий исполнял пастырские обязанности в Димитриевской церкви г. Данкова. а также в селах Жукове и Липягах. 5 апреля 1930 г. он был назначен настоятелем Георгиевской церкви с. Старый Келец Скопинского района.

Церковь Георгия Победоносца в Старых Кельцах_фото_1989
(Церковь Георгия Победоносца в Старых Кельцах, фото 1989)


26 августа 1937 года отец Василий был арестован за то, что «за весь период революции вел непримиримую борьбу против Советской власти и партии ВКП(б), направляя свою контрреволюционную деятельность к свержению существующего строя». В это время он служил в Георгиевской церкви села Ст. Кельцы Скопинского района. Жители очень любили его и стекались к нему отовсюду, почитая его духовную мудрость и старчество. Этот факт констатировали даже органы НКВД.

Церковь Георгия Победоносца в Старых Кельцах
(Церковь Георгия Победоносца в Старых Кельцах - современный вид)


Пока дело его рассматривалось органами НКВД, отец Василий сидел в Скопинской тюрьме. 17 сентября 1937 года дело было передано на рассмотрение «тройки» при УНКВД СССР по Московской области, которая постановлением от 11 октября 1937 года приговорила его к расстрелу. 17 октября приговор был приведен в исполнение. Похоронен архимандрит Василий вблизи пос. Бутово Ленинского района Московской области на огороженной территории бывшего полигона НКВД СССР.

сщмч_архимандрит Василий Цветков_1937
(сщмч. архимандрит Василий Цветков в тюрьме, 1937)


16 января 1989 года был реабилитирован Указом Президиума ВС СССР по 1937 году репрессий.

сщмч_архимандрит Василий Цветков_1

7 мая 2003 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments