filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

02 (15) мая 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...

Равноапостольный Борис (в Крещении Михаил) Болгарский

равноапостольный_Борис_Михаил_Болгарский

Святой благоверный и равноапостольный царь Борис Болгарский, во святом Крещении Михаил. Равноапостольный подвиг его был предсказан ему дядей, святым Бояном. Первые годы правления царя Бориса складывались неудачно. Болгарам приходилось часто воевать с соседними народами, страну посещали голод и мор, и в 860 году Болгария находилась в бедственном состоянии. Царь Борис видел спасение страны, пребывавшей в язычестве, в просвещении ее верой Христовой.

Во время одной из войн болгар с греками взят в плен именитый придворный Феодор Куфара, ранее принявший иноческий постриг. Он был первым человеком, посеявшим семена Евангельские в душе болгарского царя. В одном из походов греками была взята в плен малолетняя сестра царя Бориса и воспитана при дворе византийского императора в Православной вере. Когда скончался император Феофил, царь Борис решил воспользоваться благоприятным случаем, чтобы отомстить грекам за предыдущие поражения. Однако вдова императора, Феодора, проявила мужество и послала вестника к болгарскому царю с предупреждением, что она сама готова защищать империю и посрамит противника. Царь Борис предпочел мирный союз, и в знак примирения состоялся обмен пленных Феодора Куфары и царевны болгарской, которая еще более расположила брата к христианской вере.

Несколько позже в Болгарию был послан святитель Мефодий, просветивший вместе со своим братом Кириллом славян светом Христовой веры. Святитель Мефодий совершил Крещение царя Бориса, его семейства и многих бояр. Болгары-язычники, узнав об этом, хотели умертвить царя Бориса, но их заговор был разрушен новокрещеным царем, а болгарский народ, лишенный мятежных вождей, добровольно принял крещение. Между Византией и Болгарией был заключен мир, основанный на единстве веры, который не нарушался до конца правления благоверного царя. Большое участие в духовном утверждении болгарского народа принял греческий Патриарх Фотий. В 867 году в Болгарию были посланы проповедники от римского папы, с этих пор в течение трех лет в Болгарии царил раздор между Греческой и Римской Церквами. Состоявшийся в 869 году Собор в Константинополе положил конец распре, и 3 марта 870 года Болгария окончательно присоединилась к Восточной Церкви, и Православие в ней еще более утвердилось. В Болгарии прославились святые подвижники: святители Горазд (память 27 июля) и Климент Охридский (память 27 июля).

Благоверный царь Борис украшал страну храмами и способствовал распространению благочестия, впоследствии в Болгарии была учреждена Патриаршая кафедра. На склоне лет святой царь Борис удалился в монастырь, оставив престол сыновьям Владимиру и Симеону. Находясь в монастыре, благоверный царь узнал о том, что правивший после него Владимир стал на путь отступничества от христианства. Сокрушаясь о происшедшем, святой Борис вновь облачился в царские одежды, наказал непокорного сына и, лишив его зрения, посадил в темницу. Поручив правление младшему сыну Симеону, благоверный царь Борис возвратился в монастырь. Лишь однажды он вышел из него для отражения нашествия венгров. Преставился святой благоверный царь Борис, в святом крещении Михаил, 2 мая 907 года.

Равноапостольный подвиг его был предсказан ему дядей, святым Бояном. Первые годы правления царя Бориса складывались неудачно. Болгарам приходилось часто воевать с соседними народами, страну посещали голод и мор, и в 860 году Болгария находилась в бедственном состоянии. Царь Борис видел спасение страны, пребывавшей в язычестве, в просвещении её верой Христовой. Во время одной из войн болгар с греками взят в плен именитый придворный Феодор Куфара, ранее принявший иноческий постриг. Он был первым человеком, посеявшим семена Евангельские в душе болгарского царя. В одном из походов греками была взята в плен малолетняя сестра царя Бориса и воспитана при дворе византийского императора в Православной вере. Когда скончался император Феофил, царь Борис решил воспользоваться благоприятным случаем, чтобы отомстить грекам за предыдущие поражения. Однако вдова императора, Феодора, проявила мужество и послала вестника к болгарскому царю с предупреждением, что она сама готова защищать империю и посрамит противника. Царь Борис предпочел мирный союз, и в знак примирения состоялся обмен пленных Феодора Куфары и царевны болгарской, которая еще более расположила брата к христианской вере. Несколько позже в Болгарию был послан святитель Мефодий, просветивший вместе со своим братом Кириллом славян светом Христовой веры. Святитель Мефодий совершил Крещение царя Бориса, его семейства и многих бояр. Болгары-язычники, узнав об этом, хотели умертвить царя Бориса, но их заговор был разрушен новокрещеным царем, а болгарский народ, лишенный мятежных вождей, добровольно принял крещение. Между Византией и Болгарией был заключен мир, основанный на единстве веры, который не нарушался до конца правления благоверного царя.

Большое участие в духовном утверждении болгарского народа принял греческий Патриарх Фотий.
В 867 году в Болгарию были посланы проповедники от римского папы, с этих пор в течение трех лет в Болгарии царил раздор между Греческой и Римской Церквами. Состоявшийся в 869 году Собор в Константинополе положил конец распре, и 3 марта 870 года Болгария окончательно присоединилась к Восточной Церкви, и Православие в ней еще более утвердилось. В Болгарии прославились святые подвижники: святители Горазд (память 27 июля) и Климент Охридский (память 27 июля). Благоверный царь Борис украшал страну храмами и способствовал распространению благочестия, впоследствии в Болгарии была учреждена Патриаршая кафедра. На склоне лет святой царь Борис удалился в монастырь, оставив престол сыновьям Владимиру и Симеону. Находясь в монастыре, благоверный царь узнал о том, что правивший после него Владимир стал на путь отступничества от христианства. Сокрушаясь о происшедшем, святой Борис вновь облачился в царские одежды, наказал непокорного сына и, лишив его зрения, посадил в темницу. Поручив правление младшему сыну Симеону, благоверный царь Борис возвратился в монастырь. Лишь однажды он вышел из него для отражения нашествия венгров.

Преставился святой благоверный царь Борис, в святом крещении Михаил, 2 мая 907 года.

Тропарь благоверному и равноапостольному царю Борису, во святом Крещении Михаилу Болгарскому
глас 6
Исполнен страха Божия/ и Крещением святым просвещен,/ был еси жилище Святаго Духа,/ благоверный царю Борисе./ Утвердив же веру Православную на земли Болгарстей/ и жезл царствия оставив,/ вселился еси в пустыню,/ процвел еси в подвизех/ и обрел еси благодать пред Господем./ Ныне же предстоя Престолу Всевышняго,/ моли даровати нам, молящимся тебе,/ спасение душ наших.

Кондак благоверному и равноапостольному царю Борису, во святом Крещении Михаилу Болгарскому
глас 8
Взбранный воеводо Бога Вышняго,/ силою Креста победивый востание тьмы/ и насадивый благочестие на земли твоей,/ имеяй же дерзновение ко Господу,/ сохраняй молитвами твоими достояние твое, да зовем ти:/ радуйся, равноапостольне царю Борисе,/ крестителю земли Болгарския.

Молитва благоверному и равноапостольному царю Борису, во святом Крещении Михаилу Болгарскому

О великий угодниче Христов, благоверный царю Борисе, болгарскаго рода крестителю и всех нас пред Богом предстателю. Иже, нечестие отринув языческое и, во Единаго Истиннаго Бога веровав, Божественное Крещение восприял еси и светом благочестия просветил еси всю землю болгарскую; по сих же тленный венец земнаго царства оставив, безмолвное житие возлюбил еси и подъял еси труды великия, во еже подвигом иночества Православие на земли твоей утвердити, бденными молитвами благоутробие Небеснаго Царя преклоняя к новокрещенным людем. К тебе убо ныне, якоже чада ко отцу, усердно прибегаем, грешнии и недостоинии, и в сокрушении сердца умильно глаголем: призри милостивно с Небесных высот на моление наше и твоими к Богу молитвами утверди нас незыблемо в вере Православней. Соблюди отечество твое и люди от всякаго злаго обстояния, прося нам у Господа Бога нашего всех, яже ко временней и вечней жизни, благопотребных благих, яко да благочестно поживше в веце сем, сподобимся и райския жизни насладитися, идеже вкупе с тобою и всеми святыми прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.


Мученики Еспер , его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул

мч_Зоя_Атталийская
(мученица Зоя Атталийская)

Святые мученики Еспер, его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул пострадали за веру Христову во II веке, в гонение Адриана (117 - 138). Святые супруги приняли христианство в детстве и своих детей также воспитали в глубокой вере. Все они были рабами знатного римлянина Катулла, жившего в Малоазийском городе Атталии. Служа своему земному господину, святые никогда не оскверняли себя идоложертвенной пищей, употребление которой язычниками было обязательным. Однажды Катулл послал святого Еспера по делам в Тритонию. В это время святые Кириак и Феодул решили бежать, не желая находиться в постоянном общении с язычниками. Однако святая Зоя не благословила сыновей на этот поступок. Тогда юноши просили материнского благословения на открытое исповедание своей веры во Христа и получили его. Когда братья объявили Катуллу, что они христиане, тот удивился, но не предал их на мучения, а отослал вместе с матерью к святому Есперу в Тритонию, надеясь, что родители убедят своих детей к отречению от Христовой веры. Находясь в Тритонии, святые некоторое время прожили в спокойствии, готовясь к предстоявшему им мученическому подвигу. Ко дню рождения сына Катулла все рабы были возвращены в Атталию, и в доме устроен был праздник в честь богини Фортуны. Рабам были посланы яства со стола господ, в числе прочего были идоложертвенные мясо и вино. Но святые не притронулись к еде. Зоя вылила вино на землю, а мясо бросила собакам. Узнав об этом, Катулл приказал истязать сыновей Зои - святых Кириака и Феодула.

Братьев, обнажив, подвесили на дереве, терзали железными орудиями на глазах их родителей, которые во время пыток наставляли своих детей терпеть до конца за веру.
Потом и сами родители, святые Еспер и Зоя, были подвергнуты жестоким пыткам. Наконец, всех четырех мучеников бросили в раскаленную печь, где они с молитвой предали свои души Господу. Тела их сохранились в огне неврежденными, и слышно было Ангельское пение, прославляющее подвиг исповедников Господних.
Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments