filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

25 сентября (08 октября) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Прп. Евфросинии Александрийской (ок. 445); Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392).

Прп. Евфросинии (в миру Феодулии) Суздальской (1250); Перенесение мощей свт. Германа, архиепископа Казанского и Свияжского (1592); прп. Досифеи (Тяпкиной) затворницы, Киевской (1776); прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III); свт. Лупа, еп. Лионского (542; Галл.); свт. Финбара (Барри), еп. Коркского (ок. 633; Кельт. и Брит.); прп. Чолфрида Уирмутского (716; Кельт. и Брит.); свт. Арсения I Великого, католикоса Грузинского (887; Груз.).

Сщисп. Николая Розова, пресвитера (1941); Обретение мощей сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова, пресвитеров (1985).


Святые дня, молите Бога о нас!


Преподобный Сергий Радонежский, игумен,преставление

прп_Сергий_Радонежский_преставление


За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. Он созвал к себе братию и в присутствии всех передал управление обителью присному ученику своему преподобному Никону (память 17/30 ноября), а сам начал безмолвствовать. Наступил сентябрь 1391 года, и преподобный старец тяжко заболел... Еще раз собрал он вокруг себя всех учеников своих и еще раз простер к ним свое последнее поучение.

Сколько простоты и силы в этом предсмертном поучении умирающего отца иноков! Сколько любви к тем, которых оставляет! Он желал и заповедал, чтобы его духовные дети шли тем же путем к Царству Небесному, каким шествовал он сам в продолжение всей своей жизни. Прежде всего он учил их пребывать в Православии: «основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера; без веры угодить Богу невозможно. Но вера православная, основанная на учении апостолов и отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения». Далее преподобный завещал братии хранить единомыслие, блюсти чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, советовал удаляться от злых похотей, предписывал умеренность в пище и питии, смирение, страннолюбие и всецелое искание горнего, небесного, с презрением суеты житейской. Он многое напомнил им из того, что говорил прежде, и наконец заповедал не погребать его в церкви, а положить на общем кладбище, вместе с прочими усопшими отцами и братиями.

Безмолвно стояли с поникшими главами скорбящие чада Сергиевы и с болью сердечной внимали последним наставлениям любимого старца. Особенно грустно им было слышать последнюю волю своего смиренного игумена относительно места его последнего покоя. Один вид могилы его в храме Божием среди собора молящихся братий мог бы служить для них некоторым утешением. Но старец не желал этого, а ученики не хотели огорчать его смирение своим противоречием, и всякое слово невольно замирало на их устах. «Не скорбите, чада мои, — с любовью утешал их старец, — я отхожу к Богу, меня призывающему, и вас поручаю Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери: Она будет вам прибежищем и стеной от стрел вражиих!»

Перед самым исходом души своей старец пожелал в последний раз приобщиться Пречистого Тела и Крови Христовых. Весь исполненный благодатного утешения, он возвел горе свои слезящиеся от радости очи и еще раз, при помощи учеников, простер к Богу свои преподобные руки... «В руце Твои предаю дух мой, Господи!» — тихо произнес святой старец и в дыхании сей молитвы отошел чистой своей душой ко Господу, Которого от юности возлюбил.

Это было 25 сентября 1392 года. Лишь только преподобный Сергий испустил последний вздох, несказанное благоухание разлилось по его келлии. Лицо усопшего праведника сияло небесным блаженством, и смерть не посмела наложить свою мрачную печать на светолепный лик новопреставленного старца Божия.

Немедленно старейшие из братии отправились в Москву со скорбной вестью к митрополиту Киприану. Они сообщили ему как завещание старца о месте погребения, так и усердное желание всей братии положить его в церкви Пресвятой Троицы, им самим созданной, и просили его архипастырского о том распоряжения. И святитель не затруднился благословить их на погребение смиренного игумена в церкви, хотя сам он не желал того. Весть о его преставлении привлекла в обитель множество народа не только из окрестных селений, но и из ближайших городов. Каждому хотелось приблизиться и прикоснуться если не к самому телу богоносного старца, то, по крайней мере, ко гробу его. Тут были и князья, и бояре, почтенные старцы-игумены, и честные иереи столицы, и множество иноков, кто со свечами, кто с кадилами и святыми иконами, провожая святые останки блаженного старца к месту последнего их упокоения. И похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятой Троицы.

Трогательными чертами изображает скорбь осиротевших учеников Сергиевых блаженный описатель жития его, сам свидетель и участник этой скорби. «Все сетовали, — говорил он, — все плакали, воздыхали, ходили с поникшей головой». И в горести души своей часто приходили они на могилу старца, и здесь в слезной молитве припадали к его мощам святым, и беседовали с ним, как бы с живым, поверяя ему скорбь свою. «О, святче Божий, угодниче Спасов, избранниче Христов!» — говорили они. — О, священная главо, преблаженный авва Сергие Великий! Не забуди нас, убогих рабов твоих, не забуди нас сирот своих; поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах ко Господу, поминай стадо, тобою собранное. Молись за нас, отче священный, за детей твоих: ты имеешь дерзновение у Царя Небесного, — не промолчи же, вопия за нас ко Господу! Тебе дана благодать за нас молитися... Мы не считаем тебя умершим, нет! Хотя телом ты и преставился от нас, но дух твой с нами; не отступи же от нас, пастырь наш добрый».

Так оплакивали святые ученики святого старца, так крепко веровали они в его благодатное сопребывание духом с ними. И по вере их угодник Божий не оставлял их без утешения. Так, однажды благочестивый инок Игнатий видел наяву во время всенощного бдения, что преподобный Сергий стоит на своем месте игуменском и поет вместе с братией. Это видение было как бы ответом любвеобильного старца своим присным ученикам из загробного мира, ответом на их сердечный молитвенный плач над гробом его.

Спустя 30 лет по преставлении преподобного Сергия Бог благоволил явить миру сокровище святыни. Незадолго перед построением нового храма во имя Живоначальной Троицы преподобный Сергий явился одному благочестивому мужу, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену и братии: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?» И преподобный Никон, приступая к созданию каменного храма, в присутствии крестного сына Сергеева князя звенигородского и галичского Юрия Димитриевича, при копании рвов обрел и изнес из земли мощи отца своего 5 июля 1422 года. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но и одежды его были невредимы, хотя с обоих сторон гроба стояла вода. Мощи на время были поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святаго Духа.) Каменный храм, как место покоя великого Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев (память 4/17 июля). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора святые мощи были перенесены в него. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, и освящает молящихся, и руки нечестивых доныне не прикасались к нему.

Троице_Сергиева_Лавра_Троицкий_собор
(Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры)


К преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение — для назидания и молитвы, за помощью и исцелением — тысячи народа. И каждого из прибегающих с верою к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.

Не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих постриженников-иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Косме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 году ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулись к Москве, благодатный ветер развевал православные стяги, «яко от гроба самаго чудотворца Сергия».

К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия (память 12/25 мая) повторили священный ратный подвиг Сергиевых учеников Пересвета и Осляби. Полтора года — с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года — осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот Православия. Но заступлением Пречистой Богородицы и молитвами преподобного Сергия «со многим стыдом» бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом, а вскоре и сам предводитель их Лисовский погиб лютой смертью как раз в день памяти преподобного Сергия, 25 сентября 1617 года.

Осада Троице-Сергиевой лавры_Верещагин_В_П_1891
(Осада Троице-Саргиевой Лавры, Верещагин В.П., 1891г.)

В 1618 году приходил к стенам Святой Троицы сам польский королевич Владислав, но, бессильный против охраняющей обитель благодати Господней, вынужден был подписать перемирие с Россией в принадлежавшем монастырю селе Деулино. Позже здесь был воздвигнут храм во имя преподобного Сергия.
В 1865 г. церковь сгорела, но сохранилась построенная рядом каменная церковь Спаса Нерукотворного (1853). В советское время церковь закрыли, колокола разбили на куски, а храм превратили в клуб. Потом совхоз «Заря» много лет использовал церковь под склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. Постепенно здание пришло в полное запустение: в стенах зияли дыры, окна были выбиты, ни пола, ни потолка, ни дверей! Часть кровли была сорвана, а от куполов остался один остов.

Спасский_храм_Деулино_1987
(Спасский храм, Деулино, 1987)


В наше время храм в Деулино восстановлен.

Спасский_храм_Деулино_наши_дниjpg
(Спасский храм, Деулино, наши дни)


В 1812 году, когда Наполеон поднялся на колокольню Ивана Великого, чтобы полюбоваться окрестностями Москвы, то был устрашен видением: по воздуху приближались три армии русских с необыкновенным предводителем — монахом с крестом в руках. И это был покровитель Москвы и Руси преподобный Сергий, Радонежский чудотворец.

В последующее время обитель продолжала быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед родиной и верой стала именоваться лаврой. В 1742 году в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.

И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святаго Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. В обители имеет местопребывание Святейший Патриарх Московский и всея Руси, который носит на себе особенное благословение преподобного Сергия, являясь по установившемуся правилу «Свято-Троицкой Сергиевой лавры священноархимандритом». Но самое главное: на этом небольшом островке среди многомятежного мира, под покровом Царицы Небесной, обещавшей быть неотступной от места сего, особенно чувствуется умиротворяющее дыхание вечности; именно здесь ощущается, что отечество — это не только земля, не только поля, реки и горы, но это, прежде всего, люди, это наши святые отцы, которые рождают нас духовно, те отцы, которые руководят нас в Царствие Небесное.

прп_Сергий_Радонежский_рака_мощи
(рака с мощами прп. Сергия Радонежского в Троицком храме Лавры)


Невозможно и перечислить всех учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского! Память святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители мы празднуем в Соборе Радонежских святых (6 июля ст. ст. http://drevo-info.ru/articles/15517.html). А сколько их не прославленных Церковью!

Я лишь назову некоторых их самых близких его учеников и последователей:

Прп. Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец,
Свт. Дионисий Суздальский, митр. Киевский и всея Руси,
Прп. Кирилл Белозерский,
Блгв. вел. кн. Димитрий Донской,
Прп. Савва Сторожевский, Звенигородский,
Прпп. Афанасий Старший и Афанасий Младший (+ 1395), Высоцкие, Серпуховские,
Прп. Андрей Рублев, иконописец, Московский,
Прп. Андроник Московский и многие, многие другие. Только ученики преподобного Сергия Радонежского основали на Руси более 70 монастырей!



Тропарь преподобнаго Сергия
глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежского
глас 4
Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша.

Кондак преподобного Сергия
глас 8
Христовою любовию уязвився, преподобне,/ и Tому невозвратным желанием последовав,/ всякое наслаждение плотское возненавидел еси/ и, яко солнце, Отечеству твоему возсиял еси;/ тем и Христос даром чудес обогати тя./ Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:// радуйся, Сергие богомудре.

Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возставление, заблудшим — на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся — укрепление, благоделающим — в делах благих преспеяние и благословение, младенцем — воспитание, юным — наставление, неведущим — вразумление, сиротам и вдовицам — заступление, отходящим от сего временного жития к вечному — благое уготовление и напутствие, отшедшим — блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.


Преподобная Евфросиния Александрийская

прп_Евфросиния_Александрийская


Преподобная Евфросиния родилась в начале V века в городе Александрии в семье знатных и богатых родителей и была единственным ребенком. Мать Евфросинии умерла рано. Воспитывал девочку отец, Пафнутий, который был глубоко верующим, благочестивым христианином. Он часто посещал монастырь, игумен которого был его духовным наставником.

Когда Евфросинии исполнилось 18 лет, отец хотел выдать дочь замуж. Он направился в монастырь к своему наставнику, чтобы получить благословение на предстоящий брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей свое благословение, но святая Евфросиния стремилась к иноческой жизни.

Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель, чтобы провести жизнь в уединении и молитве. Опасаясь, однако, что в женском монастыре ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Иноки не узнали переодетую в мужское платье Евфросинию и приняли в свою обитель. В уединенной келии в трудах, посте и молитве святая Евфросиния провела 38 лет и достигла высокого духовного совершенства. Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая ему свою печаль, и находил у него духовное утешение.

Перед кончиной преподобная Евфросиния открыла скорбевшему отцу свою тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, Пафнутий роздал все свое имущество нищим и монастырю и принял монашество. Десять лет, вплоть до своей кончины, он подвизался в келлии своей дочери.


Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской
глас 8
В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу: / приимши бо крест, последовала еси Христу, / и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо; / прилежати же о души, вещи безсмертней; / темже и со ангелы срадуется, преподобная Евфросиния, дух твой.

Кондак преподобной Евфросинии Александрийской
глас 2
Вышнюю жизнь вожделевши получити, / дольнюю сладость тщательно оставила еси, / и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая, / Христа бо ради Жениха твоего / о обручнице привременном небрегла еси.



Преподобная Евфросиния (в миру Феодулия) Суздальская

Преподобная Евфросиния (в миру Феодулия) Суздальская


Об этой угоднице Божьей я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/266112.html



Преподобная Досифея Киевская (Тяпкина)

Преподобная Досифея Киевская (Тяпкина)


Родилась она в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных.
Род свой вели они от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым окольничим Димитрия Донского.
Неразрывные духовные связи соединяли дворян Тяпкиных с родом святого князя.

Бабушка Дарьи ушла под старость из мира в женский Свято-Вознесенский монастырь, находившейся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней Порфирией.
Когда Даше было два года, родители привезли ее в Москву погостить у бабушки. Монахиня Порфирия сразу полюбила кроткую светлую девочку, почувствовала в ней избранницу Божью и наотрез отказалась расставаться с внучкой.

Пятилетняя Дарья строго держала посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте и вечерами читала бабушке Евангелие.
Дарье было девять, когда ее вернули в родительский дом. Все там было чужим и ненужным.
Жизнь в миру оказалась мелкой и суетной. Чужд был богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах.
Ненужно было Дарье и светское образование, которое непременно хотели дать ей родители-дворяне. Для этого предполагалось выписать для юной затворницы из столицы бойкую учительницу- француженку...
Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор.

В мае 1736 года она тайно покидает родителей и пешком идет в Москву, в Свято-Вознесенский монастырь, к любимой бабушке. Но увидеть старицу Порфирию довелось только издалека.
По канонам церкви нельзя было девице поступить в монастырь без родительского благословения. Беглянок сразу выдавали родителям.
И Дарья покинула монастырь. Но домой не вернулась. Коротко остригла волосы, надела купленный на базаре мужской наряд, превратилась в худенького крестьянского мальчика и в толпе паломников направилась в Троице-Сергиевую Лавру.

По примеру древних греческих подвижниц, святых Ефросинии и Александры, долгие годы скрывавшихся под мужскими именами в мужских монастырях, она назвалась беглым крестьянином Досифеем. (По-гречески, Досифей означает "богом данный").
Никто не узнает, каких неимоверных трудов стоило шестнадцатилетней беглянке скрывать свою тайну. Постоянно находиться среди братии, работать на самых тяжелых послушаниях. Прожить так целых три года можно было только с помощью Божьей.
Однажды в Лавру в поисках пропавшей дочери приехала мать Дарьи. Долго молилась она у мощей святых угодников Божьих, умоляя приоткрыть завесу исчезновения беглянки. Но встретиться с Дарьей Тяпкиным не удалось.
В ту же ночь она тайно покинула Лавру. Начался беспримерный подвижнический путь послушника Досифея на родину иночества в Киево-Печерскую Лавру.

Через два месяца он уже стоял перед ее настоятелем, архимандритом Илларионом Негрембецким и рассказывал, что с раннего детства мечтал стать монахом. История повторилась. Беспаспортного беглеца отказались принять в число братии.
В поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет.

Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь)_Киев,Украина_фото_начало_XX
(Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь), Киев, Украина, фото начала XX века)

Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевой пустыни, мхом и корнями.

Китаевская_пустынь
(Китаевская пустынь в наши дни)


Слава о прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки прибегали к этому великому утешителю. Но никто из паломников не видел его лица.
Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России. Однажды к прозорливому старцу приехала на гору - Китай его родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарье. Через узкое окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней, служит Господу, живет высокой духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо.

Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей Императрицей.
Чтобы императрица смогла пешком подняться наверх Китай-горы в пещеру Досифея, монахи срочно вбили в узкую тропинку множество деревянных ступенек.
Долгое время беседовал преподобный Досифей с царицей. Читал и прозревал старец в ее сердце. Поведал ей много такого, от чего содрогнулась властная и страстная душа императрицы. На всю жизнь запомнила она свою покаянную исповедь у таинственного затворника и его советы о будущем трона, о выборе престолонаследника и его роли в истории России...

В 1776 году в Киево-Печерскую лавру, поклониться святым мощам пришел 17-летний юноша из Курска. Был это Прохор Мошнин – в будущем прп. Серафим Саровский. Имея желание принять монашеский чин, он хотел перед тем получить духовное наставничество в Киеве, где преподобными Антонием и Феодосием Печерскими было положено начало иночеству на Руси. Обходя святыни древнего города, беседуя с его жителями, Прохор узнал о подвижнице Досифее, которая обладала даром предвидения. К ней, в Китаево, направился юноша, чтобы испросить указания места для своих духовных подвигов. Прп. Досифея благословила его идти в Саровскую обитель (недалеко от Арзамаса), где он стал прославленным Угодником Божиим. В Свято-Троицком монастыре “Китаевская пустынь” хранятся поручи и епитрахиль великого старца, прп. Серафима Саровского.

получение_благословения_на_монашество_Прохором_Серафимом_Саровским
(Получение благословения на монашество Прохором (Серафимом Саровским) от прп. Досифеи)


Досифей пользовался большим уважением у киевских архиереев и монашеской братии, но даже не был пострижен в рясофор - первый чин монашества. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения и сама присутствовала на нем. При постриге подвижнику было дано то же самое имя - Досифей...
За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по кельям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения.

Простившись со всей обителью, он затворился в своей келье, чтобы провести последние часы в молитве. Скончался Досифей 25 сентября 1776 года на 56-м году жизни. Напрасно наутро стучал послушник в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился (точно также в 1833 году отойдет к Господу и Преподобный Серафим Саровский) - правая рука почившего старца поднята вверх в крестном знамении.

В левой - зажата записка, адресованная братии: "Тело мое приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению".
Завещание старца исполнили в точности. Никто не посмел обнажить многотрудное тело и обмыть его. С благоговением погребли его иноки в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви.

Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Спустя несколько лет Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь, очень расстроилась, не застав старца в живых. Попросила взглянуть на его портрет, узнала свою сестру Дарью и потеряла сознание.
Так, стало известно, что великий затворник Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей - преподобной Досифеей. По сей день на могилу святой затворницы стекаются тысячи паломников.

В православном опыте духовной жизни известно, что помощь великих подвижников не прекращается и после смерти.
Так и старица Досифея после своей смерти вымаливает каждого, кто обратится к ней за помощью.

Тропарь Досифеи Киевской

Иже Духом Святым издетска Христу обручена была еси,
И, сокрывши себе отмира в подобии мужестем,
Пещерное затворение сладостно восприяла еси.
Молися о нас, Досифея славная, Жениху твоему,
Да избавит нас от мрака греховного И спасет души наша.


Святитель Луп, епископ Лионский



Стал епископом из отшельников. Много пострадал из-за трудностей, возникших после кончины Сигизмунда, короля Бургундии, не мог в полной мере выполнять свои епископские обязанности из-за перехода города под контроль франков.
Председательствовал на Орлеанском соборе 538 года.


Святитель Финбар (Барр) Коргский


Родился в области Коннот в Ирландии и обучался при монастыре Килкенни. Имя Финбар означает «Белая голова», так как святой был светловолосым. Святой Финбар совершил много паломнических поездок в Рим, а также в Уэльс, где однажды посетил святого Давида. Много проповедовал на юге Ирландии и в Шотландии. Часть жизни провел в полном затворе на одном островке озера Лох-Эйро и на острове Гоуган-Барра. Святой Финбар основал школу в районе Эйрс, а также монастырь на реке Ли, впоследствии выросший в город Корк.

Собор святого Финбара в Корке (Ирландия)
(Собор святого Финбара в Корке (Ирландия))


Этот подвижник Божий стал первым епископом Коркским в Ирландии. Его монастырь был весьма знаменитым и привлекал многих учеников из южной Ирландии. Много проповедовал, был великим чудотворцем. Преставился Божий угодник мирно в Клойне. По легенде, солнце в Ирландии не заходило две недели после его кончины. Во имя святого Финбара освящен кафедральный собор в Корке по сей день. Является покровителем эмигрантов.


Преподобный Чолфрид (Ceolfrid) , игумен Уирмутский и Джерроуский


Родом из Нортумбрии в 642 году. Принял монашество в Гиллинге (Gilling), в Йоркшире, откуда перешел в Райпонский монастырь (Ripon).
Святой Венедикт Бископ поставил Чолфрида настоятелем в Уирмуте (Wearmouth), но из-за своей строгости он был вынужен уйти.
После поездки вместе со святым Венедиктом в Рим в 678 году, Чолфрид возвратился в Уирмутский Павловкий монастырь и стал помощником игумена в 685 году. Лишь он и один юный ученик пережили эпидемию чумы, поразившую эти места в то время.

Под началом Чолфрида, ставшего их настоятелем в 690 году, монастыри-побратимы Уирмут и Джерроу развились в видные церковно-просветительские центры. Кодекс Аматианус (Codex Amatianus), старейший известный список Вульгаты в одном томе, была создана по его указу. Чолфрид также был учителем святого Беды.
В 716 году преподобный Чолфрид ушёл на покой и отправился в Рим. Он скончался на пути 25 сентября в Лонгре (Longres), Шампань, Франция.

Tags: Православие, Святые дня, Сергий Радонежский, УПЦ МП
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments