filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

01(14) мая 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.6)

Продолжение...

Икона Богородицы Андрониковская

икона_Божьей_Матери_Андрониковская

Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-го столетия. После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в г. Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году чудотворная икона была перенесена в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок Тверской епархии. В 1984 г. икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.

Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа.

Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.

Тропарь

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовущее из глубины души: Владычеце, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бое дину надежду имамы.

Кондак

Не умолим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии, аще бо ты не бы предстояла молями, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Икона Богородицы Моздокская (Иверская)

икона_Божьей_Матери_Моздокская_Иверская

Описание иконы Божьей Матери Моздокская:
Список (копия) афонской ИВЕРСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы был передан осетинскому народу святой равноапостольной царицей Тамарой в конце XII, начале XIII веков. С 1768 года образ находится в городе Моздоке. По преданию, Моздокская чудотворная икона БогоМатери спасла город от нашествия войск имама Шамиля в XIХ веке. Особо чтится православными кавказскими народностями.

После революции Моздокская икона Божией Матери исчезла, сейчас а Моздоке находится список (копия) древнего образа.
Чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в Успенской церкви города Моздока Терской области, принадлежит к числу древнейших святынь православной церкви. Она называется Иверскою потому, что писана в Иверии (Грузии) иверским иконописцем, имеет над собою иверскую надпись и писана по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверскою. Благодатною своею силою она прославилась на Кавказе издавна и в настоящее время благоговейно почитается как чудотворная икона не только православными христианами, но и неправославными. С Кавказа ея слава распространилась в землю Войска Донского и в губернию Воронежскую, перешла и через Кавказские горы в Закавказье.

В конце XII и в начале XIII столетия в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии. С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры между подвластными ей народами. Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Кавказа и Закавказья. Созидая св. храмы, царица не щадила средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви утварью и богослужебными книгами.

Тамара была дочерью осетинской княгини Буджуханы и, по разводу с первым мужем своим, русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского, имела вторым супругом осетинского князя Давида Сослана. Эта двойная родственная связь Тамары с осетинским народом внушала ей особенную заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами. К осетинам посылала она из Грузии священнослужителей и учителей. По свидетельству предания, в один из храмов, построенных около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе, Тамара прислала от себя икону Божией Матери, писанную находившимся при дворе иконописцем, по преданию, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и св. икону каждый раз во время пожара, находили целою на горе, неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Богородицы от огня послужило первою причиною чествования, какое осетины стали воздавать ей, как чудотворной иконе. Чингисхан и Тамерлан, проходя через Кавказ из Азии в Европу со своими полчищами, ознаменовали свое шествие опустошением городов, разрушением св. храмов и избиением христиан. Разделение царства Грузинского на отдельные самостоятельные княжества и взаимные распри князей еще более ослабили его. Персы и турки, споря за обладание несчастной страной, вносили в нее новые опустошения. Внешние и внутренние бедствия Грузии отозвались печальными последствиями и на племенах Кавказа, бывших под ее властью. Осетины уже не попадали под влияние пастырей церкви, которых они получали от церкви грузинской: к этому времени Осетия отошла от Грузии, и их не стало. Вместо них явились к осетинам с проповедью магометанства мусульманские муллы. Народ, еще младенчествовавший в христианской вере, без руководства и поддержки учителей церкви, под влиянием проповедников Корана начал впадать в прежние заблуждения язычества и примешивать к ним магометанские верования. Свет веры христовой начал погасать в осетинах, но они сохранили уважение к святым христианским храмам и, по преданию, продолжали почитать Пресвятую Деву Марию, Илью пророка Георгия Победоносца и других святых Божьих, сохранили некоторые христианские праздники и обряды. К иконе БогоМатери, присланной Тамарою, продолжали питать, за чудеса ея, особое уважение. В 1567 году царь Иоанн Васильевич Грозный построил на реке Терек русский город Терки, и вслед за сим образовалось на Кавказе русское воеводство. Горские жители начали принимать от русских христианство и селиться между ними под именем новокрещенных.

В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила общество проповедников Евангелия для горских народов Кавказа и преимущественно для осетин под именем Осетинской Комиссии. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их, переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Некоторые из новопросвещенных, следуя этому внушению, оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Так около Моздока из горских выходцев, принявших христианство, образовалось целое поселение. В 1793 году императрица Екатерина II, для удобства в управлении разноплеменною Кавказскою паствою и для усиления Евангельской проповеди между Кавказскими народами, учредила в Моздоке епископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия5, грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев. Переселенцы были из Куртатинского округа. Они везли с собой на новое место жительства икону Божией Матери, присланную им царицей Тамарой и прославившуюся чудотворениями. Оставляя родной аул, они не хотели расставаться со своею древнею святынею. Прибыв к Моздоку, переселенцы остановились на ночлег в его предместии, в котором жили их единоплеменники. Во время ужина, в сумерки, они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона БогоМатери, исходит какой-то чудный свет, освещающий всю окрестность, свет этот не переставал сиять целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов, в арбу, в которой находилась икона БогоМатери, но, несмотря на все понуждения и побои хозяев, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что в таком случае делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить св. икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расстаться с дорогою святынею, однако осетины вынули святую икону из арбы, поставили на указанном месте и отправились в путь (по направлению к Кизляру). Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе БогоМатери толпами и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии. Скоро узнал о иконе преосвященный из города и с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил было ее в кафедральном Моздокском соборе, полагая представить ей здесь почетное место для постоянного пребывания. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что она желает пребывать своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону.

В 1797 году на месте часовни уже был и построен, и освящен храм во имя Успенской Божией Матери. Лес для постройки его доставили жители Луковской станицы, а сама постройка и внутренняя отделка произведены на сумму, собранную от отдельных добровольных жертвователей.
Успенская церковь, сооруженная усердием бедных жителей станицы Луковской при пособии пожертвований, не отличилась ни обширностью размеров, ни богатством утвари и украшений. Деревянные стены ее забраны были в столбы, на тесовой кровле без купола стоял железный крест. Внутри церкви на потолке был изображен Господь Саваоф, на ставнях было две иконы: храмовая - Успения Божией Матери и другая небольшая икона БогоМатери - обе в серебряных ризах. Иконостас состоял из двух местных икон, писанных на полотне, и деревянного креста над царскими вратами с иконами святых апостолов. Священные сосуды - потир, дискос, звездица, два блюдца - были оловянные.

Около Успенской церкви был основан женский Успенский монастырь. Императрица Екатерина II в именном указе своем, данном Святейшему Синоду об открытии Моздокской епархии, повелевала открыть около Моздока два монастыря: мужской и женский, оба второго класса. В последнем, по предначертанию мудрой Государыни, должны были учиться дети женского пола закону Божиему и мастерствам, в жизни потребным и находить прибежище беспомощные вдовы, которые бы надзирали за воспитанием детей. Святейший Синод, вследствие Высочайшего указа, сделал со своей стороны распоряжения и подробные наставления новопоставленному епископу Гаию касательно управления епархией и евангельской проповеди горским народам, а также помещения для епископа, штата консистории и устройства мужского монастыря. Но об основании женской обители в этой инструкции Святейшего Синода епископу Гаию не было сказано ни слова. Вероятно, основание ее и изыскание средств к ее содержанию представлялось последующему времени и благоприятным обстоятельствам. Прибытие в Моздок чудотворной иконы приблизило это время, а благочестивое усердие жертвователей обещало средства к поддержанию монастыря. Успенский монастырь действительно имел вид обители, возникающей на свет за счет добровольных пожертвований поклонников, приходивших в Успенскую церковь помолиться пред чудотворной иконой.

По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена6, а с нею вместе был закрыт Успенский монастырь. В следующем году настоятельница монастыря Евфимия и три послушницы, оставшихся еще в закрытом монастыре, переведены в Астраханский Благовещенский монастырь. Преосвященный Астраханский Платон, в непосредственное ведение которого поступила Кавказская паства, распорядился было о закрытии монастыря. Вследствие просьбы Моздокских грузин передать им Успенскую церковь, а святые иконы и церковную утварь из нее передать в Моздокский собор, казаки Луковской станицы, осетины и черкесы просили Преосвященного оставить им Успенскую церковь на том же месте, потому что она построена их усердием и для них. В другом прошении они присовокупили к этому, что если нельзя изменить решения о продаже церкви, то они готовы внести за нее куда следует предлагаемые грузинами 360 рублей. Видя ревность новопросвещенных христиан о сохранении дорогой для них святыни, Преосвященный Платон от продажи Успенской церкви велел удержаться и потом обратил ее в приходскую для жителей Луковской станицы, а также для осетин и черкес. Таким образом Иверская икона Божией Матери после второй попытки перенести ее в собор осталась опять на прежнем месте. Монастырь Успенский опустел, здания его постепенно разрушились. Несмотря на это, в Моздок, в бедную Успенскую церковь, стоявшую в его предместьи, продолжали стекаться богомольцы. Их влекла сюда слава чудес, истекавших от иконы Божией Матери, надежда на получение благодатной помощи в телесных и душевных недугах, благочестивое усердие исполнить данный обет молитвы и поста, и покаяния пред чудотворным образом Приснодевы.

В память Чудесного Явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Гедеоном митрополитом Ставропольским и Бакинским совершать еженедельно в среду не зависимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом на распев.
Молебное пение совершается по средам в 11 часов.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Моздокская чтомая в Моздокском Успенском соборе, Владикавказской епархии

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Икона Богородицы Дубенская (Красногорская)

икона_Божьей_Матери_Дубенская_Красногорская

Ду́бенская [Дубицкая] Красногорская икона Божией Матери (праздн. в день Преполовения Пятидесятницы и 25 янв.), чудотворный образ в Красногорском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре близ г. Золотоноша (Черкасская епархия УПЦ).

Время основания мон-ря - нач. XVII в. Согласно преданию, некий инок, прибывший в местность Красная Горка из К-поля по повелению явившейся ему в видении Божией Матери, был первым, кто поселился здесь отшельником. Он молился перед вырезанным им на коре дерева образом, получившим название Корецкой иконы Божией Матери. Инокам, собравшимся вокруг отшельника, была явлена на дубе икона Божией Матери; «…на действительность этого явления и отчасти на время его указывает старинная картина, находящаяся на двери одной из монастырских келий; на этой картине изображен монах, молящийся пред образом, находящимся на дереве» (Думитрашко Н., прот. 1859. С. 33). Прежде чем снять икону с дерева, братия долго молилась, испрашивая у Богородицы благоволение перенести Ее образ в ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, а затем в построенный в 1680-1687 гг. деревянный Покровский храм. Икону поместили над царскими вратами, по ее «чудесному происхождению… и по чудотворениям, бывшим от нея, та икона пользуется большим уважением всего монастыря и окрестных жителей» (Сагарда. С. 1317).

25 марта 1922 г. обитель была закрыта. В 1923 г. предметы церковной утвари, иконы, книги передали в музей Золотоноши. Там же оказалась Д. и. После вхождения части территории Золотоношского окр. в Черкасский комиссией Гос. комитета охраны памятников старины, культуры и природы была проведена инвентаризация и обнаружено несоответствие содержания описей и предметов хранения, в частности в описи не значилась Д. и. 2 окт. 1925 г. по итогам работы комиссии был составлен документ, в к-ром Д. и. «по археологическому и художественному значению» принималась «на учет и под охрану», в нем же приведено описание чудотворного образа: «Икона на деревянной доске, размером 6×7 вершков (26,7×31 см), писана в 3 цвета по золотому фону, письмо техники примитивной. Очи Богоматери обозначены миндалинами, без лузги, с лунницами под миндалинами, надбровные дуги и нос обозначены черточками, теней в одежде нет. В нимбе орнаментировка цветами, с разводами в украинском стиле… На иконе слюдяной покров. Обрамление иконы серебряное, новое, художественно орнаментировано выпуклыми стяжками и рельефными орнаментированными цветами и листьями. Нимф [нимб], руки и оплечье орнаментированы цветными камнями. В одном гнезде отсутствуют 4 камня» (ГАЧО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 37. Л. 49-50).

Описание иконы, к сожалению не отражающее иконографии, расходится с литографическим изображением нач. XX в. (опубл. в кн.: Исторический очерк Золотоношского Красногорского Богословского жен. мон-ря Полтавской еп. / Сост.: И. Авраменко. Полтава, 1914), в то же время мнение О. Толкушина о том, что обнаруженный комиссией образ - это Корецкая икона (Толкушин. 2006. С. 88), нельзя считать обоснованным, т. к. в описании отмечено, что он был писаный, а не резной (хотя впосл. и раскрашенный) на коре. По заключению комиссии икона была передана на хранение «в порядке полной охраны» зав. педагогическим техникумом, временно исполняющему обязанности зав. Золотоношским музеем А. И. Денисенко (Там же. Л. 50). Далее следы чудотворного образа теряются. По одной из версий, Д. и. пропала во время эвакуации музейных фондов (попала под бомбежку), по другой - находится в частном хранении.

Несмотря на развитое местное почитание иконы, в публикациях XIX в. под названием «Дубенская» содержится рассказ не о ней, а о соименной святыне, пожертвованной кн. Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь в Дубно (см. ст. Дубенская Острожская икона Божией Матери). Икона не приведена и в подробном перечне «Икон Богородицы в России, дни празднования которым неизвестны или сами иконы малоизвестны», составленном архиеп. Сергием (Спасским) в кон. XIX - нач. XX в. Ее изображение не представлено ни в одном из известных сводов икон Богородицы, как гравированных, так и иконописных.
Об иконографии древней иконы можно судить по литографии. Д. и. относится к типу «Умиление» и близка к изводу Владимирской иконы Божией Матери. Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, охватив левой ручкой Ее шею и приникнув головкой к щеке Матери; левая ножка Богомладенца открыта выше колена. В наст. время известно неск. списков Д. и. Один из них, украшенный чеканным окладом с камнями, был похищен 29 окт. 1994 г.

В наст. время в мон-ре находится 2 списка Д. и.: небольших размеров чтимый образ в окладе помещен в киоте на сев. стене ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы; другой, самый ранний подписной и датированный список Д. и.,- в алтаре того же храма. Он был привезен в мон-рь в 2004 г., накануне празднования иконе в день Преполовения Пятидесятницы. Его обрели в одном из заброшенных домов недалеко от Вологды. Икона по письму и особенностям надписи имеет западнорус. происхождение и неск. отличается от древнего образа; возможно, принадлежала переселенцам с Украины. В сравнении с изображением на литографии Мафорий Богоматери имеет треугольный, а не квадратный вырез у горловины. Младенец Христос облачен в белый хитон и охристый гиматий, а не в рубашечку, подвязанную пояском. Его лик повернут почти фронтально, глаза смотрят прямо. В положении фигур и рук расхождений нет. Фон красноватый, нимбы выполнены в виде свечения охристого цвета с прорисованными в нем красными лучами.

Ежегодно 24 авг. вокруг монастырской горы совершался крестный ход с Д. и. с чтением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Празднование в день Преполовения Пятидесятницы было установлено в память избавления от пожара и эпидемии оспы. В этот день в наст. время список Д. и. обносят крестным ходом по всем кельям и помещениям мон-ря с чтением Акафиста Божией Матери. Празднование Д. и. совершается по службе иконе Божией Матери «Утоли моя печали».

Tags: Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Андрониковская, икона Божьей Матери Дубенская Красногорс, икона Божьей Матери Моздокская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments