Святой новомученик Николай Пантополис (лавочник)
День празднования – 23 сентября (3 октября н.с.)
Жизнь Церкви – это свидетельство Иисуса Христа. Это означает, что Церковь всегда гонима, ведь свидетельство оканчивается мученичеством. Мы говорим о Православной Церкви, являющейся Церковью народной. Не разделяясь и не дробясь на множество Церквей, в каждой стране она – Церковь народа.
Это в большой степени характерно для греческого государства, где церковное родство греков является практически абсолютным: все греки – православные христиане. Таким образом, гонимая Церковь вынуждена нести два креста: свой собственный и своей нации. В годы турецкого владычества, равно как и в период других порабощений и пленений греческого народа, Церковь исповедует и проповедует два воскресения: Воскресение Иисуса Христа и воскресение родины. Она соединяет их в единое целое, делая веру родиной, а родину верой, и гонения и борьба отныне ведутся за веру и отечество. А свидетелями этого гонения и борьбы, ее святыми и самыми выдающимися жертвами, непорочными агнцами на алтаре веры и родины, становятся новомученики нашей Церкви.

И сегодня мы празднуем память новомученика, святого Николая из Карпениси. Пятнадцатилетним мальчиком он оставил родной город и отправился в Константинополь, чтобы работать вместе с отцом, державшим здесь небольшую лавку. У одного учителя он стал учиться турецкому языку и, будучи сообразительным, достиг немалых успехов. И однажды учитель перед многочисленными янычарами велел ему читать урок, в котором содержалось исповедание веры, и после его прочтения мальчик якобы становился мусульманином. Это была ловушка. По мнению янычаров, Николай не мог более отрицать, что прочел исповедание и перешел в ислам. Его повели к судье, но Николай криками и протестами утверждал, что невиновен.
Характерные ответы дал он на лестные предложения судьи: “Я – христианин и Богом своим считаю Иисуса Христа. В почестях и должностях, которые вы мне обещаете, я не нуждаюсь. Я верую во Христа и не отрекусь от Него. Во имя Христа умру и турком не стану”. Простые слова, полные веры. И кто произносит их? Шестнадцатилетний мальчик Николай из Карпениси. Таким же образом исповедовали Иисуса Христа и древние мученики, мужественно противостоя льстивым предложениям и устрашающим угрозам гонителей, мученически завершая свою жизнь и присоединяясь к сонму святых. После своего исповедания святой Николай был брошен в темницу, где ему в течение 65 дней не давали ни хлеба, ни воды, а в понедельник 23 сентября 1672 года святого обезглавили. Христиане за большую сумму выкупили его тело и похоронили в монастыре Божьей Матери на острове Халки. Честная глава его сейчас находится в Ксиропотамском монастыре Святой Горы.
Мы пытаемся найти примеры для подражания, чтобы учить новое поколение. И конечно, эти примеры должны быть нашими – греческими и православными, и мы не должны забывать, что мы – православные греки. И какие более подходящие примеры для подражания мы можем предложить нашему молодому поколению, чем примеры молодых юношей, таких как Николай Карпенисиот, все отдавший во имя веры и родины? За что иное, как не за веру и родину, следует бороться всякому настоящему человеку любой эпохи, в особенности молодому, независимо от того, какие идеологические ветра нынче дуют?
Мы многое можем сбросить с себя, от многих предубеждений и от любого дурного наследия можем освободиться, однако никогда не откажемся от своего долга. От долга нельзя отрешиться – таковы человеческая мораль, вопрос веры в Бога и совести. “Нрав человека есть его демон”, – говорили древние. Наш личный долг, долг современных греков и святое наследие наших отцов – это православная вера и наша греческая родина. Военачальник Макрияннис, получивший пять ранений в борьбе за Нацию, обладающий уникальным и неповторимым для греческой литературы стилем эпиграмм, в преклонном возрасте изучил грамоту и смог написать: “Родина человека и его вера – это его все. Без добродетели и боли за свою родину и веру нация не может существовать”.
Мы должны вспомнить слова этого опытного старого воина, празднуя сегодня святую память юноши, который, хотя и не успел набраться жизненного опыта, но знал, как исполнить свой долг и ответить на свой призыв к мученичеству, призыв, пожалуй, самый святой и славный.
В одном из тропарей мученикам сказано: “Мученики Господни, всякое место освящаете…” Всякое место и вся земля пропитана и освящена кровью святых мучеников, отдавших свою жизнь за веру, “ради Меня и Евангелия”, как сказал Иисус Христос. И всякое место имеет “похвалу о Господе” – святых мучеников, даруя их “в предстательство” начальнику веры и спасителю Христу.
И мы, празднуя сегодня святую память новомученика Николая, рожденного нашей родиной и победоносно отправленного ею на мученичество, славим в Духе Святом всехвальное и славное имя Отца и Сына Господа нашего Иисуса Христа, который по отношению к мученичеству святых “вчера и днесь той же, и во веки”. Аминь.
(по материалам: http://www.pemptousia.ru)
Преподобный Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский

Олег Романович Брянский, в крещении Леонтий, в иночестве Василий (ок. 1245 - 1307), святой благоверный князь, преподобный.
Память 20 сентября в день кончины, в Соборах Брянских и Волынских святых.
Внук святого князя мученика Михаила Черниговского, сын первого Брянского князя благоверного Романа.
В Ипатьевской летописи упоминается, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом участвовал в войне против Литвы. Познав суетность земного счастия, он предоставил Черниговское и Брянское княжества своему брату и его сыну, а сам решил служить Богу в иноческом чине. В 1275 году он соорудил Петровскую обитель в Брянске где принял постриг с именем Василий. Церковные архивы свидетельствуют, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября 1307 года и был погребен в монастырском храме.
Мощи и почитание
Вскоре после кончины князь Олег Брянский был прославлен как святой. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей сооруженного им Петропавловского монастыря и почивала там столетиями.
С началом безбожных гонений после 1917 года, мощи святого оказались в опасности осквернения. Бытует несколько версий тогдашних событий. По одной из них, когда в 1930 году Введенскую (ныне Петропавловскую) церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию, настоятель епископ Даниил принял решение тайно захоронить раку с мощами.
Спустя шесть с половиной десятилетий, работая над кандидатской диссертацией об истории брянских монастырей, священнослужитель Петропавловского собора отец Георгий решил узнать о судьбе святых мощей. В ходе розысков он нашел старушку, которая в молодости оказалась свидетельницей перезахоронения святого. Она указала примерное место - под алтарем. 10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены. Пожертвования на гробницу собирали всем миром. Ныне святые мощи вновь покоятся в Петропавловском храме в богатой золоченой раке и доступны для поклонения.
Тропарь преподобного и благоверного князя Олега Брянского
глас 8
От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак преподобного и благоверного князя Олега Брянского
глас 4
Уподобился еси плодоносней леторасли от корене честнаго, Олеже благородне,/ истину возлюбив и нетленный Христов живот./ Темже молитвою, бдением и пощением светильник великий быв твоим учеником,/ просвети, блаженне, Отечество твое и спаси души наша.