Седмица 18-я по Пятидесятнице.
Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276); блгвв. кнн. Феодора Ростиславича Черного, Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев; прп. Алексия Зосимовского (Соловьева) (1928).
Прмч. Зосимы пустынника (IV); прп. Секуана, монаха из Реома (580) (Галл.);
блгв. кн. Игоря (в Крещении Георгия) Черниговского и Киевского (1147); свт. Феодора Тарсийского, архиеп. Кентерберийского (690) (Кельт. и Брит.).
Сщмч. Константина Богородского (Голубева), пресвитера, и с ним двух мучеников (1918); сщмч. Николая, пресвитера Искровского (1919); сщмч. Нила Смирнова, пресвитера, прмц. Марии Мамонтовой-Шашиной, послушницы (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Трофим Синадский (Фригийский), Савватий Антиохийский, Доримедонт Синадский (Фригийский)
Святые мученики Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали за Христа в царствование римского императора Проба (276 – 282). Однажды в городе Антиохии совершался языческий праздник: приносились жертвы, лилось вино, творилось бесчиние. Пришедшие в город христиане Трофим и Савватий, с горечью смотря на это шумное и непристойное торжество, молили Господа наставить заблудших на путь спасения. Их схватили и привели к правителю. На допросе святые твердо исповедали свою веру и на принуждения отречься от Христа отвечали решительным отказом.
Во время жестоких пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили на еще более страшные мучения в город Синнад к правителю Фригии Дионисию, известному палачу и истязателю. Обутый в железные сапоги с острыми гвоздями, святой Трофим 3 дня шел пешком, подгоняемый конной стражей. Все способы пыток использовал искусный мучитель, чтобы сломить мужественного христианина – святой Трофим лишь повторял слова Писания: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33:20). Страдальца бросили в темницу, где его стал посещать тайный христианин – сенатор Доримедонт. Он ухаживал за святым Трофимом, омывая и перевязывая его раны. Когда об этом стало известно мучителям, святого Доримедонта стали заставлять отречься от христианства, а потом вместе со святым Трофимом бросили на съедение зверям. Мученики остались нетронутыми. Тогда их усекли мечом.
Благоверные князья Феодор Ростиславич Черный и чада его, Давид Ярославский, Константин Ярославский
Память 5 марта (перенес. мощей), 19 сентября, в Соборах Брянских, Смоленских и Ростово-Ярославских святых.
Феодор родился около 1237 - 1239, сын смоленского князя Ростислава Мстиславича. Он был воспитан в страхе Божием, чуждался распрей и ссор, хотя отличался мужеством и знанием ратного дела.
В 1260 году князь женился на дочери последнего князя ярославского, святого Василия Всеволодовича, Марии, единственной наследнице княжества Ярославского.
Неудовольствия с братьями, которые дали ему из всего княжества Смоленского один небольшой городок Можайск, заставили его жить в Ярославле, где теща его, княгиня Ксения, не хотела уступить ему власти. Князь Феодор, вместе с другими князьями, ходил на поклон в Орду и по воле хана Менгу-Темира предпринимал поход против яссов или алан, которые жили близ Кавказа и не хотели платить дани татарам. Возвратившись оттуда с богатой добычей, Феодор обратил на себя особенное внимание хана и жены его; последняя предложила ему руку своей дочери. Феодор не побоялся отвечать, что у него есть супруга и он, как христианин, не может иметь другой.
Между тем княгиня Ксения, по возвращении его в отечество, не впустила его в Ярославль, объявив, что там есть уже законный князь, сын его и Марии — малолетний Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло победить упрямства княгини.
Вскоре Феодор овдовел и получил Смоленское княжество после умерших братьев. Тогда он снова отправился в Орду, где принят был с прежней благосклонностью. Дочь Менгу-Темира крестилась, с именем Анны, и вступила в брак с Феодором; хан назначил города на содержание дочери и зятя. С дозволения тестя, благочестивый князь поставил несколько храмов в улусах Орды.
В 1290 году, когда сын его от первого брака умер, Феодор отправился в Ярославль с супругой и с двумя сыновьями, Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля не хотели принять их, но Феодор с смоленской дружиной принудил их к покорности. Феодор расширил г. Ярославль, обвел его земляным валом, построил в нем несколько храмов и великолепно украсил их. Жена его построила храм Архангела Михаила, на берегу реки Которосли.
Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой - святой Михаил Тверской и святой Даниил Московский. Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей в 1296 году епископы Симеон Владимирский и Исмаил Сарский сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и Сарайского владыки Исмаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.
Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной - Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог.
18 сентября 1299 года, чувствуя приближение смерти, святой князь принял схиму. Трогательно испросив прощения у множества собравшихся ярославцев, он мирно почил о Господе 19 сентября 1299 года.
5 марта 1463 г. спасский архимандрит Христофор обрел нетленные мощи трех святых князей — Феодора и сыновей его (Давида и Константина), перенес их в храм и положил в одном гробе. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.
Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии.
Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали "калики перехожие". В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов.
О соборе Ярославских святых подробно можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/149651.html
Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
глас 4
Измлада явистеся святии,/ Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ Божественный сосуди, избранный Богови./ Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/ вся ереси потопляюще,/ и спасающе присно град свой,/ и всех верных сохраняюще невредимо/ от видимых и невидимых враг./ Темже верою молим вас, святии:/ молите Христа Бога/ в мире сохранитися нам и спасти души наша.
Ин тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
глас 4
Яко апостолом спричастницы и врачеве предобрии, служители Богоприятнии, / памяти вашей Божественней притекающим, / святии Богомудрии, достоблаженнии, благочестивии князи, / новоявленнии чудотворцы Феодоре и Давиде, и Константине, / сошедшеся любовию в память вашу светло празднуем / в песнех и пениих, радующеся Христа славяще, таковую благодать даровавшего вам исцелением, / граду вашему Ярославлю великое утверждение.
Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
глас 8
Богомудренно преселистеся, святии,/ во град, присно добродетельми цветущий,/ в жизни сей приносяще Богови плоды благи,/ преподобне Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ и явистеся, яко многоцветущая райская древеса жизни/ и яко многосветлыя звезды, в мире сияюще благодатию,/ в добродетели исправивше жизнь свою,/ и сего ради получисте живот вечный на Небесех./ Темже благодарственно вам зовем:/ радуйтеся, всемирнии светильницы и граду нашему Ярославлю великое утверждение.
Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев)
Преподобный Алексий, иеросхимонах Зосимовой Пустыни (в миру Фёдор Алексеевич Соловьёв) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье протоиерея Алексея Петровича Соловьёва, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника, что за Яузой. Личность отца и его образ жизни были основой нравственного и духовного становления великого старца.
Мальчика при крещении нарекли в честь великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля). Крёстным отцом был его дядя, протоиерей М.Д. Глаголев, а крёстной матерью — бабушка Анна Андреевна. Начальной грамоте он учился у своего будущего тестя, диакона соседнего храма отца Павла Смирнова. Когда малыша везли на санках к учителю, ему давали с собой бутылочку с чаем и конфетку. Чай Федя выпивал сам, а конфетку всегда отдавал Аннушке, маленькой дочке отца Павла, на которой потом, по воле Божией, и женился.
С малых лет мальчик отличался серьёзностью, не шалил, уклонялся от весёлого общества и шумных развлечений, был очень привязан к отцу, заботился о нём. Дети в спорах часто обращались к нему, чтобы он их рассудил. Фёдор любил музыку и, научившись играть на рояле, исполнял церковные песнопения и пел в хоре. Самыми любимыми песнопениями у него были ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль» и он всегда плакал от умиления, слушая их.
В 1866 году Фёдор Соловьёв завершил семинарское образование по первому разряду, вторым в списке выпускников. После Семинарии Фёдор не пошёл в Духовную Академию, потому что не чувствовал в себе особого призвания к богословской науке. Он хотел служить Господу в скромном звании приходского диакона в кругу «домашней церкви».
В 1867 году друзья детства Фёдор Алексеевич и Анна Павловна (дочь друга их семьи — священника храма во имя святого Климента на Варварке) повенчались. После рукоположения в диакона митрополит Московский Филарет (Дроздов, память 19 ноября) назначил отца Феодора в храм Святителя Николая в Толмачах, которому он покровительствовал.
(храм святителя Николая в Толмачах, современный вид)
(фотография конец XIX начало XX в., этот храм еще называют Третьяковским, т.к. теперь рядом с ним расположена Третьяковская Галерея. За фотографию Спаси, Господи http://formositas.livejournal.com/)
В 1870 году родился сын Михаил. Но на пятом году супружества Анна, простудившись, заболела скоротечной чахоткой и в 1872 году скончалась. Когда отпевали Анну Павловну, у отца Феодора не было сил служить. Он стоял рядом с гробом, неотрывно смотрел на любимое лицо, и слезы катились по его щекам.
В мае 1895 года Феодор Алексеевич Соловьёв после 28-летнего служения покинул Николо-Толмачёвский приход, а в июне 1895 года отец Феодор был рукоположен в пресвитера и определён в штат Кремлёвского Успенского собора — главного собора России, хранящего великие святыни: Владимирскую чудотворную икону Божией Матери, мощи Святителей-чудотворцев: митрополитов Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.
30 ноября 1898 года отец Феодор был пострижен игуменом Зосимовой Пустыни отцом Германом (Гомзиным, ( 1923 г.) —учредившим в обители старческое окормление и позднее ставшим духовником преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в иеромонаха с именем Алексий, в честь Святителя Алексия, митрополита Московского. День его Ангела празднуется 12 февраля. Это был и день их венчания с женой.
Отец Герман, принимая в свою обитель протопресвитера Успенского собора, всеми уважаемого отца Феодора, очень опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. И он начал смирять отца Алексия. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие.
Даже став духовником отца Алексия, отец Герман исповедовал его до конца жизни. Он скоро узнал высокие душевные качества инока, его искреннее смирение и богатый опыт священнослужителя, понял его светлую душу. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал ему взаимностью. Увеличивалось и число исповедников у отца Алексия, его духовными детьми стали многие молодые монахи. Через несколько лет его духовным сыном стал и сам отец игумен Герман. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить молодых монахов Закону Божию.
В 1906 году, Великим постом, постоянно осаждаемый исповедниками, он стал изнемогать, здоровье его пошатнулось, и он тяжко захворал воспалением лёгких. Положение было настолько серьёзно, что доктор Мамонов, лечивший его, открыто говорил, что отец Алексий может умереть. То помещение, где он жил, было сырым и холодным, и его перенесли в игуменские покои. Когда его переносили, ударили в колокол к Богослужению... Вся братия плакала. В Великий Четверг отца Алексия соборовали. После соборования, когда иноки подходили по очереди прощаться батюшкой, он тихо сказал одному: «Молись, я надеюсь на Бога, ради ваших святых молитв Господь дарует мне здоровье». После этого отец Алексий стал поправляться.
Летом 1906 года отец Алексий перебрался жить в небольшую избушку. Мало-помалу главным делом батюшки в монастыре стало старчество и духовничество. 17 февраля 1906 года скончался преподобный Варнава из Гефсиманского скита, и сразу же многие из его духовных чад обратились за помощью и поддержкой к отцу Алексию.
Среди духовных детей старца к этому времени были и такие известные деятели Русской Православной Церкви, как преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, матушка Фамарь, которая, по благословению отца Алексия, в 1908 году основала ставший скоро известным Серафиме-Знаменский скит под Москвой.
(Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елисавета Федоровна Романовы)
Зосимову пустынь часто посещали и члены известного в те годы в Москве религиозно-философского кружка, основанного в начале века М. А. Новосёловым (впоследствии священномученик епископ Марк, память 4 января).
В июне 1915 года старец серьёзно заболел: у него был сильный сердечный приступ. Болел он долго и тяжело. Только в конце августа старец почувствовал себя лучше и снова стал принимать посетителей.
15 июля 1917 года в Троице-Сергиевой Лавре открылся предсоборный монашеский съезд Московской иерархии. По личной просьбе Святителя Тихона старец Алексий принимал в нём участие и был избран членом Всероссийского Поместного Собора. В августе старец прибыл в Москву и был помещён в митрополичьи покои Чудова монастыря, где его с любовью принял его духовный сын — молодой наместник архимандрит Серафим (Звездинский, будущий священномученик).
В январе 1923 года мирно почил отец игумен Герман. Сразу же на следующий день после погребения игумена Смоленской Зосимовой пустыни из Александрова приехала комиссия для выполнения большевицкого декрета о ликвидации всех монастырей и уездов. Началось жестокое уничтожение мирной обители. Официально уездные власти закрыли пустынь 8 мая 1923 года. Первым делом выгнали всех её насельников, предварительно изъяв у них серебряные ризы с личных икон и другие ценные вещи. Все они разъехались кто куда. Отец Алексий со своим келейником отцом Макарием отправился в Сергиев Посад. Два дня пожив в гостинице, они нашли приют в маленьком домике духовной дочери старца Веры Верховцевой, которая покидала Сергиев Посад, чтобы поселиться в Сарове, где ещё продолжалась монашеская жизнь.
До 1925 года старец Алексий ещё немного ходил по комнаткам, несколько раз добирался до храма. После он больше сидел в кресле, а потом уже полулежал на кровати. Старец из последних сил старался вычитывать все дневные службы, исключая литургию, которую он в келье никогда не совершал, так как не имел антиминса. Когда он уже не мог стоять, то вычитывал службы сидя. Однажды, когда отец Алексий лежал от недомогания в постели, его приехал навестить Патриарх Тихон. Батюшка был глубоко тронут вниманием Святейшего и чувствовал себя крайне неловко, оттого что встречал его и беседовал лёжа. Он несколько раз пытался встать, но Святейший снова укладывал его на кровать. После 1927 года отец Алексий уже только лежал, с трудом поднимая голову, и шевелил пальцами правой руки. Принимал только своих близких духовных чад и монахов, и то не всех. Есть свидетельства о существовании завещания старца Алексея — поминать предержащия власти и не отходить от митрополита Сергия.
Почил старец Алексий 19 сентября (2 октября н. ст.) 1928 года в Сергиевом Посаде. Чин отпевания в Петро-Павловском храме был совершён архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым) с многочисленным сонмом клириков и иерархов. Погребён был старец в Сергиевом Посаде на Кокуевском кладбище у алтаря (позже, по закрытии кладбища, прах перенесён на новое городское кладбище).
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.
Тропарь
глас 5
Яко звезда путеводная, утешитель Российский явился еси в годину лютых испытаний, затворниче предивный, огнем бо веры распаляем, Божественныя Любве достигл еси, восприяв от благодати Духа Святаго стадо православное. Просиявший Духом Пребожественным, избирая Патриарха Российскаго, Святителя великаго, преподобне отче Алексие, моли Пресвятую Троицу за Землю Русскую и спасение душ наших.
Кондак
глас 3
Благочестиваго корене жезл святый, от юности живот свой на служение Богу предал еси, в пустынь же Зосимову вселився, Любовию Христовою уязвленный, стяжал сию добродетель яко вышшую вечную, и верным благодати источник неоскудный показался еси, милости всем изливая и немощныя врачуя. Преподобне старче Алексие, моли всещедраго Бога даровати нам мир и велию милость.
Молитва
О, преподобне отче Алексие, предивный угодниче Божий, чудотворче и преславный подражателю Христов, Любовию Божественною озаренный, стяжавший многие добродетели! Утешителю быв Всероссийский, духовный наставниче явился еси. Ты бо во времена лютых испытаний Святую Веру в людях укрепляя, немощных с одра восставлял еси, колеблющихся в жизни поддерживал еси, являясь всем чудным помощником и молитвенником Христовым. Ныне смиренно молим тя, отче святый, слабыя подыми, страждущих больных скоро уврачуй, всех притекающих к честней раце мощей твоих не остави в молитвах, подаждь нам Небесную помощь и многое исцеление в болезнех наших, милостив буди и не презри нас, грешных, прибегающих к пастырскому предстательству твоему.
О, преподобне отче Алексие! Моли Пресвятую Троицу, да упразднит раздоры и нестроения, ныне сущия на земли, да подаст людем своим вразумление и полное покаяние, и Отечеству нашему добрый мир и велию милость. Аминь.
Преподобномученик Зосима Киликийский
Мученик Зосима пустынник жил в IV веке. Однажды во время охоты правитель Киликии Дометиан увидел старца, который мирно и ласково разговаривал с окружившими его дикими зверями. Завидев охотников, звери разбежались. Старцу учинили допрос – кто он и почему живет в пустыне. Старец ответил, что зовут его Зосима, что он христианин и не может жить в городе с врагами Господа Иисуса Христа, поэтому и живет один среди зверей. Тогда Дометиан пригрозил: «Если ты почитаешь Назарянина, я в Назарете предам тебя всенародно жестоким мукам, и ты откажешься от Христа». На вопрос, каким волшебством Зосима укрощает диких зверей, старец отвечал одно: «Я – христианин». В Назарете начались пытки.
Старца повесили вниз головой, привязав к шее большой камень, и стали рвать тело железными крюками. Мучители искушали страдальца: «Если звери тебя слушают, прикажи придти сюда кому-нибудь из них и мы тогда уверуем в твоего Бога». Святой мученик обратился с молитвой к Богу, и внезапно прибежал огромный лев. Все в страхе разбежались, а лев подошел к старцу и стал лапой поддерживать камень, привязанный к шее мученика.
Правитель стал просить мученика укротить зверя и приказал развязать святого, чтобы отвезти его к императору, но святой Зосима тут же скончался, предав свою чистую душу Богу.
Благоверный князь Игорь (в Крещении Георгий) Черниговский и Киевский
О Благоверном князе Игоре Черниговском я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/163292.html
Преподобный Секуан Реомский (Sequane), иеромонах
Родился в городе Мемон (Mémont), от которого к нашим дням осталась маленькая деревушка. в департаменте Дуб (Doubs). Его детство было ознаменовано знаками будущей святости. Он покинул своих родителей, хотя и был единственным ребёнком, и поселился в уединении в Верэ-сюр-Дре (Verrey-sous-Drée или Valeriacus). Он соорудил из веток свою келью и молельню и стал вести крайне тяжёлую жизнь в непрестанной молитве, и подвергая своё тело вечному посту, который нарушался лишь по полному прочтению Псалтири.
Он был принят в клир, и после пяти лет диаконского служения он был рукоположен во священника, оставаясь при том молодым по возрасту, но твёрдым и зрелым по святости своей жизни. В итоге по зависти своих сослужителей из родного города он задумался о монастырской жизни и отправился в Реом (Réome), дабы всецело поручить себя окормлению прославленного игумена, св. Иоанна. Вернувшись в родные края (536), он стал искать среди владений своего отца чистое место, дабы основать монастырь. Такое место сыскалось в глубине непроходимого и необитаемого леса. Там он построил келии и молельню в честь Пресвятой Богородицы. В его трудах ему помогали жители окрестных мест. Так было положено начало монастырю Сен-Сен (Saint-Seine), в епархии города Дижон. Множество его учеников уже через короткое время объединились по его окормлением. Он покинул этот мир в почтенном возрасте, и его кончина, как и его жизнь, ознаменовалась чудесами. Его тело было перенесено в монастырский храм, который был разорён Эбруаином (Ebroïn) в 677 году, сарацинами в 732 году и норманнами в 888 году.
В 1791 все богатства монастыря были перенесены в столицу округа, и прах св. Сена в перемешку с прахом иных святых был помещен в сокровищницу. Церковь Корбиньи (Corbigny), что в Ньевре (Nièvre) обладает лобной костью святого.
Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, послушница
(преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, фото 1938 года)
Память 19 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родилась в 1890 году в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Ивана Шашина. Девичья фамилия матери - Мамонтова, поэтому Мария получила двойную фамилию Мамонтова-Шашина. Окончила сельскую школу. После смерти отца она устроилась работать по найму.
В 1914 году поступила послушницей в Колычевский Казанский монастырь.
В 1920 году монастырь был закрыт. Вместе с другими сестрами она поселилась в родном селе Дединово. Основным занятием ее было шить одеяла. Во время богослужения она пела на клиросе, а также по просьбе верующих читала Псалтирь по усопшим.
Власти в 1930 году намеривались закрыть в селе храм, поскольку община не могла выплатить большой налог. Монастырские сестры обошли дворы соседних деревень и собрали необходимую сумму, а также ездили в Москву хлопотать о том, чтобы церковь не была закрыта. Часть сестер была арестована в 1930 году.
1 июня 1931 года Мария была арестована по обвинению в "антисоветской агитации" и заключена в Рязанскую тюрьму.
Из материалов дела:
«В селе Дединово проживающие монашки Добрякова Валерия и Шашина Мария, имея между собой организованность и дружбу, находясь все время на службе в церкви, через собирающихся к ним женщин собирали деньги с крестьян для служителей культа, на уплату налогов, тем самым вызывали резкое недовольство крестьян по отношению существующих порядков. Эти же монашки, когда общественные организации в прошлом году поставили на обсуждение вопрос о закрытии церкви, активно повели агитацию против этого решения, в результате чего крестьяне церковь закрывать не согласились».
Виновной себя не признала.
28 июня 1931 года Тройкой ОГПУ послушница Мария приговорена к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Этапом она была отправлена в Казахстан в город Акмолинск, где пробыла до августа 1934 года.
После возвращения на родину послушница Мария была избрана членом церковного совета. В 1936 году власти устроили в церкви склад. Как показал впоследствии секретарь сельсовета, послушница Мария среди колхозников говорила: «Вот, отобрали у нас православных последнее утешение, где же мы должны теперь молиться, разве у советской власти другого помещения не было под склад, кроме как церковь?».
Другой свидетель рассказывал, что слышал, как послушница Мария ругала сталинскую конституцию, говоря: «Вот конституция пишет, что всем предоставлены одинаковые права, а попробуй что-нибудь скажи, тебя сразу арестуют, где же тут свобода слова?», а во время уборки сена среди женщин говорила: «Как вам не стыдно, что вы отказываетесь совершенно от Церкви, в храм перестали ходить даже в престольные праздники, за это вам придет Божие наказание».
24 сентября 1937 года она была арестована и заключена в Рязанскую тюрьму. 25 сентября состоялся допрос.
– Сколько лет вы были монахиней? – спросил следователь.
– Монахиней я была с 1914 по 1920 год, после чего нас из монастыря выселили…
– Во время выселки вас из монастыря вы вели гнусную контрреволюционную клевету против ВКП(б). Признаете ли это?
– Нет, это я отрицаю.
– Вы говорите неправду, мы требуем от вас правдивых показаний.
– Нет, этого я не признаю.
– Следствие располагает данными, что в 1934 году по прибытии из ссылки вы у себя устраивали богослужения, приглашая попов и монашек. Подтверждаете ли это?
– Нет, это я отрицаю.
– В 1935 году во время одного из молебствия у себя на дому вы вели контрреволюционный разговор о партии и советской власти. Признаете ли это?
– Нет, этого я не признаю.
– В дни религиозных праздников с целью срыва колхозных работ вы у себя на дому устраивали просмотр панорамы церквей и монастырей, приглашая с этой целью женщин колхозниц.
– Это я признаю. Действительно, в 1936 году в нашем доме у диакона в комнате были женщины колхозницы, я им дала панораму для просмотра.
– В 1937 году в августе среди колхозников вы вели антисоветскую агитацию в связи с арестом кулаков вашего села. Признаете ли это?
– Нет, этого я не признаю.
– В 1936 году вы среди женщин колхозниц в контрреволюционных целях вели контрреволюционную агитацию против колхозов, используя религиозные убеждения некоторых из них. Подтверждаете ли это?
– Нет, я это отрицаю.
На все дальнейшие вопросы, сколько бы следователь ни запутывал и ни угрожал, послушница неизменно отвечала, что обвинения не признает и показания лжесвидетелей, а их было допрошено семь человек, отрицает.
13 октября 1937 года тройкой НКВД приговорена к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Этапом она была отправлена сначала в Бутырскую тюрьму в Москве, а затем в Бамлаг НКВД.
Умерла в лагере 2 октября 1938 года и погребена в безвестной могиле.
Определением Священного Синода от 18 августа 2004 г. была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.