filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

15 (28) сентября 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 17-я по Пятидесятнице.


Попразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня.

Вмч. Никиты Готфского (ок. 372).

Обре́тение мощей свт. Акакия Мелитинского, епископа (III); мчч. Максима, Феодота и мц. Асклиады (305–311); мч. Порфирия Ефесского (361); Обре́тение мощей первомученика ап. от 70-ти Стефана, архидиакона (415); свт. Альбина, епископа Лионского (ок. 400; Галл.); прп. Марии Егисской (Тарсийской) (607); прп. Филофея Мравинского (Вифинского) (X); свт. Иосифа, епископа Алавердского (570) (Груз.); свт. Симеона, архиепископа Солунского (1429); свт. Виссариона, митр. Ларисского (1541; Греч.); прп. Герасима Зурвийского (ок. 1740); мч. Иоанна Критского (1811; Греч.).

Сщмч. Иоанна Ильинского, пресвитера, и прмц. Евдокии (Ткаченко), монахини (1918); сщмчч. Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева, пресвитеров (1921); прписп. Игнатия (Бирюкова), архимандрита (1932); сщмч. Димитрия Игнатенко, пресвитера (1935); сщмчч. Иоанна Бороздина, Иакова Леоновича, Петра Петрикова, Николая Скворцова, пресвитеров, Николая Цветкова, протодиакона, прмц. Марии (Рыковой), монахини, и мц. Людмилы Петровой (1937), сщмч. Петра (Зимонича) Дабро-Боснийского, митрополита (1941).

Икона Божией Матери: Новоникитская.


Святые дня, молите Бога о нас!


Великомученик Никита Готфский

сщмч_Никита_Готфский


По происхождению Никита был гот, родился и жил на берегах Дуная. Крещение принял от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе с готским епископом Вульфилой участвовал в распространении христианства среди своих соплеменников. Воевал в войсках готского вождя Фритигерна против Атанариха во время межплеменного конфликта.
Дионисий.

После возвращения к власти язычника Атанариха продолжил проповедь христианства и обличал Атанариха (житие приписывает гонение на христиан проискам дьявола и придаёт в связи с этим действиям Никиты в том числе характер борьбы с бесом). Никита был арестован и подвергнут мучениям. Характер мучений святого неизвестен, житие лишь в общем сообщает о них:

Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.

Никита был казнён в 372 году через сожжение. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны.


Тропарь великомученика Никиты
глас 4
Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Ин тропарь великомученика Никиты
глас 4
Крест Христов яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов притекл еси,/ и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу предал еси,/ отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти,/ великомучениче Никите./ Моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак великомученика Никиты
глас 2
Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоименитe,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.


Мученики Максим, Феодот и мученица Асклиада

мчч_Максим Асклиада и Феодот


Святые мученики Максим, Асклиада (или Асклипиодота) и Феодот пострадали в начале IV века при императоре Максимиане Галерии (305 – 311). Знатные жители города Маркианополя, Максим и Асклиада, вели благочестивую христианскую жизнь. Своим примером они многих обратили к вере во Христа и к святому Крещению. Во время гонений правитель Фракии, Тирис, объезжая подвластные ему города, преследовал верующих во Христа. Он призвал Максима и Асклиаду к себе и уговаривал их отречься от Христовой веры. Однако, видя твердую веру мучеников, велел жестоко избивать их.

Тогда один благочестивый человек, по имени Феодот, стал укорять правителя за бесчеловечность и жестокость. Его также схватили и, повесив на дереве, подвергли пытке железными крюками. Затем трех мучеников бросили в темницу. Через две недели Тирис поехал дальше и повез за собой святых мучеников. В городе Адрианополе он подверг их еще большим истязаниям, приказав жечь их тела раскаленными пластинами. Среди мучений страдальцы были утешены Голосом с Неба, укрепившим их в терпении. После нескольких дней пыток мучеников бросили на растерзание зверям в цирке, однако медведица, выпущенная на святых Максима и Феодота, стала ласкаться к ним.

Святую Асклипиаду привязали к быку, но он стал как вкопанный, не двигаясь с места. Раздраженный Тирис отправился дальше и, не доезжая города Филиппополя, в селе Салтис стал вновь убеждать мучеников отречься от Христа и, наконец, велел отсечь им головы. Спустя некоторое время он был наказан гневом Божиим: его поразила молния, когда он сидел на судилище.


Святитель Иосиф Алавердский, епископ

святитель_Иосиф_Алавердийский


Святитель Иосиф, епископ Алавердский, – один из тринадцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества !(7 мая). Он, как «цвет вожделенной девственности», с ранних лет избрал иноческий жребий. Придя в Грузию со своим учителем святым Иоанном Зедазнийским (память 7 мая), святитель Иосиф поселился в Кахетии в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь он начал свои аскетические подвиги. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком.

13_сирийских_прп_отцов
(Тринадцать сирийских преподобных отцов. Икона, ок. нач. XXI в. Слева направо в переднем ряду: свв. Давид, Шио, Авив, Иоанн, Иессей, Иосиф и Антоний; в заднем ряду: свв. Пирр, Зинон, Стефан, Исидор, Фаддей и Михаил)

Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним.

Молва о пострижении этого вельможи и о святой жизни преподобного Иосифа распространилась по Кахетии. В Алавердскую степь к святому Иосифу стали стекаться ревнители благочестия и подвижнической жизни. Так возникла обитель и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия.

Избранный в настоятели обители, святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Языческие суеверия еще не были искоренены, и святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия.

Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи.
Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI веке), по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия.
В 570 году последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф был погребен в храме святого великомученика Георгия в Алаверди.

Алавердинкий_Георгиевский_собор_1
(Алавердинский Георигевский собор, Кахетия, Грузия)


В IX веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный Алавердский собор, в котором, слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа.

Алавердинкий_Георгиевский_собор_внутри
(Алавердинский Георгиевский собор внутри)
За фотографии собора Спаси, Господи http://filaretuos.livejournal.com/


Преподобный Герасим Зурвийский, игумен

Основал монастырь в честь Святой Троицы близ Макриницы в Загоре, Греция. Эта обитель получила наименование Зурвийской (Сурвийской). Скончался около 1740 года.


Святитель Симеон Солунский, архиепископ

святитель_Симео_Солунский


Житие

Будущий святитель родился в Константинополе. Он горячо любил эту древнюю столицу и превозносил её как средоточие мирового Православия даже в эти последние годы умалившейся Восточной Римской империи.

Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре свтятых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Симеон был твёрдым сторонником паламитсого богословия, исихастом, ревностным последователем монашеских идеалов, зилотом Православия. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе.

В конце 1416 или начале 1417 года Симеон был рукополжен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тящким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города.

Святитель Симеон служил архиепископом Солунским в течении последних тринадцати лет существования города под державой Византийских царей, почти до самого взятия турками в 1430 году. В течении почти всего его архипастырства, Салоники былы под угрозой немедленного турецкого захвата или полного венецианского диктата. Многие жители хотели сдать город чтобы избежать участи завоёванных, или же сполна ввериться венецианцам-католикам. Бескопмромиссная верность святителя как своему императору так и Святому Православию стяжали ему немало врагов, но он сумел удержать город в верности этим идеалам до своей кончины в сентябре 1429 года. Уже через шесть месяцев после этого оставшаяся без своего стойкого предстоятеля Солунь пала и митрополичий собор был превращён в мечеть.


Почитание

Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть. Почитание владыки не пресекалось из поколения в поколение, а память о святителе и его дух жили во множестве его выдающихся трудов. Его официальное прославление наконец состоялось в 1981 году, когда святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенскго Патриархата.


Труды

Святитель Симеон автор множества разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Во всех работах он был пламенным защитником Православия – характерной для него является фраза: «Истинное благо для людей – быть Православными, а если не быть, то лучше умереть.»

Святитель признан величайшим византийским литургистом. Он наиболее знаменит своим массивным трудом, Диалог против Ересей и о Единственно-Истинной Нашей Христианской Вере, а Также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви, который считается классическим.

Вместе с некоторыми его другими работами, он был впервые опубликован патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведён на новогреческий в 1791 году и на русский в 1856–1857 году, а затем воспроизведён у Миня в его Patrologia Graeca (том 155), Париж, 1866. В 1940 году Д. Бальфур открыл рукопись с 20 неизданными творениями Симеона, опубликованных в 1979 и 1981 годах.

Тропарь
глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, Симеоне премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.


Апостол от 70-ти Первомученик Стефан, архидиакон, обретение мощей

первомученик_Стефан_архидиакон

О Первомученике Стефане, архидиаконе подробно можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/222714.html


Тропарь первомученика и архидиакона Стефана
глас 4
Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.

Кондак первомученика и архидиакона Стефана
глас 6
Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.


Святитель Виссарион, митрополит Ларисский

Святитель Виссарион, митрополит Ларисский


Родился около 1490 года в мест. Мегалон-Пилон (Μεγάλων Πυλῶν, т. е. Великих врат; совр. Пили) в Фессалии в благочестивой семье среднего достатка.
С отроческих лет стал духовным чадом Марка, еп. Триккского, впосл. митрополита Ларисского. Тот рукоположил его сначала во диакона, а затем во иерея.
В 1514 г., когда Виссарион достиг 20-летнего возраста, он поставил его во епископа Домениконского и Элассонского. Паства не признала столь юного архиерея законным. Ему пришлось покинуть кафедру, но, проявив смирение, Виссарион не стал оспаривать решение Константинопольского Патриарха Феолипта (1513-1522), назначившего вместо него еп. Никанора.
Когда овдовела кафедра ближайшей Стагийской епископии, Виссарион в течение 6 лет управлял ею. Помогал в устройстве Метеорских монастырей. Много претерпел от некоего влиятельного лица по имени Дометий.

Митр. Ларисский Марк назначил Виссариона своим преемником. В 1520 г. Виссарион был избран на эту кафедру и пребывал на ней до конца своей жизни.
Он прославился как мудрый пастырь и ревностный служитель Церкви. Помогал бедным, выкупал пленных христиан, организовывал правосл. общины, строил дороги и мосты. В 1527 году основал на своей родине монастырь Дусику, посвященный Христу Спасителю, со строгими правилами монашеской жизни.
Сохранились 3 ктиторских завещания, написанные митр. Виссарионом: 2 кратких относятся к 1535 г., более позднее пространное завещание не имеет точной даты. В них святой говорит об организации монашеской жизни, аскетике, необходимости постоянного физического труда, дает духовные наставления братии. Им был наложен запрет на вход женщин в монастырь. Обустройство монастыря продолжили его родной брат Игнатий, еп. Каппуанский и Фанарийский, и племянник Неофит, митр. Ларисский.

Скончался в 1540 или 1541 году, был похоронен в основанном им монастыре, его мощи прославились чудотворениями.

Собор Виссариона Ларисского - Каламбака - Фессалия (Θεσσαλία) - Греция
(Собор Виссариона Ларисского - Каламбака - Фессалия (Θεσσαλία) - Греция. Каламбака - это город ближайший к монастырям Великих Метеор. Он том, как нам по милости Божьей удалось побывать в этих святых местах, можно почитать тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/4564.html)


В конце XVII - нач. XVIII в. мусульмане, услышав об этих чудесах, похитили мощи святого и продали их во Францию. В монастыре Дусику осталась глава святого.
Почитание святителя широко распространилось в Фессалии, Эпире, Македонии и придунайских княжествах. Повествование анонимного биографа, составленное вскоре после смерти свт. Виссариона, было использовано для написания жития святого (ок. 1544) Пахомием Русаносом, ученым монахом с острова Закинф. В честь святого было написано 8 служб, изданных в Бухаресте (1705 и 1749), в Мосхополе (совр. Воскопоя, Албания) (1744), в Вене (1797), в Константинополе (1800), в Венеции (1848), в Афинах (1856 и 1897).


Священномученик Иоанн (Бороздин) протоиерей

сщмч_Иоанн_Бороздин


В слободе Мстере Вязниковского уезда Владимирской губернии во второй половине ХVII века был образован мужской Богоявленский монастырь. К этому времени мстерские иконописцы получили широкую известность и их стали часто привлекать к работам по реставрации росписей храмов и монастырей, и в особенности древних икон. По традиции мастерские в Мстере были семейными – Брагиных, Клыковых, Кутягиных, Бороздиных. Последняя была организована в Мстере Петром Кузьмичом Бороздиным. В ней работали члены его семьи: семь сыновей и пять дочерей. Иконы его мастерской пользовались известностью и ценились за искусность письма даже старообрядцами. В семье мстерского иконописца Петра Кузьмича и родился в 1878 году Иван Бороздин.

С раннего детства благодатный, но нелегкий труд стал основой его религиозного воспитания в семье. К шести годам, когда мальчик поступил в церковноприходскую школу, он уже освоил начала иконописного дела – мог готовить самостоятельно краски, грунтовать доски, делать прориси. В одиннадцать лет Иван поступил в мстерскую школу иконописания, которую успешно окончил в 1894 году и получил звание мастера-иконописца. Как и большинство жителей Мстеры, семья Бороздиных была единоверческой. В 1899 году мстерское единоверческое братство направило Ивана в Московское Духовное училище, существовавшее при Всехсвятском единоверческом монастыре, которое он окончил с отличием и был оставлен при монастыре псаломщиком. В 1905 году он женился на Ирине, дочери Михаила Ивановича Отарина, известного священника-миссионера и проповедника из села Вармалеи Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Вскоре Иван Петрович был рукоположен в сан диакона ко храму Всехсвятского единоверческого монастыря. Здесь он прослужил до его закрытия в 1921 году.

В 1923 году Святейший Патриарх Тихон направил диакона Иоанна в храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, что в Гончарной слободе в Москве. Храм был известен выдающимися настоятелями. До 1919 года настоятелем храма был профессор Московской Духовной академии протоиерей Востоков. Проповеди его были просты, убедительны, со многими живыми примерами, понятные для слушателей всех сословий. По его настоянию в храме было введено общее пение всех прихожан. Для этого всем присутствующим раздавались тексты. Он говорил: «Вы пришли в храм, дом Божий, соединиться в молитве с Богом, – молитесь! Спасение России – в соединении с Богом».

29 июля 1928 г. Иоанн был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма Космы и Дамиана. В 1930 году храм Космы и Дамиана был закрыт и вскоре разрушен. Тяжело переживая это событие, отец Иоанн заболел. В это время он был назначен настоятелем в единоверческий храм святителя Николая на Рогожском кладбище и возведен в сан протоиерея.

церковь_Косьмы_Дамиана_гончарная_слобода_не_сохр
(церковь Комы и Дамиана в гончарной слободе, Москва. Фотография 1881 года, храм не сохранился)


Шел декабрь 1931 года. Отец Иоанн отслужил всенощную и по обыкновению вместе с псаломщиком Федором обошел храм, затем поднялся на колокольню в свою комнату, где в это время сын Василий топил печь и готовил на ней скудный ужин. Поужинав и подбросив дров в печь, они легли спать.

Около часа ночи псаломщик Федор встал и еще раз обошел храм; не заметив ничего подозрительного, он вернулся домой и уснул. И видит во сне, как к нему подходит отец Иоанн Кронштадтский, портрет которого у него висел на стене, и говорит: «Чадо Федор, пойди, помоги своему священнику, ему плохо!» А немного погодя к нему подошла жена Варвара и, растолкав его, говорит: «Федя, вставай, мне сейчас видение было, пришел Батюшка Кронштадтский и наказывал: “Разбуди Федора, идите, помогите вашему священнику”».

Они быстро оделись и побежали к колокольне. Двери были на запоре, они стали стучать, и этот их стук придал сил Василию, он добрался до двери, открыл ее и упал, только и успев сказать: «Идите скорее к отцу, я его вытащил на площадку – мы угорели».

Господь хранил Своего пастыря. Протоиерей Иоанн прослужил в Никольском храме семь лет; за каждой службой он проповедовал, объяснял смысл церковных молитв, убеждал молиться прилежней, чему сам был примером. Так продолжалось до осени 1937 года. В ночь с 5 на 6 сентября отец Иоанн был арестован в комнате на колокольне. Пришедшие утром сыновья обнаружили, что все вещи в комнате перевернуты, а постель и подушка – в крови.

Протоиерей Иоанн был заключен в Бутырскую тюрьму. Все обвинения и вопросы были стандартными.

– Следствие располагает материалами, что вы... будучи антисоветски настроены, воспитывали верующих в антисоветском духе...
– Не могу вспомнить, когда бы это я занимался воспитанием верующих во враждебном духе...
– ответил отец Иоанн.
– Вы говорили окружающим о якобы существующем гонении на религию в СССР...
– Я допускаю, что мог бы сказать... но... без специальной цели...


День за днем шли допросы. Следователи упрямо склоняли священника к признанию своей вины и, вероятно, прибегали для этого к пыткам. 14 сентября состоялся последний допрос.

– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих... выражали недовольство советской властью.
– Я действительно выражал недовольство... я отрицательно отношусь к действиям советской власти относительно церковных вопросов, считаю, что храмы закрываются без согласия верующих, ссылаются священнослужители, которые обрекаются на вымирание.
– В результате чего сложились ваши антисоветские убеждения?
– Мои убеждения относительно советской власти сложились в первые годы революции, так как советская власть ухудшила условия жизни духовенства, я и сам, начиная с 1928 года, вынужден жить в отрыве от семьи, и в этом, я считаю, виновата советская власть.


В тот же день было составлено обвинительное заключение, где священнику было поставлено в вину, что он «распространял ложные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию». 26 сентября тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Бороздин был расстрелян на следующий день – 27 сентября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Семье было сообщено, что И. приговорен к 10 годам ИТЛ без права переписки и якобы умер в лагере в 1941 г.

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.


Мученица Людмила (Петрова)

мч_Мария_Петрова_тюрьма_1936


Мученица Людмила – Людмила Владимировна Петрова – родилась 26 февраля 1879 года в Ростове в семье тюремного надзирателя. Всю жизнь она проработала учительницей рукоделия, а в 1924 году вышла на пенсию. 15 ноября 1930 года Людмилу Владимировну арестовали и обвинили в том, что она "член а-с церковно-монархической группы, поддерживала личные связи с идеологами к-р организации митрополитом Иосифом (Петровых) и архиепископом Евгением. Руководила нелегальным сбором средств на цели группы и ссылки". 30 апреля 1931 года коллегия ОГПУ СССР приговорила ее к 3 годам ссылки в «Севкрай», после чего будущая мученица была переправлена в город Котлас Вологодской области. По окончании срока ссылки Людмила Владимировна вернулась в Ростов.

В 1936 году она была снова арестована. При аресте она обвинялась в том, что переписывалась с ссыльным митрополитом Иосифом, оказывала ему материальную помощь. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило мученицу к 3 годам ссылки в Казахстан, где содержалась в исправительно-трудовом лагере НКВД.

Находясь в Казахстане, в городе Меркент, Людмила Владимировна снова подверглась аресту по групповому делу «архиепископа Алексия (Орлова) и др.». Против нее снова было выдвинуто обвинение, в котором основную роль играла "принадлежность к контрреволюциооной группе церковников в Южно-Казахстанской области". На следствии она виновной себя не признала и заявила, что "антисоветской деятельностью не занималась".

28 августа 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила Людмилу Владимировну Петрову к высшей мере наказания. 27 сентября 1937 года она была расстреляна в Лисьей балке недалеко от города Чимкента.

Лисья_балка_под_Чимкентом_указатель
(Лисья балка (Тулукай Сай) - указатель)

Лисья_балка_под_Чимкентом
(Лисья балка под Чимкентом - место расстрела заключенных в годы репрессий)


Священномученик Петр (Петриков) священник

сщмч_Петр_Петриков


Священномученик Петр родился 19 января 1903 года в городе Можайске Московской губернии. Его отец, Сергей Петрович Петриков, родился в 1873 году в селе Енкаево Темниковского уезда Тамбовской губернии; в восемь лет он остался сиротой, работал батраком и пас в селе скот, затем поступил в солдаты, а после окончания службы остался в Москве. Добрые люди помогли ему получить образование, и он поступил работать на железную дорогу. Был сначала сторожем, конторщиком, а затем помощником начальника станции Тучково Александровской железной дороги. Мать священномученика Петра, Татьяна Михайловна, происходила из семьи самарских купцов. Когда Сергей Петрович получил должность помощника начальника станции, его семье выделили большой участок земли и помогли выстроить дом.

Когда Петру было восемнадцать лет, он обратился к комиссару здравоохранения Н.А. Семашко с прошением о содействии в приеме на медицинский факультет Московского университета.

Семашко поддержал юношу, и в 1921 году Петр был принят на медицинский факультет Московского университета. Учась на втором курсе, он переутомился от занятий и тяжело заболел. Лечился он в амбулатории при железнодорожной больнице, и лечение продолжалось около двух лет. За эти годы в его душе произошел переворот. Источники вечной юности и радости, существование которых он предчувствовал раньше, нашел он теперь во Христе.
В это время Петр познакомился со старцем Нектарием Оптинским, духовным сыном которого стал, сблизился с кругом молодых людей, и среди них – с Андреем Эльбсоном, так же, как и он, бескомпромиссно искавшим истину в том море лжи, которое все большим мраком окутывало страну. В июне 1925 года епископ Можайский Борис (Рукин) рукоположил Петра в сан диакона, и в том же году Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий Петр (Полянский) рукоположил его во священника.

В Москве отец Петр поначалу не имел прихода и служил иногда в храмах, где служили знакомые ему священники, – например, в храме Александрийского подворья в Москве, где священником был Андрей Эльбсон. В марте 1931 года он был определен в храм Николы в Кленниках, известный долгим подвижническим служением в нем протоиерея Алексия Мечева, но прослужил здесь лишь до 14 апреля того же года. В этот день отец Петр был арестован в числе пятидесяти священнослужителей, монахов и мирян и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

На вопрос следователя о его прошлом отец Петр рассказал о своем происхождении и обучении и о том, что принял сан священника по внутреннему убеждению. Этого для следователя оказалось достаточным, так как отец Петр свидетельствовал о себе как о человеке, чуждом безбожному новому строю.

5 июня 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Петра к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Мариинские лагеря. Когда стало известно место нахождения лагеря, туда приехали мать и духовная дочь священника Вера Петровна Миронович, которая впоследствии стала его келейницей и помощницей. Поселившись неподалеку от лагеря, они стали хлопотать об отмене несправедливого приговора, так как обвинение в контрреволюционной деятельности не только не было доказано, но и вопроса такого на следствии не ставилось, – и 17 сентября 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило освободить священника из-под стражи, лишив его права проживания в двенадцати городах сроком на три года.

Отец Петр после освобождения поселился в городе Муроме и здесь в мае 1932 года снова был арестован. Следователь на допросе 3 июня 1932 года задал священнику ряд вопросов, ответы на которые отец Петр написал собственноручно: «Шифров никаких не знаю (и никакими шифрами не пользовался). Богослужений у меня на квартире не совершалось (и участия в них никто не принимал)…
… Всегда исполнял все касавшиеся меня законоположения, – не знаю ни одного случая нарушения мною таковых… Церковь – «не от мира сего». Мои интересы – интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, которыми обладает Бог, в Которого верю.
»


17 августа 1932 года следователь, ведший дело, постановил за недостатком следственного материала следствие прекратить и арестованных освободить.

После освобождения отец Петр жил до лета 1936 года в Муроме, а затем уехал на родину в Можайск, куда вслед за ним приехала его духовная дочь и где посещали его знакомые священники и родные. Здесь отец Петр снял комнату, устроил в ней домовую церковь и до самого ареста, по образу древних, служил литургию, как служили в домах христиан во время гонений от язычников.

Летом 1937 года возобновились массовые аресты верующих и духовенства, но прежде начала этих гонений сотрудники НКВД принялись арестовывать тех священников, монахов и мирян, о которых у них были какие-либо сведения и которых они подозревали в нелояльности к советской власти, то есть тех, кто воцарившееся на русской земле безбожие считали за величайшее зло, губящее русский народ. В феврале-апреле 1937 года в Москве было арестовано полтора десятка священников и мирян, и среди них – 10 апреля 1937 года – отец Петр.

Сотрудники НКВД формулировали преступную деятельность арестованных таким образом: «После принятия сталинской конституции участники контрреволюционной нелегальной церковно-монархической организации активизировали свою контрреволюционную деятельность, в феврале 1937 года в городе Москве несколько раз созывали нелегальные собрания участников контрреволюционной организации... Были приняты решения активизировать... организационную работу среди верующих... насаждать на местах контрреволюционные ячейки из духовенства, монашества, возвратившихся из ссылки... создавать тайные молитвенные здания. В этих целях... было приобретено и арендовано несколько домов в городе Можайске, Малом Ярославце, Кимрах, где были поселены возвратившиеся из ссылки монашество и духовенство».

11 и 13 апреля следователь допросил священника. На большую часть вопросов отец Петр отзывался незнанием и плохой памятью. 10 мая следователь снова допросил священника, задав почти те же вопросы. Но и на этот раз он также отозвался незнанием, категорически заявив, что никаких политических разговоров не вел.

В июле стало известно о предстоящих новых массовых арестах, и потому окончательное решение участи отца Петра и всех арестованных было отложено. 26 августа был допрошен дежурный свидетель из числа священников, который показал, что знает Петрикова как антисоветски настроенного и ненавидящего советскую власть и партию.

21 сентября 1937 года следствие было закончено. Отца Петра обвинили в том, что он будто бы «являлся участником контрреволюционной церковно-нелегальной организации, являлся руководителем Можайского филиала, организовывал тайную домовую церковь у себя на квартире, где периодически собирались его единомышленники из города Москвы и из других мест».

26 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Петриков был расстрелян на следующий день, 27 сентября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

сщмч_Петр_Петрико_1

Причислен к лику святых Новомучеников Российских Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.


Икона Богородицы Новоникитская

Икона Богородицы Новоникитская


Это одна из самых древних икон Богоматери. Она явилась святому мученику Никите в IV веке (кончина его последовала 15 сентября 372 года). Св. Никита, бывший воин, ученик Феофила, епископа Гартинского, еще до принятия им крещения видел однажды во сне Отрока, держащего в руке Своей крест. Проснувшись, он долго раздумывал и не мог понять, что означает это видение. Одна христианская девица, по имени Иулиания, по особому откровению, бывшему ей от Бога, сказала ему, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. Никита посмотрел и, к своему несказанному удивлению, нашел у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке крест. «Это же самое изображение видел я во сне»! — воскликнул пораженный Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно же принял святое крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и Никита в числе прочих исповедников Христа принял мученический венец. Когда его вели на казнь, он имел под одеждой у себя на груди явившийся ему образ Богоматери. В день мученической кончины св. Никиты и установлено празднование

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Новоникитская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments