Священномученик Иулиан Галатийский, пресвитер и с ним 40 мучеников
(сщмчч. Иулиан и Лукилиан)
Святой мученик Иулиан жил в IV веке недалеко от древнего города Анкиры. Правителю Галатийской области донесли, что в одной пещере скрывается пресвитер Иулиан с 40 единомышленниками и совершает там Богослужение. Святого Иулиана схватили и требовали выдать остальных христиан, успевших скрыться, но он решительно отказался.
Язычники приказали святому пресвитеру принести жертву их богам, но и на это он не согласился. Тогда его обнажили и поставили на раскаленную железную решетку. Мученик осенил себя крестным знамением, и Ангел Господень охладил пламя. Святой Иулиан остался невредимым. На вопрос правителя, кто он и как погасил огонь, мученик сказал: «Я – Божий слуга».
Истязатели привели старушку – мать святого и угрожали ей тем, что, если она не уговорит сына принести жертву идолам, то ее предадут на поругание. Мужественная женщина ответила, что если против ее воли осквернят тело, это не поставится ей в вину перед Богом, а, наоборот, сочтется за мученический подвиг. Посрамленные мучители отпустили старицу, а святого Иулиана осудили на смертную казнь. В предсмертной молитве святой усердно благодарил Бога и просил укрепить его к перенесению страданий. Святой Иулиан испросил также особую благодать у Бога: чтобы людям, которые будут брать землю с места его погребения, давалось прощение грехов и избавление от страстей, а на поля их не нападали вредоносные насекомые или птицы. Обращаясь к Богу: «Господи, приими дух мой с миром!» – мученик склонил свою голову под меч. Тогда прозвучал Голос, призывавший мученика в Небесное Царство. Этот Голос услышали и те христиане, которые скрывались в пещере. Воодушевившись, они пошли на место страдания святого Иулиана, где нашли его уже скончавшимся. Они единодушно исповедали себя христианами, их связали и привели к правителю, который велел и им отсечь головы.
Тропарь мученикам
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Священномученик Феодор Александрийский
Священномученик Феодор, епископ Александрийский, родился в Египте в Александрии. Этот город прославился в Церкви Вселенской многими мучениками и исповедниками: от святого Евангелиста Марка, первомученика Александрийского († 63, память 25 апреля) до святого Афанасия Великого (память 18 января и 2 мая), столпа и исповедника православия († 373). К сожалению, исторические записи не донесли до нас точных данных о времени жизни и подвигах святого епископа Феодора, но Церковь Христова во все времена хранила имя священномученика в своих диптихах.
Пламенный проповедник, сильный в слове и делании церковном, епископ Феодор вызывал яростную ненависть буйных александрийских язычников, не терпевших благовестия. Во время одной его проповеди язычники окружили и захватили святителя. Он не сопротивлялся. Его избивали и издевались над ним: возложили на главу его терновый венец и со смехом водили по городу. Затем привели его к берегу и бросили со скалы в море. Но поднялся ветер - и волны вынесли его невредимым на сушу. Пораженные язычники отвели святителя Феодора к правителю города, который приказал подвергнуть его жестоким истязаниям. Но ни слова, кроме молитвы к Господу, не услышали мучители от мужественного исповедника. Тогда святой мученик был предан римским воинам и казнен, как апостол Павел, - через усекновение мечом.
Преподобная Энсвита (Энсвифа) Фолкстоунская (Eanswitha, Eanswyth), игумения, память перенесения мощей в 1138 году
Память 31 августа, 12 сентября
Известно, что святая Энсвита, игумения монастыря в Фолкстоуне, что в графстве Кент, Англия, была дочерью короля Эдбальда (Eadbald) и внучкой святого благоверного короля Этельберта (Aethelbert). С ранних лет она находила радость в молитве, отвергая мир с его безумным тщеславием. Она отказалась от предложений выйти замуж. В конечном итоге король Эдбальд дал согласие на основание монастыря на берегу неподалёку от Фолкстоуна, первой игуменией которого она и стала. Преподобная Энсвита скончалась в раннем возрасте 31 августа 640 года.
Существует мнение, что она получила образование во Франции и что её монастырь был первым духовным учреждением такого рода в Англии.
Монастырь был разрушен датчанами, но восстановлен королём Этельстаном (Athelstan), и повторно учреждён в 1095 Чёрными Бенедиктинками (Bénédictines Noires). Часть монастыря была поглощена морем, и сестричество перебралось в Фолкстоун. В 1139 году в глубине острова возвели новую церковь, освященную в честь Пресвятой Богородицы и святой Энсвиты. В том же году 12 сентября мощи преподобной были перенесены в эту церковь, а день перенесение мощей до сих пор почитается местными жителями.
В период английской Реформации мощи преподобной Энсвиты были спрятаны и какое-то время считались утерянными. Свинцовый ковчег с мощами был вновь обретен во время восстановительных работ 17 июня 1885 года в северной стене храма, принадлежащего ныне католикам. С тех пор мощи находятся в алтаре храма и доступны для поклонения.
Преподобную Энсвиту изображают держащей книгу и двух рыб. Её образ присутствует на печати Фолкстоуна. Она особо почитаема в Сент-Огустин (Saint-Augustin), Кентербери (Canterbury) и в Дарэме (Durham).
Священномученик Досифей Тбиле́ли (груз. დოსითეოსი თბილელი, + 1795), митрополит Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) католикосата Грузинской Православной Церкви
Память 12 сентября (Груз.), 25 января (ПЦА)
По сведениям католикоса-патриарха всей Грузии сщмч. Кириона III (Садзаглишвили), Досифей был духовником царицы Дареджан, супруги царя Ираклия II (царь Кахети в 1744-1762, Картли-Кахети в 1762-1798).
12 сентября 1795 года 35-тысячная персидская армия шаха Аги Мохаммед-хана Каджара, опустошившая страну, вошла в Тбилиси. Духовенство города обвинили в поддержке Ираклия II, не признавшего верховенства шаха: персы связывали священникам и монахам руки и, получив отказ отречься от Христа, сбрасывали их в р. Мтквари (Кура). Последним был митрополит Досифей: П. Иоселиани пишет, что митрополит не отходил от своей кафедры - собора Сиони, палачи застали его молящимся на коленях перед иконой Божией Матери, схватили и с террасы виноградника (по др. версии, с балкона дома) сбросили в реку. По свидетельству историков, митр. Досифей находился в преклонном возрасте.
Священномученик Николай (Житов)
(сщмч. Николай Житов, тюрьма НКВД 1937 год)
Священномученик Николай родился в 1888 году в селе Пыжово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Иакова Житова; окончив духовное училище, он с 1905 года служил псаломщиком в Воскресенском храме в родном селе. В 1915 году Николай Яковлевич был рукоположен во диакона к Георгиевскому храму в городе Зарайске, в 1917 году – переведен в кладбищенскую церковь в Зарайске.
В 1920 году диакон Николай был рукоположен во священника к Воскресенской церкви села Пыжово. В 1930 году он был переведен в Николаевскую церковь в селе Апонитищи, в 1931 году – в Казанский храм в селе Слемские Борки Луховицкого района, в 1934 году вновь назначен служить в Николаевскую церковь в селе Апонитищи. В 1930 году отец Николай был награжден наперсным крестом, в 1936-ом – возведен в сан протоиерея. В августе 1937 года начались самые жестокие гонения на Русскую Православную Церковь, и 4 сентября священник был арестован.
(деревянный Николаевский храм в селе Апонитищи в 1937 году был закрыт и разобран. В 2008 году построен новый храм, сейчас в нем уже служат Литургию...)
В НКВД были вызваны свидетели – председатель колхоза и некая супружеская пара, к которой, бывало, заходил отец Николай; в ответ на предложение следователя рассказать о священнике они рассказали о нем все, что знали. О том, что он вырос в бедной крестьянской среде и во время гонений лишился последнего имущества, но это не смутило священника, так как отец Николай ко всякому труду был привычен. В первую очередь он был добросовестным пастырем, но не гнушался и никакой крестьянской работой, зарабатывая себе зачастую на жизнь тем, что вставлял стекла в домах крестьян и делал им кадки.
Пока свидетели рассказывали о священнике, следователь Что-то писал на листе и, когда те закончили, подал им подписать протокол допроса. И настолько были велики – у одних доверие, а у других страх перед НКВД, что они, не прося его зачитать и не читая сами, расписались под тем, что написал следователь о контрреволюционной и антисоветской деятельности священника. 5 сентября следователь, допрашивая отца Николая, сказал:
– Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную работу. Признаете вы это?
– Нет, я это отрицаю, так как никакой контрреволюционной работы не вел.
– Следствию также известно, что вы среди населения клеветали на советскую печать. Признаете вы это?
– Нет, я это отрицаю, – ответил священник.
Поскольку у следователя было достаточно подписанных лжесвидетельств, он не слишком домогался признаний от священника в его антигосударственной деятельности и уже 8 сентября составил обвинительное заключение и передал его на решение тройки. 22 сентября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Николай Житов был расстрелян 25 сентября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
5 июля 1957 года реабилитирован по 1937 году репрессий.
26 декабря 2003 года по представлению Московской епархии постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.
Священномученик Федор (Лебедев)
Священник Феодор Павлович Лебедев родился 15 февраля 1875 года в селе Стебачево Кибергинского уезда Владимирской губернии в семье священника. По окончании в 1899 году Владимирской Духовной семинарии был рукоположен в сан диакона и затем священника. Служил сначала в храме неподалеку от города Юрьев-Польский, затем в храме села Кузнецово Шуйского района; в 1932 году был назначен благочинным.
17 сентября 1937 года о. Феодор был арестован Шуйским НКВД. Допросы начались в день ареста и продолжались без перерыва трое суток. Следователи менялись и отдыхали, священнику отдыхать не давали. Весь расчет был на то, что обвиняемый в течение первых трех суток подпишет протокол следствия. Но о. Феодор отказался.
Доносчиков в те годы было достаточно, и они писали, будто о. Феодор говорил: «... при такой бесхозяйственной системе ничего... не получится, у мужика все отбирают, везде и всюду ищут вредителей да кулаков, а сами вредят... колхозы только и строят для того, чтобы отвлечь народ от церкви и от веры в Бога, заставляют работать в праздники». Теперь его об этом допрашивали.
- Что вы говорили по вопросу коллективизации сельского хозяйства и жизни колхозного крестьянства?
- Ничего не говорил, – ответил священник. – Следствие располагает данными, что вы в июне 1937 года вели контрреволюционные разговоры. Отвечайте.
- Еще раз отвечаю, что ни с кем ничего я не говорил.
- Ваши показания следствие считает ложными. Зачитываю вам показания обвиняемого... Вы и после этого хотите говорить неправду?
- Отрицаю полностью.
- Ваше поведение на следствии характеризует вас как врага народа, который скрывает не только свою контрреволюционную деятельность, но и других лиц с вами связанных. Отвечайте!
- Контрреволюционной деятельностью я не занимался.
- Если вы и дальше не будете давать правдивых показаний, то следствие уличит вас очными ставками.
- Какие бы показания свидетелей следствие мне ни зачитывало и сколько бы очных ставок ни проводило, виновным я себя в контрреволюционной деятельности не признаю, – ответил священник.
В тот же день, 20 сентября, следствие было закончено, через два дня состоялось заседание Тройки УНКВД по Ивановской области, которая приговорила всех арестованных священников к расстрелу. Еще через несколько дней, 25 сентября 1937 года, в одиннадцать часов ночи о. Феодор Лебедев был расстрелян вместе с другими священниками.
Был реабилитирован постановлением президиума Ивановского областного суда от 22 апреля 1959 года.
В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил его к лику святых.
Тропарь
глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило жития евангельского образе, священномучениче Феодоре, Христа ради пострадавый даже до крови, Его же моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в православии до скончания века.
Кондак
глас 2
Восхвалим, верни, изрядного во святителех и славного в мученицех Феодора, православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием небес достиже и тамо тепле молит Христа Бога, спастися душам нашим.
Величание
Величаем тя, священномучениче Феодоре, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа во утверждении на Руси Православия претерпел еси.
Священномученик Корнут Никомидийский (Иконийский), епископ
Святой священномученик Корнут жил в окрестностях Никомидии, в селении Саталы (Сарсала, Сурсана). Он был ревностным исповедником имени Христова. Во время гонения на христиан послан был в ту страну Иконийский1 правитель Перенний. Когда многие христиане разбежались от его преследований в потаенные места, св. Корнут, уже достигший маститой старости, предстал пред ним сам. На вопрос правителя о том, кто он, престарелый святитель смело ответил; «я христианин» и начал открыто исповедовать, что Христос есть истинный Бог, Творец всего, и обличать идольскую лесть. Ему обвязали ноги тонкими бечевками и повлекли по городским улицам, причем из прорезанных бечевками ног ручьями текла кровь. Среди своих мучений священномученик благодарил Бога. Потом, после новых мук, он был усечен мечом2.
_______________________
Примечания
1 Икония – город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным городом Ликаонии, ныне – Кония, главный город Малоазийской турецкой области Карамания.
2 Мученическая кончина св. Корнута последовала в царствование римского императора Декия (249-251 гг.).
Икона Богородицы «Боянская» (Бояновская)
Икона была написана в 1991 году для местного ряда иконостаса обновляемой после 30-летнего запустения церкви Рождества Богородицы (с 1961 служила хранилищем для удобрений). Первое чудо – истечение слез – икона явила во время богослужения 18 декабря 1993 г. К окончанию службы слезы, наполнившие глаза Богоматери, достигли нижнего края иконы. Множество чудес, происходящих от этой иконы, в т. ч. исцелений от рака, были детально изучены и представлены в Синодальную комиссию. 4 октября 1994 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством митр. Киевского и всей Украины Владимира икона была признана чудотворной и получила название Боянской по месту, где явила свои чудеса. 28 декабря 1999 г. при церкви в честь Рождества Богородицы решением Свящ. Синода Украинской Православной Церкви был основан Боянский женский монастырь.
В настоящее время икона находится на своем первоначальном месте; она написана маслом на доске (55x77 см). Богородица представлена типом Одигитрия, Младенец Христос сидит на левой руке Богоматери, правой Она придерживает Его стопу. Богомладенец облачен в белый хитон и гиматий охристого цвета, правой рукой Он благословляет, левая возлежит на державе. Икона украшена серебряным окладом, изготовленным в 1994 г. мастерами художественно-производственного предприятия «Софрино» РПЦ, и многочисленными пожертвованиями богомольцев.
С 1995 г. за день до праздника иконе, 11/24 сентября, к ней совершается ежегодный крестный ход от Черновцов в с. Бояны (ок. 17 км), традиционно возглавляемый правящим архиереем. К 2003 г. у иконы побывало более 2 млн. паломников. Икона нередко вывозится для поклонения в различные храмы Украины. Акафист иконе был составлен в 1995 г. на румын. языке прот. Адрианом Акостакией и в 1997 г. на церковнославянском – архиеп. Онуфрием (Березовским).
На 2-м этаже одного из келейных корпусов монастыря в 1998 г. был освящен домовый храм в честь Боянской иконы, где на стене слева находится писанная маслом копия чудотворной иконы.
Молитва
О, Преблагословенная Владычице Богородице, милости и благосердия неисчерпаемая бездно и любве Божия присноживотный Источниче! Предстояще пред святою Твоею иконою, юже в земли нашей чудно явити благоволила еси, и созерцающе очами веры и смирения слезы милости Твоея, от чудотворнаго образа Твоего обильно источаемыя, яко раби непотребнии со умилением молим Тя: открый покаянием ко Господу помраченная сердца наша и сокрушенный дух наш паки созижди целомудрием; оживотвори любовию Божественнаго Сына Твоего вся наша помыслы, чувствия и начинания; страхом Господним укрепи расслабленную страстьми волю нашу; помози в терпении принести благословенныя плоды милосердия и братолюбия; да чистым сердцем и искреннею душею в любви Божией возрастающе, прочее время живота нашего в мире поживем, прославляюще в Троице Единаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое всемилостивое предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.