filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

10 (23) сентября 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Священномученик Николай Павлинов, пресвитер

Священномученик Николай Павлинов, пресвитер 1


Священномученик Николай родился 20 ноября 1881 года в селе Бологое Бологовской волости Великолуцкого уезда Псковской губернии в семье псаломщика. Окончил школу в Великих Луках и духовное училище. В 1899 году Николай Алексеевич был назначен псаломщиком ко храму в селе Бологое. В 1907 году он был переведен в Великие Луки. 24 мая 1911 года Николай Алексеевич был рукоположен во диакона к Троицкому храму. В 1921 году диакон Николай был переведен в храм Иоанна Предтечи в Твери.

Церковь Иоанна Предтечи - Тверь
(Церковь Иоанна Предтечи - Тверь)


В марте 1928 года митрополит Тверской Серафим (Александров) рукоположил диакона Николая в сан священника и назначил на должность настоятеля Богоявленского храма в селе Никитское недалеко от Твери. Этот приход был в то время захвачен обновленцами, и отца Николая направили сюда, поскольку он был известен священноначалию как непоколебимо придерживающийся православия. Приход присоединился к Патриаршей церкви, и отец Николай прослужил здесь полгода. Староста и псаломщик храма, сочувствовавшие обновленцам, были недовольны таким исходом дела и предпочли закрыть с помощью властей храм, после чего здание было отдано под школу.

15 сентября 1928 года отец Николай подал прошение за штат и стал странствовать. Несколько раз он приезжал в Москву и здесь останавливался при храмах у своих церковных знакомых. Питался он в это время подаянием. Приехав в начале марта 1930 года в Москву, он утром 8 марта пришел к дверям Мосторга на Рогожской заставе и стал просить милостыню. Через час к этому месту, где собрался народ, подошел милиционер. Он увидел, что среди толпы стоит священник и что-то говорит, но слов не было слышно. Подойдя ближе, милиционер спросил: «Что вы здесь делаете?» – «Прошу подаяния. Шествую из одного города в другой», – ответил отец Николай. Милиционер потребовал, чтобы священник проследовал за ним, и доставил его в 43-е отделение милиции, где он сам служил помощником начальника.

В тот же день священник был допрошен, подтвердив во время допроса, что он действительно живет милостыней. На следующий день помощник начальника оперотдела Грундманд отправил служебную записку в 6-е отделение секретного отдела ОГПУ, где писал, что священник задержан за нищенство и что вокруг него собиралась толпа. В это время отец Николай содержался при комендатуре ОГПУ. 10 марта его допросил следователь ОГПУ Савельев. Отвечая на вопросы, отец Николай сказал: «С 1928 года я являюсь странствующим священником, ходя по разным местностям города Москвы и окрестностей, собирал милостыню. 8 марта, когда я стоял и собирал милостыню около магазина у Рогожской заставы, ко мне подошел милиционер и отправил в отделение милиции, где я и был арестован. Больше добавить ничего не могу».

20 марта следствие было закончено, и обвинение гласило: «Бродяжничая и собирая милостыню, вел агитацию о гонении на духовенство». 23 марта 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Николая к трем годам ссылки в Северный край. На следующий день после приговора он был переведен в Бутырскую тюрьму, откуда с очередным этапом отправлен на север.

Священномученик Николай Павлинов, пресвитер 2
(Священномученик Николай Павлинов в тюрьме ,фото из дела)


По окончании срока ссылки отец Николай приехал в Тверь, и архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) назначил его настоятелем в храм в селе Березино Тургиновского района Тверской области. Здесь отец Николай служил до 1937 года. 10 августа этого года он был арестован и заключен в тюрьму в Твери.
Лжесвидетели – председатель и секретарь сельсовета, допрошенные 21 августа, показали, что священник будто бы поддерживал фашистский режим в Германии, занимался антисоветской и контрреволюционной деятельностью и под видом церковного служения запугивал население загробной жизнью и тем самым заставлял его бороться против советской власти. Священник говорил: «Братья-мужики, боритесь против антихристов-коммунистов. Они направляют вас к тому, чтобы все на том свете переживали страшные муки. Помните, братья, что без святой Церкви нет действительной жизни. Церковь – это то святое место, где вы можете получить облегчение души, православная вера должна направлять вас на истинный путь. Молитесь Богу, и Он вам поможет».

В тот же день был допрошен сам священник.

– Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Признаете себя виновным? – спросил следователь.
– Только в том, что среди колхозников проводил антисоветскую агитацию, чтобы в религиозные праздники колхозники не работали, – ответил священник.
– Вы лжете. Следствие требует от вас правдивых показаний.
– Больше никакой антисоветской и контрреволюционной деятельности среди населения я не проводил.
– Расскажите, обвиняемый Павлинов, о вашем контрреволюционном выступлении в селе Березино.
– Примерно в начале 1937 года в селе Березино во время проработки вопроса о выборах в советы я выступил с тем, что в советы нужно выбирать людей религиозных, чтобы укрепить Церковь, этим самым уничтожить безбожную советскую власть.
– Что еще вы можете показать о своих контрреволюционных действиях?
– Больше показать ничего не могу,
– ответил священник.

Священномученик Николай Павлинов, пресвитер 3

На этом допросы были закончены. 10 сентября тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Павлинов был расстрелян 23 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на окраине Твери.

Реабилитирован в 1989 г. Канонизирован как священномученик Русской Православной Церкви в 2001 году.


Преподобномученик Мелетий (Федюнев), иеромонах

Преподобномученик Мелетий (Федюнев), иеромонах


Преподобномученик Мелетий – в миру Михаил Михайлович Федюнев – родился в 1871 году в селе Занулье Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне Коми, Прилузский район). Он стал иеромонахом в Троице-Стефановском мужском монастыре (село Ульяново Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии). Летом 1918 года у монастыря было "изъято" 400 пудов "хлебных излишков", а осенью монастырь был закрыт. За сентябрь и октябрь 1918 года имущество и продовольствие монастыря было разграблено ("конфисковано") красными отрядами, на месте монастыря был образован совхоз, но иеромонах Мелетий и другие монахи продолжали проживать на прежнем месте.

18 сентября 1919 отец Мелетий был арестован Северо-Двинским ГубЧК вместе с игуменом Амвросием (Морозовым) и еще четырьмя монахами. Им было припомнено и инкриминировано «сокрытие» 500 пудов хлеба. Арестованные были отправлены в Северо-Двинский концлагерь, но вскоре Ульяновские монахи были освобождены под письменное обязательство выехать в город Лальск и проживать там до окончания следствия.
В ноябре 1919 года территория Ульяновского Троице-Стефановского монастыря была занята белыми. Выпущенные на свободу до окончания следствия монахи в это время находились на территории Велико-Устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря, где вскоре, 17 ноября, были вновь арестованы. Был вынесен приговор: заключение в концлагерь до конца гражданской войны. По одним данным иеромонах Мелетий и все арестованные по делу монахи были освобождены через короткое время, по другим данным - только в мае 1920 года.

После освобождения батюшка поселился в селе Кужба Усть-Куломского уезда Коми АО. Известно, что он совершал в селе все необходимые требы, но в храме не служил. В 1929 году отца Мелетия снова арестовывают. Обвинение при аресте "незаконные операции с валютой, сокрытие церковных ценностей" было настолько нелепо, что к суду он так и не был привлечен. В 1932 году дело о «сокрытии церковных ценностей» было возобновлено, но до суда дело опять не дошло. В последний раз отца Мелетия арестовали 2 сентября 1937 года. 21 сентября тройка при УНКВД Коми АССР приговорила иеромонаха Мелетия (Федюнева) к высшей мере наказания, а 23 сентября он был расстрелян.

Священный Синод Определением от 06.10.2001 г. причислил иеромонаха Мелетия (Федюнева) к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.


Священномученик Иоанн Софронов, пресвитер


Священномученик Иоанн родился 1 января 1875 года в селе Павловском Тверской губернии в семье крестьянина Василия Софронова. Был призван в армию, где служил писарем в полковой канцелярии. Окончил годичные курсы при Духовной семинарии. До революции крестьянствовал, а когда пришло время гонений, изъявил желание послужить Церкви и был рукоположен в сан священника. Как почти все духовенство, он был в 1931 году арестован за невыполнение хозяйственных обязательств, наложенных на него государством, и приговорен к одному году исправительно-трудового лагеря.

В храме села Волоскова о.Иоанн стал служить в 1936 году. 26 июля сотрудник НКВД допросил представителей местных властей, считая, что те дадут показания, порочащие священника. Был допрошен председатель сельсовета, который сказал: "Священник Софронов в религиозные праздники, особенно в горячие дни, стал дольше служить обедни. 21 июля сего года на религиозный праздник "Казанскую" он во время служения призывал верующих к сбору средств на ремонт церкви.
23 июля сего года, когда я его пригласил в сельсовет для уплаты налога в сумме 1220 рублей, он платить отказывался и говорил, что платить не будет, а потом заявил: "Эх, Русь, до чего же ты дожила!"
Религиозная работа сейчас заметно сказывается на состоянии колхоза "Серп и молот" села Волоскова. Благодаря проведенной священником Софроновым религиозной работе праздник "Казанскую" колхозники справляли три дня...
"

Церковь Воздвижения Креста Господня - Волосково - Рамешковский район - Тверская область, не действует
(Церковь Воздвижения Креста Господня - Волосково - Рамешковский район - Тверская область, не действует)

Допросили председателя названного колхоза, он показал: "Я знаю, что староста (бывшая) производила денежные сборы и хлеба среди колхозников и единоличников села Волоскова и всего прихода. Это было в 1936 году. Собранные деньги и хлеб употреблялись на ремонт церкви (красили крышу). Священник Софронов в воскресные дни всегда службу проводит с затяжкой, то есть до двух часов дня, в результате такого явления колхозники верующие, приходя из церкви, выходят на работу часа в четыре вечера, а некоторые и совсем не выходят..."

Этих показаний было в то время достаточно, чтобы арестовать священника, и 29 июля о. Иоанн был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Допросы начались сразу же после ареста.

– Обвиняемый Софронов, вы обвиняетесь по статье пятьдесят восемь пункт десять. Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю, потому что я против каких бы то ни было мероприятий партии и советской власти подрывной работы не проводил.
– Вы следствию лжете, следствию известно о том, что вы проводили контрреволюционную деятельность и подрывную работу среди членов колхоза Волосковского сельсовета. Признаете ли себя виновным в этом?
– Я себя виновным в контрреволюционной деятельности не признаю.
– Следствию известно, что вы собирали в селе Волосково единоличников и давали задание по сбору средств от населения, в то же время вели агитацию с ними же, чтобы не вступали в колхоз, так как жизнь колхозная ведет к обнищанию и гибели. Подтверждаете ли вы это?
– Виновным себя в этом отношении не признаю.


На этом допрос был прерван – по слабому ли состоянию здоровья шестидесятидвухлетнего священника или потому, что следователь применил к нему пытки, – неизвестно; возобновился допрос в тот же день позже.

– Обвиняемый Софронов, вы следствию давали в предыдущем допросе ложные показания; следствию известно о проведении вами контрреволюционной деятельности, а поэтому требуем от вас показаний.
– То, что было показано в предыдущем допросе, иного сказать в свое оправдание ничего не могу. Контрреволюционной деятельности никогда не проводил и виновным себя не признаю.
– Вы следствию даете ложные показания, следствию известно, что вы в июне 1937 года среди членов колхоза села Волоскова проводили контрреволюционную агитацию, направленную к развалу колхоза, заявляя: "Зачем вы, православные, работаете в колхозе, все равно ничего не получите, все государство у вас отберет, кто не работает в колхозе, тот живет лучше". Подтверждаете ли вы это?
– Такого случая агитации среди членов колхоза с моей стороны никогда не было. Себя виновным в этом не признаю.


20 сентября Тройка НКВД приговорила о. Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Софронов был расстрелян 23 сентября 1937 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Священномученик Василий Малинин, пресвитер

Священномученик Василий Малинин, пресвитер


По преданию, Малинины происходят из рода боярина Сороки из Переславля-Залесского. В ХVIII веке они служили священниками в Калязинском уезде Тверской губернии. Первый, о ком известно, был иерей Петр. Его сын, Афанасий, был священником на том же приходе. Затем приход принял Михаил Афанасьевич. В 1820 году у него родился сын Василий. Когда ему исполнилось шесть лет, о. Михаил повез его в школу. Дни стояли морозные, ехать пришлось долго, и лицо мальчика стало красным от мороза. Когда учитель спросил, как его зовут, он назвался Сорокиным. "Ну какая же ты сорока, – сказал учитель, – сорока белая, а ты – малиновый". Учитель был большим оригиналом и записал его Малининым. Это был дед священника Василия Малинина.

Священномученик Василий родился 26 марта 1898 года в селе Васьянском Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника Василия Малинина. Первоначальное образование он получил в Кашинском духовном училище, затем поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1918 году.
Сознательно выбрав путь священства, который был в то время путем исповедническим, Василий Васильевич в 1921 году был рукоположен в сан иерея ко храму в селе Конаково Тверской губернии. У него не было ни земли, ни большого хозяйства, все имущество священника и его семьи составляли дом, два козленка и семь кур.
В 1932 году о. Василий был арестован по указу от 7 августа 1932 года, обвинен в краже колхозной соломы и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря. Дома осталась семья – супруга Антонина Александровна и трое детей, семи, шести и двух лет. Два года проработал священник на каторге в лагере и в 1934 году был досрочно освобожден.

Отец Василий вернулся в тот же храм села Конаково, где, к радости прихожан, возобновились богослужения. В мае 1934 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий наградил о. Василия наперсным крестом, и вскоре по распоряжению епископа Бежецкого Григория (Козырева) он был назначен благочинным. Однако это было время, когда повсюду арестовывали священников, храмы оставались без пастырей, число храмов в благочинии сокращалось, и о. Василий в апреле 1936 года направил прошение епископу Григорию с просьбой освободить его от обязанностей благочинного, которая и была удовлетворена.
Местные власти не переставали преследовать пастыря. В марте 1937 года они потребовали, чтобы священник заплатил пятьсот рублей в качестве налога, в противном случае он будет арестован, а церковь закрыта. За богослужением священник обратился к прихожанам, сказав, что власти требуют от него уплаты налога, и попросил их собрать деньги и заплатить налог. "В противном случае, – сказал о. Василий, – я буду вынужден уйти с вашего прихода, и тогда храм будет закрыт". Тут же в храме было решено собрать нужную сумму, для чего уполномочили одну из женщин отправиться по домам прихожан. Деньги были собраны, и служба в храме продолжалась.

Отец Василий за каждым богослужением говорил проповеди, тщательно и подробно растолковывая слово Божие. Он обходил дома своих прихожан, служа молебны и панихиды, соборуя и причащая, особенно это необходимо было для тех, кто жил в дальних деревнях прихода и по болезни или старческой немощи не мог прийти в храм.
Летом 1937 года власти решили арестовать священника. По соседству с приходом о. Василия был обновленческий храм, и власти, как это делалось с 1922 года, пригласили обновленческого священника свидетельствовать против православного пастыря. Был вызван и псаломщик обновленческого прихода.

5 августа 1937 года о. Василий был арестован. На следующий день был вызван для допроса секретарь сельсовета. Он показал: "Священник Малинин настроен антисоветски. Вокруг себя группирует антисоветский элемент... Колхоз "Верный путь" все время из года в год находится в прорывах. Под влиянием в лучшем случае скрытой, а временами открытой антисоветской деятельности церковников – священника Малинина, церковной старосты Пархаевой – в период сеноуборки в 1937 году из семидесяти человек трудоспособных колхозников на работу не выходило до тридцати человек колхозников, чем срывалась сеноуборка, которая не закончена и сейчас. Священник Малинин без разрешения сельсовета систематически в 1937 году ходил по квартирам колхозников своего прихода собирать деньги, хлеб и молоко. Причем ходит в квартиры не только колхозников верующих и посещающих церковь, а и ко всем без разбора, где, без всякого сомнения, ведет антисоветскую агитацию, пропагандируя свои взгляды..."

Снова был вызван священник обновленческого храма, который показал: "Малинин группирует социально чуждый элемент … через кого проводит разложение трудовой дисциплины в колхозах, направленное на развал колхозов. В своем доме по религиозным праздникам собирает в прошлом зажиточных крестьян, с которыми ведет беседы по вопросам жизни, сравнивая жизнь настоящего времени с дореволюционным временем, восхваляя жизнь при царском правительстве, порицая жизнь настоящего времени. Малинин является тихоновцем. Реакционно настроен к советской власти".

8 августа следователь допросил священника.

– Назовите свои связи по месту вашей работы.
– Близко знакомыми мне являются: Архангельская Мария Васильевна из деревни Шубино, жена священника, муж ее семь лет тому назад осужден на пять лет лишения свободы, из области отправлен в другую местность для отбывания наказания, откуда обратно не вернулся; Пархаева Александра Антоновна, церковная староста; Пархаев Арсений Иванович, муж Пархаевой; Архипов Иван Алексеевич из деревни Крюково, бывший церковный староста, умер зимой 1937 года; Калинин Василий Григорьевич, в прошлом торговец; Хохлов Дмитрий Михайлович, кум, колхозник, в прошлом крестьянин-середняк. У некоторых я бывал в доме в гостях, и они бывали у меня в доме.
– На какой почве вы завязали с ними связи?
– Эти лица в религиозные праздники приглашали меня к себе в дом с молебном, а кто с панихидой. После службы, как более зажиточная часть, делали приглашение покушать, я на это соглашался, на почве чего у меня с ними и завязано знакомство.
– В царской армии служили?
– Я Духовную семинарию закончил в 1918 году; будучи учащимся, пользовался отсрочкой и в старой армии не служил.
– Следствие располагает данными, что вы служили в армии на командной должности в чине офицера. Скажите, в какой это армии, в белой или царской армии, вы служили?
– Ни в той, ни в другой армиях не служил.
– Следствие располагает данными, что вы в период гражданской войны служили в белой армии. Подтверждаете вы это?
– Нет, не подтверждаю.
– Являясь священнослужителем, по квартирам колхозников ходили вы с какой целью?
– По квартирам колхозников я ходил с целью получения за требы денег, хлеба, молока и других продуктов, считая это вполне заработанным. Кроме этого, на квартиры колхозников я ходил причащать больных, соборовать, крестить детей и отпевать умерших.
– Следствие располагает данными, что во время посещения вами квартир колхозников, вы вели с ними беседы. Расскажите, на какую тему они велись?
– Беседы велись чисто по хозяйственным вопросам, я спрашивал, как они живут, сколько трудодней заработали, и так далее.
– Скажите, в церкви проповеди вы читали? И на какую тему?
– Читал на тему Евангелия.
– Скажите, посещения квартир колхозников вы проводили с разрешения местной власти и кто персонально вам разрешал это делать?
– Ходил по своему усмотрению, разрешения ни у кого не брал.
– Следствие располагает данными, что в вашем доме собирались лица, с которыми вы вели беседы по вопросам жизни, сравнивали жизнь настоящего времени с дореволюционным периодом. Подтверждаете вы это?
– Да, подтверждаю, посещения моего дома колхозниками были, разговоры на эту тему велись.
– Следствие располагает данными, что при ведении таких разговоров с колхозниками вы восхваляли жизнь при царе и порицали жизнь настоящего времени. Подтверждаете это?
– Нет, не подтверждаю, наоборот, ряд колхозников высказывали недовольство тем, что они мало получили на свои трудодни; в этих случаях я спрашивал их о количестве выработанных ими трудодней и говорил им, кто больше имеет трудодней, тот больше получает на них.
– Следствие располагает данными, что во время посещения вами квартир колхозников, вы среди последних проводили антисоветскую противоколхозную агитацию. Подтверждаете вы это?
– Этого я никогда не делал.
– Скажите, кто именно из колхозников высказывал недовольство на малые заработки на трудодни?
– Фамилии я их сейчас назвать не могу, не помню.
– Как вы смотрите на новый проект конституции СССР?
– С положительной стороны.
– Следствие располагает данными, что в июне сего года, в праздник Анны Кашинской, вы и священник Колпецкий высказывались против новой конституции, вернее, проекта новой конституции СССР. Подтверждаете вы это?
– Нет, этого не было. Священника Колпецкого я не знаю.
– Вы обвиняетесь в том, что, будучи священником, группировали вокруг себя социально чуждый элемент, через который вели антисоветскую работу на развал колхозов. Лично сами ходили по квартирам колхозников, среди которых вели антисоветскую, противоколхозную агитацию, высказывались против проекта новой конституции СССР. Признаете себя виновным в этом?
– Виновным себя в вышеуказанном обвинении не признаю. Пусть докажут это свидетели.


На этом допрос был окончен, и сколько потом ни пытались следователи заставить мужественного священника оговорить себя, все было безуспешно.
20 сентября Тройка НКВД приговорила о. Василия к расстрелу. Священник Василий Малинин был расстрелян 23 сентября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Священномученик Василий Максимов, пресвитер


Священномученик Василий Максимов, пресвитер 1


Священномученик Василий родился 28 января 1887 года в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Никиты Максимова. Семья жила бедно, а кроме того, Никита тяжело заболел и ослеп. Василий рос мальчиком благочестивым и послушным, и местный священник благословил его прислуживать в алтаре. Однажды в престольный праздник службу в храме совершал приезжий архиерей; ему понравился благочестивый, одаренный музыкальными способностями мальчик, и он взял его с собой к месту своего служения в Шадринск и определил в духовное училище. Василию было тогда четырнадцать лет.
В Шадринске он познакомился со своей будущей женой Юлией, которая училась в то время в музыкальном училище. Ее отец, священник Александр Конев, служил в храме на станции Мысовая Иркутской губернии.

В 1914 году Василий Никитич был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Шадринска, затем переведен в храм в городе Петропавловске. В 1923 году отец Василий переехал в Москву и был назначен в храм великомученика Никиты в селе Кабаново Орехово-Зуевского уезда Московской губернии. За безупречное и ревностное служение Церкви отец Василий был возведен в сан протоиерея и впоследствии награжден митрой и назначен благочинным.
В Кабанове было несколько домов, принадлежащих церкви: дома священника и диакона, церковноприходская школа и небольшая сторожка, где жила благочестивая девица Евфимия Вишнякова со своим отцом-сторожем. К ним в комнату была протянута веревка с колокольни, чтобы в случае проникновения в храм воров сторож мог звонить в колокол. Из церковных зданий к 1923 году за церковью остались только дом священника и сторожка.

Протоиерей Василий поселился с семьей в большом священническом доме. Служил отец Василий часто; за каждой службой он говорил проповеди, к которым всегда накануне тщательно готовился, пользуясь своей большой библиотекой. Отец Василий знал, что его проповеди достигают сердца прихожан и посему не нравятся гражданским властям, но он считал просвещение паствы своим неотъемлемым долгом. Народ понимал, что священник находится в опасном положении, и ценил, что он не устает проповедовать истины Христовы. Прихожане доверяли своему батюшке и знали, что в это трудное время они не одиноки и не оставлены и всегда могут обратиться к нему за помощью и поддержкой. И он в свою очередь старался всецело служить церковному народу и по каждой просьбе шел соборовать и причащать тех, кто не мог прийти в храм.

В 1927 году священника постигло несчастье – 10 июня скончалась его жена Юлия, которой исполнилось всего лишь тридцать два года. Отец Василий остался с тремя детьми – дочерьми Марией и Ниной десяти и четырех лет и сыном Николаем, которому не исполнилось и двух лет. Для отца Василия это явилось тяжелым испытанием, потому что с женой они жили душа в душу и она была ему первым помощником. Первое время после смерти жены он не мог спать и, бывало, как только дети засыпали, шел на могилу жены и подолгу молился. Случалось, проснутся дети, а отца нет, он на могиле матери. Эти переживания тяжело сказались впоследствии на здоровье священника.
В конце двадцатых годов в селе случился пожар, сгорело сразу несколько домов. Отец Василий уступил большой церковный дом семьям погорельцев, а сам перешел в небольшой домик на окраине села, хозяева которого пригласили к себе священника с детьми. Впоследствии он перешел жить в церковную сторожку, где на одной половине жила Евфимия с отцом, а на другой поселился отец Василий с детьми. Евфимия взяла на себя попечение о детях и старалась заменить им мать.


Труды и переживания медленно подтачивали здоровье священника. В 1935 году отец Василий выехал по церковным делам в Москву с двумя прихожанами, алтарниками Василием и Николаем, которые много помогали ему в работах по храму. Все они остановились у его дочери Марии, которая жила в то время в Москве недалеко от Даниловского кладбища. Здесь у отца Василия открылось кровохарканье, и стало ясно, что состояние его здоровья скоро может стать критическим. Он отправился в больницу, и ему сказали, что у него туберкулезный процесс в легких и ему нужно немедленно лечиться. Врачи объяснили, что нужно делать, и священник уехал домой. Надежды на то, что каверны зарубцуются и он вылечится, было немного.

Отца Василия спасла любовь прихожан. Как только они узнали, что священник тяжело болен, его завалили продуктами, в селе даже установилась очередь – кому какие продукты нести, прихожане снабжали его всем необходимым, только бы отец Василий выздоровел. Благодаря ли этим продуктам, поддержавшим физические силы священника, или благодаря той любви, которая обнаружилась у прихожан к своему батюшке, – он исцелился от туберкулеза совершенно.
Наступил 1937 год. Отовсюду стали приходить известия об арестах священников и мирян. Нависла угроза ареста и над протоиереем Василием. Власти не раз предлагали священнику уйти из храма и, зная, что у него красивый и сильный голос, предлагали ему устроиться артистом в театре, но отец Василий отверг эти предложения как нелепые. Он стал готовиться к аресту и сжег самое дорогое для него – дневник своей покойной жены.

Глубокой ночью с 22 на 23 августа 1937 года в дверь той половины сторожки, где жила семья священника, постучали. Отец Василий открыл. В дом вошли сотрудники НКВД и велели священнику собираться и следовать за ними. Дети проснулись. Отец Василий стал собираться. Обыска не устраивали.
Выйдя вместе со священником из дома, один из сотрудников НКВД закрыл входную дверь на палку, чтобы дети не могли выйти вслед за отцом. Машина стояла далеко от дома, и к ней надо было идти. Прежде чем уходить, отец Василий попросил разрешения пройти на могилу жены и помолиться. Ему разрешили. Он помолился и направился к машине.

За всем происходящим наблюдала из своей половины Евфимия; как только она увидела, что все ушли, тут же прошла на другую половину к детям и начала их успокаивать и утешать. Впрочем, они были слишком малы, чтобы понять, что их любящий отец ушел от них навсегда. С этого времени Евфимия взяла на себя попечение и заботу о детях.
Протоиерея Василия заключили в тюрьму в Орехово-Зуеве, и здесь в первый раз он был допрошен.

Несмотря на то, что отец Василий не признал себя виновным, в обвинительном заключении, составленном следователем 10 сентября, были воспроизведены все показания лжесвидетелей.

В тюрьму в Орехово-Зуево поехала Евфимия. Ей удалось передать священнику вещи и записку, на оборотной стороне которой он написал: «Дорогие мои и милые! Обо мне не беспокойтесь. Я здоров. Все в порядке. Дело еще не окончено. Учитесь хорошенько. Кто назначен на мое место или нет? Живите тут, никуда не уходите. Евфимии спасибо. Пошлите черную рубаху верхнюю и белую. Целую всех. Благословляю. Бог да хранит вас. 12 сентября 1937 года».

Вскоре после этого отца Василия перевезли в тюрьму в Москву. 20 сентября следователь коротко допросил священника.

– Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.


Священномученик Василий Максимов, пресвитер 2

22 сентября тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Максимов был расстрелян 23 сентября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Тропарь
глас 4
Пастырю добрый и кроткий,/ Церкве Христовы верный служителю,/ паству твою словом жизни питая,/ лютых мучений не убоялся еси, смерть за Христа претерпевый,/ венца нетленнаго сподобился еси,/ священномучениче Василие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак
глас 2
Восхвалим, вернии, / изряднаго во священницех / и славнаго в мученицех Василия, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.


Святители Петр и Павел, епископы Никейские

Святители Петр и Павел были епископами в Никее. Святой Петр защищал православную веру против иконоборцев при царе Льве Исаврянине (813 - 820) и претерпел за это страдания. Он скончался не ранее 823 года. Известны четыре письма святого Феодора Студита к святителю Петру, написанные в 816 - 823 гг.

О житии Павла, епископа Никейского, сведений не сохранилось. В первый раз его имя встречается в так называемом "Петровом" греческом Прологе XI века.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments