filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

10 (23) сентября 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 16-я по Пятидесятнице. Суббота перед Воздвижением.

Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311); Собор Липецких святых.

Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV); прп. Иоасафа Каменского (в миру кн. Андрея Вологодского), чудотворца Спасокубенского (1453); Апп. от 70-ти апп. от 70-ти Апеллия (Апеллеса), Лукия (Луки) и Климента (I); мч. Варипсава (II); блгв. Пульхерии царицы Греческой (453); свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX); свт. Сальвия, еп. Альбийского (584; Галл.); св. Теодарда Маастрихтского (668; Нидерл.); прп. Финиана Ольстерского, игум. (579; Кельт. и Брит.).

Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Николая Павлинова, Палладия Попова, пресвитеров, прмчч. Гавриила (Яцика), архимандрита, Мелетия (Федюнева), иеромонаха, сщмч. Петра Юркова, пресвитера, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара (Шмарина), епископа Липецкого (1938).


Святые дня, молите Бога о нас!



Преподобный Иоасаф Спасокубенский (в миру Андрей Вологодский)

прп_Иоасаф_Спасокубенский


Преподобный Иоасаф происходил из княжеского рода. Родители его — владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1299; память 19 сентября/2 октября) и княгиня Мария. Удел князя Димитрия, небольшой и очень богатый, Заозерье находился на северо-восточном берегу Кубенского озера, близ устья реки Кубины, впадающей в озеро.

Столица Заозерского княжества представляла собою усадьбу князя на левом берегу Кубины с церковью во имя св. вмч. Димитрия Солунского, которую построил вероятно сам князь Димитрий Васильевич в честь своего небесного покровителя, да деревню Чирково, которая была приходом при этом храме. Несколько деревень составляли весь удел заозерского князя. И князь, и княгиня были очень благочестивы. Особенно почитали они иноческий чин. Обладая небольшими средствами, они тратили их на устройство монастырей. В соседстве с их княжеством на небольшом островке Кубенского озера стоял древний Спасо-Каменный монастырь. Когда из этого монастыря вышли два основателя новых обителей в окрестностях Кубенского озера — преподобные Дионисий Глушицкий (память 1/14 июня) и Александр Куштский (память 9/22 июня), князь Димитрий и его супруга содействовали и помогали подвижникам в устроении их пустынных обителей. К прп. Дионисию на реку Глушицу князь послал плотников и обильную милостыню, пожертвовал монастырю села и деревни. Княгиня Мария также благотворила прп. Александру, жертвовала в храм монастыря иконы и книги, братии посылала припасы, а по кончине князя Димитрия дала обители деревню на помин его души.

У князя Димитрия Васильевича было три сына — Симеон, Феодор, Андрей — и одна дочь — София. Княжич Андрей, в иночестве Иоасаф, был самым младшим в семье. Когда он родился, точно не известно.
В 1429 г. князь Димитрий Васильевич Заозерский был убит в Ярославле казанскими татарами во время их набега на приволжские города. Княжич Андрей был в то время, вероятно, грудным ребенком. Благочестивая мать его княгиня Мария занялась воспитанием своих детей. Семи лет Андрея начали обучать грамоте. Учился он охотно, с любовью погружался в глубину Божественных Писаний, как дорогой бисер собирал богооткровенные слова Писания и слагал в своем младенческом сердце. Первых детей своих княгиня Мария успела устроить. Старший ее сын Симеон был женат, дочь София Димитриевна выдана замуж за князя звенигородского Димитрия Шемяку. Феодор же и Андрей женаты не были.

Но вскоре благочестивая княгиня скончалась. Впавши в недуг, она послала к прп. Александру Куштскому просить его молитв о выздоровлении. Но преподобный сказал, что княгиня скончается от этой болезни, и советовал ей по-христиански приготовится к смерти. По смерти матери князь Андрей остался круглым сиротой. Тогда над осиротелой семьей князя заозерского стряслась новая беда. Муж Софии Димитриевны князь Димитрий Георгиевич Шемяка затеял усобицу с великим князем московским Василием Васильевичем Темным. Когда московский князь, ослепленный Шемякой, вернул себе великокняжеский стол, он отдал княжество Заозерское двум князьям — Михаилу Андреевичу верейскому и Ивану Андреевичу можайскому. Таким образом дети заозерского князя лишились своего удела и перестали быть владетельными князьями.

Раннее сиротство, лишение, хотя и небольшое, княжеского удела, благочестивое воспитание в особенном почтении к иноческому званию — все это привело богобоязненного юношу князя Андрея Димитриевича к сознанию тленности и временности всего земного — всего того, к чему стремятся, чего ищут, чем живут мирские люди. Соседний Каменный монастырь на уединенном маленьком острове Кубенского озера показался юноше-князю тихой пристанью, в которой он мог отдохнуть от суеты, невзгод и обид мирской жизни. И вот, имея за 20 лет от роду, князь Андрей приходит в монастырь (в 1452 г.) и просит игумена Кассиана удостоить его иноческого образа. Но игумен был не рад приходу молодого князя. Его просьба о принятии в монастырь привела игумена в страх и трепет, потому что он боялся гнева великого князя московского, неприязненно относившегося к князьям заозерским, родственникам Шемяки. Однако усиленные моления князя Андрея склонили Кассиана на согласие. Он изобразил князю всю скудость монастырского жития, всю трудность иноческого подвига; лишь когда эти речи не разубедили князя в его намерении, игумен постриг его в монашество и нарек Иоасафом, вероятно, в честь св. Иоасафа царевича, который также происходил из владетельного рода и оставил мир ради Христа, — почему впоследствии и преподобный Иоасаф в Спасо-Каменном монастыре именовался «Иоасафом-царевичем». Новопостриженного инока игумен передал в послушание и для руководства в монашеской жизни опытному старцу Григорию.

Спасо_Каменный_монастырь_Фото начала XX века
(Спасо-Каменный монастырь до разрушения, фото начала XX века)


Прп. Иоасаф отличался полным послушанием не только игумену и своему старцу, но и прочим братиям, смирением сердца, постничеством, душевным умилением, усердием в молитве келейной и благоговейным стоянием в церкви во время богослужения; любил читать книги, особенно о житиях преподобных отцов. Преподобный преуспевал в добродетелях: был украшен благою кротостью и разумною простотою. Он оставил всякую печаль о земном, об одном только заботясь — об угождении Богу. С братией он встречался лишь на молитве. Все в монастыре удивлялись его добродетелям. Местом своих подвигов прп. Иоасаф был очень доволен. Спасо-Каменный монастырь стоит на острове Кубенского озера и водою, как стенами, огражден от соблазнов и печалей мира. Святой радовался такому местоположению обители и восклицал: «Се покой! Зде вселюся».

Не довольствуясь обычными иноческими подвигами, преподобный решил жить в безмолвии, то есть затворился в своей келлии, так что не видел лица человеческого и не вел бесед с людьми. Мысль его непрестанно устремлена была теперь к горнему. Став на молитву, он, как на крыльях, возносился духом своим на небо и сподобился предвкушения райского блаженства. В последнее время своей жизни преподобный достиг крайней степени поста и воздержания: по воскресным дням он причащался Святых Христовых Таин и после постился целую седмицу.

От великого воздержания и трудов прп. Иоасаф, еще юный подвижник, изнемог телесными силами и впал в болезнь. Благодаря Бога за посланную болезнь, терпеливо переносил он ее и, чуждаясь общения с людьми, пребывал в молитве и богомыслии.

На смертном одре своем преподобный продолжил увещевать и утешать скорбящих об нем иноков, наставлял их избегать всяких споров и несогласий. Приходившие к нему монахи целовали его со слезами и просили у него последнего благословения, и святой сам всех лобызал и у всех просил благословения и молитв. Наступило 10 сентября — день кончины преподобного. Когда братия собрались к нему, он велел начать правило и по совершении его встал с постели, взял кадильницу с фимиамом и велел игумену покадить святые иконы и всю братию. Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери, изливая в ней свои прошения не о себе только, но и о всей обители, в которой подвизался добрым подвигом, о ее духовном процветании. По окончании молитвы преподобный опять возлег на одр и молился о своем исхождении, нимало не печалясь, а более радуясь в надежде на будущее блаженство, и с молитвой на устах тихо скончался. Лицо его было светло, как будто он не умер, но уснул. Игумен и вся братия скорбели и рыдали. Положив святое тело подвижника на одр, они понесли его на своих главах в церковь, совершили надгробное пение и погребли его в Успенской (тогда еще деревянной) церкви, на правой стороне. Пять лет подвизался преподобный в Спасо-Каменном монастыре. Он пришел в обитель в 1452 г., следовательно, кончина его последовала в 1457 г.

Вскоре по преставлении прп. Иоасафа начались чудеса при его гробе. Уже из первых богомольцев, стекавшихся в обитель по преставлении преподобного, многие больные выздоровели. Исцеления неоскудно изливались и после. Особенно много больных лихорадкой получили здесь исцеление. Местное празднование прп. Иоасафу установлено было вскоре после его кончины.

Закрыт был Спасо-Каменный монастырь в июне 1925 года. Настоятелю, иеромонаху Анатолию и пяти монахам было приказано в ближайшее время найти другое место жительства. Жилые помещения передали для устройства колонии для малолетних преступников.
В июле детей привезли на остров. А в сентябре в монастыре возник пожар. Выгорели братско-настоятельский корпус, трапезная и колокольня. Рухнули перекрытия, обвалились своды и стены. На Преображенском соборе сгорела кровля. Из пяти глав сохранилась только одна. В итоге колонию перевели в другое место.

В 1937 г. был взорван Спасо-Преображенский собор. Стены храма разломились на крупные фрагменты: кирпич, из которого они были сложены - ручной работы, и разобрать кладку невозможно.

Спасо_Каменный_монастырь_руины
(руины Спасо-Каменного монастыря)


Потом на острове организовали пункт по приему и переработке рыбы, а в 1960-х годах отсюда вывезли несколько барж бутового камня, который служил для укрепления берегов.

В 1998 году на южной стороне острова возвели часовню во имя всех вологодских святых. На острове сохранилась Успенская церковь-колокольня, каменная монастырская гостиница и руины Спасо-Преображенского храма.

Спасо_Каменный_монастырь_восстанавливается
(Спасо-Каменный монастырь, восстанавливается)


В наши дни обитель восстанавливается. Ниже фото, сделанное в мае 2016 года:

Спасо-Каменный Преображенский монастырь - Каменный, остров - Усть-Кубинский район - Вологодская область, фото май 2016 (автор Евгений Шелковников)
(Спасо-Каменный Преображенский монастырь - Каменный, остров - Усть-Кубинский район - Вологодская область, фото май 2016 (автор Евгений Шелковников))


Сейчас мощи преподобного Иоасафа почивают в Вологде, в Кафедральном соборе.

Кафедральный_Собор_Рождества_Пресвятой_Богородицы_Вологда
(Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, Вологда)

Тропарь Иоасафу Каменскому, Спасокубенскому, Вологодскому чудотворцу

Яко древо насажденно при водах воздержания, / струями слез твоих напаяемь, преподобне отче Иоасафе, / сеяв бо слезами, в радости жнеши добродетельныя рукояти. / Тем Великий Мздовоздаятель в житницах Небесных тя сокровище положи, / но поминай чтущих любовию пресветлую память твою, / моли Святую Троицу, преподобне Иоасафе, / спастися душам нашим.

Кондак
глас 4
Явися велие солнце Христове Церкви, / просвещая тех житием своим, всечестне, / яко черпалом златым от кладезя неископаннаго, / чудеса почерпл еси от Источника неистощимаго, / на успение свое пришел еси, всеблаженне Иоасафе, / ныне всем даеши грехов прощение.



Мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора

мцц_Минодора_Митродора_НИмфодора


Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора (305 - 311), родные сестры, происходили из Вифинии (Малая Азия). Отличаясь особым благочестием, сестры-христианки пожелали хранить девственную жизнь и не соприкасаться с миром. Они избрали себе уединенное место в пустыне и проводили свою жизнь в подвигах поста и молитвы. Слава о святой жизни девиц скоро распространилась, так как по их молитвам стали совершаться исцеления больных. Вифинской областью управлял в то время правитель по имени Фронтон, который приказал схватить сестер и привести к нему. Сначала он пытался убедить их отречься от Христа, обещая большие почести и награды. Однако святые сестры твердо исповедали пред ним свою веру, отвергнув все предложения правителя, объяснив ему, что они не дорожат временными земными благами и готовы умереть за своего Небесного Жениха. Придя в ярость, правитель обрушил свой гнев на старшую из них - святую Минодору. Святая мужественно терпела муки и, наконец, воскликнула: "Господи Иисусе Христе, веселие сердца моего, надежда моя, приими с миром душу мою!" и с этими словами предала дух свой Богу.

Через четыре дня привели на суд младших сестер Митродору и Нимфодору. Перед ними положили для устрашения израненное тело старшей сестры. Девицы плакали о ней, но были также непреклонны. Тогда подвергли истязаниям святую Митродору. Она скончалась, призывая до последнего вздоха возлюбленного ею Господа Иисуса Христа. Затем подвели третью сестру Нимфодору. Перед ней лежали тела замученных старших сестер. Фронтон надеялся, что это зрелище устрашит юную девицу. Делая вид, что он сожалеет о ее молодости и красоте, он стал ласково убеждать ее поклониться языческим богам, обещая высокие награды и почести. Святая Нимфодора, отвергнув его речи, разделила участь своих старших сестер. Она была замучена до смерти ударами железных прутьев.

Тела святых мучениц хотели сжечь на костре, но сильный дождь угасил разведенный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Христиане взяли тела сестер и погребли с почестью около так называемых Теплых вод в Пифиях (Вифиния). Часть мощей святых мучениц хранится на Афоне в Покровском соборе Русского Пантелеимонова монастыря, а рука святой Митродоры находится на Святой Горе в монастыре Пантократор.


Кондак мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре
глас 4
За Троицу терпеливно страдальчествовавшыя, многокозненнаго врага победисте, братски облекшееся Духом: темже водвористеся с пятьми девами14 в небеснем страстотерпцы чертозе, и со ангелы Всецарю в веселии непрестанно предстоите.



Апостолы от 70-ти Апеллий (Апеллес), Лукий (Лука) и Климент I

Собор_70_апостолов
(Собор 70 Апостолов)


Святой Стахий был поставлен епископом в Византии святым апостолом Андреем; вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе1 церковь; собрав здесь много верных, он поучал их заповедям Христовым. Так трудился он целых шестнадцать лет и после таких подвигов предал Господу свою душу. Тот же апостол Андрей рукоположил в сан епископа Амплия и Урвана – Амплия в Диосполе2, Урвана в Македонии.
Они ревностно проповедовали учение Христово и сокрушили много идольских капищ; этим они вооружили против себя еллинов и иудеев.
Сии враги веры Христовой предали мучениям святых мучеников, которые удостоились получить неувядаемые венцы.

Наркисс, Апеллий и Аристовул также проповедовали Христово Евангелие: Наркисс в Афинах, Апеллий в Ираклии, Аристовул – в Британии; сии святые мужи после многих трудов и подвигов предали свои души Господу.

________________________
Примечания
1
Аргирополь, ныне Фундукли, предместье Константинополя, близ Перы и Галаты.

2 Диосполь находился в Палестине к северо-западу от Иерусалима.

Святой апостол Лука (или Лукий) из числа 70-ти был епископом в Лаодикии Сирской (некогда главном городе Фригии). Святой апостол Павел упоминает его имя в Послании к Римлянам (16, 21) среди других христиан, которых он приветствует.

Святой апостол Климент был епископом в Сардике (в древности богатый город Лидии в Малой Азии). Его имя упоминает святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам (4, 3). Обращаясь к некоему «искреннему своему сотруднику», он просит его: «Помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в Книге Жизни».

Кондак апостолов
глас 8
Яко священная сокровища Всесвятаго Духа/ и Солнца Славы сияния,/ по долгу воспоим мудрыя апостолы,/ Апеллия, Урвана же и Аристовула,/ Амплия, Наркисса и Стахия,// яже благодать собра Бога нашего.

Кондак апостолов
глас 2
Божественным светом ум озаривше,/ витийская плетения мудре разористе,/ и языки вся уловивше, апостоли славнии,/ Владыце приведосте,// Троицу Божественную славити научающе.

Кондак свв. апп. от 70 Апеллию, Урвану, Аристовулу, Амплию, Наркиссу и Стахию
глас 8
Яко священная сокровища Всесвятаго Духа, и Солнца Славы сияния, по долгу воспоим мудрыя апостолы: Апеллия, Урвана же и Аристовула, Амплия, Наркисса и Стахия: яже благодать собра Бога нашего.


Благоверная Пульхерия Греческая

благ_царица_Пульхерия_вмч_Параскева
(Благ. царица Пульхерия и вмч. Параскева)


Благоверная царица Пульхерия, дочь греческого императора Аркадия (395 – 408), была соправительницей и наставницей своего брата Феодосия Младшего (408 – 450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием, являлась твердой последовательницей православного вероучения. Ее заботой был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. При ее содействии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против Нестория.

По проискам врагов и жены императора Феодосия Евдокии царица Пульхерия была отстранена от управления. Она удалилась в уединение, где проводила благочестивую жизнь. Однако без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450 – 457). Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра.

Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия.

В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 году.



Священномученик Евгений Попов, пресвитер

сщмч_евгений_Попов

Память 10 сентября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Воронежских и Ростово-Ярославских святых.

Родился 10 января 1879 года в селе Хлебное Воронежской губернии в семье псаломщика, ставшего впоследствии священником, Алексея Попова (+ 1920).
Начальное образование получил в церковно-приходской школе, а затем в Задонском духовном училище, которое закончил в 1899 году.
Некоторое время был псаломщиком в одном из храмов епархии. Затем вступил в брак с девицей Евдокией, вскоре в их семье родился сын Михаил.
В 1920-х годах в сане священника служил в Преображенском храме слободы Ольховатка Воронежской губернии.

В этот период проходила кампания по изъятию церковных ценностей, которая не обошла и Преображенского храма. Священник призывал прихожан уберечь от поругания священные сосуды, но, несмотря на протесты, власти изъяли все предметы, так или иначе содержащие в себе драгоценные камни и металлы. В тот раз по отношению к священнику никаких репрессивных мер предпринято не было.

В 1922 году признал Обновленческое Высшее Церковное Управление. После освобождения из под стражи в 1923 году патриарха Тихона (Беллавина), практически сразу вернулся под начало Патриаршего управления.
Противостоял обновленческому духовенству, призывая их к покаянию, прихожан же, в свою очередь, убеждал сохранять верность Святейшему Патриарху Тихону, как зримому символу церковного единства и стойкости перед лицом многочисленных испытаний.

В конце 1920-х годов овдовел.
В 1930 году был арестован и сослан на 3 года в Уральскую область.
В 1933 году вернулся из ссылки в Воронежскую область и продолжил служить священником, совершал богослужения в домах верующих.
12 ноября 1935 года вновь был арестован по обвинению «в антисоветской агитации».

14 мая 1936 года был приговорен сессией Специальной судебной коллегии Воронежского облсуда в городе Россошь к 5 годам ИТЛ. Виновным себя не признал.
Сначала находился в тюрьме города Мичуринска, 30 октября 1936 года доставлен этапом на Нерехтский участок Волжского ИТЛ. В лагере работал сторожем на электростанции.

В августе 1937 года на священника было заведено новое дело на основании доноса о том, что он «систематически проводит среди заключенных антисоветскую агитацию... распространяет клеветнические слухи о режиме и порядках на строительстве, является отказчиком от работы и призывает заключенных к организованным отказам» (групповое дело - "дело священника Глеба Апухтина, Петра Григорьева и др. Волголаг, 1937г."). Виновным себя не признал.

22 сентября 1937 года был приговорен Особой тройкой при УНКВД по Ярославской области к расстрелу.
23 сентября 1937 года был расстрелян в Волголаге, похоронен в братской могиле.

11 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Ярославской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.


Тропарь
глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Евгение, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Его же моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.

Кондак
глас 2
Восхвалим, вернии, / изряднаго во священницех / и славнаго в мученицех Евгение, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.

Молитва

О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Евгение, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим - правило веры, воином - вождь духовный, болящим - врач изрядный, печальным - утешитель, гонимым - заступник, юным - наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.



Священномученик иерей Петр

(Григорьев Петр Федорович, +23.09.1937)

сщмч_Петр_Григорьев


Петр Федорович Григорьев родился в мае 1895 года в городе Обояни в семье личного дворянина, потомственного гражданина Обояни, служившего наблюдателем Курско -Орловского лесничества. В 1916 году он окончил Курскую духовную семинарию. Февральская революция 1917 года застала его в Петрограде, где Петр Федорович учился в духовной Академии. Революционные события заставили прервать учебу и вернуться в Обоянь к матери. В 1919 году он начал служил псаломщиком в Смоленской церкви, в этом же году был рукоположен в сан иерея. Проживал в это время отец Петр в городе Обояни по ул.Луначарского, 59.Известно, что отец Петр был женат. Супруга- Зинаида Ивановна (1893 г.р.), у них была дочь Ольга (1928 г.р.).

В 1930 г. батюшка был лишен избирательных прав. В феврале этого же года был арестован и постановлением Курского областного отделения ОГПУ осужден за систематическую антисоветскую и антиколхозную агитацию. Но по причине недостаточности материалов для обвинения отец Петр в июне 1930 г. был освобожден из Курского дома заключения ( Домлага). По возвращении в г.Обоянь отец Петр проживал по ул. 1 Мая, 28 и Володарского, 21 и продолжал служить в Смоленском храме. Но 17-18 октября 1931 г. был вновь арестован на своей квартире. При аресте было изъято 158 церковных книг.

16 апреля 1932 г. отец Петр осужден тройкой ОГПУ по Центрально-Черноземной области в качестве руководителя церковно- монархической контрреволюционной организации. Приговор 10 лет концлагерей. По данному делу участников контрреволюционной организации в Центрально-Черноземной области проходило 36 человек. Отец Петр обвинялся также в широких связях с контрреволюционным духовенством и монашеством, а также в сборе средств для заключенного Курского архиепископа Дамиана. Из обвинительного заключения: «Руководитель контрреволюционной организации…, имел через своих связистов нелегальные связи с отдельными ячейками контрреволюционной организации, расположенной как в Обояни, так и в Обоянском районе. Устраивал нелегальные собрания, участвовал на нелегальных заседаниях руководителей организации в Курске, на которых посылал отдельных членов организации в села с целью сбора пожертвования. Собранные деньги периодически посылал руководителю организации архиепископу Курскому Дамиану. От архиепископа Дамиана через связистов ктитора кладбищенской церкви Кофанова и священника Артамонова Григорьев получал директивы и инструктаж для дальнейшей контрреволюционной работы». При содержании под стражей отец Петр находился в строй изоляции. Виновным себя не признал.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Обоянь - Обоянский район - Курская область, восстанавливается
(Церковь Смоленской иконы Божией Матери - Обоянь - Обоянский район - Курская область, восстанавливается)

В 1932 году особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР батюшке вместе с 35 обвиняемыми по предыдущему делу было предъявлено еще одно обвинение по групповому делу в качестве активного участника контрреволюционной организации «Ревнителей Церкви». В мае этого же года отец Петр прибыл к месту заключения -Беломоро-Балтийский канал, разъезд «Сословец», Мурманской железной дороги.

заключенные_Белбалтлага_на работах
(заключенные Балбалтлага на работах)

Постройка канала совершалась без современной техники и без поставок от страны, практически вручную. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф. Строительство велось в основном заключёнными ГУЛАГа, общая численность которых доходила до126 тысяч человек.

Норма питания заключенных (т. н. «пайка») зависела от фактической выработки: чем меньше з/к вырабатывал, тем меньшим была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали. Обычный паёк заключённого-строителя составляли 500 г хлеба и баланда из морских водорослей.

заключенные_Белбалтлага_на работах_1
(заключенные Белбалтлага на работах)

Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки.

В Белбалтлаге батюшка пробыл до января 1937 года. Из материалов дела : «Держать в строгой изоляции, вербовке не подлежит. Несмотря на запреты, в лагере батюшка общался с другими ссыльными священниками и мирянами, наставлял, находил возможность причащать и совершать водосвятие, служил Пасху».

В июле 1933 г. срок ему был сокращен на 1 г. 8 мес., т.е. до 24ноября 1939г. Но в августе 1933г. на о.Петра было заведено новое следственное дело. В 1935-1936 гг. за священниками в лагере начали вести особое наблюдение. Для этого их выделили в группу «Православное духовенство» и отселили от других заключенных. Располагалась эта группа недалеко от станции Кома Мурманской железной дороги. Отец Петр находился вне обслуживания этой дороги, а жил в 30 км. от станции одиночкой и на «командировке» бывал только за получением продовольствия.

В январе 1937г. батюшку перевели в Волголаг Ярославской области. В лагере работал чертежником при начальнике работ 7-го строительного участка. Из характеристики на заключенного Григорьева П.Ф. : «…Проявил себя только с отрицательной стороны, как лодырь-дезорганизатор, в быту ведет себя плохо, лагрежим не соблюдает, в культмассовой работе не участвует, на производстве не дисциплинирован…».

В сентябре 1937 г. тройкой при УНКВД СССР по Ярославской области отец Петр по групповому делу священника Глеба Апухтина, Петра Григорьева и др.был приговорен к высшей мере наказания -расстрелу .Из обвинения: « …в Волголаге среди заключенных проводил систематическую контрреволюционную агитацию и организацию коллективного чтения молитв, исполнение религиозных обрядов. Во время пребывания в Волголаге являлся руководителем контрреволюционной церковно-монархической организации, систематически проводил среди заключенных контрреволюционную агитацию, распространял листовки. В группе с другими заключенными, в том числе со священниками Истоминым, Ильиным и др. нелегально организовывал коллективное чтение молитв, для этой цели соблюдал религиозные обряды, как-то: причастие, исповедование и т.д.».

На допросах отец Петр держался удивительно твердо, не упоминая никого из знакомых лиц. По поводу обвинения в контрреволюционной деятельности он сказал: «Я христианин, верую в Бога и проповедую исповедание христианского направления». Категорически отверг все приписываемые ему обвинения.

23 сентября 1937 г. в Волголаге Угличского района, Ярославской области, при ИЗО 3-го отделения отец Петр был расстрелян.
8 августа 1989 г. Петр Федорович Григорьевич был реабилитирован прокуратурой Ярославской области.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 13-16 августа 2000 г., по представлению Ярославской епархии, священномученик священник Петр Григорьев канонизирован и причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Даты памяти установлены - Собор новомучеников и исповедников Российских первое воскресенье, ближайшее к 7 февраля, и 23 сентября -день мученической кончины священномученика Петра.

Tags: Византия, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments