Преподобная Верена (лат: Verena von Soloturn (von Zurzach, von Theben (Ägypten)) Золоторунская, Цурцахская, Фивейская
С 2006 года, по решению общего собрания Берлинско-Германской епархии РПЦ и по благословению архиепископа Берлинского и Германского Феофана, почитается как местночтимая святая епархии.
Имя в переводе с латинского: "Осторожная".
Будущая святая родилась в семье благородных и состоятельных родителей в Фиваиде. Cвятой епископ Шеремон Нилополисский крестил девочку и преподал ей основы христианской веры. В годы гонений на христиан всё это совершилось втайне.
Пришло время выбора жизненного пути: руководство римской империи вызвало местный Фивейский легион в Европу для подавления восстания галлов. Практически все воины легиона были набраны из местных жителей и среди них нёс службу воин Виктор - двоюродный брат святой Верены. По давно сложившемуся обычаю римской армии, вслед за легионом двинулся обоз, в котором находились женщины - близкие родственницы солдат. В их обязанности входили хозяйственные заботы о воинах-родственниках. С Виктором в Европу отправилась святая Верена.
Предание повествует о том, что путь легиона проходил через благословенную, освящённую страданиями Христа Палестину. Святая Верена по частичкам складывала в душе святость пройденных мест и подвиги первых христианских мучеников.
После долгого и трудного пути она прибыла, наконец, около 300 года, в Медиолан (ныне Милан). И здесь Верена стала свидетельницей страданий и мученической кончины принявшего их на постой Максима, пойманого и казнёного за то, что втайне кормил заключённых в темницу христиан и предавал земле их тела после казней. Эта смерть в корне изменила отношение Верены к жизни, и она приняла твёрдое решение никогда не выходить замуж и посвятить свою жизнь служению Богу и людям.
Легион двинулся дальше и в Реции (ныне Швейцария), недалеко от местечка Агаунум (ныне Санкт-Мориц), наголову разбил восставших. После сражения основная часть армии остановилась на отдых, а передовой отряд был направлен дальше на север для укрепления опорных и пограничных гарнизонов империи в северной Реции и по Рейну. C этим отрядом в обозе сопровождения отправилась и святая Верена. Первая часть воинов (числом до 70) остановилась в укреплённом пункте Залодурум (ныне Золотурн). Пока размещались, в Агаунуме произошли исторические кровавые события. Весь легион во главе со святым мучеником капитаном Маврикием отказался праздновать победу, принося в жертву христиан. Воины открыто и твёрдо заявили, что они также являются христианами и не поднимут мечи на единоверцев... Они были обезглавлены все до единого, а в погоню за ушедшим передовым отрядом куотерской почтой был направлен приказ местным гарнизонам уничтожить этот остаток легиона, предварительно разузнав, являются ли воины христианами.
Схваченные в Залодуруме воины подтвердили, что они христиане и были казнены. Среди них - Виктор и Урс, их имена сохранились в истории, остальные 66 пали за Христа безымянными, и только Господь знает их поименно. Cвятая Верона поняла, что в этой, далёкой от родины и такой страшной земле она останется до конца своих дней. Похоронив Виктора, святая удалилась в окрестности Залодурума, и стала жить и молиться в небольшой пещерке в диком ущелье (ныне называемом ущельем Верены и превратившемся в место христианского паломничества). Пост и молитва отныне стали её надёжными спутниками и хранителями чистоты, а рукоделие - источником поддержания жизненных сил.
Между тем местные язычники обратили внимание на то, что эта странная и по внешности и по образу жизни женщина имеет невероятную и непонятную силу исцелять больных, и даже слепых и бесноватых. К ней потянулись страждущие, некоторые из которых были затем крещены священником из Италии, жившем в этих краях в изгнании. Слух о пришелице (явно колдунье, проповедывающей христианство!) дошёл до местного правителя, и он приказал схватить её и посадить до суда за решётку. Но разве можно преодолеть силу и волю Божию? В первую же ночь святой Верене в небесной славе явился воин-мученик Маврикий и утешил святую деву, предупредив, что ей ничего не грозит. И в эту же ночь градоправитель Залодурума ощутил приступы тяжелейшей лихорадки. Сумев связать два события воедино, он поспешил приказать привести к себе заключенную в темницу Верену и упросил её помолиться своему Богу об исцелении. Разве может христианка отказать в подобной просьбе? Почувствовав облегчение, градоначальник отпустил святую Верену восвояси.
Она не вернулась в ущелье, а оправилась вниз по течению реки Ааре в полом камне вместо лодки (такова была удивительная воля Божия!) и в скором времени пристала к островку в месте слияния Ааре с Рейном, рядом с крепостью Конфлюэнция (ныне посёлок Кобленц в Швейцарии, не путать с известным городом Кобленц в Германии). Местные жителей на этот остров старались не попадать, поскольку он кишел змеями, но как только молитва святой Верены коснулась тверди, великое множество пресмыкающихся покинуло островок, и он стал вторым временным пристанищем чудотворицы.
Но недолго пробыла святая дева на этом безымянном рейнском острове (ныне его стали называть островом Верены). Узнав о том, что в соседнем Тенедо (ныне Бад-Цурцах) проживает несколько христианских семей, она перебралась туда.
В Тенедо в то время первых христиан не преследовали, и вскоре вокруг Верены собрались девушки, решившие взять на себя ангельский образ, оставаться девственницами и служить бедным и нуждающимся в помощи. Так зародилась небольшая община святой Верены, жившая хоть и в бедности, но в душевной и телесной чистоте. Сама святая Верена, чувствуя помощь Господа Бога, не только ухаживала за больными внутри города, но и за его стенами - за прокаженными, оставаясь здоровой и невредимой. Именно поэтому на современных иконах её изображают с кувшином и гребнем в руках.
Дожив до глубокой старости, святая преподобная Верена мирно отошла ко Господу в 344 году. В скором времени над её гробом была сооружена церковь, ныне носящая имя святой девы, а в самом начале IX века при церкви был основан женский монастырь.
Святая Верена почитается покровительницей бедных и в бедах сущих, а также мельников, шкиперов, рыбаков, детей, всех страдающих глазными заболеваниями. С 2003 года она объявлена сопокровительницей города Базель в Швейцарии. Имя святой Верены для жителей Южной Германии и Швейцарии сопоставимо с именами святой Одилии в Эльзасе, святой Урсулы в Кёльне или святой Геновефы (Женевьевы) в Париже. Тем или иным образом с именем святой Верены и её почитанием связаны 102 церкви, монастыря и престола в Швейцарии, Баден-Вюртемберге, Баварии, Австрии и других регионах и странах Европы.
Святая преподобная мати Верена, моли Бога о нас!
_____________________
Паломникам о мощах святой и местах её почитания:
* Основная часть мощей находится в курортном городке Бад-Цурцах (Швейцария, на Рейне) в соборе её имени. Здесь гробница святой в крипте и отдельно хранится часть руки святой в мощевике, в форме руки святой.
(храм святой Верены в г. Бад-Цурах, Швеййария (Bad Zurzach - Verenamünster))
* В Соборе города Радольфцелль (Германия, Боденское озеро) хранится реликварий с частицей мощей святой.
* В Церкви святой Верены в посёлке Рот-ан-дер-Рот (Германия, Баден-Вюртенмберг) хранится частица мощей святой.
* В коптском соборе святого апостола Марка в Каире, Египет (частица мощей передана из Бад-Цурцаха в 1986 году епископом Базеля Отто Вюстом).
* В коптской церкви святых Маврикия и Верены в Каире, Египет (частица мощей передана из Швейцарии в 1994 году).
* В одной из коптских церквей Верхнего Египта (частица мощей передана в 1998 году).
* В коптской церкви святых Марии и Верены в городе Анахайм, Калифорния, США (частица мощей была передана в 2004 году).
* По достоверным сведениям, которые, тем не менее, нуждаются в проверке, частицы мощей святой Верены могут до сих пор храниться в следующих населённых пунктах:
- В часовне святой Верены алтаря монастырского собора посёлка Залем (Баден-Вюртемберг, Германия).
- В престоле католической часовни замка "Бург Гогенцоллерн" (Баден-Вюртемберг, Германия).
- В монастыре святого Галла (город Санкт-Галлен, Швейцария).
- В монастырской церкви Веттинген (Швейцария). Частица мощей с 1265 года.
- В монастырской церкви Всех Святых (ныне евангелическая церковь) города Шафхаузен (Швейцария). Частица мощей святой Верены была заключена в левый боковой престол церкви.
- В церкви святых Феликса и Регулы в городе Цюрих (Швейцария). Частица мощей святой Верены положена при освящении церкви в 1170 году.
- В церкви посёлка Хайлигенберг (Боденское озеро, Баден-Вюртемберг, Германия). Частица мощей святой Верены с XIII века.
- В церкви городка Грюнинген (кантон Цюрих, Швейцария). Частица мощей в церкви с 1396 года.
- В монастырской церкви Дизентис (кантон Граубюнден, Швейцария). Частица мощей с 1610 года.
- В церкви посёлка Зеедорф (кантон Ури, Швейцария). Частица мощей святой Верены подарена в 1613 году.
- В монастыре Айнзидельн (кантон Швиц, Швейцария). В 1413 году монастырю был передан зуб, а в 1610 году добавлена частица руки святой Верены.
- В городе Цуг (кантон Цуг, Швейцария). Частица мощей передана в 1481 году, неизвестно, в какой именно церкви города находится сейчас.
- В городе Люцерн (кантон Люцерн), Швейцария). Частица мощей получена в 1460 году и помещенв в так называемый "Золотой крест". Что это за крест и где он находится сейчас - неизвестно.
- В городе Золотурн (кантон Золотурн, Швейцария). Частица мощей святой Верены передана в 1607 году в церковь святого Урса.
- В городе Базель (Швейцария). Частица мощей получена в 1525 году cобором святой Марии.
- В монастыре Мариаштайн (кантон Золотурн, Швейцария). Зуб святой Верены передан в монастырь в 1834 году.
- В монастыре Райхенау (одноимённый остров на Боденском озере, земля Баден-Вюртемберг, Германия). Частица мощей получена в XIV веке.
- В монастыре Петерсхаузен (ныне археологический музей в Констанце, земля Баден-Вюртемберг, Германия). Частица мощей получена в 1093 году.
- В соборе города Бамберг (земля Бавария, Германия). Частица мощей заключена в престол святой Марии при освящении собора в 1012 году.
- В соборе города Вена (Австрия). В сокровищнице собора хранится ковчежец с частью мощей святой Верены (с 1358 года).
* Другие достопамятные места и современные достопримечательности, связанные с жизнью преподобной Верены, которые cледует посетить:
- Ущелье святой Верены (Verenaschlucht) вблизи Золотурна, где она проходила подвиги отшельничества и где сейчас находится часовня святой Верены, которое поддерживает в порядке современный отшельник.
- Безымянный остров недалеко от впадения реки Ааре в Рейн (в городе Кобленц). Место второго отшельнического подвига святой Верены.
- Фонтан-источник святой Верены с её скульптурным изображением в парковой зоне курорта Бад Цурцах, Швейцария.
________________________________________
Тропарь
глас
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: / приимши бо крест, последовала еси Христу, / и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобная Верена, дух твой.
Кондак
глас 2
За любовь Господню, преподобная, / покоя желание возненавидела еси, / пощением дух твой просветивши: / крепко бо звери победила еси; / но молитвами твоими / противных шатание разори.
Величание
Ублажаем тя, / преподобная мати Верена, / и чтем святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.
Святые 40 дев и святой Аммун диакон
Святые 40 дев и святой Аммун диакон, просветивший их светом Христовой веры, мученически скончались за Христа при римском императоре Ликинии в начале IV века в городе Адрианополе Македонском. Правитель Вавд подверг святых мучеников многим пыткам, чтобы принудить их отречься от Христа и поклониться идолам. После жестоких истязаний все они были отправлены в Ираклию к другому мучителю, перед которым также твердо исповедали свою веру во Христа, отказавшись принести жертву идолам. По приказанию мучителя святой Аммун и с ним 8 дев были обезглавлены, 10 дев были сожжены, шесть из них скончались после того, как им вложено было в уста раскаленное железо, 6 дев были заколоты ножом, остальные убиты мечами.
Икона Богородицы «Всеблаженная» (Паммакариста)
Прислана в 1905 году патриархом Константинопольским Иоакимом III в благословение и утешение граду Казани после кражи и утраты Казанской иконы Божией Матери. Эта икона - точный список с находившейся в Константинопольском патриаршем храме особо чтимой иконы Богоматери, единственной древней святыни, уцелевшей в Константинополе от различных разграблений. Присланный в Россию образ был установлен в на месте похищенной Казанской святыни, в соборе Казанского Богородицкого монастыря.
Тропарь
глас 4
Торжество́ дне́сь пра́зднуем све́тлое,/ се́ бо предлежи́т, о Всеблаже́нная, ико́на Твоя́ Всечестна́я,/ к не́йже любо́вию се́рдца вси́ приходя́ще, Влады́чице,/ покланя́емся и те́пло Тебе́ вопие́м:// изба́ви на́с от бе́д и обстоя́ний.
Кондак
глас 4
Во пра́здник Тво́й соше́дшеся, ве́рнии,/ свяще́нное ко сла́ве Бо́жией торжество́ Твое́, Влады́чице,/ дне́сь всеблагогове́йно соверша́ем,/ любо́вию же чту́ще честну́ю ико́ну Твою́,/ Тебе́ песносло́вим вси́ в ра́дости:// ра́дуйся, Де́во Честна́я Всеблаже́нная.
Икона Богородицы Августовская
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.
В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.
С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...»
В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.
Икона Богородицы Черниговская-Гефсиманская
Является верным списком (копией) с другой Черниговской иконы Божьей Матери – ИЛЬИНСКОЙ, прославившейся в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. С чудесным образом сохранившейся иконы появилось много списков, один из которых попал в пещерный храм в честь святого Архистратига Михаила в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры.
Первое чудо произошло от иконы 1 сентября 1869 года: исцеление 28-летней крестьянки Тульской области Фёклы, бывшей до этого в полном расслаблении около 9 лет. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, сам встретился с исцелённой и после тщательного опроса благословил совершать перед прославившейся иконой молебное пение.
С этого времени от иконы Божией Матери Черниговская Гефсиманская стали проистекать многочисленные исцеления, каждое из которых в монастыре засвидетельствовано должным образом. Так, через две недели после исцеления болящей Фёклы от приступов безумия исцелился крестьянин, которого родственники, прослышав о чудотворной иконе, привезли в Гефсиманский скит.
В 1922 году после закрытия Черниговского скита икона Божьей Матери была перенесена в Москву в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Когда в 1938 году храм закрыли, а большинство икон Божьей Матери сожгли во дворе, чудотворный образ удалось спасти и передать в семью христиан из Подмосковья, но после этого след иконы Божьей Матери теряется. Ныне в Гефсиманском скиту почитается список (копия) Черниговской-Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Черниговская-Гефсиманская»
глас 5
Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан, понеже инаго упования не имамы разве Тебе, Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Бо¬городице, Мати Христа Бога моего. Темже помилуй и избави мя от всех зол моих и умоли Милостиваго Сына Свое¬го и Бога моего, да помилует окаянную душу мою, и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской
О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему: се бо, грехми погружаеми и скорбми обуреваеми, взирающе на Твой образ, яко живущей Ти с нами, приносим смиренная моления наша, не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства и утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждших, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежныя. Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Икона Богородицы Миасинская
Образ прославился после окончания иконоборческой ереси в Армении. Икона стояла в церкви Миасинского монастыря близ города Мелетина, но иконоборцы бросили её в озеро. По прошествии более ста лет, в царствование Михаила III и Феодоры, когда иконоборчество прекратилось, 1 сентября 864 года икона появилась на поверхности озера, откуда была взята верующими. Ко всеобщему изумлению, образ оказался совершенно неповреждённым от долговременного пребывания в воде.
Икона Богородицы Александрийская
Исторических сведений об этой иконе не сохранилось; время ее явления неизвестно. Изображения имеются лишь на поздних гравюрах и минейных иконах, в частности на иконе «Минея годовая с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в. (ГТГ), а также на аналогичной иконе XIX в. из монастыря Симонопетра на Афоне.
На Александрийской иконе Богоматерь представлена с младенцем, сидящим на Ее правой руке (дексиократуса), младенец благословляет правой рукой, в левой - держит свиток.
Преподобномученица Татиана Грибкова, послушница
Преподобномученица Татиана родилась в 1879 году в деревне Щукино Московского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ивана Грибкова.
В 1896 году Татьяна поступила в Казанский Головинский женский монастырь, находившийся в девяти верстах от Москвы. Обитель была основана в 1876 году, – сначала именовалась общиной, а в 1886 году была обращена в монастырь. Здесь было два каменных и два деревянных храма, больница, богадельня, иконописная мастерская и школа, подвизалось без малого двести сестер. В 1925 году монастырь был советской властью ликвидирован. Татьяна поселилась вместе с сестрой в родном селе.
(Казанский Женский Головинский монастырь, фото 1880 года)
Во время жестоких гонений на Русскую Православную Церковь, очередная волна которых пришлась на 1937 год, были оформлены с помощью лжесвидетелей показания, обвиняющие послушницу Татьяну.
Двадцатипятилетний коммунист Кузнецов, снимавший в доме Татьяны комнату, написал на нее 13 мая 1937 года донос начальнику НКВД Кунцевского района. Закончил он его просьбой: «Для более конкретного подтверждения я могу оказать вам помощь, но прошу моего имени ей не сообщать, так как я с ней живу в одной квартире и это приведет к некоторой неприятности».
30 мая лжесвидетель был вызван на допрос. Следователь спросил его, что он может сказать о Татьяне Грибковой.
– В доме Грибковой проживаю с октября 1935 года, – отвечал лжесвидетель. – Она в прошлом монашка, в данное время нигде не работает, живет с сестрой, которая работает активно в колхозе. В доме Грибковой проживает четыре семейства, на средства от эксплуатации жилплощади она в большей мере и живет, к тому же занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла, ее посещает очень много народу… Часто ее посещает монашеская публика, посещает ее еще одна гражданка, которая берет у Грибковой литературу, бывают также местные жители, и сама Грибкова по вечерам посещала очень многих, особенно перед религиозными праздниками. Кроме того, она перед религиозными праздниками уезжает в Москву, где посещает всякую поповскую братию и своих бывших монастырских знакомых. Она, по-видимому, имеет хорошие знакомства с высшим духовенством, знает архиерея Питирима* и других священнослужителей и бывает в таком обществе, где якобы ведутся интимные беседы о том, что скоро должен придти Гитлер. Она бывает осведомлена о тех назначениях попов, которые происходят в Москве в Синоде. Например, об аресте Питирима она говорила: если бы его на Пасху не забрали, то во всех церквях была бы тьма народу. По всем данным, у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю для борьбы за «отечество». Имеет много религиозных книг и брошюр. По своим настроениям она враждебная личность, проводит антисоветские беседы, распускает слухи о приходе антихриста, причем первым антихристом она считает товарища Ленина. Колхозы она считает барщиной; говорила в феврале 1937 года, что туда согнали людей, но лишают их свободы, хлеба им не дают. По вопросу религии она держится определенного мнения, что в скором времени власть должна измениться и религия восторжествует. По отношению вождей партии и правительства она произносила ряд оскорбительных выражений, с заключением того, что поскольку у власти нет наших русских, то, несомненно, они должны предать русский народ…
(От монастыря осталась одна колокольня. В наши дни в ней расположена часовня)
Несмотря на донос и показания лжесвидетеля, послушница не была тогда арестована. Арест состоялся лишь 9 августа 1937 года после указа Сталина от 5 августа 1937 года о проведении массовых арестов.
Она была заключена в Новинскую тюрьму в Москве. 10 августа начались допросы.
– Собирали ли вы в 1917 году золото в помощь царю Николаю?
– Нет, не собирала никогда.
– Следствием установлено, что ваш дом посещают различные служители религиозного культа, и в частности из бывшего монастыря. Подтверждаете ли вы это?
– Нет, меня никто не посещает, за исключением того, что раньше посещала меня одна монахиня, моя родственница.
– Следствием установлено, что вы среди населения распространяете религиозную литературу. Подтверждаете ли это?
– Нет, никому религиозной литературы я читать не давала.
– Следствием установлено, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, восхваляете Гитлера. Подтверждаете ли это?
– Это я полностью отрицаю, никакой антисоветской агитации я не проводила.
– Следствием установлено, что вы распространяете разную клевету на вождей советской власти. Подтверждаете ли это?
– Отрицаю. Никакой клеветы я никогда не распространяла.
– Свидетель Кузнецов уличает вас в том, что вы в его присутствии неоднократно высказывали контрреволюционные мысли по адресу советской власти и ее руководства. Почему вы это скрываете от следствия?
– Я при нем никогда контрреволюционных мыслей не высказывала. Вообще, я ничего не скрываю, то, что не говорила, то отрицаю…
– Следствием установлено, что вы вели контрреволюционную агитацию среди колхозников. Признаете ли вы себя виновной?
– Виновной себя в контрреволюционной агитации не признаю, так как никогда ее не вела.
10 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила Татьяну к расстрелу. Послушница Казанского Головинского монастыря Татиана (Грибкова) была расстреляна 14 сентября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
17 июля 2002 года причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода для общецерковного почитания.
Мученица Наталия Козлова
Святая мученица Наталия (Наталия Ивановна Козлова) родилась 12 сентября 1895 года в благочестивой крестьянской семье села Чурики Скопинского уезда Рязанской губернии.
В семье, имевшей пятерых детей Наталия была младшим ребенком. Родители смогли привить своим детям традиционное крестьянское трудолюбие, любовь к Богу и Церкви, дать возможное - для крестьянских детей того времени - образование. Так, Наталия успешно окончила трехклассную сельскую школу, была грамотной и с большим интересом читала Книги Священного Писания и духовную литературу. Она старалась не пропускать ни одного церковного богослужения. О благочестии крестьянской семьи Козловых говорит и тот факт, что одна из сестер святой мученицы Наталии - Матрона - приняла монашеский постриг.
Когда Наталия достигла совершеннолетия, она была выдана замуж, за своего односельчанина Степана Козлова — человека трудолюбивого и глубоко верующего. В браке у них родилось восемь детей.
Русская крестьянская семья Козловых жила исключительно своими молитвами и трудами. Они имели надел земли, домашнюю скотину и все необходимое для земледельческих трудов. В зимние месяцы глава семьи занимался отхожим промыслом - он имел в Москве свою небольшую торговлю готовым платьем.
Но неумолимо сгущались тучи над Русской землей. Россия погружалась в ужасную пропасть богоборчества, неверия и безбожия.
К 1935 году из восьми детей Козловых в живых осталось только четверо. То время было страшным и смутным, но приближались еще более тяжкие времена. Один из ныне здравствующих сыновей Наталии Ивановны — 79-летний Александр Степанович — пишет: «В те далекие, чудовищно трагические годы пострадала и наша матушка Козлова Наталия Ивановна, мать восьми детей, в воспитание которых она вкладывала свое горячее сердце и добрую искреннюю душу. С великой благодарностью мы храним ее материнское тепло, заботу и ласку.
Глубоко, очень глубоко, неизлечимо ранимы остались наши детские души, после потери родителей. В 1935 году, в январе месяце отняли у нас дорогого нам папашу, нас осталось в то время четверо несовершеннолетних детей с искалеченными судьбами. Застрелили папу местные руководители (коммунисты) за то, что он их покритиковал на общем собрании селян, за их творимое безобразие».
После трагической смерти отца семью постигло еще одно несчастье. В 1936 году за неуплату так называемых «государственных платежей» у Козловых была изъята лошадь. Что значила лошадь для крестьянина в то время - нетрудно представить. Наталии Ивановне только и оставалось, что самой становиться за плуг или соху, а малолетним детям — надрываясь, тянуть оглобли.
Однако святая мученица Наталия в это скорбное для семьи и для всей нашей страны время явила собой образец непоколебимой веры, исповедничества, надежды на милость Божию и, изливая неиссякаемую любовь к ближним, старалась утешить и своих детей и отчаявшихся односельчан. Она была выбрана сначала казначеем, а затем и старостой Богоявленской церкви села Чурики. За усердные труды на пользу Святой Церкви 26 июня 1935 года она была награждена благословенной Почетной грамотой правящего архиерея. На должности казначея и старосты своего родного приходского храма Наталия Ивановна несла большие труды по обеспечению всем необходимым для совершения богослужений. Она почти каждую неделю ездила в Москву, где приобретала церковные свечи и кагор, у себя на дому пекла просфоры.
В декабре 1936 года в Чуриках было организовано массовое шествие более 200 человек верующих к сельскому совету, с требованием освободить из-под ареста священника Евгения Светлова, бывшего настоятеля Богоявленской церкви их родного села.
Неравнодушной осталась Наталия Ивановна и к тому, что половину храма колхоз изъял под зернохранилище, и она призывала народ добиваться возвращения незаконно и безосновательно изъятого у Бога и верующих. В мае 1937 года по инициативе Церковного Совета Богоявленского храма состоялось многочисленное собрание верующих села Чурики. В июне Наталия Ивановна вместе с членом Церковного Совета Василием Матвеевичем Абрамкиным ездили в Москву в приемную М. И. Калинина, куда передали более 400 подписей своих односельчан с требованием возвратить изъятую половину храма верующим.
Не побоялась святая мученица Наталия поддерживать связь и с находящимся тогда в заключении священномучеником Игнатием (Садковским), епископом Скопинским. В свое время, до его ареста, она дважды была принята им в Скопине, по церковным делам прихода. На допросе ее нисколько не смутил вопрос следователя — почему она поддерживает связь с «врагами народа», т. е. епископом Игнатием и находящимся в заключении священником Чуриковской церкви отцом Евгением Светловым. Для нее, истинной православной христианки, эти обстоятельства не имели устрашающего значения, даже в те времена всеобщего доносительства. Святая мученица Наталия поступала по словам апостола Павла: «...носите тяготы друг друга и тако исполните Закон Христов...» (Гал. 6; 2). Священномученику Игнатию, епископу Скопинскому и пребывавшему с ним в заключении протодиакону она отправляла деньги, а со священником Евгением Светловым вела переписку, рассказывая о всех церковных делах на приходе.
Такая активная деятельность святой мученицы Наталии, как церковной старосты, не «соответствовала» разрушительным планам новых властителей России. По их понятиям, слишком активны были церковники в Чуриках.
Постановление УНКВД по Московской области (в то время Рязанщина входила в Московскую область на правах района) от 14 августа 1937 года гласило: «Гражданка Козлова Наталья Ивановна, 1895 года рождения, происходит из села Чурики..., активная церковница единоличница, достаточно изобличается в том, что будучи враждебно настроена к советской власти ведет среди колхозников активную антисоветскую агитацию, направленную на развал колхоза, вместе с этим ведет среди населения религиозную пропаганду, высказывает пораженческие настроения и террористические заявления по адресу руководителей партии и членов советского правительства. Осенью 1936 г. организовала контрреволюционное шествие церковников в количестве 150 человек, которые угрожали расправой сельским коммунистам и активистам за арест попа Светлова.
... Гражданку Козлову Наталью Ивановну привлечь в качестве обвиняемой по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения... избрать содержание в Скопинской тюрьме».
Предъявленные ей обвинения в антисоветской и контрреволюционной деятельности Наталия Ивановна категорически отрицала.
Вместе со святой мученицей Наталией были арестованы члены Церковного Совета Богоявленской церкви села Чурики Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов. Уже 16 августа 1937 года все они были переправлены в Таганскую тюрьму, где 10 сентября того же года Постановлением заседания Тройки УНКВД СССР по Московской области им был вынесен приговор, определяющий высшую меру наказания - расстрел.
Этот приговор был приведен в исполнение 14 сентября 1937 года вблизи поселка Бутово Ленинского района Московской области на огражденной территории полигона НКВД СССР.
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года церковная староста Богоявленского храма села Чурики Наталия Ивановна Козлова включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.