Преподобный Аредий Лиможский (Aredius), игумен

(Св. Аредий, бюст-реликварий, Saint-Yrieix-la-Perche)
Память 25 августа (Галл.), 17 ноября (Галл.)
Аредий был жителем города Лиможа и происходил из весьма знатного в тех местах рода. Его отца звали Жокунд (Jocundus). Аредия передали королю Теодеберту II в возрасте 14 лет и включили в число придворных детей, живших при нём в Трире. В этом городе жил в то время святой епископ Никита. Увидев юношу во дворце короля, епископ заметил в его лице нечто благостное и велел ему следовать за собой, что тот и сделал.
Когда они начали беседовать о божественном, юноша испросил у блаженного епископа наставить его и упражняться с ним в чтений Священного Писания. После принятия пострижения, пребывая при епископе и ревностно отдаваясь занятиям, молодой Аредий был отмечен знаком обретения благодати Святого Духа - однажды из-под церковного свода во время пения псалмов в церкви слетел голубь и, легко покружив вокруг юноши, сел ему на голову. Как ни старался смущенный юноша отогнать голубя, тот вновь садился ему на голову или на плечо, не покидая его многие дни.
После смерти отца и брата Аредий возвратился на родину, дабы утешить свою родительницу Пелагию, у которой никого из близких не осталось, кроме этого ее отпрыска. Жили они в городе Аттан (Attanum, Attane). Аредий предавался постам и молитвам и попросил мать взять на себя заботы по дому: присмотр за прислугой, возделывание полей и уход за виноградниками.
Сам же он руководил возведением церквей в их имении, построил храмы в честь святых чьи мощи он изыскал. Некоторых из своих слуг он постриг в монахи и основал монастырь, в котором соблюдали устав не только Кассиана, но также и Василия и других игуменов, установивших порядок монастырской жизни. Его набожная мать заботилась о пище и об одежде для монахов.
К святому Аредию начали стекаться немощные, которым он возвращал здоровье, крестообразно возлагая на голову каждого руки. Кто бы ни приходил к нему, он возвращался от него исцеленным. О знамениях которые сотворил Господь его руками с помощью чудотворных мощей Юлиана-мученика и блаженного Мартина-исповедника, написано в книге св. Григория Турского "О Чудесах" со слов самого Аредия.
Однажды вечером, когда Аредий и его мать были на пути к базилике святого Юлиана-мученика, они пришли в сухое и бесплодное место, без единого ручья. Мать его сказал ему: "Сын мой, у нас нет воды, как мы сможем провести здесь эту ночь?". И он, простершись, очень долго молился Господу, затем, поднявшись, воткнул в землю прут, который был у него в руке, и, повернув его два или три раза вокруг своей оси, с радостным видом извлек его; и вскоре появилась такая сильная струя воды, что хватило питья не только им самим на эту ночь, но даже осталось вдоволь для лошадей.
В другой раз в дороге его застала дождевая туча. Он наклонил голову к шее лошади, на которой ехал, и простер руки с молитвой ко Господу. Когда он кончил молиться, облако разделилось на две части, и пролился сильный дождь; однако на Аредия и его лошадь не упало ни единой капли дождя.
Незадолго до своей кончины святой Аредий прибыл в Тур после праздника святого Мартина и, пробыв там немного, сказал, что ему недолго осталось жить в мире. Он удалился, воздавая благодарения Богу за то, что перед смертью сподобился облобызать могилу блаженного епископа. Придя в свою келью, он составил завещание, сделал необходимые распоряжения, отписал наследство епископам Мартину и Иларию. После этого он заболел и мучился дизентерией.
На шестой день его болезни одна женщина, в которую часто вселялся нечистый дух и которую святой не мог очистить от него, после того как руки у нее за спиной сами собой связались, стала кричать: "Бегите, горожане, ликуйте, люди, выходите навстречу мученикам и исповедникам, которые собираются на похороны Аредия. Смотрите, вот Юлиан из Бриуда, Приват из Манда, Мартин из Тура и Марциал из своего города. Вот и Сатурнин из Тулузы, Дионисий из города Парижа и прочие, что живут на Небесах и коих вы почитаете как исповедников и мучеников Божиих".
Когда она начала так кричать в начале ночи, хозяин связал ее, но никак не мог удержать. Порвав путы, она поспешила к монастырю, выкрикивая подобное. Вскоре преподобный муж испустил дух, получив истинное свидетельство того, что был принят ангелами. А эта женщина вместе с другой, тоже мучимой злым духом, на похоронах Аредия, как только его зарыли в могилу, очистились от порчи, наведенной врагом рода человеческого. Также, после похорон некая немая облобызала могилу преподобного и вновь обрела дар речи.

(храм Сент-Ирьи-ла-Перш (Saint-Yrieix-la-Perche))
Впоследствии его монастырь и селение были названы Сент-Ирьи (Saint-Yrieux) в честь преподобного. Мощи святого Аредия пребывают в бюсте-реликварии, находящемся в храме Сент-Ирьи-ла-Перш (Saint-Yrieix-la-Perche).
Преподобная Хильда (Hilda), игумения Уитбийская

Память 25 августа на перенесение мощей, 17 ноября
Была дочерью Херерика, племянника короля Нортумбрии Эдвина. Как ее двоюродный дед, стала христианкой около 627 года, благодаря проповеди святого Павлина Йоркского, когда ей было 13 лет.
Воодушевленная примером своей сестры Хересвиты, которая стала монахиней в Шелльском монастыре (Chelles) в Галлии, Хильда приехала в Восточную Англию, собираясь оттуда отправиться к своей сестре на континент. Однако, святой Айдан призвал ее остаться в родной стране, и после нескольких лет монашеской жизни на северном берегу реки Вир и потом в двойном монастыре Хартлпул (Hartlepool), где она с большим успехом настоятельствовала, Хильда со временем взялась за приведение в порядок двойного монастыря в Стренескальке (впоследствии Уитби) (Streaneschalch, Whitby).
Под управлением святой Хильды двойной монастырь в Стренескальке стал весьма знаменит. Там изучалось Священное Писание, не менее пяти монахов из братии стали епископами, включая таких святителей как Иоанн Беверлийский и Вильфрид Йоркский. Хильда приветила святого песнопевца Кедмона. В обители в 664 году прошел знаменитый Собор, который среди прочего утвердил способ вычисления Пасхи. Слава о мудрости святой игумении была столь велика, что из дальних и ближних мест монахи и венценосцы приезжали к ней за советом.
За семь лет до кончины святая заболела тяжкой болезнью, которая не оставила ее до конца земной жизни. Несмотря на это, она не пренебрегала ни одной своей обязанностью по отношению к Богу или своим духовным чадам. Святая мирно почила в Бозе после причащения Святых Таин, и звон монастырских колоколов был слышен чудесным образом даже в Хакнессе, в 25 километрах от Стренескалька. Там благочестивая монахиня Бегу увидела душу святой Хильды, возносимую на небо ангелами.
Почитание
Жизнь святой Хильды описана в книге святого Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов». Почитание ее в лике святых с самого раннего периода подтверждается включением ее имени в календарь святого Виллиброрда начала VIII века.

(Преподобная Хильда (Hilda), игумения Уитбийская, витраж в соборе Gloucester Cathedral)
Гробница святой была разрушена во время датского нашествия около 800 года. Ее мощи вновь обретены в X веке и перенесены английским королем Эдмундом либо в Гластонбери, либо в Глостер, память чего совершается 25 августа.
Святую Хильду почитают одной из величайших жён Англии.
Преподобная Эбба Старшая, игуменья Колдингемская

Святая Эбба была сводной сестрой святого Освальда и Освиу - королей Нортумбрии. Основав монастырь в Колдингеме (ныне в Шотландии), святая Эбба стала его настоятельницей. Славилась святой жизнью. Среди тех, кто навещал ее монастырь, был и святой Кутберт. Святая Эбба с 660 г. обучала в своем монастыре будущую святую Этельдреду, которая позднее основала монастырь в Эли. Святая Эбба также основала монастыри в Эбчестере и Сент-Эббс-Хэд. Она была знаменитой наставницей; проповедовала и язычникам, тогда еще населявшим те края. Принимала участие и в политической жизни. Святая порицала некоторых насельников и насельниц своего двойного монастыря за нерадение. Через несколько лет после ее смерти в монастыре, как предсказал здешний монах святой Адомнан, случился пожар в наказание за нерадивую жизнь части иноков. Монастырь, однако, был вскоре перестроен. В недавнее время святой Эббе Старшей была написана православная служба на английском языке.
Около 870 г. в том же монастыре в Колдингеме от рук датчан пострадала вместе со многими монахинями другая игуменья по имени Эбба, известная как Эбба Младшая. Обе они почитаются как мученицы, день их памяти - 23 августа. Преподобномученице Эббе Младшей тоже составлена православная служба на английском языке.
После разорения Колдингемского монастыря датчанами в 870 г. монашеская жизнь здесь не возобновлялась до 1098 г., когда шотландский король Эдгар основал на этом месте католический монастырь во имя святого Кутберта. В 1560 г., во время шотландской Реформации, этот монастырь был закрыт, но небольшая католическая община в Колдингеме продолжала существовать до 1650 г., пока Кромвель окончательно не распустил эту обитель. В 1852 г. в деревне Колдингем была построена новая приходская церковь, стоящая там по сей день. Сегодня Колдингемский монастырь - это руины прежних построек этой обители.
Преподобномученик Моисей (Кожин), иеромонах

Моисей Никитич Кожин родился в селе Оленица в 1868 году. В молодые годы он решил полностью посвятить свою жизнь Богу - ушёл в Соловецкий монастырь, где принял монашеский постриг, а в 1896 году был рукоположен в сан священника. В Соловецкой обители он подвизался вплоть до её закрытия большевиками в 1924 году. С 1926 года, вернувшись в родное село, служил священником церкви Рождества Иоанна Предтечи. Он твёрдо хранил православные устои. Именно за это, по сути, его и преследовали. Иеромонаха Моисея (Кожина) арестовали 16 апреля 1931 года по обвинению в том, что он «систематически проводил антиколхозную пропаганду, прикрываясь флагом религии». Его приговорили к трём годам ссылки в исправительно-трудовой лагерь.
Умер иеромонах Моисей 7 сентября 1931 в Ленинградской больнице доктора Газа с диагнозом «скорбут (цинга), энтероколит».
Тропарь преподобномученику Моисею (Кожину), Оленицкому
глас 1
Святых Таин Христовых верный служителю, / покаяния проповедниче и края Кольскаго печальниче, / преподобномучениче Моисее, // моли Милостивого Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобномученику Моисею (Кожину), Оленицкому
глас 2
Уподобился еси пророку Моисею, / душу свою за погибающую паству положил еси, / узы темничные и смерть за Христа претерпел еси, / спасай нас молитвами твоими, отче Моисее, // пастырю наш преблаженный.
Священномученик Владимир Мощанский, пресвитер

Священномученик Владимир Мощанский родился 15 июня 1866 года в селе Заборовье Есеновского уезда Тверской губернии в семье священника Димитрия Мощанского. Мать его, Анна, рано осталась вдовой; будучи очень набожной, она кормила бедных и нищих, и когда она умерла, все они пришли хоронить её — только тогда многие увидели, сколь многим она благодетельствовала.
После окончания Тверской Духовной Семинарии, Владимир Димитриевич женился на дочери священника Иоанна Димитриевского — Евдокии, и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда. В их семье родилась дочь и три сына. При рождении четвёртого ребёнка Евдокия Ивановна умерла. Отец Владимир остался с маленькими детьми, воспитывать которых ему помогала незамужняя сестра Евдокии, Александра Ивановна.
Через некоторое время, диакона Владимира рукоположили в сан иерея Успенского храма в селе Спасском, Кашинского уезда. Здесь батюшка служил до 1924 года, до самого закрытия храма большевиками.
Перед закрытием было совершено последнее богослужение: храм был полон молящимися, все стояли на коленях, многие плакали. До ближайшего города Кашина священника провожал весь приход — шли пешком тридцать километров. Отец Владимир поселился в Вышнем Волочке в доме своего отца, который к тому времени уже умер. Служил батюшка в зимнем соборе. Несмотря на усилившиеся гонения, служб он не прекратил, по городу же ходил в рясе, проповедуя Слово Божие своим облачением. В свободное время он занимался воспитанием и образованием своей внучки Ольги, обучая её всем предметам по старым дореволюционным учебникам, но прежде всего обучил молитвам.

Когда в школе стали проверять её знания, то приняли Ольгу сразу в пятый класс. Ребёнок всё воспринимал с детской простотой и наивностью. Однажды в школе ей велели выучить частушку: «Нынче в церковь не ходила и не каялась попу, я такого крокодила даже видеть не хочу». Придя домой, она с детским простодушием прочла эту частушку дедушке. Александра Ивановна только ахнула и сказала: «Да что же это такое?». А отец Владимир промолчал, внимательно посмотрел на внучку и сказал: «А ты подумала, Оля, что твой дедушка — священник?». И такое раскаяние у неё было, что она упала на колени и попросила прощения.
Здоровье батюшки слабело и он уже не всегда мог служить Литургию, но приходил в храм молиться, крестил младенцев, служил панихиды на Пятницком кладбище. На это кладбище он приходил во все родительские субботы, здесь в Ильинской церкви служил когда-то его отец и за алтарём этой церкви было семейное захоронение Мощанских. Но прежде чем пришли сюда, батюшка шёл в другое место кладбища, где тогда не было захоронений, служил панихиду и молился там, как будто ему было открыто, что не в родовой, а в тюремной могиле ему суждено быть погребённым.
13 февраля 1938 года, несмотря на почтенный старческий возраст (отцу Владимиру шёл семьдесят второй год), батюшку арестовали. Отца Владимира обвиняли в проведении антисоветской агитации. Опросив «дежурных свидетелей» следователь стал допрашивать старца. Батюшка виновным себя в антисоветской агитации не признал и из всех свидетельских показаний подтвердил только свой разговор с учениками восьмых-девятых классов, который состоялся в ноябре 1937 года. Отец Владимир сказал тогда: «Учёный Павлов перед смертью завещал, чтобы имеющиеся церковные здания не ломать и не занимать под музеи, вот видите, и учёные идут за религией».

(Церковь Спаса Преображения на Пятницком кладбище - Вышний Волочёк - Вышневолоцкий район - Тверская область, здесь в последние годы служил священномученик Владимир Мощанский)
В конце апреля было составлено обвинительное заключение. 27 июня 1938 года состоялся суд. Отец Владимир, выслушав все выдвинутые против него обвинения, возразил, что если когда что и говорил, то не с целью агитации.
Судьи вынесли приговор — семь лет заключения с последующим поражением в избирательных правах на три года. Батюшка подал жалобу, прося пересмотреть приговор. На время пересмотра приговора отца Владимира поместили в Вышневолоцкую тюрьму. Камеры здесь были переполнены, заключённым почти круглосуточно приходилось стоять, даже на полу не было места прилечь, доходило до того, что когда надзиратель открывал дверь, то люди непроизвольно вываливались в коридор.
Батюшка в тюрьме строго постился и почти все посылки, которые ему передавала Александра Ивановна, раздавал сокамерникам. Здоровье его всё ухудшалось, тюремная администрация не принимала никаких мер, в конце концов заключённые в камере возмутились, стали стучать в железную дверь и кричать: «За что вы мучаете старого священника? В чём он виноват? Мы тоже верим в Бога». Однако тюремные власти не улучшали положения священника, он по-прежнему оставался в общей камере. Не вынеся тяжёлых условий заключения, протоиерей Владимир Мощанский скончался 25 августа (7 сентября н. ст.) 1938 года.
Заключённые сами сделали гроб. Батюшку одели в чистое бельё, которое он хранил в тюрьме на случай смерти. Гроб поставили на телегу и повезли на Пятницкое кладбище мимо дома священника. Александра Ивановна не знала о его смерти, и ещё несколько дней носила в тюрьму передачи. После смерти отца Владимира, его образ стал являться начальнику хозяйственной части тюрьмы. Куда бы он ни шёл, чтобы он ни делал, перед его взором стоял старый священник. Это продолжалось и ночью. На рассвете девятого дня с момента кончины отца Владимира, едва рассеялись сумерки, он пошёл по улице в сторону кладбища. Не зная, где жил батюшка и его близкие, но непроизвольно, по внушению Божию, он остановился перед домом священника и постучал в окно. Александра Ивановна открыла форточку и спросила, что ему нужно. «Выйдите, оденьтесь, ваш дедушка умер, я покажу вам могилу». Он отвёл её на кладбище и показал могилу отца Владимира. Была она на месте, где ещё при жизни батюшка служил панихиды. Впоследствии на этом месте был поставлен крест и погребены сын и дочь священника — Владимир и Ольга.

6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.