filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

20 августа (02 сентября) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...



Феодор I Ростовский, Суздальский (+ ок. 1023), епископ, святитель, чудотворец, переложение мощей

святители_Иоанн_Феодор_Суздальские
(святители Иоанн и Феодор Суздальские)


Память 8 июня, 20 августа в день переложения мощей, в Соборах Владимирских и Ростово-Ярославских святых.

Родом грек, был первым епископом Ростовским. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского, и был рукоположен в 990 или 992 году.

Прибыв в Ростов, вместе со святителем Михаилом он основал здесь первую христианскую церковь – деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, простоявший 168 лет, и при ней учреждил клир церковный. Здесь он проповедовал Евангелие, но приобрел мало верующих.

Язычники изгнали его, и в 992 году он поселился в Суздале, бывшем тогда лишь небольшой деревней входившей в его обширную епархию. В кратком рукописном сказании, сохранявшемся о святителе в ризнице Суздальской соборной церкви, так говорится о его благовестнических трудах здесь:

Прием святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольския капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Богодухновенное учение его, по премногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение.

Когда в 1010 году святой равноапостольный великий князь Владимир прислал сына своего святого Бориса управлять Ростовом, то святитель Феодор вернулся с ним в город и вместе с ним продолжал свои апостольские труды. Но в 1014 году великий князь заболел и вызвал Бориса в Киев. По кончине его князь Борис был убит братом своим Святополком, и, узнав об этом, язычники вторично изгнали святителя Феодора из Ростова. Он вернулся в Суздаль и скончался там ранее 1024 года.


Мощи и почитание


Святые мощи его были положены в Суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Дата прославления святителя не известна, но, согласно церковному преданию, обретение мощей его произошло еще до нашествия хана Батыя, т.е. до 1237 года.

Так как после первых двухсот лет её истории, Суздальская земля была выделена из состава Ростовской в собственную епархию, память святителя сделалась местной для обеих. Если в Ростове она ослабела, то в Суздале почитание архипастыря Феодора как сятителя и чудотворца не прерывалось скозь века. Так, над гробницей святителя в XVI веке возложен был дорогой покров с такой шитой надписью: «Лета 7089, молясь Пресвятой Богородице и великому чудотворцу епископу Феодору Суздальскому, положила сей покров на великаго чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». В 1633 году Суздальский архиепископ писал в Суздальский девичий монастырь: «Молитвы великих святителей чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами». С 1635 года над мощами святителя существует настенная надпись: «В лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору».

Однако, в XVIII веке согласно Духовному Регламенту, составленному в 1720 году по приказу Петра I епископом Псковским Феофаном (Прокоповичем), стали изучаться сведения о мощах малоизвестных святых. При этом под влиянием протестантизма некоторые пытались упразднить и ослабить почитание святых и их благодатных останков. К тому же, святители Феодор и Иоанн Суздальские почитались в то время только в Суздале и окрестностях, а сведений об открытии их мощей к тому времени не сохранилось. Но народ отстоял церковные святыни, и поэтому празднование памяти святителей совершалось в суздальских храмах по-прежнему торжественно. Епископ Суздальский Порфирий потребовал от священнослужителей собора сообщить имевшиеся сведения о святителях и послал их на рассмотрение в Святейший Синод, предлагая освидетельствовать святые мощи. Рассмотрев дело, Синод прислал в Суздаль указ от 17 апреля 1755 года, в котором говорилось:

Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленными, то, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же как ныне были состоянии и почитании.

Получив указ 27 августа того же года, епископ Порфирий в свою очередь оповестил о нем свою паству и распорядился:

Оных святителей Феодора и Иоанна епископов во всех священнослужениях, где принадлежит, воспоминать неотменно, и память оных святителей празднество по церковному чиноположению повсегодно исправлять — святителю Феодору июня в 8-й день, святителю Иоанну — октября в 15-й день, как издревле в оные дни оные празднества исправлялись...

В 1794 году стараниями преосвященного архиепископа Владимирского Виктора, при котором Суздальская епархия была присоединена к Владимирской, нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в Суздальском соборе.

20 августа 1879 года честные мощи святителей Феодора и Иоанна, по указу Святейшего Синода, были переложены в новые серебряные раки, устроенные усердием суздальцев, в честь чего было установлено празднование.

Служба святителю Феодору, а также его житие были написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре.


Тропарь
глас 8
В молитвах бдя, сердцем же болзнуя, выну о стаде твоем выну болезнуя, учением своим всех просветил еси, Феодоре премудре, темже Христа Бога моли в день памяти твоея даровати нам велию милость.

Ин тропарь
глас 8
В молитве бдя горняя, дольняя возненавидел еси, и, сердцем болезнуя, выну о стаде своем печешися, учением бо своим всех просветил еси, Феодоре премудре, темже Христа Бога моли в день памяти твоея даровати нам велию милость.

Кондак
глас 3
Яко велие солнце, возсия преславная память твоя, премудре Феодоре, в нейже подаваеши в бедах сущим спасение, притекающим к тебе усердно, благодатию, еюже облагодати тя Христос в жизни нескончаемой.

Молитва

О великий архиерею Божий, Феодоре треблаженне! Иже град Суждаль и окрестных грады и страны крещением просветивый и от тьмы неведения к свету богоразумия приведый, первый во благодати православный веры нам пастырь и угодник Господень, ангельскаго жития ревнитель и апостолов подобник, граду Суждалю защититель и всем, с верою к тебе притекающим, помощник велий и заступник теплый! Услыши нас, грешных и недостойных раб твоих, в час сей к тебе моление сие приносящих, помяни нас у Престола Владыки Царя Вседержителя Бога и помолися о нас, грешных, яко да избавит нас от всех бед и зол, мир же и благоденствие нам дарует. Ей, угодниче Божий святителю Феодоре! Сохрани страну нашу, град твой Суждаль и всякия грады и веси от глада, губительства, труса и потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветров, и от смертоностныя язвы, и от всякого зла. Буди нам помощник и заступник во всей жизни нашей, и избави нас от обидящих и ненавидящих человек, неправедно на ны востающих, от всех видимых и невидимых сопротивлений вражиих, и спасены нас представи в день страшнаго грознаго пришествия Господня, и сподоби нас улучити деснаго стояния во блаженном Царствии Христа Бога. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Святитель Иоанн Суздальский, епископ, переложение мощей


святитель_Иоанн_Суздальский

Память 20 августа (переложение мощей), 15 октября.

С юных лет поступил в один из монастырей города Суздаля. За добродетельную и смиренную жизнь святитель в 1350 году был поставлен первым епископом Суздальским и Нижегородским.

Епископ Иоанн удостоился великой милости Божией: во время Божественной литургии Суздальский князь Борис Константинович видел, как Ангел Божий сослужил святителю. Святитель Иоанн известен своей любовью к беднякам и больным; за бедных он ходатайствовал перед князьями об уменьшении налогов, для больных устраивал богадельни и больницы. Много заботился святитель о просвещении христианской верой языческой мордвы. После присоединения Суздаля к Московской митрополии святитель Иоанн принял схиму и удалился в Боголюбский монастырь. Там он жил уединенно и мирно скончался в 1373 году. У гроба святителя засвидетельствованы многочисленные исцеления.

20 августа 1879 года честные мощи святителей Феодора и Иоанна, по указу Святейшего Синода, были переложены в новые серебряные раки, устроенные усердием суздальцев, в честь чего было установлено празднование.

Казанская_церковь_Суздаль
(Казанская церковь, Суздаль. Тут покоятся мощи святителей Иоанна и Феодора)

Тропарь святителя Иоанна, епископа Суздальского
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Суждалю пресветлый светильниче,/ святителем Богодухновенное удобрение, Иоанне премудре,/ учением твоим паству твою просветил еси;/ святителю блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна, епископа Суздальского
глас 8
Богомудрым учением и святым житием,/ яко светильник, сиял еси в Церкви Божией;/ темже Божественнаго заступления сподобился еси,/ внегда ослепнути очесем злоумышленных клеветников твоих,/ ихже прозрети сотворив молитвою твоею,/ вспять возвратился еси во град твой,/ и добре упасл еси стадо словесных овец;/ ихже чадом помогай и нам, молитвами твоими,/ святителю Христов Иоанне.

Молитва святителю Иоанну Суздальскому

О святый великий архиерею Божий Иоанне чудотворче, угодниче Христов и заступниче нам теплый, граду Суждалю и всей Российстей стране похвало и утверждение, церковная красота, сирым отец, вдовам теплый заступник, скорбящим утешение, болящим исцеление, Православию наставник, благочестию учитель и чистоте, заповедей апостольских и отеческих верный хранитель, стада словесных овец бодренный блюститель, и всем христолюбивым людем скорый предстатель! Помилуй нас, и услыши в час сей моление наше, и помяни нас у Престола Владыки Христа Царя, и помолися о нас, яко да избавит нас от всех бед, и зол, и от всякия неправды, души наша да очистит от всякия скверны греховныя, ум да просветит ведением судеб Своих, сердце же да утвердит во всякой добродетели, и тако сотворит нас наследниками Царствия Своего Небеснаго; яко да твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Мученик Освин, король Нортумбрийский


Мученик Освин, король Нортумбрийский


Мученик и страстотерпец, король Дейры (южная Нортумбрия, ныне территория графства Йоркшир) в 644 – 651 годах. Основные сведения о жизненном пути и мученической гибели Св. Освина содержатся в «Церковной истории народа англов» Св. Беды Достопочтенного.
Св. Освин был сыном дейрийского короля Осрика (правил в 633 – 634 годах), который принял крещение от Св. Паулина, но впоследствии отрёкся от Христа и вернулся к идолослужению, за что принял возмездие от Бога, будучи убит королём бриттов Кадгублауном Ллаухиром (Кадваллоном). После смерти Осрика, Св. Освин, в отличие от отца твёрдо державшийся веры во Христа, жил в изгнании в королевстве Уэссекс.

Семь лет управляя своим королевством Св. Освин пользовался всеобщей любовью и уважением своих подданных за свои добродетели. Вот что рассказывает Беда Достопочтенный о нём (Книга III, глава XIV):

«Король Освин был высок и красив, приятен в обхождении и щедр ко всем, знатным и простым. Все любили его за королевское достоинство, которое проявлялось и в обличье его, и в речах, и в делах, и знатные люди почти из всех провинций приходили, чтобы служить ему. Среди всех добродетелей, которыми, если можно так сказать, он был одарён в особой степени, особенно выделялось смирение».

Св. Освин покровительствовал Св. равноапостольному Айдану, оказывал ему всевозможную помощь в деле распространения и утверждения Христовой веры среди жителей Дейры. Св. Беда повествует об одном единственном конфликте, произошедшем между этими двумя святыми людьми, в котором явственно обнаружилось величайшее смирение короля:

«Он (т. е. Освин) подарил предстоятелю Айдану превосходного коня, на котором тот, обычно ходивший пешком, мог преодолеть реку или быстро добраться куда – то в случае необходимости. Через некоторое время Айдан встретил нищего, который просил у него подаяние. Он тотчас отдал нищему коня вместе с богатой попоной, поскольку был чрезвычайно сострадателен как друг бедных и отец всех убогим. Король узнал об этом и, встретившись с епископом за обедом, сказал ему: «Господин предстоятель, зачем ты отдал нищему королевского коня, предназначенного для тебя? Разве нет у нас менее ценных коней или других вещей, которые можно отдать бедным, вместо того, чтобы отдавать королевского коня, которого я специально для тебя выбрал?» Епископ же ответил: «Что ты говоришь, король? Разве сын кобылы для тебя дороже сына Божьего?» После этих слов они направились к столу. Епископ сел на своё место, а король, только что вернувшийся с охоты, отошёл погреться к очагу вместе со своими приближёнными. Вдруг он вспомнил слова епископа; тут же он вытащил меч, отдал слуге и, подойдя к епископу, преклонил перед ним колени и попросил прощения. «Никогда впредь, - сказал он, - не заговорю я о том и не озабочусь тем, что из моего имущества и в каком количестве отдано будет детям Божьим». Увидев это, епископ исполнился тревоги; он встал, поднял короля с колен и сказал, что будет доволен, только если король оставит скорбь и сядет за трапезу. Король подчинился настоянию епископа, однако тот сам делался всё печальнее и наконец начал плакать. Бывший с ним священник спросил его на его родном (т. е. на ирландском) языке, который король и его слуги не понимали, почему он плачет, и Айдан ответил: «Я знаю, что король не проживёт долго, поскольку я никогда я не видел столь смиренного государя. Этот народ недостоин такого правителя, поэтому скоро он будет похищен у этой жизни».

Вскоре предсказание прозорливого старца сбылось. Между правителями Берниции и Дейры вспыхнула вражда, до этого медленно тлевшая все семь лет, пока Св. Освин находился у власти. И Св. Освин и Освиу собрали свои дружины и выступили навстречу друг другу. Однако Св. Освин не желал участвовать в междуусобной брани. К тому же его войско было намного меньше, чем у Освиу. Распустив своих воинов по домам Св. король со своим верным воином по имени Тондхер укрылся в поместье у знатного дейрийца Хунвольда, которого считал своим другом. Но Хунвольд оказался предателем и выдал местонахождение Освина его врагам. Освиу велел своему эльдормену (Св. Беда именует его префектом) Эдильвину казнить Св. Освина, что и было исполнено 20 августа (по юлианскому календарю) 651 года в селении Гиллинг (ныне графство Йоркшир, у Беды название передано в форме Ингетлинг). Уничтожив своего соперника, Освин объединил Нортумбрию под своей властью.

Позднее жена короля Освиу Св. Энфледа, приходившаяся тёткой Св. Освину, упросила своего мужа во искупление этого злодеяния построить на месте гибели страдальца монастырь, в котором по словам Св. Беды ежедневно возносились молитвы Господу «за упокой души обоих королей, убитого и того, кто приказал его убить». Монастырь в Гиллинге разграбили и сожгли датчане – язычники, но его руины сохранились до наших дней.
Возможно, благодаря рассказу Беды о добродетелях короля Освина, он был канонизирован в VIII веке и стал почитаться как мученик, ибо погиб «не за Веру, но за Правду Божью».

Тело Св. Освина, первоначально находившееся в Гиллинге, было впоследствии погребено во дворе церкви во имя Пресвятой Девы Марии у устья реки Тайн (Tynemouth, ныне графство Tyne and Wear). У могилы мученика по воле Всевышнего совершилось множество чудес, и над ней возвели ораторий, превратившийся затем в небольшой монастырь - приорство. Туда приходило множество богомольцев поклониться гробнице царственного стратотерпца. Приорство вскоре превратилось в королевский некрополь, ибо многие короли и знатные нортумбрийцы желали обрести своё последнее пристанище около гробницы святого. В Тайнмоуте, например, был погребён в 792 году нортумбрийский король Осред II, брат Св. Алькмунда, умерший в изгнании на чужбине.

В ходе датских нашествий в IX – X веках монастырь неоднократно подвергался разрушению и разграблению, пока окончательно не был покинут иноками в 1008 году и место упокоения Св. Освина забылось почти на полвека.

Возрождение монастыря началось в правление Св. Эдуарда Исповедника. В 1065 году случилось чудесное обретение честных мощей Св. Освина. Некоему иноку по имени Эдмунд, жившему в тех местах отшельником король – страстотерпец явился в сонном видении и повелел сказать всем о том, что под полом монастыря лежит забытый всеми святой. Эдмунд в точности исполнил волю святого, иноки разобрали пол и обрели останки Освина. По повелению епископа их перенесли в строящуюся церковь приорства.


В годы Роспуска монастырей в правление богоненавистного Генриха VIII Тайнмоутское приорство было закрыто в 1538 году последним приором Робертом Блейкни по требованию королевских комиссаров. Когда вскрыли гробницу Св. Освина, тело короля и его одеяния были нетленными, однако это не остановило святотатцев и святые мощи безжалостно уничтожили. Та же судьба судя по всему постигла гробницу и останки отшельника Генриха. Остатки гробницы отшельника из Кокета можно и сейчас видеть в разрушенной капелле. От гробницы короля не осталось никаких следов, но полагают, что она находилась в центре капеллы.

И всё же часть мощей Св. короля может находиться в настоящее время в Дархеме, куда её перенёс священник Альфред Уестоу в XI веке.
Ещё одна реликвия, связанная с именем Св. Освина хранится ныне в Британском музее. Это древняя псалтырь, на которой (до пожара 1731 года, от которого эта книга пострадала) находилась надпись на латыни "Liber Oswini Regis".
Житие Св. Освина - «Vita Oswini», - было написано в XII веке неизвестным автором.
Св. Освину посвящена англиканская церковь в Уиламе, графство Нортумберленд, построенная в 1886 году.


Праведный Стефан I, король Венгрии

прав_Стефан_1_король_Венгерский


20 августа / 2 сентября 2000 года Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых короля Стефана. В августе 2007 года имя святого Стефана Венгерского было включено в святцы Русской Православной Церкви. Святой Стефан – самый почитаемый из венгерских святых, и его личность оказала ключевое влияние на распространение и укрепление христианства в Венгрии.

Предыстория

Территория современной Венгрии была занята кочевыми племенами венгров в ходе переселения в 896 году. Венгерские племена изначально были язычниками, но уже в IX веке на своем продвижении с северного Кавказа они встречались с христианскими проповедниками. Так, в 860 году группа венгров, находившихся в Херсонесе, слушала проповеди святого Константина-Кирилла. В 880 году с венграми встречался святой Мефодий. Свое влияние должны были оказать на венгров также и покоренные на территории будущейе Венгрии христиане-славяне. На этот факт указывает то, что до настоящего времени в венгерском языке сохранились такие славянские по своему происхождению слова, как kereszt – крест, barat – брат и т.п.

Первая половина Х века прошла в постоянных набегах венгров на Западную Европу и Византию. После ряда сокрушительных поражений вождям венгров пришлось искать пути примирения. Отношения начали налаживаться как с Византийской империей, так и с германскими княжествами, а также с папским престолом.

К средине Х века венгры стали искать союза с Византией, был заключен мир, и венгерские вожди крестились в Константинополе. Началась систематическая проповедь Восточной христианской Церкви на территории Венгрии. Но позднее, в связи с ухудшением отношений, миссионерская работа византийцев приостановилась, в том числе из-за отсутствия проповедников. Проповедническую работу на территории Венгрии в тот период вела и Западная Церковь.
Стоит учитывать, что после отпадения Рима от Православия деятельность византийских миссионеров по христианизации Венгрии замалчивалась, но о ней свидетельствуют археологические находки (византийские кресты и мощевики на покойных и т.п.).

Родители святого Стефана


Семья святого Стефана на момент его рождения уже была тесно связана с христианством, причем восточным, византийским.
Дед святого Стефана по матери князь Дьюла (в крещении Стефан), второй в Венгрии по влиянию властитель восточной части Венгрии, уже в 30–40-е годы Х века принял в Константинополе крещение и получил от византийского императора чин патрикия. После крещения «он взял с собою монаха по имени Иерофей, славного своим благочестием. Его патриарх Феофилакт (931–956) рукоположил в епископа Угорщины (Венгрии), и он многих из языческой прелести обратил в христианство. Дьюла и позднее не оставил веры, не оставлял христианских пленников невыкупленными, но выкупал их, подавал им помощь и освобождал их». Его трудами в восточной Венгрии были построены храмы, посвященные греческим святым. В храмах проводились богослужения по греческому обряду, в подчиненных ему областях вели миссионерскую деятельность византийские и болгарские священники и монахи. Место нахождения епископа было предположительно в городе Марошвар, а затем в городе Чанад.

По свидетельству русского источника XII века, князь Дьюла «умер исполненный истинной христианской верой, сотворил множество угодных Богу дел, в мире ушел в царствие Божие».

Шарлота, мать святого Стефана, дочь Дьюлы, также была обращена в христианство и воспитывалась в христианском духе. После своего брака с венгерским князем Гезой она обратила его в христианство и привела ко крещению. С собой в дом князя она привела христианских священников греческого обряда.
Отец святого Стефана, князь Геза, обратившись от язычества к Евангелию, пожелал распространить его во всем народе, но не преуспел в этом, хотя при нем христианство приняли все его военачальники. На пути распространения христианской веры князь прибегал к принуждению, так что «тех, кого находил уклоняющимися, угрозами и запугиванием направлял на правильный путь».

Такое насильственное распространение веры неугодно Богу, поэтому князю Гезе было чудесное видение, в котором Господь сказал ему: «Не тебе дано выполнить то, что обдумываешь в уме своем, так как руки твои осквернены кровью, но от тебя произойдет сын, которому суждено родиться, которому Господь поручает выполнение всего этого, в соответствии с планом Божественного промысла».

Рождение святого и вступление на трон


Обещанный сын – святой Стефан – родился в 979 или в 980 году. В возрасте трех лет ребенок, носивший до того языческое имя Вайк, был крещен и получил в крещении имя Стефан (на венгерском Иштван). Крещение, по-видимому, проходило по греческому обряду.

По династическим причинам в 996 году святой Стефан взял в жены баварскую герцогиню Гизеллу, воспитанием которой до этого руководил Регенсбургский епископ святой Вольфганг. Сопровождавшие ее в Венгрию священники и монахи начали активную проповедническую работу, благодаря чему усилилось влияние Западной Церкви.
После смерти отца и вступления в 997 году на княжеский трон святой Стефан поставил перед собой задачи укрепления государства и обеспечения победы в Венгрии христианства. Как пишет об этом большое житие святого Стефана, после смерти отца ему пришлось преодолеть внутреннюю войну и он «под знаменем святого Мартина и святого мученика Георгия… искупал народ в воде крещения».

Согласно поздним легендам, в конце 1000 года папа Римский Сильвестр II короновал святого Стефана как короля. Принятие короны от папы являлось, прежде всего, политическим шагом, с его помощью святой Стефан сумел добиться принятия Венгрии в круг христианских народов Европы, повысил статус верховной власти в стране, при этом избежав попадания в вассальную зависимость как от папы, так и от императорской власти Священной Римской империи.

Крещение Венгрии


После коронации святой Стефан продолжил курс на крещение Венгрии.
Если его отец, князь Геза, уничтожал языческие капища, то святой Стефан занялся, прежде всего, организацией проповеднической деятельности и строительством храмов.
Чтобы привлечь народ в храмы по воскресеньям, указом короля проведение ярмарок было определено на воскресный день, в результате чего этот день недели до настоящего времени называется в переводе с венгерского «ярмарочным днем».

Крещение Венгрии проводилось одновременно с ее объединением. Были разбиты восстания мятежных князей Дьюлы и Айтоня, укреплена королевская власть, необходимая для проведения крещения Венгрии.

Святой Стефан в полной мере содействовал трудам христианских проповедников, но, в отличие от отца, не применял при этом силу.
В соответствии с указаниями святого Стефана, каждые десять деревень должны были построить храм и снабдить его всем необходимым. Королевская власть взяла на себя снабжение храмов облачениями.

Чтобы создать условия для паломничества венгерских христиан к святым местам, праведный Стефан построил паломнические дома и небольшой монастырь в честь своего небесного покровителя в Риме, монастырь и паломнические дома в Иерусалиме, а также «дивно украшенный» храм в Константинополе. На служение в них были направлены священники и монахи из Венгрии.

Законы святого Стефана


памятник_св_королю_Стефану_1_Будапешт
(памятник святому королю Стефану I, Будапешт)


Крещение Венгрии закреплялось также на законодательном уровне в так называемых законах святого Стефана, большая часть которых посвящалась делам Церкви. Они начинаются с постановлений о неприкосновенности и особой королевской защите имущества Церкви. «Те, кто в высокомерной гордыне своей думают, что могут захватить дом Бога и без уважения обращаются с имуществом, посвященным Богу… должны быть прокляты, как нападающие на дом Божий… В то же время следует, чтобы они чувствовали на себе и гнев господина короля, чью добрую волю они отвергли и чьи распоряжения нарушили».

Величайшее уважение к священству, как слугам Господним, отражено в главе «О работе священников»: «Да знают все наши братия, что более всех вас работает священник. Так как каждый из вас несет на себе только лишь свои тяготы, а он же несет на себе тяготы, как свои, так и иных людей. И потому, как он за вас, так и вы за него должны трудиться с полной силой, настолько, что если возникнет необходимость, то и жизни свои кладите за них».

Законодательно предписывалось соблюдение всех христианских постов: «Если кто-либо строгий пост, о котором всем известно, нарушит мясоедением, то да будет поститься одну неделю под запором… Если же кто-либо в пятницу, которую соблюдает все христианство, ест мясо, то да будет поститься одну неделю, находясь днем под запором».
Строгие меры вводились для поддержания порядка и благочиния в храмах. Законом предписывалось строго наказывать за неподобающее поведение в храме.

Личное благочестие святого Стефана


Свое служение святой Стефан был вынужден нести в стране, населенной 120 различными племенами, «необузданным народом», еще недавно разорявшим набегами половину Европы. Языческое жречество сопротивлялось введению христианства, старая племенная аристократия противилась централизации страны. Подавив восстания противников в начале царствования, праведный Стефан не избежал и заговоров родственников в конце своего правления. При всем этом он стремился не допускать ненужной жестокости, был милостив к своим врагам, в особенности к раскаявшимся. Уже с самого начала правления его отличала взвешенность и справедливость поступков.

Ежегодно король слагал в храме свои полномочия перед Богом, показывая, что получил королевскую власть от Бога лишь во временное пользование, а не навечно. Удивительное христианское смирение короля резко контрастировало с нравом народа, сыном которого он был.

Святой Стефан постоянно раздавал милостыню, в том числе тайно и переодевшись. Однажды во время такой раздачи милостыни нищие вырвали ему часть бороды, но святой только обрадовался этому, возблагодарив Божию Матерь за то, что пострадал Христа ради, и впоследствии еще чаще прибегал к раздаче милостыни.


Наставления сыну



Характер святого Стефана хорошо отражают его наставления наследнику: «Правь кротко, со смирением, мирно, без злобы и ненависти! Самые прекрасные украшения королевской короны – это добрые дела, поэтому приличествует, чтобы король был украшен справедливостью, милосердием, а также другими христианскими достоинствами».

Отношение с Восточной Церковью


Принятие короны от папы не означало разрыва с Византией и Восточной Церковью. Оно имело под собой, прежде всего, не религиозные, а политические причины, а именно: возможность получить королевский титул, не делаясь вассалом императора и папы. Следует учитывать также, что в то время Рим еще был в единстве с остальными патриархатами.

Вся деятельность праведного Стефана свидетельствует об уважительном отношении к Восточной Церкви, о сохранении и развитии связей с Византией, о близких отношениях венгерского и константинопольского дворов. Во второй половине жизни святого Стефана отношения с Византией укреплялись. Был заключен союз. Произошло также и династическое сближение: невестой наследника престола (впоследствии трагически погибшего герцога Имре) стала византийская принцесса.

В это же время (ок. 1118) в городе Веспрем был основан монастырь греческого обряда, посвященный Пресвятой Богородице. Монастырю были подарены в вечное пользование девять сел. Под угрозой проклятия святой Стефан запретил на вечные времена кому-либо, в том числе епископам и даже королю, покушаться на переданные монастырю имущество и владения.

Тесные связи с Константинополем продолжались и после смерти святого Стефана. Примером тому были принятие королем Эндре I в 1047 году короны от Константина IX Мономаха и признание на время подчинения Византии, получение новой короны из Византии в 1074 году (она стала частью так называемой короны святого Стефана) и угрозы в XV веке со стороны другого великого венгерского короля Матиаса Корвина, вошедшего в конфликт с папой, перевести Венгрию в Православие.

Кончина праведного короля


Последние годы жизни святого Стефана были омрачены смертью сына – наследника герцога Имре, а также борьбой с мятежными феодалами, боровшимися с престарелым королем за власть и престолонаследие. Сам же король, наряду с решением государственных дел, все чаще проводил время в молитвах. Как повествует об этом большое житие святого, «часто бросался он на колени в святой церкви и со слезами предлагал Богу выполнение Божией воли по Божию усмотрению… Всегда он вел себя так, как если бы находился на суде Христовом».

праведный Стефан отошел ко Господу 15 августа 1038 года и был похоронен при массовом стечении народа в усыпальнице в базилике Успения Пресвятой Богородицы вместе со своим сыном герцогом Имре.

При погребении праведного Стефана, как сообщает житие, произошло много чудес: «пришедшие со всей страны немощные и больные исцелялись, слепые прозревали, хромые обретали крепость ног, прокаженные очищались, боровшиеся за жизнь исцелялись, кто бы какой болезнью ни болел, удостаивались исцеления».

С 1951 года мощи находятся в базилике святого Стефана – крупнейшей базилике Будапешта, и являются, наряду с короной праведного Стефана, наиболее почитаемой святыней страны.

20 августа 2006 года одна из частиц сохранившихся мощей святого Стефана была передана православному кафедральному собору Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште. Также частица его честных мощей хранится в мощевике храма Христа Спасителя в Москве.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments