filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

05 (18) августа 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Преподобный Арсений Паросский, память обретения мощей 18 августа н. ст. 1938 года

старец Даниил Катунакский, святитель Нектарий Пентапольский, преподобный Арсений Паросский
(старец Даниил Катунакский, святитель Нектарий Пентапольский, преподобный Арсений Паросский)


Память 31 января в день кончины (Греч.) и 5 августа в день обретения мощей (Греч.).

Родился 31 января 1800 года в Янине (Иоанине), в Эпире, Греция, в благочестивой семье, в крещении был наречён Афанасием. Родители его скончались, когда он был ещё очень юн, и уже девяти лет от роду он отправился в Кидонию в Малой Азии, где стал учеником в школе иеромонаха Григория (Сарафиса). Его смирение и благочестие привлекли к нему любовь отца Григория и прочих учителей. Мальчик оставался в школе пять лет, превзойдя соучеников в знаниях и добродетелях.
Однажды знаменитый духовный наставник отец Даниил Загорский из Фессалии прибыл в школу, чтобы исповедать учеников. Тогда же Афанасий сделался учеником Даниила.
Вскоре после этого отец Даниил решил удалиться на Святую Гору и посвятить себя духовной борьбе. Афанасий молил старца не оставлять его, но взять с собой. Юноша желал быть монахом на Афоне. Опытный наставник, Даниил обучил Афанасия, который вновь показал себя внимательным учеником. Перед постригом Даниил сказал ученику, что тому предстоит постичь три важных урока: во-первых, отсечь свою волю, во-вторых, снискать смирение, в-третьих, научиться послушанию. "Если отсечёшь свою волю, то станешь смиренным, а если во всём сохранишь послушание, преуспеешь и в других добродетелях, и Бог прославит тебя".
После некоторого времени испытания старец Даниил постриг Афанасия в монашество и дал ему имя Арсений. Шесть лет Арсений пребывал на Афоне вместе со старцем, но затем они были вынуждены покинуть Святую Гору из-за гонений против колливадов - поборников строгого сохранения Святого Предания.


В начале 1821 года, до Греческой войны за независимость, наставник и ученик прибыли в Пенделийский монастырь близ Афин, но оставались здесь недолго, так как отцу Даниилу было открыто скорое разрушение обители турками.
Тогда подвижники переместились на Кикладские острова на юге Эгейского моря. Вначале они остановились в Паросе - возможно, потому, что многие из колливадов осели здесь, но со временем решили обосноваться на острове Фолегандр. Тут не было учителей, и жители просили отца Даниила позволить Арсению стать наставником их детей. Старец согласился, и Арсений был рукоположен во диакона, а затем назначен государством на должность учителя. Арсений оставался здесь с 1829 по 1840 год, преподавая все необходимые предметы а также воспитывая учеников в христианском благочестии.
Перед своей кончиной, последовавшей в 1837 году, отец Даниил завещал ученику перенести свои останки на Афон по прошествии двух лет. Арсений, согласно последней воле наставника, отбыл на Афон в назначенный срок, но по дороге остановился в Паросском Георгиевском монастыре. Монастырский игумен отец Илия (Георгиадис) сказал отцу Арсению, что ему надлежит остаться в этой обители. Арсений принял эти слова как волю Божию, и в (1840)) году вступил в число монастырской братии. Так, по промыслу Божию, он избежал поездки на разорённый Афон, в то время оккупированый турецкими войсками, что повлекло массовый исход монахов - пять из шести тысяч покинули Святую Гору.

В Геогиевском монастыре Арсений нашёл истинных и умудрённых подвижников, достойных всяческого подражания.
В возрасте 47 лет он был рукоположен во иерея и с новой силой принялся за духовные упражнения. Ежедневно он изучал Священное Писание и отеческие книги, стяжал дар непрестанной сердечной молитвы и слёз. В последнем он уподобился своему покровителю, святому Арсению Великому, который постоянно проливал покаянные слезы. Когда преподобный стоял пред алтарём, он чувствовал, что предстоит Самому Богу, и всегда служил с сокрушением. Во время службы лицо его часто озарялось, уподобляясь ангельскому лику.


С течением времени жители Пароса узнали об отце Арсении, нашли в нём выдающегося духовника. Люди сходились к нему со всей округи, и всех он принимал с отеческой теплотой, находя для каждого необходимое духовное лекарство.

Одна девушка из Сироса пришла в Преображенский монастырь к своей сестре, которая состояла там монахиней. Монахиня уже была уведомлена, что её сестра впала в тяжкий грех, и, узнав что та стоит за воротами монастыря, закричала ей, чтобы она шла вон и не загрязняла обитель своей нечистотой. Несчастная просила прощения, но сестра-монахиня не нашла в себе жалости, отверглась совей сестры, и, побив её, закричала вслед, чтобы та утопилась. Девушка бежала прочь от монастыря в отчаянии, намереваясь покончить с собой. Как раз в это время отец Арсений был на пути в эту самую обитель. Увидев её в таком состоянии, он спросил девушку, что случилось. Она рассказала, что была совращена злыми мужчинами и женщинами, но осознав свой грех, пришла в монастырь просить помощи у сестры. Старец предложил излечить её от ран телесных и душевных и идти в монастырь с ним. Хотя девушка боялась монахинь, угрожавших убить её, старец убедил её, что вверит её Самому Христу. Утешая ее и подвигая к исповеданию и раскаянию в грехах, он привел её в обитель, принял исповедь и постриг в монахини. Затем он призвал сестёр обители и строго выговорил виновным монахиням: напомнив о им о блудном сыне и о том, что Христос пришёл спасти грешных, он указал им на их страшное бессердечие и отлучил виновных от причастия на три года, если они не осознают своего греха. Монахини горько плакали, и отец Арсений ослабил епитимию и простил их. Бессердечную сестру он отлучил лишь на год, а её пособниц - на шесть месяцев.

Преподобный Арсений Паросский


Отец Арсений предвидел свою смерть за месяц. На литургии в праздник святого Василий он объявил, что скоро отойдёт в мир иной. С большим усилием он смог совершить Богослужение на Крещение Господне, а после службы сказал монахиням, что это была его последняя литургия. Новость эта быстро распространилась по всем деревням Пароса. Люди плакали и спешили проститься с любимым духовным отцом, получив последнее благословление. За день до кончины он созвал монахинь и сообщил им, что завтра преставится, а 31 января 1877 года причастился Святых Даров и отошёл ко Господу.
Три дня люди приходили приложиться к его телу, а затем мощи святого были перенесены к месту погребения, которое он сам избрал.
Честные мощи подвижника были обретены 18 августа 1938 года. В лике святых преподобный Арсений Паросский был прославлен Константинопольским Патриархатом в 1967 году.



Мученик Евсигний Антиохийский

мч_Евсигий_Антиохийский


Святой Евсигний происходил из Антиохии; за всё время царствования Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора, Константина Великого и его сыновей он служил в войске; он известен, между прочим, как собеседник святого мученика Василиска и описатель его страданий, понесенных им при Максимиане. По усечении главы святого Василиска, святой Евсигний видел вместе с ним изображенный звездами на небе Крест, и, вооруженный силою крестною, он мужественно боролся с противниками.

Прослужив в войске шестьдесят лет, он оставил его при сыне Константина Великого Констанции, так как был уже очень стар. По возвращении на родину в Антиохию, он посвятил жизнь свою Богу, проводя всё время в молитве и посте, постоянно посещая храмы Божии; так он дожил до времени Юлиана Отступника, гонителя христиан1. Когда этот нечестивый царь прибыл в Антиохию, то святой Евсигний был взят на мучения, благодаря следующему обстоятельству. В один день он шел в церковь и на пути встретил двух язычников, поднявших между собою какой-то спор, перешедший в ссору. Когда святой Евсигний поравнялся с ними, они остановили его со словами:

– Нам известно, доблестный муж, что ты долгое время был воином и, поэтому, знаешь законы, – просим тебя разбери наш спор и произнеси свой справедливый суд.

Святой Евсигний исполнил их просьбу и разобрал их дело, как требовала того справедливость; один оказался правым, а другой нет. Последний обиделся, пошел к царю и донес ему, что Евсигний христианин. Царь приказал взять святого и привести к себе на суд. Представ пред мучителем, святой Евсигний безбоязненно обличил его за то, что он не следовал примеру Константина Великого, а отрекся от Христа и, перейдя в язычество, заменил поклонение истинному Богу почитанием идолов. Святой Евсигний восхвалял при этом веру и благочестие Константина Великого, рассказывая по порядку, как он видел Крест на небе и победил силою Его врагов, как, оставив язычество, всем сердцем прилепился к Господу Иисусу Христу, просветив верою и святым крещением не только себя самого, но и всю вселенную. Ублажая таким образом Константина Великого, святой Евсигний в то же время обличал богоотступника и укорял его за нечестие. Не желая выслушивать этих укоризн, Юлиан приказал отсечь голову воину Христову.

Таким образом святой Евсигний мученически скончался за Христа на сто десятом году жизни и преселился в жизнь вечную, где нет времени1.

_____________________
Примечания
1
Святой Евсигний усечен мечом в 362 г.


Священномученики Анфир (236) и Фавий (250), папы Римские, мученик Понтий (ок. 257)

мч_Понтий_Римский
(мученик Понтий Римский)


Мученик Понтий жил в III веке, был сыном римского сенатора язычника Марка и его жены Юлии. Во время беременности Юлии, она вместе с мужем вошла в языческий храм Юпитера. Бес, обитавший в храме, устами языческого жреца закричал, что младенец, носимый Юлией во чреве, уничтожит Юпитера и его капище. Когда родился мальчик, мать хотела его убить, боясь предсказания, но отец воспротивился этому, и ребенок остался жив. Он был назван Понтием, рос умным и способным к учению. По дороге в языческую школу Понтий проходил мимо дома, где христиане совершали утреннее Богослужение.

Вслушавшись в слова псалма, который пели христиане – «Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих...» (Пс. 113, 12), Понтий очень заинтересовался этими стихами и постучался в ворота. Папа Понтиан, который совершал службу, велел впустить Понтия и его спутника Валерия. После службы Папа долго беседовал с юношами, открывая им Евангельское учение, и через некоторое время крестил их. Святой Понтий обратил ко Христу отца, которого Папа Понтиан также крестил со всеми его домашними. По смерти отца святой Понтий, которому в то время было 20 лет, был назначен императором Александром Севером (222-235) сенатором вместо своего умершего отца. В сенате и в окружении императора Понтий пользовался всеобщим уважением за свой добрый нрав, рассудительность и справедливость. При преемнике императора Александра – Максимине (235-238) мученически окончил свою жизнь святой Папа Понтиан († 235 г.).

После святого папы Понтиана был избран епископом Рима святитель Анфир, который вскоре после своего избрания тоже принял страдания и смерть за Христа († 236 г.). Преемником его сделался святой Папа Фавий, который, будучи пресвитером, бесстрашно погребал тела мучеников.

сщмч_Фавий_Папа_Римский
(сщмч. Фавий, Папа Римский)


Он любил святого Понтия, как своего родного сына. Святой Понтий раздал через святого Фавия все свое имение на нужды бедных. После гибели нечестивого Максимина император Гордиан (238-244) не преследовал христиан, а его преемник, император Филипп (244-249), убежденный беседами и проповедью святого Понтия, уверовал во Христа и принял Крещение от святого Папы Фавия вместе с сыном-соправителем Филиппом. С разрешения императоров святой Понтий и святитель Фавий низвергли в языческом капище статую Юпитера и на этом месте воздвигли церковь. 4 года Церковь Христианская находилась в мире и покое. Затем воцарился Декий (249-251), устроивший мятеж и убивший императора Филиппа и его сына. В то время принял смерть за Христа и святитель Фавий, Папа Римский († 250), а святой Понтий удалился из Рима в город Кимелу (на границе Италии и Галлии) и жил там как странник. Тем временем император Валериан (253-259) разослал во все концы жестоких мучителей с полномочием искать и убивать всех христиан. В город Кимелу с этой целью явились Клавдий и Анавий. Святой Понтий бесстрашно исповедал себя христианином и отказался принести жертву идолам. Его заковали в цепи и бросили в темницу. До начала истязаний святой спокойно предупредил мучителей, что Господь не даст совершиться пытке и они увидят силу Божию. Действительно, как только слуги попытались привязать святого Понтия к дыбе, орудие тотчас же распалось на части, а мучители пали наземь, словно мертвые.

«Убедись, маловер, в силе моего Господа», – говорил святой Понтий Клавдию, но тот по совету Анавия отдал святого Понтия на растерзание двум медведям в цирке. Звери, не тронув святого, набросились на сторожей и растерзали их. Зрители стали кричать: «Един есть Бог, Бог христианский, в Которого верует Понтий !» По приказу мучителей был устроен костер, но он прогорел, а святой остался жив, и даже одежда его не сгорела. Еще сильнее народ закричал: «Велик Бог христианский!» Тогда присутствовавшие на зрелище иудеи стали кричать: «Убей скорее этого волхва!», – а святой Понтий возблагодарил Господа, вспоминая, что иудеи так же кричали Понтию Пилату: «Распни, распни Его», – требуя смерти Христа. Святой Понтий был приговорен к усечению мечом, и казнь совершилась за городом в 257 году. Тело святого Понтия было предано погребению его сверстником и другом Валерием на месте казни.


Мученики Кантидий, Кантидиан и Сивел

Мученик Кантидиан Египетский вместе со св. мучеником Кантидием (Кандидием) и Сивелом были побиты камнями в Египте.



Священномученик Стефан Хитров, пресвитер

сщмч_протоиерей_Стефан_Хитров


Священномученик Стефан Хитров родился 7 апреля 1851 года в селе Гуляевском Ирбитского уезда в семье священника. По окончании первого класса Пермской Духовной семинарии он в 1869 году был определен на должность псаломщика в Дмитриевскую церковь села Таушканского Камышловского уезда. 16 мая 1871 года Преосвященнейшим Вассианом, епископом Екатеринбургским, Стефан Григорьевич был посвящен в стихарь, а через два года переведен по прошению на служение в Богоявленскую церковь села Краснослободского Ирбитского уезда. 14 июля 1882 года состоялось знаменательное для него событие: он был посвящен в диаконский сан Преосвященнейшим Нафанаилом, епископом Екатеринбургским. Незадолго до этого Стефан Григорьевич женился на девице Марии Серафимовне; у них родились двое детей – Николай и Глафира. После многих лет служения в Краснослободском селе отец Стефан был переведен с семьей в церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Тропинского Шадринского уезда.

В 1914 г. отца Стефана рукоположили в сан священника и направили на служение в Успенскую церковь села Медный рудник Екатеринбургского уезда, а 6 августа 1917 года перевели в Преображенскую церковь села Гуляевского Ирбитского уезда.

После революции о.Стефан стал служить в Богоявленской церкви Краснослободского села Ирбитского уезда.
Во время гражданской войны отца Стефана арестовали в первый раз, но отпустили после уплаты контрибуции в размере 5000 рублей.

Отец Стефан благословлял своих духовных чад вступать в ряды Белой армии, на стороне которой воевал и его сын Николай. При отступлении армии Колчака отец Стефан вынужден был уйти с белыми. Это решение далось батюшке нелегко. Ему было уже около семидесяти лет, и он хотел остаться служить в своем родном селе. Его сын долго уговаривал отца уехать. Красные полностью разорили хозяйство батюшки: забрали весь хлеб и зарезали скот. Видя безвыходность положения, отец Стефан наконец решил покинуть село с отступавшими войсками. К тому же православным воинам необходим был священник.

С белыми отец Стефан отступал до города Омска, где и остался служить священником при лазарете. Когда Омск захватила Красная армия, батюшка некоторое время продолжал исполнять свои обязанности при лазарете: исповедовал, причащал, соборовал раненых, духовно поддерживал болящих. Через несколько месяцев он решил вернуться обратно в родное село.

В это время Краснослободская ячейка коммунистов проявила особую революционную инициативу. Местным властям было предложено принять к исполнению решение: всех «бегунцов», то есть лиц, возвратившихся из стана Колчака, а также и других «вредных элементов» отправлять в концлагерь. Поэтому когда отец Стефан вернулся в Краснослободское, он был взят под стражу для заключения в концлагерь до тех пор, «пока не будут побеждены саботаж и разруха» . У батюшки было удостоверение от Ирбитского комитета трудовой повинности об освобождении от всеобщей трудовой повинности в силу преклонного возраста, но это ничего не изменило. Во время ареста отец Стефан попросил разрешения передать ключи от церкви старосте – Павлу Григорьевичу Кокареву. Павел Григорьевич, узнав о случившемся, оповестил прихожан. Срочно созвали приходское собрание, на котором отец Стефан простился с членами общины и объявил о своем аресте. Это было время Великого поста, когда православные люди должны исповедоваться и причащаться. Верующие боялись остаться без священника. «Кто нас будет исповедовать?» – спрашивали они.

На собрании было решено созвать церковный сход, на котором обсуждалось, как освободить священника из-под ареста. Этот вопрос взволновал всю волость, на сход собрались жители из нескольких окрестных селений. В протоколах церковного схода говорилось:
«…От граждан деревни Мельниковой Краснослободской волости… постановление.

1. После обсуждения сего вопроса все единогласно постановили, что нам нужен священник, так как мы веры православной, от церкви не отказываемся, желаем исправлять все церковные Таинства; поэтому мы просим, чтобы священника для нас оставили.
2. Мы, нижеподписавшиеся граждане Краснослободского сельсовета… единогласно постановили, что если священник Богоявленской церкви Стефан Хитров ни в чем предосудительном не замечается, то просим начальника милиции 6-го района не задерживать священника Богоявленской церкви Стефана Хитрова… Просим его отпустить нам, так как сейчас Великий пост и нам нужно всем говеть.
3. Мы, нижеподписавшиеся прихожане Краснослободской волости… собравшись в местном храме в числе 526 человек… единогласно постановили просить кого следует, разъяснить нам, на основании каких причин арестуется священник Хитров. Так как в деяниях священника Стефана Хитрова мы не находим никаких преступных целей, влекущих за собой те или другие наказания, потому мы считаем нужным оставить священника Хитрова на месте при храме для исполнения церковных служб и… треб
».
В документе стоят 118 подписей жителей села Краснослободского, 52 – села Гомяковского, 60 – деревни Мельниковой, 50 – села Зуевского и других.

Как же отреагировала советская власть, без стеснения называвшая себя «народной и самой демократической властью в мире», на просьбу жителей волости освободить священника?
20 марта 1920 года последовал арест членов приходского совета. Их обвинили в организации бунта против советской власти. «Это уже не первое такое выступление, которое происходит из-за попов», – сообщил уполномоченный при Ирбитской уездной городской милиции.

Следствие по делу отца Стефана длилось четыре месяца, все это время он находился в заключении, виновным себя не признал. 16 августа 1920 года Екатеринбургская губернская чрезвычайная комиссия постановила: применить к Хитрову С. Г. как к контрреволюционеру, пытавшемуся «восстановить малосознательные массы против сов[етской] власти во имя спасения собственной шкуры», высшую меру наказания. Других арестованных приговорили к пяти годам лишения свободы.

Отец Стефан Хитров прославлен от Екатеринбургской епархии в лике новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года.



Священномученик Иоанн Смирнов, диакон


Священномученик Иоанн родился 16 марта 1887 года в селе Карачарово Московского уезда Московской губернии в семье крестьянина Иакова Смирнова. Образование получил в духовном училище, а затем с 1910 по 1918 год служил в армии в должности писаря в звании старшего унтер-офицера. В 1926 году он был рукоположен во диакона к Успенскому храму в селе Косино Ухтомского района Московской области.

27 ноября 1937 года, в разгар массовых гонений на Церковь, диакон Иоанн был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 30 ноября отцу Иоанну было зачитано постановление о привлечении его к ответственности за контрреволюционную деятельность, но, ознакомившись с ним, отец Иоанн отказался его подписать, так как был совершенно с ним не согласен.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Косине, Москва
(Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Косине, Москва)

– Следствие имеет материалы, которые говорят, что вы враждебно настроены к советской власти. Подтверждаете вы это? – спросил следователь.
– Нет, этого я не подтверждаю, – ответил диакон Иоанн.
– На основании имеющегося следственного материала, свидетельскими показаниями вы изобличаетесь как контрреволюционер. Дайте по этому вопросу отчет.
– Я контрреволюционером не был и контрреволюционной работы не вел.
– Вы следствию хотите рассказать о вашей контрреволюционной деятельности?
– Об этом мне совершенно не о чем говорить, так как я никакой контрреволюционной деятельности не вел.
– А что вы можете рассказать о контрреволюционной деятельности ваших сослуживцев?
– Ничего не могу сказать, так как этого не замечал.


7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на Дальний Восток. Диакон Иоанн Смирнов скончался 18 августа 1939 года в исправительно-трудовом лагере в Амурской области и был погребен в безвестной могиле.



Святитель Феогнист Черниговский

святитель_Феоктист_Черниговский

Память 5 августа, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских и Тульских святых.

До вступления на кафедру подвизался в Киево-Печерском монастыре. Он был в числе великих старцев, исцеливших молитвой преподобного Никиту, впоследствии святителя Новгородского.

В 1103 году по кончине игумена Иоанна святой Феоктист был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря.
В 1108 году он построил на средства благоверного князя Глеба Всеславича каменную трапезницу.

Именно святой Феоктист настоял, чтобы имя преподобного Феодосия было внесено в синодики святых по всей Руси. В 1110 году, 11 февраля, при нем было небесное знамение в Печерском монастыре: явившийся огненный столп от земли до неба и молния осветили всю землю, в 1 час ночи прогремел гром; огненный столп стоял над каменной трапезой, так что не было видно креста; затем перешел на церковь и стал над гробом преподобного Феодосия, а потом, повернувшись к востоку, стал невидим. "Это же был не огненный столп, но лик ангельский, - писал преподобный Нестор Летописец, - ибо ангел так является, когда столпом огненным, когда пламенем, как сказал пророк Давид: творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ" (Пс. 103, 4).

В 1113 году митрополитом Никифором он был посвящен во епископа Черниговского.

2 мая 1115 года святитель участвовал в перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба в Вышгороде, а позднее в Чернигове освятил близ кафедрального собора церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба, воздвигнутую в 1120 году князем Давидом Святославич. Благоверным князьям-страстотерпцам святитель посвятил слово в день их памяти.

6 августа 1123 года, в праздник Преображения, святитель Феоктист скончался.

Память святителя отмечается 5 февраля. В одном из списков святых сказано, что он был погребен в Печерском монастыре. К памяти святителя Феоктиста верующие обращаются и 28 сентября, когда он упоминается в 9 песни канона Собора преподобных отцов Ближних пещер.


Мученик Освальд, король Нортумбрийский

Святой король Освальд


Святой Освальд, имя которого в переводе со старонемецкого означает "Бог правящий", родился около 604 года. Он был вторым из семи детей Этельфрита (Æthelfrith), англо-саксонского короля Берниции и Дейры – двух краёв, впоследствии составивших Нортумбрию. Матерью Освальда была Аха (Acha) из королевского рода Дейры. Сам Освальд был братом святой Эббы и племянником святой Этельреды.

Ему было одиннадцать лет, когда отец был убит в сражении, и мальчик бежал в монастырь Иона, основанный святым Колумбой, где и принял святое крещение. В 633 году брат Освальда Энфрит (Eanfrith), бывший короткое время королём Берницийским, был убит во время переговоров о мире. В 634 году в битве при Хэвенфильде Освальд, собрав маленькую армию, одержал победу над бриттом Кадваллоном ап Кадфаном (Cadwallon ap Cadfan), королем Гвинедским, и возвратился на престол. Перед битвой он установил деревянный крест, перед которым долго молился. Житие святого Колумбы написанное Адомнаном (Adomnán) также доносит до нас рассказ самого короля Освальда который имел видение святого Колумбы в ночь перед битвой, в котором святой сказал королю:

Буть силен и мужайся. Вот, я буду с тобой. В эту ночь выступай из своего лагеря в битву, ибо Господь даровал мне чтобы враги твои обратились в бегство и Кадваллон твой враг был предан в руки твои и победа в битве была твоя и правил ты счастливо.

Освальд открыл своё видение на военном совете и его сподвижники согласились принять святое крещение после битвы. Так бритты окончательно покорились англо-саксонским пришельцам, Освальд стал королем Нортумбрии и правил также бриттами, пиктами и шотландцами, а Православная вера распространялась среди всех народов.
Для наставления в вере Освальд пригласил шотландских монахов и святого Айдана для проповеди Благой Вести в своих землях. Духовным центром его земель стал монастырь Линдисфарн, основанный королем и святителем Айданом около 635 года. В благовестнических подвигах Айдана король Освальд служил кельтскому святителю переводчиком на английский язык.

После женитьбы на Кинебурге (Kyneburga), дочери короля Уэссекского Кинегильса (Cynegils), святой король убедил последнего принять святого Бирина и предоставить ему возможность для проповеди. Согласно Беде Достопочтенному, сам король, получив от Бирина наставления,
очистился от грехов в водах крещения вместе со всем своим народом. Случилось так, что Освальд, святейший и победоноснейший король нортумбрийцев, присутствовал при этом и стал королю крестным отцом. Поистине, их дружба была угодна Богу; этот муж, дочь которого Освальд позднее взял в жены, был в тот день после нового рождения и обращения ко Христу назван им своим сыном. Оба короля даровали епископу для резиденции город Доркик.
Своими победами Освальд стяжал себе признание короля всех саксов Англии. Адомнан говорит о нём как о «Богом избранном императором всей Британии» и восемь лет его правления вошли в историю Англии тех лет редким временем почти полного объединения.
По преданию Освальд отличался великим милосердием. Так, однажды на Пасху, когда во время званого обеда ему сообщили, что бедные перед воротами просят подаяние, то он повелел вынести им всю еду и расколол серебряное блюдо, дабы раздать его куски нищим. Тогда-же святой Айдан взял правую руку короля, говоря: «Да не сгинет эта рука вовеки.»

Святой Освальд пал в битве с мерсийцами под руководством короля Пенды под Мэзерфильдом 5 августа 642 года, в возрасте 38 лет. Тело короля было изувечено и в таком виде выставлено на всеобщее обозрение, отчего его также почитают и как мученика.


Мощи и почитание

На следующий год после его смерти в бою брат и наследник святого Освальда, Освиу, извлек его мощи. Честная глава Освальда упокоилась в Линдисфарне. Впоследствии её перенесли в собор в Дарэме, где позже был похоронен святой Кутберт Линдисфарнский. Руки Освальда впоследствии были в Бамбурге, причем правая рука оставалсь нетленной по пророчеству Айдана. Изувеченное тело было передано монастырю Бардни, о чём монахи узнали по столпу света, исходящему из него. Король Оффа Мерсийский позволил украсить могилу святого Освальда. После набега викингов и разрушения монастыря мощи были перезахоронены в Глостере.
Линдисфарнские монахи распространили память об Освальде и на континенте. В частности, его мощи имеются в монастыре города Хильдесхейм.

Церковь св. короля Освальда на месте его мученической кончины в Освестри, Шропшир (датируется 640 г.)
(Церковь св. короля Освальда на месте его мученической кончины в Освестри, Шропшир (датируется 640 г.))


Почитание короля началось сразу после его кончины. Святой Беда Достопочтенный сообщаяет что земля с места его смерти стала почитаться целебной и вскоре там образовалась яма в человеческий рост глубиной. Регинальд Дарэмский также сообщает о другом чуде. По его рассказу правая рука святого была унесена птицей. Дерево, на которое та села, обрело жизнь, а из места на которое птица уронила руку святого забил поток. Впоследствии и дерево и поток прославились исцелениями.
Освальд считается покровителем английской короны, скота, жнецов; ему молились при чуме.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments