filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

30 июля (12 августа) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...


Преподобный Герман Соловецкий, обретение мощей

прп_Савватий_Герман_Соловецкие


Летом 1428 года вместе с рыбаками Пр. Герман прибыл на Поморский берег. Приблизительно в это же время и Преподобный Савватий, постриженик Валаамской обители, искал уединенного места для своих подвигов. Господь помог Преподобному отыскать человека, пожелавшего разделить с ним пустынную жизнь. Этим человеком стал инок Герман, почти год живший отшельником при часовне в селе Сорока на реке Выге. В житии преподобных Зосимы и Савватия говорится: "И пришел Савватий на реку Выг, там была часовня. И встретил он там некоего монаха, по имени Герман, был же он родом из карельских людей".

Герман рассказал Савватию о Соловецком острове. Поэтому он подтвердил Пр. Савватию все то, что тот уже слышал об этом острове от местных жителей. И вот, посоветовавшись между собой и помолившись Богу, подвижники решили отправиться на Соловецкий остров. Приготовив лодку, еду и вещи, Савватий и Герман пустились в плавание по Белому морю, возложив все свое упование на Господа. Иноки поселились под горой, названной ими Секирной, на расстоянии одной версты от берега. Герман и Савватий поставили крест и небольшую келью и "начали жить о Господе, в непрестанных трудах, молитве и пении псалмов". "Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь к Нему путем непрестанной молитвы и пения псалмов Давидовых".

Было это в 1429 году.

Господь благословил Соловецкий остров для уединенной монашеской жизни и миряне не могли на нем долго оставаться. Будучи неграмотным, но вразумляемый Божиим Промыслом и желая сохранить память о подвигах преподобного Савватия для назидания многих, он приказал клирикам записать свои воспоминания о преподобных Савватии и Зосиме, о событиях, происшедших при их жизни. Пр. Герман любил слушать назидательное чтение и завещал ученикам собирать в обитель книги. Более пятидесяти лет прожил Пр. Герман на суровом острове, проводя жизнь в непрестанной Иисусовой молитве и трудах.

Часто он совершал опасные плавания с острова на материк по различным нуждам обители. В 1435 году Пр. Герман уехал на Онегу за припасами, а Пр. Савватий в его отсутствие отошел ко Господу. Однако в скором времени в устье реки Сумы Господь привел Пр. Германа к молодому монаху Зосиме, пришешиму на побережье Белого моря в поисках уединенного места. Пр. Герман поведал ему о пустынном морском острове, где он с Пр. Савватием прожил 6 лет. Преподобный Зосима соорудил келлию на берегу пресноводного озера в полуверсте от келлии Пр. Германа. Когда на острове собралось несколько пустынников, был основан монастырь.


Смерть Германа Соловецкого

В 1479 году игумен Арсений послал Пр. Германа в Новгород. Там, в обители Пр. Антония Римлянина (Антониевом монастыре), исповедовавшись и причастившись Животворящих Таинств, святой Герман мирно отошел ко Господу. Соловецкие иноки повезли его тело в Соловецкую обитель, но из-за распутицы принуждены были похоронить у часовни в деревне Хавроньиной на реке Свири.


Обретение мощей

В 1484 году, игумен Исаия благословил перенести мощи Пр. Германа в Соловецкую обитель. Честные мощи святого были обретены нетленными. Святые мощи преподобного с честью положили с правой стороны алтаря в монастырском храме во имя Святителя и Чудотворца Николая, рядом с мощами Пр. Савватия. Впоследствии над местом погребения Пр. Германа была устроена часовня, а в 1860 году в обители был освящен каменный храм его имени.

В 1990 г. мощи трех Соловецких чудотворцев были переданы Церкви и до августа 1992 г. хранились в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 1992 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, мощи Пр. Зосимы, Пр. Савватия и Пр. Германа Соловецких были возвращены в обитель.

Мощи Пр. Германа Соловецкого ныне пребывают в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском Монастыре Архангельской Епархии Русской Православной Церкви (пос. Соловки, Архангельская область, Россия).

Спасо_Преображенский_ставропигиальный_мужской_монастырь
(Спасо- Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь)


Тропарь преподобного Германа Соловецкого
глас 8
Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/ Христу тесным жития путем последовал еси/ и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/ в нем многа лета постнически пожил еси,/ идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси,/ с ними же моли Христа Бога о нас,/ любовию чтущих святую память твою.

Ин тропарь, древний, преподобного Германа Соловецкого
глас 8
Украсився, премудре, постническим житием,/ спостник был еси и сожитель в морстем отоце/ преподобным отцем Зосиме и Савватию,/ сподвизавел в молитвах, и трудех, и в пощениих,/ преподобне отче Германе,/ но, яко имея дерзновение к Богу,/ моли избавити нас от враг и спасти души наша.

Кондак преподобного Германа Соловецкого
глас 4
Вышних желая,/ вся долу влекущая возненавидел еси/ и, отечество свое оставль,/ в поморие пустынное отшел еси,/ таже в морский остров удалився,/ в нем многа лета Господеви поработал еси./ Темже, память твою празднующе,/ любовию вопием ти:/ радуйся, Германе Богомудре, отче наш.

Молитва преподобному Герману Соловецкому

О, преподобне и богоносне отче наш Германе, безмолвнаго иноческаго жития во острове Соловецтем первоначальниче! Молим тя мы недостойнии, предстояще пред честной иконой твоей: буди молитвенник и ходатай о нас грешных пред престолом Вседержителя Бога, Емуже в дерзновении предстоиши со ангелы и всеми святыми, да дарует нам, яко благий и человеколюбивый, вся потребная к животу и благочестию, душам и телесем нашим здравие, во всех благих преспеяние и Свою всесильную помощь во всяких искушениих, бедах же и напастех, воздвизаемых на ны от враг спасения нашего; обители же твоей моли избавитися от всякаго злаго обстояния, и приходящим в ню ближним и дальним получити вся просимая ко душевней и телесней пользе. Наипаче же испроси, угодниче Христов, всем нам грехов отпущение, христианскую кончину жития и наследие Царства Небеснаго у Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Апостолы от 70-ти Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник (I)


апостолы_70_Силуан_Крискент_Сила
(апостолы от 70: Силуан, Крискент, Сила)


Апостол от 70-ти святой Сила был в первоначальной Иерусалимской Церкви мужем уважаемым, «начальствующим между братиями» (Деян. 15, 22). После состоявшегося в Иерусалиме в 51 году Собора апостолов по вопросу о необходимости соблюдения Моисеева закона христианами из язычников апостолы отправили послание Антиохийским христианам через апостолов Павла и Варнаву, в котором сообщали, что решением Собора христиане из язычников освобождались от соблюдения предписаний Моисеева закона. Было постановлено для них воздерживаться от вкушения идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови и не делать другим того, чего себе не желают (Деян. 15, 20-29). Вместе с апостолами Павлом и Варнавой в Антиохию были посланы Собором члены Иерусалимской Церкви святые Сила и Иуда для разъяснения послания словесно, что они оба и исполнили при содействии благодати Святого Духа. Затем святой Иуда был отпущен в Иерусалим, а святой Сила остался в Антиохии и ревностно помогал Апостолу языков в его миссионерских путешествиях с Евангельской проповедью. Апостолы посетили Сирию, Киликию, Македонию.

В городе Филиппах их обвинили в том, что они возмущают народ, за что святых апостолов схватили, били палками, а затем бросили в темницу. В полночь, когда святые апостолы Павел и Сила молились, внезапно произошло сильное землетрясение, оковы спали с них и двери темницы растворились. Темничный сторож, испугавшись, что узники бежали, хотел покончить с собой, но был удержан апостолом Павлом. Тогда, с трепетом припав к ногам апостолов, он с верой принял от них благовестие о Христе, вывел их из темницы, привел в свой дом, омыл их раны и крестился со всеми своими домашними.

Из Филипп апостолы Павел и Сила пошли в города Амфиполь, Аполлонию и Солунь, приобретая в каждом городе новых учеников Христовых и утверждая Церкви.
В Коринфе святой апостол Сила был рукоположен во епископа, там он, совершив многие знамения и чудеса, кончил свою жизнь.

Святой апостол Силуан проповедовал Слово Божие вместе с верховными апостолами Петром и Павлом. В 1-м Соборном послании святой апостол Петр упоминает о нем: «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1 Петр. 5, 12). Святой Силуан был поставлен епископом в Солунь и там мученически скончался, претерпев много скорбей и напастей ради Господа.

О святом апостоле Крискенте упоминает святой апостол Павел во 2-м послании к Тимофею (2 Тим. 4, 10), говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию. Там он был поставлен епископом, а затем проповедовал Слово Божие в Галлии. В городе Виенне апостол Крискент поставил епископом своего ученика Захарию. Возвратившись в Галатию, он мученически скончался при царе Траяне (98-117).

апостол_70_Епенет
(апостол от 70 Епенет)


Святой апостол Епенет был поставлен епископом в Карфаген. В послании к Римлянам (Рим. 16, 5) святой апостол Павел пишет: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа». В том же послании апостол Павел вспоминает и апостола Андроника: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим. 16, 7). Святой апостол Андроник был епископом в Паноннии (память святых Андроника и Юнии 17 мая).

апостол_70_Андроник
(апостол от 70 Андроник)


Кондак апостолов
глас 4
Лозие явистеся Христова винограда,/ гроздие приносяще, мудрии, в добродетелех,/ вино нам спасения источающе,/ еже приемлюще, веселия исполняемся,/ празднующе всечестную вашу память,/ в нюже молитеся о оставлении грехов наших,// Господни апостоли.

Тропарь апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника
глас 3
Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим,/ Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом,/ сии бо идольскую лесть обличиша/ и, неверныя в веру уловивше,/ молят непрестанно о всех, память их величающих.


Священномученики Полихроний, епископ, Пармений, Елима, Хрисотель, пресвитеры, Лука, Муко, диаконы, мученики Авдон, Сеннис, Олимпий, Максим


Священномученик Полихроний, епископ Вавилонский, пресвитеры Пармений, Елим, Хрисотель, диаконы Лука и Муко, святые мученики Авдон и Сеннис, князья Персидские, и святые мученики Олимпий и Максим пострадали в III веке во время гонения на христиан императора Декия (249-251). Декий, победив персов и овладев их страной, нашел там много христиан и начал их преследовать. Вавилонский епископ, святой Полихроний, его пресвитеры Пармений, Елим, Хрисотель и два диакона, Лука и Муко, были схвачены и приведены к императору. Тот приказал им принести жертву идолам. Но святой Полихроний смело отвечал Декию: «Мы самих себя приносим в жертву Господу нашему Иисусу Христу, а вашим ничтожным идолам, сделанным человеческими руками, никогда не поклонимся». За эти слова разгневанный Декий бросил исповедников в темницу.

При вторичном допросе святой Полихроний стоял молча. Тогда Декий сказал пресвитерам: «Начальник ваш онемел». Святой Пармений возразил: «Святой епископ не онемел, но не хочет осквернять своих чистых уст и «метать бисер пред свиньями(Мф. 7, 6). Раздраженный Декий велел отрезать язык святому Пармению за эти слова. Несмотря на это, Пармений, обратившись к святителю Полихронию, ясно произнес: «Молись за меня, отче, я вижу на тебе Духа Святого». По приказанию Декия святого епископа Полихрония стали бить камнем по устам, и он, подняв глаза свои к небу, испустил дух. Тело его осталось лежать перед храмом Сатурна. Ночью пришли два персидских князя Авдон и Сеннис, тайные христиане, и погребли тело святого мученика возле городской стены.

Вскоре Декий отправился в город Кордулу и приказал вести за собой трех пресвитеров и двух диаконов. В Кордуле он снова принуждал мучеников принести жертву идолам, но святой Пармений, несмотря на отрезанный язык, громко и твердо отвечал за всех отказом.

Декий, считая, что святой Пармений говорит без языка силой волшебства, приказал усилить муки и жечь исповедников огнем. В это время послышался Голос с неба: «Приидите ко Мне, смиренные сердцем». Декий счел и этот голос действием волшебства и приказал отсечь мученикам головы. Персидские князья Авдон и Сеннис ночью похитили тела мучеников и погребли в своем селе, близ Кордулы. Об этом было донесено Декию. Князей схватили и привели к императору. Тот, видя их твердость и мужественное исповедание Христа, повелел заключить святых князей в темницу. Святые радовались и славили Бога за такую участь.

В тот же день другие два перса Олимпий и Максим были приведены к Декию, как христиане. За смелое исповедание веры во Христа святые мученики после жестоких истязаний были усечены мечом. Пять дней тела их лежали непогребенными, но на шестой день христиане тайно ночью погребли останки их с честью.

Возвращаясь в Рим, Декий повел с собой Авдона и Сенниса в оковах. В Риме, призвав жреца, Декий приказал святым принести жертву богам, обещая свободу и почести. Святые мученики ответили: «Мы только себя приносим в жертву Богу нашему Иисусу Христу, своим же богам ты сам приноси жертву». Тогда Декий осудил их на съедение зверям. Выпущенные на них два льва, а затем четыре медведя не коснулись святых мучеников и легли у их ног. Тогда Авдона и Сенниса зарубили мечами. Тела их лежали три дня перед идолом для устрашения христиан. Ночью тайный христианин, именем Кирин, взял тела мучеников и похоронил в своем доме. Святые мученики Авдон и Сеннис пострадали в 251 году. Мощи их хранятся в церкви святого Марка в Риме.



Священномученик Валентин, епископ, мученики Прокул, Ефив, Аполлоний, праведный Авундий


сщмч_Валентин__Интерамнский
(священномученик Валентин Интерамнский)


Валентин (Уалентин) (+ ок. 273), епископ Интерамнский, священномученик, был епископом в Умбрии (Италия), в городе Интерамне. Согласно мученическим Актам V-VI вв. (по А. Аморе), обладал даром чудотворений и молитвой исцелял людей от разных болезней.

В то время в Рим пришли из Афин три юноши язычники Прокул, Ефив и Аполлоний для ознакомления с римской наукой и языком. Они нашли себе наставника, именем Кратон, и жили в его доме. Случилось, что сын Кратона Херимон тяжело заболел, спина его согнулась так, что голова очутилась между колен. Кратон обратился к епископу Валентину с усердной просьбой помочь больному. Придя в Рим к Кратону, святой епископ затворился в особой комнате вместе с больным юношей и усердно молился всю ночь. Когда наступил день, счастливые родители увидели своего сына исцеленным, уверовали во Христа и крестились со всеми своими домашними. Ученики Кратона юноши Прокул, Ефив и Аполлоний также приняли святое крещение и стали вместе с Херимоном преданными учениками святителя Валентина.

Слава о духовном учителе быстро распространилась, и много юношей и отроков обратилось к вере во Христа. В числе их был Авундий, сын Плацида, префекта Рима. Авундий, приняв святое крещение, возгорелся духом и открыто перед всеми исповедал себя христианином. Это был смелый поступок, так как в то время еще господствовало в мире языческое многобожие, а христианство преследовалось. Гнев отца и других начальствующих обрушился на святого епископа Валентина, наставника юношей. Плацид велел схватить Валентина. Его стали принуждать отречься от Христа и поклониться идолам. После многих мучений его бросили в темницу, куда к нему стали приходить ученики. Узнав об этом, начальник приказал вывести Валентина из темницы и отсечь ему голову.

Ученики святителя Прокул, Ефив и Аполлоний взяли тело своего учителя и отнесли в город Интерамну, где с честью погребли на 63-й миле Фламиниевой дороги. Они проводили дни при гробе святого епископа в молитвах, и к ним стали собираться верующие и язычники, которых они обращали к истинной вере. Это стало известно властям.

Однажды, когда они совершали над могилой мученика бдения, были схвачены язычниками и представлены на суд градоначальника Интерамны Леонтия, который, не сумев склонить их уговорами к отречению от Христа, приказал тайно обезглавить ночью.

Сын градоначальника праведный Авундий, узнав, что друзья его заключены в темнице, поспешил придти к ним, но, не застав их в живых, сильно опечалился. Он взял их тела и похоронил при гробе святого епископа Валентина.

Вскоре в Риме мученически пострадал Кратон со своей семьей. При Римском папе Захарии в Интерамне над могилой святого Валентина была выстроена базилика в его честь. В Европе в средние века священномученику Валентину молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).

Поскольку в Римском Мартирологе под 14 февраля помещены памяти 3 Валентинов: Интерамнского епископа, римского пресвитера и африкан. мученика (относительно последнего неизвестно ни точное место страданий, ни время жизни), то произошло смешение этих святых. Через Юж. Италию на Восток проникло почитание только Валентина Интерамнского и его дружины (мучеников Прокла, Ефива, Аполлония и прав. Авундия). Его память зафиксирована в ряде визант. календарей южноитал. происхождения: в Неаполитанском (IX в.) святой фигурирует под именем Валент, в месяцеслове Синайского Канонаря (IX в.) - как Валентий.

Русская Православная Церковь чтит память Валентина Интерамнского и пострадавших с ним Прокула, Ефива и Аполлония вместе с прав. Авундием 30 июля.


Святой исповедник Цотне Дадиани

Святой исповедник Цотне Дадиани


Святой Цотне Дадиани, доблестный полководец и правитель Эгриси (Западная Грузия), жил во второй половине тринадцатого века. В этот период Грузия находилась под монгольским игом. Положение страны было невыносимым до такой степени, что грузинская знать решила поднять народ на восстание против захватчиков.
Собравшись на вершине горы Кохта, правители всех частей Грузии договорились выступить единым фронтом и местом сбора войск назвали Картли. Цотне Дадиани и Рачинский эристави первыми отправились собирать войско.

Из-за измены о заговоре стало известно монголам. Они оцепили гору Кохта, арестовали всех повстанцев, кроме Цотне Дадиани и эристава Рачинского, и отвезли в Ани-Ширакавани, к монгольскому правителю.
Арестованные отрицали все обвинения и целью сбора на Кохтастави называли желание упорядочить сбор татарской дани. По приказу монгольского нойна их оголили, связали и, обмазав медом, бросили под палящее солнце, ежедневно допрашивая о цели сбора на Кохта.
Узнав о случившемся, Цотне Дадиани безмерно огорчился и счёл делом чести самому предаться смерти и позору. Он в сопровождении двоих слуг поехал в Ани - положить душу свою и принять страдание вместе с братьями. Прибыв в Ани и увидев обреченных на смерть собратьев, доблестный эристави Эгриси разделся, сам связал себя и лёг рядом с ними под палящее солнце.

Удивленные монголы доложили нойну о странном человеке, добровольно лёгшем рядом с наказанными. Нойн вызвал его к себе и спросил о причине такого странного поведения. "Мы все собрались с одной целью - упорядочить сбор дани и исполнить ваш приказ. Если за это мои соотечественники наказаны, я желаю разделить их участь!" - ответил отважный эристави. Рыцарский поступок Цотне произвел неотразимое впечатление на монголов, и все пленённые князья были освобождены.
В следующем заговоре против монголов (1259 г.) имя Цотне Дадиани нигде не фигурирует. Историки предполагают, что к тому времени он уже скончался.
В Грузии всем известно доблестное имя Цотне Дадиани. Его героизм и преданность чести всегда был примером для всех поколений грузин, и народ во все времена воздавал ему почести, как святому.
26 октября 1999 года по постановлению Священного Синода Цотне Дадиани был причислен к лику святых, что было изъявлением воли православного народа.



Святой царь Стефан Владислав Сербский

Святой царь Стефан Сербский (1224) 1


Сте́фан Вла́дислав Не́манич (серб. Стефан Владислав Немањић; ок. 1200 - между 1264 и 1281) — в 1234-1243 годах сербский король из династии Неманичей, известный также как святой Владислав Сербский.

Стефан Владислав родился около 1200 года и был вторым сыном короля Стефана Первовенчанного и византийской принцессы Евдокии.
В 1227 году король Стефан Первовенчанный заболел и вскоре скончался, приняв перед смертью монашеский постриг. Его старший сын Радослав был увенчан королевской короной в монастыре Жича, приняв её из рук своего дяди, архиепископа Саввы. Младшие сыновья Стефана, Владислав и Урош, получили в правление уделы. Еще один его сын, Предислав, вскоре после этого был назначен епископом Захумья, приняв имя Саввы, и позднее стал архиепископом Сербии (1263-1270). Церковная власть и светская, таким образом, оказались в руках членов одной семьи.

Согласно биографу монаху Феодосию, Радослав первоначально был хорошим правителем, но затем попал под влияние своей жены - дочери Феодора Комнина, эпирского деспота. Зависимость короля от его жены и тестя настроили против него сербское дворянство. Тем не менее положение Радослава было весьма стабильным, пока Феодор Комнин сохранял свою власть. Однако в 1230 году Феодор Комнин был разбит и пленен в битве при Клокотнице болгарским царем Иваном II Асенем, после чего позиции Радослава, вероятно, серьезно ослабли. В результате несколько влиятельных дворянских семей восстали против власти короля осенью 1233 года. Феодосий писал, что знать отказалась от поддержки Радослава и встали на сторону молодого Владислава. Радослав бежал из страны между 1 сентября 1233 года и 4 февраля 1234 года. Есть сведения о том, что Радослав в этот период пытался бороться за восстановление на троне, в частности, он пообещал наместнику Рагузы торговые привилегии в обмен на поддержку. Узнав об этом, Владислав начал угрожать Рагузе, Радослав обратился за помощью к боснийскому бану Нинославу, но потерпел неудачу и бежал к Мануилу Комнину в Диррахий.

Архиепископ Савва попытался погасить конфликт. Его симпатии, скорее всего, были на стороне Радослава, так как он был законным правителем, однако, желая не допустить масштабной борьбы за трон, он предпринял меры для коронования Владислава. Во многом благодаря усилиям Саввы Владислав женился на дочери могущественного болгарского царя Ивана II Асена. Вскоре после этого Савва отказался от сана в пользу своего ученика Арсения. С Саввой связался Радослав, пожелавший вернуться на родину и заявивший о своем отказе от борьбы за трон. В результате, как писал Феодосий, чтобы защитить Радослава от Владислава, Савва постриг его в монахи под именем Йован (Иван). Савва умер в 1235 году в Болгарии, направляясь домой из паломничества по Святой Земле, и с почетом был похоронен в Церкви Сорока Великомучеников в Тырново. Тело Саввы было возвращено в Сербию после нескольких обращений короля Сербии и было захоронено в монастыре Милешева, построенном Владиславом в 1234 году. Савва был канонизирован, а его мощи были признаны чудотворными.
Условия соглашения между Владиславом и Радославом, сопутствовавшего возвращению последнего в Сербию, доподлинно неизвестны, но скорее всего, он больше не восставал против короля. Существует гипотеза, что Радослав даже получил в управление часть сербской территории.

Монастырь Милешева, построенный королем Стефаном Владиславом
(Монастырь Милешева, построенный королем Стефаном Владиславом)


Внешняя политика

К концу 1230-х годах венгры отобрали у болгар Браничево и Белград. Между 1235 и 1241 венгерские крестоносцы провели военную кампанию против Боснии. Собственно Сербия не представляла особого интереса для крестоносцев, однако венгры начали угрожать Захумью - приморской территории, на которую претендовали сербы. В 1237 году Коломан Галицкий атаковал Захумье, хотя до конца не ясно, было ли это собственно сербское (Восточное) Захумье или междуречье рек Неретва и Цетинье, где сербы не имели никакой власти в то время. Северная часть Захумья, где правил родственник Владислава Тотен, пала быстро, однако Владислав направил армию, чтобы сохранить регион. В итоге крестоносцы были оттеснены к границе, а Владислав дошел до Цетинье без серьезных боевых столкновений, после чего добавил Захумье в своему титулу.

Эти события поставили Сербию под угрозу масштабной католической агрессии. Очевидно, что брачный союз между Владиславом и Иваном II Асенем был направлен именно на сдерживание венгерской угрозы. Некоторые ученые полагают, что Сербия при Владиславе признала болгарский сюзеренитет, но это достоверно не установлено, так как ни один источник того времени не называет Ивана II Асена сюзереном Владислава. Иван II Асен, очевидно, имел серьезное влияние на политику Владислава. Однако официального союза между двумя государствами не существовало - вероятно, сербский король опасался устанавливать слишком тесные связи с Болгарией, так как это могло вызвать недовольство сербской знати и привести к перевороту, как это случилось с его братом Радославом.
После возвращения останков Саввы на родину в 1237 году Владислав подписал договор с Джованни Дандоло о торговых привилегиях для принадлежавшей венецианцам Рагузы - в обмен на них власти Рагузы обязались не допускать на близлежащих территориях подготовку действий против Сербии.

После смерти Ивана II Асена у Владислава появились внутренние проблемы. Не исключено, что Владислав смог бы подавить сопротивление непокорных дворян, если бы не начавшееся монгольское вторжение. В период между 1206 и 1227 годами монголы захватили обширные территории в Азии, а к концу 1240 года покорили Русь, опустошили Польшу, часть Венгрии, Хорватии и Боснии. Зимой 1241 года монголы перешли Дунай и вошли в западную Венгрию. Король Бела IV не смог организовать сопротивление захватчикам. Хорватия была полностью опустошена - хан Батый охотился за Белой IV, который в то время был в Сплите, а затем бежал в Трогирe. Монголы не стали осаждать Сплит и безуспешно атаковали Клис. Бела IV бежал на остров Раб, монголы попытались его преследовать, но их силы были истощены в боях. В результате, получив известие о смерти хана Угэдея, монголы поспешили домой, на восток, чтобы выбрать нового хана. На пути к дому они опустошили Сербию, Боснию и Болгарию. Хотя Сербия пребывала в руинах, страна не понесла значительных людских потерь: население отступило в леса, и монголы не имели желания преследовать их. Сербские города Котор, Дриваст и Свач были сожжены. Монгольское нашествие принесло разрушения, однако фатальным для Владислава стало не оно, а уже упомянутая смерть Ивана II Асена, оставившая его без поддержки.


Потеря трона и смерть

Недовольное болгарским влиянием дворянство перешло на сторону Уроша - младшего (сводного) брата Владислава. Весной 1243 года Владислав был вынужден отречься от престола в пользу Уроша. Вероятно, что Урош сломил сопротивление брата довольно быстро и удерживал его в тюрьме некоторое время. Однако королева Белослава не смирилась с переворотом и укрепилась в Рагузе. Это подтверждается указом Уроша, датированным летом 1243 года, по которому жители Рагузы клялись в верности королю.

Стефан Владислав, фрагмент фрески в храме Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Грачаница. Косово, Сербия
(Стефан Владислав, фрагмент фрески в храме Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Грачаница. Косово, Сербия)


Династический кризис завершился быстро - братья смогли договориться. Урош проявил благородство к Владиславу и дал ему в управление Зету, а также разрешил пользоваться королевским титулом.
Историк Йиречек полагает, что Владислав в дальнейшем жил в Скадаре.
Владислав умер между 1264 и 1281 годами и был похоронен в монастыре Милешева.


Священномученик Иоанн Плотников, диакон

сщмч_диакон_Иоанн_Плотников


Иоанн Степанович Плотников родился в 1864 году в семье священнослужителя села Катайское Камышловского уезда (ныне – город Катайск Курганской области). В 1880 году он закончил Долматовское духовное училище, после чего нес служение псаломщика Свято-Троицкой Церкви села Катайское. Он сотрудничал с Уральским обществом любителей естествознания (УОЛЕ), за многолетний сбор «климатический наблюдений», по представлению УОЛЕ, псаломщик Иоанн Плотников был отмечен Архиерейской грамотой.

В 1906 году он был рукоположен в сан диакона и направлен для служения в приход в честь Сретения Господня Старопышминского завода. Отец Иоанн верой и правдой служил Господу. Не отрекся он от веры Отеческой и тогда, когда власть захватили большевики. Богоборцы грабили церковные ценности, закрывали церкви, убивали священников и благочестивых мирян. 30 июня 1918 года, на горе Высокой отец Иоанн был зверски убит пришедшими к власти большевиками, как представитель «реакционного класса».

Все эти сведения удалось собрать прихожанам Сретенского храма, буквально по крупицам. В настоящее время восстановлено также местонахождение могилы отца Иоанна на Старопышминском поселковом кладбище.

В 2000 году отец Иоанн (Плотников) прославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года.

В день памяти священномученика Иоанна Старопышминского Праздничное богослужение в Старопышминске возглавил первый помощник Правящего Архиерея митрофорный протоиерей Владимир Зязев.

Прихожане молились священномученику Иоанну, причастились Святых Таин Христовых.
Богослужение завершилось общим Крестным ходом – на гору Высокую, где принял смерть отец Иоанн. У подножия горы расположен восстановленный силами прихожан источник в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение Злых Сердец». С молебным пением прихожане шли по улицам поселка.
У святого источника состоялся краткий молебен. От источника прихожане, по выложенной камнями тропинке, поднялись на гору Высокую. Здесь нынешней весной был установлен Поклонный крест – железный, четырехметровый. Прихожане и священнослужители на своих плечах поднимали его на гору высотой почти 900 метров.

Вода источника стекает к подножию горы Высокой прямо от установленного Креста.
У основания Креста – памятная гранитная плита с датой мученической кончины отца Иоанна.

С горы открывается вид на восстановленный Сретенский храм, на весть поселок Старопышминск. Сверкающий золотом крест виден издалека. Он – свидетельство того, что память людскую уничтожить невозможно, что правда о подвиге сотен новомучеников восстает и ярко сияет по всей земле Российской.

крест на месте расстрела сщмч Иоанна Плотникова гора Высокая Старопышминск вид на Сретенский храм
(Крест на месте расстрела священномученика Иоанна Плотникова, гора Высокая, Старопышминск, Екатеринбургская епархия. Вид на Сретенский храм)



Икона Богородицы Оконская

икона_Божьей_Матери_Оконская


Свято чтимая икона, именуемая Оконской, находится в селе Лыскове Нижегородской губернии. Среди местных жителей она пользуется большим почитанием как чудотворная.

Местные жители неоднократно получали от Оконской иконы Богоматери исцеления от различных телесных недугов. Рассказывают, что одна крестьянка, лишившаяся своего мужа и вследствие этого принужденная исполнять все крестьянские работы для поддержания своего хозяйства и семьи, во время полевых работ неожиданно заболела. Сначала она почувствовала отверделость пальцев в ногах и руках, а через несколько дней лишилась способности владеть ногами и стала чувствовать невыносимую ломоту в руках. Находясь в таком положении, она сначала стала лечиться от своей болезни домашними средствами, но когда увидела всю бесполезность этого лечения, обратилась с горячей молитвой к Богоматери и получила исцеление. Постепенно боль в руках стала ослабевать, и возвращалась способность владеть ногами. Через недели полторы она уже свободно исполняла все крестьянские работы.

Действие происходит в доме крестьянки, что хорошо видно и на самой иконе.

Крестьянка молилась перед образом пресвятой Богородицы и получила исцеление. В словах Пресвятой Богородицы упрек в том, что крестьянка начала свое лечение с домашних снадобий, а только потом обратилась с молитвой ко Господу и Пресвятой Богородице. Деревня, в которой произошло данное чудо, находилась недалеко от Тихвинского монастыря и крестьянка молилась, возможно, перед Тихвинской иконой Богоматери.

Tags: Грузия, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, Сербия, икона Божьей Матери Оконская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments