filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

27 июля (09 августа) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Преподобная Анфиса Мантинейская, игумения

прп_Анфиса_Мантинейская


Преподобная Анфиса жила в Мантинее Пафлагонской в Малой Азии в VIII веке. Рано оставив мир, святая Анфиса подвизалась в горах в полном уединении. Приняв монашеский постриг от иеромонаха Сисиния, она стала игуменией в обители, где собрались 90 сестер. Преподобная Анфиса пострадала в царствование императора Константина Копронима, который принуждал святую отречься от почитания святых икон.

За неисполнение повеления императора преподобная Анфиса была подвергнута истязаниям. На пытке присутствовала супруга императора, которой святая предсказала рождение мальчика и девочки. Когда пророчество мученицы исполнилось, ее отпустили на свободу в свою обитель, где она скончалась в глубокой старости. Родившаяся у супруги императора девочка была названа Анфисой. Прожив богоугодную жизнь, она была принята Господом в лик святых.


Равноапостольные Климент Охридский, архиепископ, Наум, Савва, Горазд, епископ и Ангеляр.

равноап_Климент_Орхидский
(равноапостольский Климент Охридский)


Святые равноапостольные Климент, епископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр были славяне, ученики святых Кирилла и Мефодия (память 11 мая). Вначале они подвизались на ниве просвещения в Моравии, где после святителя Мефодия епископом был святой Горазд, прекрасно знавший славянский, греческий и латинский языки. Святые Климент, Наум, Ангеляр и Савва были пресвитерами.

Просветителям-славянам противостояла сильная латино-немецкая группа миссионеров, опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского князя Святополка. Борьба развернулась вокруг вопросов о необходимости Богослужения на славянском языке, Filioque и субботнем посте. Папа Стефан VI запретил Богослужение на славянском языке.

Сторонники трехъязычной ереси, обрекавшей славянский народ на забвение языка предков, с помощью княжеской власти предали суду учеников святого Мефодия, в том числе и святого Климента. Их подвергли жестоким истязаниям: нагими влачили по терновнику, долго держали в тюрьме, как и ранее их духовного отца святого Мефодия. Впоследствии (в 886 году) одних из узников – молодых продали работорговцам – евреям, и они оказались на венецианском рынке. Выкуп славянских просветителей и доставку их в Константинополь осуществил посол византийского императора в Венеции Василий Македонянин. Других славянских исповедников, пожилых по возрасту, подвергли изгнанию. Неизвестно, куда направился святой Горазд и где нашел себе приют святой Савва. Наум и Ангеляр ушли в Болгарию.

В 907 году под ударами мадьяр пала Моравия, и моравские беженцы потянулись в Болгарию по тем же дорогам, которыми когда-то шли изгнанные ими святые просветители.

Славянских исповедников болгары встретили с почетом и просили ввести Богослужение на славянском языке. Болгарский князь Борис «с великим усердием искал» таких людей, как ученики святого Мефодия, ибо прилагал большое усердие к просвещению своего народа. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.

Вскоре святой Ангеляр скончался, а святой Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице – области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Святой Климент еще в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей». В Болгарии святой Климент исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Святой Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 году святой Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а его место занял святой Наум.

Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. К тому же он систематически готовил клириков из славян. Трудился Святитель во славу Божию до глубокой старости. Обессилев настолько, что уже не мог заниматься делами кафедры, Святитель обратился к царю Симеону с просьбой об увольнении. Царь убедил Святителя не оставлять кафедры, и святой Климент решил продолжить епископское служение. После этой беседы он отправился на отдых в Охриду, в созданный им монастырь. Там Святитель продолжил переводческую деятельность и перевел значительную часть Цветной Триоди. Вскоре святой епископ тяжело заболел и мирно отошел ко Господу в 916 году. Тело Святителя было положено в гроб, сделанный его собственными руками, и погребено в Охридском Пантелеимоновом монастыре.

Святитель Климент считается первым славянским писателем: он не только продолжил переводческое дело, начатое святыми Кириллом, и Мефодием, но и оставил свои писательские труды – первые образцы славянской духовной литературы.

Многие слова и поучения равноапостольного Климента перешли на Русь, где с любовью читались и переписывались русскими благочестивыми христианами.

Мощи святых Горазда и Ангеляра почивают близ Берата в Албании, останки святого Наума – в монастыре его имени, около Охридского озера.


Тропарь святителя Климента, архиепископа Охридского
глас 4
Словесы наставил еси языки в веру Христову,/ делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,/ святителю Клименте равноапостольне,/ чудесы сияя приступающим к тебе верно/ и знаменьми озаряя Церковь преславно,/ сего ради честную твою память славим.

Ин тропарь святителя Климента Охридского
глас 4
Яко труба Архангела Божия/ оглашавши роди словенстии на вся веки/ и к чудеси преславному утверждения людей твоих в Православии/ прилагавши неиждиваемо чудеса велия даже доныне./ Темже с любовию почитаем присночестную память твою,/ святителю Клименте равноапостольне, и молим:/ молися о душах наших.

Кондак святителя Климента Охридского
глас 3
Храм твой, святе, врачевство духовное/ преславно показуется верно приступающим,/ всех бо различных болезней избавляет,/ страсти же душ всяческия усыпает./ Сего ради тя, всеблаженне,/ тепла предстателя именуем.


равноап_Наум_Орхидский
(равноапостольный Наум Охридский)


Святитель Наум был учеником святых Кирилла и Мефодия и сотрудником святителя Климента Охридского. В ту пору, когда Климент в Охриде нес святительские труды, святитель Наум выстроил монастырь на южном берегу Охридского озера, который на века стал источником крепости и прибежищем для бедных и увечных. Вокруг него собралось множество иноков, потому что он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. Он неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык. Вместе со святителем Климентом они были прозваны «новыми Моисеем и Аароном». В Германии их схватили и заключили в тюрьму, но по Божиему мановению темница потряслась, цепи спали с узников и они свободно покинули место своего заключения. От чудотворных мощей святителя Наума доныне совершаются чудеса, особенно исцеления тяжких недугов и сумасшествия.
монастырь_св_Наума_Охрид_Македония
(монастырь святого равноапостольного Наума Охридского, Македония)

иконостас_и Царские_Врата_храма
(храм внутри. Иконостас и Царские Врата)


За фото спасибо уважаемому http://arkhip.livejournal.com/.


Тропарь святителя Наума Охридского
глас 4
Мир оставил еси, прилепився Христу,/ плоть распял еси, пожив Духу,/ Науме всеблаженне,/ потщался еси апостольским подвизатися течением/ и уловил еси к вере Болгарская неисчетная множества./ Темже молитвами твоими/ избави нас от искушений.

Кондак святителя Наума Охридского
глас 3
Светлых твоих подвигов пречестная память,/ яко велие солнце, всем возсиявает,/ лица воспевающих тя просвещает,/ демоны и всяку болезнь отгоняет,/ сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим.

равноап_Горазд_Орхидский
(равноапостольный Горазд Охридский)


На сегодняшний день религия Чехии представлена многими конфессиями, в том числе и православной общиной. Одним из почитаемых православной церковью святых является равноапостольный Горазд Охридский, служивший архиепископом Великоморавском княжестве, существовавшей в 822-907 годах на территории современных Чехии, Словакии, Венгрии с охватом некоторых регионов Украины и исторической Силезии. По национальности Г. Охридский он был словаком. Православная церковь установила День памяти этого святого: он отмечается ежегодно по юлианскому календарю 27 июля в Соборе семи Болгарских равноапостольных просветителей. В то время как, например, святой Ян Саркандер поминается католиками ежегодно 30 мая.

С 885 по 866 годы, как свидетельствует история Чехии со ссылкой на соответствующие источники, в Моравской церкви разразился масштабный кризис (это случилось в правление Святополка I). У архиепископа Великой Моравии Горазда Охридского возникли серьезные противоречия с представителями католического духовенства во главе с епископом Нитравы Вихтигом. Последний известен тем, что его предал анафеме составитель славянской азбуки св. Мефодий, у которого Охридский был не только учеником, но и сменил его после смерти на моравской кафедре. Вихтиг же, пользуясь благосклонностью Папы Римского и с его одобрения, изгнал из епархии Горазда, а вместе с ним еще 200 православных священников. После этого он сам занял архиепископскую должность. Закончилось тем, что славянский язык был вытеснен из богослужений, и все они в Великоморавской державе начали совершать исключительно на латыни.

Горазд Охридский был вынужден бежать в Болгарию. Вместе с ним бежал и Климент Охридский, почитаемый ныне как болгарский и всеславянский просветитель. Оба святых взяли с собой труды, которые они создали в Великой Моравии (культура Чехии признаёт их непреходящую нравственную ценность) и поселились в этой балканской стране. Тех же, кто не успел бежать и не подчинился новым религиозным порядкам, продали еврейским купцам в рабство, о чем есть свидетельство самого Климента Охридского. Однако впоследствии они были выкуплены в Венеции послами византийского императора Василия I Македонянина и их переправили в Болгарию. В этой стране Горазд и Климент стали создателями литературных школ в Охриде, Плиске и Преславе, получивших мировую известность. Именно оттуда их прославленные труды начали распространяться по Древней Руси.


Тропарь Кириллу, Мефодию, Клименту, еп. Охридскому, Науму, Савве, Горазду и Ангеляру (Болг.)

Венцы хваления увенчаим седмочисленники славныя, / Кирилла со Мефодием, Климента, Наума со Саввою / и Горазда со Ангеларием, / яко светила возсиявшия / и Триединаго Бога нам благовестившия, / столпы незыблемыя Церкве Болгарския / и богодухновенныя поборники слова нашего, / бесовское идолом поклонение упразднившия / и Христу Богу молящияся, / Церковь нашу утвердити / и душам нашим даровати / мир и велию милость.



Мученик Христодул Солунский, Кассандрский

мученик Христодул Солунский, Кассандрский


Христодул Солунский, Кассандрский родом из Балки в Кассандрском округе, пострадал за обличение в отступничестве болгарина и за неприятие ислама.

После мучений повешен турками в Фессалониках 28 июня 1777 года.



Священномученик епископ Амвросий
(Гудко Василий, +09.08.1918)

сщмч_епископ_Амвросий_Гудко


В миру Гудко Василий Иванович, родился 28 декабря 1867 года в посаде Пыжовцах Люблинской губернии в семье униатов. В 1875 году вместе с родителями присоединился к Православной Церкви.

Окончил Холмскую духовную семинарию со званием студента и, в 1889 году, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1891 году был пострижен в монашество.
30 мая 1893 года рукоположен во иеромонаха.

В 1893 году окончил академию со званием кандидата богословия был и назначен заведующим миссионерским катехизаторским училищем в Бийске на Алтае, где пребывал до 1897 года.

В 1897 году получил назначение начальником новосозданной Корейской духовной миссии, 7 декабря был возведен в сан архимандрита. Корейские власти отказались впускать миссионеров в страну и состав миссии, ожидая решения вопроса, временно поселились во Владивостоке, а затем перебрались в поселок Новокиевск (ныне Краскино), где занялись изучением корейского среди местных корейцев-старожилов. Здесь о. Амвросий служил в одной из полковых церквей поселка и нелицемерно обличал местных русских военных чинов за разгульную жизнь, позорящую, по его словам, доброе русское имя среди инородцев. Военные в ответ писали на него доносы, и в 1899 году он был отозван обратно в Санкт-Петербург и назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве.

В 1901 году был назначен ректором Волынской духовной семинарии.

30 мая 1904 года был хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. Хиротония состоялась в Житомирском кафедральном соборе.

С 27 февраля 1909 года - епископ Балтский, викарий Подольской епархии.
С 14 февраля 1914 года - епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии. С 5 октября 1916 г. - правящий епископ Сарапульский и Елабужский.

Организовал Елабужское и Сарапульское уездные общества трезвости, инициатор проведения празднеств трезвости. Был смелым проповедником, горячо любимым паствой, обличал пороки, активно боролся с пьянством, распространением сектантства.

18 марта 1917 года за обличение злоупотреблений губернской администрации был уволен на покой с назначением его управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Успенским монастырем Казанской епархии. Там неправедно сверженный со своей кафедры епископ в пламенных проповедях и увещевал народ не поддаваться «развращающему влиянию» соблазнителей, крепко держаться веры отцов. Некоторые его печатные проповеди, такие как «Враг рода человеческого — жидомасоны в мировой истории», обличающее планы сионистов по разрушению России, были запрещены Синодом.

Владыка призывал паству не поддаваться агитации атеистов, молиться за заключенного имп. Николая II. Уважение и любовь паствы к владыке не позволили подвергнуть его преследованиям, хотя дело против него тайно было начато еще при Временном правительстве. Революционные события прервали «следственное дознание».

Когда весной 1918 года большевики устроили в монастырском дворе специальный пункт конного завода, так что в часы обедни ржание жеребцов и кобыл перекрывало монастырское пение, владыка пошёл к земельному комиссару и сказал: «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи святителя Германа. Если вы не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». Вскоре владыка был арестован и отправлен в Казань. Главными свидетелями против него выступили несколько насельников монастыря, отличавшиеся распутной жизнью и замешанные в хищениях монастырского имущества, по отношению к которым епископ как настоятель принимал строгие меры.

Рабочие местных заводов пригрозили забастовкой и революционный трибунал в марте 1918 г. оправдал епископа. Владыка снова служил, говорил бесстрашные проповеди. «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять», — так святитель увещевал народ.

После возвращения владыки в Свияжск, в июле 1918 года епископ был снова арестован по личному приказу Троцкого и вывезен на станцию Тюрлем, где расположился штаб частей Красной армии.

Епископ Амвросий был замучен 9 августа 1918 года. Келейник святителя Иов (Протопопов) нашёл через несколько часов посреди нескошенного поля тело архипастыря с множеством штыковых ранений, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Он предал его честные останки земле и многие годы (до 1930 года, когда земля отошла колхозу) платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где покоился прах священномученика.

В 1999 году владыка Амвросий был канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии, а в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Судьба келейника убиенного епископа - иеродиакона Иова (Протопопова) - такова: после закрытия Свияжского монастыря он перешел в Раифскую пустынь, где в январе 1930 г. (в сане иеромонаха) был арестован и (вместе с другими пятью монахами этой святой обители) - расстрелян, стяжав венец мученика как и Владыка Амвросий. Иеромонах Иов был в 1997 году - по благословению Святейшего Патриарха Алексия - причислен к лику местночтимых святых Казанской епархии в числе других преподобномучеников Раифских, убиенных в 1930 году.


Священномученик иерей Платон
(Горных Платон Горгониевич, +27.07.1918)

сщмч_иерей_Платон_Горных

Священномученик Платон Горных родился в 1860 году (возможно, в 1859 году; данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика). После окончания Екатеринбургского духовного училища он поступил в Пермскую духовную семинарию. Окончив ее в 1881 году по второму разряду и женившись, Платон Горгониевич принял сан священника и был определен на служение в Симеоновскую церковь села Медведевского Верхотурского уезда. В 1885 году отца Платона перевели в Николаевский храм села Осинцевского Ирбитского уезда, а в 1892-м — в Иоанно-Предтеченскую церковь села Тиминского Екатеринбургского уезда. В апреле 1894 года батюшка переехал с семьей в село Покровское Ирбитского уезда, в Покровской церкви которого он и совершал священническое служение до своей мученической кончины.

Кроме пастырских обязанностей, отец Платон нес послушание миссионера и законоучителя. За усердное служение он к 1904 году был награжден скуфьей, а к 1915-му – камилавкой. В октябре 1908 года в Духовной Консистории было принято решение: от имени Его Преосвященства ходатайствовать перед Святейшим Синодом о награждении священника Платона Горных за безупречные 25-летние труды по народному образованию орденом Святой Анны III степени.
У отца Платона была большая и дружная семья, в которой дети почитали родителей, были послушны и трудолюбивы. Своим детям батюшка старался дать хорошее образование. Так, известно, что его дочь Александра в 1908 году окончила полный гимназический курс Мариинской женской гимназии в городе Ирбите и с разрешения педагогического совета гимназии поступила в восьмой педагогический класс, выбрав для специального изучения математику. Окончив педагогический класс, Александра получила звание домашней учительницы. За время обучения в гимназии дочь отца Платона «показала отличное поведение».

С началом революции спокойная и размеренная жизнь семьи закончилась. В ноябре 1917 года атаман Оренбургского казачьего войска полковник А. И. Дутов вступил в борьбу с большевиками. Отец Платон благословил своего сына Александра вступить в войско атамана Дутова.

В Ирбитском уезде советская власть установилась в феврале 1918 года. На местах стали формироваться красногвардейские отряды для защиты Советов. Такой отряд был создан в январе 1918 года в селе Егоршинском А.О.Павловским, работавшим слесарем в депо на железнодорожной станции. Вскоре этот отряд стал исполнять карательные функции, численность его увеличилась.

В июле 1918 года Павловский получил донесение от военкома села Покровского, будто священник этого села, отец Платон, пользуясь своим авторитетом, подрывает доверие сельчан к большевикам. В том же доносе говорилось, что до революции священник был «председателем Союза истинного русского народа», в настоящее время советскую власть не признает, а поддерживает связи с бывшими офицерами царской армии, купцами, священниками из других приходов. Кроме того, священник общается с диаконом церкви села Трифоново, у которого под видом инженера и родственника живет бывший князь, а также встречается с бывшим исправником Екатеринбурга и бывшим крупным извозопромышленником. Павловский писал в своих воспоминаниях: «Часть я [из] этого букета расстрелял, част[ь] передал в ЧеКа, и част[ь] расстреляли… ребята из первого крестьянского полка. <…> А часть этой сволочи осталась, и пришлось рас[с]треливать другим».

Через некоторое время тот же военком донес Павловскому, будто отец Платон уже открыто выступает против советской власти. В доказательство были переданы слова, якобы сказанные священником: «Ну как можно теперь прийти в Совет, что за власть собралась: рвань с грязными руками. Сидишь за красным столом, и поговорить нельзя, да и говорить-то не умеют». Эти слова сильно задели Павловского. Он взял с собой несколько красногвардейцев и они до восхода солнца на дрезине выехали в Покровское, чтобы произвести у священника обыск, арестовать и «ликвидировать» его. «Я давал распоряжение: «К семафору!». Это значило – расстрелять. Это были два слова, которые прекращали жизнь контрреволюционера и освобождали рабочий клас[с] от лишней пакости, мешающей рабочему классу творить великое дело», – писал Павловский. При этом у него даже не возникло мысли перепроверить информацию: действительно ли отец Платон говорил такие слова или его оклеветали недоброжелатели, так как сведение личных счетов чужими руками в то смутное время было обычным явлением.

В июле 1918 года красногвардейцы вошли в дом священника, когда матушка готовила завтрак. Она сначала растерялась, но, взяв себя в руки, спокойно и вежливо пригласила незваных гостей за стол. Командир отряда приказал своим бойцам «хорошенько закусить», не стесняться того, что «грязные руки попу и попадье не нравятся». Когда завтрак был съеден, красногвардейцы объявили отцу Платону, что приехали с обыском, так как предполагают, что у него хранится офицерское обмундирование и оружие.

Во время обыска действительно были найдены обмундирование, револьвер, шашка и винтовка. Эти вещи, скорее всего, принадлежали сыну отца Платона, который находился в войсках Дутова. Священника арестовали и хотели после краткого допроса расстрелять. Но когда батюшку стали выводить, возле его дома уже собралось около 500 сельчан. В то время нечасто случалось, чтобы прихожане при аресте своего священника старались его защитить. Видимо, отец Платон смог стать для них истинным пастырем, ради которого они были готовы даже подвергнуть себя опасности. Женщины с криком набросились на красногвардейцев и попытались освободить священника. Тогда Павловский выхватил шашку и пригрозил, что зарубит всякого, «кто посмеет… отнимат[ь] попа». Кроме того, он взял в руки бомбу и приготовился бросить ее в толпу. Но люди не расходились и просили не убивать священника. Красноармейцы дали залп в воздух, быстро сели с отцом Платоном на дрезину и поехали в штаб на станцию Егоршино.

«Злоба меня душила на попа... Я хотел сначала покончит[ь] с попом, спустившис[ь] под первую гору от Покровского, но передумал», – писал Павловский. Он решил помучить священника, заставить его, почти 60-летнего, везти дрезину: «Тут все с грязными руками, а ты с чистыми… вези сам себя, а за счет тебя поедем и мы». Отец Платон сначала отказался – для него такой труд был непосильным. «Я тогда вынул наган и дал сроку три минуты, а сам был доволен, что он откажется, так как не надо будет возит[ь]ся с ним дальше. [Я] направил револ[ь]вер на него, скомандовал: «Раз… два», но поп, не ожидая „три“, сказал: «Хорошо, буду крутить дрезину». <…> Фигура попа была комична. День был жаркий, поп высокого роста. Когда [он] нагибался, волоса рассыпались на лицо, по волосам – пот, пыль… [похож он был] на… дикаря из Африки».

В штабе Павловский рассчитывал получить разрешение на расстрел отца Платона. Но на станции начались волнения среди рабочих депо, многие из которых были из села Покровского, хорошо знали и любили отца Платона. Разбираться в ситуации приехал комиссар Северо-Урало-Сибирского фронта Георгенбергер, который предложил отпустить священника под расписку, а расстрелять потом, при более удобном случае. Так и было сделано – отца Платона отпустили.

В Ирбитском районе действовали и другие красные отряды, которые также грабили население, арестовывали, убивали... В конце июля отец Платон с еще одним священником, отцом Флорентием Троицким и его сыном, гимназистом, был арестован латышами-красноармейцами, которые, обвинив их в сочувствии белым, повезли в штаб на станцию Егоршино, чтобы там расстрелять. Готовясь к смерти, священники исповедались друг у друга. По воспоминаниям отца Флорентия, на душе стало легче, страх смерти отступил от них. Но не довезя до станции шести верст, латыши отпустили арестованных.

Приблизительно в это время в селе Покровском красными была объявлена мобилизация, однако крестьяне приняли ее очень неохотно; подлежавшие призыву стали скрываться в лесах. По доносу одного из крестьян в ночь на 27 июля/9 августа 1918 года в село Покровское ворвался отряд карателей. Отец Платон и отец Флорентий Троицкий были вновь арестованы. Собрав народ, каратели выбирали каждого десятого, ставили у стены дома и, угрожая расстрелом, требовали показать, куда ушли мобилизованные крестьяне. Так продолжалось несколько часов, затем был вынесен приговор: отца Платона и двух прихожан расстрелять на страх другим, а остальных отпустить.

Около двух часов дня приговор был приведен в исполнение. В версте от храма, в небольшом лесочке отец Платон был убит. Смерть была мгновенной: одна пуля попала в сердце, другая — в правое легкое. Встретил смерть отец Платон мужественно, со сложенными крестом на груди руками.

29 июля/11 августа 1918 года священник Флорентий Троицкий похоронил отца Платона с другими убиенными на приходском кладбище без отпевания, а на сороковой день после расстрела ночью тайно отпел их.

В июле 2002 года священномученик Платон Горных был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.


Священномученик иерей Пантелеимон
(Богоявленский Пантелеимон Иванович, +1918)

Память также в Соборе Псковских святых (Празднуется в 3-ю неделю по Пятидесятнице).

Новомученик, священник Пантелеймон Богоявленский родился около 1881 года в Псковской губернии в семье псаломщика Великолукского Богоявленского собора Иоанна Богоявленского. Так как достоверных сведений о дате рождения о. Пантелеймона не обнаружено, то год его рождения установлен приблизительно, по дате окончания им Псковской Духовной семинарии. В дореволюционной России окончание семинарии, как правило, происходило по достижении семинаристом 21 или 22-летнего возраста. О детских и юношеских годах будущего священномученика также известно мало. В раннем возрасте Пантелеймон остался сиротой. Учеба в семинарии далась ему нелегко, поскольку за учебу необходимо было платить.

Псковскую Духовную семинарию Пантелеймон закончил в 1903 году по второму разряду и был определен на место псаломщика в Никольский храм Александровского Посада на Талабских островах. Именно в этом храме, где начал свою самостоятельную жизнь будущий священномученик, впоследствии служил известный всему православному миру подвижник благочестия XX столетия прот. Николай Гурьянов.

храм_Николая_Чудотворца_Талабский_остров
(храм Николая Чудотворца на о. Талабский, где служил протоиерей Николай Гурьянов)

протоиерей_Николай_Гурьянов
(старец протоиерей Николай Гурьянов)


После 4 лет служения Пантелеймона псаломщиком на Талабских островах Арсений (Стадницкий), Архиепископ Псковский и Порховский, рукоположил его в сан диакона к церкви погоста Сенно Псковского уезда. Хиротония была совершена 3 июня 1907 г. за Литургией в Псковском Свято-Троицком кафедральном соборе.

Через год служения в диаконском сане, 30 сентября 1908 г., в день памяти священномученика Григория, просветителя Армении, диакон Пантелеймон был рукоположен во священника и определен к храму Казанской иконы Божией Матери Благовещенского Воронцовского женского монастыря.

В октябре 1917г. совершился большевистский переворот. Весной 1918 года священник Пантелеймон Богоявленский был расстрелян без суда и следствия врагами Христовой Церкви. В архивах не сохранилось материалов его следственного дела. Документов, которые содержали бы подробности обстоятельств его гибели, обнаружить также не удалось. Известие о расстреле о.Пантелеймона ограничивается скупой заметкой в журнале «Еженедельник ВЧК» за май месяц 1918 года. В приводимых в этом номере списках расстрелянных по некоторым губерниям России значится и священник Пантелеймон Богоявленский: «Пантелеймон Богоявленский, благочинный Порховского собора, расстрелян за распространение подложных слухов посредством проповедей».В «Еженедельнике» допущена ошибка - о.Пантелеймон назван благочинным. Порховским благочинным являлся протоиерей Евгений Лебедев. Вероятно, отец Пантелеймон замещал отца благочинного на время его отсутствия. Протоиерей Евгений Лебедев был авторитетнейшим в свое время священнослужителем. Он был ближайшим сподвижником последнего настоятеля Никандровой пустыни архимандрита Владимира (Гиганова), богослова, бывшего морского офицера Царской армии. Архимандрит Владимир был автором брошюры, изданной вскоре после 1917 года, которая раскрывала смысл богоборческого бунта. Эти два священнослужителя были арестованы за «контрреволюционную деятельность» в 1924 году, преданы суду и отправлены в лагеря НКВД.

Несмотря на предельную лаконичность, штампованная Фраза о расстреле отца Пантелеймона в «Еженедельнике ВЧК», официальном чекистском печатном органе, все же содержит главное указание причины расстрела о. Пантелеймона. Любой деятель большевистского террора, пробегавший глазами эти строки и умевший читать их скрытый смысл, понимал, что священник был уничтожен за проповедь против богоборцев.

Слово пастыря в уездном городе имело авторитет. Из храма оно неслось по домам, наполняло город, достигая всех и каждого. Слово звало народ остановиться в слепом следовании богоборцам, прийти в себя, вспомнить о Боге... У большевиков оставался один способ борьбы с такими проповедниками - их физическое уничтожение.
Отец Пантелеймон был убит за безбоязненную проповедь против врагов Святой Христовой Церкви. Ему было к этому времени 37 лет. В священном сане он служил Святой Церкви 11 лет.

Священномученик Пантелеймон Богоявленский восприял честь мучеников, которые, по слову Святителя Григория Богослова, есть «...духовные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, проповедание Истины, обличение, исполнение духовно постигаемого закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира».

Порховский край отныне приобрел своего Святого покровителя, молитвенника и предстателя перед Престолом Божиим.


Священномученик иерей Иоанн
(Соловьев Иван Михайлович, +09.08.1941)


Священномученик Иоанн родился 26 января 1894 года в селе Николаевка Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Михаила Соловьева. Обучался в Рязанской Духовной семинарии. В 1912 году поступил псаломщиком в храм в селе Красное Пронского уезда Рязанской губернии. В 1917 году Иван Михайлович был рукоположен во диакона ко храму в селе Апонитищи Зарайского уезда Рязанской губернии. В 1930 году диакон Иоанн был рукоположен во священника ко храму Рождества Богородицы в селе Кончаково Луховицкого района Московской области.
В конце ноября 1937 года были допрошены дежурные свидетели, в частности председатель сельсовета, давшие необходимые следователю показания, и 16 декабря 1937 года отец Иоанн был арестован, заключен в одну из тюрем Коломенского района и на следующий день допрошен.

– Следствию известно, что вы, будучи недовольны существующим строем, высказывали контрреволюционную клевету, пораженческие настроения против советской власти и террористические против коммунистов. Признаете ли вы это?
– Это я не признаю.
– Следствию также известно, что вы призывали население не голосовать за коммунистов. Признаете ли вы это?
– Этого не было, это я не признаю, так как никогда против коммунистов не говорил и виновным себя в этом не признаю.


В тот же день следствие было закончено. 20 декабря тройка НКВД приговорила отца Иоанна к десяти годам заключения. Священник Иоанн Соловьев скончался 9 августа 1941 года в концлагере и был погребен в безвестной могиле.

25 марта 2004 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.


Магаданская икона Божией Матери


Магаданская икона Божией Матери


Икона изображает Богородицу восседающей на престоле с венцом на главе в окружении архангелов Михаила и Гавриила. В руках Царицы Небесной свиток со словами "Спасение за прощением, прощение за покаянием."

История

Написание Магаданского образа Царицы Небесной последовало за Её явлением в Магадане 9 августа 1989 года. Очевидец так описал это событие:

...я посмотрел в ту сторону, куда влеклась душа, и увидел на небе Царицу на троне с короной на главе (а трон как бы на двоих был) и двух мощных воинов (архангелов Михаила и Гавриила) с копьями в коротких одеждах справа и слева от трона. И лик Ее был гневным и грозным. В этот момент я был обличен Царицей в моих грехах, которые я не должен больше совершать. Через год я принял крещение и стал православным. В 1996 году я поведал об этом владыке Ростиславу, тогдашнему епископу Магаданскому и Чукотскому...

После написания иконы она пребывала в Магаданском Покровском монастыре.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Магаданская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments