filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Слово против сторонников модернизма в Церкви...

Христос посреди нас!

В последние годы не стихают разговоры в церковной и околоцерковной среде о необходимости изменений в Церкви, о том, что Церкви должно перестать костенеть в своем устаревшем прошлом и двинуться навстречу тем, кто давно был бы уже на пути ко спасению, однако вечно бывает останавливаемым различными рудиментами, как то желательность юбок и платочков для женщин, отсутствие скамеек и кондиционеров для прихожан, тяготы непомерно долгих богослужений, бесчисленное чтение Псалтыри и самое главное – все это происходящее на непонятном, не родном языке.

Да что говорю – не стихают? Разгораются каждый раз с большой силой и ветром легкомысленности даже наших воцерковленных братий и сестер, разносятся и поджигают сомнениями и рождают неспокойствие в новых членах. Вносят свой вклад в этот губительный пожар и некоторые пастыри наши, мечтающие привести в храмы свои как можно больше новых спасаемых (что, в общем то, вовсе не плохо), для чего полагают необходимым не усилить духовное делание, а заменить его деланием душевным, забывая то, о чем говорил блаженный Павел:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». (1Кор.2: 14).

Отчего называю сие веяние пожаром? И отчего говорю о его губительности?
По той лишь причине, что дает мне так полагать основание, движущее такими разговорами – гордость.

Откуда, скажете гордость в противлении юбкам и платкам?
Но давайте рассмотрим внимательнее суть событий. Кем поднимаются подобные разговоры по большей части? Есть ли надобность в рассуждениях на эту тему у тех прихожанок, что тихо и незаметно стоят в храме в благообразном виде, не вызывая на себя ничьих взглядов, собрав волосы под платочками и осеняющие себя крестным знамением? Много ли подобного услышишь от тех из них, что следят за подсвешниками, убираются в храме? Нет, от них подобных разговоров не начнется, и не подхватят они подобное к дальнейшему рассуждению. Хотя они то порой бывают обижаемы и мужьями своими и даже детьми своими пренебрегаемыми, и современными соседками и подругами осмеяны.
Они даже могут и не знать многие, что синонимом «распущенная» является падшая, гулящая женщина - падшие, гулящие женщины распускали волосы, т.е. были с распущенными волосами, с непокрытой головой. Они могут это не знать, но побоятся зайти в храм, не покрыв голову. Побоятся не людской молвы, не пересуд и не осуждения от людей, а побоятся оскорбить Бога своим видом, их остановит благоговение перед святым местом.

женщина_в_храме

Сторонницы новшеств говорят:

-Почему я должна?!

Видите сидящий корень гордости, в мгновение ока превративший светлейшего ангела в сатану (т.е. борца)? «Почему я…»,- вот что следует вырвать как можно скорее из своего сердца, если желаешь начать идти тесным путем спасения. В противопоставлении своего «я» ближним и Церкви и сидит основание гордости, которая мешает склонить Владыку к себе, не позволяет усвоить благодать Его, делает человека подобным деревянному табурету, который вроде бы и в храме находится и службы не пропускает, и даже дым кадила диакона его пропитывает, но существо его деревянное никак от того не меняется и не приближается к Небесному Отцу.

Что это гордость я покажу на следующем примере еще более наглядно.
Как противопоставляя себя другим сестрам (или, в подобном примере для братьев - например, хождении в храм в ботинках, а не в шлепанцах), говоря: «Отчего я…», так дальше гордость устремляется выше (ибо нет ничего, на чем бы эта губительная страсть насытилась и остановилась), к самой Церкви:

- Если бы в Церкви было по-другому, то я бы туда ходила!

О, сгубившая многих и продолжающая погублять человеков всепоглощающая страсть! Она дошла до того, что и сама Церковь Святая уже не достаточно хороша для того, кто заражен тобой! Да что Церковь? Твое, гордость вознесение мгновенно, как молния – уже и не только Церковь, но и Сам Устроитель её твой соперник и противоратник:

- А где Бог сказал, что в Церкви надо быть в платке?!

Видите, как в мгновение ока страсть разгорелась и с земли достигла своим пламенем Самого Неба? Также стремительно совершается и падение возгоревшегося в пропасть погибели, откуда нет возврата, если не потушить очаг своего возгорания. И чем меньше пламя, тем быстрее и удобнее можно потушить этот пожирающий человека огонь. Наблюдай, как стремительно огонь достиг Неба и оскорбил Самого Бога – также стремительно требуется использовать средства для тушения пламени.

Но отчего, спросите, гордость так быстро овладевает некоторыми людьми?
Это по причине нецеломудренности ума этого человека. Ум целостный держится за Бога, а нецеломудренный разбрасывается по всему, что его окружает, не просто распадаясь на части, чтобы теперь лишь одной из которых краешком ума быть устремленным к Нему, но и вовсе забывая о Нем.
В такой разбитый, раздробленный ум легко и удобно можно войти гордости и устроить свою иерархию, возмутив и перестроив весь ум человека. Да что говорю – перестроить – упразднить его и низложить, сотворив человека слепым и глухим. «Безумные и слепые!» (Мф. 23: 17) становятся те, кто раздробил свой ум и подверг тем самым его погибели. Гордость низвергает из ума страх Божий и лишает человека разума:

«Начало мудрости - страх Господен» (Притч. 1: 7).

Но, конечно, еще более губительными являются разговоры о долгих богослужениях и неродном церковно-славянском языке. Потому что внешняя неустроенность еще имеет возможность к устроению при надлежащей работе духовной, а внутренняя нет, так как лишает себя этого живительного источника духовного и, пребывая всегда голодной, неминуемо погибнет от истощения. Что мы видим на примере многочисленных протестантских течений (да и у католиков та же наблюдается подмена), где в крайнем оскудении источника духовное прекратилось и заместилось душевным (социальном) деланием. Как тут не вспомнить блаженного Павла:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор. 12:14).

А надобно было и второму уделять время и первое не оставлять. И понимать первое важнейшим и основным, как и Мария это приняла и не смотря на укорения сестры своей не оставила Живого Источника, Который и угасил укор Марфы:

«Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозe, едино же есть на потребу; Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10, 41–42).

К подобным разговорам подталкивает человека укоренившаяся в нем гордость и развившаяся от подобного укоренения слепота духовная.
А то, что это слепота и что болезнь вызвана гордостью, мы сейчас рассмотрим на простых примерах…

Какие основные аргументы мы слышим от тех, кто стремится модернизировать богослужение, объясняя это тем, что надо бы дать возможность спасаться и тем, кто еще не в Церкви по причине долгих служб и неродного непонятного языка?

Первой причиной называют нехватку времени и утомляемость от службы.

- Откуда, - говорят, - столько времени найти для долгих служб? Вот, если бы полчаса служба шла, тогда всенепременно мы были бы в храме и спасались! А так обречены мы пропадать.

Но когда Церковь предписывает чадам своим собираться с собрания и возносить хвалы Господу? В дни Воскресные, праздничные и вечер, накануне Воскресения или праздника. То есть, по большей части речь идет о раннем утре Воскресном и вечере субботнем. Но скажите - какие неотложные дела, раз за разом отвлекают вас от богослужения и мешают вам присутствовать в собрании?

- Как же! – говорят, - у меня сегодня театр, а у другого кино. Соревнования спортивные и битвы единоборцев.
- Меня брат позвал на свой праздник, не могу ему отказать!
- У меня самого сегодня много дел хозяйственных, не в силах перенести…


Но разве не на пир зовет Господин наш Небесный, когда совершается Божественная Литургия?
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов
». (Мф. 26: 26-28).

базилика_причастие

И от этого пира отвращается противящийся, избирая пир иной – у друга, у знакомого, у родни…
Но чудное дело, если этого же человека позовет в на встречу его начальник или кто-либо из властьимущих, то он с радостью разделит с ним трапезу, будет сидеть на том месте, что ему укажут распорядители пира и кушать ту трапезу, что предложат ему. А пир Господина, сотворшего одним Своим Словом всю Вселенную он не находит ни времени, ни сил посетить, ни Господина удостоить своими благодарностями. И оказывается среди тех, кто отрекся быть избранным, хотя бы и был званным:

«…человек некий сотвори вечерю велию, и зва многи. И посла раба своего в год вечери рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся. И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих, и имам нужду изыти и видети е. Молю ти ся, имей мя отречена. И другий рече: супруг воловных купих пять, и гряду искусити их. Молю тя, имей мя отречена. И другий рече: жену поях, и сего ради не могу приити. И пришед раб той, поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищия, и бедныя, и слепыя, и хромыя введи семо. И рече раб: господи, бысть якоже повеле, и еще место есть. И рече господин к рабу: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой. Глаголю бо вам: яко ни един мужей тех званных вкусит моея вечери, мнози бо суть звани, мало же избранных». (Лк. 14: 16-24).

Не по нехватке времени, а по раздробленности, нецеломудренности ума человек такой отказывается от Пира Господня, предпочитая пир брата или просто даже знакомца. Причина в самом человеке, а не в длительности богослужения. Уничтоженный гордостью ум человека безумствует и выстраивает новую, богопротивную иерархию, где низвергается Владыка Небесный с недосягаемой вершины и поставляется туда тварь – человек, князь, сродник, дитя или даже какой-то далекий знакомец может при посредстве действия человекоугодничества в погибшем уме заместить собой Бога и ему будет уделено почтение и пир его тленный не останется без посещения, в то время как пир нетленный, духовный, будет пренебрежен к посещению, как маловажный или вовсе того хуже – обременительный, отнимающий время от важных дел.

Говорят далее буземцы:

- И ходил бы я на богослужения, если бы мне все было понятно. А то вовсе все не могу разобрать на этом неродном для меня языке!

Ответь мне, друг, при непонятности английского языка, отчего ты упорствуешь и изучаешь его в школе, университете, на курсах, часто даже привлекая репетиторов, расходуя на них средства? Не только сам, но и детей своих заставляешь усердствовать и много печалишься, если они не преуспевают в изучении…

- Как же! Без знания иностранных языков не прожить сейчас, не устроится на работу хорошую, не пробиться в начальствующие…

Вот безумство гибнущего нецеломудренного ума! Столько сил и даже еще и средств и времени и усердия приложено для земных достижений, а для спасения своего ты и малость не готов потерпеть!
Много ли понимает первоклассник, впервые выслушавший урок в школе? А если к тому же он по ошибке окажется на уроке среди старших классов?
Нет, весь в слезах возвратится он домой. И будет утверждать, что и без школы он спокойно проживет и не нужно ему все это и не понятно и никогда понятно не будет… Но ты будешь его увещевать и убеждать в необходимости учебы, в том, что то, что по началу утомительно и непонятно, потом будет и понятно и интересно и полезно. И даже, если чадо продолжит упорствовать, ты возможно вынужден будешь применить розгу для большего внимания к твоим словам.
Но что же сам, как тот школьник, ты упорствуешь и говоришь его же словами? По истине, лучше было бы применить к тебе самому розги, так было бы много удобнее для твоего спасения!
Помню, как прихожанка жаловалась священнику на то, что мало разумеет при чтении Псалтыри и от того смущается и беспокоится о бесполезности делания…

- Не смущайся, что не понимаешь Псалтырь. Продолжай читать! Ты не понимаешь, зато бесы хорошо понимают и бегут от тебя в трепете!

Так и на богослужении не стоит смущаться того, что мало что понятно первое время. Довольно с тебя того, что ты хорошо разумеешь «Господи, помилуй!» и молишься этими словами вместе со всем собранием. Большое начинается с малого. И поначалу малопонятное действие с течением времени раскрывается для верующего и обретает смысл и понимание. А если приложить хотя бы малое усердие (не сравнимое с тем усердием, что прилагается при изучении языков программирования или иностранных языков), то в скором времени богослужение раскроет множество скрытых доселе граней и явит тебе свою духовную красоту. И этот непонятный, неродной язык станет тебе роднее и милее того, который ты ранее полагал родным и понятным. Оттого он и не был родным, пока дух твой был враждебен ему. А когда дух смирится и устремится в Богу, то и станет тут же этот язык тебе родным по духу и понятным для разумения.

Церковно - славянский язык это твердыня, на которой стоят духовные основания нашего народа. О необходимости беречь его говорили наши великие святители и духовные старцы: святитель Тихон, патриархи Пимен и Алексий II, прп. Макарий Оптинский, архимандрит Софроний (Сахаров), старец Иоанн Крестьянкин и многие другие. И великая есть гордость в том, чтобы говорить об изменении времен, о перемене нравов и самих людей и по этим причинам делать утверждения о том, что старцы ошибались, что время другое и слово их ныне не актуальное.

Иоанн_Крестьянкин

Оттого и еще более важным становится уберечь церковно - славянский язык, что времена изменились и нравы стали другими. Если бы преизобиловала любовь и гоним и презираем был грех, то не столь бы и важен был подобный разговор. Но по причине умножения греха и оскудения любви в людях напротив, вопрос этот становится одним из основных, поскольку содержание тех духовных традиций, что пронизывают нашу Святую Церковь позволяет ей не размываться в конформистских потоках, в которых размылись уже до основания и даже само уже основание тех церквей, что оторвались от ствола Церкви Спасительной. Неминуемо потакания таким зовам к упрощению большей доступности, к легкости ко всякого рода толерантности, приведет к обмирщению и потери духовного в угоду душевному, а «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия».

Говорят об усталости, о болях в спине, в ногах…
Но кто долгое уже время живет в ограде Церкви может свидетельствовать, что боль и усталость не перестает быть, но появляется терпение к перенесению и усталости и боли и посылается Благодать. Служба идет, усталость накапливается, спина ноет… и удивительное дело – по окончании службы происходит необъяснимое (безумное, для человека душевного): ноги гудят, спина болит, а сердце радуется и ликует!
Говорю это не как духовный человек, но и мне, недостойному, даже худшему тех, кого увещеваю, Господь дарует эту радость и ликование не по причине заслуг, которых нет, а по милости Своей за понесенное с терпением неудобство.
Потому и Вас прошу не уподобляться тем, кто желает всякого рода новшеств, как то легких и коротких богослужений, скамеек и кондиционеров в храмах, отказа от традиционного языка служения, упрощения пения, уничижения Псалтыри. Нет легкого и удобного пути в Небесное Царствие. Путь туда узкий и тернистый, полный скорбей, неудобств и требующий терпения и смирения.
Не размашистыми шагами туда шагают, превращая богослужения в зажигательные танцы и пения под гитары, заканчивающиеся раздачей печенюшек в клубах по интересам, а «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ е» (Мф. 11: 12).

Так будем мы идти тем путем, что является удобным для восхождения на Небо – путем узким, путем смирения, в согласии со Святой Церковью, без которой нет спасения и в которой единственно только во всей своей полноте пребывает благодать Господа нашего Иисуса Христа, от Которого и через Которого все мы спасены. Ему же Славу воссылаем, со Безначальным Его Отцом и Всесвятым и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков! Аминь.


С любовью,
рБ Дмитрий

Tags: Православие, Размышления, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments