Иувеналий (Говорухин), Аляскинский, иеромонах, миссионер, первомученик Американский
(От Валаама до Аляски. Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 1990-х. Мастер А. И. Чашкин)
Память 2 июля, в Соборе Валаамских святых, в Соборе всех святых Аляски, в Соборе первомучеников Американской земли
В миру Говорухин Яков Фёдоров, родился в 1761 году в Екатеринбурге в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. Брат иеродиакона Стефана.
В 1784 году Яков Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках.
В 1791 году был уволен "на собственное пропитание", поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.
После учреждения в 1793 году Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) Яков Говорухин был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха.
25 мая 1793 году Яков был пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского.
В состав миссии вошел также родной брат Иакова Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского монастыря, ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апреля 1794 года был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апреля рукоположен во иеродиакона.
По отзыву архим. Иоасафа, "Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту". В другом письме архим. Иоасаф называл Иувеналия "добрым человеком". Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.
24 сентября 1794 года миссионеры прибыли на остров Кадьяк, к востоку от полуострова Аляска. В течение двух месяцев Иувеналий вместе с бывшим насельником Коневского монастыря иером. Макарием и толмачами объехали весь остров (один по северному, другой - по южному берегу) и крестили всех местных жителей - кадьякских алеутов. Иером. Иувеналий и иеродиак. Стефан (Говорухин) участвовали также в строительстве первого деревянного храма в честь Воскресения Христова, совершали богослужения в Павловской Гавани. Один из инициаторов миссии, купец Г. И. Шелихов, намеревался найти в колониях инженера-фортификатора. Но за неимением такового советовал главному правителю русских поселений в Америке А. А. Баранову привлекать для консультаций при планировании крепостей иером. Иувеналия и иеродиак. Стефана, "яко людей, служивших в горных заводах, когда были они в светской жизни, и, следовательно, знающих науки математические… геодезию и архитектуру".
Прп. Герман Аляскинский в письме валаамскому игум. Назарию (Кондратьеву) передал свидетельство о том, что иеромонахи Макарий и Иувеналий "горели наибольшей ревностью" в деле крещения местного населения и спорили между собой, желая отправиться на Аляску. Передвигались они на байдарках, "малейших кожаных лодочках, невзирая на все морские опасности". Прп. Герман описал и предполагаемый маршрут о. Иувеналия: "В скором времени отправится отец Ювеналий на матерую, начиная с Кенайской губы - в Чугачи, Алегмют, дальние Колоши и другие многие языки, даже до Чилхата".
Иером. Иувеналий был назначен в новое поселение в зал. Якутат (Беринга), в северо-восточной части зал. Аляска, где архим. Иоасаф предполагал устроить не только храм, но и монастырь. Но до цели о. Иувеналий так и не добрался. Капитан Г. Л. Прибылов, ссылаясь на недостаток пресной воды, развернул судно «Три святителя» обратно, к Кадьяку, по дороге остановившись в гавани Нучек на одноименном острове (ныне Хинчинбрук) в вост. части Чугацкого (Чугачского) зал. (ныне зал. Принс-Уильям). На Якутат следом поехали архим. Иоасаф с Барановым.
Иером. Иувеналий остался в Нучеке, где никто из священников ранее не бывал, провел зиму 1795/96 г. в редуте святых Константина и Елены (Константиновском). По некоторым сведениям, его задачей было "успокоение мятущегося бунтующего… народа". Он крестил 746 чугачей. С острова Нучек он перешел на Кенайский полуостров Аляски, где также стал первым миссионером, совершал богослужения в Николаевском редуте - крепости, построенной русскими в 1791 году на северо-западном побережье полуострова. Иером. Иувеналий "переносил обиды, терпел нужды голода и холода и многих обратил к познанию веры", в т. ч. тойона - племенного вождя.
Летом 1796 года о. Иувеналий пробрался в сев. области Аляски, к оз. Илиамна (оз. Шелихова), где, согласно сведениям, приводимым некоторыми авторами XIX в., и в том же году принял мученическую кончину. Баранов в письме Ларионову от 24 июля 1800 года также называл места, где «потерялся» о. Иувеналий,- оз. Илиамна и р. Квичак, вытекающая из него и впадающая «в северное позад Аляксы море».
Отношения миссии с руководством Российско-американской компании были сложными, и миссия не пользовалась охраной с ее стороны. "Я слыхал от некоторых, - писал архим. Иоасаф (Болотов) Шелихову 18 мая 1795 года, - что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: нам бы-де как отправить на тот свет архимандрита да Ювеналия, а прочих как мух придавим". Сторонник Баранова, один из основателей Российско-американской компании, Н. П. Резанов, в свою очередь считал туземцев неподготовленными к принятию христианства, особо отмечал незнание миссионерами их языка. Он писал о кончине о. Иувеналия (6 ноября 1805), не сдерживая досады:
"На полуострове Аляске завелся было на… Илямне… торг с горными народами, великие пользы открывавший, монах Ювеналий тотчас улетел туда для проповеди, крестил их насильно, венчал, отнимал девок у одних и отдавал другим. Американцы все буйство его и даже побои долго сносили, но наконец опомнились, что от этого урода и избавиться можно и, посоветовавшись между собой, кончили тем, что убили преподобного, да об нем и жалеть бы нечего, но принесли в жертву ожесточению своему и всю артель русских и кадьякцев, не оставя ни одного живого".
Согласно справке о хозяйственной деятельности компании Шелихова,
летом 1796 года иером. Иувеналий, "не испросив позволения от начальника своего, епископа (тогда еще архимандрита - ред.) Иоасафа, пустился разъезжать по северной части берегов матерой земли и далеко за Аляскою с тремя промышленниками и несколькими новокрещеными из кенайцев убит от тамошних, нам еще не мирных народов".
Существует несколько версий обстоятельств смерти о. Иувеналия. Первая связывает его кончину с распространением им христианской морали среди танаинов (Denaína) или юппик-эскимосов. После крещения одного племени о. Иувеналий запретил туземцам иметь по несколько жен и, кроме того, возвращаясь, убедил старейшину отдать ему всех детей для обучения в школе на Кадьяке. Когда о. Иувеналий ушел с детьми, его противники устроили погоню. Они догнали миссионера. Несмотря на то что отец иеромонах имел при себе оружие, "не хотел он ни бежать от них, ни защищаться, но с полным самоотвержением покорился Промыслу, прося их только об оказании пощады спутникам своим. Просьбу эту злодеи исполнили". Индейцы жестоко избили о. Иувеналия, забрали детей и отправились обратно. Но иеромонах вдруг поднялся и с крестом в руках пошел за удалявшимися мучителями. Увидев это, туземцы стали с еще большей жестокостью бить миссионера. Как только они отошли, он вновь поднялся и последовал за ними. Тогда язычники "искрошили его в куски" и зарыли. Но на месте погребения столб пламени или дыма, "подъемлющийся в недосязаемую взорам высоту, свидетельствовал о невинно пролитой крови".
В ином варианте повествования передан рассказ местных жителей русским матросам: "Он обращал нас к своему Богу, а мы... привязали его к дереву; но уже, совсем мертвый, три раза восставал и снова начинал убеждать нас, доколе, наконец, не отдали мы его на съедение нашим соседям". Эта версия обстоятельств гибели иером. Иувеналия - наиболее ранняя, но каннибализм не был свойствен местным жителям.
Согласно другой версии, о. Иувеналия, ориентируясь на голоса людей, подошел к лагерю одного из воюющих племен в районе оз. Илиамна. Стражники, заметив приближающегося человека, посчитали его неприятелем и, приняв в сильном тумане крест в его руках за оружие (или восприняв крестное знамение как жест агрессии), стали стрелять.
(Иувеналий (Говорухин), Аляскинский, иеромонах, миссионер, первомученик Американский и его помощник, возможно мч. Петр Алеутский)
Согласно рассказу 104-летнего местного жителя, записанному миссионером диак. Василием Орловым, и другим источникам, о. Иувеналий отправился на север, прошел вдоль р. Нушагак и от верховьев р. Кускоквим (Кускокуим) по ее течению вышел на юго-запад Аляски, побережье Берингова м. к зал. Кускоквим. У пос. Куинхагак (Квингагах, Квынкхак, ныне Кинегнак) он погиб от копий и стрел эскимосов-юппиков Центральной Аляски, которые действовали по наущению шамана. Убили и провожатого (провожатых) из числа танаинов. Когда шаман или колдун после убийства священномученика надел на себя его крест, то уже не мог совершать языческие обряды и признал силу креста. Именно это место гибели миссионера, а не окрестности оз. Илиамна, является наиболее вероятным, как показал в неопубликованной работе финский исследователь П. Халламаа.
Местные предания сообщают также, что тело священника было похоронено в горах.
По дороге к Кускоквиму, на оз. Тугияк (Тогиак), в сев. части Бристольского зал. Берингова моря, штурман И. Я. Васильев в 1829 году видел у многих аборигенов медные образа и крест, которые, по его предположению, достались им от о. Иувеналия, "убитого от сего народа около 1796 г. близ селения Квинты" (Кинегнак).
Осенью 1799 году в Охотском море при кораблекрушении погиб иеродиак. Стефан (Говорухин).
Считается, что за время служения иеромонахи Иувеналий и Макарий крестили более 5000 туземцев Русской Америки. После мученической кончины Иувеналия в Николаевском редуте стали совершаться богослужения два раза в месяц. В 1848 году по инициативе свт. Иннокентия (Вениаминова) там была построена церковь в честь Успения Пресв. Богородицы.
Крайне сомнительна подлинность "ежедневного журнала" - дневника о. Иувеналия, обнаруженного в Калифорнийском университете в Беркли, который, вероятно, является подделкой, написанной неким Иваном Петровым.
В 1980 году иером. Иувеналий и отрок Петр Алеут по инициативе Григория (Афонского), еп. Ситкинского и Аляскинского, прославлены как местночтимые святые Аляскинской епархии Православной Церкви в Америке. 18 октября 2004 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя св. Иувеналия было включено в Собор Валаамских святых.