filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

17 (30) июня 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...


Святой Царь Соломон (др.-евр.: שְׁלֹמֹה, Шломо́ от др.-евр. שלום - "процветание", "благоденствие", "мир"; греч.: (в Септуагинте) Σολωμών; лат.: (в Вульгате) Solomon; араб.: (в Коране) سليمان, Сулейман), Иедидиа (др.евр. ידידיה - "Возлюбленный Богом"; ц.-слав.: Иеддеди), сын и преемник царя Давида, третий царь Израильский, строитель Ветхозаветного храма, Премудрый

св. царь Соломон, икона XIX век
(св. царь Соломон, икона XIX век)

Память 17 июня и в Неделю святых праотец


Предназначение и воцарение

Десятый сын святого царя и пророка Давида от Вирсавии. Ещё до рождения Бог назначил его наследником Израильского престола и строителем храма для Себя, определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар. 22, 9-10). Кроме того, Господь повелел через пророка Нафана наречь Соломону имя Иедидиа (2 Цар. 12, 25).

Соломон возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Его воспитателем называют пророка Нафана. Благодаря вмешательству Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царём ещё при жизни отца. Торжественное помазание, по воле царя Давида, совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе (3 Цар. 1, 32-40). Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия (1 Пар. 22, 6-16). Он также оставил наследнику завещание быть твёрдым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение (3 Цар. 2, 1-9).

Восхождение Соломона на престол сорвало первую попытку воцарения его старшего брата, Адонии. Однако, вскоре Адония обратился к молодому царю с просьбой отдать ему в жены Ависагу - девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, - надеясь с ее помощью осуществить свои амбиции. Соломон усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, и по его воле Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар - сослан в Анафоф; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок (3 Цар 2, 12-35).

Соломон царь, праведный, пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф. ; Италия. Венеция. Собор Святого Марка, XII в.
(Соломон царь, праведный, пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф. ; Италия. Венеция. Собор Святого Марка, XII в.)


В год воцарения у Соломона от Наамы Аммонитянки родился сын и будущий наследник - Ровоам (3 Цар 14, 21). В то же время молодой царь укрепил свою власть женитьбой на дочери Египетского фараона (1 Цар 3, 1), получив в приданое город Гезер - исключительный случай в анналах Египта, говорящий о признании мощи Израильского царства.

Наконец, важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, "народ ещё приносил жертвы на высотах" (3 Цар. 3, 2), отчего и Соломон пошёл в Гаваон, где находился главный жертвенник, чтобы принести там жертву Богу. Здесь Господь явился ему в ночном сновидении и сказал: "Проси, что дать тебе" (3 Цар. 3, 5). Соломон исповедовал себя "отроком малым" перед величием народа Божия, и попросил себе "сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что - добро и что - зло" (3 Цар. 3, 7-9). Также просил он "премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить" (2 Пар. 1, 10). Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону:

"сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; [...] и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои" (3 Цар. 3, 11-14).


Мудрость Соломона

Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая - подлинная мать - взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди "стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд" (3 Цар. 3, 16-28).

Царь Соломон. Миниатюра, Библия из Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, ок. 870 г.
(Царь Соломон. Миниатюра, Библия из Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, ок. 870 г.)


Мудрость Соломона была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян [...] и имя его было в славе у всех окрестных народов" (3 Цар 4, 30-31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками (3 Цар 10, 24-25). Ярким примером указывается царица Савская - т. е. правительница отдалённого Сабейского царства, которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва (3 Цар. 10, 1-3; 2 Пар 9, 1-12).

Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар. 4, 32), часть из которых вошла в канон Священного Писания.


Расцвет царства Соломонова

Соломон унаследовал Израильское царство, когда оно достигло своих наибольших размеров. Царь властвовал над землями от Евфрата до земли Филистимской и до границы Египта (3 Цар. 4, 21). Дружба с царём Хирамом и тесное торговое взаимодействие царств способствовали заключению союза с Тиром (3 Цар. 5, 1-12). В целом Соломон преуспевал в сохранении целостности царства и в предотвращении войн. Разветвлённые международные политические связи были закреплены многочисленными браками царя. Выделяются лишь два внешних врага, отложившиеся от Соломона на границах его царства - Адер Идумеянин и Разон, царь Дамаска.
Господство над сирийскими царствами и над Заиорданьем обеспечивало контроль над торговыми путями между Египтом, Месопотамией и Анатолией; караванными путями, связывавшими оазис Тадмор (ныне Пальмира) с Аравией, и, возможно, над путём в Южную Аравию; сухопутными путями между Средиземным и Красным морями. Соломон принимал активное участие в товарообмене между северными и южными странами - в частности, в перепродаже коней и колесниц (3 Цар 10, 28-29).
Развилась собственная израильская морская торговля, базой для которой стал порт Ецион-Гавер.

Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида. Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками (областными наместниками), начальника над царским домом и начальника над податями (3 Цар 4,1-7). Всё государство, за исключением удела Иуды, было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник (наместник) (3 Цар 4, 7-19). Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл (2 Пар 1, 14; 9, 25).

Израильтяне при Соломоне, "многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились" (3 Цар 4, 20). Народ жил спокойно и в достатке, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" (3 Цар 4, 25). Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры - к сикоморам (2 Пар. 9, 27). При этом на народ была наложена трудовая повинность (3 Цар 5, 13), а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков.


Царь-строитель

Наиболее примечательными вещественными памятниками Соломонова царства стали его многочисленные постройки, важнейшей из которых был величественный храм Божий в Иерусалиме. Во исполнение Божия повеления и отцова завета, в 480 году по исходе евреев из Египта, на четвертом году своего царствования (3 Цар 6, 1), Соломон предпринял построение храма. Строительные работы продолжались семь лет, в них было задействовано много десятков тысяч человек. Когда труды по возведению храма были завершены, Соломон положил в его сокровищницы посвящённое Давидом серебро, золото и вещи, после чего созвал начальников народа для перенесения ковчега Завета с Сиона в храм (3 Цар 7, 51; 8, 1). Торжественно поместив ковчег на новом месте, царь благословил народ, возглавил его в молитве к Богу и в принесении жертвы (3 Цар. 8, 54-55, 62). Господь принял и освятил новый храм.

храм царя Соломона, Иерусалим, реконструкция
(храм царя Соломона, Иерусалим, реконструкция)


По окончании храма Соломон стал сооружать свой роскошный дворец, что заняло следующие 13 лет (3 Цар 7, 1). Он также воздвиг стену вокруг Иерусалима и дворец для своей жены-египтянки - дочери фараона, за счёт чего Иерусалим разросся к северу. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, также свидетельствует о строительстве гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (3 Цар 9, 17-19; 2 Пар 8, 2-6). Строились общественные здания, мощные городские стены, четырехколонные ворота - части этой градостроительной программы налицо в Гацоре, Мегиддо, Бефсамисе, Тель-Бет-Мирсиме, Газере. Оформилась характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.


Закат Соломонова царства

Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона. Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам (3 Цар 9, 1-9; 2 Пар 7, 11-22). Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц - кроме царевны-египтянки, среди них были моавитянки, аммонитянки, идумеянки, сидонянки и хеттеянки, - и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам - Астарте, Милхому, Хамусу и Молоху (3 Цар 11, 1-10).

Давид и Соломон пророки, Сербия, Косово, Печская патриархия, храм во имя Святых апостолов XIV в.
(Давид и Соломон пророки, Сербия, Косово, Печская патриархия, храм во имя Святых апостолов XIV в.)


Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство. Однако ради Давида Бог положил явить Свой суд над Соломоном уже после его кончины, оставив за его потомством одно колено (3 Цар 11, 11-13). Воля Божия была подтверждена и пророчеством Ахии Силомлянина (3 Цар 11, 29-39).
Против Соломона поднялись не только внешние враги - Адер и Разон, но и внутренний - Иеровоам. Царь не сумел умертвить бунтаря, который бежал в Египет. Тем временем социальная почва для отложения северных колен от царского дома подготавливалась повинностями и налогами, которые израильтяне называли "жестокой работой" и "тяжким игом" (3 Цар 12, 4), а также роскошью царского двора и привилегированным положением Иудина колена. Если принять датировку книги Екклесиаст последними годами жизни Соломона, она предстаёт свидетельством того, что согрешивший царь, по слову святителя Филарета Черниговского, "не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона". Тема суетности мирской жизни и сознание "единого на потребу" выступают эпитафией мудрого царя:

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа! (Еккл 1, 14)

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека. (Еккл 12, 13)

С другой стороны, преподобный Иосиф Волоцкий, хотя и величает Соломона "премудрым", говорит что царь "умер в грехах".

Соломон скончался, процарствовав в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет, и был погребён на Сионе (3 Цар 11, 42-43). Престол перешёл было к его сыну Ровоаму, но тут вернулся Иеровоам и возглавил успешное восстание 10 колен против Иуды. Так суд Божий над домом Давида и еврейским народом выразился в разделении царства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное), которым уже не суждено было объединиться и достичь прежнего могущества.

Кончину Соломона и разделение единого царства обычно относят к периоду между 933 и приблизительно 928 годом до н.э. Так как Священное Писание указывает продолжительность его царствования - 40 лет, воцарение соответственно датируют 973-968 годами. О продолжительности жизни Соломона мнения расходятся куда сильнее. В итоге авторы значительных исследований о Соломоне представляют различные версии датировки. Например, Каплинский датирует рождение 986 годом, воцарение - 969 годом, а кончину и раздел царства - 930 годом до н.э.. Дубнов считает что Соломон прожил 64 года. Версия о воцарении Соломона в двенадцатилетнем возрасте встречается у армянского историка Моисея Хоренского. Особняком стоит древний историк Иосиф Флавий, утверждающий, что Соломон прожил 90 лет, из которых 80 лет правил.


Память

Значение Соломона, его деяний и эпохи сделали его имя незабвенным по целому ряду причин. Тот, чьё имя провозгласило его царём "мира", является прообразом Христа - великого Божьего Царя-Миротворца. Соломон занимает уникальное место как первый в истории строитель храма Божия. Его прославленная мудрость - главный дар, испрошенный Соломоном у Бога - открывается в Священном Писании как наиболее устойчивый его атрибут. Иисус, сын Сирахов так превозносит Соломона:

Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. (Сир 47, 16-19)

Священное Писание содержит довольно обширное повествование о Соломоне - в Третей книге Царств гл. 1-11 и во Второй книге Паралипоменон, гл. 1-9; известна и утерянная Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41). Библия также включает четыре книги, связанные с именем Соломона: Притчи, Премудрость, Екклесиаст и Песнь Песней. Хотя авторство Соломона в отношении некоторых из этих текстов небесспорно, в них открывается та глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Значимость Соломона объясняет появление и иных писаний, которые стали подписывать его именем (псевдоэпиграфов) - таких, как Псалмы Соломона и Песни Соломона. Ко времени воплощения Господа Иисуса Христа образ Соломона среди евреев был широко признанным мерилом мудрости и славы. Это признание обусловливает силу слов Господа, когда Он говорит, что Он "больше Соломона" (Мф. 12, 42; Лк. 11, 31), и когда Он указывает, что "и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из" полевых лилий (Мф. 6, 29).

Новозаветная Церковь, по мере образования канона богослужения и иконописи, более точно осмыслила место Соломона в жизни народа Божия. В своем Великом каноне преподобный Андрей Критский говорит о Соломоне нелицеприятно:

"Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него [...] Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога" (вторник, песнь 7).

Хотя отступление Соломона от веры не было полным отпадением, Церковь не прославляет его за богоугодное житие, как всех прочих честных праотец. В последовании Недели святых праотец другие праотцы упоминаются неоднократно, с конкретными указаниями особенностей их подвига, а Соломон - всего единожды: "Адама восхвалим, Авеля, Сифа [...] Давида и Соломона" (светилен).

Образование иконографической традиции первоначально прослеживается в книжной миниатюре, а приблизительно с XI века - во многочисленных иконах, фресках и мозаиках. Как правило, Соломон предстаёт молодым и безбородым, со стройной фигурой; на нем царские одежды, а на голове венец. Атрибутом в руках Соломона обыкновенно является свиток с пророческой или учительной надписью - часто: "Слыши, сыне, наказание отца твоего" (Притч 1, 8); "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Притч 9, 1). Реже в руку царя помещается также небольшой "макет" построенного им храма. Самые распространённые типы изображения царя Соломона - в пророческом чине иконостасов и на иконах Сошествия во ад. Часто он изображается близ своего отца, святого Давида Псалмопевца - так, на иконах Сошествия во ад взор Соломона традиционно обращён к Давиду; в миниатюре распространено изображение юного музицирующего Соломона по правую руку от Давида, составляющего Псалтирь, в окружении оркестра музыкантов. В XIV веке появились первые живописные изображения, иллюстрирующие акафист Богоматери, где Соломон с Давидом показаны в одном из клейм. Целый ряд икон новой, ранее неизвестной иконографии с изображением царя Соломона появился в середине XVI века - это сюжеты "Премудрость созда Себе дом", "О Тебе радуется", "Отрыгну сердце мое слово благо". В более поздней иконографии появляются также иллюстрации Третьей книги Царств и Песни песней.

Сошествие во ад (фрагмент). Мозаика, Лукинский монастырь на Еликоне в Беотии, XI в. Свв. цари и пророки Давид (слева) и Соломон (справа)
(Сошествие во ад (фрагмент). Мозаика, Лукинский монастырь на Еликоне в Беотии, XI в. Свв. цари и пророки Давид (слева) и Соломон (справа))


Соломон обрёл место в разных проявлениях народной культуры обращающихся в Христианство народов. В первую очередь воспевается его мудрость - в русском употреблении за Соломоном закрепилось прозвание Премудрого, а выражение "Соломонов суд" по сей день остаётся крылатым во всём мире. Память о Соломоновом храме связала имя царя с монументальным храмоздательством. Например, известно восклицание святого императора Юстиниана Великого по окончании возведения им Константинопольского Софийского собора: "Я победил тебя, о Соломон!" Святитель Иларион Русин в "Слове о законе и благодати" сравнивает с Соломоном благоверного великого князя Ярослава Мудрого как продолжателя дела равноапостольного Владимира и строителя Киевского Софийского собора. У многих народов Соломон стал героем разнообразных литературных произведений, легенд и пословиц. Одно из древнейших сохранившихся сочинений о Соломоне - англосаксонская поэтическая легенда "Диалог Соломона и Сатурна". Нередко эти творения были составлены под влиянием позднейших еврейских традиций. Так, русские повествования о Соломоне и Китоврасе XIV-XV веков были навеяны мидрашистским рассказом о строительстве Ветхозаветного храма. "Кольцо Соломона" и пятиконечная "звезда Соломона" фигурируют в массовой культуре поныне.

Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат Новгородского Софийского собора (ныне - в Успенском соборе Александровской слободы), 1335-1336 гг.
(Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат Новгородского Софийского собора (ныне - в Успенском соборе Александровской слободы), 1335-1336 гг.)

Традицию почитания Соломона унаследовал и римо-католицизм, благодаря чему Соломон широко представлен в изобразительном и литературном наследии Запада. Память о Соломоне ярко прослеживается среди иудеев: в Аггаде он выступает как мудрейший из людей, понимавший язык зверей, которые подчинялись ему; Мидраш содержит многочисленные рассказы о мудрости суда Соломона, о его связях с ангелами и демонами; намечается мотив Соломона-гордеца. Для мусульман Соломон (Сулейман) выступает в Коране не только как наследник Давида, но и как верный слуга Божий, наделённый величайшей мудростью, понимающий язык птиц и повелевающий ветрами и духами.
(по материалам: http://drevo-info.ru/articles/13672628.html)



Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы (Сокольницкие), память обретения мощей в 1562 году

Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы (Сокольницкие)

Память 4 мая, 17 июня

Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) жили в XIV веке в Новгороде; они проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель. Как сообщают летописи, "на Сокольей горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь устроиша" в 1389 году. Праведные Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом или Алфаном, который убежал на Двину, спасаясь от преследований за сношения с Москвой, и праведники подверглись бедам по родственной связи с Яковом, тяжкими скорбями невинного страдания очистившись для блаженной вечности. В "Сказании" о святых братьях описаны чудеса, происходившие от мощей после их кончины. В связи с пожаром, истребившим Сокольницкую обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 мая 1775 года.


Тропарь Никите, Кириллу, Никифору, Клименту и Исаакию, братьям Алфановым (Сокольницким) в Новгороде
глас 1
Послушаша Господня гласа, / добрии рачители бывше, / благий Его ярем на ся вземше, / усердно понесосте / и постничества путь достигше, / преподобнии отцы, святии чудотворцы, / воини Небеснаго Царя Христа, / Никито, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исаакие, / сего ради от Вседержительныя десницы венцы неувядаемыми увязостеся, / и Небесною славою одеястеся, / и чудотворении обогатистеся, / темже и о нас молите не престайте, / да получим вечных благ, / мы же сице взываем: / слава Давшему вам к подвигу крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Дающему вами всем исцеления.



Преподобные Пиор Нитрийский и Иосиф Пустынник


Преподобные Иосиф пустынник и Пиор подвизались в IV веке, ученики преподобного Антония Великого.
Пиор тайно покинул свой дом, дав обет больше никогда не входить в родной дом и не видеть родных. Стал отшельником в Нитрийской пустыне в Египте.

Через много лет его сеста, уже пожилая женщина, узнав, как живет ее брат, уговорила нитрийских отшельников разрешить ей повидаться с Пиором. Тогда Пиор, придя к ней в дом, остался стоять в дверях с закрытыми глазами. Поговорив с сестрой, не видя ее и не входя в ее дом, святой удалился назад в пустыню.
Однажды на созванном в Нитрийской пустыне Соборе, где намеревались обсудить одного из братии, совершившего некий поступок, пока все спорили, преподобный Пиор вышел перед собравшимися отцами. За спиной у него висел мешок, наполенный доверху песком, а на груди – лишь слегка наполненная песком корзина. Когда собравшиеся спросили, что же он делает, святой отвечал, что полный мешок — это его собственные грехи, которые уже позади и он их не видит, чтобы как-то осуждать. Слегка же наполненная корзина – малые грехи обсуждаемого всеми брата, которые он видит перед собой, а потому готов страстно обличать их. «Так может нужно повесть впереди собственные ошибки, чтобы всегда о них помнить и просить за них у Бога прощения!» — в конце воскликнул святой. Когда это услышали собравшиеся, они разошлись, говоря, что именно это есть путь к спасению.



Преподобномученик Нектан Хартлендский

прмч. Нектан Хартлендский

Память чудотворца всего Девона преподобномученика Нектана совершается 17 июня

Святой Нектан родился около 468 года в Уэльсе и был старшим сыном известного святого короля Брихана из Брекнока. У короля было 24 дитяти, и святой Нектан своей добродетельной жизнью и мученической кончиной превзошел их всех. Уже в юном возрасте он твердо решил избрать иноческое житие и посвятить всего себя служению Богу по примеру отцов-пустынников Египта. Вместе со своими благочестивыми родственниками святой Нектан сел в лодку и положил, что будет вести подвижническую жизнь там, куда она причалит, - это будет ему знак от Бога. Лодка причалила в северном Девоне. Там подвижник поселился на окраине нынешнего городка Хартленд в местечке под названием Сток. Он построил себе крошечную хижину и много лет возносил уединенную молитву здесь, посреди дремучих лесов. Рядом с его отшельнической хижиной был ручей - его русло пролегало там, где сегодня течет вода святого источника во имя преподобного Нектана. Подвижник целыми днями пламенно молился; питался он одними ягодами. Много лет об угоднике Божием никто не знал. Со временем и другие родственники святого Нектана переехали в Девон, где много проповедовали, приводя язычников ко Христу.

Однажды отшельник Нектан помог нерадивому пастуху собрать разбежавшееся стадо свиней, за что получил от него в дар двух коров. Через некоторое время коров у святого похитили разбойники. Однако Нектану удалось разыскать грабителей. Святой попытался обратить их ко Христу проповедью, но разбойники схватили святого и отсекли ему голову. Обезглавленный мученик взял, к неописуемому ужасу разбойников, свою голову в руки и направился к ручью, около которого много лет подвизался, - здесь он и отошел ко Господу. Это случилось в 510 году. До нашего дня возле местного ручья сохранились камни, хранящие красные следы крови святого мученика, свидетельствующие о беззаконии, совершенном в этом месте более 1500 лет назад. Увидев чудо, один из разбойников сразу уверовал во Христа и благоговейно похоронил святого. Из нераскаявшихся разбойников впоследствии кто ослеп, кто умер ужасной смертью. По преданию, в тех местах, где пролилась кровь святого Нектана, долгое время обильно росла наперстянка.

Святого Нектана почитают и в Корнуолле. Считается, что он некоторое время подвизался на месте нынешней деревни Третеви в Корнуолле. Здешний заросший густым лесом район Сент-Нектанс-Глен («Горная лощина святого Нектана»), а также водопад носят имена святого угодника.
Нектан почитался как святой мученик; мощи его были положены в раку, и на протяжении многих веков к ним стекались паломники. Во второй половине XII века на месте церкви святого Нектана в Хартленде построили августинский католический монастырь, и с того времени мощи угодника хранились в нем - вплоть до Реформации. Не менее пяти церквей в Девоне и Корнуолле освящены во имя святого Нектана, в том числе и средневековая церковь в деревне Уэлкомб на границе Девона и Корнуолла (рядом с ней сохранился святой источник) и средневековая часовня возле деревни Сент-Уинноу в Корнуолле. Древняя церковь в Эштоне графства Девон некогда тоже была посвящена святому Нектану. Память мученика издавна праздновали в городах Эксетер, Уэллс и Лонсестон. Но центром почитания этого удивительного святого считается Хартленд, где до сих пор происходят многочисленные чудеса исцеления на том месте, где пострадал отшельник. Местная англиканская церковь, датируемая XIV веком, освящена во имя мученика Нектана. Эта церковь - одна из самых длинных в Девоне (ее длина составляет 137 футов), а ее башня - самая высокая в этом графстве (высота - 138 футов). Бьющий в 100 метрах от церкви источник святого Нектана находится точно на том месте, где святой вел подвижническую жизнь. Местные жители любят и почитают святого Нектана и искренне верят, что угодник до сих пор духовно присутствует среди них. Существует обычай в день памяти святого приносить к его источнику цветки наперстянки. Каждый год в память о мученической кончине Нектана в храме Хартленда совершается специальная служба, а дети проходят крестным ходом вокруг храма, держа в руках пурпурные наперстянки как символ мученичества подвижника.
Два населенных пункта в Бретани, возможно, тоже связаны с этим святым.

Жители Девона хранят предания, связанные со святым Нектаном. По одному из них, святой Нектан особенно ненавидел грех сквернословия и искренне считал, что упорствующие в этом грехе достойны того, чтобы язык их опухал. Поэтому на протяжении веков окрестные жители больше всего боялись «согрешить сквернословием и прогневать святого». В 1970-х годах в графстве Девон произошел такой чудесный случай, зафиксированный одной православной монахиней. Некий молодой человек, несмотря на предупреждения своих близких, сквернословил в непосредственной близости от места подвигов святого Нектана в Хартленде. Вдруг его поразил страшный недуг, и он едва не погиб: его язык так распух и сдавил гортань, что он стал задыхаться. Но в тот же день молодой человек и полностью исцелился - после искреннего слезного покаяния.

По некоторым сведениям, мощи святого сохранились под спудом в церкви Хартленда.
Святому Нектану написана православная служба на английском языке.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments