Преподобный Кевин Глендалохский (Kevin), отшельник, игумен, чудотворец Ирландский
Святой родился около 498 года в краю Лейнстер, в Ирландии, в семье высоких дворян Коэмлога (Coemlog) и Коэмеллы (Coemell), быть может – членов королевского дома Лейнстера. По традиции его рождение было отмечено чудесными знамениями – мать не чувствовала боли при рождении, а снег, падавший вокруг дома, таял. При крещении дитя святой ангел явился родителям и указал назвать сына Коэмгеном (Кевином), что значит по-ирландски «благорожденный». Святой Кронан (Cronan), крестивший дитя, согласился, говоря: «Истинно, это был ангел Господень, и как он именовал дитя так и будет он зваться». Святой Кевин стал первым получившим это имя.
В детстве мальчик проявил себя неуживчивым и нелюдимым, но любящим животных. В семилетнем возрасте родители послали его в монастырь, под начало святого Петрока, в Корнуолле. Кевин проявил себя подвижником и молитвенником. К его времени в монастыре относится предание о том, как мальчик в течении всего Великого поста неподвижно держал гнездо дроздов. В первый день поста, когда мальчик стоял на коленях в молитве с простертыми руками, чёрная дроздиха села на его ладонь и свила гнездо. Весь пост он остался недвижим, чтобы не потревожить гнездо, а птица кормила его ягодами и орехами. К концу поста птенцы вылупились, и Кевин вместе с братией отпраздновал Пасху.
Преуспевавший в монашеской жизни Кевин был рукоположен во пресвитера и уединился в горах вокруг Глендалох, «Долины двух озёр». Ревнителя чистоты и безмолвия некоторое время преследовала домогавшаяся его женщина, от которой он смог избавиться лишь столкнув её однажды с откоса. Прибежищем ему служила маленькая пещерка, размером пять-на-семь футов, по преданию указанная ему ангелом. Он вел жизнь самоотречения и молитвы, питался травами и рыбой, которую ему стала приносить озерная выдра. Зимами Кевин уходил молиться на Верхнее озеро, стоя по шею в студеной воде, и однажды уронил в воду свой молитвенник, который тут-же вернула ему вынырнувшая выдра, с тех пор носившая ему рыбу.
Святой прожил семь лет в уединении до тех пор, пока крестьянин по имени Дима не нашёл его. Крестьянин заметил, что его корова стала удивительно обильно доиться и однажды последовал за ней. Оказалось, что корова приходила лизать ноги и одежду святого Кевина, стоявшего на молитве. Язычник Дима пал на колени перед святым, принял наставление в святой Христовой вере, и звал святого огласить весь свой дом. После ещё одного дня молитвы, Кевин убедился что воля Божия указует ему встать на путь благовествования. Начав с домочадцев Димы, он вскоре собрал вокруг себя многие семьи со всего края, наставляя всех в Православной вере.
Тогда он решил основать здесь монашескую обитель, как средоточие просвящения. Но он не мог сразу исполнить своего намерения, потому что король О’Тул Глендалохский был язычником и не позволял этого. Однако, у короля был любимый им гусь, который состарился и ослаб, так что не мог уже летать. Слыша о чудесных способностях Кевина, король предложил ему омолодить любимого гуся, за что святой попросил в собственность всю землю, над которой гусь сможет облететь. Недоверчивый король согласился, зная что гусь не может летать, но по прикосновении к нему святого гусь омолодился и облетел вокруг всей Глендалохской долины.
(Монастырь Глендалох, Ирландия)
Тогда и был заложен Глендалохский монастырь, построенный для святого крестьянами-добровольцами, подрядившимися работать от пробуждения жаворонков до сна ягнят. Однако, работники выбивались из сил – оказалось что жаворонки начинали своё пение необыкновенно рано. Святой запретил им и с тех пор в Глендалох не слыхали жаворонков. Монастырь же был построен своим чередом.
Вскоре вокруг святого собралась большая братия, и всё новые постройки расширили монастырь, ставший поистине городом в пустыне. За советом ко святому стекались люди издалека, и семь паломничеств в Глендалох стали приравнивать к подвигу паломничества в Рим. Говорилось, что Кевин стал исполнением пророчества святого Патрика о распространении Благой Вести к югу от Дублина.
Кевин однажды был в Риме, где получил мощи для монастырского храма, и много лет спустя вновь возжелал предпринять паломничество. Зная, что на нем лежат обязательства управления монастырем, он спросил совета «друга души», святителя Киарана Клонмакнойского. Тот, однако, понимая желание своего друга, судил что лучше святому учить наследников, чем оставить их недоученными. «Птицы не кладут яиц в полёте» сказал епископ святому. Некоторое время спустя Киран почувствовал приближение смерти и повелел братии внести себя в церковь и закрыть его там до прибытия Кевина. Кевин прибыл на третий день после преставления Кирана, побывав по пути у святых Колумбы, Комгалла и Канниха (Cannich). Тут же по его прибытии дух Кирана вернулся в тело, святые друзья погрузились в долгую беседу и по-братски простились. Тогда Киран благословил Кевина и одарил серебряным колокольчиком в знак дружбы, а тот преподал ему Святые Тайны, после чего Киран отошёл ко Господу.
Святой Кевин, хоть и тяготился им, принял послушание настоятельства и до смерти поучал многочисленную братию и богомольцев. 3 июня 618 года, достигнув 120-летнего возраста, святой мирно почил. Точное место его могилы было утеряно.
Чудеса
Святому приписывают множество чудес, особенно же выделяются те, в которых проявилась его особая близость и любовь к животным и всей природе.
Так, рассказывают о травимом кабане, улегшемся у ног молившегося Кевина. Когда гончие настигли кабана, они тоже улеглись у ног святого. Только люди-охотники хотели было убить зверя, но стая птиц, в этот момент опустившаяся на дерево, под которым стоял святой, разубедила и их.
В детстве Кевин пас овец и, сжалившись над бедняками, отдал им четырех. Однако, на вечернем подсчёте, оказалось что овец не убавилось.
В бытность в монастыре святого Петрока, отрок отдал внезапно прибывшим паломникам обед, который он готовил для сборщиков урожая. Тогда он просил наполнить элевые сосуды водой и собрать оставшиеся кости, обратился к Господу в одиночестве, и по его молитве, вода обратилась в эль, а кости обрасли мясом.
Король Колман Фэланский потерял всех своих сыновей кроме младшего, которого, чтобы защитить от злых духов, он отдал в монастырь Кевина. Но у монастыря не было коров, чтобы выкормить младенца. Тогда Кевин, увидев олениху на монастырской земле, повелел ей выкормить принца вместе со своим оленёнком. Та подчинилась, но волчица убила её до срока, когда младенец смог бы отказаться от молока. За это святой наложил на неё послушание выкормить обоих, что та и исполнила.
Молодой человек, живший около монастыря, страдал от эпилепсии. Однажды ему было открыто, что он излечится, съев монастырское яблоко. Но в монастыре не было яблонь. Узнав об этом, Кевин повелел монастырским ивам произвести яблоки, что и произошло. Юноша излечился, а ивы приносилия яблоки ещё четыреста лет.
Тропарь
глас 8
Thou wast privileged to live in the age of saints, O Father Kevin, being baptized by one saint, taught by another, and buried by a third. Pray to God that he will raise up saints in our day to help, support, and guide us in the way of salvation.
Ин тропарь
глас 4
With hymns of praise let us all bless the noble Kevin, who by his godly love poureth divine grace into the hearts of those who honor him; for he dwelleth now with the saints and angels in heaven, where he standeth before the throne of the Most High, praying unceasingly for us all.
Кондак
глас 5
Forsaking thy noble inheritance, and shunning all the crooked ways of this sin-loving world, thou didst apply thine obedient feet to the straight and narrow path of Christ, eagerly hastening throughout thy life toward the heavenly Sion, where with all the saints and the bodiless hosts thou criest aloud in ecstasy: Let every breath praise the Lord!
Святитель Ахилл (или Ахилла), епископ Александрийский
Память 3 июня (Греч.), 7 ноября (зап.)
Выл рукоположен в священнический сан при еп. Александрийском Феоне, возглавлял Александрийское огласительное училище и приобрел известность подвижнической жизнью.
В 311 г., после мученической кончины еп. Александрийского сщмч. Петра I, стал его преемником.
О продолжительности пребывания Ахилла на кафедре данные источников противоречивы. За время епископства он восстановил в священническом сане Ария (отлученного от Церкви еп. Петром), хотя и не разделял его взглядов. Ахилл был также противником мелитианства.
Скончался 13 июня 312 или 313 года, однако византийские календари отмечают его память 3 июня: Типикон Великой церкви IX-X вв. и некоторые рукописные синаксари и Минеи.
Преподобный Афанасий Вифинский, Траяновский, чудотворец
Родился в небогатой семье в феме Кивирриотов (Малая Азия). Достигнув совершеннолетия, Афанасий ушел из дома, взяв с собой, по слову Спасителя, только один хитон. Странствуя по разным монастырям, он получал наставления у духовных мужей и старцев. Однажды он встретился с игум. Космой, бывш. синклитиком (членом имп. совета), который основал Траянов монастырь (греч. τοῦ Τραϊανοῦ) на р. Сангарис (Вифиния). Однако жестокосердная братия вынудила его покинуть монастырь. Увидев в Афанасие посланца Божия, Косма вместе с ним вернулся в свой монастырь.
Исполненный добродетелей, Афанасий своим примером обратил иноков ко страху Божию, а сам вскоре принял великую схиму и стал священником, занимаясь также переписыванием книг. Афанасий строго постился, до вечера не вкушая пищи, претерпел много искушений от демонов, но благодаря своему смирению избавился от страстей. Он ни на кого не смотрел и ни с кем не разговаривал, общаясь с братией только в субботу и в воскресенье. Впоследствии, переписав для игумена много книг, Афанасий потерял зрение. Он обратился к Богу с горячей молитвой: «Господи, если я достоин, даруй мне свет, как он был изначально, и все, что я буду по силе, данной Тобой, писать, пойдет на пропитание бедным и нищим». Удостоившись исцеления, Афанасий за 28 лет раздал бедным 900 номисм золотом, заработанных своим трудом.
Скончался в 925 году в глубокой старости, ведомый апостолами Андреем и Иоанном, что открылось в видении игум. Косме. При жизни прп. Афанасий делал различные предсказания, которые всегда сбывались, и сотворил множество чудес после смерти.
Житие его находится в греч. Синаксарях, видение игум. Космы включено под 5 октября в состав слав. Прологов. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание прп. Афанасия без синаксаря.
Икона Богородицы Табынская
Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России.
Табынскую икону можно назвать даже сверх чудотворной. По многим местам в России можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания. Старые люди говорят: «Да, есть такая икона, как Казанская, очень старинная с темным ликом. Иконе той поклонялись казаки, потому, и называется она Табынскою. А лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям».
По легенде, имевшей хождение в Китае: «Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне территория Башкирии). О видении монах – провидец рассказал своему другу монаху – иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской»
Еще больше легенд о том, где теперь находится Табынская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев.
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом, как гласит предание:
Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был действительно большим, около 3-х метров в высоту и ширину. Этот камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню там стали молиться ей. Дальше произошло новое явление Табынской иконы. Как говорит сказание: «Пречистая икона была перенесена братию в монастырь. И была носима и в Казань и в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне и снова была поставляема в монастырь» Это стало известно царю Федору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген основал монастырь «Пречистенский».
Второе явление Табынской иконы в 1765 году в том же месте, что и первый раз. Предание рассказывает: Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Стали плакать и молиться: «Не уйдем пока нас русский Бог не исцелит» Самый молодой башкир из них 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику. И они, каясь в содеянном умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в церковь, но утром икону не обнаружили, а в Табынском храме. Известно, что молодой башкир принял святое крещение и проводя особую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в г. Челябинске.
Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9 пятницу после праздника Пасхи. Ныне этот день празднуется всем народом, а Божия Матерь отмечает этот день великими чудесами.
Во время гражданской войны, отступавшими войсками атамана Дутова икона была перенесена за границу. И долгое время (до прихода коммунистов к власти) находилась в Китае. Сейчас местонахождение самой большой святыни и покровительницы Уральского края неизвестно.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Табынская”
глас 4
Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево, честныя Твоея Табынския иконы, Владычице, яже паче лучей солнечных возсия, от Источника приснотекущаго, Христа, Бога нашего, источаеши целебныя дары с верою к тебе притекающим, Тя бо Христос Помощницу людем Своим дарова, покрывати и спасати от всякия беды рабы Своя, едину Благословенную.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Табынская”
О Пресвятая Владычице Богородице, Мати Господа нашего Иисуса Христа непрестанная о нас пред Богом молитвенница и ходатаица. О, Мати наша Преблагая, всех нас при кресте Сына Твоего усыновившая. Благодарим Тя, безчисленныя блага молитвою Своею нам испросившая. Благодарим Тя, множество икон Твоих чудотворных стране нашей даровавшая. Благодарим Тя, дивную икону Табынскую в годину скорбей краю Уральскому пославшая, на камени велием икону Свою нам явившая. Молим Тя, окамененныя сердца наши росою молитв Твоих умягчи. Милость Свою нам показавшая у источника воднаго, идеже болезни наша телесныя исцеляются, даруй нам потоки скорбных слез и очисти ими тину грехов наших. У источника воднаго святою иконою Твоею благословение месту сему показавшая, помози нам Слово Господа Сына Твоего исполнити и солию земли быти. Лик Свой темный нам, грешным, омраченным грехом явившая, просвети тьму грехов наших и приведи нас к тихому пристанищу в вечныя обители, уготованные Господом любящим Его. Аминь.